Реферат по предмету "Педагогика"


Роль ролевых игр в развитии ребенка

Ролевая игра — это игра в кого-то, т.е. воспроизведениедействий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной иливыдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, вцирк или в приключения Муми-троллей, в звёздные войны или в строительствожелезной дороги. В принципе — играть можно во что угодно, в любую человеческуюдеятельность, в любое реальное или вымышленное событие человеческой жизни илиистории.
Причём в игре эти действия или события воспроизводятся«понарошку», в воображаемой ситуации. Создать её помогают игрушки исамые обычные предметы, которые, как по взмаху волшебной палочки, приобретаютигровой смысл. Стул может стать поездом или самолётом, обрывки бумаги — едойили деньгами, старый мамин халат — плащом волшебника и так далее.
Ролеваяигра — путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка Чтопроисходит с ребёнком, когда он играет в маму или папу? Становясь в игре мамой,ребёнок примеривает на себя не только действия мамы (например, укачиваниемалыша), но и её чувства и эмоциональные отношения: заботу и нежность, ласку истрогость. Ребёнок всегда сопереживает герою, роль которого он играет, а потомуон как бы проживает в своём воображении события, происходящие с героем, иприобщается к его опыту, вбирает его в свою душу.
Прожитые в игре чувства обогащают репертуар эмоциональногореагирования малыша — испытав их «понарошку» в игре, он приобретаетспособность переживать эти чувства и в «реальной» жизни. После тогокак малыш ощутил себя в игре тем, кто заботится о других, ему будет легчепроявлять заботу в повседневной жизни. Таким образом, игра оказывается первойшколой человеческих чувств.
Для обозначения такого игрового превращения в другогочеловека в психологии был введён термин идентификация, т.е. отождествление себяс кем-то. Идентифицируясь с тем, чью роль он играет, ребёнок как бы вбирает всвоё «я» его способы поведения, его цели и смыслы действия, егочувства и переживания. Идентификация существенно отличается от элементарногоподражания, присущего ребёнку ранее: подражая, малыш просто воспроизводилувиденное действие, которое могло быть лишь очень простым, как бы лежащим наповерхности; отождествляя же себя с кем-то («я — мама», «я — Маугли»,«я — зайка»), ребёнок развивает внутренний, смысловой план действия,обогащая тем самым своё «я» и выстраивая своё сознание. Поэтому небудет преувеличением сказать, что в ролевой игре ребёнок строит себя.
Игра какспособ переживания эмоционально-напряжённых ситуаций Ещё однаочень важная функция ролевой игры заключается в том, что в ней ребёнок имеетвозможность переработать обуревающие его эмоциональные впечатления и «отыграть»эмоциональное напряжение.
Любые сильные впечатления, в том числе и радостные,возбуждают маленького ребёнка. И для того чтобы это возбуждение улеглось ималыш успокоился, а впечатление превратилось в приятное воспоминание, частобывает необходимо ещё раз — но уже в игре — пережить взволновавшее событие. Например,сходив первый раз в цирк, ребёнок может несколько последующих дней или даженедель играть в цирк, побывав у врача — делать прививки куклам и так далее.
Разыгрывая то, что сильно взволновало, обрадовало или дажеиспугало и рассердило его, ребёнок овладевает этим впечатлением и встраиваетего в свою картину мира. Игра хороша тем, что она позволяет ребёнкупреобразовать ситуацию: например, самому встать на место страшного персонажа,победить обидчика, продлить или многократно воспроизвести радостное событие.
Особую роль выполняет игра в переработке любых эмоциональныхнапряжений. Играя в маленького зайчонка, который боится лисы, но успешно от неёудирает, малыш проживает свои реальные страхи (например, страх темноты) и,преодолевая их в игре, учится справляться с ними и в «реальной» жизни.Ведь хотя все события разыгрываются «понарошку», эмоциональный опыт,который накапливает при этом ребёнок, вполне реален.
Ролевыеигры — школа общения Ролевые игры учат ребёнка основам трёх оченьважных видов человеческого общения — ролевого, делового и дружеского.
Ролевое общение — это общение людей как носителейопределённых социальных ролей: продавца и покупателя, врача и пациента, клиентаи банковского служащего и так далее. Это общение строится по чётко определённымправилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместносказать в той или иной ситуации, как закончить общение.
Ролевое общение используется в часто встречающихся стандартныхсоциальных ситуациях и служит для того, чтобы каждый из партнёров мог быстро иэффективно достичь своих целей. Цели партнёров здесь согласуются друг с другом,а сценарий взаимодействия заранее известен обоим и не вызывает возражений. Стоитиметь в виду, что на уровне ролей люди могут общаться не только в «деловых»ситуациях, но и просто поддерживая взаимоотношения друг с другом: например,участвуя в светской беседе или кокетничая с представителями противоположногопола.
Играя в дочки-матери, в магазин, в школу, в посещение врачаили в приём гостей, ребёнок знакомится со многими повседневными ролями. Иблагодаря этому он увереннее себя чувствует с настоящими гостями или унастоящего врача, и ему становится легче общаться в реальных ситуациях ролевоговзаимодействия.
Задавая нормы общения в разных ситуациях, ролевое общениеявляется в определённом смысле фундаментом, на котором строятся другие видыобщения — прежде всего деловое и дружеское.
Деловое общение — это умение договариваться с другимилюдьми, убеждать их и находить взаимоприемлемые решения спорных вопросов.
Деловое общение вырастает из ролевого в тех ситуациях, когдастандартный способ взаимодействия не приводит к успеху, и людям надо самимрешать, как себя вести и как реагировать на слова и действия партнёра. Например,ученик может начать разговор с учителем, соблюдая все нормы ролевого общения. Нозатем, возмутившись несправедливой, по его мнению, оценкой, он выходит за рамкироли и принимается спорить с учителем, доказывая свою правоту. Проявитьинициативу и предложить свой вариант или плыть по течению, вступить в конфликтили уйти от него, искать компромисс или отстаивать свои права, соглашаться илиспорить — всё это входит в сферу делового общения.
Играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок должендоговариваться с ними — о том, во что играть и кто кем будет в игре, о том, какбудут развиваться события и чем всё закончится. Чем сложнее игра, тем больше вней моментов, по которым надо договариваться и находить общие решения. Какправило, чем больше ребёнок играет в ролевые игры с другими детьми, тем большеу него навыков делового общения и тем увереннее он себя чувствует в ситуациях,где надо кого-то убеждать и с кем-то договариваться.
Впрочем, бывают и исключения — прежде всего в тех случаях,когда ребёнок, играя с другими детьми, привыкает подчиняться более напористымпартнёрам. Именно поэтому так важно, чтобы сначала совместную игру детейорганизовывал взрослый, который учил бы детей договариваться, умерял бы пылтех, кто стремится всегда командовать, и помогал бы более робким высказыватьсвоё мнение.
Наконец, ролевые игры учат детей ещё одному очень важномувиду общения — дружескому.
Это общение, в которое люди вступают не ради достижениякаких-то целей, а ради него самого, ради удовольствия от эмоциональной близостис другим человеком и возможности разделить с ним свои чувства, ради радостисовместной деятельности и чувства, что тебя понимают, принимают и, если будетнадо, поддержат. Конечно, играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок тольконачинает учиться дружескому общению, но это начало очень важно. Ибо именно онозакладывает потребность в дружеском общении и побуждает к нему стремиться вотношениях с другими людьми.
Если сребёнком не играть...
Ролевая игра появляется в ходе истории тогда, когдаусложнение жизни общества делает невозможным непосредственное включениемаленького ребёнка в занятия взрослых. Чем сложнее общество — тем сложнее имногообразнее сюжеты детских игр.
Как правило, ребёнок играет, во-первых, в то, что он видит; во-вторых,в то, о чём ему рассказывают или читают; в-третьих, в то, во что с ним играютвзрослые или старшие дети. Ещё лет двадцать назад ребёнок, если с ним не игралиродители, учился играть в детском саду или во дворе. Сейчас в детских садах всёбольше времени уделяется разного рода учебным занятиям (а в свободное отзанятий время дети всё чаще оказываются предоставлены сами себе), дворов же встаром понимании — как своеобразных клубов общения — практически не осталось. Читатьдетям тоже стали меньше.
Поэтому особенность сегодняшней ситуации заключается в том,что если взрослые не организуют игру ребёнка, её будет «организовывать»то, что он видит, т.е. массовая теле — и видеопродукция и компьютерные игры. Врезультате многие дети начинают играть в «людей-пауков», роботов-убийци тому подобных персонажей.
В дошкольном детстве закладываются основы представлениячеловека о мире и основы его личностной идентичности, т.е. того, с чем человексебя отождествляет и кому подражает. Л.Н. Толстой проявил немалую проницательность,когда утверждал, что личность человека в основном складывается к 5 годам. Причёмличностно-смысловой «каркас» образа мира и образа самого себяформируется в значительной мере именно в сюжетно-ролевой игре. Определяясодержание детских игр, поток массовой видео — и компьютерной продукции создаётэмоционально-смысловую основу представления о мире как арене борьбы «наших»и «чужих» — борьбы, где жестокость и холодный расчёт приносят успех,где сильный всегда прав, обмануть и убить врага всегда похвально, где часто нетместа ни любви, ни сопереживанию, ни благородству, ни даже элементарнойпорядочности...
Коварство этой ситуации в том, что её последствия становятсяочевидны далеко не сразу, ведь дошкольник по-прежнему сохраняет ориентацию навзрослых и продолжает их слушаться. Лишь к подростковому возрасту, когданаиболее значимыми становятся отношения со сверстниками, а взрослые теряютльвиную долю своего авторитета, родители спохватываются и начинают ужасатьсяэмоциональной чёрствости своего отпрыска, его расчётливости или примитивностиего интересов. Но изменить уже окрепший эмоционально-смысловой стереотипвидения мира и поведения в нём теперь гораздо сложнее и удаётся далеко невсегда.
Другой важный аспект — это развитие структуры игры. Если сребёнком не играть, он будет играть примитивно. Именно это и происходит вомногих семьях. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старшихдошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять изпистолета, запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера...
Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньшевоображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простоеманипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитымвоображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственнуюпозицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого.
Всевозможные развивающие занятия не могут компенсироватьотсутствие полноценного игрового опыта. Ведь игра и занятие предполагают разныеспособы взаимодействия взрослого и ребёнка.
В игре ребёнок свободен и сам определяет свои действия,учится взаимодействовать с другими людьми — как сверстниками, так и взрослыми — на равных. Занятие же всегда связано с выполнением заданий, которые даётвзрослый, учит выслушивать инструкцию взрослого и действовать в соответствии снею. Занятия в большей мере развивают операционально-техническую сторонудеятельности ребёнка, иначе говоря, позволяют ему овладеть новыми средствами испособами действия. Игра же развивает прежде всего мотивационные иэмоционально-личностные возможности малыша, стимулирует формирование егособственной познавательной и творческой активности.
Раннее начало занятий при слабом развитии игры приводит к тому,что дети привыкают выполнять задания взрослого и воспроизводить задаваемыевзрослым образцы, но собственная познавательная активность у них неразвивается, а иногда даже и деградирует.
Более того, пренебрегая игрой дошкольников и всё большенасыщая их жизнь различными учебными занятиями, мы можем спровоцироватьреальное сокращение и обеднение дошкольного возраста как самоценной эпохидетства. Неизбежным следствием этого станет эмоционально-личностнаяпримитивность и неразвитость воображения в сочетании с раннейинтеллектуализацией. В результате мы можем получить поколение личностнонеразвитых и лишённых творческого воображения интеллектуалов.
Ещё одно последствие того, что с детьми мало играют, состоитв «непроработанности» эмоциональных впечатлений — страха, возмущения,обиды и других. Непереработанные и «непереваренные» впечатленияоседают в душе ребёнка грузом проблем и приводят к появлению «необъяснимых»страхов и слёз, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения илиапатии.
Игры-имитациии другие формы действий с игрушками Ролевым играм противостоятнеосмысленные действия или действия с упрощённым смыслом: запускание машинки смигалкой, разламывание игрушек, стучание по столу и так далее. Такие упрощённыеигры возникают, когда взрослые не играют с ребёнком и он оказываетсяпредоставлен сам себе. В результате внутренний мир такого ребёнка формируетсяочень скудным, и если только впоследствии жизнь не заставит его развиваться, онбудет обречён на довольно примитивное существование.
От ролевых игр стоит отличать и игры-имитации. Этоигры с игрушками, воспроизводящими мир реальных и фантастических человеческихпредметов: игры со всевозможными машинами, поездами, роботами, бытовойтехникой, одеванием и переодеванием кукол, расстановкой кукольной мебели и такдалее. Они отличаются от ролевых игр прежде всего тем, что ребёнок не берёт насебя какую-либо роль и не придумывает ход событий, а действует по «логике»игрушки: запускает поезд по железной дороге, надевает на куклу новое красивоеплатье или «звонит» по игрушечному мобильнику.
В играх-имитациях могут участвовать те же игрушки, что и вролевых играх, но в них практически нет сюжета или он очень прост — малышпросто запускает машинку или железную дорогу, наряжает Барби или поднимаеткубики с помощью игрушечного подъёмного крана. Кроме того, игрушки вимитационных играх должны быть как можно более точными копиями настоящих машин,поездов, одежды, украшений и так далее. Наиболее обширны две группыигр-имитаций — технические (всевозможные машины, железные дороги, подъёмныекраны, роботы, военная техника) и кукольные (мир Барби и её многочисленныханалогов, всевозможные кукольные наряды, мебель, бытовая техника, дома и такдалее).
Если ролевые игры знакомят ребёнка с миром людей, их занятийи взаимоотношений, то игры-имитации знакомят его с миром человеческих вещей ипомогают ему этот мир освоить.
Чем отличается игра-имитация от ролевой игры? Игра-имитацияне требует от ребёнка активности воображения: включил или запустил машинку, иона сама едет и удерживает внимание ребёнка; одеваешь новое платье на Барби (особеннороскошные вечерние туалеты) — и смотришь, как хорошо получилось, потом меняешьнаряд, или сравниваешь с куклами подружек, или думаешь, что бы ещё добавить. Вотличие от ролевой игры, ребёнок не придаёт здесь игрушке какого-то новогосмысла, он просто действует по «логике» игрушки и получаетудовольствие от вызываемых игрушкой эффектов.
Игры-имитации не дают такого развивающего эффекта, какролевые игры, и если ребёнок играет только в имитации и не играет в ролевыеигры, у него не будет развиваться воображение; кроме того, он будет способенвступать лишь в очень простые взаимоотношения с другими людьми, будет плохопонимать чужую точку зрения и часто ссориться с другими детьми. Если не умеющийиграть в ролевые игры ребёнок общителен, он часто становится навязчивым идрачливым и, несмотря на свою общительность, не пользуется популярностью удетей. Если же он малообщителен, игра-имитация — в отличие от ролевой — непомогает ему выстраивать устойчивые отношения с другими детьми, и он либоиграет один, либо может становиться жертвой, у которой отбирают игрушки.
Впрочем, иногда «имитационные» игрушки помогаютребёнку вступить в контакт с другими детьми. Например, выйдя во двор сигрушечным самолётиком или роскошной куклой, он легко может на время оказатьсяв центре внимания. Но для построения устойчивых взаимоотношений этого мало. Нуженещё взрослый или старший ребёнок, который сможет организовать общую игру с этимсамолётиком или куклой.
С одними и теми же игрушками можно играть и в ролевые, и вимитационные игры. Как понять, какого рода игры малыш предпочитает? Постоянныепросьбы о новых игрушках, особенно эффектных, — признак игр-имитаций, иборебёнок пресыщается одними и теми же эффектами и хочет новых. Если, получивновую игрушку, малыш довольно быстро её забрасывает — это тоже признаксклонности к игре-имитации. Кроме того, вы всегда можете спросить ребёнка:«Во что ты играешь? Что у тебя в игре происходит?» И если его ответповторяет название игрушки («В машинку», «В Барби») — значит,тут царит имитация. Если же малыш начинает рассказывать вам о событиях, которыепроисходят в игре, или хотя бы о действиях персонажей, то он, скорее всего,играет в ролевую игру.
Опасны не эффектные игрушки как таковые — опасно неумениеребёнка играть в ролевые игры. Сами-то эти игрушки полезны — знакомя ребёнка смиром вещей, они помогают ему быть на «ты» с современной техникой иаксессуарами. Ребёнок, умеющий играть в ролевые и конструктивные игры, поигравс новой эффектной игрушкой, всегда начинает включать её в ролевую игру иливносить в имитацию элементы ролевой или конструктивной игры (например, собиратьжелезную дорогу разными способами или придумывать историю про путешествиепаровозика).
Этапыразвития сюжетно-ролевой игры и последствия её недоразвития Внаиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальшевсё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом,его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными.
Как правило, малыши с удовольствием включаются в игру,предлагаемую мамой или папой, если только она не чересчур сложна для ребёнка. Играясо взрослым, малыш подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемыевзрослым события и благодаря этому постепенно осваивает всё более сложные формыигрового поведения.
Поэтому сначала новый уровень игры достигается именно всовместных со взрослым играх, и лишь постепенно к этому уровню подтягиваетсяспонтанная игра малыша.
Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком,развитие его игровой деятельности обычно останавливается на одной из раннихстадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.
Давайте рассмотрим основные этапы — или уровни — развитияролевой игры.
Первый этап: игры в отдельные действия взрослых. Сюдаотносятся игры типа «укачивание малыша», «накладывание еды втарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражаетувиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с ихигровыми заместителями.
По сути, это переходная ступень от простого подражания кролевой игре; такие игры появляются спонтанно даже у тех детей, с которымивзрослые вообще не играют. Воображаемой ситуации в полном смысле слова здесьещё нет, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полногоотождествления себя с ролью: малыш целиком поглощён самим действием и может ещёне считать себя в игре мамой, которая укладывает малыша, или водителем, которыйкуда-то едет.
В играх в отдельные действия ребёнок практически неразговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками,подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминойколыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, ноникогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещёнет взаимодействия персонажей.
В отдельные действия взрослых дети обычно начинают играть сполутора-двух лет, и если вы достаточно много играете и разговариваете со своимсыном или дочерью, то уже в два — два с половиной года он или она сможет игратьс вами в игры следующего уровня — в простые ролевые игры. А затем, как правилов период от двух до трёх лет, начнёт играть в них и самостоятельно.
Если же к трём с половиной годам ребёнок всё ещё играет лишьв отдельные действия взрослого, это говорит об определённом отставании. Чтобыего компенсировать, вам надо как можно больше играть со своим сыном илидочерью, читать ему или ей детские книжки и разыгрывать вместе с ребёнкомпонравившиеся ему сюжеты.
Иногда встречаются дети, которые вообще не достигаютследующего уровня развития игры. Как правило, большую часть времени они либопримитивно играют с эффектными игрушками, просто включая и выключая их, либобеспорядочно бегают по двору, не зная чем заняться, либо начинают что-то ломатьи задирать других детей. Становясь старше, они начинают подолгу пассивносмотреть телевизор или видео, в три-четыре года они часто любят смотретьрекламу (ибо там обычно много звуковых и зрительных эффектов) и воспроизводитьотдельные фразы с соответствующими интонациями. Повзрослев, такие дети обычноне любят ничего читать, плохо учатся в школе, конфликтуют с учителями,одноклассниками и родителями.
В подростковом возрасте именно эти дети (если родителям неудастся их чем-то увлечь и раздвинуть пределы их внутреннего мира) в первуюочередь пополняют ряды фанатов и прочих молодёжных группировок, в том числе иасоциальных, легко заражаясь групповыми эмоциями и выполняя всё, что велитлидер группировки. При случае, они легко становятся наркоманами, посколькунаркотик является наиболее быстрым и прямым путём к достижению эмоционального«эффекта», который раньше давали эффектные игрушки и зрелища. Или женаркотически привязываются к компьютерным играм, просиживая за ними многие часынапролёт. Их социальное поведение остаётся неразвитым и примитивным, а потомуони чаще всего или подчиняются чужой воле или выясняют отношения с помощьюкрика, ругани и кулаков.
Так что если до трёх с половиной или даже четырёх лет вашребёнок ещё не начал играть в простые ролевые игры, обязательно обратитесь кдетскому психологу.
Второй этап: простые ролевые игры «Дочки-матери»,«посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктовв магазине» — разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуацийотносится к уровню простых ролевых игр.
Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие насебя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, товодителем автобуса… На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игрес ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизниили на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случаеребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!».
По сути, только на этом уровне в игре, помимо самогоребёнка, появляется второе действующее лицо. И только здесь возникаетвзаимодействие персонажей и они вступают в диалог друг с другом — до этого,даже если ребёнок играл в укладывание или кормление малыша, его «малыш»был бессловесным объектом действия. Теперь тот же «малыш» становитсяактивным действующим лицом: он может капризничать и не хотеть спать, можетпросить рассказать сказку или спеть песенку. Поэтому простые ролевые игрыпомогают ребёнку осваивать многие повседневные роли, такие как роль пациента наприёме у врача, роль пришедшего в дом гостя или роль покупателя в магазине.
Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легкоотличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает вигре много говорить, даже если он играет один.
Чтобы ребёнок научился хорошо играть в ролевые игры, сначалаему нужно обязательно играть вместе со взрослым или более старшим ребёнком, ужеумеющим хорошо играть. Потом он сможет играть и один, привлекая в качестве«партнёров» игрушки и действуя по очереди то за себя, то за них. Однакоесли мы хотим, чтобы игровая деятельность малыша становилась всё более сложнойи обогащалась новыми компонентами, мы должны находить время для совместной сним игры и дальше — на протяжении всего дошкольного возраста.
Кроме того, в ролевые игры детям лучше играть вдвоём иливтроём. Если в семье несколько детей, близких по возрасту, это получается самособой, если нет — постарайтесь найти ребёнку постоянного партнёра для игр. Еслиже партнёрами малыша всегда оказываются только игрушки, у него будет мало опытаобщения с другими детьми и ему будет труднее строить отношения с ними.
Хорошо развитый ребёнок достигает уровня простых ролевых игрв два — два с половиной года в совместной со взрослым игре и в возрасте околотрёх лет в самостоятельной игре. Если с ребёнком играют мало — он достигаетэтого уровня в совместной игре в три-четыре года, а в самостоятельной — вчетыре-пять лет и может так на нём и остановиться.
На уровне простой ролевой игры останавливаются многие дети,которые ходят в детский сад, если в этом садике достаточно много игрушек, новоспитатели уделяют мало внимания игре. Подрастая, они оказываются достаточноадаптированными к типовым жизненным ситуациям, но — если это отставание нескорректировать — не готовыми к более сложным ситуациям. Например, к ситуациямконфликта с учителем или одноклассником, к ситуациям, требующим инициативы исамостоятельного выбора линии поведения.
Приходя в школу, такие дети часто бывают склонны решать всевопросы драками или жалобами учителю. Их мнение обычно совпадает с мнениемучителя или большинства класса. Мальчики стремятся самоутвердиться с помощьюсилы или даже наглости, девочки — хвастаясь нарядами, куклами и подчёркнуто«правильным» поведением (а иногда, как и мальчики, драками инаглостью). Как правило, у них слабое воображение, и они плохо понимают мотивыи чувства других людей, выходящие за пределы обыденного. Вырастая, онистановятся основными потребителями массовой культуры: глянцевых журналов,бульварной литературы, массовой кино — и видеопродукции, — и их социальнымповедением достаточно легко манипулируют политики и другие «властители дум».
Если вы много играете с малышом, разговариваете с ним ичитаете ему, то уже в три — три с половиной года он сможет, играя с вами, отодной игровой ситуации переходить к другой, т.е. начать играть в игры с простымсюжетом. В самостоятельной игре малыша игры с простым сюжетом могут появиться втри с половиной или четыре года. При этом ребёнок вовсе не перестаёт играть в простыеролевые игры, довольно долго он может с удовольствием играть в игры обоих этихтипов.
Третий этап: сюжетно-ролевые игры. Сюжет игры — этосвязная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапасюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавноперетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в «поездкуна дачу» может протекать так: сначала все вместе «едут на дачу» на«машине» или на «электричке», затем «папа» копаетили поливает грядки, «мама» готовит «еду», а «дети»ловят «кузнечиков», потом все вместе «идут в лес» заягодами или за грибами и так далее.
Такое усложнение структуры игры — это важный признакразвития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненныеситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжетыигры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новымиигрушками или предлагаться взрослым.
В сюжетно-ролевых играх усложняются взаимоотношенияперсонажей: они могут ссориться и мириться друг с другом, спорить идоговариваться о совместных действиях, бороться или воевать. Взаимоотношениясамих детей тоже усложняются, ведь теперь им надо договариваться не только отом, во что играть и кто какую роль будет исполнять, но и том, как будутразвиваться события, какие эпизоды включать в игру, а какие нет, и кто когопобедит. Поэтому, играя друг с другом в сюжетно-ролевые игры, дети начинаютучиться азам делового общения. На первых порах здесь очень важно участиевзрослого, который учит детей договариваться и искать справедливые ивзаимоприемлемые решения всех спорных вопросов.
Сюжетно-ролевые игры помогают ребёнку успешно «переваривать»любые события, которые сильно потрясли или задели его, — радостные илистрашные, печальные или обидные. В игре малыш может много раз переживатьновогодний праздник или посещение цирка — до тех пор пока эмоционально не«насытится» этим опытом. Точно так же он может многократно проживатьте чувства, которые вызывает у него любимый мультик или книжка.
Игра позволяет также «переиграть» события, которыезакончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовитьсяк будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение (поступление вшколу, поездка в гости или на рыбалку и тому подобное).
Накапливая игровой опыт, ребёнок становится способенразыгрывать всё более сложные сюжеты: увеличивается число сменяющих друг другаигровых ситуаций и количество героев, ребёнок может начать играть за разныхперсонажей по очереди, усложняются действия героев и их взаимоотношения. Многиедети с удовольствием разыгрывают сюжеты увлёкших их книг и фильмов — например,историю про наводнение, в которое попали Муми-тролль и Фрекен Снорк, илипутешествие на остров сокровищ и борьбу с пиратами. В четыре-пять лет многоиграющие дети обычно уже готовы включаться в такую игру, если её организуетвзрослый, в пять — пять с половиной лет — играть в неё самостоятельно или сдругими детьми. Дети, с которыми играют мало, если и достигают уровня сложныхсюжетно-ролевых игр, то уже в школьном возрасте.
Играя в сюжетно-ролевую игру, ребёнок уже удерживает всознании не только смысл конкретного игрового действия, но и его включённость всюжет, его смысловые связи с другими эпизодами игры. Тем самым смысловоестроение сюжетно-ролевой игры оказывается многоуровневым, и этамногоуровневость впоследствии становится основой для сложного социальногоповедения, где каждое действие также должно быть включено в разные смысловыесвязи одновременно.
Не умея соотносить свои действия с многоуровневымисмысловыми структурами, человек окажется беспомощным во многих социальныхситуациях (профессиональных, семейных, политических и так далее) и не сможетосмысленно в них действовать. Таким человеком легко манипулировать, и он чащевсего оказывается пешкой в руках разного рода начальников и лидеров или дажепросто хитрецов и мошенников. Иными словами, детский опыт сюжетно-ролевых игрявляется шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.
Однако если развитие игровой деятельности ребёнкаостановится на уровне сюжетно-ролевых игр и если эту остановку впоследствии нескомпенсировать, его самостоятельность будет ограниченной — он будет легкодействовать по готовым, заранее известным сценариям, но ему будет трудно гибковыстраивать свои действия в постоянно меняющихся обстоятельствах. Такой человексможет успешно строить свою жизнь в стабильных и достаточно простых жизненныхусловиях, но будет не готов к поиску решений в сложных, противоречивых иконфликтных жизненных ситуациях — таких как ситуации выбора профессии и местаработы, ситуация семейного конфликта или крушения жизненных планов.
На уровне сюжетно-ролевых игр ребёнок может остановиться,если сначала взрослые проводили с ним много времени, а потом переключились нарешение каких-то своих проблем и перестали играть и разговаривать с малышом,решив, что он уже большой. Если же вы много играете со своим сыном или дочерьюна протяжении всего дошкольного детства, то годам к шести-семи (а иногда ираньше) он или она сможет достичь следующего уровня развития ролевой игры — уровнятворческих сюжетных игр.
Четвёртый этап: творческие сюжетные игры. От игрпредыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинаетсам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а невоспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаряэтому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространствовозможностей.
Приключения детей (которые могут включать подшучивание надродителями и подготовку необычных сюрпризов, ссоры и примирения, немыслимые вреальной жизни путешествия и встречи и ещё многое другое), строительствоигрушечных городов и придумывание жизни в них и взаимоотношений их обитателей,войны между придуманными странами, жизнь кукольной семьи — вот лишь некоторыеиз частых тем творческих сюжетных игр.
Сюжеты этих игр могут быть навеяны прочитанными книгами,какими-то яркими событиями или повседневными впечатлениями, но ребёнок свободнообращается с ними, примеривает сюжет на себя, меняет ход и исход событий,моделирует разные варианты возможного хода событий, в том числе — и заведомоневозможные в реальной жизни и даже абсурдные. Сюжет в этих играх можетразвиваться по-разному, и если дети играют вдвоём или втроём, важной частьюигры становится «договаривание» о том, как будут развиваться события.
Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение испособность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способностьпонимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведениепри изменении ситуации. Если ребёнок достигает этого уровня, у него появляетсяпсихологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций — ситуацийвыбора и неудач, конфликтов и кризисов.
Далеко не все дети достигают этого уровня развития игровойдеятельности. Те, кто его достиг — будь то до школы или уже в школьные годы, — имеютбольше шансов стать самостоятельными развивающимися личностями, умеющими решатьжизненные проблемы, а не плыть по течению.
Развитие сюжетно-ролевых игр не останавливается с концомдошкольного возраста. Расцвет творческих сюжетных игр обычно приходится на 7-10лет, когда дети, если им есть с кем играть и у них есть на это время, могутпридумывать и разыгрывать целые приключенческие повести. Если ребёнку играть нес кем, то игра может переходить во внутренний план, т.е. превращаться в мечты исвободное фантазирование. В последующие годы творческие сюжетные игры могутперерастать в придумывание всевозможных историй, увлечение театром,изобразительным искусством.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.