Введение
Актуальность данной темыс практической точки зрения заключается в том, что при широком применениикомбинированных уроков в России, методика проведения урока не имеет чёткойструктуры и, следовательно, не обеспечивает высокую результативность обучения ивоспитания.
Теоретическаяактуальность данной работы заключается в том, что в действительности несуществует единой методики применения комбинированных уроков в экономике для 11классов.
Цель курсовой работы –разработка комплекса комбинированных уроков по «экономике» для учащихся 11класса.
Задачи курсовой работы:
— изучить сущность и структурукомбинированных уроков;
— описать различныеметодики проведения комбинированных уроков;
— разработать методикупроведения комбинированных уроков по экономике для 11 класса;
— разработать комплекс комбинированныхуроков по экономике для 11 класса;
— оценить эффективностьразработанной методики с помощью исследования.
1.1. Сущность комбинированныхуроков и его этапы
Комбинированный урок —тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видовучебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденнымматериалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированногоурока выделяют следующие этапы:[1]
· организацияучащихся к занятиям;
· повторительно-обучающаяработа по пройденному материалу;
· работа поосмыслению и усвоению нового материала;
· работа позакреплению изложенного материала;
· работа поприменению знаний на практике и формированию умений и навыков;
· задаваниедомашнего задания.
Учитель можетпридерживаться и иной структуры комбинированного урока.
От Коменского и Гербартаберет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся наформальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний;усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение напрактике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного(смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени,выглядят так:Организация работы Повторение изученного (актуализация знаний) Изучение новых знаний, формирование новых умений Закрепление, систематизация, применение Задание на дом этапы 1 2 3 4
Нетрудно понять, почемутакой тип урока назван комбинированным — на нем учитель имеет возможностьдостижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы влюбой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения оченьширокого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняетсяширокое распространение комбинированного урока в массовой практике; понекоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75—80% от общего числавсех проводимых уроков.
Жизнестойкостьклассического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типовсогласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикойУмственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможностиприспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы егодлительность несколько сокращается с учетом объема произвольного вниманияучащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивноустановленной нашими предшественниками, сегодня подкрепляетсяпсихофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, топриходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственносокращается время продуктивной деятельности. При более длительных урокахнарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания.
Кроме своего важного преимущества— возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урокимеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени нетолько на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательнойдеятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок,произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых науроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управлениепознавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтомупродуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативностиучебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиесязанимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это урокиусвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизациизнаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, уменийна практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой«укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоитобычно из трех частей: 1) организации работы (1—3 мин), 2) главной части(формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.)(35—40 мин), 3) подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).
1.2. Методикиорганизации комбинированных уроков учащихся 11 классов по предмету «экономика»
A. Рыжих О.Н. выделяетследующие этапы в своей методике:[2]
- Организационныймомент. Его целью является – установление тишины в классе и создать у учащихсярабочий настрой;
- Вступительноеслово учителя. Заключается во введении ученика в проблему и его активноеучастие в беседе с заранее подготовленными специалистами;
- Повторениеизученного материала. Выявление основных понятий по теме. Небольшой опрос;
- Подведение итоговурока в форме домашнего задания.
B. БондаренкоЕ.В. использует этапы[3]:
- Организационныйэтап. Мотивация ученика к фиксированию материала в тетради;
- Этап проверкидомашнего задания;
- Организациявосприятия и осмысления. Актуализация субъектного опыта учащихся. Данный этапвключает работу с учебником, материал которого заносят в таблицу по заданнымусловиям;
- Этап первичнойпроверки понимания изученного материала. Создание ситуационной проблематики ипредоставить ученикам найти решение, используя материал этого урока;
- Подведение итоговучебного занятия.
- Информация одомашнем задании.
- Рефлексия. Цель –выявить результативность урока на основе оценки самими учащимися.
C. Караваева Т.Ювыделила следующие этапы[4]:
- Организационныймомент (слайды 1-2).
Цель – при помощи слайдов, наглядно указать тему и план этого урока;
- Повторениематериала (слайд 3).
Используя слайды, задать 3-4 вопроса на соотношение;
- Объяснениематериала (слайд 4- 15).
Задачка для закрепления результата (слайд 16);
- Задание на дом;
- Итог урока (слайд17).
Задачка на соотношение терминов и их значений.
При рассмотрении данныхметодик мы можем выделить
Глава 2.Разработка методики структурирования комбинированных уроков в обученииэкономике учащихся 11 класса
2.1Проектирование методики структурирования комбинированных уроков по экономикедля учащихся 11 класса
Критерии отбора методики:
1. Доступностьизложения методики с четкими этапами ее выполнения;
2. Наличие вметодике критериев оценки изученного материала.
Представленные в первойглаве методики комбинированных уроков доступны по изложению. Однако, они непредусматривают рассмотрения комбинированных уроков с использованием чёткихкритериев оценки. В следствие этого, планируется разработать методику структурированиякомбинированных уроков по дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса, котораябудет доступна в понимании, содержать этапы ее выполнения с требованиемсоздания плана лекции.
Разработанная методика имеет следующую структуру:
- Организационныймомент;
- Фронтальный опроспо теме предыдущего урока (4-5 вопросов);
- Объяснение новогоматериала (лекция);
- Закреплениеизученного материала (тест на 2 варианта с самооценкой)
Норма оценки: 5 заданий — «5»;
4 задания — «4»;
3 задания — «3»;
2, 1, 0 заданий — «2».
Тест выполняется на листочках с копиркой.
1 экземпляр сдается преподавателю.
2 экземпляр — остается студенту.
Проверка теста осуществляется с помощью кодоскопа. Все студенты сверяютсвои ответы и выставляют оценку за тест.
- Подведение итоговработы. Выставление оценок;
- Домашнее задание.
2.2. Опытреализации методики структурирования комбинированных уроков по дисциплине«Экономика» для учащихся 11 класса
Опираясь на разработаннуюметодику структурирования комбинированных уроков, перейдем к выполнению главнойзадачи – разработке комплекса комбинированных уроков по экономике для учащихся11 класса.
В данной работе вкачестве примера будут приведены комбинированные уроки на темы «бюджет семьи» и«рынок труда и его правовые аспекты».
Комбинированный урок натему «бюджет семьи».
1. Организационный момент
В начале урока учащимсяпредлагается для разминки выполнить быстро задание
Заполнить таблицу:На какие деньги живет семья в течении месяца (кто и сколько) Доход На что тратятся эти деньги Расход
Таблица очень быстро анализируется
2. Изучение новогоматериала
На основе мультимедийнойпрезентации идет объяснение
Слайд 2–3(«http://files.mail.ru/YLCHST» — ссылка на скачивание). Основной источникдоходов семей – это заработная плата. Что такое доход, виды доходов.
Слайд 4. Какой возрастсчитается трудоспособным. Пенсии и их виды. Пособия, в каких случаях онивыплачиваются
Слайд 5. Другие видыдоходов. Что такое льготы и каким категориям они предоставляются
Слайд 6. Классификациядоходов: от богатства и от профессиональной деятельности.
Слайд 7. Классификациярасходов семьи: удовлетворение материальных, духовных, социальных, неразумных,необходимых потребностей, расходы на ведение личного подсобного хозяйства
Слайд 8–9. Делениерасходов на группы: постоянные и переменные (циклические,- периодические,непредвиденные – единовременные, сезонные – связанные с изменениями по сезонамгода ), личные, налоги и накопления, виды накоплений
Слайд 10–11. От чегозависят расходы семьи и за счет чего их можно снизить. Сравнительная характеристикарасходов российских и американских семей. Закон Энгеля (русский статист XIXвека)
Слайд 12–13. Выполнитезадания (произвольно составить таблицы). Выполните тест “Умеете ли вы тратитьденьги”
Слайд 14. Понятиебюджета, виды, три фазы составления бюджета. Что такое баланс.
Слайд 15–16. Задание.Выберите из предложенных вариантов ответ, который вам больше нравится.Обоснуйте его (можно обсуждать в группах и выслушивать только общее решение).
Слайд 17. Что такоефинансовая документация. Что нужно учитывать. Как вести расчеты.
Слайд 18. “Мама семейныйбухгалтер” как правильно вести записи, что именно нужно учитывать и фиксировать(варианты таблиц в приложении).
Слайд 19. Ответьте нанижеприведенные вопросы. Сосчитайте количество набранных вами баллов (расшифровкубаллов смотрите в приложении).
Слайд 20. Бюджетшкольника (хочу – хочу- хочу!?!) Как школьники могут заработать деньги? Статьидоходов школьников.
Слайд 21–22. Зачемшкольнику деньги? Расходы школьников, виды расходов. Четыре правила веденияправильного бюджета.
Слайд 23. “Мои финансыпоют романсы” Как оформить тетрадь по ведению учета доходов и расходовшкольника, как анализировать и за какой период свои бюджет.
Слайд 24. Задания.
Учащимся выдаютсятаблицы, которые они заполняют по 1, 2, 3 вопросам и обсуждают (см. Приложение1.).
4. Итоги урока
Оценки выставляютсянаиболее активным учащимся.
5. Домашнее задание
Можете ли вы увеличитьсвой доход за неделю?
Рассчитайте в % ваширасходы в семейном бюджете.
Разработайте путирационализации ваших расходов и возможного их снижения
Норма оценки:
полностью освоил материал- «5»;
Освоил с незначительнымиотклонением — «4»;
Материал усвоен частично-«3»;
Материал неусвоен — «2».
Комбинированный урок натему «рынок труда и его правовые аспекты».
1. Учитель объявляетцель занятия.
На экране: тема занятия(слайд №1) («http://files.mail.ru/CGVW2Q» — ссылка на скачивание)
Учитель: «Для начала,сформулируем определение рынка труда, а для этого подумаем: что же такоерынок?»
Ученики: «Это некоеместо (сфера) обмена денег на товар или услугу».
Учитель: «В своюочередь, рынок труда — это сфера обмена услуг труда на заработную плату».(слайд №2)
Рынок труда имеетнесколько отличительных особенностей (слайд №3):
Продаются и покупаютсятолько услуги труда, а не сами работники.
Спрос на труд — производный. Когда есть спрос на товар, появляется спрос на его производство.
Отношения продавца ипокупателя, как правило, являются долговременными, в отличие от рынка товаров.
Цена услуг труда(зарплата) является наименее гибкой из всех цен в экономике.
Учитель: «Давайтеуточним, кто на этом рынке является потребителем, а кто продавцом услугтруда?»
Ученики:«Потребителем услуг труда является работодатель, а продавцом — сам человек(наемный работник)».
Учитель: «Теперьрассмотрим ситуацию на рынке труда в Москве на сегодняшний день».
Каждая из групп получиланебольшое задание: найти информацию, при помощи Интернет-сайтов и прессы,давайте посмотрим, что получилось.
· 1 группа, назовите 5-6 наиболее востребованныхвакансий, для которых необходимы специальное образование и опыт работы.
(ответ-обсуждение)
Примеры:монтажник-высотник, милиционер, водитель категории «С» и«Д» и т.д.
· 2 группа, работу на каких должностях ищутлюди, имеющие специальное образование и опыт работы?
(ответ-обсуждение)
Примеры: финансовыйдиректор, стоматолог, психолог и т.д.
· 3 группу прошу назвать вакансии с самойвысокой и, напротив, самой низкой заработной платой.
В результате беседывидно, что существует проблема соотношения вакансий и заработной платы: чемвыше заработная плата, тем меньше вакансий и выше требования к соискателям.
· 4 группу мы выслушаем чуть позже, а сейчас яхочу предложить вашему вниманию данные Федеральной службы занятости иФедеральной службы государственной статистики России (www.gks.ru, www.labor.ru).(слайды № 4,5,6)
А теперь слово 4-ой группе,вопрос звучит следующим образом: на какую работу и оплату труда могутрассчитывать молодые люди, не имеющие спец. образования и опыт работы?
(ответ-обсуждение)
Примеры: курьер, торговыйагент, распространитель рекламной продукции, уборщик и т.д. с зарплатой от 4000до 8000 руб.
Вывод: молодые люди, неимеющие специального образования и опыта работы, могут рассчитывать на рабочиеместа с невысокой оплатой труда, но при этом с гибким графиком и возможностьювременного трудоустройства.
Учитель: «Заработнуюплату можно обозначить, но ещё важнее её реально получить. Чтобы ваши права небыли ущемлены, надо обладать минимальным набором правовых знаний. Слово учителюправа».
Учитель права знакомитучащихся с Трудовым кодексом. Особое внимание обращает на ст. 63-68 озаключении трудового договора, ст. 135-140 — о заработной плате, ст. 42 — особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
После разбора статейцелесообразно дать возможность учащимся задать дополнительные вопросы.
2. Подведение итоговзанятия.
(+) – ученик активноучаствовал в обсуждении темы;
(-) – ученик не ответилна заданный ему вопрос;
2.3 Оценкаэффективности методики проведения комбинированных уроков по экономике дляучащихся 11 класса
Для оценки эффективностиразработанной методики по экономике 11 класса, необходимо внедрить на практикес целью исследования ее эффективности. Для этого потребуется в одном 11 классеприменить разработанную методику, а в другом 11 классе – нет. Оцениватьметодику по разработанным критериям..
Критерии оценкиэффективности методики:
· Усвоение учащимисязапланированных образовательных результатов;
· активность науроке.
Уровень достиженияобразовательных результатов необходимо выявить с помощьюконтрольно-измерительных материалов итоги которых интерпретируются следующимобразом:
“5” — образовательные результаты усвоены в полной мере;
“4” — Усвоение материала в недостаточно полном объеме;
“3” – материал усвоен частично;
“2” — Материал неусвоен.
Уровень увеличенияактивности на уроке можно проследить через использование маркеров (количествоответов на уроке, количество оценок за устные ответы). Если у 90% обучаемых впериод использования лекций будет наблюдаться повышение активности, то методикаможет быть признана эффективной.
Если результаты в группеучащихся, где применялась данная методика, будут выше, чем в группе учащихся,где она не применялась, то можно сказать, что разработанная методика проведениякомбинированных уроков по экономике 11 класса является эффективной.
Приложение 1. День недели Приход Расход Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресение
Ответы на тест «Умеете ливы тратить деньги»
30-40 очков.
В вашем доме не имеютникакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встаетвопрос, у кого бы занять энную сумму. Все советы по рациональному ведениюдомашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Любите гостей часто приглашаете их себе,но, увы, вам не всегда удается принять гостей должным образом. Вам стоитзадуматься над перспективами своей жизни.
41 -100 очков
Квалификация домашнегоэкономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, чтоденьги утекают как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеетепредставления. Вы мучаетесь в раздумьях, какая же вещь вам более нужна, и темне менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Получив зарплату, вызабываете о своих горестях, но через некоторое время обнаруживаете, что опятьне удается свести концы с концами. Вы с большим вниманием слушаете рассказызнакомых о том, как они благополучно устроили или устраивают свою жизнь, нопочему – то их опыт не прививается в вашей семье. Вам необходимо навести железнуюдисциплину в расходах.
101 -170 очков
Вы так выбираете курс,что ваш семейный корабль идет по житейскому морю без зигзагов, не садится намели, штормы его не треплют. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены взавтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанному рублю.
171 -180 очков
Что же, вас можно назватьдовольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотитедобиться в семейной жизни, знаете средства для достижения цели. Вы не залезаетев долги, но сами даете в долг в редких случаях. Окружающие считают, что дом увас «полная чаша». Вы не прочь провести вечер с гостями, но редко приглашаете ксебе. Вы любите щегольнуть фразой: «Мы не настолько богаты, чтобы покупатьдешевые вещи». В отношениях с людьми вам не хватает теплоты и сердечности.Задумайтесь: не слишком ли вы увлеклись вычислением рационального жизненногопути? Не выглядят ли ваши поступки со стороны меркантильными? Помните, чтоестественность, а, иногда и некоторая безалаберность в тратах тоже способныдоставить радость. № наименование
Цена,
в рублях
Кол-во,
штук Стоимость, рублях Плановая покупка, дата Фактическая замена, дата Стоимость в рублях 1. 2. ПРИХОД РАСХОД ПРИХОД Р А С Х О Д Обязательные платежи питание Промышленные товары Культурно – бытовые услуги