Реферат по предмету "Педагогика"


Организация деятельности педагога над проблемной темой

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Павлодарскийгосударственный педагогический институт
ОрганизацияДеятельности педагога
Над ПроблемнойТемойПавлодар 2009

Аннотация
В методическом указанииприводятся рекомендации по организации научного исследования попсихолого-педагогической тематике. Методические рекомендации адресованыстудентам, магистрантам, учителям, разрабатывающим проблемную тему.

Пояснительнаязаписка
Настоящиеметодические рекомендации адресованы педагогам, магистрантам и студентам,осуществляющим психолого-педагогические исследования. Настоящими рекомендациямимогут воспользоваться и старшеклассниками, работающими над научными проектами.
В ходе работы надпроблемной темой необходимо выполнить следующие действия:
1.Определить темупсихолого-педагогического исследования.
2.Обосновать ее актуальность:
·     социальную;
·     психолого-педагогическую;
·     практическую.
3.Определитьлогическую структуру психолого-педагогического исследования и его научныйаппарат (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования).
4.Раскрыть основную идею,методологические основы, теоретическую и практическую значимость и новизнуисследования.
5.Указать этапы, методы работы надтемой.
6.Определить сущность и содержаниепонятия, характеризующего исследуемое явление, построить «дерево» понятий.Четко выделить признаки понятия.
7.Разработать программудиагностического «среза».
8.Составить примерный планопытно-педагогической работы по развитию (совершенствованию, коррекции)исследуемого явления.

В помощь начинающемуисследователю
 
Введение
Было время, когда школу,практику обучения и воспитания во многом противопоставляли науке, научномупоиску. Наука, дескать, непрерывно ищет, борется против всякого застоя иокостенения, ей присуще творческое начало, а школа берет только устойчивое,бесспорное, отстоявшееся.
На сегодняшнем этаперазвития школы каждый учитель, настоящий и будущий, непременно сталкивается снеобходимостью осуществлять педагогически грамотно научное исследование,непосредственно связанное с его профессиональной деятельностью.Работенад проблемной темой предшествует длительный этап ее теоретического осмысления.Длятого чтобы работа над проблемной темой носила действительно научный,исследовательский характер, а не была бы формальной, необходимо соблюдение рядатребований:Ι этап. Выбор темыисследования
 
1.Уясните, в чем главная проблема, еепрактический и общественный смысл.
2.Обдумайте и обсудите с другими,является ли данная проблемная тема достаточной значимой в теоретическом и (или)практическом смысле, чтобы затратить усилия на работу над ней, нет ли ужеготовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, болееобщей (какой именно, есть ли решение этой общей проблемы?).
3.В зависимости от предыдущего ответа,обдумайте: Ваша работа будет носить теоретико-прикладной или практически-прикладнойхарактер, а затем решите, располагаете ли Вы достаточными ресурсами (знаниями,источниками дополнительной информации, базой проведения исследования) дляосуществления работы над проблемной темой в приемлемые сроки.
Формулировка Вашейтемы исследования должна обязательно содержать проблему и указывать наконкретные действия (деятельность) в области исследования.
Не рекомендуетсяформулировать тему в виде назывного предложения. Например: «Агрессияподростков» или «Проблемное обучение». Возникает вопрос: «А зачем это нужно?Что будет исследователь конкретно изучать?», т.е. круг вопросов, подлежащихрассмотрению, может быть очень широк и неконкретен.
Название темы лучшеначинать с отлагательного существительного («Выявление…», «Установление…»,«Подготовка…», «Организация…», «Конструирование…», «Коррекция…» и т.д.),которое конкретизирует область исследования.
IIэтап. Написание «введения»
Введение содержит:
а) обоснованиеактуальности Вашей темы исследования, которое включает:
·         социальнуюактуальность, т.е. необходимо доказать, почему то, чем Вы будете заниматься,нужно обществу.
·         При обоснованиисоциальной актуальности можно сослаться на правительственные, нормативныедокументы, что позволит Вам более уверено говорить о значимости темы.
·         психолого-педагогическуюактуальность, которая предполагает краткий (мы подчеркиваем, -  краткий) обзорлитературы по исследуемой проблеме с ее анализом.
·         Вы должныпроанализировать, что наработано в философской, психологической,педагогической, методической и др. литературе, что Вас устраивает, и что неудовлетворяет сегодняшним условиям;
·         практическуюактуальность, т.е. что не удается на практике, даже если есть теоретическоерешение проблемы.
Таким образом, Вы выявитепротиворечие между должным и сущим, т.е. между тем, что надо и тем, чтоесть.
IIIэтап. Определение логическойструктуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата
 
Для четкогоопределения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься,необходимо определить:
а) проблему; б) цельвашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи.
Зачастуюпедагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая ихнеобязательными.
Тем не менее, именноих выделение позволяет уточнить содержание деятельности, определить направлениепоиска, исключить лишнее и ненужное, сузить границы поиска в работе надпроблемной темой, сосредоточить внимание на главном и существенном.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – нечто неизвестное в науке (чтоочень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его историческиопределенном этапе. Сущность проблемы – противоречие между должным и сущим.
Например, противоречиемежу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культурышкольников.
Именно поиск путейразрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетическойкультуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логическивытекает из противоречия.
Имеется немало фактов,когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто незная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы,и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук.
Выделение проблемыпозволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это то педагогическое явление,процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашейработе.
Для простоты сказанногоможно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевоеслово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом.
Иначе говоря, каждый изработающих над проблемной темой должен будет определить, что в самойтеме представляет интерес для исследования.
Например, проблемная тема«Условия эффективного развития нравственной культуры школьников»: ключевоесловосочетание – «нравственная культура», т.е. нас будет интересоватьэтот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это конкретные элементы, связи,отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой.
Т.е. предмет исследованиялибо совпадает с объектом, либо уже его.
Попытаемся изобразить этов виде схемы./> /> /> /> /> /> />           А   />

Рис. 1
Если изучаемый объект Асостоит из взаимосвязанных элементов 1,2,3, то мы можем более детально изучитьлибо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения междуними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д.
Например, если объектомпроблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, тообъектом может служить:
·  процесс вооружения учащихся этимсодержанием;
·  условия, необходимые для эффективногоусвоения содержания;
·  организация взаимодействия учащихсяпо усвоению содержания и т.д.
Таким образом, объект ипредмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой.
После определения объектапредмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущейдеятельности. ГИПОТЕЗА – это предположение, в котором заключается модельпредстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повыситьэффективность педагогического процесса.
Структура гипотезывыглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идетперечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогическогопроцесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в какихструктурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойтиположительные изменения).
Следующий шаг:формулирование задач (не более 3-4). Среди них выделите следующие:
а) какова сущностьизучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;
б) как определить уровеньпроявления изучаемого явления;
в) как организоватьопытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.
Проиллюстрируемсказанное конкретными примерами:
Проблемная тема «Развитиетворческого потенциала личности учащегося».    Противоречиемежду необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развитиятворческого потенциала у выпускников школ.    Проблема:поиск путей развития творческого потенциала учащихся.    Цель:определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника ипроверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.    Объект:содержание творческого потенциала личности школьников.
Предмет: процесс развития творческогопотенциала личности школьников.
Гипотеза: если работа по развитию творческогопотенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре исодержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будетосуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из системвзаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.
Задачи:
1.        Определитьсущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;
2.        Выявить критерии,показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;
3.        Разработать иапробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.
Примечание.
Мы не настаиваем, чтоименно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задачзависит от темы и цели исследования.

IV. Этап работы над проблемной темой
 
·         Выделите основнуюидею, на которую Вы будете опираться при проведении исследования;
·         Укажитедокументы, постановления государства, Правительства, философские,педагогические учения, которые послужат основой исследования;
·         Опишите научнуюновизну и теоретическую значимость исследования (что нового в области теории Выпредполагаете разработать, обосновать, выявить и т.д.).
·         Раскройтепрактическую значимость работы (что будет создано, кем и где может бытьиспользовано);
·         Спланируйте этапыработы над темой (теоретическое изучение и анализ состояния проблемы,разработка программ диагностики, состояния исследуемого явления, составлениепрограмм опытно экспериментальной работы, ее реализация и др.);
·         Опишите методы,соответствующие каждому из этапов.
Vэтап. Составление первичногопредставления об исследуемом явлении
Первичноепредставление об исследуемом явлении можно получить двумя путями:
·  изучить соответствующую литературу ипровести ее анализ с учетом Вашей темы исследования;
·  построить «дерево» понятий.Построение«дерева» понятий помогает Вам более оперативно увидеть связи и отношения междусистемой понятий, заметить признаки, характеризующие основные понятия.
Мы хотим подчеркнуть,что построение «дерева» понятий позволяет получить только первичноепредставление о сущности исследуемого явления, и потому требует дальнейшейработы и критического анализа соответствующей литературы.
Принцип построения«дерева» понятий состоит в следующем:
1.        Выбираетеключевое понятие (словосочетание) темы;
2.        Найдите всловарях (философском, психологическом) определение понятия;
3.        Из определениявыберете ключевые понятия, в свою очередь, каждому из них найдите своеопределение;
4.        Вновь выберитеключевые слова и т.д.
5.        Составьте схему,которая будет выглядеть следующим образом:
/>

и т.д.       ит.д.              и т.д.         и т.д.          и т.д.           и т.д.     ит.д.
Рис.2 Схема «дерева»понятий
Продолжайте процесспостроения «дерева» понятий до тех пор, пока не сможете дать рабочегоопределения основному понятию, четко выделив основные его признаки проявления.
ПОМНИТЕ, чтобы дать определение понятию, тоего нужно подвести под общее и указать отличительные признаки.
Проиллюстрируемсказанное конкретными примерами:
Проблемная тема «Развитиенравственной культуры учащихся-подростков»
После построения«дерева» понятий мы получили следующее  рабочее определение: Нравственнаякультура учащихся – интегрированное качество личности, которое характеризуется:
· знанием нравственных норм;
· умением взаимодействовать с природой и людьми,
· нравственным самосовершенствованием.
Мы не случайноупотребили термин «рабочее определение», тем самым подчеркивая, что в процессеработы над различными источниками, определение может претерпеть изменение:могут появиться дополнительные признаки, либо ряд из них будутоткорректированы.
Составление «деревапонятия» лишь первый шаг в определении и раскрытии сущности исследуемогоявления (процесса). Работа с различными научными источниками позволит Вамуточнить Ваше представление о том, что Вы подвергаете исследованию.
IVэтап. Составление программыдиагностического «среза»
 
Продумайте программудиагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения,позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу.
В программе выделите цельдиагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основногоопределения), показатели и уровни проявления изучаемого явления, продумайтеметоды и подберите методики.
Общий вид программыдиагностического «среза» проиллюстрируем на конкретном примере: проблемная тема«Развитие нравственной культуры учащихся-подростков».Табл.1 Фрагмент схемы программы диагностического«среза»Критерии и показатели Уровни проявления признаков Способы получения информации Высокий Средний Низкий 1 2 3 4 5 Знание нравственных норм Знания нравственных норм усвоены в системе Усвоены отдельные нравственные нормы Усвоен негативный нравственный опыт Методика «ранжирования пословиц и поговорок» (прилож. № 1)
Рассмотрим более подробносодержание табл.1. При построении «дерева понятия» — «нравственная культура» — и его анализе исследователем было выявлено, что нравственная культурашкольника – это интегрированное качество личности, которая характеризуется:
а) знанием нравственныхнорм;
б) умениемвзаимодействовать с людьми и природой с учетом нравственных норм;
в) умением заниматьсянравственным самосовершенствованием.
Первый критерий (признак)нравственной культуры школьника – знание нравственных норм.
Он может проявляться ушкольника в различной степени: на высоком, среднем, низком уровнях.
Следует отметить, чтоуровней проявления признаков может быть более трех: и 4, и 5, и 6  и более(хотя вряд ли большое количество признаков целесообразно). В графе 5 «Способыполучения информации» указывается методика диагностики, делается ссылка либо накакой-либо источник (литература), либо на приложение.
VIIэтап. Разработка проекта опытно-экспериментальнойработы
 
Проект опытно-экспериментальнойработы по проблемной теме представьте в виде таблицы (см. табл. 2).Табл.2. Фрагмент проектаопытно-педагогической работы по теме «Развитие нравственной культуры»Критерии и показатели исследуемого явления Компоненты опытно-экспериментальной работы Цели и задачи опытно-экспериментальной работы Содержание Средства Формы Методы Задания Знание нравственных норм Откорректировать представление о добре и зле; и т.д. Понятия «добро» и «зло». и т.д. Общение, игра. Индивидуальная, групповая. Словесные, практические, проблемные, методы самостоятельной работы, индуктивные, игра как стимул, практический контроль
Диспут «Что такое «добро» и «зло»».
Игра «Сделка»
Примечание. В процессеописания данного этапа необходимо будет описать уже не в табличном варианте, ав словесном, что предполагалось, и что было осуществлено для развития икоррекции исследуемого феномена.
VIIIэтап. Осуществление проектаопытно-экспериментальной работы
 
Для осуществленияопытно-экспериментальной (по психологии — экспериментальной) работы проведитепредварительную диагностику уровня сформированности исследуемого явления. Длятого чтобы результаты позволяли выявить некоторую закономерность необходимообследовать более 300 человек.
Примечание. Болееподробно  об объеме выборки педагогического признака в общей совокупностиисследуемых объектов см.:  Теория и практика педагогического эксперимента / Подред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.,1979. – С.151-152.
Полученные результатыоформите в таблицы, графики, диаграммы. На основе полученных выводов уточнитепроект опытно-педагогической работы, т.е. цели, содержание и организациюформирующего эксперимента.
Отберите для формирующегоэксперимента 2 класса, группы учащихся (равных по возможностям, уровнюподготовленности и т.д.). Организуйте с ними работу согласно проекту. В ходеэксперимента проводите промежуточные «срезы», следите за их динамикой, в случаенеобходимости вносите коррективы в содержание исследовательской деятельности.
XIэтап. Оформление результатовопытно-экспериментальной работы
Структура и содержаниеработы
Структураработы, описывающей исследовательскую деятельность, включает в себя следующиечасти:
·         Титульный лист
·         Содержание
·         Введение
·         Основной текст(главы, параграфы)
·         Заключение
·         Список использованнойлитературы
·         Приложения (еслиони имеются)
Титульный лист содержит:наименование министерства, структурного подразделения, к которому подчиняетсяобразовательное учреждение, где работает исследователь, и само образовательноеучреждение; наименование темы  работы, Ф.И.О. автора работы с указаниемдолжность и места работы, место и года издания (написания) работы.
Оглавление  включаетперечисление частей работы, начиная с введения и до приложений, с указаниемстраниц начала каждой главы, раздела.
Во введении раскрываютсяактуальность темы, ее значение в практической деятельности и науки педагогики ипсихологии, связанные с этим причины выбора данной темы; степень ее освещения влитературе с указанием основных ученых-исследователей; цели и задачи, которыеставит перед собой исследователь.
Основной текст обычноразбивается на главы, поделенные на параграфы. В них освещаются вопросы темы.Главы и параграфы должны иметь примерно равный объем. Обычно в первой главеописываются теоретические основы исследования, во второй – содержание,организация и результаты эксперимента.
В заключении подводятсяитоги исследований, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения.
Библиография составляетсяв порядке цитирования источников.
В приложении помещаютсясхемы, графики, таблицы и другие материалы, подготовленные автором.
Желаем Вам успехов вработе над проблемной темой, которая в последствие станет Вашей (вполневозможно) диссертацией…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Без языка. Короленко В.Г.
Реферат Вадим Сидур. Жизнеописание советского Генри Мура
Реферат Не однонаправленные глаголы движения и их производные в современном русском языке
Реферат Антон Иванович - белый генерал
Реферат В.О. Ключевский
Реферат Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве в произведении Островского Гроза
Реферат Внешняя политика Японии 50 х гг XX в начала XXI в
Реферат Внешний долг России 2
Реферат Биография Мао Дзедуна
Реферат Административное правонарушение: понятие, юридический состав
Реферат Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907гг.)
Реферат Рамон Дель Валье-Инклан. Сонаты. Записки маркиза де Брадомина
Реферат Объективная сторона преступления 3
Реферат Внешне экономическая деятельность предприятия на примере ООО Евролифт
Реферат Внешнеэкономическая деятельность British Petroleum BP