Содержание
1.ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ. ИХ ВОСПИТАНИЕ
2.ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Библиографический список
1. ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ. ИХ ВОСПИТАНИЕ
Задачи и содержание семейного воспитания глухих ислабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенкапедагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогическихвоздействий. При активной помощи специалистов растут опыт и педагогическаякультура родителей ребенка, что помогает им в воспитании ребенка.
Несмотря на индивидуальные различия детей, уродителей имеются такие общие задачи воспитания: охрана и укрепление здоровья;предупреждение заболеваний и вторичных отклонений в развитии; работа поразвитию коммуникативных и адаптивных навыков ребенка; развитие его умственныхспособностей, памяти, мышления и речи; формирование и развитие положительныхнравственных качеств; воспитание активности и создание условий для развития еготворческих способностей.
Специалист обучает родителей взаимодействию сребенком. Действуя совместно, родители и специалисты формируют необходимыепсихологические предпосылки обучения и воспитания — развивают внимание ребенкак подражанию, интерес к окружающему миру, что является основой коммуникативныхсвязей ребенка с окружающими.
Формирование и развитие словесной речи ребенка сиспользованием остаточного слуха, а также формирование коммуникативных уменийнеобходимо начинать с самого раннего возраста. Поэтому так велика рольродителей в этом процессе. Они создают разнообразные ситуации, позволяющиерасширять словарный запас и развивать разговорную речь ребенка, закреплятьпонятия, совершенствовать произносительные и слуховые навыки. Такая работастановится необходимым условием семейного воспитания неслышащего ребенка.
Положительный пример родителей способствуетовладению неслышащим ребенком нормами и правилами нравственного поведения.
Только подражая родителям, ребенок постепенноприобретает такие нравственные качества, как доброта, правдивость,дисциплинированность и трудолюбие. Следует иметь в виду, что представления оморали, которые слышащий ребенок может усвоить самостоятельно, не сформируютсяу детей с нарушениями слуха без специальной педагогической работы.
Семья играет важную роль в социализациинеслышащего ребенка; родители формируют у детей навыки самообслуживания,положительное отношение к учебе, готовя детей к участию в бытовом иобщественно-полезном труде.
В общении и различных видах совместнойдеятельности родители расширяют кругозор неслышащего ребенка, развивают в неминтерес к знаниям, потребность в чтении. В этих целях родители используют исовместно проведенное время досуга.
Семейное воспитание неслышащего ребенка должнобыть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциальные возможностиребенка. Такое воспитание предотвращает социальную изоляцию ребенка,обеспечивает его средствами коммуникации и помогает его интеграции в общество.
Для детей с дефектами слуха очень большоезначение имеет правильное семейное воспитание. Родителям следует как можнобольше разговаривать с ребенком, находясь в его поле зрения. Говорить с нимследует громко, выразительно, активно жестикулируя, помогать ему жестами имимикой понять контекст. Если родители глухие, они могут разговаривать сребенком с помощью дактилологии и жестовой речи.
Как можно раньше надо начинать приучать ребенка кслуховому аппарату. Слуховой аппарат ребенку надо носить постоянно, снимая еготолько на время сна. Но приучать малыша к этому следует постепенно.
Правильно подобранный слуховой аппарат иправильно установленный режим его работы — необходимое условие для успешногоначала работы с ребенком.
Усиление звуков в аппарате не должно бытьчрезмерным, вызывающим неприятные ощущения. В противном случае дети с плачемсрывают аппараты, отказываются их носить. Более терпеливые дети носят, ножалуются на головную боль, усталость, становятся раздражительными, нервными.Чтобы этого не происходило, аппарат должен быть правильно настроен.
Родителям следует объяснять, что глухим ислабослышащим детям, имеющим значительное снижение слуха, требуетсяпродолжительное (год) ношение слухового аппарата и систематические слуховыезанятия, для того чтобы убедиться, что ребенок с аппаратом слышит лучше.
Раннее начало занятий, безусловно, — залогуспеха. Ребенок не приобрел еще никаких специфических форм общения, непочувствовал своей неполноценности.
Дети, не наученные слушать с аппаратом, могутотноситься к нему просто как к ненужному предмету. Если дети избалованы, таккак родители относятся к ним как к больным, стараются выполнить любое ихжелание и не сумели приучить их к аппарату, преодолеть подобный отрицательныйпедагогический опыт непросто. В то же время нельзя впадать и в другую крайность- заставлять детей пользоваться аппаратом.
Лучше советчика, чем сами родители, у которыхрастет малыш с дефектом слуха, нет. Поэтому родителям следует прислушиваться кавторам книги «Человек не слышит» В. и 3. Крайниным: «Родные и близкиемаленького ребенка! Помните: чем раньше обнаружена глухота, чем раньше начатообучение, тем больше шансов на успех! Учить маленького глухого надо всемидоступными средствами восприятия и воспроизведения речи — от примененияслуховых аппаратов до чтения с губ говорящего, дактилирования, жестовой речи.Хорошо, если такое обучение начато до двух лет, еще лучше — если до года.
Неслышащие, знайте: в преодолении глухоты многоезависит от вас самих, вашей воли и упорства. Научитесь любить книгу, получатьудовольствие от чтения газет и журналов. Не скрывайте свой недуг, пользуйтесьвсеми возможными способами восприятия речи.
Глухота — прежде всего потеря значительной частиинформации и связанное с этим одиночество. От нашего с вами отношения к глухим,от уважения к ним и стремления оказать посильную помощь в значительной мерезависит устранение дефицита информации и трагедии одиночества.
Заниматься с совсем маленьким ребенком снарушениями слуха в семье надо так же, как все родители занимаются со своимидетьми, но еще более внимательно следить за каждым проявлением психическойжизни. Взрослые чаще должны брать ребенка на руки, подносить к предметам,заинтересовавшим его, давать ему возможность их исследовать, ощупать. Неследует надолго оставлять ребенка в манеже одного, однако как можно раньшенужно приучать его к самостоятельности .
Детей, которые никогда не были в специальныхдетских учреждениях, рекомендуется через некоторое время отдавать в массовыедетские сады. В массовом детском саду или группе при нем ребенок получит доступв необходимую для него среду сверстников, постепенно приобретет опыт общения сними.
Нужно, чтобыродители знали, что ранняя потеря слуха меняет дальнейшее психическое развитиеребенка. При нарушенном слухе имеют место недоразвитие или отсутствие речи,расстройство ориентировки в предметной деятельности, искажение представлений осоциальном окружении, нарушение потребностно-мотивационного плана деятельности,страдает развитие личности в целом. Необходимые условия для полноценногоразвития — прежде всего речевая среда, окружение говорящих людей и вовлечениеребенка в совместную практическую деятельность со взрослыми и сверстниками.Важным условием также является стимуляция развития всех человеческихспособностей, активное влияние на развитие всех психических качеств ребенка.
2. ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕЛИЧНОСТИ ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В последние годы все большие усилия педагогов ипсихологов направлены на понимание природы взаимоотношений родителей и детей смладенческого и юношеского возраста. Эти усилия связаны с осознанием того, чтоименно в семь ребенок проходит первые этапы социализации, вступает в социальныеотношения, начинается развитие его личности.
В психологической литературе отмечается, что дляформирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватнойсамооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений сокружающими людьми, рядом с ребенком должен постоянно находиться близкий,любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает тесный контакт сматерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности,уверенности в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношенияк другим. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающемумиру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшемнедостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельноориентироваться в направленности и характере отношений друг к другу и можетприводить к страху перед общением.
Воспитательная значимость семьи особенновозрастает при формировании личности детей с отклонениями в психофизическомразвитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколькоадекватными будут его отношения с социальной средой.
Однако именно в подобных семьях создаетсяспецифическая ситуация, носящая подчас характер личностной трагедии родителей.Американский специалист в области семейной терапии Дж. Фрамо выдвинул гипотезуо том, что в любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями, имеетместо «искаженный брак». Эта идея была впоследствии поддержана практикамимногих стран. Вопросы отношений в семьях, имеющих ребенка с каким-либо нарушением,в зарубежной психологии группируются вокруг трех тем: анализируютсявнутрисемейные отношения в зависимости от вида и тяжести дефекта;рассматриваются семья как единое целое и ее индивидуальные характеристики:величина, сплоченность, экономический уровень, удовлетворенность супружескимиотношениями, компетентность родителей в обращении с ребенком, социальныеконтакты семьи как целого; изучается зависимость отношений в семьеот более широкого окружения, социально и культурно обусловленного, в том числеот профессиональной и непрофессиональной поддержки.
Отношения в семьях, имеющих аномальных детей, неявляются постоянными. В литературе имеется описание так называемых фазпсихологического осознания факта рождения ребенка с физическим, сенсорным илипсихическим нарушением.
Первая фаза характеризуется состояниемрастерянности, порой страха. Родители испытывают чувство неполноценности,беспомощности, тревоги за судьбу больного ребенка. Значительность моментасообщения диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылкидля установления своеобразной социально-эмоциональной связи между родителями иребенком, имеющим нарушения в развитии.
Суть второй фазы — состояние шока, котороетрансформируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза. Функцияотрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды ичувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Крайнейформой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведениякаких-либо коррекционных мероприятий. Одни родители многократно обращаются вразличные научные и лечебные центры с целью отменить неверный, с их точкизрения, диагноз, другие становятся неоправданными оптимистами в отношениивозможности излечения.
По мере того как родители начинают приниматьдиагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Этосостояние характеризует третью фазу.
Наконец, четвертая фаза — полное принятиедиагноза, психическая адаптация, когда родители в состоянии правильно оценитьситуацию. По данным ряда исследователей, многие родители ее не достигают,зачастую отстраняясь от конструктивного сотрудничества со специалистами.
По мере роста и развития аномального ребенка всемье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родителисовершенно не подготовлены. Вследствие этого наиболее оправданной являетсяконструктивная и динамическая помощь таким семьям на всех этапах жизни ребенка.
Взаимоотношения родителей с глухими детьми до сихпор еще мало изучены. Сурдопедагоги интересовались семейными отношениями глухихс точки зрения помощи родителям в обучении детей с недостатками слуха.Рассматривались вопросы участия семьи в процессе развития речи ребенка,трудовой адаптации, воспитании норм поведения в обществе.
Вместе с тем в семьях, где родители или детиимеют недостатки слуха, существуют специфические проблемы, осложняющиенормальные взаимоотношения между ними. Хорошо известно, что глухой ребенокимеет практически сохранный интеллект, возможность и желание общаться. Онадаптирован в социуме людей с недостатками слуха и испытывает элементысоциальной депривации лишь в отношении общества слышащих. В этом смысле такойребенок отличается от детей с нарушениями интеллектуального развития. С другойстороны, родители глухих детей могут оказаться принадлежащими к социумуслышащих людей, переживших трагедию рождения неполноценного ребенка и крах всехнадежд. Взаимное непонимание в социальных контактах становится причинойпоявления значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей сокружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет кпреобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности и инертности.Дальнейшее следствие — возникновение социальной изоляции, тяжелое переживаниедискриминации. Подобная внутрисемейная ситуация, бесспорно, особым образомвлияет на развитие личностных качеств ребенка с нарушениями слуха.Психологические и социально-психологические условия существования, развития иразрушений семей, имеющих детей с нарушениями слуха, а также проблема влиянияотношений в семье на развитие личности ребенка до сих пор не подвергалисьподробному изучению.
Сведения о психологическом состоянии матерей,дети которых имеют нарушения слуха, по существу, имеются только в зарубежнойлитературе. Там же опубликован ряд исследований по вопросам отношений междубратьями и сестрами, одни из которых имеют нарушения слуха, а другие не имеют.Их взаимное удачное или неудачное приспособление зависит от многих факторов:пола, возраста, порядка рождения ребенка, имеющего нарушение,социально-экономического статуса родителей и их поведения по отношению кребенку, вида и тяжести нарушения. При обследовании семей, имеющих детей снарушениями слуха, немецкие психологи обнаружили, что слышащие братья и сестры,которые говорили о положительных чувствах по отношению к глухим брату илисестре, имели тесную эмоциональную связь с родителями. Слышащие братья исестры, которые высказывали негативные чувства, находили, что их связь сродителями нарушилась из-за глухого ребенка, что эта связь была поверхностной,а забота и внимание между детьми распределяются неодинаково. Отцы глухих детейпрактически никогда не становились предметом эмпирических исследований, чтообъясняется, как правило, их отказом от бесед и участия в исследованиях.
Проблема семьи, имеющей глухого ребенка школьноговозраста, рассматривалась нами с точки зрения его личностного развития. Приэтом на данном этапе исследования нас в первую очередь интересовали двамомента: во-первых, выявить, имеется ли какая-либо специфика отношений глухихшкольников к членам их семей в сравнении со слышащими; во-вторых, определить,как влияют эти отношения на развитие личности глухих школьников.
Проблема взаимоотношений в семье являетсядостаточно сложной и многогранной, поэтому в исследовании затронем несколькопеременных, которые условно можно разделить на две большие группы: 1)переменные, характеризующие отношение ребенка к его ближайшему окружению (мать,отец, братья и сестры); 2) переменные, характеризующие самого ребенка, уровеньразвития его личности и отдельных личностных особенностей (общительность,социальная адекватность поведения, стремление к доминированию в межличностныхотношениях).
Для исследования межличностных отношений ребенкас родителями и его восприятия внутрисемейных отношений используем детскуюпроективную методику Р. Жиля. Ее цель состоит в изучении социальнойприспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методикаявляется визуально-вербальный, то есть состоит из текстовых заданий и 25картинок, на которых изображена семья, расположившаяся за столом, или покомнатам большого дома, или на природе, а также группы детей, играющих вочто-то или слушающих взрослого. Ребенок должен выбрать себе место средиизображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то илииное место в группе.
Наглядность и схематичность, отличающие методикуЖиля от других проективных методик, изначально делают ее более доступной дляиспытуемого — глухого младшего школьника. Учитывая психологические илингвистические особенности глухих детей, в частности трудности в пониманиисмысла заданий, а также в идентификации себя с персонажами картинок, проведемнекоторую модификацию методики, не затрагивающую существенных и информативныхмоментов. Картинки с готовыми изображениями людей были заменены на картинки спрорезями, в которые ребенок мог вставлять вырезанные фигурки людей. Фигуркибыли выполнены достаточно схематично, несущественные детали и детали лицаопущены, что облегчало идентификацию. Из набора фигурок ребенок должен былвыбрать те, которые были похожи на него и членов его семьи, найти себе место накартинке и вставить изображение в прорезь. Таким образом, получилификсированный однозначный ответ испытуемого.
Данный вариант методики был апробирован наконтрольной группе глухих детей, не участвующих в исследовании. Положительнаяэмоциональная реакция детей, понимание смысла задания и темп его выполненияпозволили нам судить о правильности выбранного нами направления модификацииметодики. В таком варианте film-test был принят нами для проведения основногоисследования.
Объектом исследования являлись 68 детей ввозрасте от 7 до 13 лет. Из них 20 человек — глухие дети глухих родителей, 32человека — глухие дети слышащих родителей и 16 человек — слышащие дети слышащихродителей. Все дети из полных семей, с нормальным уровнем развития интеллекта.Средняя потеря слуха у глухих детей составила 85-90 дБ. Среди испытуемых былопримерно равное число девочек и мальчиков. Группы детей, определенные дляпроведения эксперимента, были изолированы друг от друга. Исследованиепроводилось индивидуально с каждым ребенком. При рассмотрении особенностейотношений глухих школьников к членам их семей можно констатировать, что всемьях глухих детей, имеющих глухих родителей, устанавливаются межличностныеотношения по некоторым количественным и качественным показателям более близкиек тем, которые наблюдаются в семьях слышащих, имеющих только нормально слышащихдетей, чем в семьях слышащих, имеющих глухого ребенка. Многие испытуемыеотчетливо выражали свою привязанность и любовь к матери, они прямо сообщали освоих чувствах, а также о желании быть рядом, проводить с ней время. Наиболееактивны в выражении своих чувств были слышащие дети (75% по шкале выбора), немногоменее активны глухие учащиеся, имеющие глухих родителей (65%). Глухиешкольники, имеющие слышащих родителей, выражали свои симпатии к матери вменьшей степени (37%).
Положительные отношения к отцу были у всех детейвыражены в несколько меньшей степени, чем к матери. При этом большее числоположительных проявлений отмечалось у слышащих детей (45%) и меньше всего — углухих учащихся, имеющих слышащих родителей (12%).
Отношения к братьям и сестрам также имелинекоторую специфику. Все глухие и слышащие испытуемые примерно в равной степенивыражали положительное отношение к братьям и сестрам. Дети сообщали, что они ихлюбят, хотели бы с ними играть, хотели бы вместе проводить свободное время. Приэтом глухие дети слышащих родителей проявляли к сестрам и братьям положительныеотношения чаще (55% случаев), чем к отцу и матери (12 и 37% соответственно).Очевидно, такой результат объясняется возможностью более тесных социальныхконтактов глухих детей с братьями и сестрами на предметно-практическом уровне,чего не происходит в общении с родителями. У слышащих детей было заметно большеотрицательных проявлений по отношению к братьям и сестрам (40% случаевположительного выбора), чем к родителям (75 и 45%). Для глухих детей глухихродителей братья и сестры были почти в равной мере как привлекательны, так иотвергаемы (45%). Дети этой группы высказывали заметно меньше отрицательныхотношений к братьям и сестрам, чем к отцу, но значительно больше, чем к матери.Таким образом, учащиеся с сохранным слухом испытывают положительные отношенияко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухиедети глухих родителей проявляют несколько меньше положительных эмоций к своимродственникам, чем слышащие дети, но, также как и они, относятся в целом одинаковоположительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируютзаметно чаще положительные отношения к братьям и сестрам, чем к родителям. Онинеравномерны в проявлении отрицательных отношений к членам семьи: к матери — ихочень мало, гораздо больше — к братьям и сестрам и особенно много — к отцу.
По полученным результатам также можно было судитьо некоторых особенностях личности глухих и слышащих школьников.
Слышащие школьники имели достаточно высокийпоказатель любознательности (в среднем 75%). В беседе с экспериментатором детиподтверждали свой интерес к получению новых знаний, новой любопытнойинформации. Глухие дети из семей глухих имели более низкий показатель (всреднем 65%). Глухие дети из семей слышащих имели самый низкий показательлюбознательности среди испытуемых групп. Он был равен в среднем 45%.
Другой показатель, полученный в ходеисследования, касался общительности детей в группе сверстников. Все учащиеся судовольствием рассказывали о своих друзьях, о желании играть с ними, разговаривать,вместе отдыхать и выполнять общую работу. Средний показатель уровняобщительности в группе слышащих детей составил 70%. В группе глухих детей изсемей глухих он равнялся 62%, в группе глухих детей из семей слышащих — 60%.
Еще одна особенность личности детей — желаниебыть лидером, доминировать в группе сверстников. Самый высокий показатель вэтой графе имели глухие дети из семей глухих — 45%. Ниже был показатель услышащих учащихся — 30%. Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя этобольшой ответственностью и нежеланием находиться в центре внимания. Самыйнизкий показатель был получен в группе глухих детей из семей слышащих — онсоставил 5%. Свой выбор они объясняли стеснительностью, неумением хорошоговорить и т. д.
Нужно отметить, что все дети положительноотносились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения,но по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позициюзаняли глухие дети из семей глухих, слышащие дети выбрали средний вариант, имеяжелание как слушать кого-то, так и быть услышанными. Глухие дети из семейслышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров.
Уровень конфликтности у слышащих учащихсясоставил в среднем 17%. Они редко выбирали позицию среди дерущихся или ссорящихсядетей. Глухие дети из семей глухих имели показатель конфликтности 22,5%.Практически такой же показатель был получен в группе глухих из семей слышащих — 25%. Но, как уже отмечалось выше, этот показатель у глухих детей из семейглухих сочетался со стремлением к лидерству, а у глухих детей из семей слышащих- со стремлением занять позицию подчиненных.
По стремлению к уединению, обособленности самыйвысокий показатель был получен в группе глухих детей из семей слышащих (40%).Слышащие дети и глухие дети из семей глухих имели показатель от 0 до 20%. Онивсегда выбирали себе положение внутри группы сверстников или вблизи нее.
Таким образом, при исследовании отношений глухихшкольников к членам их семей было обнаружено, что большая их часть положительноотносятся к своим ближайшим родственникам, ценят эти отношения. Наибольшуютревогу вызывает отношение глухих детей к отцам. Искажение позиции отца,которое выражается в преобладании негативного к нему отношения, неблагоприятносказывается на развитии личности глухих детей. Эти и другие нарушениявнутрисемейных отношений являются средствами психологической защиты отфрустрирующей ситуации, в которой оказалась семья. Очень часто причинами такихнарушений оказываются недостаточная педагогическая компетентность родителей,дефицит специальных знаний. Поэтому им необходимо оказать помощь в воспитаниидетей, опираясь при этом как на общие закономерности человеческого общения,порождающие особенности взаимоотношений в конкретной семье, так и назакономерности психического развития глухого ребенка.
Проблеме исследования отношения родителей кглухим детям и коррекции внутрисемейных отношений посвящен следующий этапнашего исследования.
Библиографический список
слабослышащий ребенок воспитание социализация
1.Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 2008.
2.Корсунская Б.Д. О семейном воспитании глухого дошкольника // Дефектология.2010. № 2.
3.Петрова В.Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка // Психологияглухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой.М., 2009.
4.Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология.2010.№4.
5.Pay Ф.A., Pay Е.Ф. Воспитание глухогоребенка в семье. М., 2008.