--PAGE_BREAK--Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию: к глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную деривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).
Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста.
БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15—20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6 D; высокая степень — свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр.
В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами. Так, например, близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации. В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких детей намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.
В целях компенсации близорукости назначают очки. Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др. Г.Г. Демирчоглян, Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, американский офтальмолог У. Бейтс и др. предлагают для лечения и профилактики близорукости специальные упражнения для улучшения зрения.
Для профилактики близорукости и приостановления ее прогрес-сирования многие авторы (Олдос Хаксли, 1997; С.И. Шкарлова, В.Е. Романовский, 2000; и др.) рекомендуют следующий комплекс мероприятий:
—общее укрепление организма;
—активизацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
—укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;
—улучшение деятельности мышц глаза, в частности аккомода ционной мышцы;
—укрепление склеры и др.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило,
дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы.
Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия.
Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам.
КОСОГЛАЗИЕ характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д.
Лечение следует начинать сразу же после выявления. Вначале назначают очки, проводят плеоптическое лечение (заклейка лучше видящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения, искусственно усиливают зрительную нагрузку (чтение мелкого шрифта, раскладывание мелкой мозаики, сортировка различных видов круп и т. д.). Э.С. Аветисовым (1975) разработан метод диплоптики, позволяющий ускорить формирование нормального бинокулярного зрения. В отдельных случаях прибегают к оперативному вмешательству. Подавляющее большинство детей с косоглазием в результате лечения может обучаться в массовых школах. Если же косоглазие сочетается с высокой степенью аномалий рефракции и снижением остроты зрения, дети обучаются в специальных школах III—IV видов.
АСТИГМАТИЗМ — сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже — хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.
Для лечения и коррекции астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения (С.И. Шкарлова, В.Е. Романовский, 2000). При выборе коррекции вначале устанавливается степень астигматизма, а при назначении очков учитывается индивидуальная переносимость коррекции, рассчитанная на зрительную комфортность. Астигматизм средней степени (до 0,5 D) встречается настолько часто, что называется физиологическим астигматизмом.
НИСТАГМ (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду — маятникообраз-ным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга, как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрительных функций.
Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях она может привести к амоврозу (полной слепоте).
У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва.
Катаракта — помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.
Глаукома — повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления.
Ретроленталъная фиброплазия — заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80—100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего ретро-лентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей.
У незрячих детей также отмечаются такие нарушения зрения, как снижение функций зрительного анализатора, поражение органа зрения или глаза в целом, опухоли мозга или глаза (рети-нобластома) и пр.
Учителю, воспитателю, родителю необходимо представлять как видят дети с различными нарушениями зрения.
Рис. 2.1. Границы нормального Рис. 2.2. Нормальное зрение поля зрения
Рис. 2.3, а. Половинное Рис. 2.3, б. Половинное
Рис. 2.4, а. Половинное Рис. 2.4, б. Половинное
выпадение зрения выпадение поля зрения
Рис. 2.5. Так видит человек, Рис. 2.6. Так видит человек, страдающий макулодистрофией страдающий катарактой
Так видит человек с отслойкой сетчатки
а. Так видит человек, б. Так видит человек,
страдающий глаукомой страдающий глаукомой
а. Пигментный ретинит б Пигментный ретинит
(иначе называется «туннельное зрение»
а. Так видит человек, б. Так видит человек,
страдающий глаукомой страдающий глаукомой
1.2 Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. А.Г. Литвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.
Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание! Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.
У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.
Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем.
Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию.
На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме. Используется также практически-действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этот вид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью (Солнцева Л. И., 2000). У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления.
Особенности физического развития и двигательных нарушений
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.
Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:
—расстройством функций зрения на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;
—ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности;
—неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;
—снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся.
Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возрастного этапа. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности, формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениям, привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов детей с нарушением зрения. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. И.М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства. Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз служить таким орудием не может.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Уровень физического развития и физической подготовленности /детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе / (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности / грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), Л.Н. Ростомашвили (1999) показывают, что у детей 10—12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ=1600 куб. см, а у нормально видящих — 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. У слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28 %, чем у нормально видящих сверстников, в показателях гибкости они уступают последним в среднем на 12—15%. Л.Ф. Касаткин (1967, 1970), И.И. Шмельков (1981) и Б.В. Сермеев (1984) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Наиболее выраженная разница в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящими наблюдается в 7—14 лет: отставание у мальчиков 3,5—5 кг, у девочек 1 —1,5 кг.
У детей с патологией зрения отвечается нарушение координации движений. В возрасте 8—9 лет оно составляет 28 %,.а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результатов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7—9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способности. Исследование (И.И. Шмельков, 1981) прыгучести (прыжок в высоту с места) у незрячих школьников выявило отставание от нормально видящих сверстников на 6,9 см. Результаты прыжков в длину с места у мальчиков ниже результатов нормально видящих на 16—24%. По данным А. Г. Сухарева (1975), слабовидящие мальчики младшего школьного возраста проходят в день 4,1 км, а зрячие дети 10,3 км; в среднем школьном возрасте слабовидящие — 6,8 км, а зрячие — 14,7 км; в старшем возрасте соответственно 3,5; 4,8 и 12,2 км. Эти данные свидетельствуют о низкой двигательной активности, а следовательно, меньшей выносливости и работоспособности детей с нарушением зрения.
С возрастом показатели физического развития у детей со зрительной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидящих продолжает развиваться до 17 лет.
Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зрения в старшем школьном возрасте: длина тела у них меньше на 5—5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками, масса тела на 6—7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих (Касаткин Л. Ф., 1980). Мышечная сила значительно ослабленна, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.
Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения. По данным Е.И. Ливадо (1974), А.К. Акимовой (1973, 1977, 1979), Р.Н. Азаряна (1989), у слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%, мышечная слабость — у 12 %. Б. П. Ермаков (1989, 1990) констатирует, что нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58 % девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 20 % и 14 %; значительно больше и число простудных заболеваний. Исследования Л.Н. Ростомашвили (1997) показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербурга относятся к специальной медицинской группе. Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.
По данным медико-психолого-педагогической оценки, все причины вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) органические нарушения, наследственные заболевания, врожденное слабовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педагогических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррекционной работы с данной категорией детей.
К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с нарушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД).
ММД — часто встречающееся заболевание. Оно характеризуется негрубым поражением центральной нервной системы, сопровождается мышечной дистонией — неуклюжестью, неловкостью, скованностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности моторики. Наиболее характерны для ММД двигательная расторможенность, суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Периодически появляются вспышки гнева. Такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт межличностных отношений. Нередко у них развивается невроз в виде неврастении. Такой ребенок биологически не способен быть тихоней, сдержанным и целеустремленным. Эти качества необходимо терпеливо прививать, умело направлять его сверхактивность в русло продуктивных игр, физических упражнений, интересной деятельности. При правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10—11 годам отрицательные проявления сглаживаются, он будет нормально учиться и упорядочит свое поведение, станет достаточно контактным и адекватным в поведенческих реакциях (В.И. Гарбузов, 1982).
Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.
1.3 Задачи и средства адаптивного физического воспитания
К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных коррекционных) школах III—IV видов относятся
— воспитание гармонически развитого ребенка;
— укрепление здоровья
— воспитание волевых качеств
— обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам
— развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости
К специальным (коррекционным) задачам относятся:
— охрана и развитие остаточного зрения
— развитие навыков пространственной ориентировки
— развитие навыков пространственной ориентировки
— развитие и использование сохранных анализаторов
— развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;
— укрепление мышечной системы глаза
— коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;
— коррекция скованности и ограниченности движений
— коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства
— активизация функций сердечно-сосудистой системы
— коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений
— развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.
В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
3. без предметов
4. с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
5. — на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.)
6. Упражнения на формирование навыка правильной осанки
7. Упражнения для укрепления сводов стопы.
8. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем
9. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение то нуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.
10. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.
Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания
Адаптивное физическое воспитание детей в школах III—IV видов предусматривает овладение школьниками программным материалом в соответствии с государственным образовательным стандартом. За период обучения в школе ребенок овладевает основными двигательными действиями, теоретическими знаниями. В школьную программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, которые способствуют гармоничному развитию школьников без каких-либо скидок на недостаточность зрения. Помимо этого предусмотрены дополнительные занятия по коррекции двигательных нарушений, ритмике, рекреативные занятия и адаптивный спорт.
В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность. Основные направления адаптивного физического воспитания для детей с депривацией зрения представлены на рис. 2.10.
К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся:
1) возраст и пол;
2) результат медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;
3) степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения; врожденная или приобретенная патология и пр.;
4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);
5) исходный уровень физического развития;
6) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;
7) наличие сопутствующих заболеваний;
8) способность ребенка к пространственному ориентированию;
9) наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;
10)состояние и возможности сохранных анализаторов; 11) способы восприятия учебного материала;
12) состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы
Одной из основных задач реабилитационной работы в целях развития компенсаторных возможностей является квалифицированная помощь ребенку. Учителю физкультуры следует знать, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета. У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственной ориентировки. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки. Исследования ряда авторов (В.А. Кручинин, Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.) показывают, что в результате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению восстанавливается социальный и психологический статус личности, способной утвердить себя в обществе нормально видящих людей.
Уроки адаптивного физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1—2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3—4-х, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.
Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала. При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь. Например, при формировании навыков ориентировки, с целью самоконтроля, на чехле вдоль длины матраса пришита шелковая полоса шириной 4—5 см (рис. 2.11). К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся: озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи помощи его поднять, мяч с запохом ванилина, который пользуется как обонятельный ориентир; педальки для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки (рис. 2.12, а); конус для развития вестибулярного аппарата (2.12, б) и многое другое.
Рис. 2.11. Использование матрасиков с шелковой полоской с целью самоконтроля.
Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение. Занимающихся необходимо обучить дифференцировке всех выше указанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни. Процесс адаптивного физического воспитания должен начинаться с ознакомления предметов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоения навыков пространственной ориентировки.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 2.12, а. «Педальки» дляРис.2.12, б. «Конус» для формирования навыка праразвития вестибулярного вильной осанки и равновесияаппарата
Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития
В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Остановимся на некоторых из них.
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.
Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
— выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
—выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.);
—выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);
—использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);
—использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);
—использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);
—подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» — присесть, положив руки на колени, и т. д.);
—использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);
—использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;
—использование изученного движения в сочетании с другимидействиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);
—изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;
—изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);
—использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха и т. д.);
—изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;
—варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений: в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.); в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т. д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни;
—использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т. д.);
— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).
Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.
Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.
Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.
Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных, действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.
Метод стимулирования двигательной активности — отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной депривацией овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.
При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.
Глава 2. Методы и организация исследований.
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
2. Тестирование для выявления плоскостопия;
3. Методы тестирования физической подготовленности;
4. Организация исследования;
Методы исследования
В исследовании применялись разработанные методики пробы Штанге и Генче, методика Мартини Клюшевского, антропометрические данные, измерения окружности грудной клетки, исследование физических данных,
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился нами с целью определения эффективности в использовании коррекционно-профилактических методов, как средство профилактики слабовидения и остановки прогрессирования болезни. Эксперимент проводился 2 этапа в течении 12 месяцев в городской спецшколе интернат III-IV вида для слабовидящих и поздно ослепших детей. Было обследовано 13 детей с 1 по 12 класс с врожденными и приобретенными заболевания глаз. У эксперементальной группы мы вяли антропометрические, физические данные и заболевания из медицинской карточки затем сравнили эти показатели через 12 месяцев предварительно использовав специально корригирующие упражнения.
Методы тестирования физической подготовленности
Для оценки различных сторон физической подготовленности детей 1-12 классов были включены следующие упражнения:
Прыжок в длину с места:
По результатам прыжка в длину с места оценивалась скоростно-силовая подготовленность.
Прыжок в длину с места выполняется на размеченной площадке из исходного положения стоя, ноги согнуты в коленном суставе, руки отведены назад. Результат измеряется от контрольной черты до отметки, оставленной пятками ног с точностью до 0,5 см. Испытание повторяется дважды. В протоколе фиксируется лучший результат выраженный в сантиметрах.( Лях В.И. 1998г.)
Обследование антропометрии
Уровень физического развития определяется по данным антропометрии (антро-человек, метрия-измерение) дает количественную характеристику.
При антропометрии обследование, должно быть, отображен без обуви.
К антропометрическим инструментам относят:
1. ростомер
2. весы
3. спирометры
4. динамометры
5. сантиметровые ленты
Измеряется рост стоя. Обследуемый должен стоять, на площадку ростомера касаясь, вертикальной планки тремя точками.
1 точка – сомкнутыми пятками
2 точка – крестцом
3 точка – межлопаточная область.
Голову устанавливают так, головы наружной большого глаза и верхней кран козелки уха находясь на одной горизонтальной линии параллельно полу. Ноги в коленном суставах выпрямлены. При измерении роста сидя обследуемый сидит на скамейке ростомера, касаясь планки крестцам, межлопаточной области. Голова так же.
Масса тела определяется в медицинских или электронных весах. Обследуемый должен стоять в центре площадки.
Регулировка весов проводятся ежедневно. При массовых обследованиях регулировка должна проводиться при каждом 15-20 минут.
Измерение окружности грудной клетки. Проводятся сантиметровой лентой. Её накладывают на обнаженную грудную клетку, при опущенных вниз руках.
Лента должна проходить под низкими углами лопаток сзади, спереди по нижним сегментом около сосновых кружков у юношей через места прикрепления 4-х ребер, грудина у девушек. Первое измерение делается на максимальном вдохе, далее пауза, затем выдох.
ЖЕЛ – определяется с помощью водяного, электронного и сухого спирометров. Перед обследованием обследуемый делает 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем после мах вздоха берется в рот мутштук и делается спокойный выдох в течении 5-6 сек. Измерения повторяют 2-3раза через 20 сек и записывают мах результат.
Основные этапы организации исследования
Исследование проводилось в период 2007-2008г.г. и осуществлялось в четыре этапа:
Этап 1. Изучались литературные источники, подбирались методы исследования, формировалась гипотеза, формулировались задачи. Накапливались первичные материалы для последующего анализа и обобщения.
Этап 2. Были обследованы школьники с первого по двенадцатый класс для выявления физических и медициеских данных
Этап 3. Были изучены медицинские карточки щкольников
Этап 4. Были использованы методы и средства с оздоровительной направленностью на уроках физической культуры. Проведен педагогический эксперимент по профилактике слабовидящих школьников.
Этап 5. Был посвящен аналитическому обобщению экспериментальных данных и оформлению работы. Выявлению эффективности применения экспериментальной методики.
В процессе работы использовалась коррекционная и профилактическая работа для развития физических качеств, охраны и развития остаточного зрения, развития навыков пространственной ориентировки, укрепление мышечной системы глаза, коррекция скованности и ограниченности движений, активизация функций сердечнососудистой системы, улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата.
Исследовательская работа проводилось в Якутской Республиканской общеобразовательной школе-интернат III-IV вида для слабовидящих и поздно ослепших детей. Нами было обследовано 13 учащихся с первого по двенадцатый класс.
Физическую подготовленность мы изучили в различных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, выносливость или их сочетание. Причем степень развития этих качеств определяет меру двигательных возможностей детей, уровень их общей физической подготовленности, который влияет и на овладение учебными нормативами по физкультуре и на овладение другими более сложными двигательными умениями.
К физическим качествам человека относят силу, быстроту, выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также прыгучесть и ловкость, непосредственно связанные с ними морфо-функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические способности человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.) и реализуются в них
Пробы с задержкой дыхания: Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе имеет широкое распространение в клинической и спортивной медицине. Проба проводится следующим образом: после 5-7 минутного отдыха в положении сидя испытуемый производит глубокий вдох и выдох, затем снова делает глубокий вдох (80-90% от максимального) и задерживает дыхание. Время задержки дыхания отмечается по секундомеру; в среднем у здорового человека оно составляет 50-60 с. По мнению С.М. Иванова (1970), вдох перед выполнением пробы не должен быть максимально возможным, т.к. при этом может происходить растяжение окончания блуждающего нерва, что в свою очередь может привести у преждевременному раздражению дыхательного центра.
Проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе. она проводится следующим образом: после глубокого (не чрезмерного) выдоха и вдоха исследуемый снова выдыхает и задерживает дыхание. Продолжительность задержки дыхания отмечается по секундомеру; в среднем у здорового человека она равна 20-30 с. [9,83]
Определение гибкости:
Ребенок стоит на краю скамейки, плавно выполняет наклон вперед. Не сгибая при этом колени. За 0 принимается уровень опоры скамейки. По положению средних пальцев рук определяют результаты пробы.
Выполняют три попытки. Засчитывается лучший результат. Если ребенок не достает до пальцев ног, результаты записываются со знаком минус, если достает, со знаком плюс.
Тоже самое упражнение выполняется в исходном положении сидя, методика провидения одинаковая.
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Исследование проблемы слабовидения у школьников и его воздействия на организм
Ребенок с нарушением зрения-термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis-0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зоитнльных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозорькость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, а так же дети с нарушением центрального и периферического зрения и др. [38,38]
Анализ специальной литературы позволяет нарушение зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию: к глубоким относят нарушение зрения, связанное со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций, может наступить слепота и слабовидение к неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций; нарушения цветоразличения; нарушения характера зрения; нарушение остроты зрения, связанные с расстройством оптических механизмов зрения. [38, 39]
Проведя исследование с 1 по 12 класс в Якуткой Республиканской общеобразовательной школе-интернат III-IV вида для слабовидящих и поздно ослепших детей, мы исследовали 13 учащихся с 2007-2008гг.
Из таблицы мы видим, что у детей низкие показатели физических качеств и состояния здоровья. Причиной этому являются нарушение зрения, которое затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.[38,59]
продолжение
--PAGE_BREAK--Поэтому мы использовали не только общеразвивающие упражнения но и специально коррекционные упражнения, дыхательные упражнения, глазотренинг и многое другое. Для сохранения зрения существенное значение имеют гигиенические условия провидения занятий, в частности, рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопастность, которые создают условия комфорта для занятий и снижают утомления глаз. При этом нужно обязательно знать состояние зрения своих воспитанников, следить за тем, чтобы дети, которым назначены очки, пользовались ими во время занятий, не надевали чужих очков, не носили несправных. [37,68]
Исследование мы проводили во время уроков физкультуры. Где к каждому ученику был индивидуальный подход. Всего в одном классе училось как максимум четверо учеников.
Исследования сердечно сосудистой системы
до
после
Штанге
Генче
Штанге
Генче
1
Ангаскеева Саина
20
10
25
12
2
Андросова Ньургуяна
21
13
28
14
3
Анисимов Дима
25
16
28
20
4
Гаврильев Ваня
21
9
25
15
5
Данилова Сахая
14
11
19
11
6
Дьяконова Света
25
13
28
15
7
Жиркова Василина
26
17
29
19
8
Коподезников Айсен
23
11
28
15
9
Колодезников Айаал
28
14
28
17
10
Крылов Кэскил
35
12
38
12
11
Михайлова Сардана
33
11
36
15
12
Павлов Николай
36
20
38
27
13
Платонов леня
46
10
49
12
Показатели:
Улучшение – 12 чел;
Без изменения – 1 чел;
Ухудшение – 0
Из данной таблицы видно что благодаря дыхательным упражнениям улучшилось результаты дыхательной системы
Исследование гибкости
№
Имя фамимлия
до
после
стоя
сидя
стоя
сидя
1
Ангаскеева Саина
14
12
16
12
2
Андросова Ньургуяна
14
16
16
17
3
Анисимов Дима
12
11
12
13
4
Гаврильев Ваня
23
17
24
17
5
Данилова Сахая
12
10
12
12
6
Дьяконова Света
—
—
—
—
7
Жиркова Василина
11
6
12
8
8
Коподезников Айсен
8
4
10
5
9
Колодезников Айаал
10
3
12
5
10
Крылов Кэскил
6
3
7
4
11
Михайлова Сардана
7
7
10
8
12
Павлов Николай
20
19
22
20
13
Платонов Леня
16
18
19
21
Показатели:
Улучшение – 11 чел;
Без изменения – 2 чел;
Ухудшение – 0
Показатели мышечно-связачного аппарата намного улучшились
Жизненная емкость легких
№
ФИО
возраст
до
после
ЖЕЛ
ЖЕЛ
1
Ангаскеева Саина
11
1.2
1.4
2
Андросова Ньургуяна
12
2.0
2.1
3
Анисимов Дима
15
2.2
2.4
4
Гаврильев Ваня
20
3.3
3.7
5
Данилова Сахая
12
2.0
2.0
6
Дьяконова Света
15
1.3
1.3
7
Жиркова Василина
18
3.3
3.5
8
Колодезников Айсен
9
1.9
2.1
9
Колодезников Айаал
9
2.4
2.6
10
Крылов Кэскил
15
2.7
3.0
11
Михайлова Сардана
12
1.3
1.6
12
Павлов Николай
15
2.9
3.0
13
Платовов Леня
19
3.6
3.9
Показатели:
Улучшение – 11 чел;
Без изменения – 2 чел;
Ухудшение – 0
ФИО
Возр.
Пульс перед занятиями
Проба Мартини Клюшевского
Восст. после приседаний
Восст.
После приседаний
1
Ангаскеева Саина
11
110
160
3 мин
3 мин
2
Андросова Ньургуяна
12
100
140
Более 3мин
3 мин
3
Анисимов Дима
15
80
160
Более 3мин
Более 3 мин
4
Гаврильев Ваня
20
90
160
2 мин
2 мин
5
Данилова Сахая
12
90
160
3 мин
3 мин
6
Дьяконова Света
15
100
150
Более 3мин
3 мин
7
Жиркова Василина
18
80
140
3 мин
Более 2 мин
8
Коподезников
Айсен
9
90
150
3 мин
2 мин
9
Колодезников
Айаал
9
90
150
2 мин
2 мин
10
Крылов
Кэскил
15
110
150
3мин
Более 2 мин
11
Михайлова
Сардана
12
120
150
3мин
Более 2 мин
12
Павлов Николай
15
140
160
3мин
3 мин
13
Платонов Леня
19
80
2 мин
2 мин
Заключение
Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку наиболее полную информацию об окружающем мире. Известно, что количество детей с нарушением зрения растет от класса к классу и к окончанию школы более 30% имеют различные нарушения органов зрения. [37,69]
Таким образом дети с нарушением зрения, отличаются в своем физическом развитии, задержкой формирования двигательных способностей, навыков и умений а так же овладении пространственными представлениями и двигательными действиями.
2. В ходе исследования проанализированы 19 литературных источников, где использовались труды видных отечественных и зарубежных специалистов. В результате улучшилось общая физическая подготовленность и эмоциональное состояние школьников.
3. Важную роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг) и ОРУ.
Библиография
1. Аветисов Э.С. Близорукость / Под общ. ред. Э.С. Аветисова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2002. – 2002. – 284с.
2. Барсуковой И.Г. Всероссийское общество слепых. История ВОС в лицах, цифрах, фактах – М.: Тифлоинформ, 1995. – 95 с.
3. Бодалев А.А., В.В.Столина Семья в психологической консультации /Под. Ред. – М.: Педагогика, 1989- 254с
4. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. – СПБ., 1999. – 234 с.
5. Всероссийское общество слепых. История ВОС в лицах, цифрах, фактах /Под. ред
6. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.: ил.
7. Дубровский В.И… Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский. – М., 1991.-С. 5-8с.
8. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. – М., 2000.
9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М., Лукоморье – Новый центр, 1990
10. Дружинин В.П. Психология семьи. – М., «КСП», 1996.
11. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учеб. В 2 т. / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева.-М., 2002.-448с.: ил.
12. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000.-240 с.: ил.
13. Ермаков В.П., Якунин ГА. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. Донецк 997.
14. Жилов Ю.Д. Световой ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков. М., Медицина, 1978.
15. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особенному» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
16. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб.: Институт специальной педагогики и психолонии, 2000.- 20 с.
17. Ковалевский Е.Г. Берегите зрение детей. М., Медицина, 1976
18. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков(перевод). — СПб., 1998.
19. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимрва Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Под ред. д.м.н. С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2004. – 184 с.
20. Либман Е.С., Шахова Е.В. Слепота и ее структура в РСФСР // Экспресс-информация ЦБНТИ Минсобеса РСФСР. Вып. 5. – М., 1988.-19с.
21. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Пб., РГПТУ им. А.И. Герцена, 1998.
22. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: Учебное пособие – М.: спортАкадем Пресс, 2002,- 140с.
23. Маллаев ДМ. Игры для слепых и слабовидящих: Уч. пос. — .: Советский спорт, 2002. – 136.: ил.
24. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. – М.,1998.- 173 с.
25. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам: Физиология адаптационных роцессов. 1986.-67с.
26. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997.
27. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001.-35с.
28. Ростомашвили Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания // Автореф.дис. … канд.пнд.наук. – СПБ., 1999- 62с.
29. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личному росту. – М.,2000. – 320 с.
30. Сладкова Н.А. опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии: Сб. материалов .: Советский спорт. 203.-184 с.
31. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.
32. Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптационно-компенсаторные нарушения у детей-инвалидов и их коррекция средствами физической культуры // Теория. и практ.физич.культ., 1998, № 1 – 45с.
33. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2004-108с.
34. Толмачев Р.А. Задачи медицинской спортивной классификации инвалидов по зрению // Материалы IV Всероссийского съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины. – М.,2002. – С. 109-110
35. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., Серебряные нити, 1997.
продолжение
--PAGE_BREAK--