Реферат по предмету "Педагогика"


Проведение презентации с использованием PowerPoint на уроке краеведение в начальной школе

Федеральноеагентство по образованию
ГОУВПО Нижегородский государственный педагогический университет
Курсоваяработа по дисциплине
Аудиовизуальныесредства в домоведении на тему:
Проведениепрезентации с использованием PowerPoint на уроке краеведение в начальной школе
Выполнила студентка
5курса, ТЭФ, з/о, гр. 5
Зыбина С.Ю.
Проверил: Пономарев С.М.
НижнийНовгород 2010г.

Содержание
 
Введение
Глава 1.Информационные технологии на уроке краеведение в начальной школе
1.1 Информационно-коммуникационныетехнологии в начальной школе
1.2 Информационныетехнологии на уроках
1.3 Эффективныепрезентации в учебном процессе
1.4 Активизацияинтеллектуально-информационной деятельности младшего школьника
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память,мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческойдеятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть,учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на теили иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужноделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельностьневозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Ониразвиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужноразобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействиемсреды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна иззадач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развитияпознавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и самиспособности, приобретая нужные качества. Знание психологической структурыпознавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильноговыбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитиепознавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л.Рубинштейн и др.
Актуальность: в настоящее время очень быстро развиваются информационныетехнологии и процесс обучения без них просто не возможен.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Задачи исследования: изучить психолого-педагогические, методическиеаспекты использования информационных технологий в процессе обучения младшихшкольников.

Глава 1. Информационные технологии на уроке краеведение в начальнойшколе
 
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе
Любая педагогическая технология — это информационная технология, так какоснову технологического процесса обучения составляет информация и её движение(преобразование)[5]. Более удачным термином для технологий обучения,использующих компьютер, является компьютерная технология.
Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российскогообразования внесли учёные под руководством академика А. П. Ершова.
При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальномэтапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д.Брунера, Б. Скиннера, Н. Ф. Талызиной, П. Ланда[5].
Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающимиресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса,увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические,аудио визуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательногопроцесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Этокачество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогическихтехнологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы[2].Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейшихпреимуществ информационно – компьютерных технологий:
— возможность организации процесса познания;
— индивидуализация учебного процесса
— коренное изменение организации процесса познания путём смещения её всторону системного и мышления;
— возможность построения открытой системы образования;
— создание эффективной системы управления информационно – методическимобеспечением образования.
В процессе изучения, многообразного применения и использования средств информационно-коммуникационныхтехнологий формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но исамостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числаисточников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели,экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
В процессе применения информационно-коммуникационных технологийпроисходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортнойжизни в условиях информационного общества, в том числе:
— развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического,интуитивного, творческого видов мышления; — эстетическое воспитание за счётиспользования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
— развитие коммуникативных способностей;
— формирование умений принимать оптимальное решение или предлагатьварианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерныхигр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработкуинформации.
Информационно-коммуникационные технологии приводят к интенсификации всехуровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
— повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализациисредств информационно-коммуникационных технологий;
— обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающихактивизацию познавательной деятельности;
— углубление межпредметных связей за счёт использования современныхсредств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задачиз различных предметных областей.
Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающегопрактически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращиваниекомпьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- ифотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерныйслух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.
Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебнойдеятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.
Культурный уровень современного молодого человека характеризует понятиеинформационной культуры, которая в силу фундаментальности составляющих еёпонятий должна формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков.
В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу иприменения компьютеров в обучении всем школьным дисциплинам, начиная с младшихклассов, умения, составляющие «компьютерную грамотность» школьников,приобретают характер общенаучных и формируются во всех школьных учебныхпредметах, а не только в курсе информатики.
Наиболее распространенные примеры использования компьютерных программныхсредств в начальной школе — это обучение чтению, орфографии и каллиграфии спомощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальнойшколы: «Обучение грамоте», «Буква потерялась», «СВАН», «Пентамино», «Котучёный», «Емеля» и др.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, анеобходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования[1].
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет взначительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе играостаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляютсложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учительзатрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации вниманияучеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа закомпьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода отпривычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.
Автономная деятельность повышает личную ответственность ребёнка, асамостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатамидаёт заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желаниепродолжать работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.
Компьютер помогает при проведении уроков как электронная доска, а такжепри проверке знаний учащихся.
Включение в процесс обучения ещё и аудио, и видео средств, позволяетреализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес кучёбе.
Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучениидетей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира,истории, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картиныприроды, исторические события или исторические места, залы музеев, картинныегалереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделитьсяувиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащаетребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источникипознания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу –компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и вИнтернете. Очень жаль, что с экранов телевизоров исчезли детские обучающиепрограммы: «АБВГДЕЙКА», «Хочу всё знать!» Альтернативой им может служитьсозданный совсем недавно детский канал, но не все дети имеют возможность егопосмотреть. Очень популярна среди детей передача «Улица Сезам». Записи этойпередачи можно использовать на разных уроках, особенно в первом классе.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель небудет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можнопредлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературныхпроизведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствоватьнастроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленькихслушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и удругих.
На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовкек сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в миртворчества, обогатит их новыми выразительными средствами.
Если каждый урок будет включать в себя средства информационно-коммуникационныетехнологии, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше. Использование информационно-коммуникационныхтехнологий преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизируетпроцессы понимания и запоминания учебного материала, а главное — поднимет нанеизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

1.2 Информационные технологии на уроках
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и ушколы нет иного выбора кроме как адаптации её к информационному веку. Детейнеобходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи,общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.
Именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка сигровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися,которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий вучебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности.Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делаетсянеформализованным и интересным.
Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностейкомпьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуяразвитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционныйподход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном толькок воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их впрактической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания,заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями,он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует вдеятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучениязнаний на практике. Самое слабое место — это умение интегрировать знания, атакже применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающегомира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленныхк жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация ужестановится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будетумение найти её, переработать и использовать в определенных целях[2].
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальнойшколе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, егомировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе нехотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика ужене устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал толькопотому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то естьчерез несколько лет.
Вот поэтому рекомендуется использовать в обучении в начальных классахметод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционнуюсистему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого новогопроекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальнойжизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатсясамостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебнойдеятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которогонеобходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменитьих форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызываетнапряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считатьздоровьесберегающими технологиями.
Возможные направления педагогического использования компьютеров вначальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:
Использование средств новых информационных технологий для усилениямотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогаетраскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить своюоригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа ребёнка закомпьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий,предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для негонагрузкой. Так какие чувствует влияния окружающих.
Расширение возможностей получаемой учебной информации.
Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальнуюобстановку, но показывать процессы, которые в реальности не могут бытьзамечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.
1.3 Эффективные презентации в учебном процессе
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующимипедагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, тоиспользование технических средств не меняет сути образовательного процесса итрадиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяетсяличностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники. Необходимосоздание в школе особых условий, чтобы учитель-предметник захотел и смогприменить (или получить) компьютерные знания для своей педагогическойдеятельности.
Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способвовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация можетстать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может бытьиспользована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введениенового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике,зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителюпроявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода кпроведению уроков.
Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождаетсярядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовыхучебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточновысокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющаяим самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционнымили практическим занятиям.
Основной проблемой в использовании компьютерных программ для учителяявляется неадекватность программ по отношению к «своему» учебнику и трудностьих адаптации к конкретным методикам, ученикам, урокам. Преподавателю приходитсяподстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Следует, однако,подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерныхпрезентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства,позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создаватьсерию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм смультимедийными эффектами. Таким программным средством является MicrosoftPowerPoint .
Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можновыделить четыре основные цели презентации в отношении других людей:
сообщить информацию;
развлечь;
научить;
создать мотивацию.
Сообщить информацию — это значит дать аудитории ключевую информацию илизнания, как правило, в форме когнитивной карты[6].
Развлечь — значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их впозитивное состояние[6].
Научить — означает связать знания или информацию с релевантнымреферентным опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания илиинформацию в действие[6].
Создать мотивацию — значит обеспечить контекст или стимул, которыепридавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотеладействовать[6]. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколькоцелей из этого списка или даже все.
Как показывает практика, сосредоточившись на достижении конкретных целей,можно быстрее подготовить презентацию. Точно сформулированные цели позволяютискать и отбирать данные, существенные для презентации. Исходя из целипроведения презентации, выделяют следующие типы презентаций:
Проведение обучения
Предоставление информации
Убеждение слушателей
Решение проблемы
Принятие решения
Отчет
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапеизучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и спомощью мультимедийного проекционного экрана. В рамках учебного процесса можновыделить следующие основные цели проведения презентации:
освоение нового материала,
закрепление изученного материала,
контроль знаний.
Обучение — это естественный процесс, происходящий в реальном времени иимеющий структуру[5]. Структура процесса обучения определяется взаимодействиемкогнитивных карт и референтного опыта, который придает этим картам практическийсмысл. Суть процессов обучения и преподавания заключается в обогащениикогнитивных карт конкретной концепции, идеи или задачи и связывании этих карт среферентным опытом, чтобы повысить поведенческую компетентность и гибкость,связанные с достижением цели и ответом на ограничения, накладываемыеокружением.
Осознанная компетентность является результатом наличия когнитивных картконкретной идеи, концепции или задачи. Неосознанная компетентность являетсярезультатом большого объема референтного опыта, связанного с данной идеей,концепцией или задачей.
Существует как естественный, так и рациональный цикл процесса обучения.Естественное обучение связано с развитием неосознанной компетентности.Рациональное обучение связано с развитием осознанной компетентности.
К методам мотивации и стимулирования учащихся помимопознавательно-эмоциональных презентация позволяет успешно добавлять волевые(рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества).Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуеттриединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект:
восприятие учащимися учебного материала,
осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект:
развитие познавательного интереса у учащихся,
умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированиюключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект:
воспитание научного мировоззрения;
воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях всредней школе предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации обучения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационнуюкультуру учащихся и уровень готовности подрастающего поколения к трудовойдеятельности в современном обществе;
повышение уровня подготовки учащихся и учителей в области современныхинформационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы;звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.).
 
1.4 Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшегошкольника
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучениюрастущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой бьются теоретики и практики. Достаточно полистатьнесколько журналов «Начальная школа», чтобы увидеть многообразиепоисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приемахобучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающегообучения.
В реализации идеи развивающего обучения достаточно сложной и труднойявляется организация урока таким образом, чтобы все три сферы развития личностимладшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали впроцессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно,деятельность сознательна и коммуникативна, общение — деятельно и сознательно.
Учебная информация готовится таким образом, чтобы решить следующиезадачи:
создать положительную мотивацию на уроке
развить смысловую догадку
сформировать навыки смыслового развертывания и свертывания учебнойинформации
активизировать лексический опыт ученика и обогатить словарный запас
способствовать оптимальной организации внимания
вооружить рациональными способами запоминания
выработать необходимый темпоритм восприятия информации
увеличить скорость чтения
развить ассоциативность в освоении информационного пространствасодержания урока
приучить к самооценке процесса и результата собственной деятельности неуроке в сравнении с другими учениками, формируя навыки адекватной самооценки
активизировать рефлексивные способности ученика и способствовать развитиюнавыков рефлексии учебной деятельности в целом осуществлять нравственное,эстетическое и другое воспитание через восприятие и понимание содержаниятекста, его анализ и оценку.
Практически на каждом уроке возможно решение этих задач. Конкретныезадачи составляются в зависимости от целей урока и его информационной базы.Основное значение имеет не набор упражнений, а их логическое сочетание ипоследовательность, в которых заключен психолого-педагогический смыслинтеллектуально-информационного развития личности. Виды упражнений и ихпоследовательность, как правило, меняются.
 

Заключение
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России впоследние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современногоребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерныхтехнологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронныхигрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и еговосприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимойпрактической деятельности — игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт.Не во всех школах сегодня есть еще оснащенные технологические классы;устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенномуснижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искатьболее современные средства и методы обучения. Одним из таких средств,обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированныхв школах индустриально развитых держав, и является компьютер. Сочетая в себевозможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясьуниверсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различныеигры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправнымпартнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы,которого ему так порой не хватает. Компьютер естественно вписывается в жизнь школыи является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которогоможно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает удетей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают скомпьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает частьиз них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний вигре. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и дляучителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его,побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большаяобласть для проявления творческих способностей для многих: учителей,методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понятьсегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
Применение информационных технологий – эффективный метод в развитиипознавательных процессов.
Применение в школе компьютерной технике учителями начальных классовпоможет сделать школьное преподавание более эффективным.
В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подходакомпьютерного обучения в начальной школе.
Итак, применение компьютерной техники в начальной школе развиваетпознавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическоемышление. Улучшает восприятие мира.

Литература
Босова Л.Л.Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. — 2002. — №1.
Иванов В.Л.Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. — 2002.- №1
Интернет вгуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.
Зарецкий А.В.,Труханов., Зарецкая М.О. Энциклопедия профессора Фортрана: Для детей мл. шк.возраста. — М.: Просвещение, 1991.
Зак А.З.Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: Просвещение: Владос,1994.
Васильева И.А.,Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационныхтехнологий // Вопросы психологии. — 2002. — №3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.