--PAGE_BREAK--5 класс Тематический план
6 класс Тематический план
Раздел и темы
Всего часов
теоретич
практич
Форма контроля
Кулинария
Санитария и гигиена
2
2
Опрос учащихся
Физиология питания
4
2
2
Проверочная работа, работа с таблицами
Технология приготовления пищи
10
5
5
Проверочная работа, выполнение тестовых заданий
Сервировка стола
4
2
2
Выполнение заданий по карточкам, выполнение эскизов
Празднование «Масленицы»
6
2
4
Выполнение индивидуальных, групповых заданий.
Заготовка продуктов
4
2
2
Выполнение заданий по карточкам
Итого
30
15
15
7 класс
Тематический план
продолжение
--PAGE_BREAK--
3.2.Содержание раздела Содержание программы 5 класса Кулинария (20 час). Санитария и гигиена (2 час). Основные теоретические сведения
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.
Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств.Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Объекты труда.
Рабочее место бригады на кухне.
Физиология питания (2 час). Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Объекты труда.
Таблицы, справочные материалы.
Технология приготовления пищи (8 час): Бутерброды, горячие напитки (2 часа) Основные теоретические сведения
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Объекты труда.
Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Блюда из яиц (2 часа) Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.
Объекты труда.
Омлет, яичница, вареные яйца.
Блюда из овощей(4 часа) Основные теоретические сведения
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.
Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.
Практические работы
Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.
Объекты труда.
Фигурная нарезка овощей Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.
Сервировка стола (2 час). Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Объекты труда.
Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
Празднование Нового года (4 часа)
Основные теоретические сведения
История Нового года в странах мира, история новогодней ёлки, песни «В лесу родилась елочка» на слова Р. Кудряшовой, музыка Л.К.Бекман., новогоднее угощение, способы сервировки стола.
Практические работы
Выполнение эскизов новогоднего стола. Оформление новогоднего стола, готовых блюд и подача их к столу.
Объекты труда
Эскизы художественного оформления новогоднего стола, новогоднее угощение.
Заготовка продуктов (2 час).
Основные теоретические сведения
Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.
Практические работы
Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.
продолжение
--PAGE_BREAK--Варианты объектов труда.
Фрукты, ягоды, грибы, коренья, зелень, лекарственные травы.
--PAGE_BREAK--Практические работы
Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.
Объекты труда
Мясо, рыба, молоко. Говяжья тушенка. Консервированный зеленый горошек.
Технология приготовления пищи (12 час). Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста Основные теоретические сведения Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста. Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
Объект труда
Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные.
Пельмени и вареники Основные теоретические сведения
Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки
Практическая работа:
Первичная обработка муки. Приготовление теста и начинки. Изготовление вареников или пельменей. Варка пельменей или вареников. Определение времени варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Варианты объектов труда.
Пельмени, вареники.
Сладкие блюда и десерт Основные теоретические сведения
Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.
Практические работы
Приготовление желе и муссов. Приготовление пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Приготовление компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.
Объект труда
Фруктовое желе, мороженое, компот, суфле.
Православный праздник «Пасха» (4 часа)
Основные теоретические сведения
История праздника, откуда произошло слово «Пасха», почему на пасхе пекут куличи и красят яйца, что они символизируют, рецепт пасхального кулича, способы окраски и украшения яиц, эскиз пасхального стола.
Практические работы
Выбор лучшего рецепта пасхального кулича, выпекание куличей, окраска и украшение яиц, сервировка пасхального стола .
Объект труда
Выпекание куличей, окраска яиц, сервировка пасхального стола.
Заготовка продуктов (2 час). Основные теоретические сведения
Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения. Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Практические работы
Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации
Объект труда.
Варенье из яблок, смородины, крыжовника и др.
Заключение
В данной квалификационной работе был проведен теоретический анализ понятий компетентности и коммуникации, коммуникативных умений, выявлены основные компоненты в речевой коммуникации, выделены основные фазы в процессе осуществления коммуникации, дано определение коммуникативной компетентности личности, основываясь на фундаментальных понятиях и выводах ученых-специалистов (А.Б. Добрович, Ю.М. Жуков, Н.Д. Никандров, Л.А. Петровский, П.В. Растянников).
На основе имеющихся определений мы считаем, что информационное, эмоциональное взаимодействие, в процессе которого реализуются коммуникативные умения личности подростка, есть коммуникативная компетентность. Нами были выявлены следующие компоненты коммуникативной компетентности:
1.Организация контакта — умения межличностной коммуникации.
2.Поддержание контакта, установление обратной связи, пластичность коммуникативных действий — умения межличностного взаимодействия.
3.Анализ результатов контакта, рефлексия — умения межличностного восприятия.
Следуя логике задачного подхода, мы определили последовательность работы педагога по формированию коммуникативных задач, в ходе поэтапного решения которых формируется коммуникативная компетентность подростка.
Сформированность коммуникативной компетентности характеризуется наличием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного поведения.
Для организации процесса формирования коммуникативной компетентности важно использование коммуникативной методики. В связи с этим необходимо соблюдение следующих характеристик, позволяющих назвать образовательный процесс коммуникативным:
1.реальное общение;
2.личностный смысл;
3.мотивированность любого действия;
4.связь общения с другими видами речевой деятельности;
5.функциональность;
6.новизна и эвристичность;
7.содержательность;
8.проблемность.
Также было выявлено, что процесс формирования коммуникативной компетенции подростков невозможен без достижения или минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции.
Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение кулинарным языком в единстве всех его функций. Для того чтобы реализовать эти функции общения средствами кулинарного языка, необходимо овладеть этими средствами, уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности.
Было определено, что в рамках базового курса ученик должен достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении и аудировании, продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Было установлено, что практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках «Технологии» невозможна без соблюдения концептуальных принципов обучения.
Таковыми принципами являются:
Принцип 1. Коммуникативно-ориентированное обучение кулинарии возможно в условиях деятельностного подхода;
Принцип 2. Коммуникативно-ориентированное обучение предмету «Технология» раздела «Кулинария» означает формирование у школьников коммуникативной компетенции.
В условиях разработки примерной программы по предмету «Технология» раздела «Кулинария» были определены основные приемы коммуникативного взаимодействия учащихся: групповое решение, координация действий.
Таким образом, мы считаем, что поставленная цель достигнута и выдвинутая гипотеза подтвердилась.
--PAGE_BREAK--
3. Практическая работа
а) У: — Внимание, девочки, а теперь всё то, что мы представляли и запоминали, нам необходимо выразить на бумаге, то есть, зарисовать эскиз вашего новогоднего стола и написать новогоднее меню. Но делать вы это будете в 2 группы. То есть так, как вы разделились в начале учебного года.
У: — Итак, внимание! Сейчас у каждой группы 2 задания. Задание первое: вам необходимо методом «мозгового штурма» на альбомном листе изобразить ваш новогодний стол. То есть, каждая из вас работает в своей группе и предлагает свой вариант сервировки Новогоднего стола.
У: — Девочки, первое задание вам понятно?
(Ответ учащихся: — да, нам понятно первое задание)
б) У: — И второе ваше задание будет таким, точно так же, «методом мозгового штурма» вам необходимо составить новогоднее меню. Оно должно состоять не больше чем из 3 наименований. Это, например, салат, бутерброды и чай.
У: — Но, девочки, не забывайте, что на следующем уроке ваша новогодняя сервировка и ваше меню должно быть в реальном виде. Рассчитывайте на свои силы. И сервировка стола должна быть в цвете. Если вы затрудняетесь, обратите внимание на доску. Я вам предлагаю несколько вариантов сервировки. При выборе сервировки и выборе меню, старайтесь учитывать вкусы каждой из вашей группы.
У: — После того как вы выполните оба задания, показываете мне. Я вместе с вами обсуждаю ваши эскизы и меню. Возможно, поправляем эскиз или меню, и уже на следующий урок вы приносите всё необходимое для вашей сервировки и вашего меню.
У: — Ребята, вам задания ясны?
(Ответ учащихся: — Да. Нам задания ясны.)
У:- Приступаем к работе.
(Во время выполнения учащимися практической работы, учитель обходит рабочие места, помогает, корректирует Новогоднюю сервировку стола и новогоднее меню. После выполнения задания обеими группами учитель спрашивает каждую группу что они изобразили и выбрали на новогодний стол. После обе группы обмениваются мыслями и, возможно, корректируют сервировку и меню).
4. Подведение итогов
У: — Итак, внимание, девочки, все закончили работу.
а) У: — Девочки, расскажите мне, пожалуйста, как празднуют новый год в Англии, Эфиопии, Исландии?
(Ответ учащихся: -В АнглииНовый год праздновали 26 марта. Когда британский парламент после бурных и длительных споров принял решение справлять этот праздник 1 января, многие были возмущены. А представители англиканского духовенства заявили, что это — «кража нескольких месяцев у Господа Бога».
В ЭфиопииНовый год наступал 11 сентября, а календарь этой страны вообще отстает от общепринятого григорианского на целых семь лет и восемь месяцев. Но многие жители этого древнейшего африканского государства упорно отстаивают свою традиционную систему летосчисления. Год здесь состоит из тринадцати месяцев. Первые двенадцать месяцев имеют каждый по 30 дней, зато в тринадцатом месяце — всего пять дней (в високосном году шесть)
Тринадцатый месяц все граждане Эфиопии работают бесплатно, поэтому праздник Нового года — это одновременно и прощание с «невыгодным» месяцем.
В Исландиив новогоднюю ночь украшали огнями священный ясень. А обычай зажигать на елке свечи ведет свое происхождение от жертвоприношений духам. За сотни лет до христианства восковые свечи зажигали в честь богов в языческих храмах. Культ свечей перекликался с поклонением огню, а огонь почти все народы наделяли сверхъестественной силой: огнем отгоняли диких зверей и злых духов, огнем же старались умилостивить духов добрых.)
У: — Совершенно верно. Именно так праздновании Новый год в этих странах.
б)У: — Так же мы сегодня с вами говорили о новогодней ёлки. Расскажите пожалуйста что вы запомнили об этом символе нового года.
(Ответ учащихся: — Новогодняя ёлка – это магический символ Нового года. В древности глубоко чтили древесную магию. Наши предки считали, что в деревьях живут духи растительности и плодородия: добрые и злые. Их почитали, приносили им дары, а ель занимала особое место в растительном калейдоскопе. Она символизировала саму жизнь. И именно на ней в декабре развешивали подарки для духов, чтобы получить хороший урожай. Считается, что ель обладает сверхъестественными свойствами. Колючие иглы защищают от ведьм и прочей нечисти. Обычай наряжать елку пришел из Германии. Оттуда же пришла традиция венчать дерево праздничной звездочкой. Немцы видели в ней Вифлеемскую звезду, что указывала пастухам путь к месту, где родился Иисус Христос. Хвойную «приму» Нового года украшали дюжиной свечей — по количеству месяцев в году, наряжали яблоками — символами плодородия — и орехами, которые говорили о непостижимости человеком Божьего замысла. В XIXвеке «колючая» традиция облетела весь мир и закрепилась в США, Англии, Франции, Норвегии, Дании. В Россию хвойная королева бала пришла в 1840-х годах.)
У: — Верно. Ёлка является своего рода магическим символом Нового года.
в) У: — Девочки, а что же подают на стол в Новый год?
(Ответ учащихся: — На Новогоднем столе может быть все любимые блюда семьи.)
У: — Совершенно верно. Ведь у каждой семьи свои вкусы.
г) У: — А что вы можете рассказать мне про сервировку стола к новому году ?
(Ответ учащихся: — У каждой семьи своя сервировка)
У: — И здесь вы совершенно правы. Сервировка стола и меню это личный выбор каждой семьи.
д) У: — Итак, ребята, запишите домашнее задание. А оно будет соответствовать вашему эскизы новогоднего стола и вашему меню. На следующий урок вам будет необходимо всё это принести.
У: — Девочки, если у вас будет что — то консервированное либо в железных банках, не забудьте все это открыть дома, а на урок принести в пластмассовых баночках с закруткой.
5. Уборка рабочего места
У: — Девочки, сейчас вы убираете каждая своё рабочее место.
У: — Урок окончен. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
План-конспект урока
по технологии в 5 классе
(2 часа. практика)
Тема:Празднование Нового года
Составила:студентка группы 503-4 Митрошина М.В.
Сызрань, 2008 г.
Задачи:
1. Воспитать у учащихся коммуникативную компетенцию в процессе урока;
2. Создать атмосферу праздника на уроке
Цели:
1.научить учащихся сервировать новогодний стол, готовить новогоднее угощение;
2.воспитать аккуратность бережливость в работе, дисциплинированность, трудолюбие, эстетический вкус.
Оборудование: учебно-наглядное пособие “Новогоднее угощение”, “Сервировка новогоднего стола”, “Правила по технике безопасности при работе на кухне и кухонным инвентарём”
Инструменты: продукты необходимые для приготовления новогоднего меню, кухонный инвентарь, украшения для новогоднего стола.
Форма урока: творческий проект на основе технологий развивающего обучения.
План урока
1. Организационный момент
а) приветствие
б) проверка готовности учащихся к уроку
в) сообщение темы урока
2. Повторение пройденного материала
а) сервировка новогоднего стола
б) угощение новогоднего стола
в) повторение правилпо технике безопасности при работе на кухне, с кухонным инвентарём и санитарно – гигиенические требования к приготовлению пищи
3. Практическая работа
а) сервировка стола по эскизам
б) приготовление угощения по заранее придуманному меню
4. Подведение итогов.
а) с помощью чего вы сервировали стол
б) рецепт угощения каждой группы
в) что учитывалось при выборе сервировки стола и приготовления угощения
г) приём пищи
5. Уборка рабочего места
Ход урока
1. Организационный момент
а) Учитель: — Здравствуйте девочки. Садитесь.
б) У: — К этому занятию вы должны были принести продукты, которые вам необходимы для угощения, всё необходимое для сервировки стола и спец. одежду, то есть, фартук, косынку, а так же полотенце для рук. Это нам с вами нужно для того чтоб работать на кухне.
У: — Сейчас отнесите все продукты на кухню, наденьте фартуки и косынки, помойте руки и садитесь по группам на свои места.
в) У: — Итак, сегодня мы с вами завершаем подготовку к новому году.
У: — Сегодня наша задача приготовить новогоднее угощение и научиться сервировать праздничный стол, в нашем случае это Новогодний стол.
2. Повторение пройденного материала
а) У: — Но для начала нам необходимо повторить материал прошлого урока и вспомнить правила по технике безопасности при работе на кухне и с кухонным инвентарём.
У: — Итак, скажите, пожалуйста, о сервировке новогоднего стола.
(Ответ учащихся: — У каждой семьи своя сервировка Новогоднего стола. При сервировки необходимо учитывать вкусы всех членов семьи)
б) У: — А что же готовит каждая семья для новогоднего стола из угощений?
(Ответ учащихся: -На Новогоднем столе может быть все любимые блюда семьи. При выборе меню так же необходимо учитывать вкус каждого из членов семьи)
в) У: — Совершенно верно. И последнее что нам осталось вспомнить, это правила по технике безопасности при работе на кухне и с кухонным инвентарём.
У: — Девочки расскажите, пожалуйста, о правилах по технике безопасности при работе на кухне, с кухонным инвентарём и санитарно – гигиенические требования к приготовлению пищи
(Ответ учащихся.Фронтальный опрос)
3. Практическая работа
а, б) У: — Итак, девочки, на прошлом занятии вы зарисовали эскиз вашего новогоднего стола на листе бумаги и составили своё новогоднее меню. Мы с вами отредактировали сервировку стола и поправили меню
У: — Сейчас 2 человека от каждой группы будут ответственные за сервировку стола. Они сервируют новогодний стол. Остальные девочки будут готовить новогоднее угощение.
У: — Но прежде чем приступить к реализации ваших эскизов и вашего меню, необходимо вымыть руки с мылом. А девочки, которые будут работать на кухне, особенно тщательно моют руки, так как они будут работать на кухне с продуктами.
У: — Итак, вам задание понятно?
(Ответ учащихся: — Да.)
(Во время выполнения практической работы учитель находится на кухне вместе с учащимися (работают в 2 группы), следит за процессом приготовления, показывает, как следует делать, следит за процессом сервировки стола, поправляет учащихся, указывает на ошибки, которые они допускают, обращая внимание всего класса на эти ошибки.)
(После того как учащиеся приготовили новогоднее угощение, сервировали стол, они рассаживаются за сервированный стол по группам.)
4. Подведение итогов.
а) У: — Итак, вы сегодня по своим эскизам сервировали стол и по заранее составленному меню приготовили новогоднее угощение.
У: — Расскажите, пожалуйста, с помощью чего вы сегодня сервировали стол?
(Ответ учащихся)
У: — А теперь поделитесь рецептом своего новогоднего угощения с другой группой.
(Учащиеся по очереди рассказывают рецепт своего новогоднего меню.)
У: — Спасибо девочки. Последний вопрос, скажите, что вы учитывали при выборе сервировки стола и приготовлении новогоднего угощения?
(Ответ учащихся: — при выборе сервировки стола и приготовлении новогоднего угощения, мы старались учитывать вкус каждой из нашей группы)
г) У: — Спасибо за ответ. А теперь можете приступать к приёму пищи.
5. Уборка рабочего места
(После приёма пищи учащиеся моют за собой посуду, убирают сервировку стола, выкидывают мусор, моют руки с мылом.)
У: — Урок окончен. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
План-конспект урока
по технологии в 6 классе
(2 часа. теория)
Тема:Празднование «Масленицы»
Составила:студентка группы 503-4 Митрошина М.В.
Сызрань, 2008 г.
Задачи:
1.Научить выпечке блинов по различным рецептам.
2.Развить творческую инициативу в участие в празднике.
3.Воспитать уважение к народным традициям, культуру поведения, неравнодушное отношение к родному краю.
4.Заинтересовать в преемственности традиций, навыки коллективного творчества.
Цель:
1.Воспитание духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.
Оборудование:Инструкционно — технологические карты по приготовлению блинов, эскизы соломенного чучела, пословицы и поговорки о масленице, эскизы масленичного стола.
Форма урока:творческий проект на основе технологий развивающего обучения.
План урока:
1. Организационный момент
а) приветствие
б) проверка готовности учащихся к уроку
в) сообщение темы урока
2. Сообщение познавательных сведений
а) историческая справка о «Масленице»
б) «Тёщины вечёрки», «Заловкины посиделки»
в) масленичная неделя
3. Обсуждение рецептуры блинов
а) выбор рецепта блинов
4. Обсуждение сервировки масленичного стола
а) выбор сервировки стола
5. Практическая работа
а) зарисовка эскиза масленичного стола
б) выбор украшения блинов
6. Домашнее задание
7. Подведение итогов
8.Уборка рабочего места.
Ход урока
1. Организационный момент
а) Учитель: — Здравствуйте девочки. Садитесь.
б) У: — К этому занятию вы должны были принести альбомные листы, линейки, цветные карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик и вырезки из журналов, газет которые могут относиться к теме «Масленица».
У: — Положите, пожалуйста, все материалы на стол. Я пройду и проверю вашу готовность к уроку.
( У: — Молодцы! Вы сегодня все готовы к уроку. А это значит, что мы сегодня поработаем очень хорошо.)
в) У: — А тема нашего занятия «Празднование Масленицы». Но для того чтоб нам было удобнее работать, сядьте, пожалуйста, так, как вы разделись в начале года на 2 группы.
2. Сообщение познавательных сведений
а) У: — Итак, сегодня мы с вами узнаем историю «Масленицы», почему блин является символом масленицы, узнаем, как раньше выпекали блины.
У: — Итак, начнём мы с истории «Масленицы».
У: — Может, кто — то из вас знает историю Масленицы?
(Ответ учащихся: — нет)
У: — В таком случае слушайте: Масленицу празднуют в течение недели, предшествующей Великому посту. Начинается она за 56 дней до Пасхи. Русский народ величает Масленицу «Честной Масленицей», «Широкой Масленицей», «Веселой Масленицей». Этот праздник нерелигиозный, просто он совпадает с православной сыропустной неделе. По красоте, поэтичности, традициям и озорству Масленица — один из самых продолжительных, веселых праздников. Он символизирует собой проводы зимы и встречу весны.
В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Белеса — языческого бога плодородии и скотоводства. После того, как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С XVIвека он стал называться Масленицей. Масленая неделя предшествует «печальным дням» Великого поста и справляется за семь недель до Пасхи — Воскресения Христова.
В дни Масленицы Православная Церковь призывает людей к покаянию и особенному воздержанию в пище, чтобы они могли достойно подготовиться к Посту. Однако историки Церкви с неудовольствием замечают, что время Масленицы всегда проводилось довольно буйно. Мужчины переодевались в женские костюмы, женщины рядились в мужские, и вообще народ предавался самому безудержному веселью, катаниям с горок на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам.
Масленица часто становилась похожей на итальянский карнавал, древние сатурналии и языческие обряды, которые из Италии перешли во многие христианские страны.
Надо сказать, что и русские цари вместо того, чтобы как-то урезонить своих подданных сами подавали пример широкому масленичному гулянью. Петр I, например, сам в понедельник на Масленицу открывал торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях. Русский царь во прослыл неистощимым затейником в народных гуляньях. Каждую зиму на Масленицу он устраивал шумные и веселые катания по Москве-реке, вдоль кремлевских стен от Воскресенских ворот до Троицких, где ныне простирается Александровский сад. Этот пригорок всегда кипел веселой людской кутерьмой.
Сохранилось описание масленичного маскарада 1722 года, который устроил русский царь по случаю заключения Нейштадтского мира. «… Из села Всесвятского множество морских судов разной величины и вида, около сотни саней, запряженных разными зверями двинулись длинною вереницею к Тверским Триумфальным воротам.
Шествие открывал арлекин. Он ехал на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей, украшенных бубенчиками и побрякушками. На других санях ехал князь-папа Зотов, одетый в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем. В ногах его восседал на бочке Вакх — бог виноделия. За ним двигалась свита с шутом, который ехал в санках, запряженных четырьмя свиньями.
Потом началось шествие самого флота, которым предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках. Везли ту колесницу две сирены.
Наконец, появилась громада — 88-пушечный корабль. Он имел три мачты и полное корабельное вооружение. Корабль этот везли шестнадцать лошадей, и восседал на нем сам государь Петр Великий в одежде флотского капитана и маневрировал кораблем, как на море, во время шествия.
За этим кораблем шествовала раззолоченная гондола Императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки. Свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.
Весь этот поезд замыкали настоящие ряженые, которые были одеты волками, журавлями, драконами, ослами, и другими животными. Сидели они в огромных длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы.
Такое пестрое и чудное шествие через Тверские ворота потянулось в Кремль, при пушечных выстрелах. А вечером были устроены великолепный фейерверк и пиршество. Этот карнавал продолжался четыре дня, и все участвовавшие в нем особы по несколько раз меняли свои костюмы...».
б) У: — Далее, после празднества «Масленицы» следовали «Тёщины вечёрки», «Заловкины посиделки».
У: — Девочки, вызнаете, что это обозначает?
(Ответ учащихся: — нет)
У: — Конечно, подобные торжества были редкостью. Народ отмечал Масленицу главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и, названа, что русские люди в последнюю неделю перед Великим постом ели коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели.
Шуточное изображение Масленицы возили по улицам. До этого брали огромные сани, в которые запрягали иногда до двенадцати лошадей (а иногда вместо лошадей запрягали несколько человек, разряженных кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты, а впереди саней прыгали и пели деревенские весельчаки и балагуры.
Борьба и кулачные бои издавна были во время Масленицы любимой народной потехой. А в некоторых губерниях в дни праздника парни непременно разыгрывали «штурм снежного городка», который так красочно запечатлел на своей картине русский художник В.Л.Суриков.Деревенские ребята строили из снега на реке целый город с башнями и двумя воротами, между которыми была сделана, прорубь. Все участники разделялись на две команды — конницу и пехоту. Конница осаждала город, а пехота его защищала. Не всегда конникам было легко прорвать оборону защитников, ведь те были тоже вооружены метлами, и тому подобным оружием. Если же все-таки конники прорывались сквозь ледяные ворота — это означало, что снежный городок взят. Победителей купали в проруби, после этого всех «ратоборцев» угощали вином.
Терские казаки наступление Масленицы встречали стрельбой из ружей, причем стреляли все и стар, и млад. В масленую неделю, если, зима была снежной, ездили кататься на санях, наряжаясь медведями. Ряженые могли заезжать в любой двор и брать все, что понравится. Везде были слышны шум, смех, веселье.
И, конечно, устраивались скачки. Разве казак не может похвастать своей удалью, погарцевать на лихом коне?! Во время таких скачек всадник сам должен был заработать себе приз — достать с земли деньги, кисет с табаком или кусок ситца: Все подарки специально для этой цели выделяли местные лавочники. Устраивали казаки и джигитовки — юноши на скачущих во весь опор конях показывали свою удаль и мастерство.
У дворов зажиточных казаков ставили столы, на собранные в складчину деньги покупали быков, готовили угощение, приносили вино. Здесь гуляли «сотнями», зачастую зазывая всех прохожих.
Известно, что уже в 1722 году по случаю заключения мира со Швецией Петр Iв присутствии иностранных гостей открыл праздник красивым зрелищем. В парадном мундире он ехал по сугробам на «корабле», запряженном шестнадцатью лошадьми. Следом на санях ехали другие «корабли». Палили пушки
в) У: — Так же в старину у каждого дня недели было своё имя.
У: — Девочки, скажите, пожалуйста, вы знаете какие названия были у каждого дня недели?
(Ответ учащихся)
У: — Все дни недели имели свои названия.(совместный рассказ учителя и ученика)
продолжение
--PAGE_BREAK--
первый день— понедельник-встреча Масленицы. Степенный народ встречу масленицы начиная с посещения родных. Повсюду сооружались горки, балаганы, столы с лакомствами. Дети ходили по домам ватагами и кричали: «подайте на масленицу, на Великий пост редьки!» Из домов приносили всякое тряпье, из которого позднее делали костер, добавив хвороста.
Второй день— вторник — «заигрыши». Молодицы приглашали всех покататься на санках, поесть блинов. Румяные блины были символом праздника весны, Солнца, они символизировали образ Солнца. «Без блина — не масленица» — эта старинная поговорка записана в словаре В. Даля, великий знаток русского языка не нашел более веского аргумента, объясняя, что такое блин.
Третий день— среда — «лакомка», «сладкоежка», в этот день лакомились блинами, на «лакомки» тещи приглашали своих зятьев на блины, а для забавы над любимым зятем созывали всех своих родных, в некоторых местностях тещи, помимо блинов, пекли для зятьев еще оладьи, а творожники, кстати, оладьи появились при Иване Грозном, когда наладились торговые отношения между русскими и греками. Этот пышный, жирный блинчик — действительно праздничное угощение, ибо не всякий день русские могли себе позволить жарить лепешки на греческом оливковом масле, жмых от этого масла по-гречески — «эладион» вот от «оливок» и «эладиона» и произошли оладьи.
В «широкий четверг» наминался масленичный разгул: катание на санях по улицам, различные, обряды и кулачные бои. В некоторых местах с четверга начинали петь «коляду», люди ходили по домам с бубнами, балалайками, рожками, поздравляя с праздником. За это их угощали, награждали деньгами, поили пивом.
В «широкий четверг» было принято водить хороводы, петь частушки.
Пятый день— пятница — «тещины вечерки». Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на масленую зятьки».
Шестой день— суббота — «Заловкины посиделки», молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала своих замужних подруг, приглашала замужнюю родню и развозила гостей по золовкам. Суббота же объявлялась «родительской» — этот день символизировал поминовение родителей, хозяев зимы. Когда возвращались с кладбищ, то блинами закармливали и скот, чтоб скотина велась, не переводилась.
Седьмой день— воскресенье — «Прощеный день», «проводы», «целов-ник». В этот день дети должны были слепить снежную бабу, усадить ее в санки и скатить с горы, все от мала до велика, просили друг у друга прощенья: «Прости! сыми с меня вину», «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня грешного на великий пост!» Родные обязательно, приходили в этот день к старшему в роду, прощение домашние просили после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, которые им доставили. Поклоны и мольбы не считались унизительными — важно было получить прощение, возобновить самые близкие и сердечные отношения. На масленицу было принято угольки от костров разносить по дворам и класть в свои печки. Считалось, что огонек с праздника масленицы должен «гореть» до следующего прихода весны.
Вечером сжигали «Масленицу».
3. Обсуждение рецептуры блинов
а) У: — Девочки, как вы думаете, что является главным символом «Масленицы»?
(Ответ учащихся: — Блины)
У: — Совершенно верно. Блины на масленице главное угощение. А знаете ли вы как раньше пекли блины?
(Ответ учащихся: — нет.)
У:- Каждая хозяйка старалась угостить домочадцев на славу. И главным блюдом были, конечно, блины. Пекли их, как правило, из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: ячменная, пшеничная, овсяная, гречишная и даже гороховая. Сегодня мы обычно используем пшеничную, а между тем, истинно русские блины – из гречишной муки. Блины ели с растопленным сливочным маслом, со сметаной, творогом, крутыми и мелко нарезанными яйцами, икрой красной и чёрной икрой, всякой солёной рыбой – сёмгой, лососиной, севрюгой, белугой, селёдкой. Только мяса нельзя было, есть на масленицу.
Как говориться, печь блины – дело не хитрое, и всё же несколько советов окажутся не лишними.
1. Сковороды лучше брать чугунные. Важно, чтобы они были абсолютно чистыми. Для этого их прокаливают: дно посыпают солью, а затем протирают сухой тряпкой. После такой обработки блины не пригорают и легко снимаются.
2. Перед тем как вылить тесто на раскалённую сковороду, её смазывают салом или растительным маслом. В качестве помазка можно использовать половину картофелины.
3. Тесто лучше выливать на сковороду половником, в котором бы помещалась только одна порция для блина.
4. Блинное тесто должно иметь консистенцию густой сметаны. Тогда блины получатся тонкими и узорчатыми.
У: — Ребята, расскажите нам, может у вас есть свой рецепт блинов, семейный.
(Фронтальный опрос учащихся о семейном рецепте блинов)
У: — Я вам предлагаю вот такой рецепт блинов:
• 1-2 стакана муки
• 3 яйца
• 1 стакан молока
• 1 ст. ложка растительного масла
• 200 г шпината или щавеля (начинка может быть различной)
• 200 г творога
• 50 г тертого твердого сыра
• 100 г сливочного масла
• мускатный орех тертый
• черный молотый перец
• соль
1.Для приготовления блинчиков соедини муку и соль, сделай углубление в центре, вбей 2 яйца и влей растительное масло и молоко. Перемешивай до образования однородной массы, затем подмешай 1/3 стакана воды.
2. Выпекай блины.
3. Для начинки соедини половину сыра, творог, яйцо, мускатный орех, посоли, поперчи. Добавь туда же немного обжаренный на сливочном масле шпинат.
4. Начини блинчики, сверни их рулетом, выложи в смазанную маслом форму. Сверху обсыпь оставшимся сыром. Запекай в течение 20 мин.
У: — Теперь обсудите в своей группе для себя один из предложенных мною и вами рецепт блинов.
У: — Выбрали?
(Ответ учащихся)
4. Обсуждение сервировки масленичного стола
У: — Девочки, нам с вами осталось выбрать сервировку масленичного стола.
У: — Расскажите, пожалуйста, как вы видите этот стол.
(Ответ учащихся. Фронтальный опрос.)
У: — Я считаю, что на масленичном столе должна быть скатерть жёлтого цвета, которая будет символизировать солнышко, в центре стола блины, так же на столе должен стоять самовар, так как это истинно русский праздник, тарелки тоже должны бать яркого цвета, возможно под цвет скатерти. Рядом с тарелкой с блинами по обе стороны должны стоять креманки с мёдом и сметаной. Так же на столе возможно украшение в виде чучела зимы.
5. Практическая работа
а) У: — Итак, мы с вами узнали историю масленицы, как назывался каждый день масленичной недели, обсудили рецепты блинов. И теперь нам с вами осталось изобразить на бумаге заготовку вашего масленичного стола и окончательно выбрать рецепт блинов и украсить их перед подачей.
У: — Итак, девочки, сейчас ваша задача: 1.на листе бумаге «методом мозгового штурма» в вашей группе изобразить ваш праздничный стол, и 2.выбрать рецепт блинов, которые вы будете выпекать на следующем уроке. Девочки, но при выборе сервировки стола и выборе рецепта не забывайте учитывать вкус каждого члена вашей группы. Сначала выслушайте все мнения, после найдите один вариант, который будет подходить каждой.
У: — Вам задание понятно?
(Ответ учащихся: — да.)
У: — Итак, приступаем к работе.
(Во время выполнения учащимися практической работы, учитель обходит рабочие места, помогает, корректирует масленичную сервировку стола и помогает в выборе рецепта блинов. После выполнения задания обеими группами учитель спрашивает каждую группу что они изобразили и какой рецепт выбрали. После обе группы обмениваются мыслями и, возможно, корректируют сервировку и меню).
6. Домашнее задание
У: — Итак, внимание! Все закончили работу.
У: — Сейчас вы уже точно определили сервировку масленичного стола и определились с рецептом блинов.
У: — Ваше домашнее задание будет таким, принести всё что вы нарисовали на своём столе и принести все необходимые продукты для выпекания блинов, по рецепту, который вы выбрали.
7. Подведение итогов
У: — Итак, давайте вспомним что мы сегодня узнали нового о масленице.
(Ответ учащихся. Фронтальный опрос)
У: — Как назывался каждый день недели в период масленицы?
(Ответ учащихся. Фронтальный опрос)
У: — Почему именно блин является символом масленицы?
(Ответ учащихся. Фронтальный опрос)
8.Уборка рабочего места.
У: — Девочки, сейчас вы убираете каждая своё рабочее место.
У: — Урок окончен. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
План-конспект урока
по технологии в 6 классе
(2 часа. практика)
Тема:Празднование «Масленицы»
Составила:студентка группы 503-4 Митрошина М.В.
Сызрань, 2008 г.
Задачи:
1.Воспитать уважение к народным традициям, культуру поведения, неравнодушное отношение к родному краю,
2.Заинтересовать в преемственности традиций, навыки коллективного творчества.
Цель:
1.Научать учащихся выпекать блины.
2. Воспитать аккуратность, трудолюбие, фантазию.
Оборудование:Инструкционно — технологические карты по приготовлению блинов, продукты необходимые для выпекания блинов, необходимые приборы для сервировки масленичного стола.
Форма урока:творческий проект на основе технологий развивающего обучения.
План урока:
1. Организационный момент
а) приветствие
б) проверка готовности учащихся к уроку
в) сообщение темы урока
2. Повторение пройденного материала
а) историческая справка о «Масленице»
б) правила по технике безопасности при работе на кухне и с кухонным инвентарём.
3. Практическая работа
а) сервировка стола эскизам
б) приготовление угощения по заранее придуманному меню
4. Подведение итогов.
а) с помощью чего вы сервировали стол
б) рецепт угощения каждой группы
в) что учитывалось при выборе сервировки стола и приготовления угощения
г) приём пищи
5. Уборка рабочего места
Ход урока
1. Организационный момент
а) Учитель: — Здравствуйте девочки. Садитесь.
б) У: — К этому занятию вы должны были принести продукты, которые вам необходимы для блинов, всё необходимое для сервировки стола и спец. одежду, то есть, фартук, косынку, а так же полотенце для рук. Это нам с вами нужно для того чтоб работать на кухне.
У: — Сейчас отнесите все продукты на кухню, наденьте фартуки и косынки, помойте руки и садитесь по группам на свои места.
в) У: — итак, сегодня мы с вами выпекаем блины, то есть угощение на масленицу и сервируем стол к этому празднику.
2. Повторение пройденного материала
а) У: — Но для начала нам необходимо повторить материал прошлого урока и вспомнить правила по технике безопасности при работе на кухне и с кухонным инвентарём.
У: — Итак, девочки, расскажите, пожалуйста, что вам запомнилось с прошлого урока об истории про масленицу?
(Ответ учащихся: — Масленицу празднуют в течение недели, предшествующей Великому посту. Начинается она за 56 дней до Пасхи. Русский народ величает Масленицу «Честной Масленицей», «Широкой Масленицей», «Веселой Масленицей».В дни Масленицы Православная Церковь призывает людей к покаянию и особенному воздержанию в пище, чтобы они могли достойно подготовиться к Посту. Народ отмечал Масленицу главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и, названа, что русские люди в последнюю неделю перед Великим постом ели коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели. Борьба и кулачные бои издавна были во время Масленицы любимой народной потехой.
Все дни недели имели свои названия: первый день — понедельник-встреча Масленицы. Степенный народ встречу масленицы начиная с посещения родных.
Второй день— вторник — «заигрыши». Молодицы приглашали всех покататься на санках, поесть блинов.
Третий день— среда — «лакомка», «сладкоежка», в этот день лакомились блинами.
В «широкий четверг» наминался масленичный разгул: катание на санях по улицам, различные, обряды и кулачные бои.
Пятый день— пятница — «тещины вечерки». Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на масленую зятьки».
Шестой день— суббота — «Заловкины посиделки», молодая невестка приглашала своих родных к себе.
Седьмой день— воскресенье — «Прощеный день», «проводы», «целов-ник». В этот день дети должны были слепить снежную бабу, усадить ее в санки и скатить с горы, все от мала до велика, просили друг у друга прощенья: «Прости! сыми с меня вину», «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня грешного на великий пост!»)
б) У: — Совершенно верно. А теперь, чтоб пойди и работать на кухне, нам осталось повторить правила по технике безопасности при работе на кухне и с кухонным инвентарем. Расскажите, пожалуйста, эти правила.
(Ответ учащихся. Фронтальный опрос.)
3. Практическая работа
а, б) У: — Итак, девочки, на прошлом занятии вы зарисовали эскиз вашего масленичного стола на листе бумаги и составили свой рецепт блинов. Мы с вами отредактировали сервировку стола и поправили меню
У: — Сейчас 2 человека от каждой группы будут ответственные за сервировку стола. Они сервируют стол. Остальные девочки будут готовить блины согласно вашему рецепту.
У: — Но прежде чем приступить к реализации ваших эскизов и вашего рецепта, необходимо вымыть руки с мылом. А девочки, которые будут работать на кухне, особенно тщательно моют руки, так как они будут работать на кухне с продуктами.
У: — Итак, вам задание понятно?
(Ответ учащихся: — Да.)
(Во время выполнения практической работы учитель находится на кухне вместе с учащимися (работают в 2 группы), следит за процессом приготовления, показывает, как следует делать, следит за процессом сервировки стола, поправляет учащихся, указывает на ошибки, которые они допускают, обращая внимание всего класса на эти ошибки.)
(После того как учащиеся испекли блины, сервировали стол, они рассаживаются за сервированный стол по группам.)
4. Подведение итогов.
а) У: — Итак, вы сегодня по своим эскизам сервировали стол и по заранее составленному меню приготовили новогоднее угощение.
У: — Расскажите, пожалуйста, с помощью чего вы сегодня сервировали стол?
(Ответ учащихся)
У: — А теперь поделитесь рецептом своих блинов с другой группой.
(Учащиеся по очереди рассказывают свой рецепт блинов)
У: — Спасибо девочки. Последний вопрос, скажите, что вы учитывали при выборе сервировки стола и при выборе рецепта блинов?
(Ответ учащихся: — при выборе сервировки стола мы старались учитывать старые традиции праздника, а при выборе рецепта блинов старались вкус каждой из нашей группы)
г) У: — Спасибо за ответ. А теперь можете приступать к приёму пищи.
5. Уборка рабочего места
(После приёма пищи учащиеся моют за собой посуду, убирают сервировку стола, выкидывают мусор, моют руки с мылом.)
У: — Урок окончен. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
План-конспект урока
по технологии в 7 классе
(2 часа. теория)
Тема:Православный праздник «Пасха»
Составила:студентка группы 503-4 Митрошина М.В.
Сызрань, 2008 г.
Задачи:
1. Воспитать трудовую дисциплину, коллективизм, патриотизм, эстетический вкус;
2. Развить творческое мышление, самостоятельность.
Цель урока:
1. Научиться готовить и оформлять блюда Пасхального разговения.
2.Закрепить навыки и умения по сервировке праздничного стола.
Оборудование:
1. Рецепты куличей и пасхальной выпечки
2. Образцы готовых изделий (крашенные пасхальные яйца, яйца-сувениры)
3. Муляж кулича
Инструменты: альбомные листы, линейка, цветные карандаши или фломастеры, ластик, простой карандаш, вырезки из журналов, газет.
Форма урока: традиционный
План урока:
1. Организационный момент
а) приветствие
б) проверка готовности учащихся к уроку
в) сообщение темы урока
2. Сообщение познавательных сведений
а) историческая справка о Пасхе
б) праздничные блюда
в) пасхальные обряды
3. Практическая работа
а) зарисовка эскизов Пасхального стола
б) выбор рецепта пасхального угощения
4. Подведение итогов
а) что нового вы узнали об истории Пасхи
б) пасхальные обряды
в) домашнее задание
5. Уборка рабочего места
Ход урока
1. Организационный момент
а) Учитель: — Здравствуйте девочки. Садитесь.
б) У: — К этому занятию вы должны были принести альбомные листы, линейки, цветные карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик и вырезки из журналов, газет которые могут относиться к теме Пасха.
У: — Положите, пожалуйста, все материалы на стол. Я пройду и проверю вашу готовность к уроку.
( У: — Молодцы! Вы сегодня все готовы к уроку. А это значит, что мы сегодня поработаем очень хорошо.)
в) У: — А тема нашего занятия «Празднование Пасхи». Но для того чтоб нам было удобнее работать, сядьте, пожалуйста, так, как вы разделись в начале года на 2 группы.
2. Сообщение познавательных сведений
а) У: — Итак, близится православный праздник Пасха. Ваши бабушки, мамы ищут новые рецепты пасхального угощения.
У: — Девочки, а вы знаете историю этого праздника?
(Ответ учащихся: — нет)
У: -История этого праздника очень интересна. Вот послушайте(Учащиеся:
Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н. э. (Книга Исхода, гл. 12-15). Само название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции толковалось как «прохождение» (в контексте событий исхода Израиля из Египта); оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника (ср. Евангелие от Иоанна 1:29; 1-е Послание к Коринфянам 5:7). Подобно тому, как избранный Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти. Несмотря на то, что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквах сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, он был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования (в дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся среди христиан и поныне). Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечному календарю.
В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа «Воистину воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.
Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.
.Считалось, что у той женщины, которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.
Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.
б) У: — Это история о Пасхе. Но на Пасху так же готовили и традиционные блюда. Девочки, как вы думаете какие это блюда?
(Ответ учащихся: Мы думаем, что это куличи и крашеные яйца.)
У: — Совершенно верно. Главным пасхальным блюдом был кулич, крашенное яйцо и твороженная пасха.
Вернувшись из церкви ранним утром домой, верующие христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи. По преданию оно было дано Марией Магдаленой римскому императору Тиберию перед началом проповеди. Еще до появления Христа оно символизировало Вселенную. Славянские народы приписывали яйцу магическую силу: спасение дома от пожара, сбережение урожая от града; с яйцом в Ярославской губернии искали заблудившуюся овцу, корову. Белорусы опускали яйца в воду и омывали этой водой лицо, чтобы быть красивым. Коли болит голова, то надобно поводить яйцом по голове и оно вберет в себя боль, муку.
Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, дерева, кости, хрусталя стекла. Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. Крашенные яйца называют крашенки, расписанные — писанки. Для того чтобы яйца выглядели красиво на праздничном столе, за неделю до пасхи в специальную посуду с землей сеяли пшеничные или овсяные зерна. К празднику земля покрывалась нежной зеленью, на которой красиво смотрелись крашенные яйца.
в) У: — Ребята, а как вы думаете, есть ли пасхальные обряды?
(Ответ учащихся: — Мы думаем что есть)
У: — Совершенно верно. Пасхальные обряды существуют давно. А о том какие пасхальные обряды есть нам расскажет (фамилия, имя учащегося.)
(К особым пасхальным обрядам относится благословение «артоса» — хлеба в переводе с греческого. Раньше на этом хлебе изображался крест или сцена воскресения Христа. Происхождение обычая таково: на совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил слова: «Я с вами во все дни» После распятия Христа его место за столом никто не занимал, и около него оставляли хлеб. По окончании трапезы говорили: «Христос воскрес». Так этот обычай сохранился в веках, и теперь лежащий в храме хлеб (артос) служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос. После торжественной литургии (проповеди) артос освещали, разламывали, раздавали молящимся. У некоторых славянских народов был такой обычай: из церкви спешили домой с освященным куличом, даже бежали — это означало скорый урожай, а девушкам скорое замужество. Освященный кулич берегли, сушили и в самую тяжелую минуту давали кусочек на веру, на здоровье. И в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать кулич.)
У: — Спасибо, ( имя учащегося)
продолжение
--PAGE_BREAK--