Министерство образования инауки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет им. Е.А.БукетоваКафедра ИЗО иДизКурсовая работа
по дисциплине: Методика преподаванияИЗО
Тема: Организация кружка подекоративно-прикладномуискусству в школе (художественная обработка дерева)Караганда — 2009
/>Содержание
Введение1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы1.1 Особенностиорганизации кружка по художественной обработки дерева в школе1.2 Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева2.1 Организация рабочего места ученика2.2 Материалы, используемые в учебном процессе3. Значимость изготовленных изделий из дереваЗаключениеСписок используемой литературы
Введение
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического,трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.
Обращение к народному искусству завоевало прочноеместо в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладнымтворчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служитьукрашением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.
Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно,откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренниймир, позволят с пользой провести свободное время.
Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке,учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущейих детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работуребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения,сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.
Порой считают, что подобное приобщение школьниковк народным ремеслам целесообразно лишь в исторически сложившихся художественныхцентрах, там, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает,что это не так. Смысл кружковой работы в ином. «Раннее приобщение детей к народномуискусству, к овладению его приемами,— по мнению редакции авторитетного искусствоведческогожурнала,— вовсе не означает, что все ребята будут работать в системе художественныхпромыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства,с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создаватьих на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитанияв них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-томере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризаммоды».
Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донестидо ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историейразвития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества,научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности учеников, помочьим в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству. Свои знания,опыт, умения он передает ребятам на высоком профессиональном уровне, заинтересованно,увлекая их своим энтузиазмом.
Одной из главныхзадач, поставленных в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015года, является «изменение содержания образования oт знаниецентрического к компетентностному».Юному поколению, сидящему сегодня за школьными партами, предстоит реализовать втретьем тысячелетии долгосрочные программы развития и процветания Республики.
Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путеморганизации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовкиучащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающихличность методов обучения.
Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностейорганизации кружка по декоративно-прикладному искусству в школе.
1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы 1.1 Особенности организациикружка по художественной обработки дерева в школе
Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева»является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческихспособностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыковработы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщениек общественно полезной деятельности.
Привлекать к работе кружка можно детей 4-8 классов.В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководительне сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первыхэтапах нужен внимательный индивидуальный подход.
В дальнейшем преподаватель должен помогать советамивсем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как данныйдекоративно-прикладной вид искусства требует знания технологии ручной и станочнойобработки древесины.
Первым и основным условием, необходимым для нормальнойработы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимогоинвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении,не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должениногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидетьсвои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна.Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.
Занятие в кружке лучше проводить два раза в неделюпо 2 часа во внешкольных учреждениях, а в школе — два раза в неделю, но по 1 часуили одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Сдвоенные часы занятийпозволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраиватьчерез полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводитьв определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.
Посещаемость кружка, дисциплина, а в конечном счетеи результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планированиязанятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдениемправил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношениюс инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченныеизделия должны храниться в шкафах.
На вводном занятии дети выбирают старосту, которыйбудет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следитьза выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.
Учебно-воспитательная работа в кружке строится потематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематическийплан составляется руководителем на полугодие с поурочным планированием.
1.2 Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева
Таблица.1.Темы Общее кол-во часов Теоретические занятия Практические занятия Вводное занятие 2 2 —
1. Основные сведения о древесине
Строение и свойства древесины
Основные древесные породы
Природные формы и пороки древесины
Производство, сушка и хранение древесных материалов
1
1
1
2
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
-
1
Итого:
7
5
2
II. Обработка древесины
Разметочные работы
Пиление
Строгание
Сверление
Долбление и обработка криволинейных поверхностей
Точение
4
4
3
3
3
3
1
1
1
1
1
1
3
3
2
2
2
2
Итого
20
6
14
III. Склеивание и обработка склеенных заготовок
Подготовка материала для склеивания
Склеивание
Использование склеенных заготовок
3
3
3
1
1
1
2
2
2
Итого
9
3
6
IV. Отделка и украшение изделий из древесины
Столярная подготовка к отделке
Отделочная подготовка древесины
Отделка древесины лакокрасочными материалами
Выжигание
Резьба по дереву
3
3
3
5
10
1
1
1
1
2
2
2
2
4
8
Итого
24
6
18
Всего
60
20
40
Этот примерный тематическийплан может быть использован каждым преподавателем в соответствии с условиями, вкоторых он работает. Большое количество часов отводится на практическую работу.Темы, включенные в план, могут быть заменены в зависимости от возможностей и способностейдетей.
2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева 2.1 Организация рабочегоместа ученика
Всякая работа требует соответствующихусловий. Для деревообработки это в первую очередь правильно вы бранное оборудованиеи рабочее место. Мастерить из древесины можно в любом помещении, важно только, чтобыоно было сухим, светлым и хорошо проветриваемым. В связи с тем, что работа сопряженас не большим шумом и образованием пыли и мусора, лучше всего использовать для этихцелей отдельное (подсобное) помещение.
Важнейшая часть рабочего места — рабочий стол. Ондолжен быть устойчивым, прочным, с толстой крышкой, обеспечивать надежное креплениезаготовок во время работы. В подсобном помещении желательно установить специальныйрабочий стол — столярный верстак. При использовании его значительно сокращаетсявремя на изготовление изделий из древесины, да и качество их повышается. Промышленностьвы пускает верстаки разных конструкций.
Верстачная доска (крышка, столешница) должна бытьмассивной и жесткой. Такая столешница полу чается, если на переднюю часть крышкистола установить на клею и шурупах (их ввинчивают с нижней стороны) доску шириной250...300 мм и толщиной 40...50 мм. Эта доска должна быть из древесины твердых лиственных пород, тщательно высушенная и выровненная. Если на заднюю часть крышки столаеще прибить брусок, то образуется лоток для инструментов и заготовок.
Доски имеют склонность (особенно в сухих помещениях)к короблению. Чтобы избежать этого, лучше всего положить на крышку стола дополнительно1—2 слоя старых мебельных плит. Соединить их между собой и с крышкой можно с помощьюклея — это предотвратит вибрацию отдельных слоев столешницы при работе.
Сконструировать и самостоятельно изготовить винтовыезажимы сложно. Можно использовать готовые клиновые и эксцентриковые зажимы различнойконструкции. Для фиксации заготовок к верстаку применяются и более универсальныеприспособления — струбцины, столярные тиски, самодельные древесные тискии пр. К верстаку могут быть постоянно прикреплены также распиловочные стусла,стол для выпиливания, станок для ручной дрели, упор для пиления и другие устройства,которые также помогают сделать за готовку неподвижной при обработке. При размещениикрепежных устройств надо иметь в виду, что на вер стачной доске должно быть достаточносвободного поля для разметочных, отделочных и монтажных работ.
Достаточно толстая плита илидоска может быть установлена также между двумя столами, шкафом и стеной и т. д.К съемной доске также могут быть стационарно присоединены крепежные приспособления.Чтобы оборудовать рабочее место и выбрать самый подходящий в условиях комнаты вариант,надо проявлять находчивость.
При оборудовании рабочего местанадо обязательно обратить внимание на правильность его освещения. Лучше всего поставитьверстак (или стол) к окну так, чтобы свет падал спереди или слева. Кроме того, надстолом должно быть установлено местное искусственное освещение в виде висящей илинастенной лампы. Настольная лампа для этого не годится, так как она отнимает площадьстолешницы и, кроме того, создает опасность во время работы.
Для выполнения основных технологическихопераций необходимы различные инструменты и приспособления.
Вот перечень тех орудий труда,без которых трудно (а в некоторых случаях и невозможно) обойтись при дерево обработке:
измерительный и разметочныйинструмент — металлическая линейка, карандаш,угольник, малка, чертилка, рейсмус, циркуль, кернер;
режущий инструмент — ножовки широкая и узкая (мелкозубые), лобзик, шерхебель, рубанокодинарный и двойной, комплект плоских стамесок (шириной 8...25 мм), комплект полукруглыхстамесок (шириной 6… 15 мм), рашпиль, комплект напильников (с различным сечениеми на сечкой), нож, резаки (различной ширины и формы), комплект сверл;
монтажный и вспомогательныйинструмент — молоток (массой 200… 300 г),отвертки (с прямым и крестообразным шлицом), киянка, шило, клещи, круглогубцы, коловорот,дрель, брусок;
приспособления — — струбцины, стусла распиловочные, колодки шлифовальные, универсальныесверла, прибор для выжигания, штемпели для выжигания, точило.
Кроме названных, в отдельныхслучаях потребуются еще другие инструменты и специальные приспособления. Во многомоблегчают работу такие электрифицированные приборы, как электродрель, электроточилои электрораспылитель.
Рабочий инструмент, приспособленияи материалы надо хранить в шкафу, в специальных ящиках или сумках. Полка для этихцелей не годится, так как во время работы туда попадает пыль, которую трудно удалять.Материал раскладывают по ящикам, учитывая породы древесины и размеры заготовок.Если инструменты размещать в ящики или чемоданы, то для каждого из них предусмотритеспециальное гнездо и способ крепления. Хранить инструменты навалом недопустимо:резцы быстро тупятся, а найти и вынуть нужный инструмент сложно, иногда даже опасно.Часть инструментов и других принадлежностей может находиться в шкафу в висячем положении.Так их удобнее всего найти и взять в руки2.2Материалы, используемые в учебном процессе
Древесные материалы. Хотядревесина является сравнительно распространенным и доступным материалом, ее доставка,подготовка к окончательной обработке и хранение требуют довольно много забот. Врастущем дереве основная масса древесины образуется в стволе. Ствол срубленногодерева несложно распилить на бревна. Но бревно слишком массивный материал для дальнейшейобработки не только в домашних условиях, но и в условиях промышленного производства,к тому же оно плохо сушится. Поэтому и для деревообрабатывающей промышленности,и для строительства используют пиломатериалы — брусья и доски. Отходы пиломатериаловмогут служить за готовками для изделий. Но по ширине и толщине отходы брусьев идосок, как правило, на много превышают требуемые размеры заготовок, а их распиливаниев ком нате невозможно. Поэтому подготовку заготовок следует выполнять заранее. Продольноераспиливание лучше всего осуществлять на круглопильном станке в школьных мастерских.Если такой возможности нет, летом во дворе подготовленный материал можно вручнуюраспилить или рас колоть на части. Там, где для отопления применяются дрова, можнонайти подходящее полено для определенных заготовок.
И пиломатериалы, и дрова производятиз древесины нескольких пород: березы, ели, сосны, осины и др. Остальные породы,малораспространенные или имеющие непрямые тон кие стволы, в виде пиломатериаловили дров в руки мастера попадают сравнительно редко. Но может случиться, что в результатемелиоративных или строительных работ, холода или засухи будут вырублены деревья,древесина которых обладает хорошими декоративными свойствами. Стволы, ветви, сучкии корни таких деревьев надо обязательно распилить и расколоть на заготовки. Иногдазаготовкам целесообразно придать в сыром виде подходящую форму (бруска или цилиндра)с необходимыми припусками, так как после высыхания их обрабатывать значительно труднее.
Для изготовления объемныхизделий следует собирать так называемые лесные находки. Особенно ценными среди нихявляются наросты — мест ные утолщения на стволах и ветвях некоторых деревьев. Ещевстречаются случаи, когда выбрасывают упаковочные ящики (например, от мебели). Разбивих, можно получить призматические заготовки подходящего сечения. То же самое относитсяи к старой мебели.
В качестве цилиндрическихзаготовок можно использовать также черенки лопат, щеток и граблей, катушки из-подниток.
Влажные заготовки надо сначалаподвергнуть воздушной сушке. С этой целью их следует установить на лето где-то вхорошо проветриваемом и закрытом от солнца месте — в сарае, на чердаке, на балконеи т. п. Особого внимания при этом требуют тонкие стволы и ветки. Из-за уменьшенияобъема внешних слоев многие древесные породы склонны к растрескиванию, особеннотогда, когда снята кора. Этому вредному явлению в какой-то мере препятствует предварительное (до сушки) кипячение за готовок.
При повышении влажности воздуха (осенью и зимой) воздушно-сухие заготовки надо перенести в отапливаемое помещение.Там они должны находиться не менее 2—3 недель до начала работы. Если для поделокприменить недостаточно сухую древесину, то изделия потом начинают коробиться, растрескиватьсяи оказываются некачественными.
Вспомогательные материалы.Кроме древесных материалов, для изготовления изделий требуются клеи, лаки, гвозди,шурупы и др. Назовем их условно вспомогательными мате риалами.
Для склеивания древесины промышленностьвыпускает различные клеи — глютиновые, казеиновые, карбамидные и др. В домашнихусловиях удобнее всего пользоваться синтетическим клеем ПВА. Если склеиваемые поверхностиприлегают неплотно, могут быть применены и универсальные эпоксидные клеи ЭПО и ЭПД.Первый из них темного цвета, поэтому его нельзя использовать для светлой древесины.
Лаки различают по происхождению основного компонента — смолы: шеллачные(или спиртовые), масляные, нитроцеллюлозные и синтетические. Каждый из них имеетсвои преимущества и недостатки. Спиртовые лаки несложно нанести на поверхность вручную,но покрытие получается довольно неустойчивое (боится влаги и меняет цвет); масляные— устойчивые, но обладают не приятным жирным блеском; нитролак лучше всего на носитьспособом распыления, но он очень огнеопасен; синтетические лаки (например, паркетные)при высыхании выделяют сильный запах, затрудняющий дыхание. Какой лак при менятьв каждом конкретном случае, зависит от многих обстоятельств, и в первую очередьот условий дальней шей эксплуатации изделия.
Иногда бывает необходимо изменитьцвет древесины. С этой целью на поверхность изделия (или детали) наносят красители.Готовые растворы для крашения древесины («морилка») преимущественно коричневыхтонов. Цветные красители можно получить, растворяя в воде анилиновые краски, предназначенныедля крашения материи, а также цветные чернила.
Непрозрачное покрытие изделийиз древесины может быть выполнено с помощью водоэмульсионных, масляных или эмалевыхкрасок. На базе водоэмульсионной белой краски можно получить различные пастельныетона, если добавить в нее специальную пасту «Колор», гуашь или водные растворы анилиновыхкрасителей. Такую краску удобно наносить на поверхность кистью, но покрытие получаетсянеустойчивое, боится влаги и легко пачкается. Поэтому оно непригодно для вещей,которые часто берут в руки, зато вполне оправдывает себя для покрытия изделий сдекоративным уклоном. Игрушки и инструменты рекомендуется покрывать синтетическойэмалью (при помощи кисти) или нитроэмалью (способом распыления).
Окрашиванию поверхностей изделийв большинстве случаев предшествует их шпаклевание. С этой целью может быть примененашпаклевка для хозяйственных ремонтных работ. Выпускают ее в виде пасты, готовойк употреблению, или порошка. Для поверхностей, окрашиваемых нитро эмалью, целесообразносделать пробное покрытие: на кусок древесины (из отходов) надо нанести шпаклевку,а после ее высыхания — краску. Если нитроэмаль быстро сохнет, шпаклевку использоватьможно, в противном же случае нужно брать либо специальную нитрошпаклевку, либо заменитьнитроэмаль на синтетическую.
Гвозди различают по длине и диаметру стержня. Понадобятся в основномнебольшие гвозди длиной 15...60 мм. Чем больше различных типов гвоздей имеется враспоряжении мастера, тем легче найти под ходящий для каждого случая гвоздь. Поэтомуследует купить в магазинах в небольшом количестве все имеющиеся типы маленьких гвоздей.Гвозди лучше хранить в ящике (коробке), разделенном на отсеки — это позволяет быстровыбрать нужный.
Шурупы, как и гвозди, имеют определенную длину и диаметр стержня. Кромеэтого, их различают по форме головки (потайная, полупотайная и полукруглая) и шлица(крестообразный и прямой). Форму головки шурупа выбирают в зависимости от технологическихи эксплуатационных требований, форма шлица при деревообработке существенного значенияне имеет.
В число материалов условноможно отнести и шлифовальную шкурку, хотя ее используют в качестве режущегоинструмента при шлифовке. Шлифовальную шкурку различают по типу абразива и размерамего зерен. Для ручной шлифовки древесных деталей и изделий желательно приобрестишкурку с разной степенью зернистости: крупнозернистую, среднезернистую и мелкозернистую(конкретные размеры зерен не имеют значения). Предпочтение надо отдать шкуркам,на которых зерна держатся крепко. В связи с тем, что в большинстве случаев вы будетеработать со светлой древесиной, желательно брать шкурки со светлыми абразивнымизернами. Темные зерна, отделяемые от шкурки, зацепляются в сосудах древесины (особеннопри обработке кольцесосудистых пород) и придают поверхности грязный вид. I
3. Значимость изготовленных изделий из дерева
Одним из важнейших вопросов, который приходится решатьв ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов трудадля школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множествофакторов: 1) социальную значимость изделия; 2) соответствие технологии изготовленияпрограмме и способностям учащихся; 3) наличие в мастерских нужных материалов, инструментов,приспособлений; 4) соответствие формы и декора содержанию изделия и» принципам оформления;5) возможности вовлечения учащихся в процессе работы в активную мыслительную (вчастности, творческую) деятельность и др.
Социальнаязначимость изделия не случайно названа первой, ибо это довольно объективное обстоятельство,которое не поддается корректировке в такой же мере, как остальные перечисленныевыше критерии. Если, например, технологию изготовления изделия можно в определенныхпределах изменять, материальную базу усовершенствовать, выбирать подходящую формуизделия и методику проведения работы, то значимость определена потребностями общества,подшефных учреждений, школы, мастерских.
Очень тесно связана данная проблема с качеством изготовляемыхпредметов. Поэтому при выборе объектов труда учитель должен точно знать, где и какбудут они использованы, и до начала работы сообщить об этом ученикам.
Чтобы облегчить анализ социальной значимости объектовтруда, целесообразно рассмотреть их в системе. Изделия, изготовляемые в школьныхмастерских, по их основной функции (утилитарной или декоративной) можно условнорасчленить на две группы.
I группа: предметы бытового (домашнего) употребления,инструменты и приспособления, учебные пособия и инвентарь для школы, игрушки и техническиемодели, заказы от производства и подшефных учреждений.
II группа: сувениры, декоративныеформы и панно, призы, украшения, имитации этнографических предметов домашнего обихода.
Хотя иногда трудно однозначно определить, к какойгруппе относится данная вещь, но в большинстве случаев подобная градация позволяетлегче судить о целесообразности включения того или другого объекта в план работы.Дадим краткую характеристику каждой группы, учитывая социальную ценность изделийна данном этапе развития нашего общества и возможности повышения развивающего значенияпроцесса труда учащихся. Следует знать, что социальную значимость работы школьниковнельзя понимать узко, имея в виду лишь конкретную материальную пользу: объекты труда,которые позволяют воспитать у ребят интерес к работе, удовлетворяют их потребностьк игре и повышают творческую активность, социально не менее значимы.
Предметы бытового употребления (кухонные доски, подставкидля горячей посуды, подносы, солонки и т. д.) являются уже «классическими» объектами,включены в программу технического труда. Но это далеко не значит, что каждая вещьданной подгруппы в наше время имеет высокую социальную значимость. Надо учитывать,что промышленность выпускает такую продукцию в большом количестве. Поэтому значимостьработы повысится, если изготовляемый предмет чем-то отличается от стандартных.
Инструменты и приспособления очень важные и ценные объектытруда в различных аспектах. Во-первых, их изготовление помогает усовершенствоватьи обогатить базу учебных мастерских; во-вторых, у учеников возникает ясное представлениео значимости своей работы.
Изделия этой подгруппы делают в большинстве школ.Но, к сожалению, часто объектами труда являются только стандартные инструменты (молотки,угольники, рейсмусы), распределяемые учебным заведениям централизованно. В то жевремя в мастерской не хватает различных специальных инструментов и приспособлений,например, резцов, токарных стамесок, стусел, кондукторов для сверления и т. д. Работатьнад подобными изделиями с ребятами, конечно, сложнее и от руководителя кружка требуетсябольшая подготовленность; некоторые операции преподаватель должен выполнять сам.
Наглядные пособия и инвентарь для школы такие же полезные вещи, каки оборудование для мастерских, и на первый взгляд их можно считать одинаково подходящимиобъектами труда. Но в действительности дело обстоит несколько иначе: наглядных пособий,требующихся в больших количествах и посильных для изготовления учащимися, не такуж много. К ним относятся, на пример, модели деталей и сборочных единиц для черчения,геометрические фигуры для кабинета математики и некоторые простые приборы для другихкабинетов. И еще один момент: если эти пособия уже изготовлены, то дальнейшее ихпроизводство становится бессмысленным, так как срок службы довольно большой.
С подготовкой инвентаря для школы также возникаютопределенные трудности; зачастую он слишком объемный и сложной конструкции, и нельзяорганизовать работу фронтально; для обеспечения требуемого качества в большинствеслучаев необходима станочная обработка. Сказанное не относится к указкам, ящикамдля мела или раздаточного материала и т. п.
Игрушки являются благодарными объектами труда, поскольку значимостьизделий ясна ребятам, а это вызывает большой интерес к работе. С другой стороны,конструкция и форма многих игрушек не так строго регламентирована техническими требованиями,как у объектов предыдущих подгрупп. Это позволяет в ходе работы ставить перед ученикамиразные задачи творческого характера.
Игрушки, в свою очередь, можно подразделить на подгруппы.В первую из них входят игрушки для дошкольников и школьников начальных классов:различные подвижные машины, фигурки зверей, мебель для кукол, конструкторы. Вторуюподгруппу представляет инвентарь для различных игр на ловкость, быстроту, точностьи т. д. Настольные игры и задачи-головоломки — объекты третьей подгруппы.
Спортивные модели относятся к особому виду игрушек.Их конструирование требует от ребят хороших знаний и умений, усидчивости, развиваеттехническое мышление, точность и терпеливость. Некоторые несложные модели целесообразноиспользовать в качестве объектов и на занятиях по техническому труду. Заказыпредприятий имеют большое значение в трудовом и нравственном воспитании учащихся.Практика показывает, что проводя столь ответственную работу, школьники мобилизуютвсе свои силы и умения, помогают друг другу, соревнуются за качество изделий, внимательноследят за соблюдением технических требований. Выполнение заказов, которые состоятиз большого количества однообразных деталей, позволяет ознакомить ребят с бригадными поточным методами организации работы. В школах часто изготавливают поделки-сувениры.В целом сувенирами можно назвать вещи, которые созданы в честь ка- кого-нибудьсобытия или связаны с какой-либо местностью, с жизнью и обычаями живущих там людей.Именно поэтому оформление подобных изделий должно базироваться на местных народныхтрадициях или быть эстетически грамотно связано с соответственной символикой. Ксожалению, очень часто сувенирами называют и всевозможные поделки, которые не имеютутилитарного значения, но не отвечают и вышеизложенным принципам. Например, значки,картины, вазы с рисунками волка и зайца из мультфильма «Ну, погоди», с изображениемгероев Уолтера Диснея и пр.
Необходимо отметить, что изготовлением сувениров вкружке не стоит особо увлекаться. При разборке эскиза целесообразно консультироватьсяс учителем рисования и, по возможности, со специалистом по художественному конструированию.
Изделия, которые нельзя охарактеризовать как сувениры,называют декоративными формами (объемные) и декоративными панно (плоскостные).
Декоративные формы, в свою очередь, можно разделитьна подражающие и абстрактные. Первые в стилизованном виде опираются на реальныеобъекты природы или техники (фото 9—12 вклейки), вторые строятся на осмысленномсочетании разных фигур (фото 60 вклейки).
Декоративные панно — это двухмерные (плоскостные)декоративные формы.
В некоторых школах, внешкольных учреждениях подобныепанно изготавливают серийно. При этом часто забывают, что декоративное панно недолжно быть подделкой сюжетной изобрази тельной картины, а являться самостоятельнымпроизведением декоративно-оформительского направления. Если ребят познакомить ссоответствующими требованиями, они смогут самостоятельно оформлять простые декоративныекомпозиции.
В течение года, в учебных заведениях проводятся различныевнутришкольные и межшкольные соревнования. Обычно победителей в индивидуальном ив командных зачетах награждают дипломами и грамотами. В некоторых школах стало хорошейтрадицией вручать победителям интересные самодельные призы. Это — отличные объектытруда, в общественной значимости которых не может быть сомнения. Почему-то у многихлюдей сложилось мнение, что призы (особенно спортивные) должны иметь непременноформу медали или кубка. Но ведь призы — своего рода сувениры, которые чаще всегоэкспонируют на видном месте: стене, столе, полке, витрине. Поэтому призы должныбыть уникальными, грамотно скомпонованными и качественно выполненными.
В роли приза может выступать любая интересная декоративнаяформа (или панно), но часто в ее композиции используется атрибутика данного соревнования,вида спорта. В большинстве случаев призы снабжены соответствующей надписью, длякоторой следует предусмотреть подходящее место и выбрать шрифт. Художественно неграмотновыполненная надпись снижает эстетическую ценность приза, и наоборот.
Хочется остановиться еще на одном виде изделий — украшениях.В древние времена в качестве украшений и талисманов применялись камни, ракушки,зубы зверей и т. д. С развитием производства украшениями стали считать лишь изделияиз ценных материалов, драгоценных камней, металлов и пр. В настоящее время в качествеукрашений наряду с драгоценными снова начали использовать простые природные материалы,в том числе и древесину. Современная мода ценит в украшениях более всего новизнуи оригинальность.
Украшения можно считать еще одной разновидностью декоративныхформ из древесины. Но декоративные формы в качестве украшений должны отвечать специальнымтребованиям: быть простыми и лаконичными, небольшими по размеру, предусматриватьв конструкции способ крепления и т. д.
Из древесины можно сделать почти все традиционныевиды украшений — бусы, нашейные цепочки, броши, браслеты и кольца. Изготовлениеукрашений предполагает активизацию творческих поисков ребят.
В отношении имитацииэтнографических предметов домашнего обихода — подсвечники, прялки, ложки, сосудыи прочее — мнения специалистов расходятся. Одни считают, что подражание при изготовленииподобных вещей вообще недопустимо; другие находят их массовый выпуск оправданным,если сохраняется подлинность и точность исторических форм и декора; третьи — болеелиберальные искусствоведы — отмечают, что народные формы и узоры следует развиватьдальше, а на их базе создавать современные изделия в национальном стиле. Последняяточка зрения, очевидно, самая разумная, поскольку творчество последующих поколенийвсегда опирается на творчество предыдущих.
Заключение
Поддержать творческий настрой, сохранить увлеченностьребят руководителю кружка помогают различные методы педагогического воздействия,применение которых зависит от возрастных особенностей детей. Поэтому с первых занятийруководитель условно делит членов кружка на младшую (I—IV классы) и старшую (V—XI классы) группы. Задания, выполняемыеучащимися, различаются по степени сложности и распределяются руководителем в зависимостиот возраста детей. Работа с младшими кружковцами должна включать элементы игры.Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретенииим навыков самостоятельной работы является пример руководителя, который не толькоинтересно, увлеченно объясняет и рассказывает, но и на практике может показать всеприемы обработки дерева.
Руководителю кружка следует давать только ту информацию,которая будет полезна ребятам для их дальнейшей творческой работы. Приобретая теоретическиезнания и практические навыки деревообработки, ребята создают настоящее изделие,познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы,материала в художественное произведение.
Уже в первом полугодии при анализе работ кружковцевможно заметить, как соприкасаются трудовое и эстетическое воспитание. Решение творческихзадач по выполнению росписи влечет за собой освоение приемов другого вида работ,где развиваются трудовые навыки кружковцев. Ведь обязательный этап работы — обработкадерева: шлифовка поверхности наждачной бумагой, придание нужной формы деревяннойзаготовке. Таким образом, всю работу на всех этапах изготовления изделия дети выполняютсами. Девочкам эта работа окажется труднее, так как мальчики знакомы с процессомобработки дерева по урокам трудового обучения. Поэтому на этом этапе работы девочкамдается более подробная консультация.
Сразу, с первых занятий, необходимо приучать ребятк самостоятельной работе, так как при излишней опеке часто происходит обратный результат.Руководитель так строит занятия, чтобы у ребят появилось желание самим решать поставленнуюперед ними задачу.
На заключительном этапе работы кружка подводятся итоги,устраиваются отчетные выставки. Эти выставки очень нужны детям, так как для нихэто радостное, волнующее событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности.К устройству таких выставок необходимо подходить со всей серьезностью. Руководителькружка и администрации школы заранее продумывают все организационные вопросы. Вподготовке экспозиции выставки ребята должны принимать самое деятельное участие.При участии руководителя они сами расставляют свои работы. И здесь им, конечно,пригодятся знания по композиции.
В течение учебного года можно проводить конкурсы налучшую работу членов кружка. В обсуждении работ могут принимать участие все ученикишколы. После проведения подобных выставок в кружок приходят новые ребята.
В период летнихканикул ребята могут продолжать свои занятия в пионерских лагерях, собирать материалдля будущих композиций.
Список используемой литературы
обработка дерево кружок воспитательный
1. АнтоновЛ. П., Муравьев Е. М. Обработка конструкционных материалов. Практикум в учебныхмастерских. — М.: Просвещение, 1982.
2. ДвойниковаЕ. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.— М.: Высшая школа, 1972.
3. КрейндлинЛ. И. Столярные работы. — М.: Высшая школа, 1982.
4. МартенссонА. Начинаем мастерить из древесины.— М.: Просвещение, 1979.
5. МатвееваТ. А. Мозаика и резьба по дереву.— М.: Высшая школа, 1981.
6. МахмутоваХ.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1987
7. ПономарьковС. И. Декоративное оформительское искусство в школе.— М.: Просвещение, 1976.
8. РихвкЭ.В. Мастерим из древесины: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение,1989
9. РихвкЭ.В. Обработка древесины в школьных мастерских: Книга для учителей техн. труда ируководителей кружков. – М.: Просвещение, 1984
10. ФедоровГ. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987
11. ХудяковА. В. Деревообрабатывающие станки.— М.: Высшая школа, 1981.