Реферат по предмету "Педагогика"


Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Департаментобразования Вологодской области
Вологодскийпедагогический колледж
Курсоваяработа
Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусствав начальной школе
студентки 4курса
ПарфеновойЕкатерины
Викторовны
Научныйруководитель:
преподаватель
изобразительногоискусства
ПономареваН.Н.
Вологда
2007

Содержание
Введение
Глава 1.Создание скульптурного образа
1.1 Историяразвития керамических промыслов
1.2 Особенностиработы с глиной и пластилином
1.3 Народныеглиняные игрушки
Глава 2
2.1 Значениезанятий лепкой на уроках изобразительного искусства.
2.2 Технологиявыполнения работ из глины
Заключение
Список литературы

Введение
Лепка — один из видов изобразительного искусства, созданиескульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как вдетском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуютформированию умственных способностей детей, расширяют их художественныйкругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоениии ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любоговозраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современнойгородской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинаютвосстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетическогочувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний балансорганизма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенноепсихотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратиласьв человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи)учатся зановос помощью тактильных ощущений, координации с глазами ивключения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующегои правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. Назанятиях по лепке очень важно создавать атмосферу доверия и доброжелательности.Эта методика учит синтезу, что очень важно в наше современное времявсеобщего анализа и расчленения. Занятия проходят в игровой форме и настолькоувлекательны, что дети проводят за ними несколько часов, совершенно не уставая.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваиваяпростейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание,вытягивание.
Занятия лепкой должны развивать художественный вкус, индивидуальность,интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность приработе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесскаждым учащимся.
На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества,знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показываетпрофессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняныхигрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолетьтрудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, развить художественныйвкус и эстетическое воспитание, правильные профессиональные приемы лепки иумение наблюдать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное,лишнее.
Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единствачеловека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичногоиспользования так называемого бросового материала, расширяются возможностиизобразительной деятельности детей.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть созданиескульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи работы:
-изучить историю развития керамических промыслов,
-раскрыть особенности работы с глиной и пластилином,
-познакомиться с народными глиняными игрушками,
-выявить значение занятий лепкой на уроках изобразительногоискусства,
-рассмотреть технологию выполнения работ из глины.

Глава 1. Создание скульптурного образа
1.1 История развития керамических промыслов
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я напожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал,пеленаться стал». Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки— обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, которыйпроходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенскиегончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадалана «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательноразминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глинапоступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала формугоршка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал,его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становилсятвердый как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать«на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкуюмучную болтушку. Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшаясудьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печнойгоршок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал»,современному человеку, вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки неспешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распареннымилентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глинянаяпосуда могли служить еще долгие годы.
Определить пригодность глины для лепки можно довольно простымспособом. Из небольшого комка увлажненной шины, взятой для пробы, нужно скататьмежду ладонями жгут толщиной примернос указательный палец. Затем медленносогнуть его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или ихсовсем мало, то глина вполне пригодна для работы.
Уже в эпоху раннего неолита люди были знакомы с техникой обжига гончарныхизделий. В IV тысячелетии до н.э. древние египтяне знали об искусствеизготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетияшумеры научились создавать объемные изделия из глины на гончарном круге.
В России глиняную посуду несложной формы изготавливали еще вIII—II вв. до н. э., что подтверждают археологические раскопки могильников врайоне Поволжья, бассейнов рек Москвы и Клязьмы. В XV—XVII вв. в России сразвитием архитектуры и строительства большое распространение получилокерамическое производство: изготавливали кирпич, черепицу, глазурованные плиткии др. В Москве в Гончарной слободе (современная Таганка) производили разнообразнуюкерамику для облицовки печей, а также посуду, в том числе и аптекарскую.
В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России Императорскийфарфоровый завод. Дмитрий Иванович Виноградов открыл и научно обосновалтехнологию производства фарфоровой массы из отечественного сырья, куда входили:кремень, гжельская огнеупорная белая глина, алебастр. М.В. Ломоносов открылтвердый фарфор и предложил множество рецептов фарфоровых масс.
В первой половине XIX в. открываются частные заводы. В 1750 г. былоснован завод Ф.Я. Гарднера, выпускавший чайную и столовую посуду. На заводе А.Г.Попова выпускали, кроме расписной посуды, статуэтки, а находился он в селе Горбунованедалеко от Сергиева Посада.
Впервые село Гжель упоминается в XIV веке в Духовнойграмоте Великого князя Московского Ивана Калиты. Из летописных источниковизвестно, что основным занятием гжельцев было гончарное ремесло, поэтому слово«гжель», видимо, происходит от глагола «жечь»,«обжигать» глину.
В XVIII веке гжельские мастера освоили производство майолики,которую изготавливали из местной глины и покрывали оловянной глазурью. Средидругих промыслов керамического искусства выделяется скопинская керамика (Скопин,Рязанская область). Производство декоративной скопинской керамики былоосновано в 1860-е гг. крестьянами братьями Оводовыми, которые первыми узналисекрет приготовления свинцовой глазури.
К миру большой скульптуры принадлежат мемориальные ансамбли,монументы, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям(монументальная скульптура), воплощающие чувства (преклонения, восторга,трагедийно-скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах,часто на естественных или искусственных возвышениях, монументы обращены ксовременникам и будущим поколениям.
Древнейшие памятники возводились в честь богов, земных владык,полководцев; затем появились памятники творческим людям, деятелям искусства.Существуют памятники любимым героям литературных произведений. В Копенгагене накамне у моря сидит бронзовая Русалочка, в городе Ханнибале (США) установленпамятник Тому Сойеру и Гекльбери Финну, в Смоленске поставлен памятник ВасилиюТеркину, любимому герою военных и послевоенных лет. Совсем недавно вСанкт-Петербурге на мосту, перекинутом через реку Фонтанку, появилась птичка —памятник «Чижику-Пыжику». Скульптурные памятники посвящаются и животным. В Римена Капитолийском холме поставлена этрусская фигура волчицы как памятник той,которая вскормила легендарных основателей Рима — Ромула и Рема. В Париже естьпамятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему в горах 40 человек.
Скульптура может быть опорой вархитектурной конструкции,служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в композициюмостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшатьаллеи, лужайки, партеры (садово-парковая скульптура).
Скульптура малых форм (миниатюрные произведения, созданныескульпторами, художественной промышленностью или народно-художественнымипромыслами) предназначена для украшения личного быта.
В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлятьсобой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшиесувенирные модели памятников. Существуют две разновидности скульптуры: круглая,свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображенияразмещаются на плоскости. Если выпуклость рельефа составляет больше половиныобъема, рельеф называют высоким (горельеф), если меньше — низким (барельеф).
Скульпторы говорят, что произведение рождается в эскизе из глины,а затем возрождается в материале. Мастерская скульптора — холодное, чаще всегосырое помещение. Мокрыми тряпками покрыты глиняные модели, стоят каркасы изпроволоки и деревянных дощечек для статуй, на полках — гипсовые слепки, на полу—глыбы камня.
Скульптура требует таланта, мастерства, терпения и часто тяжелогофизического труда. В Древней Греции существовала хрисоэлефантинная техника: надеревянный остов накладывались пластины из золота для изображения одежды ипластины из слоновой кости для изображения тела. В этой технике знаменитыйскульптор Фидий сделал колоссальную статую Зевса, слывшую в древности одним изсеми чудес света.
Скульптура может быть раскрашена и не раскрашена. СкульптураДревнего Востока, Греции, готики, эпохи модерн признавала раскраску,употребляла цветные материалы. Высокое Возрождение, классицизм считалираскраску недостойным подлинного искусства приемом. Знаменитая Венера Милосскаясоздана из двух кусков мрамора: ее обнаженное тело высечено из паросскогомрамора, одетая же часть фигуры — из мрамора другой породы, причем шов междудвумя кусками мрамора не совпадает полностью с границей между одетой иобнаженной частями.
Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана,чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основнымобъектом творчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных(анималистическая скульптура).
Бенвенуто Челлини, знаменитый итальянский скульптор XVI в., в«Трактате о скульптуре» пишет: «Скульптура, по меньшей мере, в восемь разпревосходит живопись, так как она располагает не одной, а многими точкамизрения, и все они должны быть одинаково ценными и выразительными».
Характер одежды и драпировок, ритм их складок, силуэт (прерывистыйили сплошной), распределение света и теней — все активно участвует в созданииобраза статуи. Античные скульпторы Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, считаячеловека высшим созданием природы, искали идеальные формы и пропорции обликачеловека, фигуры мужской и женской.
В прошломвеке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенныедля детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.
Таким образом,можно сделать вывод, что керамические промыслы начали свое развитие уже вранние эпохи и имели огромное значение в жизни людей.
1.2 Особенности работы с глиной и пластилином
Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себяна куске сырой тряпки ком лепной глины, стеки, поставить банку с водой.
При лепке оформляют глину и вообще работают большим пальцем правойруки и только для получения острых и резких углов, а также при отделке тонкихчастей пользуются стеками.
Лепные работы принадлежат к разряду довольно грязных. Поэтому,если для лепных работ нет отдельного помещения, столы необходимо покрыватьполиэтиленовой пленкой и следить, чтобы глина не падала на пол.
Работать можно и сидя, и стоя. Последнее предпочтительнее, так какдопускает большую свободу движений, не искривляет позвоночник, позволяетосматривать «скульптуру» со всех сторон.
В работе с детьми по лепке чаще всего используют пластилин,который удобнее в хранении и не требует особых приготовлений в процессе лепки,да и грязи от него почти не бывает.
Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, чтопластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как быразогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временемтеряет форму и не годится для обжига.
Главные инструменты для лепки, особенно для начинающих, — пальцы.В дополнение и на помощь им берутся стеки. Это тонкие, хорошо отшлифованные,слегка изогнутые палочки. Концы их могут быть заостренными, закругленными или сзазубринками. Делаются они из твердых пород деревьев (бук, дуб, граб) и передшлифовкой провариваются в олифе. Это делается для того, чтобы они не разбухалипри работе и не меняли форму.
Лепить удобнее всего на столе или ровной деревянной или виниловойдоске. Некоторые работы, такие как барельеф и горельеф, выполняются на почтивертикально стоящих досках.
Лепить нужно обеими руками, это ускоряет работу и одновременноразвивает левую руку, что может пригодиться для других работ и занятий.
Для того, чтобы лепить с натуры, нужно поставить ее перед собой,хорошо осмотреть, по возможности ощупать. Нельзя брать на первый раз сложной,детализированной натуры, нужно лепить что-нибудь попроще: яблоко, сливу, грушу,свеклу, грибы.
Занимаясь лепкой, надо помнить, что не стоит лепить всеподробности, все мелочи. Необходимо передать самое главное, самое существенное,то, что отличает один предмет от другого, или то, что характерно для животных,человека, их движения, настроения.
Не всегда можно завершить свою «скульптуру» за один урок, иногдана это уходит несколько дней. Поэтому после окончания занятий (да и во времяперерывов), чтобы «скульптура» не пересохла, ее нужно покрывать влажнымитряпками, плотно прилегающими к ее поверхности. Точно так же надо предохранятьот высыхания и ком глины, из которого ее делают. Если «скульптура» пересохнет,то будет невозможно внести поправки и уточнения.
Лепка может быть разных видов. Если она чуть выступает над гладкойповерхностью, как, например, растительные орнаменты, буквы и цифры на монетах,портретированные лица на медалях, то это барельеф; если фигуры ипредметы сильно выступают из гладкого плоского фона, так, что почти сохраняютсвою естественную трехмерность, это горельеф; третий вид лепки — вазы,кувшины, круглая скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства,изделия народных промыслов.
Лепка обязательно должна идти параллельно с рисунком. Необходимоприучать детей к строгому соблюдению формы изображаемых предметов и достаточноточному ее выражению, будь то в рисунке или в лепной работе.
На первом занятии следует нарисовать ряд геометрических фигур наклассной доске и предложить учащимся воспроизвести их. При этом необходимодавать словесные определения линий, углов и поверхностей, которые изображаютсяна доске.
Это придает ему динамичность, как бы сообщая поступательноедвижение.
После лепки простых геометрических тел можно приступить и ксложным предметам, имеющим округлые формы и приближающимся к формегеометрических тел. Например, несколько видоизменяя шар, можно переделать его вяблоко, персик или грушу. Из цилиндра, сминая его или несколько подрезая, можнополучить огурец, баклажан, бутылку, кувшин и другие предметы-образы.
Таким образом, мы выявили, что при работе с пластичнымиматериалами, педагог должен показать и рассказать детям особенности работы сданными материалами.
1.3 Народная глиняная игрушка
Для успешного овладения навыками декоративной лепки преподавательиспользует предметы декоративно-прикладного искусства и в частностихудожественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знакомить детей снародным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративногооформления в своих работах.
Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенкаво время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того,расширяются возможности детей в сюжетной лепке.
Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того,что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. Свозрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем изадачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить иукрашать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек.Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять изних узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все этов свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий,развивает их художественный вкус.
Дымковские игрушки.
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особымипропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные,пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухис расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннееописание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его — НиколайЗахарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике —«Свистопляске» (позднее его стали называть свистунья»), во время которогопродавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.
Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно,что в XIX в. он стал в этой местности все народным праздником с торгами,ярмаркой и гуляньем.
До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями,Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками.Изделий обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принималиучастие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки,находится в городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеровдымковской игрушки. Это А. А. Мазурина, Е. 3. Кошкина, 3. В. Пенкина. Процессизготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке настолах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, оченьприятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина,как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки длязаглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицызанимаются росписью, на столах в стаканчиках — краски, кисти, и рядом стоят ужеобожженные и отгрунтованные игрушки.
Изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, врезультате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюючасть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты,шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя ихналепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхность изделия,что не успеваешь следить за их руками.
Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и воформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, встатичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать сдетьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении.Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов,медведей, то эта статичность чувствуется и в них.
Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленныепрежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклывысокие, статные, у других — немного меньше по размеру, шире в плечах.По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы уживотных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплыхтонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие — в холодных —голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие же,покрыты узором.
Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью итонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут набазар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматриватьигрушки, слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают.
Филимоновские игрушки.
Не менее известным народным промыслом является деревня ФилимоновоОдоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревнянаходится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило еепромысел (легенда говорит; что жил в этих местах дед Филимон, он и делалигрушки). Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме иросписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению иочень выразительны, Сюжеты филимоновской игрушки традиционны— это барыни-крестьянки,солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных —коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа,прообраз которых трудно определить.
У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутыешеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими,так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барыньвысокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя частьтуловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчиваетсявысокой изящной шляпкой. Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутыхсолдат характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны, которые игрушки удивляютсвоей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у негокурица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отливаютсяигрушки животные. У баранов, коров и коней- маленькие головы на вытянутых шеях,а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.
Все игрушки очень веселые и, когда их много — это праздник. Росписьяркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий ибелый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы (полосы,дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицы создают удивительныеорнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Роспись игрушектрадиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людейрасписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигуроквсегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются глаза, рот, нос.
Маленький ребенок, прежде всего, видит в филимоловской игрушкезабаву, фантастические изображения предмета, которые пробуждают его творчество.И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенкувсе ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношении условнойтрактовки образа. Филимоновские игрушки, как правило,— свистульки и рассчитанына то, чтобы ребенок играл с ними
Каргопольские игрушки.
Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь— древнийрусский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностейзанимались гончарным делом. большей частью они делали обливную посуду, горшки,кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.
Исследования показали, что современная каргопольская игрушкавозникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшегоеще в XIX веке в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.
Однако в 1930 г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжаладелать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. Именно ее изделиям свойственнылучшие черты народной игрушки. В 1967 г. были созданы каргопольские мастерские поизготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимаютобразы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками,сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными. Игрушки-свистульки былинеотъемлемой частью праздников.
Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскимиигрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель можетпредставить себе быт и уклад жизни местных жителей. В игрушке мы видим отражениедеревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках куклы спрялками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственныи многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры,катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерноизображение одежды персонажей: бабы  в кофтах и юбках, а иногда в платьях, наголове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятыеиз жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца,коня, собаку, свинью, гуся и утку. Среди игрушек данного промысла можновстретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например. Полкан —полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современныхкаргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк исемеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.
Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образапо форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткимируками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительнобольшая голова. Фигурки, изображающие мужчин,— всегда с окладистой бородой,которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. Уженских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатлениеприземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку,делая ее стройной и монолитной.
Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и поройдинамичными, например медведь стоит на задних лапках — момент нападения; усобаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями ивытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она по своемуколориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушеквносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы,клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинациииз пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.
Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, котороевместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужскихфигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединений деталейтщательно сглаживаются, фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделиясушат одну-две недели и обжигают в печи.
И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется болеетщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, чтосоставляло главную прелесть образцов старых мастеров.
Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старойигрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятсяпотомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. Однако в основеизображений лежат старые народные традиции.
Калининские игрушки.
Мастера украшают игрушку налепами, которые хорошо связываются с ееосновной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась накоричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженнойглины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резкоповернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Средиигрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.
Изразцы.
Одним из интересных предметов прикладного искусства можно назвать изразцы.Создавались они талантливыми народными художниками, которые черпали сюжеты излегенд, преданий, окружающей природы. Искусство изразца возникло во второйполовине XV века, и достигло полного расцвета в XVII веке с появлениеммногоцветных изразцов. В древней Руси изразцами украшали храмы, что делало ихпраздничными и нарядными. Кроме того, изразцом укрощали печи в теремных палатахи в домах богатых горожан. В настоящее время старинные изразцы можно увидетьтам, где сохранились храмы XV— XVII вв. На многих изразцах изображенырастительные орнаменты, где переплетаются цветы, листья и гирлянды из фруктов.Есть изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней снаездниками, встречаются целые композиции жанровых сцен.
Искусство изразца, как всякое народное искусство, имеет своюисторию. Изразец — исконно русское слово и произошло оно от слова «образец», т.е. «образить» — придать красивый вид. Изразцом называют коробку без крышки,сделанную из обожженной глины. Лицевая сторона коробки украшается рельефом илирасписывается, боковые стенки коробки — румпа — крепятся в стене здания.
Для изразцов мастера изготовляли деревянные формы. Сюжеты длярельефов брали из старинных церковных книг или использовали рисунки тканей.Так, с итальянских бархатов был взят узор «павлиний глаз». Деревянные формыприменялись для создания изразцов, украшавших многие строения Москвы. Изразцамиукрашены храмы Ярославля. Из больших; цветных обливных изразцов мастерасоздавали целые керамические ковры, которые опоясывали стены здания и окаймлялиокна.
В Москве, Владимире, Калуге и других городах мастера облицовывалиизразцами в парадных покоях огромные печи, которые выглядели как целыеархитектурные сооружения.
Таким образом, навыки, полученные детьми в процессе занятийдекоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ,отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколькоребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел,украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Занятия с использованием предметов народного творчества помогаютразвивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишьв том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомлениедетей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративныеработы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов.

Глава 2
2.1 Значение занятий лепкой в развитии детей дошкольного имладшего школьного возраста
В настоящее время большое внимание уделяется эстетике встроительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущиеспециалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решениюэтой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разныхдекоративных изделий на основе народного прикладного искусства.
Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться всочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхностипредметов.
В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И всеони для каждого промысла специфичны. Так, в орнаменте дымковских игрушек большеэлементов геометрических, в орнаменте майолики Гжели — растительных. Еслизнакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольномвозрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.
Ребенок 3—4 лет быстро усваивает ритмичное нанесение цветных пятенна бумагу. Ему несложно стекой ритмично украсить вылепленные из глины фигурки:наметить расположение перьев на крыльях петушка. В результате игрушкаприобретает более эффектный и привлекательный вид.
Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние накомпозиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнениисюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов.Таким образом, детские скульптуры как быне подчиняются правиламкомпозиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работысравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.
Мелкая народная пластика доступна дошкольнику. Она дает примерритмичного элементарного расположения предметов. Работы дошкольников,выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретаютстройность и ритм.
Декоративная лепка имеет и другие, присущие только ей особенности.Орнамент, украшающий предмет, может быть рельефным или контррельефным, т. е.углубленным, нарисованным палочкой или стекой на поверхности изделия, а иногдапросто нанесенным кистью, гуашью или ангобом без создания рельефа. Эти способыможно показать и детям.Мыслительная деятельность ребенка проявляется втом, что он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполнелогичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическимдействиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой,укорачивает ее, удалив лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину,наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная фигурка, и он ломаетее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются впомощи преподавателя. Большую сложность для дошкольника представляет и обработкаповерхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами.Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отборадекоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположенияих в определенном ритме на поверхности предмета.
Народная игрушка открывает большие возможности и для обучениядетей композиции. Умение создать композицию из 2— 3 фигур весьма сложно
Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепитьигрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия визображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомитьдетей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, таки орнаментальными.
Показывая детям игрушку, преподаватель может направить вниманиеребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например,предлагая лепить куклу с коромыслом — «Водоноску», педагог рассказывает, чтоизображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду накоромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализируетдетали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются накоромыслах.
Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Этонужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведиизображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска.Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда,когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процесселепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, нои по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждыйперсонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показатьдетям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек.Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессезнакомства детей с окружающей жизнью.
Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности впередаче формы, цвета в выполнении элементов узора. В свою очередь это не можетне сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематическойработы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ееорнаментального оформления, например, лепит солонку в виде цветка, украшаеткрылья сказочной птицы, изображает барашка с завитками в виде рельефа иликонтррельефа. Причем каждый подходит к этому по-разному. Один делает завиток измаленьких валиков глины, а другой ритмично располагает на форме маленькиедиски.
Создание изделия из глины всегда связано с выражением егопластических особенностей. Понимание пластики в скульптуре детьми дошкольноговозраста осуществляется очень медленно.
Творческие способности ребенка во время декоративной лепки могутпроявиться в разных направлениях: в предварительном созданий эскизов на бумагедля лепки с них декоративных пластин, блюд и подносов; в продумывании элементовузора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характерадля украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформленияпредмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметовнедекоративного характера и сюжетную лепку.
В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чемчаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрееу него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматриваюткружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции,детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенкасамостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другиеизделия.
Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умениядетей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами.Декоративная лепка способствует приобретениюэтих умений, так как предметытребуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки,пальцев, мокрой тряпочки.
Таким образом, работа над лепным орнаментом положительно влияет наразвитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает ихболее чувствительными.
На занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку,которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессеработы с глиной. Желания детей создать красивый предмет и украсить его вомногом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель долженвнимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затемпредложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку.Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобынаучить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделатьсвою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждутименно такой работы.
2.2 Технология выполнения работ из глины
На практических занятиях учащиеся знакомятся с основными способамилепки: конструктивным, пластическим и комбинированным, применяемыми приизготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека. Для изготовленияпосуды используется ленточный способ, способ кругового налепа, лепка путемвыбирания глины стекой из целого куска, а также формовка и литье.
Конструктивный способ-лепкаизделий из отдельных частейс последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных поформе изделий. Кусок глины делят на пропорциональные части. Начинают лепку ссамой крупной. Например, у животного лепят в первую очередь туловище, затем — голову, и присоединяют ее к основной части. Более мелкие детали (ноги, хвост)присоединяют к туловищу, легко прижимая и приглаживая. Придают животномухарактерную позу и обрабатывают со всех сторон.
Пластический способ-лепка из целого куска глины. Так лепятфилимоновские мастера свои игрушки, вытягивая всю фигурку сразу. В процесселепки глина, застывая, «садится», поэтому поверхность филимоновскойигрушки становится неровной. Это требует подправления изделия путемпроглаживания и подтягивания глиняной заготовки. Иногда эту операцию приходитсяделать филимоновцам несколько раз, чтобы добиться хорошего качества.
Комбинированный способ-лепка с применением пластического иконструктивного способов. Например, фигуру барыни (по типу дымковской игрушки)удобнее выполнять комбинированным способом: верхнюю часть (туловище, голова ируки) лепят из целого куска и присоединяют к нижней (конусообразная юбка).Можно дополнить изделие мелкими деталями, вылепив их отдельно (коса, оборки наплатье и т.д.).
Ленточный способслужит для изготовления посуды (чашки, вазы,кувшины, стаканы и т. д.) Начинают работу с лепки дна: глину расплющивают вформе диска толщиной около 5 мм. С помощью стеки выравнивают края. Затем лепятстенки сосуда: раскатывают глину в валик, расплющивают его (толщина дна и стеноксосуда должна быть примерно одинаковой) и, срезая края, оставляют прямоугольнуюфигуру. Эту лентообразную форму осторожно снимают с доски, сгибают в формецилиндра и соединяют с краями дна. При этом стараются обработать как внешний,так и внутренний шов.
Способ кругового налепа(спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способомкругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины илипластилина. Разная длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяетдиаметр получаемых колец и дает возможность изготовить сосуды различной формы.Концы жгутов соединяют между собой в каждом ряду и выкладывают в виде спирали.И в том и в другом случае жгуты соединяют между собой, тщательно замазываявнутренние и внешние швы.
Способ выбирания глины стекойзаключается в том, чтокомку глины придают форму желаемого сосуда, и с помощью стеки-лопаточки удаляютматериал из горловины. Делают это осторожно, стараясь не деформировать стенкисосуда. Потом обрабатывают горловину сосуда и декорируют изделие.
Работа с глиной процесс довольно трудоемкий и проходит в триэтапа:
I — изделие вылепливается и сушится;
II — высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается)влажной губкой;
III — оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается,иногда может быть и покрыто лаком. Если роспись ведется керамическими красками,то изделие глазуруется и парафинируется.
При работе с красной глиной после 2 этапа — оправки и очереднойпросушки, изделие обжигается до температуры 900-950 °С. Причем надо учитывать,что режим обжига — это очень ответственный этап и требует глубоких знаний ибольшого опыта. Следует всегда учитывать, что разные глины требуют своихтемпературных режимов.
Остывшее изделие покрывают белой водоэмульсионной краской.Забеленные заготовки расписывают гуашевыми, акварельными или темпернымикрасками. Иногда окрашивают в белый цвет не все изделие, а только отдельныеучастки. При использовании керамических красителей (ангобы, глазури, соли)можно расширить ассортимент изделий (посуда, шкатулки, подсвечники и др.). Этикраски не выгорают и не боятся сырости и огня. Однако следует учитывать, чторабота с ними требует особой осторожности. Глазури и соли могут быть вредны дляздоровья, особенно соли. Поэтому лучше пользоваться акварельными, гуашевыми илитемперными красками. Хорошо использовать ангобы — это глинистые жидкие массы иабсолютно безвредные для здоровья. Они наносятся тонким слоем на поверхностькерамических изделий. Ангобы можно изготовить самим, разведя цветную глину сводой до состояния краски. Различные цвета глины дают разные оттенки. Глазурьюназывают тонкое стеклообразное покрытие, образующееся в результате наплавленияна поверхность керамических изделий легкоплавких силикатных соединений. Назанятиях по лепке при декорировании керамических изделий желательноиспользовать заводскую легкоплавкую глазурь, которая при обжиге не требуетвысокой температуры.
Занятия по лепке проводятся в обычной классной комнате. На столе укаждого участника кружка находится подкладная доска или клеенка, баночка с водой,стеки(тонкие палочки для выполнения мелких деталей на изделии). Лепкаодиночной фигурки животного может иметь такую последовательность:
— выбор объекта лепки;
— приготовление глины до соответствующей вязкости;
— вылепливание шарика;
— превращение шарика в толстую лепешку;
— при лепке, например, сидящей собаки или кошки сначала намечаемголовку путем легкого нажатия пальцами на глину;
— с противоположной стороны намечаем туловище и хвост;
— под головкой одним движением пальца намечаем лапы;
— с двух сторон головы вытягиваем ушки;
— вытягиваем нос собаки или кошки если глина подсохла, и появилисьтрещины, то пальцы руки нужно слегка смочить в воде и дальше работать влажнымипальцами. При этом необходимо следить, чтобы дети не злоупотребляли водой, неразбрызгивали ее — это приводит к излишней грязи и неаккуратности в работе, апорой и к утрате изделием нужной формы;
— формируем шею, поворачивая фигурку (напоминаем ребятам, чтотонкие и острые детали делать не нужно, так как при обжиге они могут отвалиться);
— вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши;
— осматриваем фигурки, стараемся придать сходство с оригиналом.Для этого смачиваем пальцы в воде и старательно сглаживаем неровности наповерхности фигурки;
— легким нажатием уточняем форму хвоста, примазываем его кфигурке, чтобы не было трещин и неровностей.
Тщательно осматриваем каждое изделие и подготавливаем его к сушкеи обжигу.
Глиняные изделия сушат при комнатной температуре в течение 2—6дней — в зависимости от размеров изделия. При этом надо избегать сквозняка ипрямого воздействия солнечных лучей. Затем изделие помещают в теплое и сухоеместо (около радиатора отопления или на муфельную печь, когда идет обжиг другихизделий) и лишь после этого обжигают.
После сушки изделий их поверхность старательно затирают мягкойвлажной губкой. И затем происходит обжиг изделий — самый ответственныйтехнический этап работы.
Таким образом, при изучении технологии работ из глины, нужноотметить то, что на практических занятиях дети знакомятся с основными способамилепки и устанавливают, что работа с глиной проходит в три этапа.

Заключение
Изучив особенности создания скульптурного образа на урокахизобразительного искусства в начальной школе, мы пришли к выводу, что занятиялепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса,индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированностьи аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планироватьтворческий процесс каждым учащимся.
Мы подробно рассмотрели в своей работе:
-историю развития керамических промыслов;
-особенности работы с глиной и пластилином;
-народные глиняные игрушки;
-значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства;
-технологию выполнения работ из глины.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваиваяпростейшие приемы работы с пластилином и глиной. Этот период является наиболеесензитивным для развития творческих способностей детей.
Занятия лепкой и скульптурой дают школьникам хорошую возможность вовладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которымипользуются во многих видах трудовой деятельности. Мы выявили, что занятияскульптурой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуютглазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
После изучения темы мы пришли к выводу, что занятия лепкойнеобходимы детям, так как они способствуют гармоничному развитию личности иобогащают их внутренний мир. Дети начинают стремиться к познанию самих себя иокружающего их мира.
Необходимо уделять одинаковое внимание всем детям, независимо отуспешности их занятий. Чрезмерные требования к ребенку и резкая критика егоработы могут погасить интерес, увлеченность новым делом. Творческое началозаложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важныммоментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческаяактивность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком.Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательнофиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.

Список литературы
1. Аносова,Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: Курокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.
2. Боголюбов,Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие дляучителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.
3. Выгонов, ВикторВикторович. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентоввысших и средних педагогических учебных заведений/ В.В. Выгонов.- М.:Издательский центр «Академия», 1999.- 256с.,12ил.
4. Горичева, ВалентинаСергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С.Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.
5. Давыдова, ГалинаНиколаевна. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов/ Г.Н.Давыдова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.- 80с.
6. Майорова, ИринаГеоргиевна. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей/ подред. Е.А. Горшкова.- М.: Просвещение, 1978.- 270с., ил.
7. Миловский, АлександрСергеевич. Скачи добрый единорог: Для среднего и старшего школьного возраста/А.С. Миловский.- М.: Детская литература,1986.- 191с.
8. Парамонова, ЛарисаАлексеевна. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А. Парамонова.- М.: Академия,2002.-192с.
9. Парамонова, ЛарисаАлексеевна. Детское творческое конструирование: Для педагогов дошкольныхучреждений/ Л.А. Парамонова.- М.: Карапуз, 1999.- 240с.
10. Рожнев, Яков Андреевич.Методика трудового обучения: Учебное пособие для учащихся/ Я.А. Рожнев.- М.:Просвещение, 1988.-240с., ил.
11. Тиханова, ВалентинаАлександровна.Скульпторы-анималистыМосквы/ В.А. Тиханова.- М.: Советский художник, 1969.- 280с.
12. Федотов, Геннадий Яковлевич.Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.А. Федотов.- М.: Аст-Пресс,1999.- 144с., ил.
13. Халезова, НатальяБорисовна. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие длявоспитателя/ Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.
14. Шмигельская, ЕленаВасильевна. Скульптура малых форм: Для любителей изобразительного искусства/Е.В. Шмигельская.- Л.: Художник РСФСР,1982.- 182с.- ил.
15. Эренгросс, БеллаАроновна. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста/ Б.А.Эренгросс.- М.: Детская литература, 1968.- 180с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние стиля руководства на удовлетворенность работой его подчиненных
Реферат Питание и здоровье человека
Реферат Управленческий учет в банках
Реферат Соціальна філософія
Реферат Причины Агрессивного поведения и методы его профилактики
Реферат Правовая защита брака по семейному кодексу РФ
Реферат Социально-экономическое и политическое развитие Российской Империи в конце XVIII века
Реферат История Нерчинска
Реферат Договор безвозмездного пользования земельным участком
Реферат Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности
Реферат Влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе
Реферат Влияние стереотипов поведения на потребностно мотивационную сферу потребителей
Реферат Влияние уровня развития группы на межличностные отношения сотрудников
Реферат Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие подростков особенности
Реферат Влияние стиля педагогической деятельности на проявление дезадаптации школьников