Введение
На современном этаперазвития общества наблюдается, воспитание гармонично развитых детей, которыеобладают умственном и физической работоспособностью. Эффективным средствомукрепления здоровья, снижение заболеваемости является занятие физическойкультурой.
Ребенок всегда долженбыть в движении. Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырастиздоровым. Движение-предупреждение разного вида болезней, особенно связанные ссердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Движение-это и эффективноелечебное средство.
По мнению психологов,маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается вдвижениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг,тем интенсивнее развитие. В «Регионально (национально-региональном компонентегосударственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области»,в содержательной линии образования «физическое воспитание» сказано, чтофизическое развитие дошкольного образования направлена на решение следующихзадач:
1. создать условия дляосознания ребенком физических возможностей на основе развития представлений освоем теле
2. сформировать базовыепредставления о здоровом образе жизни и традиционных видах физическойактивности, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья
3. стимулироватьстремление ребенка к творчеству самовыражение через физическую активность
4. обеспечить развитиетаких качеств, как воля, целеустремленность, выносливость [14].
Все известные педагоги сдревности и до наших дней отмечают: движение — важное средствовоспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его ицеленаправленно действовать в нем. Движения — первые истоки смелости,выносливости, решительности маленького ребенка. Ведь в конституции РФ в статье41, сказано: “… В РФ финансируются федеральные программы по развитию физическойкультуры”. В статье 51 Законе об образовании, написано, что образовательныеучреждения создают условия для полноценного развития ребенка: режим питания,организация занятий физической культурой [8]. По данным Минздрава России 90%детей страдают различными заболеваниями, а около половины из них хроническими.Массовое нездоровье детей, конечно же, результат кризиса в нашем обществе игосударстве. Но не только. Все больше дает о себе знать малоподвижность детей — гиподинамия. При гиподинамии возникают негативные для ребенкапоследствия: нарушаются функции и структура органов, регуляции обмена веществ иэнергии, снижается сопротивляемость растущего организма к изменяющим внешнимусловиям. Увеличивается в 2 раза число детей с заболеваниями органов зрения,слуха и кариеса.
Изменения экологическогои социального развития, компьютеризации привели к разрыву между социальными ибиологическими факторами, к различным отклонениям в состоянии здоровья.
Доказано, чтооздоровительный эффект отдыха при активном двигательном режиме на 30% выше, чемпри пассивном. Когда известному Советскому хирургу Н.М. Амосову задали такойвопрос, в чем он видит будущее медицины, он ответил: « В физических упражнениях».
«Физическая культура» — могучий рычаг укрепления здоровья детей, повышения физических и духовных сил» — это слова из обращения ведущих ученых — медиков нашей страны. Ученые призываютк тому, чтобы занятие физкультурой прочно вошли в распорядок дня, нужно всегдапомнить, что здоровее – великое благо и достояние всего общества, не даромнародная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активностьявляется одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укреплениезащитных сил организма, повышение работоспособности и выносливости. Ни однолекарство, не дает такой прекрасной возможности нитрализовать вредныепоследствия нервных перегрузок и гиподинамии.
Ученые доказывают, чтонизкая физическая активность у детей влияет на здоровье, не занимающихсярегулярно физической культурой. Расширение индивидуального двигательного опытаребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиямосуществляется через лыжную подготовку, которая является формой обученияфизическим упражнениям детей среднего дошкольного возраста, что в свою очередьвлияет на формирование двигательного навыка, и на формирование осанки. Наоснове актуальности и значимости, были сформулированы проблемы физическоговоспитания в России во второй половине XIX — в начале XX века. Вопросыфизического воспитания детей занимали важное место в трудах выдающихся ученых ипедагогов [21].
В.В. Гориневский(1857-1937 г),уделял большое значение развитиютеории физического воспитания в Царской России. Придал огромное значениевлиянию физических упражнений, их воздействию на органы тела, особенно уделяявниманию физическому воспитанию, выступал за воспитание у детей красивых,выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальнуюи психическую деятельность организма человека. Также он считал, что ходьба налыжах вполне доступна детям младшего дошкольного возраста и указывал, что лыжи- прекрасное средство физического развития ребенка. Значительный вклад всистему физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева, которая работаланад проблемой формирования у детей двигательных навыков. Причинной выбораданной темы является: во-первых, сама занимаюсь разными видами спорта с первогокласса: лыжные гонки, баскетбол, волейбол, футбол, катание на коньках и легкаяатлетика. Обучаясь в Северном педагогическом колледже, неоднократно защищалачесть группы, колледжа в различных спортивных соревнованиях, во-вторых, сделанвыбор специализации, дополнительной подготовки, а в-третьих, хочу глубоко изучитьтеорию и методику лыжной подготовки, и появилось желание передать накопленныйопыт дошкольникам.
Исходя изсформулированной темы, объектом является обучение детей среднего дошкольноговозраста физическим упражнениям. Предметом является, лыжная подготовка — однаиз форм обучения детей среднего дошкольного возраста физическим упражнениям.
Цель данной выпускнойквалификационной работы — выявление роли физкультурных занятий по лыжнойподготовке на физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Показать особенности методикипроведения занятий по лыжной подготовке детей среднего дошкольного возраста
2. Изучить основы, теориии методики по лыжной подготовке с детьми среднего дошкольного возраста
3. Разработатьметодические комплексы, для занятий по лыжной подготовке, с детьми дошкольноговозраста.
1. Психофизическоеразвитие детей, особенности среднего дошкольного возраста
1.1Анатомо-физиологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Физическое развитие вдошкольном возрасте зависят от влияния окружающей среды, неблагоприятныеусловия жизни ребенка в семье и в воспитательных учреждениях, социальныебедствия и катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей. Вдошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с темнеравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характернойособенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия втемпах возрастного развития.
Для изучения теории иметодики физического воспитания детей дошкольного возраста важное значениеимеют знания о возрастных особенностях опорно-двигательной системы, центральнойнервной системы, морфологических и функциональных изменений мышечной системы. Всреднем дошкольном возрасте, совершенствуются функциональные возможностицентральной нервной системы, происходят основные дифференцировки клеток. Впроцессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки,на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные условные рефлексы. Следуетучитывать способность центральной нервной системы ребенка сохранять следы техпроцессов, которые происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легкозапомнить показанные им движения [9].
Развитиеопорно-двигательного аппарата (скелет, связачно-суставной аппарат), у детей ещене окончено. По сравнению с взрослыми костная система ребенка богаче хрящевойтканью, содержит большое количество органических и меньше минеральных солей,поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрестинеправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенениескелета происходит постепенно на протяжении всего детства. В этот период почтикаждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерами внутреннему строению. Костная система дошкольника характеризуетсянезавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельныхместах хрящевого строения.
Позвоночный столб — состоит 32-34 позвоночников, изкоторых у взрослого 24 позвоночника свободные (7 шейных, 12 грудных, 5поясничных). Позвонки разных отделов отличаются по форме и величине. Однако всеони имеют свои признаки. Каждый позвонок состоит из расположенного спередитела, а сзади находится дуга позвоночника. Дуга и тело позвоночника ограничиваютширокое отверстие. Позвоночные отверстия всех накладывающих друг от другапозвонков образуют длинный позвоночный канал, в котором залегает спинной мозг.Изгибы позвоночного столба становятся более выраженные, окончательное ихсформирование заканчивается к подростковому возрасту. В среднем возрастемедленно растет копчиковый отдел. Межпозвоночные диски у детей относительнотолще, с возрастом толщина дисков уменьшается, они становятся менее эластичными[7].
Грудная клетка — ребра расположены горизонтально, в1год идет быстрый рост грудной клетки. Подгрудинный угол у детей достигает 60',т.е 2,5-3см в месяц, затем прирост снижается. Величина грудной клетки зависитот упитанности физического развития.
Череп — от рождения до 7 лет растет быстро.От года до 3 лет особенно активно растет задняя часть черепа, с 3-7 летначинает продолжаться рост всего черепа, особенно его основания.
Мышечная система — у детей развита значительно слабее,чем у взрослых. Сила мышц увеличивается с 3,5-4 кг в младшем дошкольном возрасте(3-4года)до 13-15 кг к 7 годам. С 4 лет появляется различие в показателях у мальчиков идевочек. Значительно увеличивается становая сила- сила мышц туловища. Мышечныйтонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильнойосанки. Мышечный тонус туловища создает естественный “мышечный корсет”. Сгодами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Общая масса мускулатуры уребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, что в2раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и помере его роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину. Скелетнаямускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасцийи связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большиефизические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслаблениеволокон, и могут образоваться грыжи (пупочные). У детей хорошо развиты мышцытуловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение дляправильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему вдошкольном возрасте следить за осанкой ребенка. К 5 годам значительноувеличивается мышечная масса, возрастают силы и работоспособность мышц, детиеще не способны к значительным нагрузкам (напряжениям), к длительным физическимнагрузкам. В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая системапретерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердцаувеличивается с 70,8 у 3-4 летнего, до 92,7 у 6-7 летнего ребенка.
Увеличивается сила сердечныхсокращений, повышается работоспособность сердца. С возрастом поднимаетсяартериальное давление: в возрасте 3-7 лет оно уже в пределах 80/50-110/70мм.рт.ст. По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу 1г30-35 в минуту, к концу 3г 25-30, 4-7 лет 22-26. У ребенка нарастает глубинадыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательныхвозможностей детей [3].
В процессе развития уребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышаетсятренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма.
В процессе возрастногоразвития ребенка установлены критические этапы совокупности морфологических ифункциональных особенностей, отличных от смежных возрастов. Возраст от 4 до 5лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического иумственного развития.
Особенности развития кровеноснойсистемы – состоит из сердца и сосудов. Ритмические сокращения сердечноймышцы обеспечивает непрерывное движение крови в замкнутой системе сосудов.Кровь, выполняет трофическую функцию, переносит питательные вещества из тонкогокишечника к клеткам всего организма, оно же обеспечивает транспортировкукислорода от легких к тканям и кислорода от тканей к легким, осуществляядыхательную функцию. При этом в крови циркулирует большое количествобиологически активных веществ, которые регулируют и объединяют функциональнуюдеятельность клеток организма. Кровь обеспечивает выравнивание температурыразличных частей тела. Некоторое повышение количества эритроцитов в крови иизменениях в лейкоцитной формуле объясняется возрастными особенностями вдеятельности органов кроветворения. В возрасте 5 лет интенсивно растет сердце.Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину, длина увеличивается к 5-6годам, а ширина к 8 годам, начинают расти желудочки быстрее предсердий, начинаетформироваться сосудистая система, которая по своему строению близка квзрослому. Масса сердца удваивается к концу 1 года жизни, утраивается к 2-3годам[4].
Маркосян М.П. в книге“Вопросы возрастной физиологии” описывает особенности органов дыхания. Частотау ребенка 4-5 лет составляет 23-24 мин.
Дыхательная система – включает в себя носовую полость,гортань, трахею, бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздухачерез альвеолы легких в организм постоянно поступает углекислый газ, а изорганизма выделяется кислород. Каждая альвеола окружена густой сетьюкровеносных капилляров. Общая поверхность всех легочных пузырьков очень велика,она в 50 раз превышает поверхность кожи человека.
1.2 Особенностипсихического развития
Возраст с (4-5 лет) — дошкольный, этот период овладения социальным пространством человеческихотношений, через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношениясо сверстниками.
В этот период происходитдальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, в этот периодначинает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическимдействиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образноемышление, воображение и память. Возникающее неделимое, естественное для этогопериода, т.е стремление к овладению телом, психическими функциями и социальнымиспособами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполнениярадости жизни.
В это время ребенокиспытывает потребность к удержанию действий через их неистинноевоспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваиватьновое (слушать сказки), овладеть новыми способами действий, он с упоениемвоспроизводит известное. В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладеваетречью как средством общения, с помощью речи он учится рассказывать о значимыхего событиях, делится своими впечатлениями, он учится строить с людьмиадекватные лояльные отношения. Речь как средство общения несет в себе не толькофункцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Также в среднемдошкольном возрасте у детей возникает недостаток любви, он теряет уверенность всебе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, ончувствует себя покинутым и одиноким. В этом возрасте дети очень боятся темноты,это их страх, который пугает их. Частое переживание страха влияет на общеефизическое и психическое самочувствие ребенка [10].От этих форм страхапринципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничего неугрожает, но он переживает от страха за тех, кого любит. Такого рода страх естьособая форма сочувствия, и его появления у ребенка свидетельствует оразвивающейся способности к сопереживанию. Психолог А.В. Запорожец отмечает,что в дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития. Происходитне только увеличение круга представлений, не только расширение умственногокругозора, но и перестройка самой умственной деятельности. Развитие мышление непроисходит изолированно, оно связано с более общими изменениями в жизни ребенка,с изменением его к отношения к окружающей действительности. На каждом этаперазвития определенный вид деятельности приобретает доминирующее значение вформировании психических особенностей ребенка[18].
В опытах, проведенных всвое время под руководством О.М. Коцевой, ребенок среди нескольких рассказовдолжен был подобрать один, похожий по замыслу на сюжет басни «Лебедь, рак ищука». Один рассказ был похож на эту басню — по своему внутреннему содержанию.В нем рассказывалось, как дети ссорились никак не могли сговориться по поводусовместной игры, и к каким результатам это привело. Другой рассказ был похож набасню только тем, что в нем были приведены подробности о жизни рака в реке и овзаимоотношении его с щукой. В начале дошкольного возраста мышление ребенканеразрывно связано с его практической и игровой деятельностью, но на следующейступени развития начинают выделяться познавательные задачи и, соответственно,специальные интеллектуальные действия, направленные на их решение. Знаниеиграет огромную роль в мышлении человека. Однако оно может быть успешноиспользовано тогда, когда человек овладел методом анализа-синтеза. Толькоосвоив его, он может мыслить: сравнивать и сопоставлять факты, выделять иизучать отдельные стороны каждого факта, обобщать данные, полученные разныминаблюдателями, вскрывать общие и действительно существенные зависимости междуявлениями жизни и использовать свои знания для решения труднейших задач.Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность,увеличивается стойкость внимания.
Ребенку оказываетсядоступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Ребенок способенудерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Удетей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для нихоказывается чрезвычайно важна похвала. Это приводит их к повышеннойобидчивости, представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношение сосверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается впредпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Виграх начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность,соревновательность.
Таким образом, познаниеособенностей психофизического развития, и формирование двигательных функцийпозволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильнодвигаться.
1.3 Особенностифизического воспитания детей дошкольного возраста
Одно из сторон развитияличности является физическое развитие, которое самым непосредственным образомсвязано со здоровьем человека. Здоровье — это физическая, гигиеническая,душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей,его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Взрослые создаютблагоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасностьжизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности. Деятельностьвзрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержаниефизического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышуфизическое развитие. Понимая общую цель физического воспитания как сохранение иукрепление здоровья ребенка, разные авторы формируют задачи физическоговоспитания. Анализ представленных ниже задач физического воспитания даетвозможность увидеть их сходство по существу, но различие по логике игруппировки. Наиболее представлен третий подход. Выделение трех групп задачпозволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию.Все указанные ниже группы задач решаются в каждой возрастной группе, но ихконкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологическихвозможностей детей. Рассмотрим каждую группу задач и методы их реализации [21].
Задачи:
Ю.К Бабанский В.И. Логинова Г.В. Хухлаева 1. Укрепление здоровья и закаливании, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности 1. Охрана и укрепление здоровья
1 группа оздоровительных задач; охрана и укреплениездоровья, закаливание, развитие движений 2. Формирование двигательных навыков и умений 2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма
2 группа воспитательных задач;
— формирование нравственно-физических навыков,
— формирование потребности в физическом совершенстве,
— воспитание культурно-гигиенических качеств
3 группа образовательных задач;
— формирование представлений о своем организме, о здоровье
— формирование навыков выполнения основных движений
— формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе. 3. Развитие основных двигательных качеств 3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости 4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене 5. Воспитание воли, смелости, дисциплины
6. формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями
7. Привитие организаторских навыков
Задачами первой группы (оздоровительные)имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, азачастую и жизнь человека. Известно, что ребенок раннего возраста нуждается вособом уходе, направленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детейв этом возрасте во многих случаях связана именно с отсутствием заботы об ихздоровье или с тем, что она недостаточна. Забота о здоровье не теряет своей актуальностив отношении детей более старшего возраста. На сегодняшний день данные оздоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровымипризвано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья.
Средствами реализации задач этой группы являются:
— гигиенические
-социально-бытовыефакторы
— полноценное питание
— оздоровительные силыприроды
— рациональный режимжизни
— физические упражнения.
Существуют разные подходык организации питания, к пониманию механизма закаливания, физической нагрузки идр. Очень часто современные родители склонны принимать любую «новую» системуоздоровления и смело экспериментировать на детях. Иногда подобной «смелостью»отличаются и дошкольные учреждения, вводя в систему своей работы какую-нибудьинновационную программу, не познакомившись предварительно с доказательствами ееполезности для детей. Это недопустимо, так как речь идет о здоровье детей инеосторожное обращение с ним может иметь необратимые последствия [3].
Главные условия успешногорешения первой группы задач физического воспитания следующие:
— знание особенностейфункционирования детского организма
— профессиональнограмотный подход к оборудованию материальной среды
— внимательное отношениек выбору программы оздоровления
— постоянство исистематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.
Важным фактором здоровьяявляется физическая активность. Двигательная активность обеспечиваетчеловеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, онадолжна быть всегда. Маленькому ребенку полезна не только ходьба, но и игры сбегом, лазанье по деревьям, всяческое напряжение сил.
Задачи второй группы (воспитательные)направлены на развитие качеств личности и потребности в физическомсовершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами,поскольку при решении также формируются личностные качества ребенка.
Средствами реализации этой группы задач являются деятельностьдетей, игры, а также художественные средства (художественная литература,фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).
Работа проходит в разных формах:физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика,подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельнаядвигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги,праздники, дни здоровья).
Методы – упражнения, беседа, игра, созданиепроблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств. Данная группазадач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли,стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества,взаимопомощи. Исследовали (Т.И.Осокина, Е.В.Вавилова, Э.Г.Степаненкова и др.)установили, что физическое развитие благоприятно сказывается на всестороннемвоспитании ребенка. Для формировании личностных качеств используются подвижныеигры и упражнения, специальное обучение на занятиях физической культурой.
Задачи третьей группы,связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Средства реализации этой группы, образец взрослого,собственная деятельность детей, художественные средства.
Формой работы, в процессе которой наиболее адекватнорешаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и вповседневной жизни.
Методы – экспериментирование, упражнения,беседа, рассматривание картин и иллюстраций. В настоящее время в нашей стране,как и во многих странах мира, стала развиваться валеология – наукао здоровом человеке. Концепция данной науки состоит в том, что человек может идолжен быть активным по отношению к своему здоровью, понимать, что средипотребностей витальных и социальных потребность в здоровье, а отсюда и вздоровом образе жизни должна быть первичной. Основной валеологический принцип –человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относитьсяк своему здоровью. Суть противоречия в том, что при усиленном внимании к своемуздоровью у человека, даже маленького, может развиваться равнодушие к другимлюдям, повышается эгоцентрическая фиксация к себе. Поэтому так важно, чтобывоспитатель вдумчиво проводил работу по формированию у детей осознанногоотношения к своему здоровью и сочетал ее с решением задач нравственноговоспитания (С.А. Козлова, Л.Г. Нисканен, С.Е. Шукшина, О.А. Князева).
Среди методов, спомощью которых реализуются задачи третьей группы, важное место занимает экспериментирование.Его цель – предоставить ребенку возможность на практике познать, какфункционирует его организм. Экспериментирование на себе возможно, когда мыформируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма.Нужно научить ребенка любить себя. Здесь тоже кроется противоречие. Э. Фроммписал: «Хотя никто не возражает против применения понятия любви к различнымобъектам, но широко распространено мнение, что в то время как любить других –добродетель, любить себя – грех. Предполагается, чем больше я люблю себя, темменьше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что эгоизм». Э. Фроммопровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождаетсамоуважение, самолюбие. С.Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь ксебе является положительными чертами, стимулирующими развитие. Оно разрешаетсяв том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумноуравновешивает любовь ребенка к себе с любовью и уважением к другим. И снова мывидим, как тесно связано физическое воспитание с воспитанием нравственным.
2. Лыжная подготовка в системеобучения детей среднего дошкольного возраста физическим упражнениям
лыжный дошкольныйфизический культура
2.1 Особенностиразвития лыж и лыжного спорта
Лыжи как средство,увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по глубокому снегу,появились в глубокой древности, о чем свидетельствуют наскальные изображения,обнаруженные российскими археологами А.М. Линевским в 1926 году и В.И.Равдоникасом в 1936 году в местечке Басовы Следки и Залавруг у белого моря.Первыми приспособлениями, которые применил человек при передвижении поглубокому снегу, были снегоступы, или ступающие лыжи. В Грузии снегоступыназывались тхиламуры, то есть “сплетенные из орешка”.
Эти примитивныеприспособления в процессе использования существенно изменялись и постепенноприменяли форму скользящих лыж. Скользящие лыжи позволили значительно увеличитьскорость передвижения.
Археологические раскопкив Новгороде 1953 год свидетельствуют о дальнейшей эволюции лыж. Так, найденатам лыжа, относящая к половине XVІІІ века, по конструкции похожа на современныеохотничьи лыжи и бытовые лыжи: длина ее 1м 92см, ширина 8см, передний конецлыжи заострен, загнут вверх, грузовая площадка толщиной 3см имеет поперечноегоризонтальное отверстие для носового ремня. Самая древняя лыжа, сделанная 4300лет назад, обнаружена в 1982 году А.М. Микляевым в Псковской области. Слово“лыжи” встречается в исторических документах XІІ века. Сохранились такжедокументы, свидетельствующие использование лыж войсками иноземных захватчиков.В Никольской летописи за 1444 год описывается поход московской лыжной рати,против татар. Татарская конница была окружена лыжными отрядами и уничтожена. Вдругой летописи сообщается о походе лыжной рати (1499г.) в Югорскую землю дляосвобождения ее от татар. Югорской землей называлась в то время частьСеверо-Западной Сибири, расположенная между Полярным Уралом, и рекой Обью.Широко применялись лыжи в походах русских отрядов через Уральские горы в Сибирипри освобождении русских земель от татаро-монгольского ига. Успешноиспользовались лыжи в походах сибирских казаков против татарского хана Кучума(1550-1600 гг.). Русские лыжные отряды воевали и на западных границах: в 1535году в походе на Литву, а в 1606-1610 гг. в боях против польской конницы, приосаде Троице-Сергеевой лавры действовал отряд лыжников в 5 тысяч человек подкомандованием М. Скопина-Шуйского. Во время Отечественной войны 1812 годалыжники-партизаны внесли большой вклад в окончательный разгром войск Наполеона.После Великой Отечественной войны лыжный спорт получает все большеераспространение, увеличивается число занимающихся, улучшаются спортивные результаты.Росту уровня развития лыжного спорта во многом способствовало создание в нашейстране сети детских и молодежных спортивных школ. Появляются физиологические,педагогические и биохимические исследования, совершенствуются средства и методытренировки передвижения на лыжах. Такая работа особенно успешно проводилась накафедрах лыжного спорта Центрального института физической культуры подруководством профессора М. Аграновского и Ленинградского института физическойкультуры П.Ф.Лесгафта. Был выпущен целый ряд учебников и учебных пособий, что взначительной степени способствовало улучшению методической подготовки тренеров,преподавателей и студентов. Впервые интерес к лыжам как к спорту проявилинорвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовкевойск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования повсем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому,скоростному спуску и гонкам [6].
Первая в мире выставкаразличных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскорев Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционироватьи в других странах Европы, Азии и Америки.
Росла популярность лыжныхпраздников в Норвегии — Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии — Лахтинские игры (с 1922г.), Швеции — массовая лыжная гонка «Васа-лоппет» (с1922г).
В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту сталипроводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах быларазличной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченнойместности, прыжки и двоеборье. В Швеции — гонки на пересеченной местности. ВФинляндии и России — гонки по равнинной местности. В США развитию лыжногоспорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт подвлиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление.
В 1910 г. в Ослосостоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем быласоздана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г. вМеждународную лыжную Федерацию.
Во второй половине XIXстолетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29декабря 1895 г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеровсостоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыжорганизации — Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считатьднем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в1901 г. было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910 г. — Сокольнический кружок лыжников. В те годы лыжный спорт в Москве культивировалсяв зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта.Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве,но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 г.г. в Москвебыло проведено рекордное количество соревнований — восемнадцать, в которыхвыступало 100 участников [12].
7 февраля 1910 г. 12лыжников от Москвы и от Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны влыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено ПавлуБычкову. Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, надистанции 3 км победила Наталья Кузнецова.
На международныхсоревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков иАлександр Немухин впервые участвовали в 1913г. в Швеции на «Северных играх».Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях — 30, 60 и 90 км. Выступилинеудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах,смазке лыж, конструкции инвентаря.
До начало первой мировойвойны было проведено 5 чемпионатов России.
В 1918 г. лыжный спортбыл включен в число учебных дисциплин первого учебного плана высшегофизкультурного образования.
По количеству побед напервенствах страны 1910-1954 г.г. наивысший рейтинг занимает Зоя Болотова — восемнадцатикратная чемпионка. Среди мужчин сильнейшим был Дмитрий Васильев — 16 побед, он является первым обладателем звания «Заслуженный мастер спорта».
Всего за период 1910-1995г.г. было проведено 76 чемпионатов страны на дистанциях от 10 до 70 км умужчин, и от 3 до 50 км у женщин. С 1963 г. в программы чемпионата странывключена сверх марафонская дистанция для мужчин – 70 км. У женщин с 1972 г.самой длинной стала дистанция 30 км, а с 1994г. – 50 км.
Рекордная по длине4-дневная мужская гонка была проведена в 1938 г. – 232 км от Ярославля доМосквы. Победил Дмитрий Васильев — 18 час 41мин 02сек.
Рекорд первого лыжноговека по количеству побед на чемпионатах страны установила Галина Кулакова — 39золотых медалей. Спортивные достижения Галины Кулаковой вознагражденыМеждународным олимпийским комитетом Олимпийским серебряным орденом. Попредставлению Олимпийского комитета России первый среди наших соотечественниковмеждународный приз Кубертена присужден Раисе Сметаниной — лидеру мировой элитылыжников. Участница пяти Олимпиад, восьми чемпионатов мира Раиса Сметанинаустановила еще один уникальный рекорд спортивного долголетия — на 5-ойОлимпиаде золотой медалью была увенчана в 40 лет.
Известные в настоящеевремя виды и дисциплины лыжного спорта дифференцируют на олимпийские, неолимпийские и показательные.
Олимпийские виды лыжногоспорта включены в программу Зимних Олимпийских Игр, которые проводят с 1924 г.К ним относятся: лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье,горные лыжи, биатлон, фристайл, сноуборд.
К не олимпийским видамотнесены те упражнения на лыжах, которые утверждены соответствующейМеждународной лыжной федерацией и имеют юридический статус вида лыжного спорта.
Не олимпийские видыспорта: спортивное ориентирование на местности, виндсерфинг, командная гонкачетырех биатлонистов, лыжный балет или фигурное катание на лыжах, лыжноедвоеборье-спринт, полеты на лыжах с трамплина, спуск на скорость (спидскинг),параллельный слалом. По этим видам спорта проводят официальные чемпионаты мира,Кубок мира, другие международные соревнования [6].
В лыжном спорте постояннопоявляются новые соревновательные упражнения, многие из которых по меревнедрения могут обрести официальный статус вида лыжного спорта, вплоть довключения в Олимпийскую программу они отнесены к показательным: буксировкалыжника, полеты на лыжах на дельтапланах, спуск с горных вершин, мини-лыжи; трюкина лыжах: прыжок на лыжах с обрыва с парашютом, прыжок на лыжах с самолета безпарашюта, спуск на скорость лыжника и автогонщика.
Олимпийским чемпионом влыжных гонках и в лыжном двоеборье стал норвежский лыжник Тарлиф Хауг. Впрыжках на лыжах с трамплина занял III место. Тарлиф Хауг первый в мире былудостоен звания «Короля лыж». На 16-ти последующих играх повторить и тем болеепревзойти рекорд первого в мире «Короля лыж» не смог ни один олимпиец. За своипобеды на лыжне Хауг был удостоен 10 Королевских Кубков. В знак необычайныхспортивных заслуг суровые и немногословные норвежцы впервые в мире воздвиглиТарлифу на его родине прижизненный памятник.
Рождение русского «Королялыж» состоялось на XX чемпионате мира в Фалуне (Швеция, 1954г.). Им стал 24-летнийВладимир Кузин, победивший на дистанциях 30 и 50 км и лыжном марафоне. Чемпионувручили большой серебряный «Королевский кубок» и удостоили звания «Король лыж».
Советские спортсменывпервые приняли участие в VII Зимних Олимпийских играх в итальянском Кортинад`Ампеццо, в 1956 г. Первое участие увенчалось победами мужчин в эстафете 4х10км и женщин на дистанции 10 км. Владимир Кузин, Николай Аникин, Павел Колчин иФедор Терентьев, а также Любовь Козырева — первые среди наших лыжниковолимпийские чемпионы.
За годы участия вОлимпийских играх лыжники-гонщики СССР-СНГ среди пяти ведущих национальныхкоманд мира (Финляндии, Норвегии, Швеции, Италии) демонстрируют завиднуюстабильность лидера на самом высоком уровне.
Феноменального,беспрецедентного в олимпийской истории успеха добились российские лыжницы наXVIII зимних Олимпийских играх а Нагано, выигравшие на сложнейших трассах вХакубе все пять гонок. Три золотые — две за победы в индивидуальных гонках иодну в эстафете, а также серебряную и бронзовую медали привезла из ЯпонииЛариса Лазутина. Обладательница трех золотых медалей Игр-98 Л. Лазутина былаотмечена высшей национальной государственной наградой — Золотой звездой «ГеройРоссии». В 1994 г. этой же наградой была удостоена шестикратная олимпийская чемпионкав лыжных гонках Любовь Егорова.
Подлинным открытием XVIIIзимних Олимпийских игр в Нагано стала Юлия Чепалова. На первой в своей жизниОлимпиаде победила в гонке на 30 км. Первую золотую медаль для российскойкоманды завоевала Ольга Данилова на 15км дистанции.
«Ни одна победа недавалась мне так тяжело, как эта», — скажет самый титулованный олимпиец средимужчин-гонщиков норвежец Бьорн Дэли после завоевания восьмой золотойолимпийской медали в 50км гонке в Нагано.
Долгих 34 года ждала этойпобеды Мики Мюллюля в гонке 30 км, великая лыжная держава Финляндия. Со временЭэро Мянтюранты, сделавшего на Олимпиаде 1964 г. в Инсбруке победный дубль(тогда выиграл 15 и 30 км) у финнов ни один мужчина так и не смог подняться навысшую ступень пьедестала почета. Финляндия дала миру выдающихся лыжников В.Хакулинен, Ээро Мянтюранта, Юха Мието, Марье Матикайнен, Марье Люккаринен и др.
В 1998 г. в ЦентральнойФинляндии, в Вуокатти, в поселке с населением в две с половиной тысячи человексооружен первый в мире лыжный тоннель. Открыв стеклянную дверь, прямо с летнейжары Вы оказываетесь в царстве холода. Скорость, музыка, неправдоподобногромкий звук шуршащего снега. Ощущения — непередаваемые. Пятикратнаяолимпийская чемпионка Лариса Лазутина уже провела в Вуокатти один из своихлетних сборов. Тренировками на искусственном «подземном» снегу осталасьдовольна. Еще больше впечатление вызывают трюковые номера на лыжах. В высшейстепени рискованный прыжок на лыжах с самолета без парашюта совершил с высоты3000 м австриец Эрик Фельбермайер. Приземлился он на склоне крутой горы сточным расчетом [21].
Со временем трюкиумельцев-одиночек начинают осваивать несколько спортсменов, организующих первыесоревнования, некоторые из них, от трюкового начала достигают олимпийского рейтинга.Так было с фристайлом.
Современный лыжный спорт- это 39 лыжных дисциплин на Олимпийских играх а Нагано, 26 соревновательныхупражнений на лыжах, ожидающих олимпийской прописки, а также более 20утверждающихся в статусе «вида спорта» упражнений. СССР. В І зимней Спартакиаденародов СССР вышло на старт около 10 миллионов спортсменов. Спартакиады сталипроводиться регулярно, и количество участников все время увеличивалось. Большоезначение для развития советского спорта, в том числе лыжного, имело постановлениеЦК КПСС и Совета министров СССР 1966 год “ О мерах по дальнейшему развитиюфизической культуры и спорта”, которое определило основные направления вфизкультурной и спортивной работе в нашей стране на ближайшее время. В годыувеличился выпуск специалистов по лыжному спорту, повысилась их квалификация.Значительно расширились научные исследования по проблеме методики спортивнойтренировки в лыжном спорте, обучение и совершенствование техники способовпередвижения на лыжах. В 1966 году прошла ІІ зимняя Спартакиада народов СССР, вней приняло участие около 12 миллионов человек. Возросла не только массовость,но и спортивное мастерство лыжников. Так в финальной части Спартакиады полыжным гонкам приняло участие 549 спортсменов, из них 5 заслуженных мастеровспорта, и 1 мастер спорта международного класса, 303 мастера спорта, 88кандидатов в мастера спорта, 152 спортсмена первого разряда. Старты Спартакиадыпоказали рост мастерства молодых спортсменов.
Советские спортсмены завремя участия в семи зимних Олимпийских играх (с 1956 по 1980 годы) завоевалипо различным видам лыжного спорта 68 медалей, из них 27 золотых, 17 серебряныхи 24 бронзовые. Наибольшего успеха добились лыжники-гонщики: у них на счету 50медалей (19 золотых, 13 серебряных и 18 бронзовых)- и биатлонисты: 14 медалей(7золотых, 3 серебряных и 4 бронзовые) [2].
2.2 Физкультурноезанятие как основная форма организации обучения физическим упражнениям
2.2.1 Понятиефизкультурного занятия
Физкультурноезанятие - этоведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательнымумениям и навыкам.
Эта форма работы являетсяведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создаетблагоприятные условия для усвоения общих положений, содействуют развитиюразносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременносо всеми детьми позволяют обеспечить сознательное освоение материала, подвестидетей к обобщениям связанным с овладением двигательными действиями и ихиспользование.
Для проведения занятия воспитательподбирает физические упражнения, определяет их последовательность, готовитоборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиеническихусловий, за одеждой детей.
2.2.2 Значениефизкультурного занятия
Значение:
1. В процессе физкультурныхзанятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные,образовательные, воспитательные задачи
2. занятиефизкультурой способствуют формированию у дошкольников навыков учебнойдеятельности
3. развивается удетей оценочное суждение, достижение хороших результатов на виду у всех детейвселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение
4. успешное решениеобразовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительнойнаправленности физкультурных занятий
5. обеспечениедвигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на всеорганизмы
6. на физкультурныхзанятиях дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждойгруппы движений
В 70-е годы XX векахисследования А.В.Кенеман и Г.П.Лесковой убедительно доказали, что в ходеобучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнениядвижений, чтобы формирование двигательных умений и навыков, осуществлялось нетолько через большое количество повторений, но и влияло на быстроту усвоениядвижений через реализацию принципа сознательности в обучении. В связи с этимданные занятия получили название физкультурные, предусматриваютпередачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений,выработанной человечеством.
2.2.3 Типыфизкультурных занятий
В детском саду проводятсязанятия различного типа. В основу их классификации могут быть положеныследующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведенияфизических упражнений.
Для осуществленияпрограммы по физической культуре намечаются различные типы физкультурныхзанятий [22].
1. Традиционный:обучающий, смешанный, и вариативный характер.
•Обучающий характер — ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам иупражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений ит.д.)
• Смешанный: разучиваниеновых и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденногоматериала
• Вариативный: основано на хорошо знакомомматериале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий(вподвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах)
2. Игровой: наоснове разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов
3. Сюжетно-игровой:содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию отражающую в условной формеокружающий мир ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений иупражнений общеразвивающего воздействия (“Путешествия”, “Цирк”, “Зоопарк”)
4. Тренировочный:направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей.Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений,элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитиебыстроты реакции, ловкости, выносливости.
5. С использованиемтренажеров и спортивных комплексов: включено лазанье по канату,гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках “ Здоровье”, сгантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка-цель: научитьдетей самостоятельно пользоваться тренажерами, пользоваться приемамисамостраховки.
6. Ритмическаягимнастика: под музыку с включением ходьбы, бега, прыжков, танцевальныхдвижений, хорошо освоенных детьми.
7. Занятие поинтересам: развитие двигательных умений и навыков, творчества детей.
1 зона: мячи разных типови размеров: набивные (весом 0,5 кг), массажные, теннисные.
2 зона: обручи разныхразмеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли.
3 зона: полосапрепятствий (гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, маты, дуги разныхразмеров, батуты)
4 зона: тренажеры разныхтипов: “Велосипед”, “Бегущая дорожка”, диск “Здоровье”
5 зона: комплекс дляспортивных игр (бадминтон, городки, теннис, мяч баскетбольный).
Через 5-6 минут смена сдетьми двигательной зоны. В течении занятия дети проходят все двигательныезоны.
8. Тематический: посвященоодному виду физических упражнений (лыжи, баскетбол, настольный теннис,бадминтон).Добиваться хорошего качества выполнения заданий.
9. Комплексный:синтезирование разных видов деятельности (игровые: “Кто больше собрал”, “Соберипо форме, цвету, парами).
10. Контрольно-проверочный:итоговый зачет: оценка физических качеств и двигательной подготовленностидетей, 3-4 раза в году. Воспитатель групп, методист. Анализ динамики освоениядетьми основных движений, физических качеств.
11. Туризм:на воздухе, в лесу, парке. Закрепление двигательных умений и навыков вестественных условиях.
Типы физкультурныхзанятий характеризуются большим разнообразием, также можно выделить занятия посодержанию:
1. Гимнастика иподвижные игры
2. обучениеспортивным играм и элементам спортивных игр
3. развитиеориентирования
4. занятия-походы(элементарный туризм).
Если в основуклассификации положить образовательные задачи и рассмотреть занятие с точкизрения соотношения нового и знакомого материала, можно выделить следующие типы:
1. Занятия смешанного типа, на которыхразучиваются новые упражнения и закрепляют навыки в уже освоенных движениях
2. Занятия, целиком построенные назнакомых физических упражнениях и направленные на закрепление двигательныхнавыков
3. Занятия контрольного и учетногохарактера, на которых проверяются знания, уровень развития двигательных навыковфизических качеств детей, их умение играть в подвижные игры [1].
2.3 Занятие по лыжнойподготовке — одна из нетрадиционных форм обучения физическим упражнениям детейсреднего дошкольного возраста
Ходьба на лыжах оказываетвлияние на физическое развитие ребенка в целом и закаляет его. В процессезанятий усиливается функциональная деятельность внутренних органов, развиваютсямышцы, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, адвижения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца илегких. Обучение ходьбе на лыжах постоянно влияет на формирование свода стопы иосанки. По данным мониторинга за состоянием здоровья детей 4-5 лет во времязанятий на лыжах выявлены благоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистойсистемы. Чистота сердечных сокращений увеличивается в конце основной частизанятия на 50-70% по отношению к исходному уровню. Самая высокая нагрузка, какправило, достигает в занятиях соревновательного характера (пульс возрастает на80%). В заключительной части занятия он снижается до исходного уровня(превышает его лишь 5-10%). О характере физической нагрузке и ее влияние наорганизм ребенка судить и по внешним признакам. Как правило, наблюдаетсяпокраснение лица, значительно потливость, слегка учащенное дыхание, хорошееобщее самочувствие. Благодаря регулярным занятиям на лыжах (1-2 раза в неделю)здоровье детей улучшилось. В основу содержания занятий положена методика М.П.Голощекиной. Проведению лыжных прогулок и занятий с детьми среднего дошкольноговозраста предшествовала тщательная подготовка: беседы, упражнения (ходьба наносках, на наружных краях стоп, по узкой дорожке, приседания, пролезания,имитационные упражнения “Лыжники”), с правилами пользования лыжным инвентарем,гигиеническими требованиями [5].
Ходьба на лыжах вызываетактивные действия крупных мышечных групп. Размашистая амплитуда движений,постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабление мышц способствуетразвитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособностисердечно-сосудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечиваетинтенсивную работу сердца и легких. Как показывают наблюдения врачей ипедагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнеефункционируется организм. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет наформирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние наформирование осанки ребенка. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполнезакономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляютсяпочти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятийпроисходит значительное развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки).
Благодаря регулярнымзанятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. Лыжные занятияи лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка:
1) создание интереса илюбви к систематическим занятиям
2) развивать смелость
3) решительность
4) приучать преодолеватьтрудности и препятствия
5) воспитывать чувстводружбы, коллективизма и взаимопомощи
Физическое воспитаниедетей играет важную роль в общем воспитательном процессе. Необходимо проводитьсистематическую работу с детьми, чтобы вызвать интерес к утренней гимнастике,подвижным играм, летним и зимним видам спорта, и к самостоятельной спортивнойдеятельности. Очень важно при этом создавать условия для занятия физическойкультурой. Потребность в движении характерна маленькому ребенку. В летнийпериод имеется много возможностей для того, чтобы ее удовлетворить. Азимой…Большинство детских игровых площадок, в зимний период находятся подснегом. Расчищаются только дорожки, и если они не посыпаны песком, то детимогут там играть, кататься на санках.
Немаловажно, чтобыребенок уже с малых лет умел ходить на лыжах, тогда он может принимать участиев походах.
Непосредственнуюподготовку детей среднего возраста к обучению ходьбе на лыжах начинать сподводящих движений. На занятиях физической культурой нужно развивать чувстворитма, равновесия, а также правильную координацию движений рук и ног.
Упражнения вравновесии:
1. Ходьба погимнастической скамье
2. Наклоны туловища
3. Упражнения соскакалкой
4. Перешагиваниечерез предметы
Упражнения дляукрепления стопы:
1. Ходьба на носках
2. Сгибание и выпрямлениепальцев ног
Упражнения дляразвитии координации движений рук и ног:
Попеременное выставлятьвперед на носок правую и левую ногу
С детьми предварительнодолжен быть проведен комплекс упражнений, направленных на формирование чувстваравновесия, и ритма:
● подъем правой илевой ноги с лыжей
● шаг в сторонуправой и левой ногой (лыжи должны быть параллельно)
● и.п.
● ходьба вперед попрямой
● ходьба по двое,взявшись за руки, под ритмический счет или хлопки воспитателя [20].
После того как детиовладели умением сохранять равновесие на лыжах, нужно научить детейпередвигаться. В детском саду обучение передвижению на лыжах начинается совторой младшей группы, но если есть условия, то можно начинать ходьбу на лыжахс детьми раннего возраста. Сначала обучают детей ходьбе на лыжах ступающим шагомбез палок. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм, подготавливаетк освоению более сложных лыжных ходов. Кроме того, при ходьбе без палок, легчесосредотачивать внимание на положение ног, на координацию движений, насохранение равновесия. Ранее же использование палок приучает детей “висеть” наних. Прежде всего, воспитатель учит детей и.п. (стойка лыжника): ноги на ширинеступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище немного наклоненовперед, руки полусогнуты и опущены, взгляд обращен вперед. Освоению стойкилыжника и основных элементов передвижения на лыжах помогают подготовительныеупражнения (как без лыж, так и на лыжах — поочередное поднимание ног,переступание в стороны), а также имитация разных способов ходьбы на лыжах.
Для обучения скольжениюможно использовать такие игры как: “ кто сделает меньше шагов до синегофлажка”. Дети среднего возраста усваивают новый способ передвижения — ходьбу налыжах, используя навыки простой ходьбы. При этом ребенок держит туловище прямо,нога заметно сгибается в колонне. Ребенку данного возраста трудно сохранятьравновесие в движение.
Характеристика техникиходьбы на лыжах
При передвижении на лыжахвыполняется динамическая работа, которая характеризуется строго повторяющимися,одинаковыми по структуре движениями. В процессе формирования двигательногонавыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств. Они направляютдвижения, корректирующие их в пространстве и времени, способствуют созданиюкомплекса разных ощущений. Кроме того, в ходьбе на лыжах особенно важноовладеть тонкими специфическими ощущениями для того вида движений, как “чувствоснега”, “чувство лыж”. “Чувство Лыж” в начале обучения определяется ребенкомкак непривычная тяжесть в ногах, тормозящая свободное передвижение вперед.Движение лыжника отличаются большим разнообразием и сложной координацией,требуют быстрой ориентировки в пространстве и времени, быстрой реакции насигнал. Ходьба на лыжах развивает функцию равновесия, что приводит к болеесовершенному овладению и управлению движениями [3].
Прежде чем говорить обобучении детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах, необходимо уточнитьосновные способы передвижения, спусков, спусков, подъемов, торможения,поворотов.
Ступающий шаг — ходьба на лыжах с поочереднымприподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу, правая рукавыносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклоненовперед.
Скользящий шаг — скольжение на лыжах с поочереднымотталкиванием то левой, то правой ногой.
Попеременныйдвухшажный ход — циклпередвижения состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименнойногой и рукой с палкой. Одновременно с началом толчка нужно перенести вес телана скользящую лыжу. Заканчивается толчок полным разгибанием ноги во всехсуставах, после чего все мышцы расслабляются. Отталкивание выполняется сильным,но плавным движением. Лыжа как бы протаскивается толчковой ногой назад. Послетолчка — скольжение на одной лыже. Одновременно нога, закончившая толчок,выносится вперед. Во время скольжения опорная нога готовится к толчку, для чегоона несколько сгибается в коленном и голеностопном суставах. С окончаниеммахового выноса ноги скользящая лыжа останавливается, и цикл повторяется снова.Рука для толчка ставится впереди несколько согнутой в локтевом суставе. Палканемного наклонена впереди. Давление на палку осуществляется одновременно с ееопусканием. Заканчивается толчок резким разгибанием всех суставов руки, послечего все мышцы расслабляются, и рука свободно выносится вперед.
Повороты на лыжах выполняются на месте и вдвижении. Различают повороты переступанием вокруг задников иносков лыж. При переступании влево вокруг задников лыж слегка поднимается носоклевой лыжи и отводится в сторону приблизительно на 25-30◦. Поворотмахом в работе с детьми дошкольного возраста используется редко. Этотповорот можно выполнять направо или налево на 180◦. Поворотпрыжками, и особенно поворот в движении (рулением, махом), в работе сдошкольниками не используется
Подъемы по направлению движения различаютподъемы: прямо, наискось, зигзагом; по способу движения — попеременным ходами(скользящим и ступающим шагом), “лесенкой”, “полуелочкой”, и “елочкой”. Напологих склонах применяется подъем ступающим или скользящим шагами. Детямдошкольного возраста доступен подъем “полуелочкой”. В этом случае лыжа ставитсяпод углом по направлению движения, носком наружу, на внутренние ребра. Подъем“елочкой” для дошкольников не рекомендуется.
Спуски — можно выполнять прямо и наискось изисходных положений — в основной, высокой, низкой стойках. Основная стойкаприменяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности;низкая-для увеличения скорости, высокая – на пологих склонах для отдыха мышцног.
Торможение — выполняется “плугом”, “упором”(“полуплугом”), и боковым соскальзыванием. При торможении “плугом” лыжник смыкаетноски лыж и разводит задники. Лыжи ставятся на внутренние ребра. Применяется“плуг” для торможения на пологих склонах. Торможение “упором” (“полуплугом”)применяется на равнине после проката и на “косом” спуске. Вес тела переноситсяна одну лыжу, другая лыжа ставится под углом, задником наружу. Носки лыжсмыкаются, колени сгибаются и несколько сближаются.
Основные методыобучения детей ходьбе на лыжах являются:
● наглядные-показ физических упражнений,слуховые, зрительные, непосредственно помощь воспитателя и других
●словесные — описаниедвижений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда
● практические методы — повторениедвижений, применение элементов соревнования, при котором осуществляетсяорганическая взаимосвязь между первыми и вторыми сигнальными системами.
Хорошо использоватьобразные сравнения, имитации, когда дети не просто выполняют движения,стараются подражать определенному образцу. Особое место занимают предметныеориентиры с целью регулирования движений в пространстве.
Большая роль отводитсявоспитателю, он должен не только хорошо представлять себе движения в целом, нои уметь выполнять его правильно и красиво. Лучше всего занятия проводить всредней климатической полосе занятия проходят при температуре воздуха -8-12 С◦,полном безветрии и сухом, рассыпчатым снеге. Нередко при температуре воздуха-3-5С◦ и сильном ветре занятия с детьми оказываются невозможным, так каксильный ветер способствует потере тепла организмом. Необходимо учитыватьатмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенкаполучает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическомсостоянии ребенка, учащается пульс, дыхание, которые дольше обычного невозвращаются к исходным величинам.
Продолжительность лыжныхзанятий в большей степени зависит от свойства снега, и от состояния лыжни.Самый лучший снег-это давно выпавший и несколько слежавшийся. Большоеколичество снега утомляет детей, затрудняет их ходьбу на лыжах. Вместе с этимухудшается координация движений, дети с трудом удерживают равновесие, часто падают[17].
Лучшее время для ходьбына лыжах с детьми – 10-12 часов дня. Занятие в эти часы (часы прогулок)укладывается в режим детского учреждения. Загородные лыжные прогулки проводятсяв это же время.
С детьми 4 лет занятие проводится вначалеподгруппами по 10-15 человек, постоянно вовлекаются все дети. Возрастная группа Продолжительность занятий, в минутах Число занятий в неделю Общее число занятий за зимний сезон Младшая группа 10-15 1-2 10-14 Средняя 15-20 1-2 12-16 Старшая 20-30 2 18-20 Подготовительная к школе 30-35 2-3 20-25
Необходимо большоевнимание уделить выбору площадки для занятий. Лучшее место для этого — парк,сквер, лесная поляна, защищенная от ветра, или участок детского сада. На этомучастке надо сделать лыжню-100-150 метров с закругленными углами. Желательноиметь здесь же небольшой склон спусков. На учебном склоне должно быть место дляспуска и на расстоянии 3-5 метров от него — подъема.
Если занятия проводятсяна учебной лыжне, то воспитатель находится в середине круга, а если на склоне,то место воспитателя на середине круга.
Занятие состоит их трехчастей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводнойчасти является подготовка организма к выполнению предстоящей физическойнагрузки, так называемое “разогревание” организма. Предварительно“разогревание” позволяет ребенку быстрее овладеть “чувство лыж” и “чувствоснега”, является как бы психологической подготовкой к выполнению последующихзаданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональныйтонус.
Задачами основнойчасти занятия является обучение элементам техники передвижения на лыжах,совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так, восновной части дети шести лет ходят по лыжне на расстоянии от 30 до 100 метров.Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самымбыстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях. В основнойчасти занятия проводятся упражнения (ходьба под воротцами, ходьба сприседанием, с хлопками, поворотами, скольжением и перебежкой). Занятиестроится с учетом нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшуюфизическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры лыжника:“кто скорее до флажка?”.
Задачей заключительнойчасти занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов,организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительнойчасти, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа [20].
Профилактикатравматизма
При проведении занятий налыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. Каковы же причиныдетского травматизма при обучении детей ходьбе на лыжах?
Основной причинойявляется отсутствие последовательности во время обучения. Выполнениенепосильных детям упражнений или быстрый переход от простых и легких упражненийк сложным и трудным часто ведет к травмам. Нельзя, например, разрешать детямспуск с высоких, крутых склонов, предварительно не отработав движения напологом склоне или даже на ровном месте.
Не менее важной причинойтравм является недостаточность общей физической подготовленности ребенка. Сэтой целью самым главным в профилактике травматизма является укрепление мышц стопыи голеностопного сустава в подговительном периоде. Систематические занятияфизическими упражнениями укрепляют стопу ребенка, позволяют твердо стоять наузкой площади опоры.
Необходимо такжеучитывать индивидуальные особенности ребенка, его подготовку к занятию,обращать внимание на утомляемость ребенка, понижение работоспособностиорганизма, ухудшение координации движений, ослабление внимания и нарушениедисциплины. Этим увеличивается опасность травм.
Одной причинойтравматических повреждений является недостаточное внимание к выбору местностидля занятий с детьми.
Прежде чем проводитьзанятия на лыжах, надо тщательно выбрать место для лыжни и особенно для спусковсо склонов. Это место должно быть ровным, без скрытых под снегом выбоин, канав,камней, кустов.
Особой осторожноститребует обучение детей передвижению на лыжах с лыжными палками. Воспитатель долженпомнить, что лыжные палки можно давать ребенку, уже овладевшему навыком ходьбына лыжах без палок.
Немаловажное значение впрофилактике травматизма имеют одежда и обувь ребенка, которые должны отвечатьособенностями лыжных занятий и метеорологическим условиям [5].
После болезни ребенокдопускается к занятиям на лыжах только по разрешению врача детского сада, а внекоторых случаях необходим осмотр врачом-специалистом.
Научно-исследовательскийинститут педиатрии рекомендует детей, перенесших острые заболевания,освобождать от занятий физическими упражнениями на следующие сроки:Вид заболевания Освобождение от занятий
Острый катар верхних дыхательных путей
6-10 дней
Острый бронхит
6-10 дней
Ангина
10-15 дней
Грипп
2 недели 1 месяц
Острый отит
2 недели 1 месяц
Скарлатина
2 недели
Таким образом, ходьба налыжах с учетом возрастных особенностей создает условия для организмаправильного расхода физической нагрузки, у детей снижается количествозаболеваний, дети должны систематически посещать лыжные прогулки с родителями ивоспитателем, так как лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевыхкачеств ребенка.
2.4 Учебно-методическиекомплексы по лыжной подготовке для детей среднего дошкольного возраста
Учебно-методическийкомплекс – этосовокупность всех Учебно-методических документов (планы, программы, учебныепособия) представляющих собой проект системного описания Учебно-воспитательногопроцесса, который впоследствии будет реализован на практике: являетсядидактическим средством управления подготовкой специалистов.Учебно-методический комплекс является комплексной информационной модельюпедагогической системы (словарь С.М.Вишнякова «Профессиональное образование»).
Учебно-методическийкомплекс по лыжной подготовке включает в себя:
1. Планы-конспектызанятий по лыжной подготовке
2. Графическоеизображение техники передвижения
3. Сборник игр на лыжах
4. Стихи о зиме
5. Загадки
6. Считалки
7. Пословицы и поговорки
Цель: формирование физических качеств удетей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Образовательные:
— Развивать у детей ОДА
— Развивать у детейбыстроту, ловкость, выносливость.
2. Оздоровительные:
— Формировать у детейправильную осанку, укреплять свод стопы
3. Воспитательные:
— Воспитывать у детейвнимание, сосредоточенность, выдержку
Приложение №1. Планы-конспекты занятий по лыжнойподготовке
Развивают у детейдинамическое равновесие, быстроту, ловкость, выносливость.
Приложение №2. Графическое изображениетехники передвижения
Эти изображения помогутдетям правильно овладеть техникой передвижения налыжах.
Приложение №3.Сборник игр на лыжах
Игры на лыжах оченьнеобходимы детям для охраны и укрепления здоровья, также для развития такихфизических качеств как: быстрота, ловкость, выносливость.
Приложение №4. Стихи о зиме
Привитие детям любовь кхудожественному слову. Художественная литература развивает у ребенка мышление ивоображение, обогащает эмоции. У детей расширяется воспитательное,познавательное и эстетическое представление об окружающем мире.
Приложение № 5. Загадки
Загадки способствуютразвитию у детей наблюдательности и пытливости, формированию поэтическоговзгляда на действительность. Загадки вызывают у детей положительные эмоции.Загадки используются, чтобы сосредоточить внимание детей. В сборник загадок включенырусские народные загадки, народные загадки советского времени, а также загадкисоветских авторов.
Приложение №6. Считалки
Считалки развивают удетей в свою очередь память, речь, мышление, воображение.
Приложение №7. Пословицы и поговорки
Пословицы и поговоркиразвивают у детей нравственные качества.
Таким образом, можносказать что, Учебные-методические комплексы способствуют на развитие физическихкачеств ребенка, развивают у детей память, речь, мышление и воображение, такжеспособствуют развитию наблюдательности. Учебно-методические комплексы могутбыть использованы руководителями физического воспитания, воспитателями даннойвозрастной группы и все те, кто желает познакомиться с УМК.
Заключение
Каждый задумывается,наверное, что за последние годы так расширился круг людей, страстно,заинтересованных проблемами воспитания детей дошкольного возраста. К.Д.Ушинский, В.В. Гориневский работали над изучением проблемы развития теориифизического воспитания ребенка в Царское время. Д.В. Хухлаева, которая работаланад развитием системы физического воспитания ребенка в советский период.
В данной выпускнойквалификационной работе раскрыты такие проблемные вопросы, как психофизическоеразвитие детей, особенности среднего дошкольного возраста, особенности психическогоразвития, особенности физического воспитания детей дошкольного возраста, лыжнаяподготовка в системе обучения детей среднего дошкольного возраста физическимупражнениям. В практической части разработаны Учебные-методические комплексы полыжной подготовке для детей среднего дошкольного возраста, в УМК включены:
1. планы-конспектызанятий по лыжной подготовке
2. графическиеизображения на лыжах детей дошкольного возраста
3. сборник игр на лыжах
4. стихи о зиме
5. загадки
6. считалки
7. пословицы и поговорки
Физкультурные занятия какосновная форма организации обучения физическим упражнениям. В ходе работы быловыяснено, что ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитиедетей, закаливания организма, развитие быстроты, выносливости, координации. Ходьбана лыжах способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопныхсуставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательнуюсистемы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени. Длительноеритмичное чередование напряжения и расслабления хорошо тренируетработоспособность сердечно-сосудистой и нервной системы, а влияние свежеговоздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания. Ходьба на лыжахвызывает активное действие крупных мышечных групп. Размашистая амплитудадвижений, создает благоприятные условия для работоспособностисердечно-сосудистой системы и нервной систем, также лыжная подготовкаобеспечивает интенсивную работу сердца и легких. Занятие по лыжной подготовкеположительно влияет на формирование свода стопы, и оказывают влияние наформирование осанки. Благодаря регулярным занятиям у детей уменьшаютсяпростудные заболевания. Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметноповышают сопротивляемость организма, положительно сказываются на умственной ифизической работоспособности. Во время занятий на лыжах успешно воспитываютсяважнейшие морально-волевые качества: смелость, настойчивость,дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему,так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средствофизического воспитания для детей любого возраста, состояния здоровья и уровняфизической подготовленности.
И в заключении хотелосьбы отметить, что данная выпускная квалификационная работа дала мне многое:
1) расширенытеоретические знания в области психологии и возрастной анатомии.
2) расширены творческиеспособности по разработке Учебно-методических комплексов по лыжной подготовкедля детей среднего дошкольного возраста
Надеюсь, чторазработанные Учебно-методические комплексы по лыжной подготовке, будутпомогать в дальнейшей педагогической деятельности воспитателя с детьми поформированию у детей навыков ходьбы на лыжах (скользящим, ступающим шагом испусков с пологих склонов). Большое значение имеет изученная по данной темелитература, она дала возможность более глубоко разобраться в таких вопросахкак: физкультурные занятия как основная форма организации обучения физическимупражнениям, особенности развития лыж и лыжного спорта. Ведь воспитатель играетглавную роль в воспитании морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса илюбви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость,решительность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитываютчувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
Список литературы
1. Адашкявичене Э.Й.Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
2. Бутин И.М. Лыжи иконьки детям. – М.: Просвещение, 1990.
3. Вавилова Е.Н.Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 1990.
4. Воспитание иобучение детей 5 года жизни. Под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1992.
5. Голощекина М.П.Лыжи в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
6. Доман Г.Г. Каксделать ребенка физически совершенным. – М.: Просвещение, 1998.
7. Закон обобразовании. – М.: 1992.
8. Зверев И.Д. Книгадля чтения по анатомии физиологии и гигиены. – М.: Просвещение, 1992.
9. Качашкин В.М.Методика физического воспитания. – М.: 1992.
10. Конституция РоссийскойФедерации. – М.: 1993.
11. КОПС К.К.Упражнения и игры лыжника. – М.: Физкультура и спорт, 1993.
12. Лысова В.Я.,Яковлева Т.С., Защепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения длядошкольников. – М.: 1999.
13. Региональный(национально-региональный компонент) государственного образовательногостандарта, дошкольного, начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования Свердловской области. – Екатеренбург.: 2005.
14. Рунова М.А.Обучение детей ходьбе на лыжах. // Дошкольное воспитание. 2003, №2.
15. Осокина Т.И.Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
16. Психологиядошкольника. Хрестоматия / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр Академия,1997.
17. Фельденкрайз М.Н.Осознание ребенка через движение. – М.: 2000.
18. Физическоевоспитание детей дошкольного возраста. Сост. Луури Ю. Ф. – М.: Просвещение,1992.
19. Фролов В.Г., ЮркоП.П., Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1983.
20. Хухлаева Г.В.Занятия по физической культуре с детьми с 4-5 лет. – М.: Просвещение, 1992.