--PAGE_BREAK--Свободное самоопределение. Означает самостоятельную ориентацию личности в образовательном пространстве, выбор профиля, необходимой дополнительной образовательной области знаний, соответствующей деятельности для самореализации.
Пропедевтико-реабилитационная.[4] Предполагает предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров.
Коррекционно-компенсаторная. Ее задачи: коррекция поведения, устранение педагогической и психологической запущенности личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных аномалий.
Четкое знание педагогами и функциональное содержание деятельности при формировании соответствующей образовательной среды создает предпосылки для реализации целостной системы жизнедеятельности в педагогических коллективах дошкольных учреждений.
Адаптивная образовательная система дошкольного учреждения требует от каждого субъекта рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участников процесса. Рефлексивное управление в такой системе предполагает преобразование руководящей позиции руководителя учреждения, воспитателя и собственно подчиненной позиции ребенка. На практике это становится вполне возможным при овладении такими педагогическими технологиями, как разноуровневое обучение, гибкое выстраивание моделей учебно-воспитательного процесса.
1.3 От функционирующего к развивающемуся ДОУ
Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление в учреждении этого типа носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.
Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде всего его участниками.
Система управления ДОУ может функционировать только тогда, когда все ее составные звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня. Управление станет эффективнее, если руководители будут целенаправленно совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников. Следовательно, развитие при таком стиле управления означает воспитание профессионально подготовленных руководителей и педагогов.
Назову основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.[5]
Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.
Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, переориентация учебного процесса на личность ребенка.
Дифференциация, мобильность, развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).
Открытость образования, то есть представление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном)
Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.
Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада любого вида и типа — целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.[6]
Оценить продвижения дошкольного учреждения в своем развитии возможно по следующим показателям деятельности.
1. Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.
2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.
3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).
Перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим развития требует новых подходов к его управлению. Ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная деятельность, как педагогов, так и руководителя. Наряду с моральными поощрениями чаще применяются материальные вознаграждения (надбавки к зарплате педагогов, например, за инновационную образовательную деятельность).
Анализ различных областей деятельности дошкольного учреждения включает исследование конечных результатов учебно-воспитательного процесса (диагностика и мониторинг), установление связей между факторами и условиями (материально – техническая и нормативно-правовая база и предметно — развивающая среда), препятствующими или способствующими оптимальному достижению запланированных результатов.
Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности ребенка, воспитателя и руководителя ДОУ. Цели деятельности учреждения должны считаться личными целями всех участников педагогического процесса, в том числе благодаря стимулирующим факторам.
Планирование и организация становятся ведущим делом. Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в план-проект (вижу проблему…, предлагаю решение…, могу решить сам…, могу оказать помощь…). Планирование и организация деятельности снизу позволяют приобщить каждого к общему делу, включить его в образовательный процесс.
Меняется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи – за развитием детей; методисты – за здоровьем и физическим развитием; дефектологи – за результатами коррекционной работы и т.д.). Соответственно изменяется и отношение воспитателя к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно – коррекционный характер.
Таким образом, подводя итоги, сделаю вывод, чтопереводу ДОУ в режим развития способствуют:
· концепция и программа его развития;
· моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности;
· проведение в учреждении инновационной экспериментальной и опытной работы;
· сплоченный общностью цели коллектив – дети, педагоги, родители;
· организация оптимальной системы самоуправления;
· система эффективной научно – методической деятельности;
· материально – техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно – развивающей среды;
· набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.
При этом необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке дошкольного учреждения к работе в режиме развития. Это, могут быть, например, изучение запросов родителей, возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу вида дошкольного учреждения, долгосрочной стратегической цели его деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой возрастной группы; выбор и структурирование режима работы детского сада; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.
Обобщая сказанное, определю основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.
Все изложенные положения лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.[7]
1.4 Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного учреждения
Рассмотрев понятие системы дошкольного образования, попробуем определить понятие его качества. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:
· обучение без утомления;
· сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
· успешность обучения;
· поддержание желания детей учиться;
· обеспечение возможности поступлении в престижную школу;
· обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)
Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:
· успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;
· оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
· поддержание интереса детей к учебному процессу;
· успешное развитие детей в процессе их обучения;
· сохранение физического и психического здоровья детей;
· рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
· обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя — это:
· высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
· сохранение здоровья детей;
· рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
· успешность деятельности педагогов и детей;
· полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.
Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции[8]. Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее – семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном. В статусе такого временного ГОСТа дошкольного образования действуют «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (приказ Министерства образования РФ от 22.08.96г. № 448). В нем сформулированы основные требования к условиям пребывания детей в дошкольных учреждениях, а обеспечение качества образовательных услуг рассматривается как соблюдение требований к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде детского сада.
Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И.Третьяков и др.
Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду наукой пока не разработано, поэтому приходится обращаться к анализу методической литературы по созданию менеджмента школы.
Характерным для такой литературы, по мнению Л.Ю. Фалюшиной[9], является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации по осуществлению педагогического контроля и анализа. Причем одни авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда ( М.М. Поташник, Т.П. Третьяков и др.), другие ( Ю.А. Конаржевский и др.) – на процессе педагогической деятельности. Таким образом, оказывается не востребованным такое направление, как управление качеством условий.
Между тем, управление качеством условий наравне с управлением качеством процесса и результата входит в систему анализа качества современного дошкольного образования.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4.1 Совершенствование качества условий дошкольного образования
Попытаюсь проанализировать, какие направления совершенствования качества условий дошкольного образования выделяет современная наука и практика.
Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений. Сюда входят:
· оплата образовательных услуг за счет государства – федеральный уровень;
· расходы на содержание и укрепление материальной базы за счет учредителя — региональный уровень;
· оплата содержания детей за счет родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.
Федеральные бюджетные средства для ДОУ при этом будут законодательно закрепляться за муниципалитетами через объемы субсидий – денежной помощи соответствующего назначения из федерального бюджета. До учреждений эти средства будут доводиться муниципалитетами на нормативной основе.
Как следствие, резко возрастет роль регулирования нормативов финансирования образования на региональном уровне.
Согласно рассматриваемой модели финансирования ДОУ, региональные нормативы предполагают следующие минимальные затраты:
· на оплату труда работников ДОУ;
· приобретения учебного оборудования и пособий;
· социальные услуги, финансируемые из бюджета (по оплате труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала; на питание в размере 30% нормы, рассчитанной по натуральным показателям в соответствии с установленными нормами и с учетом уровня цен конкретного региона; на медикаменты);
· хозяйственные нужды, кроме коммунальных расходов.
Чтобы компенсировать проблемы в финансировании ДОУ, органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования.
Таким образом, данное направление управления качеством условий дошкольного образования предполагает повышения экономической и финансово-хозяйственной эффективности дошкольного учреждения в новых условиях деятельности.
Л.И. Фалюшина[10] для создания базы формирования современной системы управления качеством дошкольного образования предлагает использовать следующие механизмы:
· проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств системы дошкольного образования;
· определение на этой основе гибких нормативов финансирования дошкольного учреждения;
· регулирование родительской платы за услуги детского сада в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка(реальные затраты минус норматив)
Л.Г. Логинова[11] предполагает, что существует прямая зависимость управления качеством образования в дошкольном учреждении от дохода, которое может получить учреждение, если сможет оперативно выявить социальные запросы населения и потребность детей и родителей в основных и дополнительных образовательных услугах, спрогнозирует проблемы и наметит пути их решения, организует «бизнес-процесс».
Второе направление управлением качеством условий образования заключается в совершенствовании управленческих решений, касающихся вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов.
Необходимо совершенствовать процесс подготовки специалистов в ВУЗах, колледжах и училищах, а уже работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается. Кроме этого необходима систематическая работа по повышению уровня профессиональной культуры воспитателей. В рамках организации проектной деятельности в дошкольном учреждении и проведения семинаров-практикумов требуется предусмотреть комплекс мер по координации действий всех специалистов ДОУ, направленных на создание организационных условий управления качеством образования при вариативности программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения. Здесь необходимо решить следующие задачи:
· раскрытие психолого-педагогических, методических и управленческих основ деятельности заведующего и старшего воспитателя в области управления развитием персонала и создания условий для повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении;
· раскрытие способностей управления развитием персонала в дошкольных учреждениях разных видов и совершенствования качества методической службы в них, овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;
· формирование культуры управления развитием персонала дошкольного учреждения, овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией поведенческого менеджмента и др.
1.4.2 Совершенствование качества процесса дошкольного образования
Какие же направления совершенствованиякачества процесса дошкольного образования выделяет современная наука и практика?
Предполагается оптимизация специально организованного, развивающегося во времени в рамках определенной воспитательной системы взаимодействия воспитателей и воспитанников. Взаимодействие должно быть направлено на достижение поставленной цели воспитания и призвано привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитания.
При этом важно, чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям развития и воспитания детей дошкольного возраста, образовательным стандартам (современным требованиям), а также вопросам потребителей образовательных услуг. И чтобы цели соотносились с используемыми методами образовательного процесса и учитывали действия всех факторов эффективности воспитания и обучения, влияющих на данный процесс; ресурсы и организация предметно-развивающей среды были адекватны образовательной программе, реализуемой в дошкольном учреждении, особенностям образовательного процесса, удовлетворяли потребность детей в свободной самостоятельной деятельности и развитии их творческих способностей. При этом чтобы содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, и логику педагогической поддержки предметно-развивающей среды дошкольного учреждения и психологической поддержки педагогического коллектива учреждения.
1.4.3 Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями
Сторонники данного направления придерживаются традиционной системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, связанной с управлением качеством образования по его целям. В этом случае функцию целеполагания обычно берет на себя заведующий детским садом при взаимодействии с Попечительским и Родительским советами, советом педагогов.
Целеполагание осуществляется в соответствии с требованиями Концепции дошкольного воспитания: цель дошкольного учреждения как образовательной системы – создать условия для гармоничного развития, воспитания и обучения ребенка на уровне его индивидуальных возможностей, обеспечить целенаправленную социализацию личности. При этом анализ специфики процесса социализации в дошкольном учреждении возможен через анализ структуры их взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса в ДОУ: от детей (сверстников) до администрации и родителей. Она такова:
детский сад – внешняя среда;
администрация – общественность;
руководитель – подчиненный;
педагог – педагог;
педагог – родители;
педагог – дети;
ребенок – ребенок.
Данная структура находится всегда в динамике, то есть в реально существующем, меняющемся и развивающемся образовании. Качество образовательного процесса в этом случае складывается из суммы качеств всех его составляющих.
Изменения взаимоотношений между всеми компонентами структуры зависят от целенаправленности и согласованности действий всех субъектов образовательного процесса, в первую очередь, от действий педагогов и администрации дошкольного учреждения.
В качестве основных управленческих умений руководителя дошкольного учреждения, способного «сложить» в единое целое все перечисленные направления работы по управлению качеством образовательного процесса, выступают:
· адресованность управленческих воздействий, умение привлечь внимание к проблемам развивающего взаимодействия, доброжелательность обращений и разъяснений заведующей и старшего воспитателя;
· аргументированность их точек зрения, проявляющаяся через обоснование распоряжений, поручений, просьб, оценок;
· преобладание положительных оценок действий воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей детей над отрицательными.
Огромное значение также приобретает владение членами педагогического коллектива эффективными навыками коммуникации, так как именно педагоги становятся посредниками управленческих воздействий старшего воспитателя и заведующего дошкольным учреждением на родителей и воспитанников. Они проявляются в умении не прерывать высказывания партнера и уделять внимание его невербальному поведению (мимике, жестам, позе, интонации, осанке, направлению взгляда); быть внимательным к чувствам партнера по общению, сопереживать ему и уметь выражать это и т.д.
Поэтому для сотрудников, родителей и воспитанников дошкольного учреждения проводят специальные тренинги по нормированию навыков эффективной коммуникации.
Отдельная тактика должна быть разработана для организации развивающего и обучающего взаимодействия с детьми. Современные исследователи (Л. Сэв, В.К. Воробьева и др.) выделяют три подхода: индивидуальные, типологический и топологический[12].
Индивидуальны подход заключается в процессе развития, воспитания и обучения с опорой на мотивы взаимодействия со взрослыми и сверстниками самого ребенка.
Типологический подход состоит в том, что педагог опирается на ведущие мотивы общения у детей данного возрастного этапа или речевого уровня (в дошкольных учреждениях комбинированного или компенсирующего вида). Стратегия взаимодействия здесь является подгрупповой.
Топологический подход предполагает формирование мотивов совместной деятельности в процессе воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы. Побуждение к развивающему и обучающему взаимодействию появляется благодаря выработке познавательных и личностных мотивов.
Анализируя данное направление совершенствования, могу сказать, что при его использовании принципы и программа воспитательно-образовательной работы с детьми остаются традиционными — основные изменения при построении системы управления качеством образовательного процесса касаются отдельных методов, приемов и условий взаимодействия субъектов общения. Ведущим фактором, влияющим на качество образовательного процесса в рамках рассматриваемого направления, выступают детско-родительские, детско-воспитательские и детско-детские отношения.
1.4.4 Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы
Это направление совершенствования предполагает воздействие на каждый компонент образовательного процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего разнообразия целей и задач воспитательно-образовательной работы на каждом этапе ее осуществления. Например, планировать воспитательно-образовательную работы с детьми можно таким образом, чтобы переход к следующему тематическому блоку осуществлялся только при условии усвоения материала предшествующей темы.
Совершенствование содержательного компонента предполагает отбор и распределение учебного материала, подлежащего усвоению дошкольниками. Таким материалом являются сенсорные эталоны и ориентировочные способы действий с предметами, способы организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Все это осваивается в процессе разных видов детской деятельности: предметной, коммуникативной, игровой, экспериментальной.
Совершенствование деятельностного компонента подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми, познанию и преобразованию окружающего мира.
Совершенствование результативного компонента образовательного процесса отражает эффективность протекания образовательного процесса и характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Говоря о качестве результатов, мы говорим о выпускниках детского сада.
Формально под качеством образования выпускников детского сада можно считать обозначение уровня знаний, умений, физического, нравственного и умственного развития, достигаемого выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения.
В этом случае при оценке качества образовательного процесса анализируется отражение в учебном плане и образовательной программе дошкольного учреждения основных личностных характеристик и ключевых компетентностей выпускника; динамика изменения физического и психологического здоровья детей; наличие положительных ценностей детского коллектива и доброжелательных отношений детей между собой; уровень освоения детьми программного материала, степень сформированности положительной познавательной мотивации и стремления к самообразованию и уровень готовности детей к следующей ступени образования.
При этом качество результатов дошкольного образования должно затрагивать оценку не только текущих и конечных, но и отдаленных результатов развития, воспитания и обучения дошкольников, проектируемых в соответствии с требованиями следующей ступени развития и образования, в частности, с требованиями Концепции содержания непрерывного и начального школьного образования.
Анализ этого направления совершенствования позволил выявить такие положительные качества:
· образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на развитие способностей воспитанников детского сада;
· цели воспитательно-образовательной работы могут формулироваться через ее результаты, что соответствует требованиям современных педагогических технологий;
· при формировании качеством задействованы: организационно-педагогическое влияние, обучаемость и учебный материал (по И.П. Подласому)
1.4.5 Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса
Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
продолжение
--PAGE_BREAK--В качестве цели в дошкольном учреждении общеразвивающего вида можно назвать создание условий для гармоничного развития личности ребенка.
Подчинение всех компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми единой цели возможно благодаря единству процессов диагностики, развития и формирования.
Теоретической основой для этого в дошкольном учреждении общеразвивающего вида служат общие и специальные, то есть специфические для определенных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста, принципы обучения и воспитания.
Целостность может быть достигнута за счет разработки специальной системы диагностики и контроля промежуточных и итоговых результатов деятельности педагогического коллектива, тое есть за счет комплексного использования технологий управления качеством воспитательно-образовательной работы по целям и результатам. Естественно, что диагностика осуществляется по существующим на сегодняшний день методикам и картам обследования знаний, умений и навыков детей в определенных видах детской деятельности: изобразительной, конструктивной, театральной и т.д.
Гибкость системы отражает подвижность и устойчивость связей между компонентами. Она обеспечивается за счет наличия доминирующих и сопутствующих функций компонентов образовательного процесса. Так, развитие осуществляет не только развивающую, но и коррекционно-воспитательную и коррекционно-образовательную функции.
Анализ данного направления совершенствования управления показывает, что ее использование возможно только при условии совершенствования результатов воспитательно-образовательной работы, то есть того, о чем я говорил выше, так как опирается на связи между компонентами существующей системы воспитательно-образовательной работы.
Положительными сторонами данного направления считаются:
· прогнозирование результатов воспитательно-образовательной деятельности;
· возможность влияния на эффективность всей воспитательно-образовательной работы через воздействие на один из компонентов;
· учет таких факторов эффективности образовательного процесса, как «Распределение учебного времени», «самообучаемость» и «самовоспитуемость».
Но это направление совершенствования управления имеет и «минусы»:
· необходимо постоянное повышение педагогической компетенции и повышения активности педагогического совета дошкольного учреждения за счет обсуждения, например, новых технологий или передового педагогического опыта сотрудников детского сада. Это требует достаточно высокого уровня координации работы педагогов и специалистов ДОУ;
· необходим творческий подход к использованию традиционных и нетрадиционных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· требование самостоятельного формулирования задач воспитательно-образовательной работы на каждый период обучения в зависимости от уровня развития способностей детей. Это вызывает дополнительные затраты на диагностику детей в каждый период воспитания и обучения.
1.4.6 Управление по результатам
Само понятие «управления по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива.
Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.
Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, то есть время, технологии и другие ресурсы.
Результат – есть реализованная цель. Но сама по себе она может быть реальной и идеальной. В нашем случае, предполагается цели реальные, то есть обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать как результативные.
Необходимо выделитьтри уровня управления по результатам:
Первый уровень определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно обеспечить эффективность его деятельности.
Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции.
Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и детей), исходя из удовлетворения их запросов.
Важный момент – выделение ключевых результатов. Чем ближе к третьему уровню, тем более глубоко осознание целей деятельности организации.
Для образовательной деятельности ключевыми результатами являются:
· здоровье и здоровый образ жизни;
· воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей;
· образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом;
· адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.
Определив результаты, переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.
В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.
Достижение каждого ключевого результата в практике оценивается отдельно, на основе чего делаются выводы, основополагающие для оперативного и долгосрочного планирования. Выводы полезно разделить по срокам исполнения и периодам (подготовительный, организационный, внедренческий).
Успех перехода к новой системе управления – управление по результатам — находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т.д.)
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов.
Обновление управления дошкольным учреждением, прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главную информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.
Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания.
Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения.
К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую.
Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники (кто обобщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.
Подводя итоги теоретической части моей курсовой работы, хочу отметить, что для успешного руководства деятельностью дошкольного образовательного учреждения, для достижения им высокого качества результата воспитательно-образовательного процесса, для качественной реализации образовательных услуг и выполнения социального заказа совершенствовать необходимо, на мой взгляд, все приведенные пути, учитывая их положительные и корректируя их отрицательные стороны, так как все пути совершенствования взаимосвязаны между собой.
В практической части я раскрою теорию и приведу примеры из опыта работы МДОУ детского сада № 7 №Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области. В написании практической части использованы разработанные мной в процессе работы старшим воспитателем материалы Публичного доклада ДОУ, образовательной программы, программы развития ДОУ, аналитических материалов, мониторинга.
Глава 2. МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области: пути совершенствования управления деятельностью
2.1 Характеристика детского сада[13]
Детский сад был открыт 26 февраля 1962 года. С 25 ноября 1999 года на основании Постановления № 767 становится Муниципальным дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида.
В детском саду функционируют четыре изолированные группы. Имеющиеся условия не везде соответствуют современным требованиям: отсутствие по типовому проекту и в наличии музыкального и физкультурного залов создает определённые трудности при проведении музыкальных и физкультурных занятий, праздников и развлечений для детей. А отсутствие спален не дает в полной мере использовать всю площадь группы для создания игровой развивающей среды.
Предельная наполняемость групп 60 человек, но в связи с высокой рождаемостью детский сад принимает детей больше нормы. В детском саду нет специальных коррекционных, логопедических групп, нет детей – инвалидов.
Большая часть совместной деятельности с детьми организуется на воздухе. Для этого созданы необходимые условия: участок озеленён, имеется спортивная площадка; изолированные, оснащенные навесами (верандами) и постройками, игровые площадки для каждой возрастной группы; асфальтированная дорожка с разметкой для обучения детей ПДД; огород для детского экспериментирования, цветники.
Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно – экономическую деятельность в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ» от « 12 » сентября 2008 года № 666, договором между учредителем и дошкольным учреждением, другими нормативными актами.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях; печать и штамп со своим наименованием. Детский сад приобретает права юридического лица в части ведения уставной финансово – хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, с момента регистрации. Финансируется учредителем в соответствии с договором между МДОУ и учредителем. Самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность; ежегодно предоставляет учредителю отчет о поступлении и расходовании средств.
Деятельность детского сада направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.
Управление ДОУ осуществляет заведующая, методической работой занимается старший воспитатель, административно – хозяйственную часть представляет завхоз, за здоровьем детей в ДОУ следит фельдшер детской поликлиники.
Управление ДОУ строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность.[14]
Работа методического кабинета строится на основе Концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию –
от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми.
Годовые планы воспитательно-образовательной работы ДОУ составляются на основе наблюдений за педагогическим процессом, методического заказа воспитателей, учитывается результат диагностирования выполнения программы детьми.
Социальная защита педагогов осуществляется администрацией совместно с профсоюзным комитетом ДОУ: по итогам работы выделяются денежные премии, ежемесячно на основании «Положения о доплатах и надбавках» проводятся доплаты и надбавки к заработной плате за добросовестный труд.
С целью выполнения Инструкций об охране труда сотрудникам выдается спецодежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования. Всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции об охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила. Администрация и профсоюзный комитет ДОУ контролируют выполнение персоналом должностных инструкций.
2.2 Качество основных видов деятельности
С 1999 года в детском саду реализуется комплексная программа «Радуга» Т.Н. Дороновой. Программа направлена на создание условий для эффективного развития ребёнка; ориентирована на детский сад, где ребёнок получает возможности широкого эмоционально-практического, самостоятельного контакта со сверстниками; осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возраста детей и особенностей видов деятельности. Надо сказать, что программа не продумана до конца авторами. В программе почти отсутствует работа по физическому воспитанию детей, а если и есть, то информация очень размытая.
Поэтому с 2007 года в работу учреждения вводится программа М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка». Работа ведется в системе благодаря тесному взаимодействию воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей возрастных групп и фельдшера детского сада. Результаты такого взаимодействия отражены в мониторинге физического развития детей каждой возрастной группы, в их положительной динамике[15] и анализе заболеваемости, который проводится ежемесячно, ежеквартально и ежегодно.
Состояние здоровья детей за 2008 – 2009 учебный год.
продолжение
--PAGE_BREAK--Возрастная группа
Количество детей
Группа здоровья
% хронических больных
Индекс здоровья
Пропущено одним ребенком по болезни
1
2
3
4
дней
случаев
3 – 4
19
3
16
—
—
—
53,2
2,8
4,3
4 – 5
19
4
15
—
—
—
64,8
3,4
3,4
5 – 6
19
3
15
1
—
5,3 %
64,7
3,2
2,5
6 – 7
24
2
21
1
—
4.1. %
67,2
2,8
2,8
итого
81
12
67
2
—
2.5 %
58,0
2,8
3,2
Снижению заболеваемости детей также способствует проведение оздоровительных мероприятий в течение года.
План оздоровительных мероприятий.
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД, СОЛЕВОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ, ВИТАМИНОТЕРАПИЯ, ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ, НАПИТОК ИЗ ШИПОВНИКА. НАПИТКИ ИЗ ЯБЛОК, ЧЕРНОПЛОДНОЙ РЯБИНЫ, ТЕРНОВНИКА И ШИПОВНИКА.
НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ, СОЛЕВОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ, АРОМАТЕРАПИЯ, ВИТАМИНОТЕРАПИЯ, ЭКСТРАКТ ЭЛЕУТЕРОКОККА – 45 ДНЕЙ. ФИТОЧАЙ, АРОМАТЕРАПИЯ, ДИБАЗОЛ – с 1 ДЕКАБРЯ, ОКСОЛИНОВАЯ МАЗЬ В ТЕЧЕНИЕ 7 ДНЕЙ, ЧЕСНОЧНЫЕ БУСЫ
ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
ПОЛОСКАНИЕ ГОРЛА ТРАВАМИ (шалфей, ромашка, календула), фиточай, солевое закаливание, АРОМАТЕРАПИЯ, ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ, ЛУКОВАЯ ПАСТА, ЧЕСНОЧНЫЕ БУСЫ. ФИТОЧАЙ, СОЛЕВОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ, АРОМАТЕРАПИЯ.
МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
ПОЛИВИТАМИНЫ, ФИТОЧАЙ, СОЛЕВОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ, АРОМАТЕРАПИЯ, ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ, НАПИТОК ИЗ ШИПОВНИКА, ПОЛОСКАНИЕ ГОРЛА ТРАВАМИ, ФИТОЧАЙ, КОНТРАСТНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ,
Вся образовательная деятельность организована в соответствии с учебным планом.[16] Учебная нагрузка и время, отведенное на учебный процесс, соответствуют стандарту и нормам.[17] В связи с выбранным приоритетом в учебный план решением Совета педагогов ведены дополнительные занятия по развитию речи, так как в рекомендованном программой «Радуга» расписании занятий одного «речевого» недостаточно. Кроме этого, к основной методике речевого воспитания В.В. Гербовой (одного из авторов программы «Радуга»), добавлена «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (автор: О.С. Ушакова).
Использование методики В.В. Гербовой в дополнении с методикой О.С. Ушаковой привело к выявлению положительных результатов усвоения детьми программы по разделу «Речевое развитие». Решение использовать методику О.С. Ушаковой было принято педагогическим коллективом детского сада в сентябре прошлого учебного года.
В результате использовании программы О.С.Ушаковой положительная динамика речевого развития детей составила 28.6 % по итогам 2007 – 2008 учебного года, и 38.3 % по итогам 2008 – 2009 учебного года. Отсюда можно сделать вывод, что качество образовательного процесса в детском саду совершенствуется, и происходит это благодаря умелому руководству.
Обучающая деятельность построена на игровой мотивации. Педагоги стимулируют интерес детей к деятельности, эффективно используя методы и приемы организации, осуществляется личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. В группах создаются комфортные условия для детской деятельности: организованы зоны по интересам детей – двигательная, литературная, познавательная, конструктивная, изобразительная и т.д.[18]
Педагогический коллектив принял решение создать в детском саду игротеку по развитию интеллектуальных способностей детей. Сначала планировали оборудовать игротеку в отдельном помещении, но после тщательного анализа условий для ее создания пришли к выводу, что каждая группа является игротекой, так как интеллект ребенка развивается во всех видах детской занятости. Вся работа была построена в рамках проектной деятельности. Работа по созданию игротеки реализуется уже два года. Причиной такому длительному сроку является финансовое затруднение при обновлении детской мебели в центрах занятости согласно современным требованиям. Но сам факт обновления предметно-развивающей среды уже говорит о совершенствовании управления дошкольным учреждением. В детском саду создана мини – галерея, посетив которую дети знакомятся с произведениями художников: Е. Чарушина, В. Васнецова, А. Саврасова, И. Шишкина и других; узнают о разных жанрах живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, книжная графика и т.д. Ведется работа по созданию видеотеки — уже приобретены несколько дисков с занятиями для детей по географии, математике, познавательному развитию, обучению основам безопасности.
Имеются технические средства обучения, в каждой группе — магнитофон для слушания музыки, детских сказок, песен. Авторы программы «Радуга» рекомендуют использование музыки в течение всего дня пребывания детей в детском саду: музыкальное сопровождение занятий, праздников, развлечений, досугов, в работе с родителями.
Воспитательно-образовательный процесс организован согласно утвержденному расписанию занятий в детском саду[19] и требованиям программы «Радуга» Т.Н. Дороновой. Игровая деятельность присутствует в течение всего дня. Запланирована игра в календарном плане в блоке совместной и самостоятельной деятельности детей. Кроме дидактических игр по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим, в плане существуют блоки с подвижными играми, сюжетно – ролевыми и строительными играми. В каждой группе имеется картотека сюжетно – ролевых игр по возрастам, создается картотеки игр по интеллектуальному развитию детей.
Так же в игровой форме проводятся беседы различной тематики: о здоровом образе жизни, правилах личной безопасности на дороге, в общении с другими людьми, оставаясь дома без взрослых и т.д.
Кроме этого организуются беседы о музыке, новостях и искусстве; о правилах поведения в группе, детском саду, общественных местах, за столом и др.
Коллектив детского сада строит свою работу в соответствии с годовым планом работы всего дошкольного учреждения, который разрабатывается ежегодно творческой группой педагогов и имеет свои цели и задачи. Учреждение имеет стратегические, тактические и операциональные цели, [20] значит, работа ведется на основе целеполагания. А цели и задачи работы на будущее формулируются по результатам: результатам диагностики детей и педагогов, результатам анкетирования родителей, анализа выполнения годового плана и т.д. Отсюда вывод: управление осуществляется по результатам деятельности.
Соответственно, если объединить эти два направления руководства, то и результат деятельности детского сада будет качественным.
Так как основной задачей работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, то в годовом плане работы это направление занимает первое место. Второй задачей формулируется работа над осуществлением приоритетного направления, исходя из запросов педагогов, их затруднений, ежегодно выявляемых с помощью анкетирования и диагностирования.[21]
По результатам анкетирования педагогов весь коллектив в целом работой в ДОУ удовлетворен, если не считать низкой заработной платы, материальных вознаграждений. Один педагог не удовлетворен психологическим климатом в коллективе, остальные вполне удовлетворены. Также не вполне удовлетворены материально – технической базой ДОУ. Но работа над этим ведется из года в год.
Таким образом, коллектив детского сада создает условия для качественной подготовки детей к школе и достижения ими высоких результатов выполнения программы.
Необходимо отметить потенциал педагогических кадров детского сада. В каждой возрастной группе работают два воспитателя, один из которых имеет I квалификационную категорию. Он учит, помогает и советует более молодому напарнику.
Состав педагогического коллектива 12 человек: заведующая детским садом, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель и воспитатель по физической культуре. Все педагоги имеют средне – специальное образование, из них 4 человека учатся в ВУЗах.
Все педагоги в соответствии с перспективным планом проходят аттестацию и курсовую подготовку.
На сегодняшний день с высшей категорией 1 педагог, с 1 квалификационной категорией – 6 человек, на 2 квалификационную категорию аттестованы 4 педагога, один воспитатель пока не аттестован.
Педагогический коллектив ДОУ
\s
Каждый педагог углубленно работает над определенной творческой темой, накопленный опыт по теме обобщается, и педагог аттестуется. Темы определяются, исходя из направлений работы всего дошкольного учреждения.
В настоящее время это познавательно — речевое направление развития детей. Весь педагогический коллектив активно участвует в методической работе как внутри учреждения, так и в городской методической сети: педагоги организуют открытые занятия, взаимопосещения, выступают на образовательных форумах, педагогических чтениях, участвуют в методических конкурсах — тем самым пополняя свое профессиональное портфолио.
Постоянное повышение профессиональной компетентности, квалификации и самообразования педагогов приводит к повышению качества организации воспитательно-образовательного процесса с детьми и, соответственно, к повышению качества результата деятельности ДОУ.
2.3 Качество результатов деятельности
Говоря о достижениях педагогов, нельзя не сказать о достижениях детей. По результатам выполнения детьми программы «Радуга» за 2008 – 2009 учебный год выявлена положительная динамика развития детей всех возрастных групп. Она составила в среднем 33%.[22] Дети детского сада участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места.
Достижения детей
№ п/п
Название конкурса, уровень
фамилия, имя победителей,
награды
1
Конкурс маленьких интеллектуалов
2006 год
Девятериков Андрей
Шохров Дима
Личное первенство (I место)
Третье место
2.
Выставка цветов, плодов и овощей «Урожай 2007»
Воронина Настя
Чиркина Лиза
Третье место
3.
Конкурс маленьких интеллектуалов 2008 год
Смирнова Софья
Третье место
4.
Конкурс детского творчества
2008 год
Уварова Марина
Третье место в номинации «Стихи»
5.
Спартакиада дошколят 2009 год
Рогов Миша
Второе место в номинации «Бег на 30 м»
В детском саду существует модель выпускника.[23] Ежегодно анализируется соответствие выпускников этой модели, и делаются выводы.[24] Вся работа педагогического коллектива направлена на качество результатов деятельности всего детского сада – качество выпускников. В 2009 году детский сад выпустил в школу 23 ребенка.
Четыре человека из них — с высоким уровнем развития по всем направлениям программы.[25] Что касается диагностики психологической готовности к школе, то таких детей оказалось двое. Такие результаты выявились в ходе работы психолога. С этими детьми и семьями была проведена коррекционная работа.
Добиться положительной динамики готовности детей к школе помогает тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с родителями все больше внимания уделяется совместным практическим мероприятиям. Одной из новых форм сотрудничества для коллектива учреждения стал День семейного общения, второй год организуется конкурс семейных талантов. Родители с удовольствием принимают участие в изготовлении игрушек из бросового материала, ремонтируют сломанные игрушки вместе с детьми, отгадывают кроссворды, познают новое, играют в подвижные игры, участвуют в конкурсах и эстафетах, рисуют и готовят.
Такие формы общения с родителями оказались более эффективной, чем обычные родительские собрания с монотонными докладами и сообщениями. Родителям нравятся такие дни, они с удовольствием предлагают темы для новых встреч.
На основании вышеизложенного МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» из функционирующего учреждения переходит в развивающееся учреждение общеобразовательного вида, а после аттестации — с осуществлением приоритетного познавательно-речевого направления. Соответственно, детский сад в настоящее время работает в инновационном режиме.
2.4 Инновационная деятельность ДОУ[26]
МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» — воспитательно-образовательное учреждение, обеспечивающее выполнение стандарта дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка.
Однако в последнее время приоритетным направлением в деятельности учреждения становится познавательно-речевое развитие детей.
Это вызвано целым рядом объективных причин:
· Опрос родителей показал, что не менее важным, чем физическое развитие и здоровье, для них является речевое, познавательное и интеллектуальное развитие детей, их способность к дальнейшему обучению в школе.
· Анкетирование педагогов выявило их желание включиться в комплексную работу, позволяющую обеспечить качественную подготовку выпускников, обновление развивающей игровой среды для познавательного интереса и интеллектуального развития детей всех возрастных групп.
· Материально – техническое обеспечение детского сада позволяет решать задачи познавательного и речевого развития детей.
· Введение в работу по речевому развитию программы О. С. Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» во всех возрастных группах.
· Творческие темы педагогов направлены на углубленное познавательное, математическое и речевое развитие детей.
· Участие выпускников ДОУ в конкурсе маленьких интеллектуалов и
три победы: одно первое и два третьих места.
· Отслеживание результатов обучения в школе одаренных выпускников ДОУ.
Задачи работы детского сада:
В соответствии с поставленными целями, в ходе реализации в ДОУ комплексной программы «Радуга», решаются следующие задачи:
· Формирование у детей чувство уверенности в себе и своих возможностях.
· Развитие у детей интеллекта, любознательности, познавательного интереса, творческого воображения, самостоятельности, активности и инициативности, коммуникативных умений в процессе игровой обучающей деятельности.
· Сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.
· Включение педагогов в комплексную исследовательскую деятельность с применением традиционных и новейших методик.
· Создание условий для развития индивидуальных способностей детей с целью повышения их стартовых возможностей: мышления, памяти, внимания, речи.
Принципы работы детского сада:
Принцип занимательности. Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата.
Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
Принцип динамичности. Заключается в постановке целей по обучению и развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, так как необоснованное дублирование содержания и задач занятий – одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению.
продолжение
--PAGE_BREAK--