СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ТЕМА ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выполнил Долгополов А.В. Специальность Юриспруденция группы 4208
Проверил Доцент кафедры публичного права Замиралов Г.Н. НОВОСИБИРСК 2005 Оглавление HYPER13 TOC o 1-1 h z u HYPER14 HYPER13 HYPERLINK l Toc116820348 HYPER14ВВЕДЕНИЕ HYPER13 PAGEREF Toc116820348 h HYPER143HYPER15HYPER15 HYPER13 HYPERLINK l Toc116820349 HYPER141. Государственная служба правовые основы, понятие, система,
принципы HYPER13 PAGEREF Toc116820349 h HYPER144HYPER15HYPER15 HYPER13 HYPERLINK l Toc116820350 HYPER142. Государственные должности и служащие HYPER13 PAGEREF Toc116820350 h HYPER1411HYPER15HYPER15 HYPER13 HYPERLINK l Toc116820351 HYPER143. Прохождение государственной службы HYPER13 PAGEREF Toc116820351 h HYPER1418HYPER15HYPER15
HYPER13 HYPERLINK l Toc116820352 HYPER14Заключение HYPER13 PAGEREF Toc116820352 h HYPER1427HYPER15HYPER15 HYPER13 HYPERLINK l Toc116820353 HYPER14Список использованной литературы HYPER13 PAGEREF Toc116820353 h HYPER1429HYPER15HYPER15 HYPER15 ВВЕДЕНИЕ Начиная с 1991 г. государственная служба стала постепенно оформляться в самостоятельный
институт, хотя и стоящий вне какой-либо ветви государственной власти, но тем не менее пронизывающий весь государственный механизм. Общепризнанно, что в нынешних условиях российский госаппарат явно не справляется с возложенными на него обязанностями, часто не способен действовать в новой экономической и политической обстановке, выполнять в полной мере свои функции. В своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент
России В.В. Путин в 2002 г. констатировал Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом. К слову, из почти 500 тысяч обращений во время телевизионного интервью почти три четверти это жалобы граждан на разные формы административного произвола. В этом же Послании В.В. Путин обозначает три крупных задачи 1 модернизация исполнительной власти 2
разработка эффективных и четких технологий подготовки, принятия и исполнения решений органами власти 3 анализ ныне реализуемых государственных функция и сохранение только необходимых из них. Целями написания данной курсовой работы являются определение понятия, системы и принципов государственной службы анализ современного состояния государственной службы и порядка ее прохождения выявление возможных перспектив и путей развития государственной службы анализ современного законодательства в данной области
выделение основных направлений государственной политики в области организации государственной службы. Государственная служба правовые основы, понятие, система, принципы Сколько времени существует государство, столько же существует государственная служба. Еще древнегреческий философ Платон выделял в идеальном государстве, наряду с правителями и ремесленниками, также стражников, которые с полным основанием могут рассматриваться не иначе как государственные служащие
в их современном понимании. Вот почему государственная служба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Одновременно она является одним из основных институтов административного права. В современной России в основном создана и продолжает непрерывно совершенствоваться правовая база, на основе которой развивается институт государственной службы. Ее ядром являются нормы Конституции РФ 1993 г где государственная служба упоминается трижды.
В ч. 4 ст. 32 закрепляется право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе. Данная норма имеет огромное значение. Отнеся федеральную государственную службу к исключительному ведению Российской Федерации, она создала правовую основу для федерализации государственной службы. На практике это привело к бурному развитию в субъектах
Федерации, особенно во второй половине 90-х гг. XX в собственного законодательства о государственной службе. В результате наряду с федеральной государственной службой в России сложилась государственная служба в субъектах Федерации, которая в значительной степени регулировалась региональным законодательством. С 2003 г. стал развиваться обратный процесс. В рамках мероприятий по реформированию государственной
службы федеральный законодатель четко очертил, резко сузив при этом, полномочия субъектов Федерации в сфере государственной службы. Субъектам Федерации предстоит провести значительную работу по приведению своего законодательства о государственной службы в соответствие с федеральными законами. Конституция РФ, как фундамент правовой системы страны, не может, да и не должна детально регулировать отношения
на государственной службе. Первоначально это было сделано в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. Об основах государственной службы Российской Федерации утратил силу с 1 февраля 2005 г Президентом РФ 15августа 2001 г. была утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, на основе которой подготовлена и реализуется федеральная программа
Реформирование государственной службы 2003 2005 годы. Уже есть первые результаты. Приняты федеральные законы от 27 мая 2003 г. О системе государственной службы Российской Федерации и от 27 июля 2004 г. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Реформа государственной службы осуществляется параллельно с административной реформой.
Наряду с Конституцией РФ и базовыми федеральными законами правовые основы государственной службы также составляют нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также ряд важных судебных решений Попытки определить понятие государственная служба известны в отечественной юридической науке.
Самое общее из них предлагал например, видный русский государствовед Н.М. Коркунов. По его мнению, службой государству в широком смысле слова можно назвать всякую деятельность на пользу государству. Конкретизируя свою позицию, он определял государственную службу как особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное па подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной
деятельности. В законодательстве долгое время понятие государственная служба не фиксировалось. Впервые оно было нормативно закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. Об основах государственной службы Российской Федерации, где под государственной службой понималась профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Позднее это понятие было скорректировано в ст.
1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. О системе государственной службы Российская Федерации. В настоящее время государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов субъектов
Федерации органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий субъектов.
Таким образом, законодательство исходит из трактовки понятия государственная служба в узком смысле. Работа в государственных организациях уже не рассматривается как государственная служба. Специальное законодательство о государственной службе на них не распространяется. Напротив, в советский период находящимися на государственной службе считались все те, кто, во-первых, занимался нефизическим трудом, а во-вторых, получал вознаграждение за труд из бюджетных средств.
Для государственной службы большое значение имеет ее видовая классификация. Она существовала и в дореволюционной России, где Табель о рангах всех чинов 1722 г. предусматривала чины воинской, статской и придворной службы. Анализ законодательства позволяет провести современную видовую классификацию государственной службы в зависимости от 1 уровня осуществления государственной власти и федерального государственного устройства России 2 правового положения государственного служащего.
Если говорить о федеральной государственной службе, то согласно ст. 71 Конституции РФ она находится в исключительном ведении Российской Федерации. Федеральная государственная служба сама по себе не однородна. Она включает федеральную государственную гражданскую службу военную службу правоохранительную службу. Государственная служба субъекта Федерации включает в себя только его гражданскую службу.
В зависимости от правового положения государственного служащего можно выделить две разновидности государственной службы гражданскую государственную службу и милитаризованную военизированную государственную службу. Классификация имеет общетеоретическое значение. Гражданская государственная служба обладает рядом особенностей. Дело в том, что термин государственная гражданская служба в законодательстве закреплен недавно. В ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г.
О системе государственной службы Российской Федерации она определяется как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов
Федерации. Особенность государственной гражданской службы состоит в том, что она регламентируется не только специальным законодательством о государственной службе, которое имеет административно-правовую природу, но отчасти продолжает регулироваться законодательством о труде. Согласно ст. 73 Федерального закона от 29 июля 2004 г. О государственной гражданской службе Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом. Например, материальная ответственность гражданского служащего будет по-прежнему регулироваться соответствующими нормами Трудовым Кодексом РФ. К государственной гражданской службе субъекта Федерации относится только служба в его государственных органах.
Это может быть служба в аппаратах законодательных представительных и исполнительных органов субъекта Федерации, его конституционном уставном суде и др. Государственная гражданская служба сама по себе не однородна. Существует определенная специфика ее прохождения в зависимости от того или иного государственного органа. Имеются особенности в прохождении государственной гражданской службы в налоговых органах, органах внешних
сношений, органах юстиции и некоторых других государственных органах. Милитаризованная военизированная государственная служба понятие собирательное. Оно объединяет военную и правоохранительную службу. Термин милитаризованная военизированная государственная служба в законодательстве не определен, но широко используется в юридической науке. Милитаризованная военизированная государственная служба осуществляется
в органах военного управления, в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах прокуратуры, в некоторых других государственных органах, осуществляющих правоохранительную деятельность. Для милитаризованной военизированной государственной службы характерны высокая степень централизации и жесткая дисциплина, более строгая иерархичность построения, наконец, повышенные требования к состоянию здоровья и физической подготовке государственного служащего.
Милитаризованная государственная служба регламентируется исключительно федеральным законодательством. Субъекты федерации не имеют права принимать нормативные правовые акты в данной области. Милитаризованная военизированная государственная служба регламентируется нормами права значительно полнее и обстоятельнее, чем государственная гражданская служба. Первоначально в основу организации государственной службы была положена система основополагающих идей,
облеченных в форму правовых норм и закрепленных в ст. 5 Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации как принципы государственной службы. Позднее эти принципы уточнены в ст. 3 Федерального закона О системе государственной службы Российской Федерации.
Там законодатель уже говорит не просто о принципах государственной службы, а о принципах ее построения и функционирования. Таковыми являются федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации законность приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность
признания, соблюдения и зашиты равный доступ граждан к государственной службе единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы взаимосвязь государственной и муниципальной службы открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих профессионализм и компетентность государственных служащих.
В федеральном законе не уточняется, какие из перечисленных принципов относятся к построению, а какие к функционированию системы государственной службы. Государственные должности и служащие Для института государственной службы исключительное значение имеет категория государственная должность, а в более узком смысле должность государственной службы. В ст. 1 ныне утратившего силу Федерального закона 1995 г.
Об основах государственной службы Российской Федерации государственная должность определялась как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Данное определение не раскрывало суть самого понятия должность, которое должно рассматриваться прежде всего как организационно и юридически обособленная часть государственного аппарата. В должности сосредоточен элемент компетенции государственного органа. Федеральные законы от 27 мая 2003 г. О системе государственной службы Российской Федерации и от 27 июля 2004 г. О государственной гражданской службе
Российской Федерации не содержат определение понятия должность государственной службы. Законодательство выделяет государственные должности и должности государственной службы. Государственные должности государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Федерации. В первом случае это должности, устанавливаемые
Конституцией РФ, федеральными законами Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, федеральные судьи и др Во втором случае это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации губернаторы и главы администраций субъектов, депутаты органов
законодательной представительной власти субъектов Федерации, судьи конституционных и уставных судов субъектов Федерации и др Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. 32. По мере внесения изменений в федеральное законодательство перечень дополнялся. Что касается государственных должностей субъектов
Федерации, то при определении их правового статуса в законодательстве субъектов в основном наблюдаются три подхода перечень государственных должностей субъекта может определяться в его уставе государственные должности субъекта Федерации могут определяться в специальном законе субъекта в отдельных субъектах Федерации государственные должности перечисляются непосредственно в региональном законе о государственной службе. В результате реформы государственной службы произошла существенная корректировка классификации
должностей государственной службы. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации подразделяет их на должности федеральной государственной гражданской службы должности государственной гражданской службы субъекта Федерации воинские должности должности правоохранительной службы. В настоящее время должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным
правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации. В результате реформы государственной службы порядок учреждения должностей государственной службы претерпел значительные изменения. В действующем законодательстве должности государственной службы распределяются по группам и или категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Федерации о государственной гражданской службе субъектов
Федерации. Так, ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. О государственной гражданской службе Российской Федерации предусматривает, что должности гражданской службы подразделяются на категории и группы руководители группы высшие, главные и ведущие должности гражданской службы помощники советники группы высшие, главные, ведущие должности гражданской службы специалисты группы высшие, главные, ведущие и старшие должности гражданской службы обеспечивающие специалисты
группы главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы. Законодательство предусматривает принятие реестров должностей государственной службы. Согласно ст. 9 Федерального закона О системе государственной службы Российской Федерации должны быть созданы реестр должностей федеральной государственной службы, который образуют перечни государственных должностей федеральной государственной гражданской службы, перечни
типовых воинских Должностей, перечни типовых должностей правоохранительной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Указанные реестры пока не приняты.
Их отсутствие пока в определенной мере компенсируют перечни государственных должностей государственной службы в различных государственных органах, утвержденные специально принятыми указами Президента РФ. Наиболее полный из них Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы. Важнейшей составляющей института государственной службы является понятие государственный служащий,
которое за последних три столетия российской государственности прошло сложную эволюцию. Причем ее пока еще нельзя признать завершенной. В СССР государственные служащие имели статус наемных работников, который определялся главным образом трудовым законодательством. Ими признавались лица, во-первых, занимавшиеся нефизическим трудом и, во-вторых, получавшие вознаграждение из средств бюджета соответствующего уровня.
В законодательстве понятие государственный служащий закреплено не было. В постсоветской России дело обстоит иначе. Понятие государственный служащий закреплено нормативно. В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. О системе государственной службы Российской Федерации государственным служащим признается гражданин России, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности
государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Таким образом, государственными служащими могут быть только сотрудники аппаратов государственных органов. Следовательно, государственная служба отныне понимается в узком смысле. Государственный служащий имеет следующие признаки гражданин Российской Федерации замещает должность государственной службы выполняет полномочия, определяемые соответствующей
должностью получает за выполнение должностных полномочий денежное содержание вознаграждение, довольствие, выплачиваемое за счет средств бюджета соответствующего уровня. В юридической науке известны несколько классификаций государственных служащих. Исходя из объема полномочий по должности государственных служащих классифицируют на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Такой подход во многом созвучен делению должностей гражданской
службы на категории руководителей, помощников советников, специалистов и обеспечивающих специалистов. Руководители государственные служащие, которым предоставлено право давать указания и поручения, обязательные для исполнения другими государственными служащими. Руководители имеют в служебном подчинении других государственных служащих. Особенностью государственной службы является то, что она построена иерархически.
Существуют несколько уровней управления Следовательно, есть и руководители различных уровней. Условно можно выделить руководителей высшего, среднего и нижнего звона. Если взять федеральное министерство, то министр и его заместители это руководители высшего звена руководители департаментов и их заместители руководители среднего звена начальники отделов и их заместители руководители нижнего звена. Специалисты это те государственные служащие, которые, как правило, не имеют в своем подчинении
других, сотрудников. Они обладают специальными знаниями в той или иной области. Именно па них лежит основная нагрузка по обеспечению реализации функций государственных органов. Применяя свои специальные знания, они прорабатывают поставленные вопросы, подготавливают варианты их решения и предлагают эти варианты руководителям, составляют справки, проекты правовых актов. Однако окончательное решение вопроса исключительная прерогатива руководителя.
Исполнители государственные служащие, содействующие руководителям и специалистам в осуществлении ими должностных полномочий. Речь идет об обеспечивающем персонале. Техническими исполнителями могут быть признаны государственные служащие, которые выполняют курьерские функции, машинописные работы, включая стенографирование, занимаются делопроизводством. Государственные служащие подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных гражданских
служащих субъектов Федерации. Статус государственных гражданских служащих субъектов Федерации имеет особенности, обусловленные распространением на них наряду с федеральными законами о государственной службе также нормы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Федерации. Одной из важнейших целей реформы государственной службы является расширение регулирования государственной службы нормами федерального законодательства при одновременном сужении полномочий субъектов
Федерации в сфере регулирования отношения на государственной гражданской службе нормами региональных законов. В исключительном ведении субъектов оставлена только организация их государственной гражданской службы. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта находится в ведении Российской Федерации и ее субъекта ч. 4 ст. 2 Федерального закона О системе государственной службы Российской Федерации.
Для объективного восприятия института государственной службы, процессов, в нем происходящих, имеет значение общая характеристика кадровой ситуации, существующей в государственном аппарате постсоветской России. Она достаточно полно отражена в Указе Президента РФ от 19 ноября 2002 г. Об утверждении федеральной программы Реформирование государственной службы Российской Федерации 2003 2005 годы.
В данном нормативном правовом акте дается весьма обстоятельный социологе-статистический портрет государственного служащего в Российской Федерации. Конечно, государственная служба и государственный служащий должны анализироваться прежде всего с позиций юридической науки. Вместе с тем немаловажное значение имеет представление о государственном служащем с точки зрения социологии и статистики. Правовое регулирование статуса государственного служащего не может эффективно осуществляться
без учета тех тенденций в кадровом составе государственного аппарата, которые наблюдаются на современном этапе государственного строительства в России. Обобщенные данные о государственных приведены в федеральной программе Реформирование государственной службы Российской Федерации 2003 2005 годы. На начало 2002 г. численность федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти составляла 24,9 тыс. человек, а их территориальных
органов 290,2 тыс. В государственных органах субъектов Федерации замещали должности 153,3 тыс. человек. С 1998 г. снижается численность государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. В 2001 г. она уменьшилась по сравнению с 1995 г. на 4,9. При этом наблюдается рост численности государственных служащих государственных органов субъектов Федерации. В 1999 г. на 1000 человек населения России приходилось 2,8 государственного служащего федеральных
органов исполнительной власти, в Великобритании 5,2, в США 3,9 государственного служащего, а на 1000 человек занятого населения соответственно 6,4, 11,3 и 7,9 государственного служащего. Казалось бы, в России численность государственных служащих меньше, нежели в Великобритании и США. Однако в России государственным служащим является только тот, кто замещает должность в государственных органах, т.е. в органах, представляющих публичную власть.
Прохождение государственной службы В юридической науке прохождение государственной службы обычно определяется как совокупность юридических фактов событий и действий, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение общественных отношений на государственной службе. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. О системе государственной службы Российской Федерации прохождение государственной службы включает в
себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен другие обстоятельства события в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. В качестве других обстоятельств могут выступать, например, повышение квалификации и профессиональная
переподготовка государственного служащего, привлечение его к дисциплинарной ответственности, поощрение и другие обстоятельства. Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего. Как правило, оно ведется кадровой службой государственного органа. В отдельных случаях предусмотрен иной порядок. Эффективность государственной службы в немалой степени зависит от существующих в аппарате государства способов замещения государственных должностей.
В прошлом известны разнообразные способы. Некоторые из них могут рассматриваться в качестве экспонатов в музее истории государственного строительства человеческой цивилизации На современном этапе государственного строительства существуют два способа замещения должностей государственной службы назначение и конкурс. Они соответствуют способам, принятым в развитых демократических государствах. В специальной литературе отмечались и такие способы замещения должностей государственной службы, как
зачисление и контракт. Однако такого рода способы замещения государственных должностей де-юре не установлены. Назначение является самостоятельным, наиболее упрощенным и распространенным способом замещения должности государственной службы. Например, на государственной гражданской службе путем назначения замещаются все должности государственной службы категории помощники советники. По сравнению с другими способами замещения государственных должностей назначение имеет более упрощенную
форму. В рамках мероприятий по реформе государственной службы произошло расширение возможностей замещения должностей государственной службы путем назначения, прежде всего должностей гражданской службы. Конкурс является наиболее эффективным из известных в мире способов замещения должностей на государственной, главным образом государственной гражданской, службе. Родоначальником замещения государственных должностей по конкурсу по праву можно признать
Великобританию, где конкурсы были введены в результате реформы гражданской службы 1855 1870 гг получившей по имени ее авторов и организаторов название реформа Норткота Тревельяна. В настоящее время конкурсный порядок замещения государственных должностей используется при поступлении на государственную службу во всех демократических государствах с развитой рыночной экономикой. В результате реформы государственной службы конкурс сохранился в качестве способа замещения должностей
гражданской службы, однако значительно ограничены случаи, когда его по закону необходимо проводить. В Федеральном законе О государственной гражданской службе Российской Федерации ст. 22 закрепляется возможность поступления на гражданскую службу и замещения должности гражданской службы по конкурсу. Последний заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.
Одним из серьезных препятствий для утверждения конкурсного порядка замещения государственных должностей следует назвать закрытость для потенциальных участников конкурса, претендующих на должность государственной службы, сведений о вакансиях. Получить ее в режиме открытого доступа заинтересованному лицу практически невозможно. Правда, в последнее время наметились позитивные сдвиги. Правительство РФ издало постановление от 12 февраля 2003 г.
Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которым обязало федеральные органы исполнительной власти, включая аппарат Правительства РФ, обеспечить доступ граждан, в том числе к перечню вакантных государственных должностей. Федеральный закон О государственной гражданской службе
Российской Федерации ст. 22 предусматривает, что положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ. При поступлении на государственную гражданскую службу гражданин предъявляет 1 заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы 2 анкету установленной формы 3 паспорт 4 трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная
трудовая деятельность осуществляется впервые 5 страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная трудовая деятельность осуществляется впервые 6 свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации 7 документы воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу 8 документ об образовании 9 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Федеральным законом О государственной гражданской службе Российской Федерации, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, возможно предъявление иных документов. На государственную службу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную квалификацию.
Обеспечить ее призваны квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования с учетом категории игруппы должностей гражданской службы к стажу опыту работы по специальности к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования государственного служащего весьма высоки и закреплены непосредственно в законе. Квалификационные требования к стажу опыту работы по специальности
в решающей степени зависят от группы, к которой отнесена должность. При этом соблюдается правило чем выше должность, тем более квалифицированным и подготовленным должен быть тот, кто ее замещает. Квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности для федеральных государственных служащих имеются в виду только гражданские служащие пока установлены Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. Гражданин поступает на государственную службу по контракту.
Следует отметить, что в рамках мероприятий по реформе государственной службы произошел отказ от использования на государственной службе трудового договора и был осуществлен перевод государственных служащих на служебные контракты. Если сторонами трудового договора являются гражданин и государственный орган, в штатном расписании которого имеется государственная должность, то сторонами контракта выступают гражданин и государство как таковое. Для федеральной государственной службы это
Российская Федерация, для государственных служащих субъекта Федерации соответствующий субъект Федерации. Контракт может заключаться с гражданином на неопределенный срок на определенный срок на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. Предполагается, что контрактная система будет способствовать более гибкому использованию кадрового
потенциала государственных органов, позволит при необходимости проще освобождаться от неэффективных сотрудников. Одновременно появится возможность привлечь на условиях срочного служебного контракта высококвалифицированных специалистов из негосударственного сектора. Поступление гражданина на государственную службу юридически оформляется локальным правовым актом, например приказом или Распоряжением по государственному органу о назначении на государственную должность государственной службы.
При поступлении на гражданскую службу может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года. Государственный служащий для реализации должностных полномочий наделяется необходимыми правами и несет обязанностями. Их объем и содержание производим от компетенции того государственного органа, в котором он замещает государственную должность. Права и обязанности в решающей степени зависят от уровня замещаемой должности в должностной иерархии,
а также от структуры аппарата государственного органа и распределения обязанностей между руководителями, которое в нем существует. Одной из форм стимулирования государственного служащего к поддержанию на должном уровне своей квалификации является его я, которая согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона О системе государственной службы Российской Федерации представляет собой составной элемент прохождения государственной службы.
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы ч. 1 ст. 48 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года на основании Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. О государственных гражданских служащих
Российской Федерации. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, с которым государственный служащий знакомится под расписку. Аттестационный лист готовится в одном экземпляре, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии и хранится вместе с отзывом на государственного служащего в его личном деле. В результате аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений соответствует замещаемой должности гражданской службы
соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации не соответствует замещаемой должности гражданской службы. На практике оценка служебной деятельности гражданского служащего базируется главным образом на установлении
его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности государственной службы. В связи с этим аттестация обычно проводится формально. Важным элементом прохождения государственной службы является процедура присвоения государственным служащим специальных знаков отличия. Эти знаки зависят от вида государственной службы. Согласно ст. 13 Федерального закона О системе государственной службы
Российской Федерации гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Гражданам, проходящим государственную гражданскую службу субъекта Федерации, устанавливаются классные чины. Их присвоение обычно обусловливается совокупностью факторов, главные из которых замещаемая должность, а также отчасти выслуга лет.
Для поддержания в системе государственной службы на должном уровне режима законности и дисциплины, обеспечения исполнения надлежащим образом должностных обязанностей в аппарате управления используются меры поощрения и меры различных видов юридической ответственности государственного служащего. С позиции пауки административного права наибольший интерес представляет дисциплинарная ответственность, так как в ней наиболее рельефно виден статус государственного служащего как участника управленческих
отношений. Высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги перед государством являются государственные награды. Государственные служащие могут награждаться ими наравне с другими гражданами. Вместе с тем, как отмечалось ранее, государственная служба особый вид общественно полезной профессиональной деятельности, которую осуществляют люди, наделенные для реализации задач, стоящих перед органами власти, государственно-властными полномочиями. Поэтому для государственных служащих, а также лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации и ее субъектов, предусмотрена специальная государственная награда, которой другие лица награждаться не могут. Это знак отличия За безупречную службу. Среди мер поощрения, применяемых к государственным служащим, можно также выделить поощрения и награждении государственного органа, именуемые в аппаратной среде внутриведомственными наградами. Дисциплинарная ответственность государственного служащего важное средство
обеспечения режима законности и дисциплины в государственном аппарате. Она применяется за нарушения, не являющиеся общественно опасными, и наступает в порядке подчиненности. Эта ответственность сочетает в себе элементы наказания и воспитания. Общие положения, касающиеся дисциплинарной ответственности государственного служащего применительно ко всем видам государственной службы, которые предусмотрены
Федеральным законом О системе государственной службы Российской Федерации, нормативно не закреплены. Мерой дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. У каждого вида государственной службы имеются свои взыскания. Например, к гражданским служащим наниматель имеет право применить замечание выговор предупреждение о неполном должностном соответствии освобождение от замещаемой должности гражданской службы увольнение
с гражданской службы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом О государственной гражданской службе Российской Федерации. Этот перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Три из пяти дисциплинарных взысканий носят моральный характер и оказывают воздействие исключительно на сознание гражданского служащего, привлекаемого к ответственности.
Эффект от их применения оказывается невысок. Дисциплинарное взыскание имеет срок давности применения. Для государственной гражданской службе оно применяется непосредственного после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. В указанные сроки не включается время производства по уголовному
делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено одно взыскание. Деление взысканий на основные и дополнительные не предусмотрено. Срок действия взыскания составляет один год, начиная со дня издания правового акта о его наложении. По истечении этого срока взыскание снимается автоматически. Досрочное снятие взыскания производится по инициативе лица или органа, его наложившего, или по ходатайству
руководителя государственного служащего. Сведения о дисциплинарных взысканиях в трудовую книжку не заносятся. Вместе с тем своеобразной формой учета взысканий с полным основанием можно признать хранение копии правового акта о его наложении в личном деле служащего до окончания срока действия взыскания либо до его снятия в установленном порядке. Заключение Основополагающей идеей реформы государственной службы следует признать идею взаимодействия государственной службы и гражданского общества, развитие институтов
гражданского контроля за административно-управленческим аппаратом. В настоящее время первые трудные и важные шаги в деле реформы государственной службы уже сделаны. Достигнуты промежуточные результаты. Однако, как отметил в Послании Федеральному Собранию 2003 г. Президент РФ, государственный аппарат все еще малоэффективен, в то время как государство и его служащие должны быть конкурентоспособны.
Именно в этом видится конечная цель преобразований, проводимых в рамках реформы государственной службы. Реформа государственной службы не самоцель, ее проведение направлено на обеспечение процессов построения, формирования правового демократического государства. Государственная служба строится на принципах законности, открытости, обязательности, ответственности, а деятельность государственных органов осуществляться на основе регламентов, обеспечивающих эффективное
функционирование государственного аппарат. В свою очередь, установление четких правовых процедур при функционировании государственных органов может, наконец, положить начало устранению таких негативных явлений, как бюрократизм, волокита, формализм, безответственность. Анализ современного состоянии государственной службы и принятых за последнее время документов о госслужбе, научных разработок позволяет выделить следующие основные направления государственной политики в этой
области разработка нормативно-правовой базы кардинального реформирования института государственной службы Российской Федерации и ее правового регулирования на системной основе проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной госслужбы и обеспечению деятельности федеральных служащих улучшение кадрового состава, повышение профессионального уровня и совершенствования подготовки, переподготовки и повышения повышение квалификации государственных служащих создание материально-
технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы формирования системы управления государственной службы обеспечение единства государственной службы Российской Федерации, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации их деятельности в процессе реализации политики в сфере государственной службы. Список использованной литературы Конституция Российской
Федерации. М. Изд-во юридической литературы, 1993 Федеральный Закон от 31 июля 1995 г. 119-ФЗ Об основах государственной службы Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации . 1995 г. 37. Ст. 3588 Федеральный Закон от 19 ноября 2002 г. О федеральной программе Реформирование государственной службы
Российской Федерации Российская газета. 2002. 23 ноября Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации Российская газета. 2003. 31 мая Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы история, теория, закон, практика. М. РАГС, 2002. 268 с. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы
в России Государство и право. М 2003 7 с. 10-18 Буравлев Ю.М. Управление государственной службой в современной России Афтореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра юрид. наук 12.00.14. М. Академия управления МВД, 2003. 53 с. Государственная служба организация, кадры, управление Сб. ст. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос.
Федерации Редкол. Пономаренко Б.Т. рук. и др М. РАГС, 2001. 178 с. Государственная служба учебник Для вузов по упр. специальностям Агапонов А.К Акопов Л.В Игнатов В.Г. отв. ред. и др. М. Ростов нД. МарТ, 2004. 578 с. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ Учеб. курс. М. Дело и Сервис, 2003. 463 с.
Иванов В.П. Реформирование государственной службы вопросы и перспективы Журнал Российского права. М 2003 5 с .3-9 Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части курс лекций. М. Юристъ, 2004. 559 с. О проекте ФЗ О системе государственной службы в Российской Федерации и перспективах развития законодательства о государственной службе
Материалы парламентских слушаний, 11 марта 2003 г. М. ГД РФ, 2003. 93 с. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации Учеб. пособие. М. Юристъ, 2003. 287 с. Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации учеб. М. Юристъ, 2005. 560 с. Государственная служба учебник
Для вузов по упр. специальностям Агапонов А.К Акопов Л.В Игнатов В.Г. отв. ред. и др. М. Ростов нД. МарТ, 2004. С. 153 Иванов В.П. Реформирование государственной службы вопросы и перспективы Журнал Российского права. М 2003 5 с .5 Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации учеб.
М. Юристъ, 2005. С. 212 Государственная служба организация, кадры, управление Сб. ст. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации Редкол. Пономаренко Б.Т. рук. и др М. РАГС, 2001. С. 150 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы история, теория, закон, практика. М. РАГС, 2002. С. 87 Хаманева Н.Ю. Административное право
Российской Федерации учеб. М. Юристъ, 2005. С. 208 Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации учеб. М. Юристъ, 2005. С. 204 Буравлев Ю.М. Управление государственной службой в современной России Афтореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра юрид. наук 12.00.14. М. Академия управления МВД, 2003. С. 22 Атаманчук Г.
В. Сущность государственной службы история, теория, закон, практика. М. РАГС, 2002. С. 116 Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части курс лекций. М. Юристъ, 2004. С. 124 Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ Учеб. курс. М. Дело и Сервис, 2003. С. 235 Конин
Н.М. Административное право России. Общая и особенная части курс лекций. М. Юристъ, 2004. С. 178 Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации учеб. М. Юристъ, 2005. С. 241 О проекте ФЗ О системе государственной службы в Российской Федерации и перспективах развития законодательства о государственной службе
Материалы парламентских слушаний, 11 марта 2003 г. М. ГД РФ, 2003. С. 71 Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части курс лекций. М. Юристъ, 2004. С. 139 Государственная служба организация, кадры, управление Сб. ст. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос.
Федерации Редкол. Пономаренко Б.Т. рук. и др М. РАГС, 2001. С. 98 Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации учеб. М. Юристъ, 2005. С. 212 Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации Учеб. пособие. М. Юристъ, 2003. С. 206 Хаманева Н.Ю. Административное право
Российской Федерации учеб. М. Юристъ, 2005. С. 204 Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ Учеб. курс. М. Дело и Сервис, 2003. С. 308 Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации учеб. М. Юристъ, 2005. С. 254 Овсянко Д.М. Государственная служба
Российской Федерации Учеб. пособие. М. Юристъ, 2003. С. 171 Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России Государство и право. М 2003 7 С. 10 Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации учеб. М. Юристъ, 2005. С. 240 Государственная служба организация, кадры, управление
Сб. ст. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации Редкол. Пономаренко Б.Т. рук. и др М. РАГС, 2001. С. 116 Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации Учеб. пособие. М. Юристъ, 2003. С. 176 Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации учеб.
М. Юристъ, 2005. С 240 Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ Учеб. курс. М. Дело и Сервис, 2003. С. 198 Государственная служба учебник Для вузов по упр. специальностям Агапонов А.К Акопов Л.В Игнатов В.Г. отв. ред. и др. М. Ростов нД. МарТ, 2004. С. 154 HYPER13PAGE HYPER15 HYPER13PAGE HYPER142HYPER15
Заголовок 1HYPER15Основной шрифт абзаца
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |