Реферат по предмету "Педагогика"


Философские основы вальдорфской педагогики

План
План. 1
Краткая биография Р. Штайнера. 2
«Воспитание ребёнка с точки зрения духовнойнауки». 9
«Общая наука о человеке как основа педагогики». 13
Эвритмия. 15
Литература. 22
Краткая биография Р. Штайнера
В XX веке во многих европейскихстранах появились штайнеровские или вальдорфские школы. В них используютсяпринципы штайнеровской педагогики, основанной на учении о человеке,предложенном Рудольфом Штайнером (1861 — 1925).
Первая вальдорфская школа былаоснована в 1919 году в Штутгарте в Германии для детей рабочих табачной фабрики“Вальдорф-Астория”. Именно поэтому в одних странах штайнеровскую педагогикуназывают по имени ее основателя Р. Штайнера, в других — вальдорфской — по местунахождения первой школы.
/>РудольфШтайнер — редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, автор трудов вобласти философии и теории науки. Как основатель антропософии он сделал попыткусоздать методы исследования духовной стороны мира и человека. Однако наибольшуюизвестность его имя получило в связи с распространением педагогическихучреждений, работающих на основе созданной им педагогики.
Штайнер родился в 1861 году вАвстро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. В своей автобиографииШтайнер описывает, как уже в возрасте около семи лет он переживает в себепробуждение способностей «духовного зрения». Он видит некую «другуюсторону мира, скрытую от чувственного взгляда»: «Я различал предметыи существа, которые „видят“, и которые „не видят“. Я хотелнайти основания сказать себе, что переживание мира духовного настолько же малоесть иллюзия, как и переживание мира чувственного. Эта мысль позволяла говоритьо духовном мире так же, как и о чувственном… ». В последствии он изложилэтот опыт в своих трудах, прежде всего «Как достигнуть познания высшихмиров».
Осенью 1879 года Штайнерпоступает в Высшую Техническую школу в Вене. Главные предметы изучения — математика,естественная история, химия.
В 1890 г. Штайнер переехал вВеймар изучать творчество Гёте. Его комментарии и вводные очерки к научнымтворениям Гете получают высокую оценку специалистов. В свои венские и веймарскиегоды, наряду с педагогической деятельностью и исследованиями наследия Гете,Штайнер много работает над разработкой собственной научно-философской позиции. Онпишет «Теорию познания мировоззрения Гете», защищает докторскуюдиссертацию, изданную затем небольшой книжкой под названием “Истина и наука"и создает свой основной философский труд – «Философия свободы».
В 1897 году Штайнер переселяетсяв Берлин, где становится редактором «Литературного журнала». Правлениешколы для рабочих приглашает его преподавать рабочим историю и ораторскоеискусство. Штайнер берется за эту задачу, приобретая педагогический опыт.
В середине сентября 1900 годаШтайнера пригласили выступить с докладом о Ницше в Теософской библиотекеграфини и графа Брокдорф. Это событие можно считать поворотной точкой его жизни.Штайнер заметил, что среди слушателей были люди, серьезно относящиеся к егомировоззрению. Последовало вторичное приглашение. На этот раз Штайнер говоритоб эзотерической основе творчества Гете, о символике его «Сказки о ЗеленойЗмее и Прекрасной Лилии». Затем Штайнер читает там целый лекционный курс охристианских мистиках и о христианстве. Одна из важнейших философских работ вэтом направлении – «Христианство как мистический факт и мистерии древности»(1902). Вскоре его просят стать секретарем немецкого отделения ТеософскогоОбщества, взяв на себя руководство им. Важнейший труд – «Теософия,введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека» (1904 г) Врамках Теософского общества Штайнер начинает развивать свою «науку о духе».В этом духовном познании он видит выход из того тупика в развитии западнойцивилизации, к которому, по его мнению, должно привести «засилье»материалистического естествознания. Штайнер, закладывая основы своей «духовнойнауки», пишет ряд основополагающих статей и книг. «Как достигнутьпознания высших миров», «Очерк тайноведения» (1909) – основныеработы в этом направлении. Его деятельность постепенно распространяется намногие города Германии, где он выступает с лекциями.
Роль воспитания и образования вразвитии человечества, по мнению Штайнера, нельзя понять, если не рассматриватьих в социальных связях. В существовании общества и отдельного человека онвыделял три сферы жизни, в которых фокусируются специфические закономерности,свойственные данному обществу и человеку: духовно-культурную, экономическую иполитико-правовую. Эти три сферы в европейских государствах в значительнойстепени управляются из центра, что приводит к различным проблемам и опасностям.Штайнер был убеждён в том, что в современной ему ситуации требуетсядецентрализация: эти общественные функции должны управляться параллельно инезависимо друг от друга. Человеческие фундаментальные устремления можноудовлетворить только с помощью трёхчленного общественного устройства, беря заоснову идеал «свобода, равенство, братство». Это трёхчленноеустройство общества можно представить в виде формулы: духовная свобода вкультурной жизни, демократическое равенство в правовом аспекте и социальноебратство в экономической деятельности. В 1919 году он пишет «Воззвание кнемецкому народу и культурному миру», где впервые публично формулируетсвой план переустройства общества. Свобода – основное условие для творческойдуховной жизни. Однако планирование промышленности всё глубже вторгается вструктуру образования и научных исследований, а тем самым и во всю культурнуюжизнь. Учебные планы, структура преподавания, цели экзаменов, программы иметоды исследований служат потребностям промышленности, государства и даже военноймашины. Но ведь будущее человечества заключается в детях. Шансы человекаразвить свои внутренние задатки зависят от работы воспитателей и учителей. Ведьвсё новое в мире, всё творческое выражается индивидуальными достижениями,проявляясь прогрессом для всего общества. Важнейшая задача воспитателя –раскрыть индивидуальные дарования и сделать их социально плодотворными. Значит,человек должен воспитываться в свободе от требований государственной власти ихозяйственной деятельности до тех пор, пока он сам не сможет активно работать вэтих областях жизни общества. Поэтому свободные школы призваны, как считалШтайнер, реализовать права подрастающего поколения на свободное образование,что позволит наиболее полно раскрыться их задаткам и преобразовать затем будущееобщества.
После Первой мировой войны Штайнерсделал попытку реализовать свою идею трёхчленности, но она встретиларешительное сопротивление со стороны политиков. Из всех начинаний удалосьреализовать только одно – открыть первую вальдорфскую школу. В своей работе «Свободнаяшкола и трёхчленность» Штайнер обрисовал школу нового типа, какнепременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которойникакие внешние социальные реформы не будут плодотворными, там же он изложилосновные принципы построения образовательной системы в такой школе: эта школадолжна строиться на глубоком (антропософском) знании человека; общеобразовательныедисциплины: история, география, естественные науки "…должны бытьнаправлены на человека, чтобы ученик изучал человека как представителя всегомироздания" и т.п.
Рабочие фабрики Вальдорф-Асторияобратились к директору Э. Мольту с просьбой помочь создать такую школу, окоторой говорил Штайнер. Мольт обратился к Штайнеру с предложением взять насебя педагогическое руководство будущей школой.7-го сентября 1919 г. школа былауже открыта сразу с восемью классами и 256 учениками.
Вот основные инновации, которые Штайнервыдвинул, как требования к современной школе, и осуществил в первой школевальдорфского движения:
возрастная ориентация учебногоплана и методов обучения: содержание образования ориентируется на духовныепотребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитиюученика;
принцип классного учителя,который ведет свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учительвыстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степеньюпедагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важнейпредмета;
совместное обучение мальчиков идевочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа- есть школа для всех;
отмена цифровой оценки (отметок);отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачисоциальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих; каждыйможет свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своимииндивидуальными особенностями;
ориентация на ритм дня, недели,года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3-4 недель одинпредмет на первом сдвоенном уроке, это ведет к концентрации учебного материала;
преподавание двух иностранныхязыков с первого класса по особым методам;
еженедельные конференцииучителей с целью постоянного углубления познания человека и профессиональногоразвития учителя.
Все эти инновации Штайнер, атакже практически осуществил их в первой вальдорфской школе.
Вплоть до своей смерти,последовавшей в марте 1925 года, Штайнер интенсивно участвует в жизни школы,регулярно проводит конференции, участвует в обсуждении трудных учеников.
У каждого педагога существуетсвое представление о человеке, которое осознанно и неосознанно влияет наформирование его педагогических взглядов. Каждая педагогическая теория так или иначеосновывается на определенных представлениях о человеке. Штайнер свою педагогикутакже обосновывал учением о человеке. Он говорил: «Благодаря практикеобучения, которое мне приходилось применять, мне открылось понимание связимежду духовно-душевным и телесным в человеке. Я понял, что воспитание ипреподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека».На каких же представлениях о человеке базируется эта педагогика?
Штайнеровская педагогика исходитиз отличного от общепринятого понимания человеческого существа. Основой еёявляется «антропософская духовная наука». «Антропософия естьпуть познания, который духовное в человеческом существе должен привести кдуховному во Вселенной» (4); «Поставь себя в середине между Богом иПриродой, предоставь говорить человеку в тебе (о том, что под тобой, а также отом, что над тобой), тогда ты будешь иметь Антропософию, то есть мудрость,которую говорит человек» (2).
Предмет антропософии – человек. Человек,согласно мировоззрению Штайнера, прошёл долгий путь развития в контекстесуществования мироздания: «То, что сегодня выступает перед нами каксложное физическое тело, является продуктом весьма длительного развития. Егоспособности в зародышевой форме были впервые заложены еще на древнем Сатурне,затем оно развивалось на древнем Солнце, древней Луне и на Земле. На Солнце кнему присоединилось эфирное тело, на Луне — тело астральное» (2). «Вглядываясьв человеческое существо … можно понять эфирное, астральное тела и т.д., душуощущающую, душу рассудочную, душу сознательную, как они выступают в современномчеловеке. Это — Антропософия» (2).
Познания антропософии приобретаютсясвоеобразным «духовным» путём, когда взор исследователя погружён всамого себя, а все органы чувств перестают воспринимать окружающий мир: «Такон совершает божественное почитание каждое утро, в течение которого он бросает вблагоговении взгляд на величественных Духов. Благодарность за данное его душенаполняет его. Без вступления на такой путь благоговения никто не достигает егов чистоте… Только если это произошло, он воистину уполномочен говорить обистинах мистицизма, истинах антропософии и духовной науки. Таким образомдействует духовный исследователь и так должен начинать каждый, то есть внаипростейшей, элементарной манере, пока он не придет к постижению этих учений»(1). «Действительность этого астрального тела обнаруживается, когда спомощью медитации переходят от мышления, возбуждаемого внешними чувствами, кнекоему внутреннему созерцанию». (4)
Для подобного познаниянеобходимо условие: «Для того чтобы пробудиться в душевном мире, личностьдолжна иметь органы восприятия для душевного мира. Как тело, которое обладаетглазами и ушами, так душа и дух должны обладать органами, чтобы восприниматьизлучения душевной области и окружения астрального мира. Когда человекпредпримет оккультное обучение, его аура становится существенно болееопределенной. Определенные органы возникают в ауре, которые называются чакрамив эзотерическом языке. Они являются органами восприятия души» (1).
В своей работе «Ход жизничеловека» (Очерк тайноведения) Штайнер подробно описывает свои представленияо «строении» человека:
«Жизнь человека, как онапроявляется в последовательности состояний между рождением и смертью, можновполне понять, только приняв во внимание не одно лишь чувственно-физическоетело, но и те изменения, которые происходят со сверхчувственными членамичеловеческой природы. Эти изменения можно рассматривать следующим образом. Физическоерождение представляет собой высвобождение человека из физической материнскойоболочки. … В дальнейшей жизни происходят затем для сверхчувственногонаблюдения сверхчувственные события, аналогичные тем чувственным, которые имелиместо при физическом рождении. Приблизительно до смены зубов (на 6-м или 7-мгоду) эфирное тело человека окружено эфирной оболочкой. В этот период жизни онаотпадает. Происходит „рождение“ эфирного тела. Но человек остаетсявсе еще окруженным астральной оболочкой, которая отпадает в возрасте между 12-ми 16-м годами (в период половой зрелости). Тогда происходит „рождение“астрального тела. И еще позднее рождается в собственном смысле „Я“. (Плодотворныеуказания, вытекающие из этих сверхчувственных фактов для воспитания, изложены вмоей книжке: „Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки“). Послерождения „Я“ человек живет включенным в условия мировой жизни ипринимает активное участие в этих условиях в меру деятельности, сообщаемой „Я“его членам: душе ощущающей, душе рассудочной и душе сознательной». (6) «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки»
Последователь Штайнера,вальдорфский учитель Ф. Карлгрен подчёркивал, что для подхода к сложным задачамвоспитания вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе — кантропософскому познанию человека. Доклад, с которым Штайнер выступал вразличных населённых пунктах Германии в 1907 году «Воспитание ребёнка сточки зрения духовной науки» (7) и опубликованный как книга, Карлгренвыделяет как исток вальдорфской педагогики. (5) В этой работе Штайнер впервыеизлагает свои взгляды на развитие ребенка с точки зрения антропософии, исоответственные этому развитию методы воздействия на него педагога. Он говорил,в частности, что: «Помимо физического тела человека, объектом познания длядуховной науки является еще и другой член его существа: жизненное или эфирноетело».
«Духовная наука описывает,каким образом открывается тот мир, в котором высшие члены существа человекаоказываются доступными созерцанию. Для того, кто развил в себе высшие органывосприятия, эфирное тело является объектом наблюдения, а не предметомрассуждений и умозаключений».
Итак, согласно антропософии,человек состоит из нескольких составляющих: физического (видимого) тела,эфирного и астрального «духовных» тел, также «К существучеловека принадлежит еще один, четвертый, член — такого члена нет у другихживущих на земле существ. Это — носитель человеческого „Я“…. „Впериод от рождения до смены зубов — т.е. приблизительно до семилетнего возраста- он окружен эфирной и астральной оболочками. Лишь с наступлением смены зубовэфирное тело отделяется от эфирной оболочки. Астральная оболочка сохраняетсявплоть до наступления возраста половой зрелости, когда астральное телорождается…“; „эфирное тело… становится носителем привычек, устойчивыхсклонностей, темперамента и памяти“.
Вальдорфскому педагогу нужно всёэто знать потому, что он: „…работает над этими четырьмя членами существачеловека и, если он желает стоять на уровне своей задачи, должен изучать ихприроду“. „Знание соответствующих законов должно быть положено воснову искусства воспитания и обучения“; „Те, кто при этом не будутруководствоваться данными духовной науки, скорей всего, сделают обратное тому,что нужно; ведь материалистический здравый смысл зачастую склонен выбиратьпротивоположное истинному“. „В искусстве воспитания речь идет оконкретных знаниях в отношении членов существа человека и закономерностей ихразвития. Необходимо знать, в каком возрасте и каким образом следуетвоздействовать на тот или иной член организации человека“. Так, например, „Стого времени, как у ребенка стали меняться зубы, и произошло отделение внешнейэфирной оболочки, воспитатель получает возможность извне воздействовать наэфирное тело“; „…переработанное посредством собственных сил “Я»астральное тело называется Самодухом (Geistselbst) — или,согласно восточной терминологии, Манасом. Такое преобразование происходит, восновном, благодаря обучению, обогащению внутреннего мира возвышенными идеями ипредставлениями". "…мышление, (внутреннее) чувство и воля. Способствуяих формированию, педагог устанавливает как бы обратную связь с эфирным телом,которое в период между сменой зубов и наступлением половой зрелости можносовершенствовать, воздействуя на него извне". «Нельзя упускать извиду того, что говорилось об окружающей астральное тело защитной оболочке. Однодело — заботиться еще до наступления возраста половой зрелости о заключенном вастральном теле зародыше развития, другое дело — подвергать ставшее посленаступления этого возраста самостоятельным астральное тело извне тому, что ономожет переработать без защитной оболочки. Это, конечно, тонкое различие; но длятого, кто его не проводит, непонятой остается и сущность воспитания».
Духовная наука, утверждаетШтайнер, обеспечивает взаимосвязь между физическим и духовным аспектамивоспитания: "…благодаря телесным упражнениям эфирное тело должночувствовать свой собственный рост, воспринимать свою постоянно возрастающуюсилу. … Проводить занятия гимнастикой и телесными упражнениями подобным образомвозможно только с помощью духовной науки".
Особые требования предъявлялШтайнер к педагогам своей школы: "…чрезвычайно важно, чтобы те, кто ихвоспитывает, были личностями, обладающими духовно-образным видением".«Конечно, для того, чтобы так воспитывать и преподавать, необходимообладать большим тактом, и обрести его можно именно благодаря духовно-научномумиросозерцанию».
Вальдорфские учителя, являющиесяносителями штайнеровского миросозерцания, служат примерами и авторитетами длясвоих учеников: «Естественный, не принудительно насаждаемый авторитетслужит проводником того непосредственного духовно-образного видения, подвоздействием которого в ребенке должно происходить формирование совести,привычек, склонностей, под воздействием которого уравновешивается темперамент; этопризма, через которую он смотрит на явления окружающего мира». «Вератаинственным потоком струится от него (педагога) к воспитанникам, она убеждаетих; и между ним и воспитанниками вершит сама непосредственная жизнь. Жизнь,которая возможна лишь благодаря тому, что воспитатель черпает из источникадуховной науки, и каждое его слово, все, что от него исходит, заключает в себеощущение, тепло и эмоциональную окраску подлинного духовно-научногомиросозерцания. Поэтому духовная наука должна служить живой основой искусствавоспитания.
Воспитанники также должныпроникнуться „духовно-научными“ идеями о мироздании и человеке:»Нельзя довольствоваться чувственно-наглядным рассмотрением растения,семени или цветка. Все наглядное должно становиться иносказательным выражениемдуховного. Семя не только то, чем оно является глазу. В нем сокрыто от внешнегозрения будущее растение. И ребенок должен живо ощутить, воспринятьэмоционально, пережить в воображении, что оно заключает в себе значительнобольше того, что доступно органам чувств. Нужно, чтобы он почувствовал веяниетайны бытия. Ибо полная действительность всякой вещи заключает в себе дух иматерию, по-настоящему практическое искусство воспитания не может вырасти изматериалистического образа мыслей. Многое еще предстоит преодолеть, прежде чемстанет возможным построить искусство воспитания полностью на основе принциповдуховной науки".
В этом труде Штайнер подчёркивалнеобходимость религии в процессе воспитания: «Самые же сильные импульсыэфирному телу сообщают такие впечатления и представления, посредством которыхчеловек чувствует и переживает свою связь с вечной основой мира: эторелигиозные переживания. Воля человека, а вместе с ней и его характер не будутразвиваться здоровым образом, если в данном возрасте он не испытает воздействияглубоких религиозных импульсов». «Если он (ребёнок) не почувствуетпрочной связи с божественно-духовным, его воля и характер будут оставатьсянерешительными, нецельными, нездоровыми».
В этом и многих других трудахШтайнер проводит идею реинкарнации как не подлежащую сомнению: "…благодаряперевоплощениям он восходит на все более высокие ступени развития".
Своё учение Штайнер принял отнеких «высших существ», которые и в дальнейшем «руководили»его деятельностью, об этом он говорил на семинарах, организованных для учителейвальдорфской школы: «Вначале нам следует поразмыслить о том, как мы можембыть связаны с духовными силами, по заданию которых должны работать. Поэтому япрошу вас рассматривать данное вступительное слово как своего рода молитву,обращенную к тем силам, которым надлежит … помогать нам, когда мы беремся заисполнение нашей задачи: Давайте мыслить таким образом, чтобы сознавать: Закаждым из нас стоит ангел, нежно возлагая руки на голову; он дает необходимуюнам силу. Над нами парит хоровод архангелов, несущих от каждого из нас то, чтомы можем дать другим. Они связуют ваши души… Свет мудрости даруется нам вышнимисуществами архаев. Архаи не замыкаются в круг, они несут свое откровение изпра-времен и исчезают в далях веков… ». (3)
Основание вальдорфской школыШтайнер считал «торжественным событием в мироздании», получившемвозможность реализации благодаря всё тем же «добрым духам»: «Преждевсего, мне хотелось бы выразить глубочайшую благодарность — во имя того доброгодуха, который должен вывести человечество из нужды и бедствия, во имя тогодоброго духа, который должен вести человечество к высшим ступеням развития вобучении и воспитании, — выразить глубочайшую благодарность тем добрым духам,которые подвигли нашего дорогого господина Мольта к благой мысли — … основатьвальдорфскую школу». (3) «Общая наука о человеке как основа педагогики»
Все вальдорфские учителя передначалом работы в школе должны были пройти курс лекций «Общая наука очеловеке как основа педагогики» (3) о связи важнейших душевных функцийчеловека с физиологическими процессами. «Эту книгу можно назвать сборникомупражнений, научным текстом для медитации…» (последователь Штайнера,вальдорфский учитель Ф. Карлгрен (5).
В этом труде Штайнер продолжаетразвивать своё учение о реинкарнации и «высших существах». Эти знаниянеобходимы вальдорфским педагогам для того, чтобы правильно осуществлятьпроцесс воспитания: «Мы должны направлять взор на … рождение. Мы должныосознать, что человек долгое время развивается в период между смертью и новымрождением. Мы должны сознавать, что физическое бытие является продолжениемдуховного, что посредством воспитания мы продолжаем то, что делалось без нашегоучастия духовными существами. Наши воспитание и обучение получат правильнуюориентацию только тогда, когда мы осознаем, что с детьми мы продолжаем делатьто, что до их рождения делали высшие существа». И далее, объясняямыслительные процессы с точки зрения антропософии: «Представление — это,прежде всего, образ того, что пережито нами до рождения. Вы не достигнетедействительного понимания сути представления, если не уясните себе, что прожилижизнь до рождения. Для действительного познания уже само представление, думаниеявляется доказательством бытия до рождения, поскольку оно — образ этого бытия».
Представляя себе подобнымобразом строение человека, педагог должен соответствующим образомвоздействовать на ребёнка: «Мы должны понимать, что человеческое существодействительно состоит из двух частей, и здесь внизу, на Земле, духо-душа соединяетсяс телесностью, с плотью». «Знание этого обстоятельства позволяет намболее тонко подойти к воспитанию. Нам нужно вначале понять данное человеческоесущество антропологическо-антропософски». «Задача воспитания, вдуховном смысле, заключается в том, чтобы правильным образом связать, согласоватьмежду собой духо-душу с телом. Они должны находиться в гармонии, должны бытьдруг с другом согласованы, ибо вначале, когда ребенок рождается в физическоммире, они еще не подходят друг к другу». «Давая ребенку тот или инойучебный материал, мы должны понимать, что, действуя в одном направлении, мыболее способствуем внедрению духо-души в физическое тело, а действуя иначе — внедрениютелесности в область духо-души».
В этой работе Штайнерподчёркивает важность установления взаимосвязи между учителем и учениками:«Мы должны входить в классную комнату сознавая: здесь устанавливаетсядуховная связь, здесь действуют не только слова, которыми я наставляю детей, ине просто умелое преподавание. Это лишь внешняя сторона дела, за которой, конечно,нужно тщательно следить, но и формальные действия мы будем выполнятьнеправильно, если не поставим во главу угла связь между наполняющими насмыслями и теми процессами, что должны происходить в душе и теле ребенка вовремя занятий». Поэтому для штайнеровской педагогики так важно, чтопредставляет собой педагог, и в каком душевном состоянии он входит в класс. Эвритмия
Во многих вальдорфских школахдети занимаются эвритмией. Эвритмия – «зримая речь» (Карлгрен (5) –искусство, которое было изобретено Штейнером. В её основе – исполнение стиховили музыки, сопровождающееся определёнными движениями. О её значении Штайнерписал: «Когда люди занимаются эвритмией, это способствует в жизни иэвритмистам, и зрителям; и те, и другие получают при этом нечто весьмасущественное. У тех, кто сам является эвритмистом, благодаря эвритмическимдвижениям физический организм становится надлежащим приемным органом длядуховного мира, поскольку движения хотят низойти из духовного мира. В известноймере эвритмисты становятся приемными органами для процессов духовного мира,подготавливая для этого свои тела. Для зрителей эвритмии то, что живет вдвижениях в отношении их астрального тела и Я ­ благодаря эвритмическимдвижениям в определенной степени интенсифицируется. Если бы вы смогли послеэвритмического представления вдруг проснуться ночью, вы бы увидели, что в васприсутствует нечто в значительно большей степени, чем после сонаты, когда выпрослушали вечерний концерт… Это укрепляет душу, позволяя душе живым образомвживаться в сверхчувственное (8).
В очень многих работах Штайнерпротивопоставляет свою духовную науку, не пользующуюся, однако, никакиминаучными методами исследования и базирующуюся целиком на его „ясновидении“,общепринятому естествознанию, считая как раз его несостоятельным, например:»Тот, кто сегодня возьмет в руки книгу, имеющую хоть какое-нибудьотношение к психологии, обнаружит, что в подобных сочинениях уже нет реальногосодержания… Создается впечатление, что психологи просто играют понятиями"(3). Или: «Вся абстрактная болтовня, которую мы встречаем сегодня впсихологических книгах и в психологических объяснениях, исходящих отсегодняшней науки, … ­ не более чем документ о невежестве наших философов,ничего не знающих о действительной взаимосвязи душевного с телесным»(8). Ит.п.
В своих трудах Штайнермногократно подчёркивает, что только его представления о человеке и мирозданииединственно верны: "…Наука с неизбежностью впадает в заблуждения, если небудет следовать руководству оккультной науки, которая всегда укажет ейправильный путь к тому, что может быть открыто с помощью физическогоисследования" (2); «Все обучение в будущем должно быть построено нареальной психологии, почерпнутой из антропософского миропознания»; «Внешнейнауке нечего сказать об этом; ответ может дать только антропософскиориентированная наука» (3).
У вальдорфской педагогики, как улюбой идеи, есть не только сторонники, но и критики. Вот что писал о Штайнерерусский философ Н. Бердяев: “Редко кто производил на меня впечатление стольбезблагодатного человека, как Штайнер. Ни одного луча, падающего сверху. Все онхотел добыть снизу, страстным усилием прорваться к духовному миру… Некоторыеантропософы производили на меня впечатление людей одержимых, находящихся вманиакальном состоянии. Когда они произносили “доктор (Штайнер) сказал”, томенялось выражение глаз, лицо делалось иным и продолжать разговор было нельзя. Верующиеантропософы гораздо более догматики, гораздо более авторитарны, чем самыеортодоксальные православные и католики… ” (9).
Семен Франк: “В двух формахпроисходит, в области учений о душе, устранение научного знания: в форменаивной фальсификации науки через безотчетное, сумбурное ее смешение с религиейи мистикой и в форме сознательного отрицания науки. Первое мы имеем в стольпопулярных ныне оккультических и теософских учениях о душе, которые самиименуют себя сокровенной наукой (“Geheimwissenschaft” Штейнера!)… За всем темостается несомненным, что так, как по большей части ведутся исследования этоготипа, они представляют невыносимую смесь объективных наблюдений с субъективнойфантастикой и, главное, основаны на грубейшем смешении науки с мистикой,одинаково искажающем ту и другую и ведущем к каком-то противоестественномусупранатуралистическому реализму”(10).
Еще один русский философ и педагог,блестящий знаток европейской философии Василий Зеньковский замечает, что: “Штейнервсецело во власти сумбурного подсознания, его сознательная мысль архаична иинфантильна, для научно-философского и мистического эзотеризма он вечноостается непосвященным. Штейнер грезит и видит сны; но бывают “вещие сны” ибывает бред. Примером такого бреда может служить христология Штейнера”(11).
Николай Лосский: “Все это учениепереполнено сведениями о природе Солнца и различных планет, о различных духах,населяющих их, о влиянии на душу умершего человека, сведениями явнофантастическими, выходящими за пределы доступного человеку опыта иобнаруживающими свою несостоятельность, поскольку некоторые из них противоречатобщим достоверно известным принципам строения мира. Например, Штейнерутверждает, что горящие газы находятся только на периферии Солнца, а внутри егонет ничего материального, даже пространства (R. Steiner. La vie apres la mort. p.42).Трудно понять, как мыслит человек, способный говорить о шаре, у которогопериферия пространственна, а внутренность не то чтобы пуста, а совсем непространственна! ”(12).
Отношение Ивана Ильина к антропософиивысказано в его письмах: “Уничтожающее дружное противодействие нас всех системеШтейнера, [которая] через насилие над душами своих адептов чинит насилие наддобрым именем и честью всех мыслящих свободно — есть наш общий безусловный долги акт самосохранения!.. [Нужно организовать] дружное противодействие против лже-идейногопервоисточника, т.е. против организованной анти-культуры штейнерианства, ибоиначе последуют без числа и меры новые факты попрания личностей и идей… ВыдвигаемаяШтейнером “Антропософия” — учение враждебное и настоящей философии, иподлинному искусству”(13).
“В одном из писем Блоку А. Белыйпишет, что в 1904 году Булгаков сказал ему: “Теософия это еще ничего. Сейчаснас ожидает уже настоящая тьма — Штейнер! ” (14).
Т. о. духовность и «высшиемиры» Штайнера чужды русскому менталитету, вот уже тысячу летвоспитывающемуся на христианских идеалах. К тому же у нас есть немало своихзамечательных педагогов, таких как Пирогов, Одоевский, Ушинский, Тихеева,Водовозова Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили и др., идеи и методы воспитаниякоторых не мешало бы почаще вспоминать и претворять в жизнь.
Конечно, для тех, ктопридерживается мировоззрения Штайнера, вальдорфская педагогика имеет право насуществование.
Утверждая, чтоантропософские взгляды не прививаются ученикам, Карлгрен (повторяя Штайнера) многоговорит о свойственной детям подражательности окружающим их взрослым:«Разве так уж неестественно, что влияние некоторых учителей на детей …простирается вплоть до области мировоззрения. … Конечно, вальдорфские учителя…не в силах противостоять тому, чтобы их ученики бездумно перенимали у них …весь строй мыслей, ведь любое воспитание – это в определённой меревлияние». Это при том, что все учителя должны быть убеждённымиантропософами (прим. автора). «Главное, чтобы педагоги, неизбежно влияя научеников, … всё же способствовали развитию, совпадающему с их собственнымиличностными пристрастиями» (Карлгрен).
«Когда говорят овальдорфской педагогике, то речь идет об образе жизни. Специфическойособенностью вальдорфских школ является то, что все члены корпорации видят однуи ту же духовную цель. Стало правилом, что учителя не могут исполнять своихобязанностей без тщательного изучения человековедения Р. Штейнера и безвнутренних усилий, которых требует антропософский путь развития»(Карлгрен, с.257).
Итак, и дети, и учителя должныприобрести не просто знания о религии или антропософии — но пережитьсоответствующий религиозный опыт: «Надо дать детям приобрести религиозныйопыт» (там же, с.106). «Один раз в неделю для детей устраиваетсярелигиозное действо, которое ввел Рудольф Штейнер» (с.107).
Учителю изучение оккультнойдоктрины Штейнера должно помочь, в частности, тем, что он должен научитьсяраспознавать в детях опыт их прошлых инкарнаций (с.109). В самих«вальдорфских школах принято свободное христианское религиозноеобучение» (там же). «С первого по четвертый класс преподаваниестроится на основе рассказов, пробуждающих почитать Господа Бога, Божественноев природе» (там же).
Итак, к силам, оказывающимформирующее воздействие на физические органы, принадлежит та радость, которуюребенку дарит его окружение: ласковые лица воспитателей и, прежде всего,искренняя, непритворная любовь. Любовь, своим теплом согревающая физическоеокружение, в подлинном смысле слова — как наседка яйца — высиживает формы физическихорганов (7).
И это различие заключается нетолько в том, что один учитель более умелый или применяет те или иныепедагогические приемы; главное, что влияет на процесс обучения: какие мысли онв себе носит, с какими мыслями входит в класс. Учитель, занятый мыслями остановлении человека, влияет на учеников совсем иначе, чем учитель, который обэтом никогда не думает.
Мы живем в эпоху, когда должныбыть изжиты любые апелляции к эгоизму, — если только человечество не хочет идальше следовать тем же путем упадка культуры, по которому оно движетсясегодня.
мы должны иметь в виду, чтоработаем над чувством, представлением и волей следующего поколения. Мы должныпривлечь это поколение для определенных задач человеческого будущего (8) Вжизни имеет цену не готовое знание, но работа, которая подводит к готовомузнанию; и в педагогическом искусстве эта работа обладает совершенно особойценностью. (8)
Воспитание в детях чувствапрекрасного и соответственно этому восприятие хороших поступков как прекрасныхи дурных – как отвратительных.
Некоторые положительные моментыесть: воспитание чувства прекрасного, индивидуальный подход, любовь к детям. Ноэто неоднократно высказывали многие педагоги и до Штайнера, так что тут онАмерику не открыл.
такой антропософский взгляд:«Человеческая индивидуальность (»Я") берёт начало изсверхчувственных миров (этот постулат вообще не научен – прим. автора) и …привносит с собой определённые наклонности, которые никоим образом не вытекаютиз наследственности, не берутся из окружающей среды…" прямо противоречитСовременным знаниям психологии. Противоречит науке и является религиозным посути признание идеи реинкарнации: "… в некоторых ситуациях получаешьнепосредственное и сильное впечатление, что находишься перед проявлениями такойчеловеческой сущности, которая исходит из предшествующей земной жизни". Нодля меня слово “наука” звучит вполне определенно. В науке принятодемонстрировать все методы, с помощью которых ты пришел к своим результатам.Эти методы должны быть признаны и используемы другими учеными (причемнезависимо от их личных религиозных позиций). Любой результат в науке долженбыть воспроизводим другими исследователями, и тем самым проверяем.
Литература
1. РудольфШтайнер. Происхождение и цель человека. Основные понятия духовной науки. Внутреннееразвитие человека. Берлин, 1904
2. Антропософия.Психософия. Пневматософия.  12 лекций в Берлине (по стенограмме, с предисловиемМарии Штайнер)
http: // www. anthroposophy. ru/index. php? go=Files&in=view&id=10
3. Рудольф Штайнер.Общее учение о человеке как основа педагогики.
Учебный курслекций для преподавателей Свободной вальдорфской школы, прочитанный 21. VIII-5.IX 1919 г. в Штутгарте.  Перевод с немецкого Д.М. Виноградова. «Парсифаль».Москва-1996
4. РудольфШтайнер. Антропософские руководящие положения. Путь познания антропософии. МистерияМихаила. «Антропософия» Москва-1996
5.Ф. Карлгрен. Воспитаниек свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. Издательство Московского Центравальдорфской педагогики. Москва-1993.
6. Печатается поизданию: Рудольф Штайнер. Очерк тайноведения. Пер. Т.Г. Трапезникова. Издательство«Духовное знание» Москва, 1916. Издательство «НОЙ» 1992 г.
7. РудольфШтайнер. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки.
R.Steiner Die Erziehung des Kindes, vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft(Aufsatz 1907)
Перевод снемецкого Д. Виноградова
8. РудольфШтейнер. Эзотерическая антропология.
9. Бердяев Н.А. Теософияи антропософия в России. // Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989.
10. Франк С.Л. Опонятиях и задачах философской психологии // Русская религиозная антропология. Антология.Составление, общ. ред. и предисловие Н.К. Гаврюшина. М., 1997, Т.2.
11. ВышеславцевБ.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
12. Лосский Н.О.Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.
13. Публикация: ГаврюшинН.К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого. // Вопросыфилософии. 1995, №7.
14. Загвоздкин В.О вальдорфской педагогике и ее критиках // Человек. 1998, № 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дискретность и неравномерность становления общепланетарной цивилизации
Реферат Разработка программы Атамекен . Направление Шапар
Реферат Значение в литературе и анализ произведений Повесть о Горе-Злочастии и Повесть о Ерше Ершовиче,
Реферат Рыбная слобода в конце XVII - начале XVIII вв
Реферат Священные источники Крыма
Реферат Русские календарные весенние и летние обряды и праздники
Реферат Священные горы скалы и пещеры Крыма
Реферат по Бухгалтерскому финансовому учету
Реферат Святые Петр и Феврония хранители семейного очага
Реферат Угорська версія походження назви Коломия
Реферат Польський наступ
Реферат Світоглядні уявлення та вірування народні знання словян
Реферат Соснівка історія мого рідного міста
Реферат Традиційне житло, національне вбрання та старовинна обрядовість
Реферат Тульский театр в XIX в начале XX в