Лекция покурсу дошкольной педагогики
Тема:Половое воспитание детей дошкольного возраста
Определениепонятий и значение полового воспитания
Для усвоениязнаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важныхпонятий.
Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков,определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е.Каган).
Половоевоспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка,направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей ивзаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российскаяпедагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).
Полоролевоевоспитание — составная часть полового. В результате его осуществленияребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культуройвзаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение иделикатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать рольмужчины и женщины в обществе.
Родители ипедагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональноеотношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему,соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественностии женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками идевочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственныечувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения,необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А.Репина, Н.К. Ледовских).
Отношениеисследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детейдошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно.(Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них,в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание,признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумныхпределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, преждевсего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразнымобсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение — сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека.Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детейнездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст — наиболее«спокойный» период в сексуальном развитии.
До сих порученые полемизируют: какое понятие шире — полоролевое или половое воспитание.Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убежденыв том, что оно (полоролевое) — более широкая область воспитания по сравнению ссексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенканачинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), даннаяобласть воспитания — важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д.Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только кнравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннеговозраста. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, котораяопирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.
Значениеполового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждениюисследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать оважности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, чтополовое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любитьдругого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни — взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоитьнекоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни. Тогдакак распространенное сейчас «бесполое» воспитание («девочковое» поведениепоощряется, а «мальчиковое» — порицается) приводит к формированию «усредненногосущества»: фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины, имускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной изсерьезных причин многочисленных разводов, поскольку представителипротивоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие имсоциальные роли.
Причиныотсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек
Современнаяпедагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественнойхарактеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетическиехарактеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. Ктому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, — половаяпринадлежность.
Тем болееудивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когдадоказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половыхособенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первыеанатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже вэмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи,формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и внекоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению смальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный весмускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков вобщем развитии, а в дальнейшем — раньше ходить и говорить. Их организмотличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развитатактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести инекоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха.
Хотя случаизадержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чащевстречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, посравнению с девочками, — «более прогрессивная, более дифференцированная, болееизбирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней».У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем удевочек. Однако в плане социальных контактов последние более «продуктивны иактивны». Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивнуюинформацию, включая разные корковые системы. А это определяет разноеэмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональнойсфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствияокружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешнейадаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами ипредпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр ирисунков.
Половоеразвитие — результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзяпринижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчиками девочкам со стороны самых близких людей — членов семьи, а также воспитателейдошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себяидентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннегоосознания ими своей половой роли.
Развитиеполоролевого самосознания
Уже вшесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, повнешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. Навтором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я»,знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в болеестаршем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчикови девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос.Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.
Полоролеваясоциализация в дошкольном возрасте
Половоевоспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своегопола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственнойполовой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношенияродителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можносказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущегоизбранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развитияребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая позаконам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальныеидеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о ролипротивоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца,важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый — родственник,друг, воспитатель. В связи со сказанным понятно стремление общественностимногих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качествевоспитателей своих детей.
Эмансипацияженщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой,общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные ролипредставителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционныйстандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность,властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидалимягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности).Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств былиполярными (властность — подчинение), то сейчас все большую роль играютвзаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям ипедагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее.Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями,у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоимполам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость,решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должныбыть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность,удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчикови девочек должны быть разными (Т.А. Репина).
Для развитияу мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у нихэмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности,великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и впервую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочкиросли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости,скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешениюконфликтов.
Но все нашипедагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей небудут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли умальчиков в семье, где мама — лидер, обладает властным характером, а папапассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будутформироваться мужские черты характера.
Формированиеначал мужественности и женственности
Половое воспитаниедетей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителейпротивоположного пола начал мужественности и женственности. Разработкасоответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой(полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитаниедевочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководствомТ.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Дляформирования представлений о мужественности и женственности широко используютсяустное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок,произведений на основе былин, к примеру «Богатырская застава» (текст В.И.Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове иззамечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают отаких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность,готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но имальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы истихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.
С помощьюсказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии,терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такиеволшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежнаякоролева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясьсвоеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая изназванных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви(см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. № 43. С. 31).
Работа,проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Оченьважно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, былик ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетикдочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в егоприсутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживатьза сестренкой: «Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье».
Во времяэтических бесед уточняются представления о мужественности и женственности.Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Вот какой разговор состоялсяу известного артиста, режиссера, общественного деятеля Р.А. Быкова со старшимсыном:
Мужчина
Олегу
Вчера сказалмне папа,
Что я ужемужчина.
Мужчины небоятся
Без мамыоставаться,
Мужчинызакаляются
И самиодеваются.
Мужчина — очень гордый –
Он не грубитсоседу,
Он дветарелки каши
Съедает заобедом,
Он не боитсябуки,
Что можетвдруг прийти.
Мужчина знаетбуквы
И счет додесяти.
Но еслиочень-очень
По маме ятоскую,
Мне папаразрешает
Пролить слезумужскую.
Одну и сразувытереть,
А то ещепольются,
И, чтоб никтоне видел,
Сейчас жеотвернуться.
А так нельзямне плакать,
Есть важнаяпричина –
Вчера сказалмне папа,
Что он и я — мужчины.
Целесообразнопроведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретныхсовещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например оласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров имастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств длятого или иного ремесла. Литературная викторина «Добры молодцы и красны девицы»помогает обобщить полученные детьми представления.
Те жесредства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукцийкартин художников, используются позже для развития у детей представлений осчастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами ибратьями, их взаимной помощи.
Сформироватьпредставления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, ноограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого преждевсего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкиежизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло всоседнем детском саду или там, где он работал раньше, и спрашивает, как в томили ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются такжетеатрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи — феи, рыцари — демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самуюправильную, то есть социально одобряемую (Н.К. Ледовских).
Дляреализации представлений о полоролевом поведении необходимо такжеорганизовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детейопределенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослогомальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком приработе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады;скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов;чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например принеобходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынестиих на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно статьпривычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами.И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствоватьнагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А словаматери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» — воспримутся сыномкак настоящая награда.
Девочекследует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть вателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формироватьумение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить,мыть посуду, печь пироги.
Одно и то жетрудовое задание, к примеру привести участок детского сада в порядок,желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно сталопривлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладываютих на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики — выпиливатьрезные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольномучреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку,на умелого помощника.
Но кромеполученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна бытьсформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского иженского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важнывоздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительнаяоценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большуюрадость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком илиорденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «Заблагородный поступок».
Значительноеместо в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди нихигры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощьюпедагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В.Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную,насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости»(Н.К. Ледовских), «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые нам с детстварусские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбираютсебе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народнойкультуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые,нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры,распространенные в культурах других народов.
Половоевоспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми,смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условийреализации столь далекой цели — преодоление разобщенности мальчиков и девочек вдошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения,уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего поласовместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранееназванные средства и методы.
Вповседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимноговнимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день или Деньзащитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного полаприучают замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступатьдорогу, открывать перед ними дверь; девочек — воспринимать внимание сблагодарностью; заметив неполадки в костюме своего товарища, пришитьнедостающую пуговицу, — тогда у «молодых людей» не пропадет желание заботитьсяо «слабом поле». На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочкиобучаются танцевальному этикету.
Ответы наострые вопросы. На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связанос полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И по сей день, по даннымнаучных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественновне дома, в большинстве случаев от старших «хорошо информированных» ребят водворе. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательносказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породитьневерное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном.Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должныдавать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно стрех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откудаберутся дети, примерно с четырех — как они попали в мамин животик и как имудалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца вдеторождении. Обычно первые вопросы ребенка еще просты и забавны, вызваны несексуальными мотивами, а характерной для него любознательностью. Эту ихособенность подметил К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти»:
Мама, ктораньше родился: ты или я?
Папа, а когдаты был маленький, ты был мальчик или девочка?
Мама родитдевочек, а папа мальчиков?
Когда яродился, откуда ты узнала, что я Юрочка?
Мама, ктоменя родил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, то я была бы с усами.
А петух можетсовсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко?
Отвечать надетские вопросы, даже если они оказались для родителей неожиданными илипоказались «возмутительными», надо в спокойной обстановке, не повышая голоса ине прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения,используемые ребенком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые.Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и неискажать истину. На вопрос «Откуда берутся дети?» первоначально можно ответитьтак: «Детей рожают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку, твою подружку,родила ее мама». В дальнейшем, когда ребенок подрастет, ответ на подобныйвопрос, возможно, более сложный, должен быть и более обстоятельным,развернутым.
Исследователиобсуждаемой проблемы, педагоги-практики высказывают полярные мнения натехнологию ответа: по мнению одних, объяснять следует без иносказаний и подменыпримерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнениюдругих, аналогии с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова идр.). Педагоги и родители вправе выбрать, по-видимому, тот вариант объяснения,который они считают для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал«голой физиологии», натурализма, позволил бы детям составить представление одобрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимнойответственности, о том, что рождение ребенка — большая радость и к этомусобытию вся семья готовится заранее. Дайте ребенку почувствовать своюсобственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим.
Отвечая на «острые»вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманиюуровне. Недопустимы ответы типа: тебя в капусте нашли, купили в магазине, аистпринес. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, созданияиммунитета против искаженных и опошленных «уличных» сведений, выработкиздорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно бытьинтересным ребенку, побуждающим его и в следующий раз обратиться с вопросом кблизким ему людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок ужерасполагал информацией о различиях полов и продолжении рода, полученной отродителей или воспитателей.