МИНИСТТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсоваяработа
Подисциплине:
«Педагогическаяпсихология»
Натему: «Эстетическое воспитание детей»
Работу выполнил студент:
__________________________
__________________________
__________________________
Научный руководитель:
преподаватель _____________
___________________________
Симферополь
2008
Содержание
Введение
Глава 1.Роль эстетического в воспитании. Психологические и биологические особенностивосприятия прекрасного
1.1 Психологиявосприятия прекрасного
1.2Воспитание эстетических чувств и их проявлений в детском возрасте
1.3Сказка, как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в детскомвозрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций
Глава 2.Эстетическое воспитание и его отражение в реальном учебно-воспитательномпроцессе
2.1.Краткая характеристика объекта исследования
2.2Исследование приемов эстетического воспитания на школьных уроках и мероприятиях
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение
Введение
Впсихологической науке и в теоретической педагогике ведутся относительноприроды, смысла, цели и методов эстетического воспитания. С самых давних времен и до настоящихдней по этому вопросу высказываются крайние и противоположные точки зрения,которые с каждым десятилетием якобы находят себе все новые и новыеподтверждения в целом ряде психологических исследований.
Многие авторы склонны были отрицать почти всякое воспитательноезначение за эстетическими переживаниями, и то направление педагогики, которое соглашаетсяс этими авторами и исходит из одного общего корня с ними, продолжает отстаиватьту же мысль, признавая узкое и ограниченное значение за эстетическимвоспитанием. Психологи другого направления склонны чрезмерно преувеличиватьзначение эстетических переживаний и видеть в них чуть ли не радикальноепедагогическое средство, разрешающее решительно все трудные и сложные проблемывоспитания.
Между этимикрайними точками располагается ряд умеренных взглядов на роль эстетики вдетской жизни, согласно которым значение эстетики сводится к забаве иудовольствию.
Эстетика наслужбе у педагогики безусловно должна служить путем и средством для воспитанияпознания, чувствования и морали.
Объектомисследования в работе служит – конкретный педагогический процесс в рамкахначальной общеобразовательной школы, а конкретно небольшого ученическогоколлектива.
Цельработы ─ увидеть и проанализировать реалии эстетического воспитания вусловиях реального учебного процесса и заведения.
Длядостижения поставленной в работе цели предполагается решить такие задачи:
─охарактеризовать основные характерные особенности эстетических переживанийчеловека, психологизм переживаний и формирование мировоззрения человека подвлиянием прекрасного, используя труды известных педагогов и гениев культуры ;
─провести собственное исследование приемов и методов эстетического воспитания вреальном учебно- воспитательном процессе;
─ обобщитьполученные результаты, сделать выводы теоретико- практических изысканий вработе.
Глава 1. Роль эстетического в воспитании. Психологическиеи биологические особенности восприятия прекрасного
1.1 Психологиявосприятия прекрасного
Обычнополагают, что художественное произведение обладает хорошим или плохим, нообязательно моральным эффектом. При оценке художественных впечатлений, особеннов юношеском и детском возрасте, необходимо учитывать, прежде всего, моральныйимпульс, исходящий от каждой вещи.
Единственносерьезное, что может ребенок вынести из общения с искусством,— думают при этом— более или менее живую иллюстрацию того или другого морального правила. Всеостальное объявляется недоступным пониманию ребенка, и за пределами моралидетская литература ограничивается обычно поэзией чепухи и пустяка, какединственной будто бы доступной детскому пониманию. Отсюда возникает и глупаясентиментальность, присущая детской литературе в качестве отличительной черты.Взрослый старается подделаться под детскую психологию и, полагая, что серьезноечувство недоступно ребенку, неумело и неискусно подсахаривает ситуации игероев, чувство подменивает чувствительностью и эмоцию — сантиментам.
В результате детская литература обычно представляет яркий образецбезвкусицы, грубого художественного стиля и самого безотрадного непониманиядетской психики.
Третьезаблуждение, которым грешит традиционная педагогика в тех случаях, когда онасводит эстетику к чувству приятного, к наслаждению художественным произведениеми видит в нем самоцель, иными словами, сводит все значение эстетическихпереживаний к тому непосредственному чувству удовольствия и радости, котороеони возбуждают в ребенке.
Особенность детского возраста в том и состоит, чтонепосредственная сила реального конкретного переживания для ребенка гораздозначительнее, чем сила воображаемой эмоции.
Пассивность и активность в эстетическом переживании вызывает такжебольшую полемику в рядах педагогов и психологов.
«Долгое времядержался взгляд, что эстетическое восприятие представляет собой совершеннопассивное переживание, отдание себя впечатлению, прекращение всякой деятельностиорганизма. Психологи указывали на то, что не заинтересованность, бескорыстноелюбование, полное подавление воли и отсутствие всякого личного отношения кэстетическому объекту составляют необходимое условие для возможностиосуществления эстетической реакции»/ 5, с. 275/.
Несомненно,что известная пассивность и незаинтересованность являются непременнойпсихологической предпосылкой эстетического акта. Как только зритель иличитатель выступает в роли активного участника воспринимаемого им произведения,так сейчас же он выходит из сферы эстетики окончательно и безвозвратно.
Однако эта пассивность составляет только обратную сторону другой,неизмеримо более серьезной активности, при помощи которой и осуществляетсяэстетический акт. Что это действительно так, можно судить по хотя бы темфактам, что художественное произведение доступно восприятию далеко не всякого ивосприятие художественного произведения представляет собой трудную иутомительную психическую работу. Очевидно, художественное произведение воспринимаетсяне при голой пассивности организма и не одними ушами или глазами, нопосредством сложнейшей внутренней деятельности, в которой смотрение и слушаниеявляются только первым моментом, толчком, основным импульсом.
Если бы назначение картины заключалось лишь в том, чтобы ласкатьнаш глаз, а музыки — доставить приятные переживания нашему уху, то восприятиеэтих искусств не представляло бы никакой трудности, и все, кроме слепых иглухих, были бы одинаково призваны к восприятию этих искусств. Между тем моментычувственного восприятия раздражений — только необходимые первичные толчки дляпробуждения более сложной деятельности и сами по себе лишены всякогоэстетического смысла. «Развлекать наши чувства,— говорит Хрнстиансен,— несоставляет конечную цель художественного замысла. Главное в музыке — этонеслышное, в пластическом искусстве — невидимое и неосязаемое».
Это невидимое и неосязаемое следует понимать просто, как отнесениеглавного ударения в эстетическом процессе на ответные моменты реакции начувственные впечатления, идущие извне. В этом смысле мы можем вполне говорить отом, что эстетическое переживание строится по совершенно точной моделиобыкновенной реакции, которая необходимо предполагает наличие трех моментов —раздражения, переработки и ответа. Момент чувственного восприятия формы, таработа, которую выполняют глаз и ухо, составляет только первый и начальныймомент эстетического переживания. Остается рассмотреть еще два. Художественноепроизведение представляет собой особым образом организованную систему внешнихвпечатлений или чувственных воздействий па организм. Однако эти чувственныевоздействия организованы и построены таким образом, что возбуждают в организмеиного рода реакции, чем обычно, и эта особая деятельность, связанная сэстетическими раздражителями, и составляет природу эстетического переживания.
Психологический анализ не сказал еще последнего слова о еесоставе, но уже и сейчас мы убеждены, что здесь идет сложнейшая конструктивнаядеятельность, осуществляемая слушателем или зрителем и заключающаяся в том, чтоиз предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создаетэстетический объект, к которому уже и относятся все его последующие реакции. Всамом деле, разве картина не представляет собою просто четырехугольного кускахолста с наложенным на него известным количеством краски. Когда же этот холст иэти краски зритель перетолковывает как изображение человека, или предмета, или, что это — сложная работа превращения раскрашенного холста в картинупринадлежит всецело психике воспринимающего. Необходимо так соотнести линии,замкнуть их в такие контуры, так связать между собой, так перспективноистолковать и перенести в пространство, чтобы они напоминали фигуру человекаили пейзаж. Далее необходима сложная работа припоминания, ассоциаций мышления,для того чтобы понять, какой человек или какой пейзаж изображены на картине, вкаком отношении находятся ее различные части. Вся эта необходимая работа можетбыть названа «вторично творческим синтезом», потому что она требует отвоспринимающего собрания воедино и синтезирования разрозненных элементовхудожественного целого. Если мелодия говорит что-либо нашей душе, то потому,что мы сами умеем складывать текущие извне звуки. Психологи давно говорят, чтовсе те содержание и чувства, которые мы связываем с объектом искусства,заключены не в нем, но привносятся нами, мы как бы чувствуем их в образыискусства, и самый процесс восприятия психологи называли вчувствованием. Этасложная деятельность вчувствования, в сущности говоря, сводится к возобновлениюряда внутренних реакций, связанной их координации и к известной творческойпереработке объекта. Эта деятельность и составляет основную эстетическуюактивность, по природе своей являющуюся активностью организма, реагирующего навнешнее раздражение.
«Первоначально искусство возникало на потребу жизни, ритм являетсяпервоначальной формой организации труда и борьбы, украшения входят компонентомв половое ухаживание, и искусство носит явно утилитарный и служебный характер.Однако истинный биологический смысл искусства современной эпохи — новогоискусства — лежит, видимо, где-то дальше. Если дикарю воинская песнь заменяеткоманду и организацию боя, надгробное рыдание кажется ему прямым сношением сдухом умершего, то таких непосредственных житейских функций за современнымискусством нельзя никак признать, и его биологическое значение приходитсяискать где-то в другом месте»/5, с.281/.
Художественное переживание дает максимальный эффект приминимальной затрате энергии, и этот выигрыш энергии и составляет как бы основухудожественного удовольствия.
Изучение художественной формы показало, что в художественномпереживании дело не с облегченным, но с затрудненным воспроизведениемдействительности, и некоторые, наиболее крайние исследователи решаются говоритьоб «отстранении» предметов как об основном законе искусства. Во всяком случае,ясно, что стихотворная речь является речью затрудненной по сравнению спрозаической и ее необычайная расстановка слов, ее распадение на стих, ееритмичность не только не разгружают нашего внимания от какой-либо работы, но,напротив, требуют от него постоянного напряжения по отношению к такимэлементам, которые проявляются здесь впервые и в обычной речи отсутствуютвовсе.
Таким образом, восприятие стихотворной речи является не только необлегченным, но даже затрудненным, т. с. требующим дополнительной работы носравнению с речью обычной. Очевидно, биологическое значение эстетическойдеятельности вовсе не заключается в том паразитизме, который неизбежновозникал, если бы все эстетическое удовольствие покупалось за счет экономиидушевных сил, которая достигается благодаря чужой работе.
Разрешение вопроса о биологическом смысле эстетического актаследует искать, как это и делает современная психология, в разгадке психологиитворчества художника и в сближении восприятия с процессом творчества. Прежде,чем спрашивать, для чего мы читаем, следует спросить, для чего люди пишут.Вопрос о творчестве и о его психологических истоках опять являет необычайныетрудности, так что здесь мы переходим от одного препятствия к другому. Однакобольше не подлежит сомнению то общее положение, согласно которому творчествоявляется глубочайшей потребностью нашей психики в смысле сублимированиянекоторых низших видов энергии. Понимание творчества как сублимации, т. е. кактрансформации низших видов психической энергии, нерастраченных и не нашедшихсебе выхода в нормальной деятельности организма, в высшие виды, самое вероятноев современной психологии.
«Психологи, изучавшие зрительные раздражения, исходящие отживописи, приходят к выводу, что в системе переживания картины главная рольвыпадает на долю кинестетических, т. е. тоже двигательных, реакций и чтокартину мы читаем мускулами больше, чем глазами; ее эстетическое действиезаключается в кончиках пальцев столько же, сколько в глазу, так как она говоритнашему осязательному и двигательному воображению не меньше, чемзрительному»/4, с.157/.
По словам одного из психологов, в вопросах творчества перед намикак бы богатые и бедные люди, одни из которых растрачивают весь запас своейэнергии на поддержание ежедневной жизни, другие как бы откладывают и сберегают,расширяя круг потребностей, подлежащих удовлетворению. Так и здесь творчествовозникает с той минуты, как известная энергия, не пошедшая в дело, нерастраченная на непосредственное назначение, остается нереализованной и уходитза порог сознания, откуда возвращается превращенной в новые виды деятельности.
Возможности человека превосходят нашу деятельность, чтоосуществляется в жизни человека только ничтожная часть всех возбуждений,которые возникают в нервной системе, и остаток между возможностями иосуществлением, между потенциальным и реальным в нашей жизни и покрываетсявсецело творчеством. Таким образом, основной психологической предпосылкойделается тождество актов творчества и восприятия в искусстве. Быть Шекспиром ичитать Шекспира — явления, бесконечно разнящиеся по степени, но совершенноодинаковые по природе, как правильно объясняет Ю. Айхенвальд. Читатель долженбыть конгениален поэту, и, воспринимая художественное произведение, мы как бывоссоздаем его гений наново. Процессы восприятия, таким образом, мы вправеопределить как повторные и воспроизведенные процессы творчества. А если так,неизбежно следует вывод, что они являют тот же биологический вид сублимациинекоторых видов душевной энергии, что и процессы творчества. Именно в искусствереализуется для нас та часть нашей жизни, которая реально возникает в видевозбуждений нервной системы, но остается не осуществленной в деятельности,благодаря тому что наша нервная система воспринимает большее количествораздражений, чем то, на которое может отреагировать.
То, что остается не реализованным в нашей жизни, должно бытьсублимировано. Для неосуществленного в жизни существует только два выхода — илисублимация, или невроз. Таким образом, искусство представляет собой спсихологической точки зрения постоянный биологически необходимый механизмизживания не реализованных в жизни возбуждений и является совершенно неизбежнымспутником в том или другом виде всякого человеческого существования.
«Сублимация в художественном творчестве осуществляется вчрезвычайно бурных и грандиозных формах, в художественном восприятии — воблегченных, упрощенных и заранее подготовленных системой, идущих на насраздражителей. Отсюда делается понятным чрезвычайно важное самостоятельноезначение эстетического воспитания как создания постоянных навыков длясублимации подсознательного. Эстетически воспитать кого-либо означает создать уэтого лица постоянный и правильно действующий канал, отводящий и отвлекающий наполезные надобности внутренний напор подсознательного»/5, с.293/.
Моральное последействие искусства, несомненно, существует иобнаруживается ни в чем другом, как в некоторой внутренней проясненностидушевного мира, в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно, восвобождении некоторых» скованных и оттесненных сил, в частности сил моральногоповедения. Прекрасный пример этому мы находим в чеховском рассказе «Дома», гдеотец, прокурор, всю жизнь упражнявшийся во всевозможного рода пресечениях,предупреждениях и наказаниях, оказывается в чрезвычайно затруднительномположении, когда сталкивается с маленьким фактом преступления своего сына,семилетнего мальчика, который, как рассказывает гувернантка, стащил со столаотца табак и курил. Сколько отец ни старался объяснить сыну, почему не следуеткурить, почему не следует брать чужой табак, поучения его не достигали цели,потому что они наталкивались на непреодолимые препятствия в психике ребенка,который очень своеобразно и совершенно по- особенному воспринимает и.толкуетмир. Когда отец объясняет, что нельзя брать чужие вещи, мальчик отвечает, чтовот же на столе у отца стоит его желтенькая собачка и он ничуть против этого невозражает и, если еще что-то нужно из его вещей, то пусть отец, пожалуйста,возьмет и не стесняется. Когда отец пытается объяснить ему, что курить вредно,что дядя Григорий курил и поэтому умер,— этот пример оказывает как раз обратноедействие на ребенка, потому что образ дяди Григория связался для него с каким-топоэтическим чувством; он вспоминает, что дядя Григорий прекрасно играл наскрипке, и судьба этого дяди не только не способна отклонить его от того, чтоделал дядя, но скорее, наоборот, сообщает курению новый привлекательный смысл.
Так, ничего не добившись, отец прекращает беседу с сыном, и толькоперед самым сном, когда по привычке он начинает рассказывать сыну сказку,неумело соединяя первые попавшиеся в голову мысли с традиционными сказочнымишаблонами, его сказка неожиданно выливается в наивное и смешное повествование остаром царе, у которого был сын, сын курил, заболел чахоткой и умер в молодомвозрасте; пришли неприятели, разрушили дворец, убили старика — и «уж в садутеперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков»… Самому отцу показалась наивнойи смешной эта сказка; однако она вызвала неожиданный эффект в сыне, которыйзадумчиво и упавшим голосом сказал, для отца совершенно неожиданно, что онбольше не будет курить.
Само действие сказки возбудило и прояснило в психике ребенка новыесилы, дало ему возможность почувствовать и боязнь, и заинтересованность отца вего здоровье с такой новой силой, что моральное последействие ее,подталкиваемое предварительной настойчивостью отца, неожиданно сказалось в томэффекте, которого тщетно отец добивался раньше.
Однако необходимо помнить о двух существенных психологическихчертах, отличающих последействие. Первая — оно совершается в виде интимного,внутреннего процесса внимания самого ребенка и отнюдь не достигается путемлогического извлечения морали или поучения из басни или сказки. Напротив, чемсильнее та взволнованность и страстность, в атмосфере которой совершаетсядействие эстетического впечатления, чем, выше эмоциональный подъем, которым оносопровождается, тем больше сил привлечено на сторону морального последействия итем вернее оно совершается. Вторая — и при такой точке зрения моральноедействие эстетики может быть случайным и второстепенным и основывать на немвоспитание морального поведения, по меньшей мере, неразумно и непрочно. Отец врассказе очень верно задумывается над тем, насколько правильно то, что«лекарство должно быть сладкое, а истина красивая». Общество, которое черпаетсвеж убеждения из романов и стихов, исторические знания из опер и былин, моральиз басен, конечно, никогда не достигнет сколько-нибудь прочной и твердойступени в каждой из этих областей. Чехов совершенно справедливо называет этоблажью, которую напустил на себя человек со времен Адама, и в этом отношениивполне совпадает с той педагогикой, которая требует сурового и основанного направде морального воспитания ребенка.
Точно так же возможно и осуществимо познавательное последействиеискусства. Пережитое произведение искусства может действительно расширить нашвзгляд на какую-нибудь область явлений, заставить нас смотреть на нее новымиглазами, обобщать и объединять часто совершенно разрозненные факты. Дело в том,что, как всякое сильное переживание, эстетическое переживание создает оченьощутительную установку для последующих действий и, конечно, никогда не проходитбесследно для нашего поведения.
1.2 Воспитание эстетических чувств и их проявлений в детском возрасте
Перед воспитанием стоят задачи воспитания детского творчества,профессионального обучения детей тем или иным техническим навыкам искусства ивоспитания в них эстетического суждения, т. е, умения воспринимать и переживатьпроизведения искусства
Вопрос о детском творчестве решается в смысле необычайнойпедагогической ценности, хотя бы самостоятельная эстетическая его ценность былаблизка к нулю. «Детский рисунок есть всегда факт воспитательно отрадный, хотяподчас и эстетически безобразный. Он научает ребенка овладевать системой своихпереживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учитпсихику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолели поднялся выше над непосредственным переживанием»/5, с.294/.
И в этом смысле основным педагогическим требованием делаетсяставка на психологичность детского рисунка, т. е. на проверку и контроль техпереживаний, которые ведут к появлению рисунка, а не на объективную оценкуштрихов и линий. Поэтому выравнивание и исправление детского рисунка означаюттолько грубое вмешательство в психологический строй его переживания и грозитпослужить помехой для последнего. Изменяя и исправляя детские линии, мы, можетбыть, внесем строгий порядок в лежащий перед нами лист бумаги, но внесем смутув детскую психику и замутим ее. Поэтому полная свобода детского творчества,отказ от стремления приравнять его к сознанию взрослого, признание его самобытностии особенности составляют основные требования психологии.
Мальчик в чеховском рассказе, упомянутом выше, на вопрос отца,почему он солдата рисует выше дома, в то время как он прекрасно знает, чточеловек не может быть выше дома, решительно отвечает, что если нарисоватьсолдата маленьким, то у него не видно будет глаз. В стремлении подчеркнутьглавное, занимающее в данное время ребенка, и подчинить ему все остальныепропорций заключается основная особенность детского рисования; тенденция ксвободе и независимости ребенка от реального очертания предметов, в сущностиговоря, проистекает не из того, что он не умеет видеть предметы такими, как ониесть, но из того, что ребенок никогда не остается равнодушным к предмету.Всякий рисунок, если только он не сделан по указке взрослых, исходит извнутренней страстности ребенка, которую следует считать основным свойствомдетской психики, и поэтому всегда искажает неважные стороны предмета в пользунаиболее центральных и важных.
То же самое правило выдвигает в своей педагогикеТолстой, когда требует, чтобы детские сочинения не исправлялись взрослыми дажев орфографическом отношении, ибо исправление готового продукта творчествавсегда искажает внутренние мотивы, породившие его. В знаменитой статье «Кому укого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят»Толстой защищает парадоксальную на первый взгляд мысль, что «крестьянскийполуграмотный мальчик проявляет такую сознательную силу художника, какой навсей своей необъятной высоте развития не может достичь Гёте».
В сочинениях ребят Толстой находил больше поэтическойправды, чем в самых великих образцах литературы. И если в их сочинениях ивстречались какие-нибудь пошлые места, то это бывало всякий раз по вине самогоТолстого; там же, где дети были предоставлены себе, они не произносили ниодного фальшивого звука. И отсюда Толстой делал вывод, что идеал эстетического,как и нравственного, воспитания лежит не впереди, но позади — не в приближениидетской души к душе взрослого, но в сохранении ее первично данных природныхсвойств.
В этом смысле забота воспитания сводится почти исключительно ктому, чтобы не испортить душевных богатств ребенка, и заповедь «будьте, какдети» кажется высшим педагогическим идеалом и в отношении эстетики.
«Педагогическое правило относительно воспитания детскоготворчества должно исходить из чисто психологической его полезности и никогда неподходить к ребенку, сочиняющему стихи, как к будущему Пушкину или к рисующемуребенку как к будущему художнику. Ребенок пишет стихи или рисует вовсе непотому, что в нем прорезывается будущий творец, но потому, что это сейчас нужнодля ребенка, и еще потому, что известные творческие возможности заключены вкаждом из нас. Процессы отбора гениальности и таланта еще настолько смутны, не изученыи таинственны, что педагогика совершенно бессильна сказать, какие именно мерысодействуют сохранению и воспитанию будущих гениев.
Эстетическое чувство должно быть таким же предметом воспитания,как и все прочее, но только в особых формах»/5, с.295/.
С такой же точки зрения приходится подходить и к профессиональномуобучению технике того или другого искусства. Образовательное значение этойтехники чрезвычайно велико, как всякой трудовой и сложной деятельности. Вчастности, оно еще увеличивается как средство воспитания восприятияхудожественных произведений, потому что невозможно до конца войти вхудожественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка. Ипоэтому известное минимальное техническое ознакомление со строем всякогоискусства непременно должно входить в систему общего образования, и в данномотношении совершенно педагогично поступают те школы, в которых усвоение техникикаждого искусства становится непременным условием образования.
Однако профессиональное обучение искусству таит в себе гораздобольше педагогических опасностей, чем пользы. Удручающее впечатление напсихолога производят бесплодные, массовые опыты обучения музыке решительновсякого ребенка, которые сделались обязательным правилом для среднегозажиточного класса в Европе и в России за последние десятилетия. Если принятьво внимание, какое количество энергии бесплодно затрачивается на овладениесложнейшей техникой фортепианной игры, если сравнить это с теми ничтожнымирезультатами, которые в конце многолетней работы получаются, нельзя непризнать, что этот массовый, для целого социального класса, опыт окончилсяпозорнейшей неудачей. Не только музыкальное искусство не выиграло и неприобрело ничего ценного в этой работе, но даже простое музыкальное воспитаниепонимания, восприятия и переживания музыки никогда и нигде еще, по общемупризнанию, не стояло так низко, как в той среде, где обучение игре сделалосьнеобходимым.
Отсюда профессиональное обучение технике каждого искусства какпроблема общего образования и воспитания должно быть введено в известные рамки,сокращено до минимума и, главное, должно согласовываться с двумя другимилиниями эстетического воспитания: с собственным творчеством ребенка и скультурой его художественных восприятий. Только то обучение технике полезно,которое переступает за эту технику и научает творческим учениям: создавать иливоспринимать.
Смотреть и слушать, получать удовольствие — это казалось такойнехитрой психической работой, при которой совершенно нет надобности ни в какомспециальном обучении. Между тем это-то и составляет главную цель и задачуобщего воспитания.
Общий строй социального воспитания направлен к тому, чтобы вмаксимальной степени раздвинуть рамки личного и ограниченного опыта, наладитьконтакт между психикой ребенка и обширнейшими сферами уже накопленногосоциального опыта, как бы включить ребенка в возможно более широкую сеть жизни.Эти общие задачи всецело определяют и пути эстетического воспитания. Вискусстве человечеством накоплен такой громадный и исключительный опыт, чтовсякий опыт домашнего творчества и личных достижений кажется жалким и мизернымпо сравнению с ним. Поэтому, когда говорится об эстетическом воспитании всистеме общего образования, всегда надо иметь в виду это приобщение ребенка кэстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусствуи через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которуюпроделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве своюпсихику. Вот основная задача и цель эстетического воспитания.
Красота должна из редкой и праздничной вещи превратиться втребование повседневного быта. И творческое усилие должно пропитать собойкаждое движение, каждое слово, каждую улыбку ребенка. Потебня прекрасноговорил, что, подобно тому, как электричество не там только, где гроза, такточно и поэзия не там только, где есть великие создания искусства, но везде,где заучит человеческое слово. Вот эта поэзия «каждого мгновения» и составляетедва ли не важнейшую задачу эстетического воспитания.
Правилом должно служить не украшение жизни, но творческаяобработка действительности — вещей и своих собственных движений, котораяпроясняет и подымает повседневные переживания до уровня творческих.
1.3 Сказка, как одно из основных средств воспитания эстетических чувствв детском возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций
Сказка обычно считается исключительной принадлежностью детскоговозраста; при этом выдвигаются два психологических соображения в защиту такоговзгляда.
«Первое — ребенок не дорос еще до научного пониманиядействительности, а потому нуждается в известных суррогатах мирообъяснения.Поэтому он легко мирится со сказочным столкновением действительности и находитв нем то, что взрослый обретает в религии, науке и искусстве, т. е. первоеобъяснение и понимание мира, сведение всего нестройного хаоса впечатлений вединую и целостную систему. Сказка для ребенка — его философия, его наука, егоискусство.
Второе — в развитии ребенок, согласно биогенетическому принципу,повторяет в сокращенном и суженном виде главнейшие стадии и эпохи, которыепроделало человечество»/2, с.156/.
Поэтому считается необходимым на известной стадии развития изжитьэти первобытные воззрения и верования и внести в детский мир все тепредставления о чертях, ведьмах, волшебниках, злых и добрых духах, которыеявлялись когда-то спутниками человеческой культуры. Согласно второмусоображению, сказка принимается как необходимое зло, как психологическаяуступка возрасту, по выражению одного из психологов, как эстетическая соска.
Оба подхода глубоко неправильны в корне. Что касается первого, топедагогика давно отказалась от всевозможных суррогатов, потому что приносимыйими вред неизменно превышает возможную пользу. Дело в том, что польза всегдавременного характера — она существует до тех пор, пока ребенок не подрастет ине перестанет нуждаться в суррогатном объяснении мира. Вред же остаетсянавсегда, потому что в психике, как и в мире, ничто не проходит бесследно,ничто не исчезает, все создает свои навыки, которые остаются затем на всюжизнь. «Выражаясь с научной строгостью,— говорит Джемс,— можно сказать: изтого, что мы делаем, ничто не может быть совершенно изглажено. Особенно верносказанное в применении к детскому возрасту, когда пластичность и гибкостьнервного вещества достигают превосходной степени и реакции после двух-трех разврезываются иногда на всю жизнь. Если в эту пору заставить детей регулировать инаправлять свое поведение под влиянием ложных и заведомо неверных представленийи взглядов, мы можем быть уверены, что эти взгляды создадут привычки действия вложных направлениях. И когда, по нашему мнению, наступит пора ребенкуосвободиться от этих представлений и взглядов, нам, может быть, удастсялогическим путем убедить его в неверности всех тех представлений, с которыми мык нему подходили; может быть, даже морально оправдаться перед ним в том обмане,которому он подвергался в течение ряда лет, но нам никогда не удастся стеретьвыработанные и глубоко засевшие в ребенке привычки, инстинкты и стимулы,которые в лучшем случае способны создать конфликт с новыми, насаждаемымитеперь.
«Основной точкой зрения должно остаться то, что психики безповедения не существует, и если мы вводим в психику ложное представление, несоответствующее правде и действительности, то тем самым воспитываем и ложноеповедение. Отсюда необходимо сделать вывод, что правда должна стать основойвоспитания с самого раннего возраста, потому что неправильное представлениеесть и неправильное действие. Если ребенок с детства приучается верить в «буку»,в нищего с торбой, в волшебника, в аиста, приносящего детей, то всем этим нетолько засоряется его психика, но что хуже — ложно определяется поведение.Совершенно ясно, что ребенок либо пугается, либо тянется к этому волшебномумиру, но никогда не остается пассивным по отношению к нему, В мечтах илижеланиях, под детским одеялом или в темной комнате, во сне или в испуге онвсегда реагирует на эти представления, реагирует чрезвычайно повышеннымобразом, и поскольку система таких реакций закрепляется на фантастической иложной основе, постольку у ребенка систематически воспитывается неправильное иложное поведение»/5, с.297/.
Окружая ребенка фантастикой, мы заставляем его жить как бы ввечном психозе. И если только на минуту представить, что взрослый человек вдругсерьезно поверил бы в то же самое, чему он учит ребенка,— какая необычайнаяподавленность и смятение наступили бы в его психике. Все это надо увеличить вомного раз, когда мы переносим мысль к ребенку, потому что его неокрепший,слабый ум оказывается еще беспомощнее перед этой темной стихией. Трагическоевпечатление производят психологические анализы детских страхов: они всегдасвидетельствуют и рассказывают о тех невыразимых ростках ужаса, которыенасаждают в детской душе своими рассказами взрослые.
Воспитательная польза, которую дает вводимый в домашний обиходстарец с торбой, исчерпывается ближайшей выгодой запугивания, при помощикоторого можно добиться отказа ребенка от мгновенной шалости или исполненияотдельного приказания. Вред, который проистекает отсюда, может сказаться вунизительных для человека формах поведения через много десятков лет.
Наконец, последнее, что говорит против традиционного взгляда насказку,— глубочайшее неуважение к действительности, перевес на сторонуневидимого, который систематически воспитывает такая сказка.
И наконец, в более общей форме надо сказать, что всякоеподлаживание педагога под детскую психику представляет с психологической точкизрения воспитательно вредное явление, потому что здесь никогда невозможно попастьточно в цель. Чтобы встретиться с мыслью воспитателя, ребенок тоже долженломать и коверкать свои реакции, приближаясь к тем, которые диктуютсяпедагогом. Проще всего понять это на примере детской речи, когда взрослые,разговаривая с ребенком, стараются подделаться под его говор, думая стать болеепонятными, —сюсюкают, шепелявят и произносят л вместо р. И когда он слышит отвзрослого исковерканную речь, то совершенно теряется и старается приблизитьсвою к этой исковерканной. Большинство наших детей говорят неестественной,исковерканной взрослыми речью, и ничего более фальшивого, чем эта ложная речь,невозможно вообразить.
Сюда же относится всегдашняя ложная манера говорить с детьми вуменьшительных и ласкательных выражениях и превращать лошадей в лошадок, собак— в собачек и дома — в домики. Взрослому представляется, что ребенку все должнопредставляться маленьким. А между тем совсем напротив — гораздо психологичнеепоступил бы тот, кто не преуменьшал бы предметы в детском представлении, нопреувеличил их естественные размеры. Когда ребенку про лошадь, которая кажетсяему громадной и огромной, говорят лошадка, в нем коверкают и истинное чувстворечи, и представление о лошади, не говоря уже о том ложном и слащавом отношениико всему, которое устанавливается такой системой речи. Язык есть тончайшееорудие мысли; коверкая язык, мы коверкаем мысль. Если бы хоть однавоспитательница подумала, какую эмоциональную бессмыслицу она произносит, когдаговорит ребенку: «Побьем собачку» или «Собачка тебя укусит», то, наверное,ужаснулась бы той умственной путанице, которую вызывает в мыслях ребенка. Иесли есть что-либо действительно отталкивающее и невыносимое в детскойлитературе и искусстве, то именно ложное подлаживание взрослого под психикуребенка.
Другой взгляд — относительно необходимости изживания детьмипервобытных верований и представлений в сказке — также не выдерживает серьезнойкритики и падает вместе с тем биогенетическим законом, на котором он основан.Никто еще не показал, что ребенок в развитии повторяет историю человечества.
Значит ли это, что сказка должна считаться окончательноскомпрометированной и осужденной на полное изгнание из детской комнаты вместе стем ложным и фантастическим представлением о мире, которое оказываетсяпсихически вредоносным. Не вполне. Несомненно, что значительная часть нашихсказок, как основанных на этой вредной фантастике и не заключающих в себеникаких других ценностей, должна быть оставлена и забыта возможно скорее. Носказанное не означает, что эстетическая ценность фантастического произведенияоказывается под запретом для ребенка.
Напротив того, основной закон искусства требует такого свободногокомбинирования элементов действительности, такой принципиальной независимостиот житейской правды, что в эстетике стирается всякая грань, отделяющаяфантастику от правды. В искусстве все фантастично или все реально, потому чтовсе условно, и реальность искусства означает только реальность тех эмоций,которые с ним связываются. На самом деле, дело вовсе не в том, может ли в действительностисуществовать подобное рассказываемому в сказке. Ребенку важнее знать, что этогов действительности никогда не было, что это только сказка, и чтобы он приучилсяреагировать на это как на сказку; и, следовательно, перестал возникать самсобой вопрос о том, возможно в действительности подобное.
Преимущественное значение сказки базируется на чрезвычайнопонятных особенностях детского возраста. Дело в том, что процесс взаимодействиямежду организмом и миром, к которому сводятся в конечном счете все поведение ипсихика, находится у ребенка в самой нежной и неоформленной стадии и поэтомуособенно остро ощущается потребность в каких-нибудь организующих эмоцию формах.Иначе огромные массы впечатлений, ложащиеся на ребенка, с которыми он не всостоянии справиться, подавили бы и привели в смятение его психику. В этомсмысле умной сказке принадлежит оздоровляющее и целебное значение вэмоциональной жизни ребенка.
«Эмоции, не реализованные в жизни, находят выход и выражение впроизвольном комбинировании элементов действительности, и прежде всего вискусстве. При этом надо вспомнить, что искусство не просто дает выход ивыражение той или другой эмоции, но всегда разрешает ее и освобождает психикуот ее темного влияния.
Это сближает психологическое действие сказки с игрой. Эстетическоезначение игры сказывается не только в ритмизации детских движений, в усвоениипримитивных мелодий в таких играх, как хороводы и т. п. Гораздо серьезнее то,что игра, являясь с биологической точки зрения подготовлением к жизни, с психологическойстороны раскрывается как одна из форм детского творчества. Приведенный вышезакон некоторые психологи называют законом двойного выражения чувств — и вотэтому «двойному выражению» и служит игра. Ребенок в игре всегда творческипреображает действительность. Люди и вещи у него легко принимают новый смысл.Стул для него не просто изображает поезд, лошадь, дом, но как таковой реальноучаствует в игре. И это преображение действительности в игре всегданаправляется эмоциональными запросами ребенка. «Мы не потому играем, что мымолоды, но нам дана молодость для того, чтобы мы могли играть» — эта формула К.Грооса вернее всего выражает биологическую природу игры. Ее психологическаяприрода всецело определяется тем двойным выражением эмоций, которое осуществляетсяв движениях и в организации игры. Художественная сказка, как и игра,—естественная эстетическая воспитательница ребенка»/2, с.156/.
Глава 2. Эстетическое воспитание и его отражение в реальномучебно-воспитательном процессе
2.1. Краткая характеристика объекта исследования
Работа над темой курсового проекта проводилась вначальном классе общеобразовательной школы №3. Для изучения в соответствии стемой проекта мне необходимо было узнать поближе группу ребят и их педагога-преподавателя. Классный руководитель – Ольга Николаевна с этой группой ребят с1-го класса. В этом году 3-А класс выпускается и переходит в среднююобщеобразовательную школу №3.
В классе 35 учащихся. Эти дети с первого класса изучают английскийязык и готовятся войти в состав лицейных классов школы № 3 со следующегоучебного года.
Коллектив со слов классного руководителя достаточно непростой.Родители многих ребят отдали их в этот класс, следуя соображениям престижа.Между тем в течении 1-го года обучения отсеялось около 1/3 принятых в первыйкласс. Окончательно сформировался коллектив только к середине третьего годаобучения.
Очень много проблем возникало у преподавателя в работе с классомиз-за неуравновешенного характера многих учащихся. На сегодняшний деньуспеваемость класса на достаточном уровне – это 30 учащихся, высокий уровеньимеют 5 учеников. Этот результат – безусловное свидетельство педагогическогомастерства Ольги Николаевны. И хотя преподаватель, не имеет наград и почестейна официальном уровне, все родители шестилеток стремятся отдать своих детоктолько к ней в класс. Это обстоятельство послужило и моему выбору данногокласса и педагога. Я не ошибся в своих предположениях и с вниманием отнесся ковсем тем урокам и мероприятиям, беседам этого педагога. Все что я услышал иувидел, легло в основу данной главы, как иллюстративный материал к теме моегоисследования.
2.2 Исследование приемов эстетического воспитания на школьных уроках имероприятиях
Первый урок, который я посетил, поразил меня простотой изаконченностью, элементами творчества учителя. Это был обычный средний урокизобразительного искусства, который проводила Ольга Николаевна. Ниже я привожуконспект преподавателя при подготовке к этому занятию.
Тема урока:
Рисование с натуры репейника (или кактуса) со злым колючим«характером» и рисование с натуры нежного и хрупкого цветка.
Задача урока: Научиться пользоваться карандашом и ластиком,изучить различные по характеру линии, научиться передавать с помощью линийэмоциональное состояние и грамотно располагать изображение на листе (оно недолжно быть слишком маленьким или очень большим, не должно располагаться вуглах или на кромке листа).
Материалы:
Простой карандаш, цветные карандаши, мягкий и удобный для детскойруки ластик, плотная белая бумага.
Сказка:
В сказочной стране был волшебный сад. В нем росли разные растения.Хотя такие растения ты не раз видел у себя на подоконнике, или на даче, или влесу, но обычно ты не можешь услышать, как они разговаривают, и, конечно, тыдогадываешься, что у каждого из этих растений есть свой характер. В этой жеволшебной стране рос злюка-репейник. Он ни с кем не хотел дружить и поэтомувыставлял свои острые иголки, чтобы к нему никто не приближался и не заслонялсолнышка. Рядом с репейником рос нежный тюльпан. Он тоже любил солнце истремился к его теплым лучам. Но репейник загораживал тюльпан. И чтобы листьятюльпана могли хоть чуточку погреться на солнышке, он вытягивал свои листья истебель вверх. В результате его линии стали плавными, удлиненными. Чем большетюльпан стремился к солнышку, тем больше злился репейник и выставлял своиострые иголки, колючие листья. Гуляя по саду, Принц-Карандаш увидел бледныйтюльпан, позвал цветные карандаши, чтобы тюльпан стал ещё краше. Карандашнарисовал тюльпан очень плавными линиями, вдоль контура его раскрасили цветныекарандаши. А репейник решили вовсе нераскрашивать. Линии, которымиПринц-Карандаш рисовал репейник, были острыми, жесткими, резкими, а штрихикороткими, как бы повторяющими множество мелких иголочек на стебле репейника.
Содержание урока:
Найдите у себя дома или в саду два разных по характеру растения,подумайте, кал из них нежное и хрупкое, какое сильное крепкое, а какое — злое иколючее. Попробуйте с помощью линий передать их характер
Сначала определите местоположение на листе, помня при этом, чтоизображение не должно быть слишком большим или слишком маленьким. Тоненькимилиниями делите высоту и ширину цветка. Такими тонкими линиями прорисуйте восновном контур листьев и стебля бутона. Научите пользоваться ластиком, есливидите, что изображение не очень удачное. Теперь, когда тонкими линиямипрорисовано основное, ответьте на вопрос:
Какой характер у растений?
Контур растения, наиболее удачные линии контура можно прорисоватьболее плотными линиями.
Внимательно посмотрите на натуру. Как вы думаете, какой характер увашего растения? Какими линиями можно более точно передать поверхность листьев?Обратите внимание на то, что линия не на всём изображении имеет одинаковуютолщину. Где-то она более плотная, где-то — более тонкая. Чем отдаленнее от васлисточки или веточки, тем тоньше должна быть линия. Чем ближе детали растения,тем плотнее линия.
Теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте изображение. Штрихине должны выходить за контур, прорисованный простым карандашом. Цветные штрихидолжны повторять контур, подчёркивать форму предмета. Штриховка накладываетсяаккуратно. Попробуйте наносить штриховку на небольшом листочке, а уже потомприступайте к своему основному рисунку.
Мои выводы по уроку таковы:
План этого урока соответствует обычным правилам конструирования,но между тем само содержание урока, его эмоциональная окраска очень высокогоуровня. Педагог умело обращает внимание детей на основные характерныеособенности растений, учит отражать характер цветка на бумаге, формирует целостноехудожественное представление. Занятие сделано большой подготовительной работой: занятие предвосхищеносказкой, найден подходящий сюжет, принесены из дома разные цветы и растения, вдоступной и высокоэстетичной форме преподнесены представления о различныххарактеристических особенностях растений.
Развитие умения проектировать педагогический процесс имеютбольшое значение в современной школе. Основой этого умения являются такие психическиекачества, как живость воображения и логичность мышления, также общие навыкипланирования. Я был зрителем учебно-воспитательного мероприятия, которое ОльгаНиколаевна проводила со своими выпускниками, теперь уже учащимися 8-го классадля своих третьеклассников. Это был утренник «Проводы Зимы». Сценарий этогомероприятия приводится в Приложении 1 данного курсового проекта.
Безусловно, мне было очень интересно узнать о том, как происходитпроцесс задумки и реализации таких крупных мероприятий, каковы задачивоспитателя в плане развития и оформления эстетических вкусов детей. На этотсчет я также смог узнать, что самое главное должен использовать педагог.
Ольга Николаевна: «Вам предстоит составить план воспитательногомероприятия, которое служит целям пробуждения в маленьком человеке лучшихчувств. Постарайтесь построить его сначала в уме, мысленно задавая себевопросы в такой последовательности:
а) Какие цели буду преследовать?
б) Какие задачи при этом придется решить, что проделать?
в) Каков основной путь достижения поставленной цели?
г) Какими средствами и как буду действовать?
д) Какие отклонения от намечаемого могут возникнуть?
е) Каким должен быть ожидаемый результат?
Теперь мысленно повторите («проиграйте» на экране внутреннеговидения) планируемые действия без постановки вопросов. Убедившись вправильности и логической стройности своего плана, перенесите его на бумагу. Апосле того как проведете мероприятие, вернитесь к своему плану и внесите в негонужные коррективы».
Для воспитания желания в детях участвовать в таких красивыхпраздниках, необходимо воспитать в них культуру речи, преодолеватьстеснительность.
На уроках родного языка активно используются новые формы и методыдля формирования выразительной речи. Многие стеснительные дети, получив возможностьсамовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинаютговорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все.Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций вих случае нечего и мечтать. Поэтому им можно предложить специальные речевыеигры и упражнения. Ниже приводятся упражнения, которые позволяют педагогу воспитыватьу детей грамотную и красивую речь.
1. «КТО БОЛЬШЕ?» (для детей 7-12 лет)
Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями.Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще,робко, испуганно, возмущённо, обиженно и т.д. А «здравствуй» — радостно илиуныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно,высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно и проч. Уровеньсложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка.
По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те,кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохоразличают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. Так что этоупражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим. Детямстарше 10 лет (в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бырекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или инаяинтонация.
2. «УГАДАЙ. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7-12 лет)
Когда игра «Кто больше?» будет как следует освоена, приобретённоеребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможностьсправиться и с этой рой. Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит»какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать.Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертитьрамки игры. К примеру, договорится, что слова будут называть предметы,имеющиеся в комнате или во дворе дачи. Можно заранее сообщить игрокам списокслов (с 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчурлегко). Что до фраз, то лучше, чтобы они были но окрашенными и различными потемпу и ритмическому рисунку: «Хороший», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!».«Он меняобижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч. Научившисьулавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые, застенчивые детиперебросят еще один мостик от себя к окружающим.
3. «РАЗНЫЕ ГОЛОСА»
(для детей 4-7 лет)
Лучше всего использовать этот приём при игре в кукольный театр.Инсценируя сказки, поручайте ребёнку несколько ролей и учите его изменятьголос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этойцели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок». Дети преддошкольноговозраста могут, кроме того, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, атакже придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями.Например:
— МышкаНорушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды её чуть не поймала Сова, аЛягушка-Квакушка ей сочувствует;
— звери,от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу;
— персонажис «Кошкиного дома» возвращаются к себе и обсуждают приём, который им устроилаКошка;
— котятамёрзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая веселыеистории.
Элементытакой игры способствуют усвоению детьми правильной постановки голоса, придаютэмоциональную окрашенность занятию и запоминаются надолго.
Упреподавателя очень много наработок, которые составляют копилку еговоспитательного опыта. В период моей работы с коллективом и учителемприближался Новый год – самый любимый праздник детворы.
Наутреннике, посвященному празднованию Нового года было много радости, веселья ивсе это было прекрасно подготовлено и заранее большим трудом отрежессированно.
Некоторыемотивы праздника я привожу в курсовом проекте.
«Играйте с нами»
(для детей разных возрастов)
В основе — сюжетно-игровая программа (представление, обозрение,гуляние). В неё могут войти викторины, выступления коллективов художественнойсамодеятельности, профессиональных коллективов и отдельных исполнителей, игры,танцы, конкурсы.
В программе участвуют как специально подготовленные группы, так иколлективы, созданные экспромтом.
Примерная тематика программы: «Лесная школа», «Круглый год»,«Новогодний чемпионат», «Путешествие в сказку», «Снегурочка-Несмеяна», «Весёлыйстадион», «Нарядная ёлка», «Путешествие по земному шару», «Зимняя ярмарка», «Путешествиев страну Новогодию», «Большой новогодний аукцион», «Диско-карнавал».
Все перечисленные игры могут стать основой программы праздника иливключаться в него как один из элементов программы. Предлагаю ниже описаниенекоторых из названных игровой программы «Лесная школа», которая особеннополюбилась ученика Ольги Николаевны.
Программа рассчитана на участие ребят младшего возраста. Ведущие —учителя лесной школы: волк, медведь, лиса, заяц, бобёр, директор — Дед Мороз изавуч — Снегурочка. Используются такие реквизиты, как звонок, классный журнал,расписание уроков. Сюжет программы включает открытие школы, представлениебудущих учителей и администрации, уроки, перемены (во время которыхорганизуются массовые танцы, хороводы, выступления участников художественнойсамодеятельности), экзамены. На «уроках» математики, музыки, рисования,русского языка, физкультуры, природоведения, труда проводятся «фронтальныйопрос» (загадки, викторины, вопросы-шутки), «ответы у доски» (конкурсы,аттракционы), работа по карточкам (ребусы, шарады, игры карандашом),самостоятельная работа (творческие задания). Учителя подводят итоги работыкласса на «уроке» и выставляют оценку (в виде большой, средней и маленькойёлочки) в «дневник».
В программу экзаменов лесной школы входят и коллективные заданияпо билетам, которые читает весь класс, например: собрать разрезанную открытку,прочитать написанную на ней пословицу и громко проскандировать её; решитьпример, слагаемые которого находятся на длинной ленте (её всю нужно перемотать какможно быстрее), и громко сказать ответ и т.д. В финале программы класс самвручаются удостоверения об окончании лесной школы, а лучшим учащимся — памятныйдиплом, сувениры.
С большой радостью участвовали ребята также в«Новогоднихсостязаниях» или «Последнем чемпионате уходящего года» (для отрядовребят младшего и среднего возраста). В состязаниях умствуют сборные командыклассов. В программе соревнования по прыжкам в длину (участвует вся. команда):первый прыгает со старта, второй — с того места, где приземлился первый, побегу с препятствиями (беге завязанными глазами змейкой между кеглей) и другиевиды шуточных состязаний.
По итогам соревнований командам вручаются «золотые», «серебряные»и «бронзовые» медали» Можно также вручить кубки (кульки разных размеров сконфетами), сделать памятную фотографию. В игре используются спортивнаятерминология («трибуны», «болельщики», «период», «лотерея») и спортивныеатрибуты (свисток, спортивное табло).
«Путешествие в сказку» (для ребят младшего и среднего возраста). Посюжету программ участники праздника встречаются с различными персонажамисказок, которые помогают им преодолеть препятствия и продолжить путешествие.Такое путешествие проводят Дед Мороз и Снегурочка. В сюжете путешествия могутиспользоваться известные сказочные мотивы. Ребята будут искать фонарик, которыйутащила старуха Шапокляк, чтобы зажечь ёлку; ключ от «сувенирной лавки» гденаходятся подарки для ребят; волшебный посох, от стука которого появляется«диво дивное». Какими могут быть встречи с героями сказок? Встреча сЛисой-Красой: Лиса жеманно выходит, поёт песенку, ведёт с собой Колобка ипросит ребят исполнить песенки, которые начинаются на все буквы имени еёлюбимого «друга», тогда она его отпустит. Встреча с Волком и козлятами:исполняется танцевальная сцена (фрагмент муз. Г. Гладкова «Волк и семерокозлят), затем Волк предлагает угадать песни, ритм, которых козлята выстукиваюткопытами на барабане, и спеть их; победителям. Волк отдаёт Козлёнка сколокольчиком на шее. Он и поведёт ребят на встречу со следующим героем.
Встреча с Мальвиной и Буратино: сказочные герои танцуют, затемМальвина предлагает Буратино и ребятам ответить на вопросы из умной книжки.Буратино не может этого сделать, и ему помогают ребята. Затем Мальвина проситребят помочь Буратино прочесть зашифрованную надпись на волшебном ключе. Тому,кто это сделает, он отдаст ключ, на котором назван следующий пункт путешествия.
В ходе программы могут проводиться коллективные и индивидуальныеконкурсы и викторины. Их победителям и участникам раздаются открытки илижетоны, которые являются лотерейными билетами или талонами на получениеподарков.
Сюжет этой программы предполагает появление на праздникеотрицательных персонажей — Бабы-Яги, Кащея Бессмертного, старухи Шапокляк,Карабаса-Барабаса. Они грозятся сорвать праздник, обещая, что веселье несостоится и ни одна лампочка не зажжётся на ёлке. Затем в зале появляется ДедМороз с плачущей Снегурочкой. Он приветствует ребят и просит их помочьразвеселить Снегурочку.
Начинается программа художественной самодеятельности: весёлыетанцы, песенки, сценки, инсценировки. Снегурочка не плачет, но всё-такипродолжает грустить. Тогда Дед Мороз призывает на помощь своих друзей — этомогут быть барон Аттракцион, король Угадай, принцесса Загадка и т.д. Вместе сребятами они стараются рассмешить Снегурочку-Несмеяну. Наконец, детидогадываются, что это всё проделки Бабы-Яги (или других злых героев), что надопоймать их и уничтожить злые чары (нечистую силу, которая находится в метле, вшляпе у старухи Шапокляк, в бороде Карабаса-Барабаса, короне Кащея Бессмертногои т.д.).
Дед Мороз формирует богатырское войско (здесь могут бытьпредложены конкурсы на силу, ловкость, сноровку) и поручает ему пойматьБабу-Ягу. Войско ловит Бабу-Ягу, отнимает у неё метлу, и… Снегурочкаулыбается, звонко смеётся, поёт весёлую песенку, благодарит ребят и открываетфинальную часть программы — массовые танцы, хороводы, игры.
Игровая программа включает различные соревнования и конкурсы,сигналом к которым служат атрибуты, доставаемые из мешка Деда Мороза иобыгрываемые различным образом. А из другого мешка достаются новогодниеигрушки, которыми украшают ёлочки в ходе игровой программы. Елочек столько,сколько классов участвует в празднике. Число игрушек на них соответствуетколичеству побед, а звёздочки на вершинах — символ лучшей команды. Например, измешка достают шар, используя его, проводят игру, а затем маленькими шарикамиукрашают ёлочку; или из мешка Деда Мороза извлекают гирлянду флажков, накоторых написаны загадки. В финале конкурса её передают лучшим отгадчикам(всегда надо иметь запасную, если ответы двух команд одинаково высокие). Можнов игре использовать кольца, которые надо метко набросить на столбики Победителикрасочными колечками из фольги украшают свою ёлку.
Много радости и веселья доставила постановка этого праздника всемучастникам и зрителям, ребята сопереживали по ходу развития программы, всевремя стремились помочь главным героям, пели и танцевали, проявляли смекалку исвои знания, старались сделать все красиво – от убранства зала до костюмов главныхперсонажей и участников.
Яуверен, что многое из тех педагогических знаний и умений, навыков эстетическоговоспитания детей пригодятся мне в жизни, как неоценимый опыт работы педагога.
Заключение
В процессе работы над темой курсового проекта мной сделаныследующие основные выводы:
─ педагог мастер своего дела — это специалист высокойкультуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующимиотраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей иособенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения ивоспитания, в частности эстетического воспитания;
─ умениетак организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятныхусловиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся,осознания прекрасного в простых, доступных каждому вещах – это высший пилотажпедагога, который безусловно невозможен без знания психологических особенностеймировосприятия ребенка;
─каждый педагог приходит в учебное заведение со знаниямитеоретических основ и рекомендаций великих психологов и педагогов, между тем, ненавредить в деле формирования мира чувств, а привнести в него новые формы – этоочень непростая задача для каждого учителя-воспитателя, психолога;
─проведенное мной исследование позволило мне увидеть светлуюсторону тяжелого труда учителя и повлияло на мое решение отдать свои знания исилы школе.
Список использованной литературы:
1. Антонова А. Речевая этика. //Народное образование, 2001— № 2;2 Берлянд И.Е., Игра, как феномен сознания, — Кемерово. 2004.
3 Болдырева Т. Вежливый малыш вырастаеттаким же взрослым. Советы по созданию имиджа детей. //Народное образование, 2001— № 2;
4 Возрастная ипедагогическая психология// Под ред. Петровского А. В., М. 2001.
5 Выготский Л.С.,Педагогическая психология, М. 2004.
6 Кан-Калик В.А.,Педагогическое творчество, М. 2003.
7 Кузьмина Н.В., Очеркипсихологии труда учителя, — М. 2004.
8 Коринфский А. Детские годы//Народноеобразование, 2001 — № 7;
9 Маленкова Л. Работа классногоруководителя //Народное образование,2000 — № 6;
10 Натанзон Э.Ш., Приемыпедагогического воздействия, — М.2003.
11 Фирстова Р., В интересах конкретногоребёнка//Народное образование № 5, 2000;
12 Шишова Т. Как преодолеть детскуюзастенчивость?//Народное образование. 2003.
Приложение
«ПРОЩАЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА...»
(сценарий утренника, посвящённого проводамрусской зимы для детей младшего школьного возраста)
Праздник проводится на открытом воздухе.Появляются зазывалы (глашатаи) с бубнами, трещотками, колокольчиками.
Зазывалы. Ой, вы гой еси, красны девицы и добрымолодцы! Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом невидывали! Приглашаем вас на наше представление! Собираются сюда гости желанные,плясуны, игрецы, кукольники и певцы. И начнётся весёлый праздник с играми ипотехами; с хороводами и песнями, с шутками и прибаутками, с хитрыми загадками!
Появляются скоморохи (Патрикей, Мокей, Пахом, Влас, Федул).
Патрикей. Куда идёшь, брат Мокей?
Мокей. Иду на праздник, брат Патрикей!
Патрикей. А ты куда, Пахом?
Пахом. Сам думаю о том.
Патрикей. Ну, аты куда Влас?
Влас. Я давно поджидаю вас.
Патрикей. Эй, Федул, что губы-то надул?
Федул. Да кафтан порвал…
Патрикей. Где же ты его порвал? Федул. С зайцем наперегонки бежал. Патрикей.Кто же выиграл?
Федул. В гору заяц выиграл, а с горы я проиграл. Все. Здравствуйте,ребята! Мы весёлые скоморохи. У нас есть гусли, дудки, загадки, прибаутки,песни и пляски, игры и сказки!
Патрикей. Эй. скоморохи! Пора праздник открывать!
Мокей. Вот будет здорово!
Звучит песня «Раз морозною зимой...».
Пахом. Пожалуйста, все заходите!
Весёлое представление смотрите!
Патрикей. Отгадайте, кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом,Шьёт пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима.)
Влас. Смотрите, рассматривайте! Глядите, разглядывайте!Наш праздник «Прощай, зимушка-зима!».
Расходятся в стороны, выходит Федул.
Федул. Привет вам, ребятишки! Все. От кого?
Федул. А вот от кого! Он катки для нас построил, Снегом улицы занёс. Изольда мостыпостроил… Кто же это?.. (Дед Мороз.)
Федул. И ещё привет вам! Все. От кого?
Федул. А вот от кого! Ей не нужна горячая печурка, Мороз ей, холод, стужа нипочём.Привет вам шлёт весёлая… (Снегурка) Её мы тоже к нам на праздник ждём.
Появляются Дед Мороз и Снегурочка.
Дед Мороз. Посмотри, Снегурочка, тут какое-то веселье! Не успели мы запорог, как они уже Весну встречать! Не боятся мороза! Вот я их сейчас проучу!Метель и вьюга, собирайтесь, По тропинке пробирайтесь.
Лети, снежок, не уставай! Всё вокруг позакрывай! Сугробы наметай!Ковром землю устилай!
Снегурочка. Да ты что, Дед Мороз, это же дети Зиму провожают. Они морозане боятся.
Проводится игра «Мы мороза не боимся».
Дед Мороз. Да, ты права, Снегурочка. Не боятся уже меня дети.
И всё же мороз не велик, а стоять не велит. А большой
мороз тянет домой за нос!
Снегурочка. Не бойтесь, ребята. Дед Мороз у нас очень весёлый.
Он любит играть в разные игры и загадывать загадки.
А вы умеете отгадывать? Кто, друзья, с большим трудом спрятал речку подольдом?
Все. Это Дед Мороз!
Снегурочка. По утрам в рассветной мгле
Кто рисует на стекле?
Все. Это Дед Мороз!
Снегурочка. Кто повесил на карниз все сосульки сверху вниз?Все. Это- Дед Мороз!
Дед Мороз. Хорошо отгадываете загадки! А как вы умеете играть?
Проводятся игры «Разбуди медведя», «Скачки на санках», «Что намнравится зимой?», »Не выпусти мяч из круга». Появляются Кикимора и Леший.
Леший. Я — Леший-мужичок, конопляный шлык, моховая борода, лыкомсвязанная.
Кикимора. Здорово, Леший-дед!
Леший. Что? Я, как лунь, сед! Это я и сам знаю.
Кикимора. Ах, ты наша защита и опора!
Леший. Что? Я ощипанная ворона? Вот я тебе...
Кикимора. Вот тетерев-то глухой!
Леший. А? Молодец какой? Молодой! Сразу бы так и говорила!
Кикимора. Ну, а теперь за дело. Слышишь, как тут развеселились песнипоют, пляски играют.
Леший. Да и верно, не дают нам в лесу покоя.
Кикимора. Я знаю, как людей одолеть. Давай наберём разного товара,притворимся лотошниками, а товар свой уложим сон-травой, заговором заговорим,да не продадим, а даром отдадим. Кто испробует наш товар, тут же уснёт. Нибудет на празднике песен и игр.
Леший. Здорово ты придумала, сестрица Кикимора. Идём свой товарзаговаривать да полоткам раскладывать.
Уходят. Появляется Патрикей.
Патрикей. Принимайте гостей со всех сёл и со всех волостей.
Входят с песнями цыгане. Они ведут медведя. Цыганский танец.
Патрикей. А ну-ка, мишенька Иванец, родом Ярославен, не гнись дугой,как мешок тугой, разверзнись, встрепенись, всем нам тут и покажись. Покажи, каквесёлые охотники луки тугие натягивают. (Показывает вместе с детьми.)Покажи,как Тимка-лежебока колоть дрова идёт. Покажи, как Тимка-Тимошка на ледянуюгорку с санками бежит. А теперь покажи, как бабка Акулина пляшет.
Патрикей. Весёлый гость к нам пожаловал. Оставайся с нами на празднике.
Появляются Кикимора и леший с лотками.
Кикимора. Кто на празднике не бывал — такого чуда не видал!
Яблочки мочёные, репы сушёные!
Леший. Купцы мы московские, пряники у нас ростовские, сахарные на меду вовсе карманы кладу.
Скоморохи с радостными возгласами разбирают.
Кикимора. Диво дивное, чудо чудное, а не товар! Леший. Не ходитеникуда, подходите все сюда!
Кикимора: Кладите, не моргайте,
Рты не разевайте,
Ворон не считайте.
Даром разбирайте!
Скоморохи пробуют сладости и засыпают.
Дед Мороз. Что это вы наделали, зачем нам праздник испортили?
Снегурочка. Не сможешь ли ты. Дед Мороз, такой беде помочь?
Дед Мороз. Моя волшебная сила поможет
лишь тем людям, кто отгадает мои загадки.
Снегурочка. Давай ребят попросим нам помочь.
Дед Мороз. Тётушка крутая, белая да седая. В мешке стужу везёт. Наземлю холод трясёт. Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.) Запорошиладорожки,
Разукрасила окошки,Радостьдетям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней.)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Зацепилась за карниз
И растёт, как шишка, вниз. (Сосулька.)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи.)
Скоморохи просыпаются.
Скоморохи. Вот это мы поспали. Снегурочка. Понапрасну зря не злитесь!
Лучше с нами веселитесь. Дед Мороз. А давайте посоревнуемся!
Эстафета. Участвуют все персонажи и дети.
Федул. Что-то, ребята, становится холодновато. Давайте попросим солнышко, чтобы грелотеплей. Повторяйтеза мной веселей! Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Выйди поскорее, будь кнам подобрее! Прогони скорее тень и свети нам целый день! Глядите, теплеестало! Видно, солнышко нас услыхало!
Звучит весенняя песенка. Появляется Весна.
Федул. Ребята, посмотрите, солнце нам Весну послало.
Проводится музыкальная игра « Пришла весна».
Весна. А теперь прошу отведать моего угощения.
Весна угощает всех блинами.