Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Муниципальноедошкольное образовательное учреждение
Детскийсад компенсирующего вида № 90 «Айболит»

КВАЛИФИКАЦИОННАЯРАБОТА
НА 1КАТЕГОРИЮ
 
Формированиенавыков межличностного взаимодействия
у детейдошкольного возраста
 
Выполнила: воспитатель
Коннова Ирина Леонидовна

г.Нижневартовск,2006 год

СодержаниеВведениеГлава1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия удетей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формированияличности
1.2 Особенности коммуникативнойдеятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельностидошкольника
Глава 2. Формирование навыковмежличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
ЗаключениеБиблиография
Приложение

Введение
В последнее времяпедагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольникииспытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражаетсяв неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развиватьустановленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любойдеятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретномуребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоватьсяуспеху другого человека.
Умение общаться, строитьи поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать исосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценноразвитой и самореализованной личности, это залог успешного психическогоздоровья человека.
Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образованиядобрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективноразвиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия,идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительныхкачеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка,умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, атакже качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году егожизни. Как показываютисследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют ихдальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение кокружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформированаспособность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнутьмежличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человекаразрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путейгуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новыхмоделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиковобращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов(Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенкапроисходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Каждыйпериод жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видомдеятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимаетсята, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей,формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности,появляются психические новообразования, характерные именно для данногоконкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключаетсяв том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенностивзаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
ЭльконинД. Б. подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое даетэффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игреребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следыдействительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правиламигры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности ипознавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Думаю, что данное исследование актуально и значимо,особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход оттрадиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, ивсе большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.
В настоящей квалификационной работе рассмотрены теоретическиевопросы проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия детеймладшего и среднего дошкольного возраста, обозначены конкретные методыразвивающего обучения коммуникативной направленности (игры, игровые упражнения)и возможное их использование в качестве одного из эффективных средствсоциально-нравственного воспитания дошкольников, что на практике работы сдетьми младшего и среднего дошкольного возраста доказано – это подтвердила выдвинутаямною гипотеза исследования.
Цельисследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формированиянавыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольноговозраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативнойнаправленности.
Задачи исследования:
1.        Изучение психолого-педагогическойлитературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детеймладшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровыхупражнений коммуникативной направленности.
2.        Изучениеиндивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднегодошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени ихудовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников;уровня сплоченности детского коллектива.
3.         Определить эффективность работы(системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражненийкоммуникативной направленности в формировании навыков межличностноговзаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Объект исследования — процесс формирования навыковмежличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возрастапосредством использования развивающих игр и игровых упражнений коммуникативнойнаправленности.
Предмет исследования — особенности процесса формированиянавыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Субъект исследования – дети дошкольного возраста:
2004-05 учебный год – 2младшая группа – 20 человек
2005-06 учебный год — средняя группа – 24 человека
Гипотеза исследования- предполагаю, что целенаправленная и систематическаяработа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностейразвивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности(рассматриваются как разновидность методов социально-нравственного воспитания)позволит изменить качественные характеристики показателей сформированностинавыков межличностного взаимодействия, улучшится психологический климат вдетском коллективе и произойдут существенные положительные изменениякоэффициента сплоченности детского сообщества.
Методы исследования:
-          теоретический анализ литературы,формулирование гипотезы;
-          педагогический эксперимент –наблюдение, собственно диагностика, формирующая работа, анализ результатов,выводы.
Базаэкспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детскийсад компенсирующего вида № 90 «Айболит».

Глава 1. Теоретические проблемыформирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднегодошкольного возраста
1.1     Общениекак фактор формирования личности
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и вотечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработкиназванной проблемы:
1.        ИсследованиеВ.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как факторапсихического развития человека о влиянии группы на индивида.
2.        До 70-х гг. ХХвека разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход.Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского обещаниезанимает центральное место – как фактор психического развития человека, условияего саморегуляции.
3.        В 70-е гг. «общение»начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования.Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.
Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается впериоде от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, егохарактеристик в превращении проблемы общения в объект психологическогоисследования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпирическом, прикладном.
Согласно определению понятия «общение» — это многоплановый процессразвития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности,это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий сцелью достижения общего результата (М.И. Лисина).
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую изчетырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми,познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие врезультате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения людей, атакже как способ их развития. Общаясь с другими людьми, человек усваиваетобщечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности,знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть,общение выступает важнейшим фактором психического развития человека.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить 5основных функций общения:
1.        Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людейв процессе совместной деятельности.
2.        Формирующая. Проявляется в процессе формированияи изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадияхразвития поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и к самому себеопосредовано в его общении со взрослыми.
3.        Функцияподтверждения. Впроцессе общения с другими людьми человек получает возможность познать,утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своейценности, человек ищет точку опоры в других людях.
4.        Функцииорганизации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей иподдержание с ними различных отношений для любого человека неизменно связано соцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – мылибо позитивны, либо негативы по своему знаку.
5.        Внутриличностная. Реализуется в общении человека ссамим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения:
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия спартнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установкамии мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.
Манипулятивное общение — это форма межличностного общения, при которой воздействиена партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляетсяскрытно.
Диалогическое общение — это равноправное субъект-субьектное взаимодействие, имеющее цельювзаимное, самопознание партнеров по общению.
Структура общения
Существует несколько подходов к структуированию общения. Одним из частоупотребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороныобщения -коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения. Состоит в обмене информацией междуобщающимися индивидами. В условиях такого общения информация не толькопередается, но и формируется, уточняется, развивается и происходит своего родаобмен этой информацией, в ходе которого происходит выработка общего смысла,единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем.
Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие). Входе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организоватьобмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормысовместных действий.
 Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми другдруга) включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого.Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственногосамосознания, представления о собственном «Я».
ДавыдовВ.В. выделил основные структурные компоненты общения:
Предметобщения — это другойчеловек, партнер по общению как субъект.
Коммуникативныемотивы — это то,ради чего предпринимается общение.
Действиеобщения — этоединица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другомучеловеку и направленный на него как на свой объект.
Задачиобщения — это тацель, на достижение которой в данных конкретных условиях направленыразнообразные действия, совершаемые в процессе общения.
Средстваобщения — этоспособы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,передаваемые в процессе общения (вербального или невербального) одного человекадругому (см. Приложение 1):
-          экспрессивно-мимическиесредства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук, тела и т.д.)
-          предметно-действенныесредства (предметные движения, позы, приближения, удаления, вручение предметов,притягивание или отталкивание человека и т.д.)
-          речевые средстваобщения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
Продуктыобщения -образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения –это, прежде всего, «общий результат» взаимоотношения, становление образа самогосебя и партнеров по общению.Влияние общения на психическое развитиеребенка
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторовего психологического развития.
Подобноевлияние прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка: всамой области общения в области любознательности детей; в сфере ихэмоциональных переживаний; при формировании любви к взрослому; в сфереовладения речью; в сфере личности и самосознания детей.
Так, длясамых маленьких детей очень важно, что взрослый необыкновенно богатый источникразнообразных воздействий. Младенец, еще не умеющий передвигаться и вынужденныйожидать, когда неподалеку от него что-то случится, в лице взрослого имеетдинамичный объект, приближенный к нему (особенно при кормлении и гигиеническихпроцедурах) на самое лучшее для эффективного восприятия расстояние. Взрослыйодновременно адресуется к разным чувствам ребенка — зрению, слуху, обонянию иосязанию; он стремится привлечь внимание младенца, варьируя, видоизменяя своивоздействия с учетом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит еще такоенеустойчивое, слабое внимание детей. Таким образом, общение с ухаживающим заним взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем другимярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенецможет испытывать недостаток впечатлений.
Еще одинпуть воздействия общения на развитие детей — это обогащение опыта ребенка.Взрослый знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, оноткрывает для них мир музыки. Да и в самом общении взрослый, обращаясь к детями откликаясь на их призыв, дает детям возможность испытать сладость утешения,впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворениеот сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок совзглядами мудрого и намного более опытного старшего человека.
Далее, вобщении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-тоновым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваютсятого, что ребенок с нею справляется. В качестве примера можно сослаться наовладение речью. Ничто в предметной действительности не заставляет ребенказаговорить. Лишь требования взрослых да реально создаваемая ими необходимостьвынуждают ребенка проделать гигантский труд, который для этого требуется. Когдаребенок овладевает словом, перед ним раскрываются поистине необозримые горизонтыдля развития мышления и самосознания, для овладения самым ценным в копилкечеловеческого знаниям. И тут обнаруживается еще один путь влияния общения наразвитие психики детей — это подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержкаи коррекция. Любимый ребенком взрослый, значимый для него человек своимодобрением подкрепляет его успешные действия, способствует их закреплению, аупрек взрослого играет для него роль дифференцировочного, отрицательногосигнала и ведет к тому, что ребенок отказывается от неодобряемого действия,затормаживает его.
Важнейшийпуть влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок вконтактах с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы дляподражания.
Общениевсегда тесно связано с деятельностью и оно может рассматриваться как особый виддеятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» — синонимы.
Решающаяроль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимымнедоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества(дети-«Маугли»): явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общениядетей с взрослыми; позитивными фактами, полученными в формирующихэкспериментах.
Общение ребенка со взрослым имеет принципиальную особенность, отличающуюего от общения детей друг с другом. В диаде ребенок – взрослый ведущая,доминирующая роль принадлежит взрослому.
Именно слова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшееразвитие его взаимодействия с ребенком, и именно ошибки взрослого, как правило,являются причинами возникающих между ребенком и взрослым конфликтов. Дефицитобщения со взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается нетолько на умственном развитии ребенка, но и на развитии его личности в целом.Недостаток внимания со стороны взрослых, игнорирование ребенка могут привести кневротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностнымнарушениям.
В процессе психического развития его общение со взрослыми развивается ипроходит ряд последовательно сменяющихся этапов. Психолог М.И.Лисина (1986)рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которойлежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастномэтапе.
Так, выделяется четыре формы общения ребенка со взрослым в первые 7 летего жизни (см. Приложение 2):
1.        Ситуативно-личностнаяформа общения. Возникаетв онтогенезе в 2-6 мес. В основе этой формы лежит потребность ребенка вдоброжелательном внимании взрослых. Это общение занимает место ведущейдеятельности в младенческом возрасте. Эта первая форма проявляется в виде«комплекса оживления», т.е. эмоционально-положительной реакции ребенка навзрослого, сопровождающейся улыбкой, активными движениями, вокализацией,фиксированием взгляда на лице взрослого и прислушивание к его голосу. Все этосвидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития. Контакт совзрослым необходим ему, и он активно требует общения.
К концу первого полугодия жизни возникает ситуативно-деловая формаобщения со взрослым.
2         Ситуативно-делаваяформа общения. Проявляется в онтогенезе второй исуществует у детей от 6 мес. до 3 лет. Основной потребностью выступает потребностьв сотрудничестве в рамках основной ведущей деятельности периода раннеговозраста — предметно-орудийной деятельности. Главные поводы для контакта детейсо взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством, ипотому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловоймотив. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместеманипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослыйпоказывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрываяперед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить.Постепенно предметная деятельность преобразуется. Ребенок овладевает речью.
С появлением первых вопросов ребенка: «Почему?», «Зачем?», «Откуда?»,«Как?» — начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Этовнеситуативно-познавательное общение.
3         Внеситуативно-познавательнаяформа общения.Существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), воснове ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это общениепобуждается познавательными мотивами, помогает детям расширить рамки мира,доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнатьо существовании причинно следственных отношений между предметами и явлениями.Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.
К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая для этого периодаформа общения внеситуативно-личностная.
4         Внеситуативно-личностнаяформа общениявозникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Ведущиймотив общения – личностный. Как отмечает М.И.Лисина, эта форма общения тесносвязана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребеноктеперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, те взаимоотношения,которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. Ребенок учитсяориентироваться в группе, устанавливает многообразные отношения с окружающимилюдьми. Он усваивает правила общения, понятия о своих правах и обязанностях.Ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в которомживет.
Знание возрастныхформ общения полезно для анализа индивидуальной коммуникативной деятельности идля организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитиисоциального поведения.
Развитиеобщения детей с взрослыми осуществляется как частный случай взаимодействияформы и содержания: обогащение содержания деятельности детей и ихвзаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми,а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.
Важнейшеезначение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействиявзрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельностьребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшегоразвития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствуетобогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постояннойподдержки взрослого, особенно в годы жизни, развитие общения детей сокружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательствовзрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги вобщении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты иотклонения в их коммуникативной деятельности.
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе егообщения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенкомв детском коллективе, привносятся им в семью.
Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым.Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Наразвитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие уребенка умений её выполнения.
Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в которомони занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различныевзаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающиетрудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется,они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всегонравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали,углублением в понимании содержания нравственных качеств.
Для выявления особенностей коммуникативной деятельности детей следуетболее подробно рассматривать возрастную динамику личностного взаимодействия.
Итак, в группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детейпо типу «рядом, но не вместе», часто можно заметить, как ребенок разговариваетс собой или игрушкой. Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессепредметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачиваетсвою куклу»). Постепенно появляется совместное действие между детьми, новначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие, в которомвзаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместноедействие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются вустановлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, вобъединении детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть в«гараж»?). для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя поотношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиватьсякаких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бываютнесправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре можетвозникнуть конфликт. Большая роль в правильной организации общения принадлежитвзрослому.
У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнерусовместной деятельности, без которого «играть неинтересно». Интенсивноразвивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особеннов сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только насюжет, но и на сверстника, сферу его интересов, уровень возможностей и умений.У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достиженияобщего результата. Создаются первые игровые объединения, но они имеют, вбольшинстве случаев, неустойчивый характер. Преобладают диады, реже – триады,по половому составу преобладают «чистые» микрообъединения у младшихдошкольников.
 Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его всовместную игру, является владение игровыми операциями. Дети определяют своеотношение к сверстнику скорее эмоционально, чем рационально, оценивая поступкидругого. Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений,выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с цельюуточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьмистановятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии иантипатии.
Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраставыступает эмоционально-практическое. Основные поводы для общения друг с другомвозникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Дети хотятпривлечь к себе внимание, получить оценку себя. Заметна избирательностьобщения.
В среднем дошкольном возрасте ведущей деятельностью постепенно становитсясюжетно-ролевая игра. В игровых объединениях начинают появляться общностьтребований, согласованность действия, совместное планирование. Ребенок начинаетпринимать во внимание интерес партнеров. Постепенно развивается умение взаимнойподдержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети начинаютосознавать эффективность совместно организованной деятельности. В этом возрастепреобладают устойчивые диады и появляются объединения, включающие в 3 и болеечеловек. В группах 5-го года жизни преобладают «чистые» по полу объединения детей,в этом возрасте уже более четко отмечаются разделения «групповых ролей» — «звезды», «непринятые». Так, значимыми характеристиками «звезд» выступают:умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие,внешняя привлекательность, широта кругозора. «Непринятых» детей характеризуютдефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Взаимоотношениядошкольников 5-го года жизни определяются, главным образом, наличием илиотсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение длявсей группы. Поэтому педагогу необходимо повышать социометрический статус детейв группе, организовывая правильно общение, чтобы у детей не появилисьнегативные эмоциональные состояния.
На 5-м году сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной,строится на основе сотрудничества. Ребенок стремится привлечь к себе внимание.В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видитсебя, и видит пространство положительно. Ребенок в процессе общения сосверстниками оценивает себя и задумывается над тем, застенчив ли он илиназойлив, скромен или самонадеян, сдержан или расторможен.
Таким образом, можно сказать, что, позволяя ребенку все, что делают другиедети в его возрасте, мы — взрослые даем ему возможность понять, как надо и какне следует себя вести в обществе людей.
Хотелось бы заметить, что уровень развитиявзаимодействия детей 3-5 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от техусловий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, атакже на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние наформирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций,представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности,его навыков коллективной жизни.
Терминологический словарь дает следующее определениепонятия «формирование взаимоотношений» — это:
A.       формирование навыковвзаимодействия. В период дошкольногодетства взаимодействие и общение с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитииребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детямстаршего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. Вситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим.Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такиекачества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умениеладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающиеконфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия сосверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности ивозможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальнаякомпетентность.
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же,зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детейгруппы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другиепассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
B.        таких навыков построения иподдержания общения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы иправила жизни в обществе. Успешностьпрактической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна безусвоения ими общественно выработанных норм и правил.
Так, программа «Развитие» определяет возрастныеособенности общения детей друг с другом, в основе которых лежат обозначенныеуровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка со сверстникамив процессе деятельности, что позволяет мне, как воспитателю, более детальноопределить, обозначить задачи социально-нравственного развития детей моейгруппы и конечную, желаемую цель в данном направлении посредством использованияметода развивающего обучения коммуникативной направленности — игры и игровыеупражнения (рассматривается как один из методов социально-нравственноговоспитания дошкольников).
Поведение и общение ребенка должно быть положительнонаправлено:
q   он должен уметь хорошо ориентироваться в правилахкультуры поведения,
q   владеть навыками всевозможных способов построения,поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позициипартнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживатьв неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания смнением других участников взаимодействия, умении аргументировано и спокойнодоказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оценивать себя идругих партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение всоответствии с нормами поведения.
1.3     Игра как ведущийвид деятельности дошкольника
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающимвидом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогикеигра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение дляразвития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия впредставлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыкикооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усоваи др.).
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги древности и современностиизучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективногоиспользования игр для решения воспитательных задач.
Н.К. Крупская, подчеркивая социальный характер детских игр, отражение вних явлений жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатленийи представлений об окружающей действительности, связи с нею. Для детейдошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба,игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания…Игра длядошкольников – способ познания окружающего.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем,что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общениюс окружающими, постепенно овладевает языком – могучим средством общения иусвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизнивзрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре,подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, онтаким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал «Играимеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослогоимеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будетв работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,прежде всего, в игре».
Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей разныхнародов и на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод отом, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, вкоторых живет ребенок, его семья.
Игра имеет ряд особенностей:
-          Игра представляетсобой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношенийв обстановке, создаваемой детским воображением.
-          В игре детиотражают свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражаютсвое отношение к ним.
-          В игре ребеноксочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова, и эта взаимосвязьвыступает стержнем игровой деятельности детей и служит средством отображенияокружающей действительности, взаимоотношений, складывающихся вокруг определенныхявлений и событий жизни.
-          Игра имеетосновные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровыедействия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми илипредлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел — этообщее определение того, во что и как будут играть дети. Сюжетили содержание – это то, что составляет ее живую ткань, определяетразвитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей;то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Роль-этоцентр игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежитроли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых илисюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, еговоображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ,становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник непросто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Правилав процессе игры дети устанавливают сами (в некоторых играх – взрослый) темсамым определяют и регулируют поведение и взаимоотношениях играющих. Онипридают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание иопределяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместес тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участникамиигры. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, ноони имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
Будучи увлекательнымзанятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством ихвоспитания и развития, но это происходит тогда, когда она включается ворганизованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становлениеигры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средствавоспитания. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, асовместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормыи роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Игра не только помогаетовладевать навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеетважное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводятреальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфическихпроблем.
Игрыспособствуют развитию детского «эмоционального интеллекта» и помогаютвзрослому создавать в группе детей дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия,доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослымилюдьми, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Перечисленныеценности важны для усиления психологических связей между детьми, развития ихспособность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и большедетей страдают от одиночества и изоляции.
Предлагаяигры детям, взрослый тем самым дарит им совершенно особое время. В ходе игрдети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыти общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни.
Включая игрув педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавая, по словамА.С.Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:
— воспитательно-познавательнаяценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений;
— целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровыхдействий
— подчинениеправилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересовотдельных детей и всех играющих;
— целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;
— доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Как ранееотмечалось, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детейне только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения иобщения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающейдействительностью. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся удетей знания и представления, но и является своеобразной формой активнойпознавательной деятельности, в процессе которой они под руководствомвоспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатсяследовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения сокружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного исоциально приемлемого поведения, развивают умения эффективного межличностноговзаимодействия с окружающими людьми, укрепляют человечески важные качествасвоей личности. Считаю, именно игры коммуникативной направленности (не умаляяпри этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мереспособны решить задачи социально-нравственного воспитания детей наиболееэффективно.
Их образовательно-развивающая направленность, характер психологических(психофизиологических) особенностей детей, выделенной группы, непринужденность иатмосфера свободного и радостного общения всех участников игры в процессе этихигр, всё это привлекло мое внимание к этой разновидности методов развивающегообучения коммуникативной направленности.
Одной иззадач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие,которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формированиезнаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём еёмногообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умениястроить адекватные отношения с самой действительностью, что, по сути, являетсяличностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать,укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения,взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми,сверстниками).
На протяжении ряда лет, наше дошкольное учреждениеработает по базисной образовательной программе «Развитие» (автор ЛА.Венгер),наряду с ней активно используются и парциальные дополнительные образовательныетехнологии и программы, в частности, в работе над формированием навыковмежличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возрастаприменяется методика, рекомендованная Министерством общего и профессиональногообразования РФ (автор Шипицына Л.М., Воронова А.П.), направленная на развитиеличности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Всвоей работе с детьми я использую всё разнообразие средств по формированиюсоциально-нравственного поведения (сюжетно-ролевые, подвижные, строительные,дидактические и т.п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы;занимательные и творческие задания и вопросы и т.д.– все это стимулируетпознавательную и коммуникативную активность детей, создает положительныйэмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных ижизненных задач), но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средствомформирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднегодошкольного возраста, считаю, особый вид игр — игры и игровые упражнениякоммуникативной направленности.
Мноюразработана:
-          система работы по использованию игр и игровых упражнений коммуникативнойнаправленности (как одного из средств социально-нравственного воспитания) дляразвития дружеских взаимоотношений, навыков сотрудничества, формированиянавыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей младшегои среднего дошкольного возраста;
-          цикл консультаций для родителей по формированию навыков межличностноговзаимодействия с детьми.

Глава 2. Формирование навыковмежличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста
2.1Констатирующий эксперимент
 
Работавоспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различныеформы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в видуименно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участниковобразовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничноеразвитие детей.
Вобразовании и воспитании дошкольника есть важный момент – проведениедиагностики развития ребенка, которую считаю важной составляющей в системеобщего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяетоценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развитияи Зону ближайшего развития для более эффективной и направленной работы), но ипроанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог,исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранныхтехнологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретнымребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
В исследовании принимали участие дети дошкольноговозраста:
-    2004-05 учебныйгод – 2 младшая группа – 20 человек
-    2005-06 учебный год — средняягруппа –24 человека
Для изучения уровня сформированности навыковмежличностного общения использовались следующие методы (подробно см.Приложение 3):


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.