Реферат по предмету "Педагогика"


Психологический самоанализ урока истории

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИИ МЕНЕДЖМЕНТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗУРОКА ИСТОРИИ
Студент-практикант
V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Набережные Челны, 2009г.

I. Протокольная запись урока
Дата: 10 декабря 2009.
Урок истории № 8: Группа 3.4 (11 «Г»).
Преподаватель: Смурякова Елена Евгеньевна.
Тема: Внешняя политика России накануне I мировой войны.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок – Лекция.
Цель урока:
1. Познавательная, образовательная цель – сформироватьосновные представления у учащихся о положении дел в Европе, в частности наБалканском полуострове; рассказать о причинах конфликта и оформлениявоенно-политических блоков, целей и задач стоящих перед странами-участникамиконфликта.
2. Развивающая цель – содействовать учащимся в пониманиисложной геополитической обстановки в Европе, при которых война не могла неначаться.
3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся чувствадолга, гражданственности и защиты Родины от врагов.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность:политическая карта Европы, таблица геополитических интересов стран участниковконфликта; классная доска, мел, указка.
Вид доски на уроке
10 декабря 2009 Тема Дом. Задание
План
политическая карта Европы
таблица
геополитические интересы
стран участников конфликта
Блок Страна Интересы

Основные понятия:
Тройственный Союз, Антанта, концессии, аннексия,геополитика.
Основные даты:
1904 – Франция и Англия подписали соглашение о разделесфер влияния в Северной Африке.
1907 – Соглашение Англии и России, регулировавшееотношения по Ирану, Афганистану и Тибету, оформление Антанты.
1908 – аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.
1912 – союз Болгарии, Сербии и Греции против Турции. IБалканская война.
1913 – II Балканская война. Сербия и Греция противБолгарии.
15 июня 1914 – убийство наследника престолаАвстро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд.
15 июля 1914 – объявление войны Австро-Венгрией Сербии,начало первой мировой войны.
Основные персоналии: эрцгерцог Франц Фердинанд, Шлиффен.
План урока:
1. Европа накануне войны.
2. Международные конфликты.
3. Начало войны. Планы воюющих сторон.
План урока развернутый:
1. Европа накануне войны. В начале XX века в Европезавершилось формирование блоков – Тройственного Союза и Антанты. АгрессивностьГермании – главный противник Англии в мировой экономике и на море. 1904 –Франция и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Северной Африке.1907 – Соглашение Англии и России, регулировавшее отношения по Ирану,Афганистану и Тибету, оформление Антанты. 1908 – постоянные конфликты, которыетрудно разрешить дипломатически.
2. Международные конфликты. 1908 – аннексияАвстро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Россия вынуждена была пойти надипломатическую капитуляцию. 1912 – союз Болгарии, Сербии и Греции противТурции. I Балканская война. Турция потеряла все европейские владения заисключением узкой береговой полосы. 1913 – II Балканская война. Сербия и Грецияпротив Болгарии, которая теряет свои владения и начинает ориентироваться наТройственный союз. Сербия союзница России – центр притяжения южнославянскихнародов Австро-Венгрии. «Пороховой погреб» Европы.
3. Начало войны. Планы воюющих сторон. 15 июня 1914 –убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд вСараево, столице аннексированной Боснии. Ультиматум Австрии для Сербии, котораясоглашается на все условия. 15 июля 1914 – объявление войны Австро-ВенгриейСербии, начало первой мировой войны. Остальные участники по цепной реакциивступили в войну (38 стран). План 2-х фронтов, и молниеносной войны разгромивврага по одиночке. Затяжной характер.
Домашнее задание: §19 прочитать ответить на вопросы,подготовить на пересказ. Письменно ответьте на вопрос 3, с 76.
II. Готовность к занятию
Я, как практикант, еще в начале практики включил этотурок в структуру контрольно-тематического планирования под номером восемь, задень до начала планируемого урока я предоставил развернутый план-конспектгрупповому руководителю Магсумову Тимуру Альбертовичу, и получив утверждениеготовился к предстоящему уроку. Уже на перемене я подготовил кабинет иоборудование, оформление классной доски и политическую карту Европы и ожидалкласс в приветливом расположении духа.
Со звонком для начала урока командир группы 3.4 ИвановаАнастасия построила класс и доложила о полной готовности кадетов, т.е. наличиеучебных принадлежностей на партах, внимание на учителя, к учебному занятию.
III. Внимание учащихся на уроке
С началом урока я сразу же настраиваю внимание учащихсяна урок и преподавателя. Во время организационного момента я завладеваюинициативой урока и сохраняю эту позицию путем чередования смены деятельностикадетов от лекционной подачи материала к устному проговариванию второстепенныхмоментов и обстоятельств, переключения внимания от опроса домашнего заданию кначалу изучения новой темы, от самостоятельной работы по моему заданию стекстом учебника до указанием на карте мест сражений, направлений ударов,важных населенных пунктов, постоянно даю понять на важность мнения каждогоучащегося в обсуждаемых вопросах истории. При повторении материала вновьзаостряю внимание на изученных фактах, приглашаю к участию формулированиявывода по уроку приемом эвристической беседы.
В случаях невнимания, посторонних бесед применял мерыпедагогического воздействия например, в некоторых случаях достаточно простопройти мимо рабочего места, чтобы учащийся настроился на урок. В других случаяхустные замечания, предупреждения о более серьезных последствиях как двоечка заповедение в дневник или журнал — такие методы достаточно эффективны даже простов случаях намека на их использования.
На протяжении всего урока мне удавалось поддерживатьвнимание к предмету, одних, увлекая интересной подачей материала, других –подгоняя замечаниями и вопросами, требованиями результатов работы на уроке поокончании. Таким образом, метод педагогического кнута и пряника никто неотменял.

IV Восприятие учебного материала
С началом урока объяснил план работы, цели и задачи.Начали с опроса домашнего задания. Опрос проводился фронтальным методом синдивидуальными заданиями учащимся. При опросе кадет на моих урокахзарабатывают оценку в течении урока путем суммы баллов и дополнений.
Для лучшего восприятия, при опросе домашнего задания, помоему заданию учащийся Набиев Рамис вышел к классной доске и рисовал схему IIIГосударственной Думы и куриальную схему выборов.
/>
Затем учащийся объяснял и легко отвечал на вопросы, таккак зрительное восприятие материала легко объясняло сложную тему.
В это же время другой кадет Хусаинов Руслан готовился кответу у доски по вопросу аграрная реформа П. А. Столыпина и также рисовалследующую схему.

/>
С помощью такой наглядности кадет усвоил терминычересполосица, хутор, отруб, смог легко ответить на вопрос о переселенческойполитике и значение реформы в целом, грамотно сделать вывод. При изучениинового материала я воспользовался картой, которая позволила показать страны,военные союзы и их интересы и территориальные претензии на начало войны.
Совместно с учащимися мы заполняли на уроке таблицу:«Геополитические интересы стран перед первой мировой войной».Военный блок Страна Геополитические интересы Антанта Россия Поддержка балканского союза во главе с Сербией и контроль черноморских проливов Англия Боялась усиления Германии на море и мирвом рынке Франция Сдерживала экспансию на континенте, отвоевать Эльзас и Лотарингию. Тройственный союз Германия Мировое господство, передел колоний и новые рынки. Австро-Венгрия Территориальные приращения за счет Балканских государств. Италия Колониальные приобретения в Северной Африке.
При заполнении таблицы кадеты по моему заданию работали стекстом учебника, выискивая факты для каждой ячейки таблицы, поощрялись задополнения и точность передачи фактов, что свидетельствовало о восприятииучебного материала.
V. Мышление учащихся на уроке
Подача материала с моей стороны не была однообразной, исочетала в себе элементы лекционной подачи материала, обсуждению проблемныхвопросов, комментированием записанного учащимся. Объяснение и чтение карты, атакже самостоятельное заполнение таблицы все это способствовало развитиюмыслительных процессов учащихся. Мотивацией учащихся к рассуждениюспособствовала моя накопительная программа оценок за активность на уроке, ведьбаллами отмечались и интересные предположения. Умения высказать и отстаиватьточку зрения. Моя позиция направлена на помощь в формулировании силамиучащегося понятий, представлений, вывода. Частенько пользуюсь приемом, когдаснабдив фактическим материалом, прошу учащихся сделать вывод, или высказатьсяпо этому поводу, что они думают и помогая, слегка подправляя, учу формулироватьмысли правильно, исторически грамотно, выразительно, поддерживая дискуссию,поощряя баллами. Мои вопросы варьируют в самом широком спектре: от простых назнание исторического факта до проблемных, требующих анализа-синтеза,побуждающие для размышления в целом, особенно на причинно-следственные связи.
В целом учащиеся не бояться думать, а наоборот благодарясистеме накопления оценки в течение урока активно этим пользуются, мыслят,рассуждают правильно и грамотно, за допускаемые ошибки поправляю аккуратно,чтобы потом у них всегда было желание высказаться по тому или иномуисторическому поводу.

VI. Память в познавательной деятельности учащихся
Для прочного и осмысленного запоминания учебногоматериала применяю на уроке такие приемы, как записи на доске: план урока,даты, исторические события и термины, а также схематичные и картографическиеизображения. Важные даты особо проговариваю и акцентирую на них внимания, такиекак складывание Тройственного союза и Антанты, Балканские союзы, повод и началопервой мировой войны. Трудные слова и термины прописываю на доске, напримераннексия, и поясняю. Записываю и шапку таблицы, с названиями колонок. Лучшевсего на уроке учащимся дается наглядно-образное запоминание, сильные стороныкоторого с успехом применяю в классе. Материал группирую по смыслу согласноплану, и как показывает практика, при проверке домашнего задания учащиеся легковспоминают схемы, сложнее обстоят дела с чистыми фактами, выводы же они делаютсами исходя из фактических знаний.
VII. Поведение учителя
Мой успех урока складывается также из уважения учащихсяко мне как к профессионалу и личности, поэтому внешний вид играет важную роль впедагогическом диалоге и контакте. Встреча с классом это ответственный моментдля нас мы оцениваем взглядом опрятность, учащиеся в форме и учитель, то естья, одет в жилетку, выглаженную рубашку, галстук сидит симметрично и затянут,причесан, гладко выбрит, в целом представляю из себя профессионала, готового куроку как внутренне так и внешне. Уверен в своих силах, спокоен идоброжелателен, но это не мешает мне быть энергичным и требовательным приопросе домашнего задания. По манере общения с учащимися вполне демократичен иуважителен, внимательно выслушивая ответы на свои вопросы. Эмоциональный климатв классе оцениваю как благоприятный для успешного осуществления целей урока.Моя речь уверенна, четко поставлена и громкая, вместе с тем я не напрягаюголоса и общение приятно. Жесты спокойные, никаких резкостей, плавные, позволяюсебе прохаживаться в классе для осуществления контроля за действиями учащихсяна последних партах.
VIII. Результаты урока
Считаю цели урока по организации учебного процессадостигнутыми, так как кадеты на каждом этапе урока были ответственны, успешноответили на вопросы домашнего задания, применяли наглядность при ответах,излагали помимо фактического материала свои оценки и суждения, отстаивали точкузрения. Также и с этапом изучения нового материала внимательно записывалилекцию, включались в обсуждение вопросов, зарабатывали оценку за активность втечение всего урока. Безусловно, проявили интерес к вопросам геополитики,интересовались и предлагали сравнительные эпизоды из современной действительности.Предлагали и дополняли причины войны, высказывали интересные факты дляобщепринятого повода к началу войны, то есть мыслили и анализировали на моёмуроке и это огромный плюс мне, так как я тоже накопляю баллы для самооценки.При отстаивании позиции кадеты с уважением относились к противоположным идеям,выделяя и аргументируя слабые моменты идейной защиты, воспитывая в себе и удругих толерантное отношение. Исходя из результатов урока могу сказать, что дляучащихся вопросы геополитики имели практическое деловое значение, так какистория повторяется и со схожими явлениями придется столкнуться вновь и надознать ошибки и опыт прошлого. Урок оставил очень положительные эмоции как уменя, так и учащихся, и так было на протяжении других уроков, выигрывают все яполучаю оценку, накапливаю опыт, а учащиеся мыслят исторически, болееответственно, и как раз такие качества будут способствовать сдаче единогогосударственного экзамена.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.