УО «Могилевскийгосударственный университет
имени А.А.Кулешова»
Контрольнаяработа
По историипедагогики
На тему
«Современноеобразование в США»
Подготовила студентка
1ого курса А-12 факультета иностранныхязыков
Лонская Владимира
Проверила
Башаркина Е. А
Могилев 2009г.
ОБРАЗОВАНИЕ В США:СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
К началу нового века вСША сформировалась высокоразвитая система образования, достаточно сложная имногоступенчатая, состоящая из нескольких звеньев.
Система образования вСША, особенно система формального образования (средняя школа, профессиональные училищаи высшие учебные заведения), доступна самым широким слоям американскогонаселения. Это обусловливается общим высоким уровнем развития системыобразования в стране, его многоцелевым и многофункциональным характером
В целом изгосударственных источников (федерального, штатных и местных бюджетов)финансируется абсолютное большинство — 4/5 всех учреждений сферы образованияСША (от учреждений дошкольного образования до вузов).; лишь 20% всех учрежденийобразования поддерживается частным капиталом (корпорациями, частными фондами иотдельными лицами) — Такое соотношение отражает важнейшую особенностьамериканской системы формального образования — преобладающую роль государства вего финансировании.
Немаловажно, что сфераобразования располагает многочисленными и хорошо подготовленнымипедагогическими кадрами… Весьма велика и численность административногоперсонала, работающего в системе образования — более 1,2 млн. человек .
Первый базисный элементамериканского образования — это система школьного (среднего) обучения,призванная давать как основы специальных профессиональных знаний, так и общиезнания гуманитарного характера, ориентированные на общее развитие детей иподростков.
При характеристикеамериканской средней школы следует иметь в виду, что она по многим параметрамзаметно отличается от зарубежных систем образования, в том числе и отбелорусской. Так, применительно к США вряд ли вообще можно говорить о некоей«системе» среднего образования в стране — столь заметны могут бытьразличия в программах, требованиях и методах обучения в различных регионах ишколах страны. Здесь нет единых образовательных программ и стандартов, нетединых источников финансирования; помимо различных государственных органов навсех уровнях — федеральном, штатном и особенно местном — в принятии решений пофинансовым и организационным вопросам, по формированию программ и методовобучения, по оценке качества обучения могут участвовать представители бизнеса иобщественных организаций, родители. Формально — по Конституции США — именноштатам делегированы основные полномочия и ответственность за состояние среднегообразования в стране. Однако традиционно именно на местном уровне — причем нечиновниками, а общественными организациями родителей и учителей, а такжешкольными советами — реально принимаются все главные решения о том, чему и какучить американских детей.
Высокая степеньконтроля местных властей и общественности над деятельностью школ — характернаяособенность системы государственного школьного образования США. Этот принцип заложени в организации школьного дела. На уровне штата вопросами образованиязанимается министерство образования штата, руководство которого назначаетсягубернатором либо избирается населением.
Территория каждогоштата разделена на школьные округа, во главе которых стоят школьные комитеты(называемые также школьными советами, советами школьных попечителей и т.п.),преимущественно избираемые населением. Школьные комитеты, состоящие изпредставителей педагогической общественности, и определяют школьную политику наместах, назначая для оперативного руководства школами профессиональногоуправляющего — суперинтенданта школ округа. Примерно в половине штатов имеетсяеще одна, промежуточная ступень в организации среднего образования — отделыобразования графств и, соответственно, должности суперинтендантов школ графств.
Таким образом, можноговорить о чрезвычайно многообразной и сложной системе организации среднего иначального образования в США, имеющей как свои несомненные плюсы, так имногочисленные минусы. И если к достоинствам такой системы относится именно еемногообразие и учет местных особенностей и потребностей, то к недостаткам — отсутствие единых образовательных стандартов. Вместе с тем, несомненно, наличиестоль масштабной и для 90% детей бесплатной системы школьного образования(бесплатным государственное среднее образование в США стало с начала нынешнеговека) является крупным социальным достижением американского общества.
Школьное образование:успехи последнего времени
Высокий уровеньразвития американского образования отнюдь не означает отсутствие каких бы то нибыло проблем. В 1983 г. в США был опубликован доклад группы экспертов, названиекоторого звучало весьма алармистски — «Нация в опасности». Доклад,который был посвящен серьезным проблемам американской системы образования икоторый констатировал существенное отставание США по ряду ключевых направленийего развития, привлек большое внимание как общественности, так и правительства,стал своего рода катализатором более активных действий общества и государствапо улучшению положения в данной сфере.
Особое внимание былообращено на среднее образование, его качество. Например, по оценкам экспертов,выпускники японских школ превосходили по знаниям своих американских сверстниковпримерно на 4 года обучения. Многие выпускники демонстрировали весьма слабыйуровень подготовки: 28% опрошенных школьников не смогли правильно передатьсодержание прочитанного текста, 10% — грамотно написать заданный текст.Особенно низкий уровень знаний школьников отмечался в области естественных науки математики.
За 1990-е годы былдостигнут прогресс по ряду конкретных показателей, особенно в тех областяхобразования, где США отставали от других стран. Так, в средней школе сталоуделяться гораздо больше внимания преподаванию математики и естественнонаучныхдисциплин — объем предоставляемого материала в них возрос соответственно на 49и 33%.
Несмотря на эти усилияи результаты, американские школьники, по оценке экспертов, все еще уступают взнаниях по математике и естественным наукам многим зарубежным сверстникам.
Закон ориентированпрежде всего на поддержку штатов и местных органов власти, на которые и падаетглавная ответственность за развитие среднего образования. Он, в частности,предполагает выделение грантов штатам и местным органам власти для разработкистандартов образования и улучшения его инфраструктуры.
Законодательствоопределило восемь общенациональных целей в области школьного образования:
увеличить долю молодыхлюдей, заканчивающих среднюю школу;
поднять уровень подготовкишкольников;
улучшить уровеньподготовки школьников в области математики и естественнонаучных дисциплин;
повысить общуюграмотность населения;
улучшить подготовкупедагогических кадров;
обеспечить безопасностьучащихся в школах;
увеличить готовность иоснащенность школ;
расширить участиеродителей в учебно-воспитательном процессе.
ВОСПИТАНИЕ И НАЧАЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ
Когда ребенокмаленький, то его обучением занимается мама. В этом ей помогают развивающиеигрушки и книжки. С шестимесячного возраста мамы водят детей на получасовыезанятия в библиотеку два раза в месяц. Там малыши знакомятся с детскими песнямии стихами. Когда ребенок становится старше, то помимо посещения им детскогосада или preschool, родители отдают ребенка заниматься в спортивные секции,такие как европейский футбол, баскетбол, гольф, тенис и плавание, или в кружки,например по рисованию, лепке или танцам.
Типы детских садов
Ясли\Nursery School
В них попадают дети 3-4лет, их обучают основам чтения, счета, рисованию и пр. Обучение в этом учебномзаведении не обязательно. Ныне примерно 54% детей этого возраста посещаютобразовательные учреждения. в 1964 году (тогда впервые было проведеносоответствующее исследование) таковых было лишь 10%.
В Америке существуютмуниципальные и домашние детские сады.
Многие родителисклоняются в своем выборе к домашнему детскому саду.
Детский сад находится вдоме, где живет воспитательница со своей семьей. Привозить ребенка можно влюбое время с 8 до 9 часов утра. Количество дней и часов посещения садика можновыбрать.
В домашнем детском садунет системы обучения. Воспитательница читает малышам книжки, но не учит ихчтению или письму, не обучает детей лепке или рисованию. Тем не менее, многиеродители с удовольствием отводят своих детей в домашний детский сад, потому чтоэто помогает им адаптироваться и не иметь проблем при начале занятий вpreschool.
Подготовительные классыpreschool
Подготовительныеклассы, которые называются preschool, находятся непосредственно в зданиях школи входят в структуру начальной школы. В них учатся дети в возрасте 5-6 лет.Учебный день продолжается 3-6 часов. Как правило, все дети обязаны посещатьподготовительные классы, которые входят в состав начальных школ.
Перед началом учебногогода в preschool, учителя приходят домой к ребенку, чтобы познакомиться с ним впривычной ему обстановке, а также чтобы обсудить с родителями интересы инаклонности малыша, узнать, что ожидают родители от занятий в preschool.
На занятиях дети самивыбирают, что они будут делать в течение дня. Можно порисовать, занятьсялепкой. За деятельностью малышей наблюдают учителя. Девиз preschool — обучениев игровой форме. Например, если ребенку нужно подождать две минуты, ему даютпесочные часы. Учитель объясняет, что маленьким детям так легче понять течениевремени.
Чтобы научить письму,надо не только объяснить, как правильно держать ручку, но и укрепитьопределенные группы мышц руки. Для этого придумана целая серия игр: вырезаниекартинок ножницами, продевание шнурка через узкие отверстия плотной канвы,доставание маленьких, разноцветных игрушек щипчиками для кускового сахара имногое другое.
Для рисованияиспользуется пастель, специально разломанная на маленькие кусочки. Во-первых,такой кусочек малыш не сможет зажать в кулачке и будет вынужден держать егопальцами, а во-вторых, в отличие от фломастера, чтобы нарисовать линию на мелокнужно надавить и это будет способствовать тренировке мышц руки.
Через два месяца посленачала занятий проводится родительское собрание, на котором присутствуют учителяи родители одного ребенка, т. е. встреча носит индивидуальный характер. Такойпринцип общения педагогов с родителями сохраняется и в школе. На этой встречеродителям выдают лист успеваемости, где отражены успехи ребенка, его приоритетыв выборе игр и занятий, а также пробелы, над которыми предстоит поработать вдальнейшем. Интересной находкой является небольшой альбом, каждая страницакоторого разделена на три части. На первой странице находятся фотографииребенка, на второй его рисунки, на третьей то, как он пишет свое имя. Раз в тримесяца малыш заполняет соответствующие графы этого альбома, а родители могутнаблюдать, как развивается их ребенок и какие он делает успехи.
За любое, даже самоенебольшое достижение малыша хвалят. В preschool, например, существует системапоощрения в виде наклеек с машинками или зверушками. Заданий много и каждыймалыш обязательно удостоится похвалы. В результате все дети уходят с занятий,демонстрируя родителям красивые наклейки. Такая система обучения дает ребятамчувство уверенности в своих силах.
Начальная школа ElementarySchool
В начальных школах –Еlementary school – учатся с шести лет, с 1 по 5 классы. Занятия, как правило,ведет один педагог, но часто есть еще помощник учителя. Иногда, особенно в 4-5классе некоторые предметы ведут другие учителя. Численность учеников в классахне может быть больше 24 человек. Это правило распространяется на все школы.Количество Еlementary school намного больше, чем школ других ступеней, потомучто они сравнительно небольшие по численности – 400-600 учеников, они естьпочти в каждом жилом микрорайоне (комьюнити, нейборхуде).
Ребенок, закончившийэту школу, имеет «начальное образование» или элементарное образованиеelementary education. В начальной школе в классе преподает только один учитель,причем состав классов обычно перетасовывают каждый год.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Средняя школа в СШАобычно делится на две ступени — младшую и старшую.
Средняяшкола\MiddleSchool (Junior High School илиIntermediate School)
Обучаются дети в возрастеот 11-ти до 14-ти лет. Процесс обучения занимает 3-4 года. В некоторых штатахначальные и средние школы объединены в Первичные\Primary School. На этом уровнешкольники начинают заниматься с учителями, преподающими определенные предметы,например, математику или английский язык. Кроме того, в программу входитобязательный курс спортивной подготовки. В некоторых школах этой ступени (как ив высшей школе) создаются специальные классы для одаренных детей.
В младшей среднейшколе, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов,программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации краспределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельнымдисциплинам. Однако среди всего многообразия прослеживаются общие чертыобучения в младших средних школах.
Высшая школа HighSchool
Обучаются дети ввозрасте от 14-ти до 18-ти лет. Процесс обучения рассчитан на 4 года.Подросток, закончивший эту школу, имеет «среднее образование» или«образование второй ступени»\secondary education. На этом этапеучащиеся многих школ получают возможность специализации — выбирать предметы,лекции по которым они будут слушать (впрочем, в отличие от ВУЗов, выбордостаточно ограниченный). Дальнейшие ступени обучения относятся уже к «высшемуобразованию» или «образованию выше второй ступени»\postsecondarydegree.
Учебный годпродолжается в американской школе 170–186 дней; дети обучаются 5 дней в неделю.Продолжительность учебных занятий в день — 5–6 часов (с 8.30 до 15.30). Учебныйгод, как правило, делится на семестры. В 8-м классе появляется система выборапредметов, а обязательными предметами являются английский язык, математика,обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка иизобразительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).
Средние школы бываютразных типов: академические, профессиональные и многопрофильные
В многопрофильнойшколе, начиная с 9-го класса, существуют различные отделения (профили).Наиболее распространенные из них: академический, “общий”, “коммерческий”,“индустриальный”, сельскохозяйственный. Академический профиль дает образование,достаточное для поступления в вуз. В начале девятого года обучения все учащиесяподвергаются тестированию на определение “коэффициента умственной одаренности”.Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообразно учиться на академическомотделении, и им лучше выбрать какой-нибудь практический курс. Профессиональныепрофили готовят ученика к непосредственной практической деятельности. Так, наиндустриальном профиле половина учебного времени отводится на работу в школьныхмастерских или же в гараже. Объем общего образования на этих профиляхзначительно сокращен. Отделение общей подготовки, напротив, дает общие знания,но в объеме, недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбора определеннойпрофессии. В последнее время оно подвергается жесткой критике.
Таким образом, закончивсреднюю школу, учащиеся фактически имеют совершенно различную подготовку.
Кроме государственныхшкол, система обучения включает в себя сеть церковных и частных учебныхзаведений, в которых обучается около 14 процентов всех школьников. Церковныешколы содержатся религиозными организациями, и вся учебно-воспитательная работав них пронизана религиозным духом. В последнее время число церковных школзаметно возросло.
Частные дневные школы
Американские частныешколы отличаются маленькими классами, персональным вниманием и серьезнойучебной атмосферой, количество учащихся — от 100 до 300, классы — с девятого подвенадцатый (старшая школа). Многие американцы, которые могут оплатить обучениеребенка в частной школе, выбирают именно такой путь. С помощью американскойкомпании Study Group USA (SG) возможно размещение учеников в различных школахпо всем Соединенным Штатам. Многие школы не имеют религиозной принадлежности, вбольшинстве школьная форма не является обязательной (однако определенныетребования к внешнему виду все же существуют). Эти школы предлагают прекраснуюподготовку к обучению в университете, которая обеспечивается маленькимиклассами (12-15 человек), хорошими отношениями между учениками и учителями,огромными возможностями для занятий спортом и другими видами активного отдыха.Поскольку в большинстве принимающих семей есть дети, посещающие эти же школы,можно быть уверенными в высоком социальном уровне таких семей, которые срадостью примут иностранного студента.
Частные школы-интернаты
Американскиешколы-интернаты предоставляют иностранным студентам прекрасные возможности дляучебы и занятий любимыми видами деятельности (спорт, музыка, танцы и т.п.). SGможет распределить студентов в школы, наилучшим образом отвечающие запросам ипотребностям отдельных учащихся. Такие школы в США считаются элитными, поэтомув них учатся дети со всей страны.
Оценка знаний
Контроль знанийосуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся, по крайней мере, в двухформах:
1. Один раз в годусдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей иобразовательного развития (Айова), “Тест Хенмон—Нельсон” по проверке умственныхспособностей и т.п., принятые во всей стране.
2. Раз в неделю иличаще, а иногда 2–3 раза в семестр (по решению учителя) сдаются зачеты и тестывнутриклассного контроля.
Система оценок обычнобуквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. В среднем, в школахстраны отметки распределяются и характеризуются следующим образом:
А — 15 процентовучащихся — постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний иоригинальность (отлично).
В — 25 процентовучащихся — уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо).
С — 35 процентовучащихся — средний уровень выполнения заданий (средне).
D — 15 процентовучащихся — минимальный уровень знаний (ниже среднего).
F — 10 процентовучащихся — неудовлетворительные результаты или полное незнание учебногоматериала.
Степень успеваемости,оцениваемая на С, как правило, необходима для продолжения обучения вдовыпускной период; оценка В является обязательной для продолжения обучениявыпускником.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В американские вузыпоступают выпускники полных средних школ, имеющие дипломы об окончании старшейсредней школы. Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням сразным содержанием и назначением.
Период обучения в ВУЗахСША делится на ступени. Учебный план для подготовки на первую академическуюстепень (обычно бакалавра) в общеобразовательных колледжах рассчитан на 4 года,хотя отдельные вузы в порядке эксперимента стараются этот срок уменьшить, впервые 2 года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык, иностранныеязыки, гуманитарные дисциплины, математика, естественные науки и компьютеры.Обычно в конце второго года обучения студенты должны назвать дисциплины длясвоего дальнейшего углубленного изучения, после чего с помощью своихпреподавателей-консультантов намечают более специализированные учебныепрограммы.
Обучение на второйступени(на степень магистра) ведется по программе, ориентированной наспециализиро практическую деятельность в различных областях. Лица со степеньюбакалавра для получения степени магистра по какой-либо специальности обычнодолжны учиться 2 года, хотя кое-где имеются и одногодичные курсы на степеньмагистра. Наряду со степенями по определенной специальности, могут присуждатьсяи непрофессиональные или научно-исследовательские магистерские степени. Дляполучения степени магистра требуется написать диссертацию.
Высшей ступеньюобразования в США является докторская. Она предполагает специализированноеобучение и самостоятельное научное исследование в избранной области знаний. Впервые два года аспирант изучает соответствующие курсы, после чего сдает по нимквалификационный экзамен. Он пишет диссертацию, которую представляет к защитедля получения степени доктора каких-либо наук.
Говоря о самом процессеобучения, главным элементом учебного процесса является лекция. Для усвоения изакрепления изложенного в лекциях материала студенческие потоки часто разделяютна дискуссионные группы по 15-30 человек. Каждая группа встреча один или двараза в неделю и под руководством преподавателя или аспиранта обсуждает вопросы,изложенные в лекции, и представляет выполненные задания.
Студенты периодическипредставляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы, что позволяет следить заусвоени ими учебного материала. Во многих вузах преподаватели требуютобязательного посещения занятий и принимают меры воздействия на пропускающихих. Однако также практикуется и свобода посещений занятий студентами.
Американские студентыобычно не подвергаются всем экзаменам и никаким иным образом не «отчитываются»за знания, которые уже удостоверены как «усвоенные», исходя изудовлетворительной оценки по конкретному курсу. Даже на второй ступени, гдеэкзамены и диссертации нередко являются ключевыми факторами обучения,предварительно требуется пройти определенное число курсов и набрать всовокупности необходимое количество «зачетных единиц».
Требовательность наэкзаменах довольно высока. Высшей оценкой является «А», следующими положительнымиоценками являются «В», «С», «D», а непроходной (неудовлетворительной) оценкойявляется «F».
Для получения диплома сотличием недостаточно хорошо учиться. Необходимо изучить некоторые курсы, которыеспециально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Следовательно устудента есть возможность независимо от установленной программы повышать свои знанияи конкурентноспособность при приеме на работу.
Однако актуальной длявысшей школы США проблемой остается нехватка преподавателей в ряденаучно-технических дисциплин, что приводит к активному вовлечению вуниверситеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. В основном это ученыетаких стран, как Индия, Китай, Великобритания, Канада, Южная Корея. Этотнедостаток — нехватка собственных кадров — успешно преодолевается, как видно,без дополнительных затрат со стороны США с помощью «утечки умов»из-за рубежа. Интересам американской науки и экономики служит и растущееколичество защищаемых в США иностранцами докторских диссертаций.
Новые требования кквалификации кадров существенно меняют требования к системе высшегообразования, обусловливают постоянный поиск оптимальных подходов кспециализации студентов, к методам обучения.
Учитывая большоеразнообразие учреждений высшего образования, Фонд Карнеги предложил, вчастности, следующую классификацию всех существующих институтов американскойвысшей школы, включающую 10 основных категорий вузов в зависимости отколичества обучаемых в них студентов, масштабов финансирования научныхисследований и количества предлагаемых учебных курсов.
К первой группеотнесены исследовательские университеты первой категории. Эти университетыпредлагают широкий набор программ для получения первой научной степени — бакалавра, присваиваемой по окончании четырех лет обучения, для продолженияобразования в аспирантуре и проведения исследований. Они присуждают как минимум50 степеней доктора наук и получают не менее 40 млн. долл. ежегодно в качествегосударственной поддержки (независимо от частного или государственного статусауниверситета).
Вторую группу такжесоставляют исследовательские университеты, но объем получаемой от государствафинансовой помощи ими меньше, чем в университетах первой группы — от 15,5 до 40млн. долл. и соответственно меньше объемы проводимых исследований и масштабыподготовки специалистов высшей квалификации. Эти две группы ведущих, наиболеепрестижных университетов представляют собой ядро американской системы высшегообразования и фундаментальной науки страны. В них обучается примерно 2,8 млн.студентов, или более 19% их общего числа.
В третьей и четвертойгруппах университетов представлены вузы, где масштабы научных исследованийотносительно невелики, но которые, наряду с выпуском специалистов уровнябакалавра, присваивают степени доктора наук. В третьей группе таких степенейприсваивается не менее 40 в год как минимум по пяти специальностям; в четвертой- не менее 20 докторских степеней ежегодно как минимум по одной специальностиили не менее 10 степеней ежегодно как минимум по трем специальностям. Такихуниверситетов в США насчитывается 109 с числом студентов почти 1,3 млн. человек(9%).
Следующие две группы — пятая и шестая — университетов и колледжей помимо подготовки бакалавровприсуждают также степени магистров наук (это требует учебы еще в течение 1-2лет, углубленной специализации в выбранной дисциплине и в большинстве случаевзащиты диплома). В этих университетах и колледжах (их насчитывается 531) болееполовины всех степеней бакалавра должны присваиваться не менее чем по двумдисциплинам. Различие между пятой и шестой классификационными группами состоитв количестве обучаемых студентов — в первом случае их должно быть не менее2500, во втором — от 1500 до 2500 человек. В этих группах учится одна изнаиболее многочисленных групп студентов — 3,2 млн. человек (22,1%).
Седьмая и восьмаяклассификационные группы включают 625 четрехгодичных колледжа, присваивающихстепени бакалавра в различных областях естественных и гуманитарных наук. Ихотличают прежде всего правила приема при поступлении — в восьмой группе ониболее либеральны. В четырехгодичных колледжах в США учится 1,1 млн. студентов(7,6%).
Девятая группапредставлена двухгодичными колледжами. 1473 таких колледжа, где учится самоебольшое число студентов — 5,4 млн. (37,2%), предлагают разнообразныеспециализированные программы в различных профессиях, не требующихполномасштабного высшего образования. По сути эти колледжи предоставляютсреднее специальное образование.
Наконец, последняя,десятая группа представлена профессиональными школами университетов и другимиспециализированными институтами, предоставляющими высшее образование — отстепени бакалавра до степени доктора наук. К ним обычно относят школы бизнеса иуправления, инженерные и педагогические колледжи, юридические и медицинскиешколы, теологические школы и школы искусств, музыки и дизайна. В 352 такихспециализированных вузах обучается около 500 тыс. студентов .
Таким образом, СШАрасполагают обширной и широко диверсифицированной системой высшего образования,несомненно, одной из самых развитых в мире.
Государство активносодействует дальнейшему развитию высшего образования в стране. Главная задача –сделать высшее образование в США столь же доступным, как и среднее.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лучшие ВУЗы Америки
Журнал US News &World Report опубликовал традиционный рейтинг лучших высших учебных заведенийСША.
В первую десятку лучшихна этот раз вошли
ПринстонскийУниверситет\ Princeton University,
ГарвардскийУниверситет\Harvard University,
ЙельскийУниверситет\Yale University,
КалифорнийскийТехнологический Институт\California Institute of Technology,
МассачусетскийТехнологический Институт\Massachusetts Institute of Technology,
УниверситетПеннсильвании\Universityof Pennsylvania,
Университет Дьюка\DukeUniversity.
9 — 11 места рейтингазаняли три ВУЗа:
КолледжДартмут\Dartmouth College,
КолумбийскийУниверситет\Columbia University
УниверситетЧикаго\Universityof Chicago.
При составлениирейтинга учитывались такие критерии, как результаты общенациональных тестов,сдаваемых студентами; количество расходов на одного студента; количествовыпускников университетов и колледжей, которые вносят пожертвования в бюджетысвоих alma mater и т.д.
Джонатан Циммерман опроблемах системы образования
ДжонатанЦиммерман\Jonathan Zimmerman, директор Программы Истории Образования вПедагогической Школе Университета Нью- Йорка\Historyof Education Program in the Department of Humanities and Social Sciences in theProfessions at New York University's Steinhardt School of Education. Автормногих книг о теории и практике школьного образования.
Вопрос: Не кажется лиВам парадоксальным, что высшее образование в США — одно из лучших в мире, ашкольное — имеет так много проблем?
Циммерман: Я бы несказал, что качество высшего образования в США всегда высокое. В ЙельскомУниверситете кафедра английского языка исключительно сильна, но это не значитчто в целом английский язык хорошо преподается в американских ВУЗах. Системавысшего образования очень разнообразна, как и система школьного обучения.
В США существуетмножество отличных начальных и средних школ. И очень много плохих. Чтобы понять,почему существуют такие различия, нужно посмотреть на систему финансированияшкол. В основном, оно происходит за счет местных налогов на имущество и этогарантирует бюджетное неравенство. Это значит, что если Вы живете в бедномрайоне, то Ваши школы будут плохо обеспечены. Благодаря новому закону, ситуациянемного улучшилась, но неравенство сохраняется.
Существует еще одинфактор. Любопытные исследования проводились среди корейских и американскихучителей. Сперва педагогов просили назвать лучших учеников в их классах, апотом объяснить свой выбор. Оказалось, что корейцы оценивали трудолюбиешкольника, а американцы предпочитали выбирать самых умных. Меня это тревожит,такой подход приводит к негативным последствиям. Дело в том, что этодемонстрирует, что в американском обществе укоренилось убеждение, чтовозможности человека изначально предрешены. То есть, вероятность того, чтореформы в сфере образования будут проведены, оказывается крайне низкой, потомучто, на наш взгляд, все и так находится на своих, изначально предопределенныхместах.
Вопрос: В КонституцииСША установлен принцип отделения церкви от государства. Однако в школахситуация с религией несколько иная. Почему?
Циммерман: ПервуюПоправку к Конституции, которая декларирует этот принцип, часто неправильнопонимают. Эта поправка на самом деле гарантирует два разных права. ВКонституции написано: «Конгресс США не должен издавать ни одного закона,относящегося к установлению религии». То есть, государство не имеет правапоощрять исповедование какой-либо определенной религии. Но Конгресс также недолжен издавать законов, запрещающих свободное практикование религии. Эти двеидеи не противоречат друг другу, однако могут становиться причинойнапряженности. Пример: допустим, Вы считаете, что сексуальные отношения внебрака являются грехом. Тогда курс сексуального образования подростков можетпоказаться Вам предметом, в рамках которого устанавливается и навязывается инаярелигия.
Вопрос: Во многихстранах удалось достичь компромисса в вопросе, например, сексуальногообразования школьников. Почему в США этот вопрос стоит столь остро?
Циммерман:Протестантские выходцы из Англии начали создавать первые общественные школы,чтобы сформировать единую для всего общества систему ценностей. В то времяамериканцы боялись, что иммигранты-католики из Ирландии и других стран несмогут ассимилироваться в американское общество. Поэтому были созданы общие длявсех школы. Однако американский упор на индивидуальные права и свободу мешаетсозданию единого морального кодекса, которой должен преподаваться детям. Нынепреподавание общих для всей Америки ценностей стало особенно проблематичным,поскольку США находятся в процессе поглощения крупнейшей в своей истории волныиммигрантов.
25 Августа 2006 WashingtonProFile
Список литературы
Е. А. Штокман, А. Е. Штокман- «Высшееобразование в США» (Издательство Ассоциации строительныхвузов, 2005 г.)
Айрат Димиев- «Классная Америка»
Д. Дмитриев-«Анатомия американскогоуниверситета»