Современная Гуманитарная Академия
________________________________________________________________
Отчет о практике
Предмет: Гражданское право
Тема: Учебный план: основные проблемытеории и практики
Студентка: Кириллова Е.А.
Оценка «Отлично»
Брянск-2011
Содержание
Введение
1. Учебный план и программы обучения
2. Принципы автоматизации составленияучебных планов вузов
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Основной задачей системывысшего образования является удовлетворение потребностей государства вспециалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметьразличное качество подготовки, которое будет зависеть от того, насколько полновыпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям [3].
Развивающиеся наука итехника предъявляют новые требования к содержанию высшего образования.Специалист каждого нового выпуска того или иного учебного заведения всегдадолжен иметь более высокий уровень подготовки, чем специалист предыдущего выпуска[2].
Качество подготовкиспециалиста во многом определяется программой его обучения, и, в частности,главным документом этой программы — учебным планом вуза. Подготовкаспециалистов, отвечающих современным запросам, влечет за собой непрерывноесовершенствование учебных планов программ обучения с тем, чтобы они всегданаходились в наивысшем соответствии с требованиями, предъявляемыми кспециалисту, поэтому учебный план должен быть достаточно гибким для быстройадаптации к меняющимся требованиям по отношения к специалисту [5].
В настоящее время процесссоставления учебных планов и программ обучения, основанный на опыте и интуицииработников высшей школы, нуждается в серьезном совершенствовании и научномобосновании принимаемых решений. Это особенно актуально в условиях всевозрастающих требований к подготовке специалистов, необходимости частогообновления учебных планов, необходимости повышения качества учебного процесса.Необходим поиск новых подходов, обеспечивающий целесообразную перестройкусистемы профессионального образования с учетом жизненных реалий.
1. Учебный план ипрограммы обучения
Реформа высшегообразования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов,обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований квыпускникам высших учебных заведений [7].
В соответствии со ст.7Закона Российской Федерации «Об образовании»[1]обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программыподготовки специалистов определяется федеральным компонентом государственногообразовательного стандарта (ГОС).[2] ГОС, таким образом,является практически единственным нормативным документом, устанавливающим общиедля всех вузов России цели и содержание высшего образования, в том числеобязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальныйобъем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников ит.п.
Содержание образования вконкретном образовательном учреждении определяется в соответствии со ст.32Закона «Об образовании» образовательными программами,разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным образовательнымучреждением самостоятельно.
Такие образовательныепрограммы, как это следует из ст.29 Закона «Об образовании», должныучитывать региональные особенности подготовки специалистов, определяемыерегиональным компонентом ГОС.
Разработка и утверждениерегиональных компонентов ГОС входит в компетенцию субъектов Федерации РФ,однако содержание таких компонентов и порядок их введения в настоящее время неустановлен.
Стратегической задачейгосударственной политики Российской Федерации в области образования,сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до2010 года, является обеспечение качества образования на основе сохранения егофундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности,общества и государства.[3]
Организацияучебного процесса предусматривает:
— определение содержанияи оптимального объема программного материала для обучения и воспитаниястудентов с учетом специфики специальностей;
— правильный подбор ирасстановку профессорско-преподавательского состава, повышение его научной ипедагогической квалификации;
— комплексное ицелеустремленное планирование учебной работы по дисциплинам кафедрперсонифицировано к каждому преподавателю и с учетом потребностей обучающихся;
— определение наиболеецелесообразной методики обучения и воспитания студентов с ежегодным обсуждениемэффективности ее применения;
— укрепление дисциплины ипорядка;
— совершенствованиесистемы управления учебным процессом с учетом современных достижений науки итехники, создание рациональной системы регламентированной информации.
Планированиеучебного процесса осуществляется на основе взаимосвязи теории с практикой,согласования объема учебной информации с бюджетом времени студентов,обеспечения последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин.
Все этодостигается в процессе разработки модели подготовки специалиста, составленияучебного плана и иных учебно-методических материалов.
Реализацияпринципа согласования объема учебной информации с бюджетом времени студентазавершается определением кафедрами времени на изучение каждой дисциплины поучебному плану и объему заданий на самостоятельную работу.
Реализацияпринципа последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин завершаетсяразработкой кафедрами программ учебных дисциплин и предложений в расписанииучебных занятий (консультаций, текущего и итогового контроля знаний).
Учебный план- это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объеми виды аттестации знаний.На основе государственных образовательных стандартов высшего профессиональногообразования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает ипринимает учебные планы по основным образовательным программам (Приложение 1). Онсоставляется заведующим выпускающей кафедры на соответствующие направления илиспециальности образования, визируется деканом факультета, первым проректоромакадемии по учебной работе, утверждается решением Ученого Совета ВУЗа. Этимподчеркивается определяющая роль учебного плана для процесса подготовкистудентов.
Задачаучебного плана — определить структуру знаний обучаемого, увязатьпоследовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента попериодам обучения.
Структураучебного плана предусматривает количество и продолжительность семестров.Законом Российской Федерации регламентируется минимально допустимое времяобучения в вузе, необходимое для получения государственных документов.
По каждойдисциплине учебного плана указывают: суммарное количество часов по видамзанятий (самостоятельная работа по усвоению материала, консультации), видконтроля знаний (зачет, экзамен), специальную индивидуальную работу (курсоваяработа).
Предельнодопустимыми числовыми параметрами учебного плана являются: число часов учебнойнагрузки студента в год по отдельной дисциплине, количество экзаменов, зачетови индивидуальных работ в семестр. В системе дистанционного образованияповышается доля самостоятельной работы студента на всех курсах.
Современныесредства доставки учебного материала, предварительная подготовка раздаваемогоучебно-методического материала позволяют существенно повысить интенсивностьусвоения знаний, приобретения необходимых навыков и умений. При заочной формеобучения по дистанционной технологии студенту должна быть обеспеченавозможность занятий с преподавателем в объеме не менее 50 часов в год.
Учебный план включает всебя:
1) перечень учебныхдисциплин, изучаемых по данной программе;
2) распределение посеместрам и последовательность их изучения;
3) трудоемкость ихизучения;
4) формы учебных занятий(лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
5) виды промежуточной иитоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).
На основе учебного планаи государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебнуюпрограмму и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычносодержит:
1) наименование учебнойдисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию отом, кем и когда подготовлена;
2) пояснительную записку,в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы,предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля иоценки знаний;
3) краткое описаниесодержания изучаемых тем;
4) список литературы, накоторую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.
Учебная программаявляется, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре исвидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаютсятребования государственного образовательного стандарта, а с другой стороны,рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.
Тематический планявляется документом, который описывает распределение тем учебной программы повидам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля иаттестации знаний и умений студентов.
Программаобучения является основным документом, определяющим содержание и методическоепостроение учебной дисциплины. Она разрабатывается кафедрами по каждойдисциплине учебного плана с учетом специализации, является единой для всех формобучения, обсуждается на кафедре и утверждается первым проректором по учебнойработе.
В программеобучения дается детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов,последовательность их изучения, а также методические и организационные указанияоб особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей изучения даннойдисциплины. Она должна соответствовать требованиям к подготовке кадров поконкретной специальности
Программаобучения является методическим документом, определяющим работу преподавателей истудентов по изучаемой дисциплине, пути совершенствования курса. Онасоставляется на основе программы дисциплины в целях более гибкого реагированияна изменения в науке и экономике, отражения передового опыта правовой работы,совершенствования форм, методов обучения и систематизации всей работыпреподавателя по изучению данной дисциплины.
При разработке учебных планови программ обучения возникает сложная проблема в отборе содержания, котороебудет изучаться на разных ступенях обучения.
Существует три способапостроения программ обучения: линейный, концентрический, спиралевидный.Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, чтоотдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывнуюпоследовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по однойлинии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержаниевыстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Достоинство линейногоспособа расположения содержания учебных программ заключается в егоэкономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Этотспособ обычно используется в преподавании в вузовских образовательныхпрограммах.
Недостатком линейногоспособа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся невсегда способны усвоить определенные сложные явления. Поэтому этот способнеприменим при разработке программ школьного и вузовского изучения на разныхступенях.
Концентрический способпостроения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот жематериал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образованияза счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей изависимостей.
Концентрическоерасположение материала в программах предусматривает не простое повторение, аболее глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программзамедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако поройоказывается неизбежным. В преподавании в настоящее время чаще всего преобладаетименно концентрический тип программ: и в средних и в высших учебных заведенияхучащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степеньюсложности. В результате имеет место дублирование учебного материала, изучаемогов школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.
При спиральном способепостроения программ расположение учебного материала сочетает последовательностьи цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то,что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то жевремя постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
В отличие отконцентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходнойпроблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагаетстоль длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построениипрограммы отдельные темы изучаются неоднократно.
Разработка программобучения спирального типа в настоящее время становится все более актуальной. Вэтих условиях необходимо координировать цели и задачи образования в разныхтипах учебных заведений, определять специфику преподавания для разных категорийучащихся и студентов.
2. Принципы автоматизациисоставления учебных планов вузов
Эффективное управлениепроцессом обучения возможно только при выполнении целой системы требований,предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качествувыпускаемых специалистов.
Для совершенствованияучебного процесса необходимы точно построенные модели, если не формализованные,то хотя бы в виде достаточно полного списка основных свойств, качеств и способностейспециалиста[1].
Парадокс обучениязаключается в том, что применять знания, полученные в институте, студентупридется через 4-6 лет. Но в настоящее время при стремительном развитии науки итехники знания также стремительно устаревают.
Поэтому одной из целейобучения является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания,на основе которых он смог бы обучаться далее самостоятельно в нужном ему направлении.Но прочные фундаментальные знания невозможно дать без анализа структуры учебногоматериала.
При этом, содержаниеподготовки специалиста должно строиться как комплексная целевая программа,ориентированная на конечные результаты, а не как простая сумма независимых другот друга дисциплин. Содержание каждой отдельной дисциплины должно рассматриватьсякак органическая часть целостного содержания всесторонней подготовкиспециалиста определенного профиля. Из этого вытекает необходимость строитьсодержание подготовки специалиста в целом как комплексную программу [8].
Эта программа должна реализовыватьсинтез учебного плана подготовки специалиста. Осуществление такого подходапозволяет обеспечить целостность содержания обучения и интеграцию егосоставляющих на всех уровнях формирования, во всех формах его представления.Содержание, построенное на логике обучения, становится методологическим иметодическим средством достижения промежуточных и конечных целей подготовкиспециалиста.
С целью совершенствованияпланирования педагогического труда преподавателей и расчета учебной нагрузкипредлагается использовать унифицированные нормы времени учебной работы [9],базирующиеся на дифференциальной зависимости объема часов контроля знанийстудентов от общего объема числа часов по дисциплине, что позволяет методическиправильно планировать контроль знаний студентов по изучаемым дисциплинам идемократично распределить учебную работу между кафедрами.
Для стимулированиявысокопрофессиональных преподавателей вести в большем объеме наиболеенапряженные и ответственные виды учебной работы, а также с целью учета индивидуальныхособенностей каждого преподавателя, оптимального использования егопедагогического и научного опыта и знаний, а также соблюдения академическойсвободы преподавателя в выборе вида и форм учебной деятельности предлагаетсяприменять методику расчета учебной нагрузки преподавателя, учитывающую реальнуютрудоемкость различных видов учебной работы.
Следующая операцияпланирования учебного процесса — формирование сеток часов кафедр, онисоставляются в автоматизированном режиме с использованием документа «Приложениек учебному плану», содержащим всю необходимую для этой процедуры информацию.
Завершающим этапомпланирования учебного процесса в вузе является составление расписания учебныхзанятий, оно формируется на основе сеток часов по курсам и специальностям, сиспользованием данных об аудиторном фонде кафедр и вуза, штатном составепрофессорско-преподавательского состава, условных обозначениях специальностей иперечня требований к расписанию. Так как эффективность и качество учебногопроцесса во многом определяются качеством расписания учебных занятий, торасписание учебных занятий формируется с учетом предъявляемых требований и сиспользованием компьютерных технологий.
Как известно,дисциплинарное построение учебного плана таит в себе некоторую опасность.Формирование у студентов независимых друг от друга предметных знаний затрудняетвозможность пользоваться ими в дальнейшей познавательной и профессиональнойдеятельности, которая требует от специалистов умения комплексного,интегрального применения знаний, полученных при изучении дисциплин в процессеобучения в вузе.
В то же время,дисциплинарная структура содержания подготовки специалистов обладает и большимидостоинствами. Она лучше, чем какая либо другая, позволяет формировать устудентов систему научных и профессиональных знаний и умений, полноепредставление о различных сторонах действительности.
Задача составленияучебного плана формулируется следующим образом. Первоначально имеется объемдисциплин, превышающий временной объем учебного плана при допустимойинтенсивности изучения. Составить учебный план – это значит выбрать из всегообъема дисциплин наиболее важные для данной специальности и расположить их посеместрам оптимальным образом. При этом затраты времени на изучение всехдисциплин не должны превышать ресурса времени студента.
Все разделы исходныхдисциплин информационно связаны между собой, т. е. последующие разделы(потомки) используют информацию из ранее изученных (предков). На множестве всехразделов имеем граф содержательных связей, причем каждой дуге графа можнопоставить в соответствие коэффициент, показывающий тесноту связи междуразделами. Каждый раздел можно охарактеризовать двумя коэффициентами:значимость для профессиональной подготовки и значимость для изученияинформационно связанных с ним потомков.
Все вышеуказанныекоэффициенты определяются при помощи метода экспертных оценок. Для составленияучебного плана используется критерий, одновременно максимизирующий суммарнуюобобщенную значимость разделов и минимизирующий временную величину разрывовмежду разделами с учетом каникул и тесноты связи. При этом, если присоставлении плана допускается нарушение некоторых ограничений, то эти нарушениядолжны быть включены в критерий. Составление учебного плана осуществляется насовременных ПЭВМ методом динамического программирования.
Формирование расписанияосуществляют в два этапа: на первом этапе в автоматизированном режимеформируется обезличенное расписание учебных занятий с использованием генетическогоалгоритма, программа «АВРО-БУС: Автоматическое составлениерасписания» предназначена для автоматизации составления расписания учебныхзанятий в высших учебных заведениях (Приложение 2); на втором этапе, с цельюоптимизации организации труда преподавателей и использования уникальногоиндивидуального педагогического и методического опыта преподавателей, вобезличенном расписании расставляют наименования дисциплин и виды занятий сучетом пожеланий преподавателей. Для формирования расписания разработаны алгоритмыи программное обеспечение, позволяющие составлять расписание учебных занятий ввузе на семестр по стандартной неделе или разделением на четные и нечетныенедели с заданным критерием оптимальности качества расписания учебных занятий.
Процесс оптимальногопланирования учебного процесса включает обязательные процедуры анализа, систематизации,унификации, оптимизации информационных потоков, форм учебно-методических документови процессов по их обработке с завершающей процедурой — автоматизацией основныхопераций с использованием комплексной информационной системы управления учебнымзаведением — КИС УЗ (Приложение 3).
Такой подход впланировании позволил снизить номенклатуру документов, циркулирующих в учебномпроцессе, устранить дублирование информации, повысить информационную емкостьдокументов, освободить от рутинной технической работы персонал кафедр, деканатови учебной части, занятых в планировании учебного процесса, уменьшить числоусловных операций в технологии планирования, повысить качество планированияучебного процесса при одновременном снижении трудоемкости процессапланирования.
Все процедуры подсистемыпланирования учебного процесса в вузе реализуются обычно в средепрограммирования Delphi 5 и поддерживают работу с распределенными базами данныхс помощью сетевых технологий.
В процессефункционирования подсистемы планирования учебного процесса в автоматизированномрежиме формируются следующие выходные документы:
— учебный план поспециальности;
— приложение к учебномуплану с полным расчетом годовой учебной работы по дисциплинам учебного плана,суммарной величиной учебной работы по специальности и величины учебной работы,приходящейся на одного студента;
— сводный график учебногопроцесса по факультетам и в целом по вузу;
— сетка часов кафедры посеместрам с указанием видов и объема учебной работы по закрепленнымдисциплинам;
— документы длясоставления расписания учебных занятий: сетки часов по специальностям,
— сводные данные опотребности в аудиториях различного назначения;
— заготовка приложения кдиплому о высшем образовании;
— расписание учебныхзанятий и экзаменов.
Все это позволяет снизитьзатраты при планировании учебного процесса, упростить технологию планирования,повысить управляемость учебного процесса и соответственно повысить качествопланирования учебного процесса в вузе.
Для оценки эффективностипроводимого комплекса мероприятий по улучшению планирования учебного процесса ввузе определяется мультипликативный критерий оптимального планирования учебногопроцесса.
Коп = Ктр х Кэс·х Кур
где Ктр — критерийстепени выполнения заданных образовательно-профессиональной программойтребований;
Кэс — критерийзагруженности студентов учебным временем;
Кур — критерийоптимального качества семестрового расписания учебных занятий.
Заключение
ВхождениеРоссии в мировое образовательное пространство, подготовка конкурентно способныхкадров в любой области человеческой деятельности ставит педагогов переднеобходимостью по-новому взглянуть на проблемы высшего профессиональногообразования. Основной задачей системы высшего профессионального образованияявляется удовлетворение потребностей общества в специалистах нужного профиля.При этом очевидно, выпускаемые специалисты, по многим причинам, могут иметьразличное качество подготовки. Одним из многочисленных факторов, влияющих нато, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к немутребованиям, является разумное планирование учебного процесса [4].
Планированиеучебного процесса должно обеспечить полное и точное выполнение планов ипрограмм, правильную методическую последовательность изучения материалов посоответствующему курсу, наиболее целесообразное и рациональное использованиеучебно-методической базы. Улучшение планирования учебного процесса решаетсяпосредством введения автоматизациисоставления учебных планов вузов.
Начиная ссередины 70-х годов у нас в стране выполнено большое количество работ,направленных на автоматизацию планирования учебного процесса. Однако насегодняшний день ни одна из работ не закончилась значимым практическимрезультатом. Основная причина такого положения заключается в том, что до сихпор не сформулирована концепция автоматизации управления учебным процессом.
Автоматизациялюбой системы только тогда целесообразна и даст практический результат, когдабудут автоматизированы наиболее сложные и трудоемкие процессы (функции) этойсистемы.
В управленииучебным процессом такой функцией является планирование обучения – составлениеучебных планов, программ обучения. В которой, в свою очередь, наиболее сложнымявляется определение содержания обучения (образования).
Приопределении концепции следует учитывать также и требования разработки сложныхсистем, а такой несомненно является система управления учебным процессом.Разработка сложной системы должна осуществляться по методу«сверху-вниз».
Таким образом,концепцию автоматизации управления учебным процессом можно сформулироватьследующим образом: «В первую очередь необходимо автоматизировать процессопределения содержания обучения и только после этого выполнять автоматизациюдругих функций управления учебным процессом».
Список использованныхисточников
Нормативные правовые акты
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1[Текст]: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного СоветаРФ, 1992, № 30, ст.1797. СЗ РФ, 2000,№30, ст.3120.
Закон РФ «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании от 22.08.1996 г. [Текст]: СЗ РФ, 2001, № 16,ст.1595.
Концепция модернизации российскогообразования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] / АдминистрацияПрезидента РФ. – Москва, 2010. — Режим доступа: www.president.kremlin.ru
Научнаялитература
Ерунов, В.П. Некоторые вопросыформирования автоматизированной системы управления учебным процессом [Текст]: докладмежвузовской научно-методической конференции г. Оренбург/ В.П. Ерунов. – Оренбург:ИНК ОГУ, 1997. – 111 с. ISBN3-89123-987-2.
Ерунов, В.П. К вопросу автоматизациии оптимизации планирования учебного процесса в вузе [Текст]: Социокультурнаядинамика региона. Наука. Культура. Образование. Материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции. Часть 2 / В.П. Ерунов, И.И. Морковин. –Оренбург: ИНК ОГУ, 2000. — 39 – 42 с. ISBN 4-79223-982-0.
Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курслекций / Б.Т. Лихачев — М.: Педагогика, 1993. — 516 с.
Лернер, И.Я. Избранные педагогическиесочинения [Текст] / И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.ISBN 5-7155-0325-6.
Образцов, П.И. Дидактика высшейвоенной школы [Текст]: учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. — Орел:Академия Специальной связи России, 2004. — 317 с. ISBN 5-988555-02-21.
Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]:учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /П.И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
Посталюк, Н.Ю. Проектированиеинновационных образовательных систем: региональный аспект. [Электронныйресурс]. – Режим доступа:
psychology.narod.ru /121.html.
Прудинский, А. М. Закон РоссийскойФедерации «Об образовании» [Текст]: научно-практический комментарий/А. М. Прудинский. //Правоведение. -1996. — № 3 (214). — C. 184 — 194
Образование: исследовано в мире[Электронный ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал сбиблиотекой-депозитарием / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБим К.Д. Ушинского. –М.: OIM.RU, 2010. – Режим доступа: World Wide Web. URL http // www.oim.ru. –10.02.2010.
10. Уман, А.И. Педагогика [Текст]: методическоепособие для студентов университета очного и заочного отделений / А.И. Уман. —Орел: ОГУ, 2001. — 78 с. – ISBN5-93332-72-0.
Приложение 1
Построение учебного планаУчебный план
1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;
2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;
3) трудоемкость их изучения;
4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
/>5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа). способы построения Линейный Концентрический Спиралевидный Учебная программа Содержание
1) наименование учебной дисциплины;
2)пояснительная записка;
3)краткое описание содержания изучаемых тем;
4)список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.
/>Тематический план распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.
/>/>/>/>
Приложение 2
АВРО-БУС: Автоматическоесоставление расписания. В программе предоставленывозможности:
1. Настройкапрограммы пользователем под свои условия. Пользователь может указать:
o на какоемаксимальное время будут устанавливаться лекционные и базовые потоки;
o с какого временибудут начинаться занятия студентов ВЗО;
o границы запасавместимости аудиторий при составлении расписания;
2. Ведение«Расписания звонков». Программа содержит расписание занятий (времяначала и окончания) на каждый день недели.
3. Ведение спискавидов занятий (лекции, семинарские занятия, зачеты) и их коэффициентовтрудоемкости (коэффициенты, которые будут учитываться при расчете нагрузкипреподавателей).
4. Ведение учета поорганизационной структуре ВУЗа.
o Ведение спискафакультетов.
o Ведение спискагрупп студентов по каждому факультету.
o Ведение спискакафедр по каждому факультету.
o Ведется списокдисциплин, которые могут преподавать на кафедре.
5. Ведение кадровогоучета по преподавателям: ученая степень/звание, «зарезервированныечасы», когда преподаватель не может вести занятия, на каких кафедрахработает, и ставка по которой он работает на каждой кафедре. Ведение учета поучебно-методической нагрузке. С последующим составлением отчетности.
6. Ведение учета поаудиторному фонду.
o Вместимостьаудитории;
o Кафедра, закоторой закреплена эта аудитория;
o Список дисциплин,которые могут преподаваться в этой аудитории.
7. Составлениеучебного плана. Программа позволяет в полуавтоматическом режиме вводить вучебные планы. В каждом семестре на каждый курс факультета составляетсяотдельный учебный план и только один. Программа контролирует уникальностьучебных планов, а также рабочих планов кафедр. Максимально автоматизированозаполнение табличной части документа.
8. Автоматическоесоставление рабочих планов кафедр на основании учебных планов для передачи ихна кафедры факультетов.
9. Автоматическоесоставление потоков с указанием его характеристик (дисциплина, вид занятий,количество часов на четной и нечетной неделях, базовый / не базовый,численность, группы потока, практика по предмету и др). При желании, большиепотоки (по времени или численности) можно разбить на более маленькие.
10. Поэтапноесоставление расписания по ВУЗу по следующим принципам:
o соблюдениетребований зарезервированного времени у преподавателей, когда он не может вестизанятия;
o учет ситуаций,когда какой-нибудь преподаватель просит поставить ему определенный поток наопределенное время;
o базовые потокираспределяются в первую очередь;
o лекционныезанятия ставятся на первые три пары (данное время устанавливаетсяпользователем);
o при назначенииаудитории группе приоритет отдается аудиториям, закрепленным за кафедрой, накоторой ведется рассматриваемая дисциплина;
o Поэтапноесоставление расписания позволяет составлять расписание с внесениемкорректировок на любом этапе его составления.
11. Проверкакорректности распределения потоков и «ручное» редактированиерасписания после составления.
12. Получениеотчетности. В программе можно получить следующие отчеты:
o Расписаниязанятий студентов, занятости преподавателей и аудиторий;
o Расчет нагрузкипреподавателей;
o Распределениеучебной нагрузки по кафедрам, факультетам и в целом по ВУЗу;
o Информация офакультете: какие специальности выпускает, какие группы студентов обучаются,какие кафедры принадлежат факультету;
o Информация покафедре: какие дисциплины преподаются, какие преподаватели работают на кафедре,какие аудитории закреплены за кафедрой.
Приложение 3
Комплекснаяинформационная система управления учебным заведением
Общее описание
Основой системы КИС УЗявляется организация обучения в учебном заведении: по семестрам, по сессиям, поиндивидуальным планам, с использованием кредитно-модульной системы. Поэтомупервичной является подсистема Учебные планы.
Подсистема Учебные планыпозволяет не только создавать учебные планы (учебный отдел) с частичнойпроверкой, но и помогает в работе кафедр при формировании нагрузкипреподавателя на следующий учебный год, а также в работе деканатов присоставлении расписания.
Система поддерживаетработу с учебными планами 4-х видов: семестровых, сессионных, индивидуальных, сиспользованием кредитно-модульной системы.
Построение учебных плановможно осуществлять при помощи структурно-логической схемы прохожденияпредметов, которая представляет собой наглядное дерево.
Учебные планы учитываютработу со специальными блоками: специализации, дисциплины по выбору, контролипо выбору. Отрабатывает приказ на изменение учебных планов и аттестационныхпланов студентов.