Реферат по предмету "Политология"


Коррупция как угроза национальной безопасности

Коррупция какугроза национальной безопасности

Масштабы коррупции как вРоссии, так и в других странах мира, степень негативного влияния на развитиенациональных экономик требуют новой оценки данного феномена. Речь идет уже необ отдельных фактах воздействия на принятие управленческого решения посредствомподкупа чиновников, но о складывающейся системе, которая является серьезнымвызовом национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первуюочередь России. Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темповэкономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества,нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия, о которыхпойдет речь в данной статье.
Гигантские ресурсы Россииявляются тем «магнитом», который притягивает различные силы как внутри страны,так и за рубежом, включая интересы ТНК и МНК, государственных образований,использующих все имеющиеся в их распоряжении ресурсов – воздействие черезправительственные структуры и на дипломатическом уровне (включая оценку икритику тех или иных решений российского руководства), специальные службы,организованные преступные сообщества (в том числе международные),террористические организации, банковские структуры, некоммерческие инеправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики ит.д. Попытки различными способами воздействовать на принятие управленческихрешений государственными структурами России различного уровня начинают обретатьв том числе скоординированный характер, что особенно тревожно в условияхпредстоящих выборов 2007-2008 годов, когда появляется возможность не простовоздействовать на чиновников, но и предпринять попытку проведения в органыгосударственной власти и управления представителей тех или иных финансово-экономическихгрупп, причем, используя не столько политический ресурс типа «оранжевыхреволюций», но в первую очередь, используя финансовое лоббирование своихпредставителей, создавая организованные преступные группы по функционированиюсистемы «отката» в сфере расходования бюджетных средств, что также являетсяэлементом закамуфлированной коррупции.
Причем, вред от коррупциитакого качества выражается в нескольких крупных измерениях: принятие выгодногоконкретных людям, организациям или государствам решений, невыгодных России;отток денежных средств за рубеж; неконтролируемое повышения спроса впотребительских секторах экономики, как следствие – рост цен в различныхсекторах экономики и инфляция; усиление без того сильного социальногорасслоения; дискредитация государственной власти в глазах российских граждан.
В этой связи анализнового качества коррупции как социально-экономического явления, выработкамеханизмов противостояния этому феномену становится жизненно важным дляроссийского государства.
Первым важным шагомстановится уточнение понятий, квалификация данного вида преступления вэкономической сфере, уяснение природы данного явления. Его сущностью являетсяслияние криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ,террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами ипредставителями органов государственной власти и управления, то естьформирование качественно нового типа преступных сообществ.
Основным источниковкоррупции является формирование конкретных хозяйствующим субъектом сверхприбылидля взяток («откатов»). Вторым источником – привлечение средств из-за рубежа.
Внутри странысверхприбыль образуется в ряде криминальных сфере (наркоторговля, торговлялюдьми, торговля контрафактной продукцией, контрабанда, нелегальноепроизводство и торговля алкогольной продукций и т.д.) а также в процессехозяйственной деятельности, в том числе выполняемой на основе бюджетногофинансирования (как на этапе формирования госзаказа, так и на этапе прохожденияденежных средств на выполнение госзаказа, программы инвестиций). Сверхприбыли вхозяйственной сфере, как правило, могут быть получены от завышения стоимостивыполняемой работы, стоимости используемых материалов, услуг, товаров (как вслучае с Фондом обязательного медицинского страхования), а также в результатеснижения расходов посредством различных операций (безналоговые зарплаты вконвертах, низкооплачиваемые работники-иммигранты, неуплата налогов, снижениенакладных расходов, размеров оплаты аренды, стоимости земельных участков ит.д.). Значительную роль в завышении стоимости работ играют также «услуги» контрольно-надзорныхорганов, которые используют свои функции согласования как способкоммерциализации деятельности.
Инструментом реализациипреступных схем является банковская сфера, а также неправительственные инекоммерческие организации, которые, однако, являются лишь элементом схемыорганизации «криминального транзита», в том числе бюджетных средств, финансовым(платежно-расчетным) инструментом слияния потенциала теневой экономики,организованной преступности, международных коммерческих организаций, коррупциии подкупа должностных лиц.
Поэтому первым важнымвопросом в этом процессе является уверенность исполнителей (криминальных либонекриминальных, в том числе работающих в сфере госзаказа) в получении будущихсверхприбылей и авансирования ими собственных денежных средств на взятки иоткаты на этапах предварительного формирования госзаказа, выделения ипрохождения финансовых ресурсов.
Второй важный вопрос:общая экономическая ситуация, в которой существуют огромный социальный разрывмежду слоями населения и регионами, создающий финансовое давление на явно болеебедную бюджетную сферу (чиновник не может дать взятку чиновнику за счетсобственной зарплаты, не получив ее прежде из коммерческой структуры).
Третий важный вопрос:существование «закрытых» сегментов экономики, организованных как корпоративные,часто монопольные структуры, в том числе в сфере электроэнергетики, нефти игаза, коммуникации, информационных ресурсов, «методик МЭРТа» и т.д. Банковскийсектор экономики, в отличие от названных, является наиболее прозрачным. Болеетого, банкам и их руководителям откатные деньги не достаются, а часто и ненужны и они оказываются в роли «транзитного ресурса», который можно использовать,поощрять либо уничтожать и отстреливать, выставлять крайними в коррупционныхдела. Банки в лучшем случае берут «процент за обналичку». «Откатные» средства впервую очередь возвращаются в бюджетные сферы, а также уходят на конкретныепредприятия, являющиеся исполнителями заказов. Это проблема общего состоянияэкономики, в которой банковская деятельность в настоящее время может бытьиспользована в большей мере как инструмент контроля денежных потоков.
В этой связи цель борьбыс коррупцией – разрушение ее финансового потенциала в виде организованнойпреступности, теневой экономики, международных хозяйствующих субъектов.
Задача: пресечениерасхищения бюджетных средств путем разрушения системы «криминального транзита»и «криминального консенсуса» в системе бюджет-госчиновники-теневаяэкономика-оргпреступность.
Предлагаемый комплексмер:
· осуществитьмобилизацию политической воли для реализации национально-государственныхинтересов в части защиты бюджетных расходов;
· в сфере«идеологии права» приравнять бюджетные хищения к идеологии терроризма,легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, деятельностиорганизованных преступных сообществ, отойдя от «щадящих» форм юридическойоценки, таких как «нецелевое использование бюджетных средств» и «хищение».Данный феномен необходимо рассматривать как «криминализацию бюджетных средств вособо крупных размерах с последующим отмыванием». Это требует корректировкинорм права об организованной преступности, о коррупции, о терроризме, о бюджетеи т.д.;
· в части оценкидействительной стоимости произведенных затрат: сформировать институтгосударственной экспертизы стоимости работ, товаров, услуг, используемыхматериалов, стоимости иных ресурсов, а также профильные управления в рамкахправительственных структур (строительные, информационные, спецоборудования ит.д., в том числе внутриведомственные, включая МВД);
· в частисовершенствования законодательства об экономической деятельности хозяйствующихсубъектов: законодательно установить, что прибыль предприятия, выполняющегозаказ, не должна превышать установленного законом уровня прибыли (сверхустановленного уровня прибыль отчисляется в бюджет). Такой подход лишитполучения сверхприбыли и, соответственно, источников для дачи взяток;
· в части контроляи использования бюджетных средств: вменить в обязанность осуществлять контрольза освоением средств по инвестиционным проектам на государственные банки, какэто осуществлялось во времена СССР; унифицировать банковские процентные ставкина каждой стадии банковских проводок (РКЦ-транзитные банки, транзитные банки, коммерческиебанки); отсекать участие в проводках бюджетных средств «банков-однодневок».
В целом данная проблематребует глубокой научной проработки. Требуется комплексная системавзаимосвязанных мер профилактики социально-экономических условий, контроляпосредством банков (взамен контроля банков), изменений в нормативной правовойбазе с категориальным закреплением и законодательным оформлением новых видовпреступлений, осуществление профилактики и предупреждениякриминально-коррупционного кругооборота, проведение специальных операцийправоохранительных органов с целью разрушения системы криминального транзитабюджетных денежных средств, внесение изменений в законодательстве об ОРД.
Академия экономическойбезопасности предлагает организовать рабочую группу по разработке такойконцепции, которая могла бы стать основанием для систематической борьбы сданным феноменом.
коррупцияроссия противостояние источники


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.