Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КафедраФилософии
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
поПолитологии на тему: «Структура политического сознания»
Работу выполниластудентка
Факультет: Специальность:
Номер группы:
Номер личного дела:
Преподаватель:
МОСКВА-2009
Содержание
1. Понятие «политическое сознание», его структурныекомпоненты.
2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы,функции и особенности формирования.
3. Объясните смысл запрета на создание государственнойидеологии, записанного в Конституции РФ.
1. Понятие«политическое сознание», его структурные компоненты
Вполитической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведенияразнообразных субъектов и все иные проявления активности человеканепосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств ииных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупностьчувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных иподсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения сполитическими структурами, является «политическое сознание». То есть,политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека,на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмамвласти и выполнения в политике присущих ему функций.
Политическоесознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражаетсявосприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следуетотметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п.,включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственнойпозиции.
Политическоесознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительнымэтапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможнымполитическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можноохарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение,влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность идеятельность.
Политическоесознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейшихфункции:
когнитивную(т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний длявыполнения и модификации функций политических субъектов); коммуникативную (т.е.функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и синститутами власти); идейную (т.е. функцию осознания заинтересованностисубъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира).
Политическоесознание, будучи вплетено в различные виды деятельности, внутреннеструктурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В настоящеевремя вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическуюдеятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур:
гносеологической(когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического сознания сточки зрения достоверности отражения ими реальной действительности. Инымисловами, гносеологическая структура сознания предполагает, что все воззрениясубъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полнотыотражающие различные стороны мира политики. В данном аспекте рассматриваются:вопросы соотношения политической истины и лжи, заблуждения политическогоинтеллекта и силы его проникновения в тайны политического мира, соотношениямифологического, утопического и научного типов отражения и т.д.;
аксиологической,отражающей духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемостиили неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуреполитические представления интерпретируются как разнообразные суждения иоценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политикусубъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явленияодним субъектом (например, представителем демократического мировоззрения) могутоцениваться положительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы)отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет заполнять весь объемполитического сознания;
социологической(функциональной), характеризующей все элементы политического сознания с точкизрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессереализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках даннойструктуры описываются разные формы индивидуального, группового или массовогосознания, а с другой — компоненты процесса перемещения содержания мышлениячеловека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивыи т.д. В качестве наиболее обобщенных элементов политического сознания в данномсмысле рассматриваются политическая идеология и политическая психология, каждаяиз которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложнуюспецифическую роль.
Одним изважных компонентов политического сознания являются политические ценности. Посравнению с другими компонентами, в частности с политическими установками,ценности, как правило, рассматриваются как более фундаментальные ментальныеобразования, как абстрактные идеалы не связанные с конкретным объектом илиситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделяхповедения и идеальных конечных целях. Таким образом, ценности — это оценкаидеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, чтожелательно и необходимо.
Ценности— характеристика индивидуального сознания, имеющая ярко выраженную социальнуюприроду. Другими словами, можно сказать, что политические ценности — этоусвоенные, приспособленные индивидом (под влиянием личного интереса, ситуации ит.д.) социально-групповые представления. Эти представления усваиваютсяличностью в процессе социализации и формируют конкретные политическиеустановки.
Обращение к мифам вполитике в те или иные периоды исторического развития характерно для всехгосударств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическимиусловиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реальносуществующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать намассовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревшихи трудно разрешимых противоречий.
Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее своезначение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальнаядействительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются.
Замена одних мифовдругими — явление закономерное для периодов революций и реформаций. Онообъясняется тем, что политические цели меняются коренным образом и требуютобеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующихполитических акций со стороны народа.
Чем дальше обществопродвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятсямифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретаютактуальность и конкретную направленность, отвечающие потребностям времени. Мифыо «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргументлегитимации власти.
Интерес к мифам состороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э.Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю и др. Однакопредметом их изучения были мифы, относящиеся к сфере культуры. Разумеется,многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам, так как и те идругие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоциональноокрашенное восприятие мира, соединение реальности и вымысла, принятие мифа наверу без предварительной проверки и анализа его содержания.
Однако политические мифы— это совершенно иное явление и их нельзя рассматривать как неотъемлемую частьчеловеческой природы, изгнание которых из жизни людей обеднило бы ихсуществование.
Политическим мифамприсуще определенное противоречие,
С одной стороны, ониобладают особой устойчивостью, в основе которой находятся:взаимообусловленность мифа и массового сознания: миф творится и поддерживаетсямассовым сознанием, массовое сознание опирается на миф; живучесть элементовизначального сознания, которое оказывает значительное влияние на характервосприятия мифа и поведение (несмотря на интеллектуальную и культурнуюэволюцию); заинтересованность людей в политике и неспособность к обнаружению еемифологического характера; осознание возможности находить смысл собственнойжизни с помощью мифа. При стабильности политических систем существуютустойчивые (главные) мифы, предписывающие людям определенную систему ценностейи способы поведения (например, в США такими мифами является миф об американскойдемократии и свободном предпринимательстве).
С другой стороны, политическиемифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь взависимости от соответствующих потребностей.
Что же вызывает к жизниполитические мифы в наше время?
Во-первых, необходимойпредпосылкой продуцирования и репродуцирования мифов является наличиеколлективного массового сознания, именно через него усваиваются коллективныежелания, которые становятся фундаментом для создания политического мифа.
Во-вторых, для появлениямифов необходимо соответствующее психологическое состояние общества, наличиенапряженной ситуации, когда можно легко поверить в гонимых врагов и катастрофуи когда в это хочется верить.
Не случайно большинствоисследователей пришло к выводу, что существует определенная закономерность —политические мифы утверждаются наиболее легко в странах, где существуюткризисные ситуации, а люди не обладают достаточным уровнем политическойкультуры. В таких условиях усваиваются любые мифы, в том числе противоречивые,нелепые и утопичные.
2. Политическаяидеология и психология. Их основные элементы, функции и особенностиформирования
Наиболее влиятельными формами политического сознания являютсяполитическая идеология и политическая психология.
Политическая идеология как ориентированный на практическуюреализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственноеустройство и способы их регулирования может рассматриваться как своеобразнаяформа специализированного, интегрированного сознания или как «надстройка» надобщественной психологией.
Понятие «идеология» введено в научный оборот в 1796 г. А. Д. де Траси – лидером группы философов, названных в дальнейшем в докладе «Проектидеологии» идеологами. И в этом докладе, и в более позднем четырехтомномисследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологиюсистематизации идей выдающихся мыслителей нового времени – Ф. Бэкона, Д. Локка,Э.Кондильяка, К. Гельвеция и создать общую «теорию идей», или науку обидеологии.
Большое влияние на формирование различных подходов кидеологии в современной науке имела концепция немецкого социолога К. Мангейма,разработанная им в книге «Идеология и утопия» с близких к марксизму позиций.Идеология, по Мангейму, — это разновидность ложного, «апологетического»сознания, которое, будучи «трансцендентным» по природе, играет по отношению кдействительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Напротив,утопия по, по Мангейму, является «трансцендентной ориентацией» сознания,переходящей в действие и стремящейся взорвать существующий в данный моментпорядок. Такое противопоставление «консервативной идеологии» и «революционнойутопии» оказалось в конечном итоге несостоятельным.
Литература ХХ в., посвященная идеологии, способствовалатому, что этим понятием стали называть различные системы философии, социальныетеории, учения, различные типы верований, социальных мифов, придав ему темсамым чрезвычайно неясный, запутанный смысл. Термин «идеология» нельзя заменитьтермином «идея», поскольку его целесообразнее использовать для обозначения«превращения идей в рычаги социального действия». Идеологии отличаются отразличных идей, теорий и философских систем тем, что они всегда ориентированына действие, на соединение с практикой, тяготея таким образом к сфере политики.
Современная политическая идеология является многоуровневой.Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем:теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический(пропагандистско-просветительный) и актуализированный (житейский).
Для современного демократического общества характеренширокий спектр различных типов идеологии, начиная с крайне реакционных(неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных и кончая левымэкатремизмом.
Идеологической политической культурой специалисты называютспецифическую структуру индивидуальных и групповых ориентаций, вырабатываемых впроцессе перехода от традиционных обществ к секуляризированным общественнымформам, в рамках которых политика постепенно становится результатом переговорови рационально обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональныхстимулах.
Политическая психологиянередко имеет более существенное значение для политики, чем другие формыполитического сознания. Она представляет собой совокупность по преимуществуэмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей)политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.
Признание такогодуховного образования ориентирует научные исследования на переход отрассмотрения человека как носителя определенных политических функций, статусов,прав и доктрин к анализу его конкретных чувств и психологических механизмов,которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей. В этомотношении учитываются уже не свойства абстрактного «человека политического», аконкретные способности индивидуальных или групповых субъектов к межличностному(межгрупповому) общению и сплоченности, особенности их восприятия политическихявлений, интенсивность ожиданий, особенности темперамента (общительность,чуткость, тревожность сознания), механизмы привлечения внимания и внушения,подражания и заражения, структура предпочтений (социометрическая структура) идругие психические реакции.
О принципиальном значенииполитических чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. Например,Аристотель, полагая политику как форму общения государства и гражданина, писал,что правителям «… нужно знать настроения лиц, поднимающих восстания,… чемсобственно начинаются политические смуты и распри»; Декарт писал о шестичувствах, которые движут человеком в мире и власти; Макиавелли, утверждавший,что «править — значит заставлять людей верить», специально указывал, чторазличия в настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящихв государстве». Многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В.Вунд, Г. Лебон), описывали «психические эпидемии» (например, во времяреволюций), приступы народного самосуда, опьянение людей свободой или жаждоймести, массовые психозы и т.д.
Политическая психологияобобщенно характеризует подобные (от индивидуальных до массовых) аффекты. Приэтом она включает в себя как универсальные чувства и эмоции человека,специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь,ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политическойжизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам,чувства подвластности государству и т.п.). Однако различная роль этих чувств иэмоций предопределяет двоякое значение психологии в политической жизни.
С одной стороны, онавыступает тем духовным явлением, которое опосредует все разновидностиполитического мышления и поведения человека, придает форму всем субъективнымпроявлениям его мыслительной и практической активности. В этом отношенииполитическая психология представляет собой тот внутренний механизмпреобразования человеческих представлений, который органически вплетен вполитический процесс, но при этом может и не играть никакой самостоятельнойроли в поведении человека.
Неустранимость изполитической деятельности универсальных психических способов взаимодействия иобщения людей превращает психологию в своеобразный универсальный измерительвсей политики в целом. Иными словами, власть, государство, партии,разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления политикипредставляются как те или иные формы психологического взаимодействия людей. Всвязи с этим в политологии сложилось целое направление, представители которогоабсолютизируют роль психологических факторов. Они однозначно сводят все причинывозникновения революций и тираний, демократизации или реформированиягосударства и общества к психологическим основам политического поведения людей.Даже массовые политические процессы объясняются психологическими качествамииндивида или малой группы (Э. Фромм, Г. Олпорт, Е. Богарус и др.). В этомслучае «человек политический» понимается как продукт личностных психологическихмотивов, перенесенных в публичную сферу (Г. Лассуэлл). Сама же политикапрактикуется как «явление психологическое в первую очередь, а потом ужеидеологическое, экономическое, военное и др.».
С другойстороны, политическая психология представляет собой генетически первичную,эмоционально-оценочную реакцию политического сознания и тот специфическийдуховный фактор, который оказывает самостоятельное воздействие на выработкумотивов и политическое поведение человека, отличаясь при этом от влияния,например, его рациональных или ценностных побуждений. Как писал Й. Хейзинга,«непосредственные проявления страсти», создавая внезапные эффекты, способны«вторгаться в политическую жизнь в таких масштабах, что польза и расчет…отодвигаются в сторону». Общеизвестно, что спокойствие чувств, эмоциональноепривыкание людей к складывающейся в государстве ситуации является главнымфактором устойчивости режимов. Не случайно, как отмечает ряд российских ученых,«власть интересуют не мнения общества… а настроения», которые «могутохватывать миллионы.… Настроения, охватившего массу, достаточно, чтобы все изменилось».
3.Объятните смысл запрета на создание государственнойидеологии, записанного в Конституции РФ
В первой советской Конституции – Конституции РСФСР 1918 г. в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком,полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавленияэксплуататоров, установления социалистической организации общества и победысоциализма во всех странах. Кроме того, «руководствуясь интересами рабочегокласса в целом», советское государство лишало отдельных лиц и отдельные группылиц прав, которые использовались ими в ущерб интересам социалистическойреволюции. Поскольку среди этих прав значилась и свобода выражения мнений, тони о какой иной идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не моглобыть и речи.
Конституция СССР 1936 года предоставляла гражданамполитические права и свободы только «в целях укрепления социалистическогостроя». Это означало, что использование данных прав в иных целях критикисоциалистического строя и его идеологии, запрещалось.
Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологическогомногообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принциппрежде всего исключает возможность существования в России государственной илиобязательной идеологии. «Никакая идеология, — предусмотрено в Конституции, — неможет устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым вРоссийской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанноегосударством.
Установление в Конституции принципа идеологическогомногообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народовРоссии. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группамлюдей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения,распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств,активно способствовать их осуществлению путем разработки программныхдокументов, законопроектов и т.д.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии неозначает, что органы государственной власти действует не зависимо от каких-либоидеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе.Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологическиевоззрения в жизнь обуславливает активную борьбу социальных групп населения иполитических партий за выдвижение своих сторонников в различные органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путемактивного участия в избирательных кампаниях.
Список литературы:
1. Шестопал Е. Б. Политическаяпсихология. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007
2. Козлова Е. И., Катуфин О. Е.Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект.2009. – 608 с.
3. Традиционное политическоесознание: эволюция мифологем.- Екатеринбург: Ин-т философии и права УрО РАН,2005.