Введение.
Актуальность. Насегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитаниимладших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возрастаприобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении,причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющаяроль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам,социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становитсякоординатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играетсемья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессевоспитания ребёнка.
Младший школьный возраст– это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляетпечать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следуетотнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей,становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорилообщество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитанияребёнка, а именно есть только самая универсальная — самая сложная и самаяблагородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимаяв каждой семье, — это творение человека.
Данной проблематикойзанимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци,Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк,Дж. Рескин и др.
Целью нашего исследованияявляется анализ роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
Для реализациипоставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решалисьследующие задачи:
1) изучение научнойлитературы;
2) теоретическое представлениеи осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьноговозраста;
3) применениеметодики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитаниямладшего школьника в семье.
Объект нашегоисследования включает в себя семью.
Предмет: рассмотрениероли семьи и выполнения ею функций в воспитании детей младшего школьноговозраста.
Гипотеза: развитиеребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания всемье.
Нами были использованыследующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимостькурсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи ввоспитании младшего школьника.
Практическая значимость: наоснове обработки и интерпретации выявленных результатов установить связь междусуществующей теорией и обновляющейся практикой.
Глава I. Теоретическое обоснование ролисемьи в воспитании младших школьников.
«Главныйсмысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей— это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В.А.Сухомлинский.
1.1.Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейноевоспитание».
Для того чтобы понять,что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего школьноговозраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этихкатегориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на то, чтобы узнать,что всё-таки они значат. Одно из первых понятий, которое мы удостоилисьраскрыть, была «роль».
Роль — способ поведения людей, отвечающийпринятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме вцелом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, являетсядинамическим аспектом статуса. Понятие «роль» в 1936 году введены иописаны американским психологом Р. Линтоном. [1]
Роль (в социальной психологии) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведениялюдей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системемежличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. [2]
Переходя к следующемупонятию, мы обязаны глубоко проникнуть в сущность данной категории.
Семья — малая группа,основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта,взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи кпервобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми былиразрешены половые отношения. [3]
Семья — сложнаямногофункциональная система. Функция семьи — это способ проявления активности,жизнедеятельности ее членов.
Семью можно назватьколыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап вразвитии каждой личности.
Ученые Я.А. Коменский,П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров,К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин определяют семью какуниверситет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничноеразвитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного ипсихического здоровья ребенка.
Говоря о воспитании,существует множество определений относительно этого понятия. Мы решили раскрытьи воспользоваться только некоторыми из них.
Воспитание — единыйцелостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитанияявляется формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.
Воспитание в широкомзначении представляет собой целенаправленный, организованный процесс,обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её ктрудовой и общественной деятельности.
Понятие«воспитание» в узком значении тождественно понятию«воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения,нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы,физические качества человека.
Если воспитание в широкомпонимании включает и процесс познания действительности, и формированиеотношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только областьотношений и поведения.
Воспитание — целенаправленное формирование личностив целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни всоответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академикаИ. П. Павлова, воспитание это механизм обеспечения сохранения историческойпамяти популяции.
В словаре Даля былосказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственныхпотребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать,взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значениинаучать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». [6.]
По определению ЭСБЭ (вредакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослогочеловека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той далисамостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначениячеловека на земле». [15]
Зигмунд Фрейд всоответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесспобуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципомреальности».
Толковый словарь Ожеговаописывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой ипроявляющиеся в общественной жизни». [8]
В современной педагогикепод воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональнаядеятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка,вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъектаи стратега собственной жизни, достойной Человека». [9]
Воспитание — главнаясила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективностьвоспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичностии квалифицированном руководстве. [10]
Воспитание в отличие отсоциализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека сокружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательноконтролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмомуправления процессами социализации. [13]
В психологии воспитаниерассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениямобщественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие насознание и поведение человека с целью формирования определенных установок,понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для егоразвития, подготовки к общественной жизни и труду». [5]
Семейное воспитание – этопроцесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлятьудовольствие, как той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно инеосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам идедушкам.
Таким образом, мыознакомились с краткой характеристикой вышеперечисленных понятий, которые далинам общее представление о себе. Определений достаточно много, если взять, кпримеру, категорию «воспитание», скорее это нужно для того, чтобы мы ощутиливнутреннее содержание каждого понятия, следовательно, есть другая сторона — наличиемножества точек зрения на то, что из себя представляет данное понятие, какуюокраску несёт оно в себе.
1.2. Рольсемьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
Начнём с того, какую рольв истории занимала семья в воспитании ребёнка, как к этому относились взглядыучёных на данную проблематику.
Еще в древней ГрецииПлатон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, ихсословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условияхвоспитания детей в семьях.
Неумеренная любовьродителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства,разоблачающие людей, порождающие между ними вражду.
Предтечи научногокоммунизма, особенно ценимые Марксом и Энгельсом, французские просветители считали,что семья должна быть освобождена от тяжелого домашнего хозяйства исоответственно от владения движимой и недвижимой собственностью, которыепорождают и нездоровые инстинкты, требуют усиленной конкретной борьбы,разрушающей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отношений. Враспоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личногопользования: белье, одежду, самую необходимую утварь. Все остальное должнопринадлежать обществу.
Гармоническое развитиеличности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться иподкрепляться общественным.
А теперь нам пора ознакомитьсяс тем, в чём суть роли семьи, какие условия существуют внутри семьи, какойэффект оказывают внутрисемейные условия и отношения, их особенности, что дляэтого нужно сделать.
«Семья — это перваяобщественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляетсознание, волю, чувства детей». Семья – колыбель духовного рождения человека,важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причинаособой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременностьвлияния. Вторая – ее разносторонность.
Велика роль семьи вформировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения,определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенностьсемейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию ипредполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосферестимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения,взглядов и стремлений.
Семейная атмосфера, когдакаждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитаниедетей.
Условия правильногосемейного воспитания — рационально организованный быт, режим жизни в семье!
Одним из распространенныхнедостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей,приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом ихиндивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда иотдыха детей. Распространенной ошибкой семейного воспитания является вниманиеродителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участиедетей в работах по самообслуживанию.
Источником благополучияребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства являетсялюбовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень чутко реагируют налюбовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского,ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тожекого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевногокомфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. Унего свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу вжизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуречувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понятьглавный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однакородительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывносвязанной с чувством родительского долга, ответственности за формированиедетской личности.
Важнымусловием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Здесь авторитетродителей-то влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви кродителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь кродителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.
Без авторитета нельзявоспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.
Очень важно, чтобы всемье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируютсяу ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы — одно изусловий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родительдействует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.
Разрушаетавторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной — дляокружающих, другой — для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни.Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно вповседневной жизни и не может не замечать, что родители подчас позволяют себето, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, чтодети не имеют права критиковать их поступки, их указания не обсуждаются идолжны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо.В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватитмужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослыхдоказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такоеже уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающимилюдьми и собственными детьми — вот основа родительского авторитета.
Важными условиямивоспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок.Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи вего воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы.Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
Особоговнимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети,которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников,глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причинойнегативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детейнужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать емупомощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относитьсяк переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношенияхсо сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать каксобственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мнекажется, что учитель прав...», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобойиграть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.
Постепенноу младшего школьника формируется потребность делиться с близкими своимипереживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны бытьдоброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей егорассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательноразберитесь в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, тоони могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время нельзяпостоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой иодноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая занего все проблемы, лишая его самостоятельности.
Нельзя пропустить и то,что воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнкав семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословноговыполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньшевозможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость,благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызываютвстречное расположение, стремление выполнять требования старших.
Бывает,что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитываютиндивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иногопоступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, безучета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, что приводит кухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.
Педагогивыделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский,авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность ибезразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность,безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество,взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждогоиз участников взаимоотношений.
Потребностьв общении — первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых и детейвсегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание.Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям другихлюдей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени ибогаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.
Ксожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлиялина характер общения: оно становится редким, все более формальным не толькомежду знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Беседы сошкольниками подтверждают, что их потребность во внутрисемейном общении неуменьшается. Организация содержательного и достаточно продолжительного общенияс детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.
Однако стечением времени изменяется содержание общения — то, что ищет в нем ребенок.Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональныеи интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности,самоутвердиться, осознать себя.
Стремлениеродителей поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение кличности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданиюдемократического стиля взаимоотношений в семье. Такой стиль, признающий ребенкаполноправным членом семейного коллектива, ценность его внутреннего мира,воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценитьсвои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам острочувствуя унижение или несправедливость, он может понять, как это будетпереживать другой.
Представлениео себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей впроцессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно илиотрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке еголичности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой,зависит результативность руководства детским поведением, формирование важнойнравственной потребности в одобрении. Оценочные воздействия взрослыхспособствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах,ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние науровень притязаний школьников в учебе.
Важно,чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к немувзрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оцениваетдействия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно приниматьсоветы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результатыего деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой,либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулируетребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет навоспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Сравнениенеудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой:вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в немнеуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Злоупотреблениеположительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство,безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках,следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качествребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.
Особозначимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся кнему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение,стремится оправдать их хорошее мнение о себе. Напротив, при часто повторяемыхотрицательных характеристиках — «недотепа», «бестолковый» и т.п. — ребеноктеряет чувствительность к ним: затронуть его сердце и вызвать угрызения совестистановится все труднее. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае неунижать ребенка.
Грех оставить безвнимания родительское воспитание словом. Известно, что «словом можно убить,словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Слово, обращенное кребенку, говорил педагог В.А. Сухомлинский, должно быть прежде всегочеловечным, чутким, терпимым.
Нередкослучается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. Вобщении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрицательныехарактеристики и т.п.
Гораздореже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме,и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех поповоду собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны иувидеть свои недостатки в смешном свете. Безусловно, бывают ситуации, когданеобходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение ребенка.Но такое случается не часто.
Главными условиямиявляются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка. Сутверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потомучто под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильнымхарактером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именнотаким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — ужепостроенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основыличности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так,недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышомотрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на егомировосприятии. Изучение малолетних правонарушителей показало, что онистрадали от недостатка любви в семье. Нельзя забывать, что младший школьник ещево многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние наего духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладаютрадость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для егопсихического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающейжизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликаетсяна все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией,мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает иперенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится вребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степениявляется вашим зеркальным отражением.
Доброжелательность,внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так жекак и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принятопроявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроютсяуважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, егопотребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется,что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы вотношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых наразличные жизненные ситуации. Важно различать, существенный или незначительныйповод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувствапроисшедшему.
Созданиюспокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своимдействиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более наребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезныеповоды для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о техтрудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, чтосвои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущуюатмосферу в доме.
Сейчас мы попытаемсяпонять, как же стать другом своему ребенку. Важнейшими образцами, на которыеравняется ребёнок, выступают родители. Половина из опрошенных детей младшегошкольного возраста сказали, что хотели бы быть такими, как их родители. Всамооценках детей находят отражение те требования, ожидания, которые исходят отродителей: ребята считают, что должны быть послушными, хорошо учиться, бытьумными, сильными, дисциплинированными. Родители дороги ребенку. Он испытываетнемало тяжелых переживаний, когда родным плохо, кто-то болеет или ссорится. Навопрос, что бы ты пожелал, если бы все мог, многие из детей отвечали: чтобыпапа и мама были здоровы, жили всегда. В детских рисунках родители занимаютцентральное место, что говорит об их значимости для ребенка. В то же время детирассказывают о несправедливости, лжи, обидных высказываниях по отношению к ним,физических наказаниях, которым они подвергались в семье. Сложности в отношенияхребенка и родителей часто возникают из-за непонимания взрослыми переживанийдетей.
Позициявзрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему,умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, вунижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика:материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне.Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться.Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Новозможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение отсемьи.
Дружбародителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего,взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему,проявляя такт в общении с ним. Лучший путь — постараться встать на месторебенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта датьсовет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремитьсячувствовать, понимать, принимать его душевный мир.
Важнотакже демонстрировать свое доверие к детям. Нельзя уличать ребенка в плохомпоступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибкаможет стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться»,говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидныйпоступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он самоценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родителиему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости,помочь. Основы дружбы с родителями зарождаются из доверия ребенка ко взрослому,понимания последним детских переживаний, мыслей, устремлений, из умениявзрослых поставить себя на место ребенка.
Трудностивоспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся внеполя зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, егоотношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности.Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние:он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Домаэто, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спорс улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительныхотношений с родителями, побеждает улица. [4].
Такимобразом, подводим итоги по содержанию I главы. Мы можем храбро говорить о многообразии функций семьи, такжездесь стоит заметить присутствие не одного, а широкого спектра ролей, которыевыполняет семья в воспитании своего ребёнка. Семья является главной опорой длясвоего собственного «малыша», она направляет, регулирует, развивает,воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую,эмоционально-волевую и т.д.
Семья –это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутникжизни ребёнка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своимижеланиями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события,происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания,условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытываетв данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живёт.
Семья – это те люди,которые прилагают усилия для реализации всех только что перечисленных моментов.Родители не просто могут, они должны и обязаны выстраивать воспитание ребенкатак, чтобы он шёл по линии, вектору постепенного развития. Слишкомусердствующие занятия, связанные с учебной деятельностью, способствуютнегативному влиянию на развитие и позитивное воспитание ребёнка. Ребенок обязанпри этом быть активным субъектом этого взаимовлияющего процесса развития ивоспитания, принимать «услуги», которые предлагают родители, стремящиеся кдостижению наибольшего результата в развитии и воспитании своего ребенка. Ксожалению, на практике не всегда семья действует на намеченному плану илисхеме. Она предпочитает перекладывать вину в сторону работы, проблем, которыенавалились на их плечи и которым некогда заниматься воспитанием ребенка в этот периодмладшего школьного возраста. Все тяготы, невзгоды задевающие ребенка, емуприходится иногда решать без родительской помощи. Достаточно остро встаётданная проблема в этих случаях, где ребенку не оказывается подмога со стороны родителей,исходя из этого он рука об руку с самим собой берёт на себя этот тяжёлыйпсихологический, в том числе и педагогический (натянутые отношения с учителем) груз,а родителям, как это принято, некогда смотреть на эти мелочи. Бывают случаи,когда семья просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости ввоспитании младшего школьника. Главное, что нужно это глубокое пониманиеродителями своей функциональной значимости в воспитании ребёнка. Семьяформирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности всоответствии своим нуждам и потребностям. Ещё раз повторяясь, родители по волисвоей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать — не значитговорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самомужить по — человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей,оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, какжить, тот должен начать воспитание с самого себя. Главные основания, которыхродителям необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной егожизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении сребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий ипризнание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полнымпризнанием за ним права личной неприкосновенности.
Таким образом, мысчитаем, что семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которойон живет.
Глава II.Экспериментальная часть.
2.1. Методика исследования.
Исследование проводилось12.03.08. в 4 «Б» классе школы № 4 г. Салавата. Нами был использован опросник«Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис), направленный навыявление роли семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Висследовании принимало участие 10 человек – 5 мужчин и 5 женщин. Испытуемыми выступаютродители.
2.2. Анализ результатов исследования.
Мы воспользовалисьопросником «Анализ семейного воспитания» по Э. Г. Эйдемиллеру и В. Юстицкис. Длятого чтобы нам было понятно, по каким критериям нам определять особенностивоспитания младшего школьника, легче всего разграничивать семьи на стиливоспитания, то есть на какой системе воспитания строится семья.
Установив стиль семейноговоспитания данной семьи, мы сможем утверждать об особенностях воспитания,посредством которых возможно определить качества личности младшего школьника. Вопроснике мы возьмём только первые одиннадцать шкал.
2 из 10семей, имеющие следующие результаты по опроснику «Анализ семейного воспитания»:Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 3 4 5 2 4 6 3 4 7 3 4 8 1 3 9 3 4 10 2 4 11 5 5
Из таблицы видно, что 2семьи (5 баллов) испытывают сложности, как правильно воспитывать младшего школьника.Об этом говорит шкала № 11 (5 баллов), суммированные положительные ответы равныпяти, число баллов достигло диагностического значения. Эта шкала позволяетговорить о резкой смене стиля, приемов воспитания, свидетельствует о«шараханьях» родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, отзначительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этомродители, как правило, признают значительные колебания в воспитании. Данныесемьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка.
Либеральная семья (3семьи) не требует особого приклада сил на то, чтобы воспитывать своего ребёнка.Конечно, ребёнок в этом семье предоставлен самому себе. Можно подозревать,какие качества могут быть сформированы у младшего школьника. В этом случаеребёнку «можно всё». После исследования родители говорили почему-то, что у нихнедостаточно количества времени на реализацию полноценного воспитания ребёнка всемье. 3 из 10 семей имеют количество баллов (5 баллов), превышающеедиагностическое значение по шестой шкале (4 балла) и по восьмой шкале (3 балла).В таблице показано следующим образом:Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 3 4 5 2 4 6 5 4 7 3 4 8 3 3 9 3 4 10 3 4 11 4 5
Шестая шкала демонстрируетнехватку обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количествообязанностей в семье. Выражения родителей заключаются в том, что труднопривлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому. Такие семьи относятся ккатегории либеральных семей.
Авторитарная семья (3семьи) не связывает акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение заразвитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. Такой стильвредит развитию младшего школьника, ставит под угрозу развитие и воспитаниеребёнка. Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободуи самостоятельность. Требования к ребёнку велики, не соответствуя еговозможностям. Он становится объектом воздействий родителей. Здесь мы можемговорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным, в результатеменее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным,ощущать дискомфорт. Наблюдается тенденция того, что есть родители, нестремящиеся к удовлетворению потребностей своих детей, игнорируя их. 3 из 10семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов.2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достиглопоказатель диагностического значения четвёртой шкалы (4 балла). Результатыприведены ниже в таблице:Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 4 4 5 2 4 6 3 4 7 5 4 8 2 3 9 3 4 10 3 4 11 4 5
По седьмой шкале ребенку«все нельзя». Ему предъявляется огромное количество обязанностей,ограничивающих его свободу и самостоятельность.
По четвертой шкалевоспитание представляет собой не в полной мере стремление родителя кудовлетворению потребностей ребенка. Довольно часто ущемляются духовныепотребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с семьёй, веё любви.
1 из этих 3 семей (5баллов) превышает седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов и имеетпоказатель (5 баллов), превышающая диагностическое значение по 9 шкале (4балла). Результаты показаны ниже в таблице:Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 3 4 5 2 4 6 3 4 7 5 4 8 2 3 9 5 4 10 3 4 11 4 5
По девятой шкалехарактерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже нанезначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают ихубеждения в полезности для детей максимальной строгости.
Мывидим, что 2 семьи относят себя к демократическому стилю воспитания, семьи (4балла), которые достигли показатель диагностического значения по десятой шкале(4 балла). Известно будет предположить, что дети этих семей воспитываются надобрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве,взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого умладшего школьника формируются положительные качества личности, которыеоказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка. Этот момент особо важен длявоспитания младшего школьника. Результаты приведены ниже в таблице: Шкалы Количество баллов семьи Диагностическое значение 1 2 7 2 4 8 3 1 8 4 3 4 5 2 4 6 3 4 7 3 4 8 1 3 9 3 4 10 4 4 11 4 5
По десятой шкале родителисклонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко. Они уповают напоощрение.
30 %авторитарных семей, где затормаживается благоприятное, всестороннее воспитаниеребёнка, направленное на разложение, разрушение личности ребёнка. 30 %либеральных семей, в которых родители не принимают активное участие ввоспитании младшего школьника. 20 % семей, где присутствует отчаянность ввоспитании своего ребёнка, есть только неопределённость в выборе методоввоспитания, верного пути развития. 20 % составляют демократические семьи,атмосфера внутри которых царит позитивная для осуществления полноценноговоспитания.
Можносделать вывод, что в процентном соотношении вершину берут авторитарные илиберальные семьи, нежели демократические семьи. Согласно гипотезе, мы видим,что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнемвоспитания в семье. Если это авторитарная семья, то, как мы уже сказали, вбольшинстве случаев закладываются негативные черты личности. Тоже самое можноохарактеризовать и относительно либеральной семьи, где авторитет родителей неиграет роли. Наиболее приемлемой считается семья, в которой родители и детисовместно взаимосотрудничают друг с другом. Отсюда, участие семьи являетсяважнейшим и необходимым основанием в структуре воспитания младшего школьника.Наша гипотеза оказалась верной.
Мы считаем, что даннаяпроблема объясняется современным состоянием общества, где без материальнойсостоятельности не возможен жизненный уровень семьи. Из-за безысходностиродителям приходится вести рабочий образ жизни для того, чтобы обеспечитьдостойный уровень жизни для своих детей. Родительский приоритет – это принестив дом деньги, благодаря этому, согласно воззрениям родителей, семья станетсемьёй и может считаться семьёй. Отсюда, ориентиром выступает не ребёнок, аработа. Семья не видит того, что главной ценностью должен быть ребёнок сосвоими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения. Всё это ни вкоем случае нельзя игнорировать, потому что младший школьник ждёт в первуюочередь от своих родителей естественную и разумную любовь, поддержку и в полномобъёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простогои искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная, правда,жизни.
Заключение.
Подводяитоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что семья играет весьмарешающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Об этом демонстрируетнаша экспериментальная часть исследования, где видно, что особенностивоспитания определяются в семье. Гипотеза, выдвинутая нами, была подтвержденатем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качествопределяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшимфактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.
Воспитание детей — этоотдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца кматери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой вдостоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, гдемать и отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважаютлюдей.
Семьяявляется тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитаниимладшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшегошкольника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения,складывающиеся между родителями и их детьми. Противоречием сказанному, как нивыглядело бы это, выступают результаты нашего исследования, в котором можнопроследить и отрицательные моменты, в данном случае результаты диагностики,наглядно показывающие неосознанность некоторых родителей в выполнении своихнаставнических функций, неполное соблюдение всего спектра обязанностей, имеющихместо, роль в воспитании и право на их осуществление совместно с детьми.
Дружескоевзаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку,устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поискпутей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитанииребёнка.
Всё этонаталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент, без которого невозможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурнойсоставляющей воспитания младшего школьника. Мы можем утверждать, что процессвоспитания ребёнка данного возраста не будет происходить без этой категории.
Вся тайна семейноговоспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самомуразвертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего неделать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться кребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полнымпризнанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Такимобразом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущаясила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно,исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младшийшкольник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества(особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающимилюдьми). Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, еёроль значима, неотделима и незаменима.
Списоклитературы.
1. Азбука социального психолога.
2. Богомолова Н.Н.Социальная психология.
3. Брак и семья вСССР. Опыт социологического исследования, М., 1964.
4. Всё о младшем школьникепод редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.
5. Головин С.Ю.Словарь практического психолога.
6. Даль В. Толковыйсловарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989.
7. Немов Р.С…Психология. — М. 1995.
8. Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
9. Педагогика. Подредакцией П. И. Пидкасистого.- М., 1996.
10. Подласый И.П.Педагогика.
11. Российскаяпедагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993.
12. Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» М.: «Педагогика- Пресс», 1992 г.
13. Сластёнин В. А.,И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия»,2002.
14. Словарь русскогоязыка XI—XVII вв.- М., 1976.
15. Энциклопедическийсловарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб.,1892.