КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ДОСУГИ КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЕВ РАЗВИТИИ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЗОР НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Особенности формированиядвигательных навыков и умений детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклоненияв развитии
1.2 Закономерности формированиядвигательных навыков и умений в процессе обучения
1.3 Этапы обучения двигательнымнавыкам
2. Система организации физического воспитанияв специальных дошкольных учреждениях
2.1 Роль досугов в обучении детей старшеговозраста двигательным умениям и навыкам
2.2 Содержание физкультурных досугови методики их проведения в старшей логопедической группе
2.3 Использование разных вариантов физкультурныхдосугов для детей старшей логопедической группы
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Одним изосновных условий и показателей хорошего физического и нервно-психическогоразвития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений.Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движенияхинтенсивнее протекают физиологические процессы, что ведет к улучшению работывсех внутренних органов и систем. Несовершенное развитие движений оказываетпагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития вболее старшем возрасте. Большое влияние оказывают движения на развитие речидетей.
Поэтомуодной из основных задач по физвоспитанию дошкольников является формированиедвигательных навыков.
Особоезначение решению этих задач придают в работе с детьми, имеющих отклонения вразвитии. Это связано с тем, что у данной категории детей, по мнению многихисследователей, нарушено развитие общей моторики.
Задачаформирования двигательных навыков наиболее успешно решается на физкультурныхзанятиях, где усвоение техники выполнения движений, происходит в специальносозданной обстановке. Для совершенствования движений необходимо создавать такиеусловия, чтобы ребенок научился выполнять движения в разнообразных условиях исочетаниях с другими видами движений.
Ксожалению, педагоги дошкольных учреждений больше внимания уделяютпервоначальному разучиванию основных движений, часто не проявляя заботы одальнейшем их совершенствовании. Это приводит к тому, что результатыдвигательного опыта накопленного в процессе разучивания движений в специальноорганизованной обстановке, не переносится автоматические в повседневнуюдвигательную деятельность. Это обстоятельство и определило выбор данной темы.
Объектисследования: процесс совершенствования двигательных навыков у детей старшегодошкольного возраста.
Предметисследования: методическое обеспечение процесса •,, формирования двигательныхнавыков на этапе их совершенствования.
Цельработы: разработать наиболее эффективную методику проведения физкультурныхдосугов для совершенствования двигательных навыков дошкольников.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемыформирования двигательных навыков на разных этапах обучения движениям детейдошкольного возраста.
2. Изучить особенности системы организациифизвоспитанияв специальном ДОУ.
3. Разработать сценарий разных вариантовфиз. досугов для детей старшего возраста.
Гипотеза:предполагалось, что разработанная нами методика проведения разных вариантовфизкультурных досугов окажет положительный эффект на совершенствованиедвигательных навыков детей.
Научнаяновизна и практическая значимость: разработка и апробирование разнообразных сценариевфизкультурных досугов.
Структураработы: работа изложена на 34 страницах машинописного текста и состоит извведения, 2-х глав, выводов, практических рекомендаций, литературы.
1. ОБЗОРНАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1Особенности формирования двигательных навыков и умений детей старшегодошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии
Дошкольныйвозраст является периодом интенсивного формирования всех органов и системорганизма и сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольномдетстве развивающего развиваются те двигательные качества, навыки и уменияребенка, которые служат основой его нормального физического и психическогоразвития.
Движения- основа здорового состояния организма человека, без них невозможна еготворческая деятельность. Ограничение движений неблагоприятно влияет на всежизненные процессы растущего организма.
Своевременноеи разностороннее развитие движений является одним из основных показателей иосновных усилий физического и нервно-психического совершенствования.
Обучениеребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формированиядвигательных умений и навыков.
Нервнаясистема играет важнейшую роль в формировании двигательных навыков. Об этомсвидетельствуют теоретические исследования П.К. Анохина, Н.А.Бернштейна,которые вносят значительный вклад в понимание формирования двигательных навыковв процессе обучения.
Нашестом году жизни происходит изменение пропорций тела ребенка за счетувеличения длины ног. С развитием центральной нервной системы движения ребенкастановятся все более разнообразными, точными координированными, он способенконтролировать свои действия. Основная работа с детьми этого возрастанаправлена на совершенствование навыков движений. Для детей этого возраставводятся большее количество упражнений с сохранением равновесия. Ходьба становитсяболее координированной, исчезают лишние движения, длина шага увеличивается.(11, с. 148). Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательнымаппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребенок умеет ихсочетать в зависимости от окружающих условий (7, с. 228).
Растущиевозможности детей ведут к еще большему усилению образовательно-воспитательнойроли физической культуры. Сохраняется и оздоровительное назначение. Продолжаютсяформирование правильной осанки, разучивание техники движений, ходьба на лыжах,плавания и других видов спортивных упражнений.
Обучаясьтехнике движений, получают представления и значения о разнообразных способахдвижений из назначений, сходства и различии в силе, скорости, направлении,характере сложности. У ребенка формируют практические умения и навыки в этихспособах, и упражняется в них.
Развитиедвигательных качеств осуществляется постепенно в упражнениях и подвижных играхс применением специальных средств и методов.
Новымидля старших дошкольников являются соревновательные формы работы.
Ставитсязадача воспитания у детей умения играть в подвижные игры по собственномупочину, относится к выполнению правил. Детей приучают отвечать на вопросы воспитателя,анализировать простые движения, оценивать их качество, вычленять ведущие фазы,путем сравнения замечать ошибки и исправлять.
«Программойвоспитания и обучения в детском саду» определены задачи и содержаниеработы по развитию движений. Так в старшей группе предусмотрено продолжатьработу по совершенствованию двигательных умений и навыков. Формироватьправильную осанку, умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Закреплятьумения детей легко ходить, бегать, энергично отталкиваясь от отпоры. Развиватьфизические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость; морально-волевыекачества, выдержку, находчивость.
Учитьэлементам спортивных игр, играм с элементами соревнования.
Воспитыватьсправедливость, честность, дружелюбие,организованность, самостоятельность. (10, с. ПО)
Ковремени поступления в школу ребенок должен обладать крепким здоровьем хорошимфизическим развитием, достаточным объемом навыков и привычек в выполнениигигиенических закаливающих процедур, умением сохранять провальную осанку.Следует добиваться развития у детей ловкости, быстроты, гибкости, координациидвижений, чувства равновесия и хорошей пространственной ориентировки, а такжеумения проявлять выносливость и силу во время упражнений.
Такимобразом в старшем дошкольном возрасте обучение в процессе физической культурыориентированно на все большую осознанность восприятия ребенком программногоматериала. (16, с. 149)
Однако,у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в психомоторномразвитии, имеющие различные проявления и причины. Недостатки в формированиимоторики наблюдаются у всех категорий проблемных детей.
Недостаткиразвития моторной сферы детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так изарубежными учеными. В научных работах таких авторов как, В.В.Лебединский,Н.С.Лебединская, Е.М.Мастюкова, И.Ф.Марковскаяч, М.С.Пивзнер, Ульянковаотмечают, что у данного контингента детей проявляются особенности формированиядвигательной сферы: отставание в двигательном развитии, нарушение регуляциипроизвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений инедостаточность двигательных качеств.
Так удетей массовых групп уже в пять-шесть лет практически сформированы основныедвигательные навыки, то у детей с ЗПР они формируются только к шести — семигодам и позже (5, с.44).
Длядетей с проблемами в развитии особенно важным является совершенствованиемоторики, т.к. развитие двигательной сферы является непременным условиемпсихического развития. А тонкая моторика — есть основа развития всех психическихпроцессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи).
Поэтомуочень важно у аномальных детей развивать двигательные навыки, способствующиеразвитию мелкой моторики пальцев рук (Цвинтарный В.В., Роговина А., КольцоваМ.И. и др.).
1.2 Закономерностиформирования двигательных навыков и умений в процессе обучения
Быстротаи прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенныеранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка.Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос»)происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например,приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательныйперенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющихразличные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятииприземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочениядвигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательноевзаимодействие.
Формированиедвигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств.Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании, улучшается техника ихвыполнения и повышаются количественные показатели.
Продолжительностьформирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, напримерскоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные сточностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуютдлительного срока.
Формированиедвигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.
Наскорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка(осознание поставленных задач, мотивов деятельности), также положительныеэмоции на занятиях (15, с.ЗЗ).
Вформировании двигательного навыка исследователи Н.А.Бернштейн и П.К.Анохинвыделяют три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такойпоследовательности: I стадия — иррадиация; II -специализация и III стабилизация условно-рефлекторногоакта.
Iстадия — формированиедвигательного навыка, короткая по времени. Она направлена на созданиепервоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процессавозбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка сновым движением.
IIстадия — болеепродолжительна по времени. Она характеризуется многократной повторяемостьюдвижения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенноулучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всейсистемы в целом. На этой стадии ребенок проявляет большую осознанность задач и своихсобственных действий.
IIIстадия — стабилизациянавыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движениястановятся экономичными, свободными, точными и раскованными.
Обучениедвигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевогонапряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойнойобстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решенииобучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения. (13, с.96-98)
Приобучении большое значение имеют эмоции, интерес и сознательное отношение детейк своей деятельности. Интерес к содержанию разучиваемых двигательныхупражнений, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем.Формирование двигательных навыков у детей требует учета индивидуальныхтипологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп ихусвоения, приобретения двигательного опыта, уровня развития физических качестви двигательных навыков.
Обучениетребует умственного, физического и волевого напряжения поэтому необходимаспокойная обстановка и эмоционально — положительное состояние психики детей.И.А.Павлов утверждал, что образование новых временных связей происходитэффективно, когда кора больших полушарий мозга свободна от постороннихраздражителей извне, т.е. когда ничто не отвлекает внимание ребенка во времяобучения. Следовательно, только в условиях обеспечивающих сосредоточенностьвнимания и восприятия детей обучение дает наиболее эффективные результаты.
Такимобразом, процесс формирования двигательных навыков у дошкольников имеетопределенную закономерность и педагогу необходимо соблюдать ряд условий накаждой стадии формирования навыка.
1.3Этапы обучения двигательным навыкам
В теориифизического воспитания двигательное умение определяется, как степень владениятехникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания насоставные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. (3,с.28)
Двигательныйнавык — это степень овладения техникой действия, при которой управлениедвижениями происходит автоматизировано, и действия отличаются высокойнадежностью (3, с.83).
Формированиедвигательного навыка представляет собой процесс образования динамическогостереотипа при взаимодействии 1-й и 2-й сигнальных систем с преобладающимзначением 2-й сигнальной системы. (3, с. 83)
Процессобучения двигательным навыкам проходит в определенной последовательности исистеме. Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенкомдошкольного возраста проводились А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, И.В.Полтавскойи другими педагогами. Ими выделено 3 этапа обучения двигательным навыкам 1)первоначальное разучивание; 2) углубленное разучивание; 3) закрепление навыка исовершенствование техники. (13, с.99)
Первоначальноеразучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление одвижении и сформированность умения выполнять его в общих чертах (освоить основутехники). При этом наблюдается излишнее мышечное напряжение, неточность ввыполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Углубленноеразучивание. Задача второго этапа — создать правильное представление о каждомэлементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закреплениенавыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа — закреплениеприобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его вразличных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме).На данном этапе продолжается совершенствование техники движений. (15, с. 33)
Следовательно,этапы обучения физическим упражнениям — это педагогический процесс взаимнойдеятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательногодействия. (16, с. 19)
Исходяиз процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразныеметодические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильностьвыполнения действий, использует словесные поощрения, обращает внимание ребенкана его ошибки. Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком, онподходит к ним дает указания, что позволяет детям осознанно стремиться ккачественному и точному выполнению движений.
Навтором этапе обучения движениям ребенок уже знаком, педагог предлагает изменитьисходное положение. Просит ребенка проанализировать, как выполняют действиятоварищи.
Педагогпредлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения. При этом ребенкудается план-схема. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление,ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно выполняет. У негоактивизируется внимание, память, мышление, появляется желание правильно икрасиво выполнять движения.
Натретьем этапе обучения движений ребенок сознательно воспринимает задание,целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточеннона качестве движений. У ребенка появляется точность, красота, выразительностьдвижения. Педагог на этом этапе может использовать счет, творческие задания. Длясовершенствования двигательных навыков на III этапе обучения детям предлагают выполнитьотработанные физические упражнения в форме соревнования. Соревнованияиспользуют и как прием, который помогает вызывать у детей положительноеотношение к усвоению техники нового движения, и как метод совершенствованиядвигательных навыков физических способностей, и как средство воспитанияморально-волевых качеств.
Такимобразом, формирование системы двигательных умений и навыков — одни из задачфизвоспитания. И воспитателю необходимо знать закономерности этот процесса,чтобы правильно построить содержание каждого этапа обучения двигательномудействию.
2.СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Результативностьфизического воспитания в ДОУ может быть обеспечена единством всех форм.
Всовокупности все формы работы по физическому воспитанию представляют собойопределенный двигательный режим, который рассматривается как важнейшее условиефизического и общего развития детей. Он составляется так, чтобы полностьюудовлетворялась естественная потребность ребенка, как в количестве, так и вразнообразии движений. (17, с.97)
Двигательныйрежим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей.Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна исоответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностяморганизм а, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.
Модельдвигательного режима представляет собой рациональное сочетание разных видовзанятий по физической культуре, которая сочетает целый комплексаоздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.
Системуорганизации физвоспитания в специальных ДОУ можно представить в виде таблицы,которую предложила Мастюкова.
/>
Всезвенья в этой системе тесно взаимосвязаны, т.к. в каждом звене решаютсякоррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в психофизическомразвитии детей. Физкультурные занятия — ведущий элемент этой системы, ееосновная форма. И именно на физкультурном занятии происходит обучение детейдвигательным навыкам. Закрепляются разученные движения на утренней гимнастике исовершенствуются в подвижных играх, самостоятельных занятиях и на физкультурныхдосугах. Такая система работы по физическому воспитанию позволит более полнорешить задачи по формированию двигательных навыков, обеспечить преемственностьразных форм работы с детьми и придавать завершенность педагогическому процессу.
2.1 Рольдосугов в обучении детей старшего возраста двигательным умениям и навыкам
Известно,что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержаниемстатической позы у детей развивается утомление, падает активность, внимание,понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активнуюработу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышаетинтенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы,повышает тонус своего организма, восстанавливает работоспособность.
Длятого, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданыблагоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного,нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразнымчередованием работы и отдыха, определенной периодичностью занятий умственногохарактера и физических упражнений, игр, развлечений. Многообразная деятельностьдетей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежемвоздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей,расслаблению организма после умственной нагрузки,укреплению их здоровья. Полезными упражнениями и в плане всестороннейфизической подготовки, и в плане активного отдыха детей являются спортивныеигры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений,выполняемых в самых разнообразных условиях. Эмоциональный фон, интересныедействия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое,жизнерадостное настроение, создают определенный эмоциональный настрой у детей, чтоявляется особенно важным условием активного отдыха.
Организацияфизкультурных досугов имеет следующие требования: они должны строиться наиспользовании достаточно усвоенного детьми материала; удовлетворять их интересы,способствовать поддержанию хорошего настроения, доставлять детям радость;давать каждому ребенку возможность проявлять свои способности и умение дружнодействовать в коллективе сверстников; приобщать детей к деятельностисоревновательного характера, побуждать к самостоятельности и творческомуиспользованию приобретенных знаний, умений, навыков. (7, с. 303)
Такимобразом, досуги играют огромную роль для развития двигательных навыков иумений.
2.2Содержание физкультурных досугов и методики их проведения в старшейлогопедической группе
Физкультурныйдосуг в старшем дошкольном возрасте проводится 2 раза в месяц. Длительностьдосуга 25-30 минут.
Физкультурныйдосуг лучше проводить на открытом воздухе, что способствует оздоровлению, атакже закаливанию организма детей.
В зимнеевремя физкультурный досуг проводится на открытом воздухе при температурных условиях,соответствующих гигиеническим нормам данногорегиона страны. В случаях неблагоприятных условий физкультурный досугпроводится в хорошо проветренном помещении.
Впрограмму физкультурного досуга включаются соревнования по подвижным испортивным играм, комбинированные и комические эстафеты, аттракционы. Такжеможно предусмотреть домашнее задание, придумать приветствие соперникам, номерахудожественной самодеятельности, конкурсы капитанов.
Успехфизкультурного досуга во многом зависит от четкой его организации. Преждевсего, надо сформировать несколько команд из детей одной возрастной группы. Вкаждой группе можно создать 2-3 команды по 8-10 человек, которые выступят вовсех видах соревнований или поочередно. В программу физкультурного досуга можновключить игры, как для смешанных команд так и для мальчиков и девочек отдельно.Необходимо принять все меры предосторожности, исключающие возможность травматизма:хорошо оборудовать место для соревнований, проводить их в строгом соответствиис правилами при соскоках с препятствий использовать гимнастические маты,скамейки для болельщиков установить на расстоянии 1-2м от игровых площадок.Лучше не включать б программу бегпо узкому бревну, лазанье по канату и спуск с него на скорость. Важно за 2-3дня познакомить детей с правилами игры, содержанием эстафеты. Тогда дети успеютпотренироваться в основных действиях, быстрее поймут суть задания.
Заранеенеобходимо оборудовать место, где планируется провести игры.
Заранееследует создать судейское жюри, включить в него воспитателей, родителей, детей,освобожденных от соревнований по состоянию здоровья, продумать награждениекоманд-победителей, собрать заявки от команд, составить протоколы для судей последующей примерной схеме:Название Количество баллов Общая сумма команды игра1 игра II игра III игра IV игра V баллов «Ромашка» 2 3 1 2 3 11 «Ракета» 2 1 3 2 1 9
Можнопользоваться следующей системой оценки: за победу в игре дается 3 очка, ничья 2очка, поражение 1 очко. Команда, набравшая большую сумму очков, объявляетсяпобедительницей.
Включатьв физкультурные досуги игры и эстафеты целесообразно лишь такие, которыеинтересны детям. Тогда ребята внимательно следят за ходом борьбы, «болеют»за свою команду. А вот метание на дальность или прыжки в высоту и в длинудавать не стоит.
Интереснопроходят со старшими детьми комбинированные эстафеты, в которых дети на каждомэтаже выполняют различные задания, преодолевают несложные препятствия.
Подбираяупражнения, надо всегда учитывать возраст детей и их физическую подготовку.Ражно помнить, что в эстафетах чаще всего все задания выполняются на скорость,а это снижает точность движений, ловкость, глазомер.
Физкультурныйдосуг должен быть насыщен действиями, проходить без пауз лишней траты временина организацию и продолжаться не более 20-50 минут в зависимости от возрастадетей.
Заканчиваетсяфизкультурный досуг подведением итогов игр и эстафет. Отмечаются победители, атакже дети, судьи, оказавшие активную помощь в проведении физкультурногодосуга. (1, с. 125)
Такимобразом, методика проведения физкультурного досуга в старшем возрасте имеетсвою особенность. Это связано с возросшими возможностями старших дошкольников ис их двигательным опытом.
ВЫВОДЫ
1. Проведенное исследование показало, чтопри формировании двигательных навыков дошкольного возраста очень важно соблюдатьопределенную систему и последовательность — три этапа обучения движениям.
2. Для совершенствования навыканеобходимо создавать такие условия, в которых дети могли усвоенное нафизкультурных занятиях движение выполнять в необычной обстановке, в формесоревнований и творческих заданий, с использованием нестандартногофизкультурного оборудования
3. Целесообразно на этапе совершенствованиядвигательных навыков использовать разные варианты физкультурных досугов, в которыевключать движения, хорошо освоенные детьми, но выполнять их на скорость, вновых комбинациях, с усложнением.
ПРАКТИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ДОСУГОВ
1. Продолжитьработу по поиску новых путей и средств в работе по проведению физкультурныхдосугов.
2. Присоставлении программы физкультурных досугов обращать внимание на особенностифизического развития детей данной возрастной группу, их физическуюподготовленность.
3. Воспитательдолжен проявлять свою инициативу и творчество, что помогает разнообразно и правильнопланировать вариативность игр, развлечений с учетом программ для последующих физкультурныхдосугов.
4. В содержаниедосугов включать те виды движений, которые дети разучивали на физкультурныхзанятиях.
5. Длясовершенствования двигательных умений детей необходимо вносить изменения ввыполнении освоенных упражнений.
6. Изменятьвариативность подвижных игр во время досуга, включая дополнительноеоборудование, усложняя правила, сюжет игры.
7. Физкультурныедосуги проводить в разных условиях: на берегу водоема, в парке, используя для совершенствованиядвигательных навыков естественные препятствия — извилистые тропинки, холмистуюместность, канавки, ручьи, пни и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адашкявичини Э.И. Спортивные игры иупражнения в детском саду. — М.: Просвещение, 1992. — 159с.
2. В.А.Андерсон, Л.А.Викс, А.С.Жбанова/сост. Ю.Ф.Луури. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М:Просвещение, 1991. — 63с.
3. А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. теория иметодика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение,1985. — 271с.
4. Коррекционно-педагогическая работа пофизическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития / Под ред.
£ мМастюковой. — М.: АРКТИ,2002. — 192с.
5. Коррекционная педагогика.
6. Организация активного отдыха вдетском саду // Дошкольное воспитание, 1991, №9.
7. Т.И.Осокина. Физическая культура вдетском саду. — М.: Просвещение, 1986.-304с.
8. Педагогическая практика студентов по курсу«Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста /Под ред.А.В.Кенеман, Т.И.Осокиной.
9. Н.В.Потехина. Обучение основным движениямна этапе их совершенствования / Под ред. А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковской, Т.И.Осокиной.- М.:
10.Программа воспитания и обучения в детскомсаду /Отв. Ред. М.А.Васильева. -М.: Просвещение, 1985. — 174с.
11. Развитие движений ребенка дошкольника/Под ред. Фонарева. — М: Просвещение, 1975. —
12. Рунова А. Двигательная активностьребенка в детском саду. — М: Мозаика- Синтез, 2002. — 256с.
13. Э.Я.Степаненкова. Теория и методика физическоговоспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984. -
14. Физическая подготовка детей 5-6лет к занятиям в школе /Под ред. А.В.Кенеман и Кистяковской. — М.: Просвещение,1980. -
15. Д.В.Хухлаева. Методика физическоговоспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984. — 208с.
16. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.Физическое воспитание дошкольников. — М.: „Академия“, 2000. — 176с.
17. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическоевоспитание дошкольника: Практикум. -М.: „Академия“, 1999. — 160с.
18.Щербак А. К гармонии черездвижения / Дошкольное воспитание, 1998, №6.