1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В историческом процессе можно выделить 3 этапа развития налогообложения:
Первыйпериод – возникновение первых элементов налогообложения (Древний мир, Средние века):
Налоги и механизмы ихвзимания находятся в зачаточном состоянии. Возникновение налогов связано спериодом становления первых государственных образований, когда появляетсятоварное производство, формируется государственный аппарат. Налоги существуют ввиде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Поданныенесут повинности личного характера (барщина, участие в походах), а такжеуплачивают налоги продовольствием, снаряжением для армии. Формы налогообложенияопределяются общественной потребностью. По мере развития и укреплениятоварно-денежных отношений налоги принимают исключительно денежную форму. Современем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержаниягосударства.
Второй период – развитие налогообложения, появления первых теорий иналоговых систем (Конец 17 века – 18 век)
Налогистановятся ведущим источником доходной части бюджетов. Происходит формированиепервых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую рольиграют акцизы, взимаемые со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушныйи подоходный налоги. Развитие демократических процессов в европейских странахнаходит свое выражение в вопросах установления и введения налогов. Правоутверждать все государственные расходы и доходы окончательно закрепляются запредставительными органами власти. Начинает формироваться научная теорияналогообложения.
Третий период– соверш-е налогообложения
(Начало19 века – Настоящие дни)
Количествоналогов уменьшается, значение права при их установлении и взиманииувеличивается. Постепенно в обществе с развитием финансовой науки происходитстановление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методикиналогообложения. Закладывается конструкция современной налоговой системы.
2. ОБЩИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
Теория обмена (Средние века)
Основанана возмездном характере нал-ния. Суть теории заключается в том, что через налогграждане покупают у гос-ва у-ги по охране от нападения извне, поддержаниюпорядка и т.д.
Теория наслаждения. Симонд де Сисмонди
Теорияналога предоставлена как теория наслаждения, согласно которой налоги есть цена,уплач-я гражданином за получаемые им от об-ва наслаждения. При помощи налоговгражданин покупает не что иное, как наслаждение от об-го порядка, правосудия,обеспечения личности и соб-сти и т.д.
Теория налога как страховой премии (Первая половина 19 в.: Дж.Мак-куллох, А. Тьер)
Налоги– это страховой платеж, который уплачивается подданными гос-ва на случайнаступления какого-либо риска. Налогопл-ки, являясь коммерсантами, в зав-ти отвел-ны своих доходов страхуют свою соб-ть от войны, пожара, кражи и т.д. Однаков отличие от истинного страхования налоги уплач-ся не для того, чтобы принаступлении страхового случая получить сумму возмещения, а не чтобы профин-тьзатраты прав-ва по обеспечению обороны и правопорядка.
Классическая теория ( А. Смит, Д. Рикардо)
Налогикак один из видов гос-х доходов, которые должны покрывать затраты по сод-юправительства. При этом какая-либо иная роль (рег-е эк-ки, страховой платеж,плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Что касается затрат по фин-ю иныхрасходов, то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплач-хзаинтересованными лицами.
Кейнсианская теория
Состоитв том, что ни явл. главным рычагом регулирования эк-ки. Экон-ий рост зав-ит отден-х сбережений только в ус-ях полной занятости, но этого невозможно достичь.В таких ус-ях большие сбережения мешают экон. росту, т.к. они не вкладываются впр-во и предс-ют пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные после-я,излишние сбер-я следует изымать с помощью налогов.
Монетаристская теория (Фридман)
Т-яосн-на на кол-ой теории денег. Рег-е эк-кой может осущ-ться через ден. обр-е,к-е зав-т от кол-ва денег и банк-х проц-х ставок. В данном случае налоги нарядус иными мех-ми воздей-т на ден. об-е. В частности, через налоги изымается излишнееколичество денег.
Теория экономики предложения (М. Бернс, А. Лаффер)
Т-ярассмат-ет налоги в качестве одного из фак-в эк-го раз-я и рег-я. Высокоеналогооб-е отрицательно влияет на предприн-ю и инв-ную акт-ть, что в конечномитоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теориипредлагается снизить ставки налогообл-я и предоставить корпорациям всевозможныельготы. Снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приведет кбурному эк-му росту.
3. ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
Теориясоотношения прямого и косвенного налогообложения
В ранниепериоды раз-я европ-ой цив-ции устан-е прямого и кос-го налогообл-я зав-ло отполит-го раз-я общества. Косвенные налоги считались более обременительными инегативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимостьтовара.
Втораяпозиция, напротив, обосновывала необ-ть уст-я косвенного обложения. Посредствомкосвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение.Дворянство не платило налогв. Поэтому сторонники идеи косвенного нал-ниястремились заставить их платить путем уст-я налога на их расходы. Косв-е налогирассмат-сь в кач-ве ср-ва по уст-ю рав-ва в обл-и.
Теорияединого налога
Единыйналог – это единс-й н-г на один опред-й объект нал-ния. В кач-ве единогообъекта нал-ния выст-ли: земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.
Вчистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприемлема. Однако всочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительнуюроль.
Теорияпропорц-го и прогрессивного налогообложения
Нал-еставки д.б. уст-ны в едином пр-те к д-ду налогоплат-ка незав-мо от его вел-ны.Данное пол-е всегда находило под-ку среди имущих классов и обосновывалосьпринц-ми рав-ва и справедливости.
Ставкиобложения налогом увел-ся по мере роста дохода налогопл-ка.
Теория переложенияналогов
Распр-енал-го бремени возможно только в пр-се обмена, рез-м к-го яв-ся форм-е цены.Именно через обменные и распред-е пр-сы нало-щик способен переложить налоговоебремя на иное лицо. Две разновид-ти перел-я налогов – это перел-е с пр-ца напок-ля (при косвенном налогообложении) и перел-е с пок-ля на пр-ца (косвенныеналоги в случаях, когда цена на какой-либо товар неимоверно велика из-завысоких ставок, например акцизов, что существенно ограничивает спрос на этоттовар).
4. СУЩ-ТЬ НАЛОГА И НАЛ. С-МЫ: юр-е опред-е, понятие пошлины и сбора, понятие нал.с-мы
Гл-яюр-я черта налога – односторонний характер его уст-я со стороны гос-ва.Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно-необходимых пот-й, онявляется индивидуально-безвозмездным. Уплата налога – это соц-я обяз-ть,выт-я из права част. собст-ти. Налог взыскивается на условиях безвозвратности.Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве спец. уст-йнал-м зак-вом льготы. Т.к. налог предст-ет собой одност-е дв-е ден. ср-в – отнал-ка к гос-ву, то приводным мех-м налогообл-ия м.б. только принуждение.Это приводит к необхо-ти созд-ть органы нал. службы и нал. полиции. Налогиуст-ся с целью получения доходов гос-м.
Налог – это обя-й, индиви-но безв-й платеж, взим-й с орг-й ифиз. лиц в форме отчуж-я принад-х им на праве соб-ти, хоз-го вед-я или оп-гоуп-я д.с. в целях фин-го обесп-я деят-ти гос-ва и (или) мун-х об-й.
Из опр-я следует, что целью взимания налога является обесп-е гос-храсходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соотв-и с кот-мнал-е доходы не предн-ны для опред-х расходов, явл. основополагающим всовременном налогообложении.
Цель взыскания пошлин исборов сос-т лишь в покрытии изд-к учр-я, в связи с деят-ю кот-х взим-сяпошлина или сбор: без убытка, но и без чистого дохода.
Сбор – это об-й взнос, взим-й с орг-й и физ. лиц, уплатакот-го явл-ся одним из усл-й сове-я в отн-нии плат-ков сборов гос-ми орг-ми,орг-ми мес-го самоуп-я, иными уполном-ми ор-и и должн-ми лицами юр-ки знач-хд-й, включ. предт-е оп-х прав или выдачу разр-й (лицензий).
Пошлина – обяз-й и дейс-й на всей тер-рии РФ платеж,взим-й за сов-е юр-ки знач-х дей-й либо выдачу док-в уполн-ми на то орг-ми илидолж-ми лицами.
Налоговаясистема – это сов-ть сущ-х в дан.момент в конк. гос-ве ус-й нал-ния юр-х и физ-х лиц.
Ус-я,хар-е нал. с-му в целом, включ.:
ü Порядок уст-я и ввода в действие налогов;
ü Виды налогов (система налогов);
ü П-к расп-я налогов м/у бюд-ми раз-х ур-й;
ü Права и об-сти нал-ков;
ü Формы и методы налогового контроля;
ü Ответ-сть уча-ков нал-х отн-ий;
ü Способы защиты прав и инт-в нал-ков.
Налоговыйкодекс РФ устанавливает следующие элементы системы РФ:
1. Виды налогов и сборов: фед-е, рег-е, местные.
2. Осн-я возн-я (изм-я, прекр-я) обяз-й по уплате налогови сборов и порядок испол-я этих обяз-й
3. Осн-е пр-пы уст-я налогов на реги-м и местном ур-не
4. Права и об-ти: н-ков, н-х орг-в, др. уч-ов нал-х отн-й;
5. Ф-мы и мет-ы нал-го к-ля: учет нал-ков, виды проверок,экспертиза;
6. Формы ответс-ти за сов-е нал-х правонар-й (ст. 116-129,ст. 132-136);
7. П-к обж-я актов н-х орг-в и д-й (безд-я) их долж-х лиц
11. Зак-во о н-гах и сборах вРФ.
Нал.кодекс сост. из 2 частей. 1, общ. часть, опред. основы пр-са нал-ния. 2,спец. часть, опред. порядок уст-я, введения, взим-я и прим-я конкр-хвидов н-гов.
НКРФ уст-ет 3-уровневую стр-ру нал-го зак-ва
ЗАК-ВО О Н-ГАХ И СБОРАХ РФ Зак-во РФ Зак-во суб-товРФ Норм.-прав. акты органов мест. Сам-ния Нал-й кодекс Фед. з-ны, при-е в соотв-и с НК РФ З-ны, прин-е законод-ми орг-ми суб-тов РФ в соотв-и с НК РФ Местн. налоги и сборы, прин-е в пред-х, уст-х НК РФ /> /> /> />
Нормативные акты, прин-е законод-ми орг-ми гос-нойвласти. Норм-е акты исп-ных орг-в власти не вкл-ся в зак-во о налогах и сборах.Не относятся к зак-ву о приказы, инстр-и и метод-е указания, издав-е по вопр-мнал-ния МНС РФ, Минфином РФ, ГТК РФ.
Осн-мправ. док-м в зак-ве о налогах и сборах явл.
Налоговыйкодекс РФ.
5. Виды и группы нал-в. Стр-ранал-в в РФ.
Ис-е разно-х нал-в прив-т кнеоб-и их кл-и по раз-м пр-м.
Клас-е пр-ки Суб-т налога
ü Физ. лица
ü Юр. лица Объект обложения
ü Оп-ции по реал-и
ü Им-во
ü Пр-ль
ü Сто-ть реал-й пр-и
ü Доход
ü Ср-ва потр-я Вид ставки
ü Пропорц-е
ü Прогрес-е
ü Регрес-е
ü Твердые
ü Кратные ММОТ Способ обложения
ü Кадастровый
ü Декларац-й
ü У ис-ка выпл. д-да Источник уплаты
ü Выручка от продаж
ü Себестоимость
ü Заработная плата
ü Инд-й доход
ü Прибыль Назначение
ü Общие
ü Целевые Принад-сть к ур-м власти и упр-я
ü Федеральные
ü Региональные
ü Местные Право ис-я сумм нал-х пост-ний
ü Закрепленные
ü Регулирующие Возм-ость перелож-я
ü Прямые
ü Косвенные
Наиб. распр-м явл-ся дел-енал-в на пр-е и косв-е.
Прямые налогивзим-ся гос-м непоср-но с дох-в (з/п, пр-ль, процента и др.) или со ст-ти им-ва(земли, дома, об-я и т.д.) нал-ка.
Прямые подразд-ся на реальныеи личные:
Реал-е – взим-ся с отд-х видовим-ва на ос-ве кадастра (спец-го реестра), уч-го ср-ю, а не дейс-ю дох-тьпл-ка.
Личные – это налоги на д-дили им-во физ. или юр. лиц, взим-е у ист-ка дохода или по декларации. Приличном обл-нии об-ты (доход, им-во) учит-ся инд-но для кажд. плат-ка, учит-ся иего фин-е пол-е. Косв. налоги – это н-ги на товары и ус-ги, устан-ев виде надбавки к цене или тарифу. В отличие от пр-х косв. н-ги непоср-но несвяз. с дох-м или им-м нал-ка. пл-ком косв. н-га выст-ет пот-ль. Соб-к товараили лицо, оказ-е ус-ги, явл. в дейст-ти только сб-ком н-га.
Для эк-й д-ти наиб. зн-еим. клас-я н-гов по ис-кам их возм-я. В зав-ти от этого клас-ного пр-ка н-гидел.:
üН-ги, отн-е на себес-ть прод-и), в том числе:
Включ-е в сос-в мат-х затрат;
страховые платежи в гос-евнебюд-е соц-е фонды;
относимые к амортизационнымотчислениям;
включаемые в состав прочихрасходов;
üНалоги, учит-е в составе внереал-х расходов;
üНалоги, выплачиваемые из прибыли;
üН-ги, включ-е в цену прод-и или тарифы на услуги.Фед. н-ги и сборы
Обяз-ны к уплате на всей тер-рии РФ
Уст-тся НК РФ
Рег-е н-ги и сборы
Обяз-ны к уплате на тер-рии соотв-х суб-в РФ
Вводится в д-е з-нами суб-тов РФ, кот. опр-ют:
ü Льготы по рег-м н-гам и сборам;
ü Ставку рег-го н-га или сб-ра в пред-х, устан-х НК;
ü Пор-к и с-ки уп-ты рег-х н-гов;
ü Ф-мы отч-ти по соотв-м рег-м н-гам и сборам
Местные н-ги и сборы
Обяз-ны к уплате на тер-рии соотв-го мун-го об-ния.
Ввод-ся в дей-е зак-ми Москвы и Санкт-Петербурга, нор-ми прав-ми актами пред-х органов мес-го самоуп-я, кот. оп-ют:
ü Льготы по мес-м н-гам и сборам;
ü Ставку мес-го н-га или сбора в пред-х, уст-х НК;
ü Порядок и сроки уплаты мес-х н-гов и сборов;
ü Формы отч-ти по соотв-м мес-м н-гам и сборам
6. ПР-ПЫ И МЕХ-М НАЛ-Я. ПР-ПЫ ПОС-Я Н-ОЙ С-МЫ РФ. ЭФ-СТЬНАЛ-ОЙ С-МЫ.
Подпр-пами нал-ния поним-ся осн. исх-е полож-я с-мы налогооб-я. Были сформ-ны А.Смитом справ-сть, определ-сть, удобство для налогопл-ка и экономию наиз-ках налогообложения.
Всовр-х усл-х прав. орг-ная нал. с-ма должна отвечать след. Осн-м принципам:
üНалоговое закон-тво должно бытьстабильно;
üВзаим-я нал-ков и гос-ва д-ны н-тьпр. хар-р;
üТяжесть нал-го бремени д-на рав-нораспр-ся м/у кат-ми налогопл-ков и внутри этих кат-рий;
üВзим-е н-ги д.б. соразм-ны дох-м нал-ков;
üСп-бы и время вз-ния н-гов д.б.уд-ны для нал-ка;
üСущ-ет рав-во нал-ков перед з-ном(пр-п недискр-и)
üИзд-ки по сбору налогов д.б.минимальны;
üНейт-сть нал-ния в отн-и ф-м имет-в эк-й д-и;
üДоступ-сть и откр-сть инф-ции понал-нию;
üСобл-е нал-й тайны.
Пр-пынал-ния в РФ:
üПр-цип всеобщ., спр-сти и рав-ваправ нал-ка (кажд. лицо д-но упл-тьзаконно устан-ные н-ги, д-на уч-тся факт. сп-сть нал-ка к упл. н-га);
üПр-п недискр-ции (н-ги и сборы не могут разл. прим-ся исходя из соц-х,расовых, нац-х, религ-х крит-ев, не доп-ся уст-е диф-х нал-х ставок и льгот вз-ти от ф-мы с-сти, гр-ва физ. лиц или места происх-я кап-ла);
üПр-п обосн-ти норм нал-гозак-ва. (н-ги не м.б. произв-ми и д-ныиметь эк-е осн-ние);
üПр-п ед-ва эк-го прос-ва РФ (недоп-мы н-ги и сборы, наруш-е ед. эк-е прос-во РФ, атакже преп-е реал-и граж-ми конс-х прав, огран-е или созд-е преп-я зак-йдеят-ти физ. и юр. лиц
üПр-п опр-ти правил нал-ния. (при уст-и налогов д.б. опр-ны все эл-ты нал-ния,чтобы нал-к точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он д-н платить);
üПр-п разгр-я пол-й в сфере нал.зак-ва. (налоги и сборы уст-ся, изм-сяили отм-ся НК РФ либо З-ми суб-в РФ и нор-ми прав-ми актами орг-в местн.Самоупр-я в соотв-и с НК РФ);
üПр-п домин-ния нал-ка(все неустр-е сомн-я, прот-я и неяс-ти толк-ся в пользунал-ков).
Обэф-сти нал-й с-мы гов. в случае, е-и она стим-т пр-с эк-го роста. Для э-гонеобх. соб-ть сл. ус-я:
üНал-ние не д-но преп-ть ростусбер-й нас-я и пр-су капиталообр-ния у предприятий;
üНеобх-ма эф-ная с-ма взим-я и перерас-яналогов м/у разл-ми ур-ми исполнит-й власти;
üС-ма нал-ния д-на сох-ть неизм-тьсвоих баз-х пр-пов форм-я на длит. период;
üНеобх-мо разнообразие прим-х н-гов,отраж-х разнообразие эк-ких отно-й;
üНал-ние д-но им. грам-е прав-оеобесп-е.
7. Ф-и н-гов. Св-ва нал. с-мы. Эк-е хар-ки нал. с-мы.
Исходя из пол-й эк.теории, н-ги вып-т 3 ф-ции:
1) Фин-е гос-х расх-в (фискальная ф-ция);
2) Поддер-е соц-го равн-я путем изм-я соотн-я м/у д-ми ирасх-ми отд-х соц-х г-п с целью сгл-я нерав-ва м/у ними (социальная функция);
3) Гос-е рег-е эк-ки (рег-щая ф-ция).
Ст.з. т-и нал-ния, соц. Эк-я сущ-ть н-гов прояв-ся в 2 осн. ф-х: фискальной иэк-кой.
Фискальнаяфункция, с помощью которой:
üОбр-ся гос-е ден. фонды;
üСозд-ся мат-е ус-я для фун-ниягос-ва;
üСозд-ся предп-ки для вмеш-ва вэк-ку.
Эк-яф-я озн., что н-ги как акт-й уч-к перераспр-хпр-сов оказ-т серьезн. вл-е на воспр-во:
üстимулируя или сдерж-я его темпы;
üусиливая или ослабляя накоплениекап-ла;
üрасширяя или ум-я платежес-ныйспрос нас-я.
С-ма налогов д-на обл-ть 2осн-ми св-ми:
1. Прод-сть.Нал-е пост-я д-ны полн-ю покрывать обык-е р-ды г-ва. На про-сть нал-ния влияет р-мернал-й ставки.
На прод-сть нал-й с-мывлияет неотвр-ть пл-жа. Всегда есть эф-т укл-я. Укл-е м.б. непреднам-м и преднам-м. Масштабы укл-й зав-т от след. Ф-в:
üу-ня проф-ма раб-ов нал-х служб;
üст-ни инф-сти хоз-х аг-в о дейс-м зак-тве;
üэластич-ти спроса и предл-ния;
üграниц деят-сти теневой эк-ки;
üвысоты ставок обл-ния;
üразмера штрафов и др.
Эк-тами откр. законом-сть:
8. Нал-е план-е: корп-й игос-й ур-ни.
Нал-ое план-е - это исп-ефиз. и юр. лицами своих прав для оптим-ции нал-х плат-й в рамках действ-х з-в.В его основе леж. полн. исп-е всех разр-х зак-ми льгот и возм-й, пред-х гос-мирег-ми орг-ми.
Следуетразл-ть нал-е план-е и укл-е от уплаты н-гов. Кот пр-дит в рез-те незак-гоисп-ния нал-х льгот, пред-ния нал-м орг-м неправ. отч-ти, нар-и сроков уплатыналогов или вообще не выплаты их и т.п.
Направленияналогового планирования:
1. выбор оптим.орг-но-прав-й ф-мы юр. лица с т.з. нал-ния (ком-и, нес-е неогр-ю отв-сть по св.об-вам платят меньше налогов, чем ф-мы с огран-й отв-стью);
2.выбор места разм-я или рег-ции фирмы с т.з. ур-я нал-ния (свободныеэкономические зоны);
3.тщат-е ис-ние и исп-е дейс-х нал-х льгот, связ-х не с юр-й ф-мой или местом рег-цииком-и, а с её произв-й, ком-й и фин-й деят-ю;
4.оптим-е исп-е приб-и и своб-го кап-ла, выбор инв-ной пол-ки, кот. может об-тьдоп-ные нал-е льготы и даже возврат части упл-х ранее н-гов
Выд-т2 вида нал-го план-я:
Гос-енал-е план-е (ГНП) – сов-сть практ-хдейс-й орг-в власти и упр-я при выр-ке общ. стр-ры дох-х статей бюджета напредст. год.
Врамках ГНП выд-т: Тек-е (оценка нал-х поступ-й бюджета в расчете на 1год); персп-ное (оценка пост-я н-гов при ус-и след-я выб-й конц-и нал-яна пер-ву).
Корпоративноенал-е план-е (КНП) – целенаправленнаядеят-сть орг-ции, ориент-я на макс-е исп-е нюансов нал-го зак-ва с целью ум-янал-х пл-й в бюджет.
Врамках КНП выделяют также:
текущее (оптим-я нал-х выплат в отч. году с исп-ем доп-х зак-вом ср-тв,способов и приемов);
перспективное (пров-е активной нал-й пол-ки с целью изб-ния фин-хрисков и миним-ции негат-го вл-я нал-ния на процесс достижения страт-х целей).
Осн-енапр-я нал-го план-я на гос-м и корп-м ур-ях:
Гос-йуровнь:
1. Разр-ка научно обос-й конц-и нал-й с-ы гос-ва:
Выр-канал-й пол-и, опред-й орг-но-пр-вые пр-пы фун-ния с-мы нал-ния и методикуисчис-я н-гов. Нал-я пол-ка – часть общей эк-й пол-ки гос-ва, вкл-я в себясов-ть гос-ных меропр-й, напр-х на дост-е опред-й ст-ни эф-сти в моб-ции дох-в,им-я целью обесп-е вып-я гос-вом его ф-ций и созд-е ус-й для эк-й стаб-и об-ва.
2. Разгран-енал-х полномочий и доходных ис-ков м/у орг-ми власти и упр-ия раз-х ур-й:
опред-еконк-х пропорций распр-я нал-х поступ-й м/у бюджетами. Цель нал-го рег-ядоходов бюджетов сост. в таком распр-и нал-х поступ-й м/у иерарх-ми ур-ями,кот. гар-вало бы нормат. часть расходов, закон-льно закрепленную за каждым иззвеньев бюджетной с-мы, и свело бы к мин. необх-сть дополнит-го распр-я м/уними фин-х ср-в.
3. Расчетконтингентов налогов, мобилизуемых на территории: опр-е объемов нал-хпост-й тер-рии на краткоср-ю и долгоср-ю персп-у. Оценка общей суммы нал-хпост-й осущ-тся на ос-ве прогн-ых р-тов изм-я дох-ти предп-й, отд-х отр-лей иэк-ки в целом.
Корпоративный ур-нь:
1. Врамках перспективного КНП:
üвыбор орг-но-правовой формы юр.лица с учетом вида и целей деят-ти, а также соотв-я режима нал-ния играж-ко-правовой отв-сти юр. лица;
üопр-е стр-ры юр. лица, реш-евопроса о целесо-сти форм-я фин-во-пром-й группы или участия в ней, соз-еструкт-х подразд-й;
üприн-е реш-я о месте рег-и и местеосущ-я фин-во-хоз-й деят-ти юр.лица, его рук-щих орг-в, стр-х подр-й, дочернихи завис-х об-в, исходя из целей деят-ти юр.лица и ос-тей нал-х режимов отд-хтерриторий.
2. Врамках текущего КНП:
üвыбор режима нал-ния;
üанализ предусм-х закон-м нал-хльгот и оценка возм-сти их прим-я;
üформ-е учетной политики юр. лица;
üсост-е нал-х моделей при рассм-ниии прин-и упр-х реш-й и опред-е критериев выбора оптим-го вар-та;
üанализ с т.з. нал-х послед-й тек-ххоз-х и фин-х оп-ций на стадии зак-я дог-в, опр-е оптим-й формы сделки, выборделового партнера;
üсост-е нал-х календарей с цельючеткого прогн-я и кон-ля правиль-ти исчис-я н-гов и сроков их уплаты;
üрац-е разм-е активов и пр-ли юр.лица с учетом как налогов, уплачиваемых при получении дохода от инвестиций,так и предоставляемых льгот.
3. Оценкаэф-сти КНП:
üустан-е вел-н откл-й факт-х рез-овдеят-ти от пл-х, анализ ст-ни вл-я на эти откл-я дейст-й сис-мы нал-гопланир-я;
üопр-е с-мы по-клей, хар-щих эф-стьразраб-х мет-ов нал-го планир-я;
üкоррек-ка с-мы нал-го планир-я.
9. М/унар-е асп-ты нал-ния.Пр-мы двойного нал-ния
Всовр-х ус-ях налоги стали пред-м междунар-х отн-й м/у стр-ми по поводувзаимного урег-ния сфер прим-я нал-го зак-ва и др. вопросам нал-ния.
Межд-енал-е от-я могут рег-ся в 1,2и многост-м порядке.
Больш.возд-е нал-ние оказ-т на внешнеэк-кие связи.
Длямеждунар-го дв-го нал-ния обычно хар-рны:
· идент-сть суб-тов нал-ния (нал-ков);
· идент-сть об-тов нал-ния (ист-ковдох-в и самих до-в);
· подч-ть этих су-тов или об-товнал-й юрисд-и разл.г-в;
· одноврем-сть нал-ния;
· разл-я в правилах и методикахисчисления облаг-го дохода в разных странах.
Внал-й практике и теории различаются двойное эк-кое нал-ние и двойное юр-коенал-ние.
Поддвойным эк-ким нал-нием поним-ся ситуация, когда с одного и того жедохода налог уплачив-т неск. его последоват-х получ-лей. Как правило, пр-маэк-го дв-го нал-ния разр-тся при разр-ке нац-го нал-го зак-ва, в кот.предусм-ся нормы, позв-е тем или иным сп-м засч-вать налог, уплаченный науровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.
Поддв-м юр. нал-нием пон-тся сит-ция, когда один и тот же нал-щик обл-тся вотн-и одного и того же дохода один-ми или сопост-ми н-гами два и более раз заодин пр-д. Дан. пр-ма м.б. решена путем согл-я многочис-х и сл-х вопросовнал-го зак-ва на межгос-ном уровне.
Дляизбежания междунар-го дв-го нал-ния прим-тся:
üОдност-емеры – “Нац-е нал-е зак-ство”через нал-й зачет (упл-х за рубежом н-гов)или нал-ю скидку (отмена обл-ния доходов изиностр-х ист-ков);
üМеры в многостороннем порядке – “Согл-я об изб-и дв-го нал-ния”, исп-я распр-ный метод (т.е. закл-е междунар-хсогл-й). В этомслучае гос-ва идут на взаимн. компромисс, договар-сь, какие налогии с каких кат-рий нал-ков буд. уд-ться на тер-рии кажд. уч-ка сог-я.
Врамках пр-мы устр-я дв-го нал-ния путем закл-я межд-х согл-й, закл-ся 4 гр-пымеждунар-х дог-в по вопросам нал-ния:
1группа: “Междунар-е согл-я общегохар-ра”;
2группа – “Двуст-е и многост-е согл-ния”:
общие нал-е согл-я (конвенции);
ограниченные налоговые соглашения;
согл-я об оказ-и админ-й и прав. помощи в нал-х воп-х;
3группа – “Согл-е о нал-х режимах и льготах”;
4группа – Индив-е нал-е согл-я (поотд-м конкр-м орг-м
ВРФ можно выд-ть 3 осн-х вида междунар-х согл-й об избежании двойногоналогообложения:
1. Междунар-едог-ры РФ об изб-и дво-го нал-ния д-дов и им-ва, в рамках кот. можно выд-тьслед-е группы:
· 1 гр. с-т согл-я с гос-ми – уч-миСНГ, зак-е п-ле 91 г.
· Во 2 группу вкл-ся согл-я, подпис-ес разв-ми и развив-ся гос-вами.
· В 3 гр выд-ся согл-я пр-щие дейс-тьсогл-я закл-е ССР
2. Нал-ние ос-х видов дох-в по согл-м РФ об изб-нии дво-го нал-ния.
При-еспец-х реж-в обусл-но особ-ми отд-х видов деят-сти в сфере междунар-х эк-кихотн-й. К видам дея-ти, кот. присуща выраженная специфика, относятся:
1) Междунар-е пассаж-е и грузовые перевозки;
2) Инв-ная деят-сть;
3) Междунар-е кред-е отн-ния;
4) операции, связ-е с извл-м доходов от влад-я и реал-инедвиж-го и движ. им-ва, расп-го на тер-ии ин-ных гос-в;
5) реал-я авт-х прав, патентов и лицензий;
6) отд-е виды деят-сти физ. лиц, осущ-е за пред. страныпост-го местопребывания.
3. Междунар-есогл-я РФ о сотруд-ве и взаимной помощи по вопросам собл-я нал-го зак-ства.
Осн.задача этих согл-й – опред-е сферы деят-сти и важн-их пр-пов взаим-ствия нал-хорг-в дог-хся гос-ств.
10.Спец-е нал-ережимы.Упрощ-я сис-ма нал-ния.Ос-сти нал-ния в своб-х эк. зонах…
Спец-енал-е режимы озн. особый порядок исч-ян-гов и сборов в течение опред-го периода времени.
Кспец-м нал-вым режимам отн-тся:
üУпрощ-я с-ма нал-ния суб-тов мал.предпр-ва;
üС-ма нал-ния в своб. эк-х зонах;
Упрощеннаяс-ма нал-ния (УСН)
Правовыбора с-мы нал-ния, включая переход к упрощ. с-ме или возврат к прин. ранеес-ме, пред-тся суб-там мал. предпр-ва на добровольной основе:
1.Дейст-е УСН распр-ся на индив-х предпр-лей и орг-и с пред-й числ-ю рабо-их до15 чел. Незав. от вида осущ-й деят-сти.
Поддействие УСН не попадают:
Орг-и,зан. произв-м подакцизной пр-ции;
Орг-и,созд-е на базе ликв-х стр-х подр-й дейст-х пр-й;
кредитныеорг-и;
страховыеорг-и;
инвест-ефонды;
профес-еучастники рынка ц/б;
предпр-яигорного и развлекательного бизнеса;
2.Суб-ты малого предпр-ва им. право перейти на УСН если в теч. года сов-й размервал. выручки дан. нал-щика не превысил суммы 100000*ММОТ.
УСН– это замена уплаты сов-сти уст-х зак-вом РФ фед-х, рег-х и мест. налогов исборов уплатой ед. н-га, исчисл-го по рез-там хоз-й деят-ти орг-ий за отч.пер.:
Об-томобл-я при УСН выступает либо сов. доход, либо валовая выручка. Если об-томобл-я выст-т сов. доход, то при этом дейс-ют ставки: в фед. бюджет –10%, в бюджеты суб-в РФ и мест. бюджеты – не более 20%. Если об-том выс-ет вал.выручка, то дейс-ют ставки: в фед. бюджет – 3,33%, в бюджеты субъектов РФ иместные бюджеты – не более 6,67%.
Особые налоговые зоны (СЭЗ)
СЭЗвозм-ны как внутри страны, так и в разн. странах.
Особыминал-ми зонами РФ являются:
1.Регионы льготного налогообложения.
12. Квази-оффшоры
Естественныеобразуются вследствие естественного различия в уровнях налогообложения.Специальные – когда различный уровень налогообложения создается искусственно,при этом выделяются следующие способы создания:
полноеисключение налогов;
уст-ефикс-ной годовой налоговой платы;
уст-енизких нал-х ставок;
уст-ефик-й платы за рег-ю ком-нии при отс-вии н-гов;
введениеиных спец. ус-й при отс-и налогов.
Оффшорныекомпании образ-ся по 3 профилям:
1. Компании холдингового типа, в рамках этого напр-ниявыд-ют:
оперативно-холдинговыекомпании;
инв-ныекомпании;
компаниипо владению недвижимостью;
компаниипо владению судами;
компаниипо владению интел-ной собс-стью.
2. Торг.-посред-е фирмы, в рамках этого напр-я выд-т:
экспортно-импортныефирмы;
закупочныеи дистрибьюторские компании.
3. Ком-и фин-го проф., в рамках этого напр-я выд-ют:
оффшорныебанки; фин-е посред-ие комп-и; страх.
12.Налогоплательщики и плательщики сборов
Нал-ками призн-тся орг-ции и физ. лица, на кот. в соотв-ис НК РФ возложена обяз-ть упл-ть налоги. Права нал-ков при рас-те и уплате н-гов
Расчет нал-й базы С исп-м нал-х льгот при нал-и осн-й и в порядке, уст-м зак-вом о н-гах и сборах
Измен. срока уплаты Отсрочка или рассрочка уплаты. Нал-й кредит
Зачет или возврат уплач. сумм Своевр. зачет или возврат сумм, излишне упл-х либо излишне взыск-х налогов
Права нал-ков
при взаимоотн-х с нал-ми и др. орг-ми
Получ-е от нал-х орг-в бесплатн. инф-ции
О действ-х нал-х
О зак-ве о налогах
О правах и обяз-х нал-ков
О полн-х нал-х орг-в
Пред-во Право предст-ть свои инт-сы в нал-х правоотн-х лично либо через своего предст-ля
Нал-е проверки
Прис-е при пров-и выездной нал-й проверки
Пред-е нал-м органам:
ü Пояснений по исч-ю и уплате налогов и сборов;
ü Пояс-й по актам пров-х нал-х проверок.
Получение от нал-х органов:
ü Копии акта нал-й пр-ки;
ü Копии реш-й нал-х ор-в;
Право на обжалование Обжал-е в устан-м порядке актов нал-х орг-в.
Праванал-щиков
üправо на адм-ную и суд-ю защиту;
üправо на доср-ю уплату н-гов;
üправа при пров-и экспертизы;
üправо давать. возр-я по акту нал-йпр-к.
Обяз-ти:
1. Рег-ция и уплата н-гов
2. Бухгалтерский учет
3. Пред-е док-в в нал-е органы по месту учета нал-ков
4. Вып-е треб-й нал-го органа
13. Налоговые агенты: праваи обязанности.
Нал-е агенты – это лица, накот. в соотв-и с НК РФ возл-ны обяз-ти по исч-ю, уд-ю у нал-щика и переч-ю всоотв-щий бюджет налогов.
Нал-е агенты имеют те же права,что и нал-щики.
Об-стинал-х аг-в связ. со специф. их деят-сти
Нап-е д-ти Обяз-ти нал-х агентов Исч-е, уд-е и переч-е налогов
Вести учет выпл-х нал-кам доходов
Правю. и своевременно исч-ть н-ги
Уд-ть н-ги из д/с, выпл-х нал-кам
Переч-ть н-ги в бюджеты
Вести у-т уд-х и переч-х в б-ты Предс-е в нал-й орган по месту учета нал-го агента свед. и д-ов
В теч-е одного месяца сообщать:
ü о нев-сти уд-ть налог у нал-щика;
ü о сумме зад-сти нал-щика
Пред-ть д-ты, необх. для осущ-я контроля за прав-ю исч-я, уд-я и переч-я налогов
За невып-е своихобяз-й нал. агент несет отв-сть в соотв-и с зак-вом РФ. неполное перечислениесумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подл-йпереч-ю.
14. Сборщикиналогов.
Cбор средств вуплату налогов и переч-е их в бюджет может осущ-ся гос-ми орг-ми, орг-ми мест. сам-ния,др. упол-ми орг-ми и долж-ми лицами — сборщиками налогов.
Единая централ-я с-маорганов МНС РФ состоит из:
üфед. органа исп-й власти – МНС РФ;
üтер-х органов МНС РФ, вкл-х упр-я МНС РФ по суб-там РФ, межрег-еинсп-и МНС РФ, инсп-и МНС РФ по районам, районам в городах.
В с-му МНС РФ входятподвед-е орг-ции, созд-е в уст-м зак-вом РФ порядке для обесп-я деят-ститер-ных органов МНС РФ.
Права налоговых органов:
1. треб-ть отнал-щика документы по формам, устан-м гос-ми орг-ми, служ. осн-ми для исч-я иуплаты н-гов, а также д-ты, подтв-е прав-ть исч-я и своевр-ть уплаты н-гов;
2. проводитьнал-е проверки в порядке, уст-м НК
3. вызыватьнал-щиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с нал-йпроверкой, а также в иных случаях, связ. с испол-м ими зак-ва о налогах;
5. приост-тьоп-ции по счетам нал-щиков в и нал. арест на им-во нал-ков;
6. осматриватьлюбые исп-е нал-щиком для извл-я дохода произв-е, складские, торговые и иныепом-я, проводить инвент-ю принадл-го нал-щику им-ва.
7. опред. суммын-гов, подлеж. внес. нал-ками
8. взыскиватьнедоимки по налогам, а также взыскивать пени;
9. контр-тьсоот-е крупн. расх-в ф. лиц их дох-м;
15. Обяз-ти иотв-сти нал-вых органов.
1. соблюдать зак-воо налогах и сборах;
2. осущ-ть контрольза собл-м зак-ва о налогах и сборах;
3. вести в уст-мпорядке учет нал-щиков;
4. инф-ватьнал-щиков о действ-х налогах, предст-ть формы уст-ной отч-ти;
5. осущ-ть возвратили зачет излишне упл-х или излишне взыск-х сумм налогов, пеней и штрафов
6. соблюдатьналоговую тайну;
Должностные лицаналоговых органов обязаны:
1) действовать встрогом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовыватьв пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно ивнимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и инымучастникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
16. Налоговаяполиция явл-сяправоохр-м орг. В ее состав входят:
1 – Фед. службаналоговой полиции
2 – органы ФСНПпо субъектам РФ;
3 – органыналоговой полиции в районах, местные органы налоговой полиции;
4 – организации,создаваемые для обеспечения деятельности ФСНП.
Органы налоговойполиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению ирасследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениямиили административными правонарушениями,
Права:
1. Пр-ть дозн-е поделам о прес-ях, связ. Н-гами;
2. Пр-дитьследствие по делам о преступлениях
3. осущ-тьоперативно — розыскную деят-сть;
4. по запросу нал-хорг-в участ-ть в нал-х пр-ках;
5. производитьпроверки, на осн-и кот. органами нал. полиции прин-ся одно из след-х решений:
üвслучае обнар-я нал-х правонар-й, сод-х состав прест-я, — о возб-и уголовногодела;
üприотсутствии налогового правонарушения — об отказе в возбуждении уг-го дела;
Органы нал-йполиции при выяв-и обст-тв, треб-х сов-я дейс-й, отн-х к полном-м нал-хорганов, обязаны в 10 дневный срок со дня выяв-я таких обст-тв нап-тьмат-лы в соотв-й нал-й орган.
17. Обяз-ти поуплате налога.
Об-сть по уплатеналога прекр-ся:
1) с уплатойналога нал-щиком;
2) с возн-емобст-ств, с кот. зак-во связ-т прекр-е об-сти по уплате данного налога и сбора;
3) со смертьюнал-щика;
4) с лик-ейорг-ции – нал-щика после пров-я ликв-й комиссией всех расчетов с бюджетами
Нал-щик обязан самостоятельноисполнить обяз-ть по уплате налога в срок, уст-й зак-вом или досрочно.
В случае неуплатыпроизв-ся взыскание налога за счет д/с, нах-ся на счетах нал-щика в банке, атакже путем взыскания налога за счет иного им-ва нал-щика Вз-е налога с орг-цийпроизв-ся в бесспорном порядке, вз-е налога с физ. лица пр-ся в судебномпорядке.
Обяз-ть по уплатеналога счит. исп-ой нал-щиком с момента предъявления в банк поруч-я на уплатусоотв-го налога, а при уплате налогов нал-ми д/с — с момента внес-я д-й суммы всчет уплаты налога.
Обя-ть по уплатеналога исп-ся в валюте РФ. Ин-ми орг-циями, а также физ. лицами, не явл. нал-мирез-ми РФ обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Неисп-е обяз-типо уплате налога явл. осн-м для прим-я мер прин-го исп-я об-сти по уплатеналога.
18.Объект нал-ния.
Об-тнал-ния – это об-т (оп-ции по реал-итоваров (работ, услуг), им-во, пр-ль, доход, ст-сть реал-х товаров (вып-хработ, оказ-х услуг) либо иной объект), им-й ст-стную, кол-ную или физ-юхар-ки, с нал-м кот. у нал-ка зак-во о налогах и сборах связ-ет возн-ниеобяз-ти по уплате налога.
1.имущество
2товар –любое им-во, реал-е либо предн-е для реал-и;
3работа –деят-ть, рез-ты кот. имеют мат-е выр-е
4услуга –деят-сть, рез-ты кот. не им. мат-го выр-я, реал-ся и потр-ся в пр-се осущ-яэтой деят-сти;
5реализацией товаров,работ или услуг орг-ей или инд-м предпр-м призн. передача на возмезднойоснове права собственности на товары, результаты вып-х работ, возм-еоказание услуг.
6 – дивидендлюбой доход, получ. акционером) от орг-и при распр-и прибыли, по принадлежащимакционеру акциям
7 – проценты любой заранее заяв-й доход получ-й подолговому обяз-ву любого вида.
19.ИСЧИС-Е НАЛОГА, НАЛОГОВОЙ БАЗЫ.
Налщик должен самост-ноисчислить сумму налога за опред-й для каждого налога нал-й период. Это могутделать налоговый орган или налоговый агент.
при исчислении налога учитываются:
üНал-я база – это ст-стная, физ-я или иная хар-ка об-танал-ния, к кот. при-ся нал-е ставки для опр-я суммы налога:
Нал-щики –орга-ции исч-ют нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да.
Инд-е предпр-ли исч-т нал-юбазу по итогам кажд. нал-го п-да
üНалоговая ставка – это вел-на нал-х нач-й на ед-цу изм-яналоговой базы;
Ставки налогов могут бытьтрех видов:
Адвалорные(выраженные в процентах);
Специфические (выр-ев руб на ед-цу налоговой базы);
Комбинированные(выр-е и в % и в ин-ой валюте).
üЛьготы – это преим-ва, предост-е отд-м кат-м пл-ковналогов и сборов по ср-ю с др. пл-щиками.
НК предусм-т след. видыльгот:
Возмо-ть не уплачиватьналог или сбор;
Возм-ть упл-ть налог илисбор в меньшем размере.
20.СРОК И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ.
Сроки уплаты налогови сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Сроки уплатыналогов и сборов определяются:
üкалендарнойдатой;
üистечениемпериода времени,
üуказаниемна событие,
üуказаниемна действие, кот. д.б. сов-но.
В сл-ях, когдарасчет нал-й базы произв-ся нал-м органом, обяз-ть по уплате налога воз-т неранее даты получения налогового уведомления.
порядок уплатыналогов и сборов:
1. Уплата налогапроиз-ся разовой уплатой всей суммы налога
2. Подлежащая уплатесумма налога упла-ся нал-щиком в уст-е сроки.
3. Уплата налоговпроиз-ся в нал-й или безн-ной ф-ме.
4. Конкр-й п-окупл. н-га уст-ся прим-но к кажд. н-гу:
порядок уплатыфед-х налогов уст-тся НК РФ.
порядок уплатырег-х и местных налогов уст-тся соотв-но з-нами субъектов РФ
Изм-е срокауплаты налога и сбора приз-ся перенос уст-го срока уплаты на более позднийсрок.
Изм-е срокауплаты осущ-ся в след-х формах:
üотсрочки;
üрассрочки;
üналоговогокредита;
üинвестиционногоналогового кредита.
Отсрочка илирассрочкапо уплате налога предст-ет собой изм-е срока уплаты налога на срок от 1 до 6мес. Соотв-но с единовр-й или поэтапной уплатой нал-ком суммы зад-ти.
Налоговый кредит предст-т собойизм-е срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года
Инвестиционныйналоговый кредит — изменение срока уплаты налога, при кот. пред-тся возм-ть в теч. опр-го срокаи в опр-х пределах ум-ть свои платежи по налогу с после-щей поэтапной уплатойсуммы кредита и начисл-х процентов.
22. НАЛОГОВЫЕПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Налоговымправонарушениемпризн-ся противоправное деяние нал-ка, налогового агента и иных лиц, за кот. НКРФ установлена ответственность.
Физ. лицо м.б.привл-но к нал-й отв-ти с 16 лет.
Лицо не можетбыть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, еслисо дня его совершения либо со следующего дня после окончания налоговогопериода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года(срок давности).
23. НАЛОГОВЫЕСАНКЦИИ
Нал-я санкция – мераот-сти за сов-е нал-го правонар-я.
Нал-е санкции уст-тся иприм-тся в виде штрафов.
При сов-и однимлицом 2-х и более нал-х правонар-й нал-е санкции взыс-ся за кажд. правон-е вотд-ти без погл-я менее строгой санкции более строгой.
Нал-е с-ции взыс-ся снал-щиков только в суд-м порядке.
24. НАЛОГИ РФ
Федеральные – обяз-ек уплате на всей территории РФ.
К фед-м налогам исборам относятся:
1) НДС;
2) акцизы наотд-е виды товаров (услуг)
3) налог наприбыль (доход) организаций;
4) налог надоходы от капитала;
5) подоходныйналог с физических лиц;
6) взносы в гос-есоц-е внебюджетные фонды;
7) гос-я пошлина;
8) таможеннаяпошлина и таможенные сборы;
9) налог напользование недрами;
10) налог навоспр-во минерально-сырьевой базы;
11) налог надоп-й доход от добычи углеводородов;
12) сбор за правопол-я биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологическийналог;
16) федеральные лицензионныесборы.
Рег-ми налоги и сборыобяз-е на тер-рии -х с-тов РФ.
К региональным налогами сборам относятся:
1) налог наимущество организаций;
2) налог нанедвижимость;
3) дорожныйналог;
4) транспортный налог;
5) налог спродаж;
6) налог наигорный бизнес;
7) региональные лицензионныесборы.
Местными признаютсяналоги и сборы обяз-е к уплате на тер-рии соотв-их муниципальных образований.
К местным налогами сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имуществофизических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследованиеили дарение;
5) местные лицензионныесборы.
ВНК РФ уст-тся исчер-й п-нь налогов кажд. ур-ня.
Нерав-сть эк-го раз-я отд.Тер-но-адм-х ед-ц об-вает равные воз-сти фор-ния их фин-й базы. Перер-е нал-хпост-й м/у бюд-ми разл-х ур-й ставит своей целью в-ние общеэк-го уровня. Дляэтого наряду с соб-ми нал-ми, пост-ми только в бюджет данного уровня упр-я,сущ-т общие налоги, пост-я от кот. распр-ся м/у бюджетами.
Дейст-ев РФ налоги и сборы явл. источниками трех видов бюджетов и внебюджетных фондов.
27. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
Таможеннаяпошлина относится к федеральным налогам,
Там. тариф РФ предст. собойсвод ставок тамож.пошлин, прим-х к товарам, перем-м через там-ю границу РФТамож. тариф прим-ся в отн-и ввоза товаров на тамож. тер-ю РФ и вывоза товаровс этой территории.
Ставки тамож-х пошлин единыи не подлежат изм-ю в зав-ти от лиц, перем-х товары через тамож. границу РФ,видов сделок и других факторов.
Введение с-мы нал-ниятоваров, перес-х гос-ю границу с-ны, предп-т уст-е четкого порядка исч-я базынал-ния. Вел-на там-х пошлин непоср-но зав-т от той ст-сти товара, кот. исп-сярасч-й базой нал-ния и носит название таможенная стоимость.
Сущ-т неск. методов опр-ятамож-й ст-сти товаров:
Метод 1. По ценесделки с ввозимыми товарами.
Осн-й метод опр-я тамо-йст-сти. При опр-и там-й ст-сти в цену сделки вкл-тся:
üцена сделки
üрасходы по доставке товара;
üрасходы, понесенные покупателем;
üлиц-е и др. платежи за исп-е объектов инт-й соб-ти;
üсоотв-я часть ст-сти след-х товаров, пред-х пок-лем продавцубесплатно или со скидкой;
üвел-на прямого и косвенного дохода продавца от любых послед-хперепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.
Метод 2. По ценесделки с идентичными товарами.
В качестве основы дляопределения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичнымитоварами, при этом под идентичностью понимаются товары, одинаковые во всехотношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам: физическиехарактеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.
Метод 3. По ценесделки с однородными товарами.
В качестве основы дляопределения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с однородными(с ввозимыми) товарами, при этом под однородностью понимаются товары, которые,хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристикии состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, чтои оцениваемые товары, и быть коммерчески заменяемыми.
При определенииоднородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличиетоварного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.
Метод 4. На основевычитания стоимости.
Метод 5. На основесложения стоимости.
Метод 6. Резервныйметод.
25. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА:
Подгос. пошлиной понимается обяз-й и дейст-й на всей тер-рии РФ платеж, вз-мый засов-е юр. зн-х дейс-й либо выдачу д-ов уполн-ми на то орг-ми или долж-милицами. Гос. пошлина отн-ся к фед. н-гам.
Плательщиками гос.пошлины являются:
Граждане РФ,
Иностранные граждане,
Лица без гражданства,
Юр. лица, об-ся за со-мюр-ки зн-х д-ий или выд. д-ов.
Гос. пошлина взимается(ст.3 Закона):
üс исковых и иных заяв-й и жалоб, подав-х в суды;
üза сов-е нотариальных действий нотариусами;
üза гос-ю рег-цию актов гр-го сос-я и др. юридически зн-е дейс-я,сов-е орг-ми записи актов гр-го со-я;
üза гос-ю рег-цию юр. лиц, в том числе за гос-ю рег-ю изм-й, вн-хв учр-е д-ты юр. лиц;
üза выдачу д-ов судами, уч-ями и органами;
üза рас-ние и выдачу док-ов, связ-х с приоб-м гр-ва РФ или выходомиз гр-ва РФ
При опр-и гос-й полшины вкратном от МРОТ размере учит-ся уст-й законом МРОТ на день уплаты по-ны.
Уплач. гос. пошлинаподлежит возврату част. или полностью в случаях:
üвнесения гос. пошлины в большем размере, чем это требуется поЗакону;
üвозвр-я или отказа в пр-и искового заяв-я, жалобы и иного обр-ясудами, а также отказа в сов-и нот-х дей-й уп-ми на то органами;
üпрекр-я пр-ва по делу или ост-я иска без рассм-я
üуд-ния иск-х треб-й арб-м судом о возврате н-гов, сборов, пошлини др. об-ных платежей из соотв-го бюджета, если ответчик – налоговый,финансовый, там-й органы, не в пользу кот. сост-сь решение;
üотказа лиц, упл-х гос-ю пошлину, от сов-я юр-ки зн-го дейс-я илиот пол-я док-в до обращения в орган, сове-ий данное юр-ски значимое действие;
üотказа в выдаче загр-го (общегр-го) паспорта.
Возврат госу. пошлиныпр-тся по заявлению.
40. НАЛОГ НА РЕКЛАМУ.
Налог на рекламу – местныйналог.
Нал-щиками явл. след. рекламодатели:
üРасп-е на тер-рии города (района)предп-я и орг-ции незав-о от форм собс-ти и вед-ной принад-сти, им-е ст-с юр.,лиц, их филиалы и др. анал-е подр-я пред-тий и орг-ций, а также иностранные юр.лица;
üФиз. лиц, зарег-е в кач-вепредпр-й, осущ-е свою деят-ть на территории города (района).
Объектомнал-ния явл. ст-сть услуг по изг-ю ираспр-ю рекламы собс-й прод-и (работ, услуг), включая работы, осущ-е хоз-мспособом.
Ставкан-га уст-тся в размере, не прев-м 5%ст-сти у-ги, ок-ной предп-ю или физ. лицу по рек-ю его пр-ции.
Налоговыельготы м.б. уст-ны местн. орг-мивласти: на рекламу, не преслед-ю ком-кие цели; рекламу благот-х мероп-й;инфор-е вывески, размещ-е в пом-х, исп-е для реал-и товаров, включая витрины;объя-я и изв-я об изм-и местон-я предп-я, уч-я, орг-ции, предупр-е таблички,сод-е сведения об огр-и произв-а работ, передв-я и т.д. в связи с особ-миданной тер-и или участка.
Налогна рекламу упл-т рекл-е аг-ва, осущ-е работы по рекламе пр-ции, работ, услуг позаявкам вл-цев рекламной пр-ции. Пл-щики налога предс-т в нал-й орган расчетсумм налога на рекламу и упл-т налог в сроки, опред-е реш-ми местных органовгос-й власти, в доход соотв-щего местного бюджета.
Реклам-липрод-и, работ, услуг расходы на уплату н-га на рекламу относят на фин-е рез-тысвоей деят-ти.