Реферат по предмету "Педагогика"


Гигиена кожи

Введение
Клетки нашего организмаживут в жидкой среде. Через кровь, лимфу и тканевую жидкость они получаютпитательные вещества и кислород, выделяют в них продукты распада. Целостныйорганизм находится в газообразной среде, его окружает воздух. Кожа является теморганом, который отделяет внутреннюю среду от внешней, надежно охраняя еепостоянство.
Глава 1. Методические рекомендации к проведению уроков по теме: «Строение,функции и гигиена кожи»
Материал этой темы раскрываетогромное значение кожи как покровного органа, осуществляющего роль внешнегобарьера в обмене веществ организма с окружающей средой.
Рассматривая содержание понятия«кожа» учителю следует касаться свойств кожи как самого крупногооргана нашего тела, основные функции которого связаны с его строением. Особоезначение имеют гигиенические понятия, такие, как «гигиена кожи, одежды иобуви» и «закаливание организма».
Изучение темы можетосуществляться на 4-5 уроках. На первом уроке раскрывается значение кожи, еестроение и функции. На втором рекомендуется изучение одной из важнейших функцийкожи — поддержание постоянной температуры тела. На третьем — усвоение материалапо гигиене кожи и ее производных (волос и ногтей), гигиене одежды и обуви. Четвертыйурок можно посвятить изучению материала о закаливании организма. На 5 урокежелательно рассмотреть заболевания кожи и меры их профилактики.
В ходе изучения материала темы,наряду с образовательными задачами, решаются задачи развития и воспитанияучащихся. Этому способствует изучение вопросов в логической последовательности,установление межпредметных связей в целях получения единой картины мира.
Из средств наглядности приизучении темы применяются микропрепараты структуры кожи, настенные таблицы,учебные фильмы, атласы. Для демонстрации опытов и наблюдений используется лупа,микроскоп, электроутюг с теплорегулятором и сигнальной лампочкой, банки с водойразной температуры.
Изучение данной темы важно дляразвития понятий об обмене веществ, гомеостазе, нервно-гуморальной регуляции, атакже для приобретения важнейших гигиенических знаний, умений и навыков. Необходимоорганизовать и проводить наблюдения учащихся над собственной кожей с цельювыявления ее характерных свойств.
В теме продолжаетсяконкретизация понятий о взаимосвязи строения органов и выполняемых ими функций.
I. Развитие познавательногоинтереса.
1. В русской народной сказке«Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает лягушачью кожу ял ятого, чтобы принять человеческий облик. Пока она печет хлеб, ткет за ночьковер, поражая присутствующих на пиру, лягушачья кожа лежит в укромном месте,сохраняя при этом полную жизнеспособность. Конец этим переодеваниям кладет еёсупруг — он сжигает кожу в печи. Это вынуждает Василису справиться в царствомертвых к Кощею Бессмертному. Излагая эту ситуацию с точки зрения медицины,можно сказать, что Василиса в образе лягушки получает термальный ожог, которыйне совместим с жизнью. Но в сказке все заканчивается хорошо. Иван вызволяетсупругу из кощеева плена, то есть осуществляет ее реанимацию. И освобождениеВасилисы из объятий смерти заканчивается успешно. К сожалению, в реальной жизниборьба с повреждением больших площадей кожи человека часто заканчиваетсягибелью организма.
2. Кожа — наружный покровныйорган, это древнейший орган защиты нашего тела. При нарушении целостности кожив организм проникают болезнетворные микроорганизмы. Смертельно опасны ожоги,затрагивающие около трети поверхности тела. Они сопровождаются болевым шоком иотравлением организма продуктами распада поврежденных тканей. Вот если быподобно Василисе в критической ситуации можно было надеть новую кожу, то многиепроблемы ожоговой терапии были бы решены. Между тем такая ситуация — уже нефантастика.
3. В середине XVII в. в богатыхитальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремилисьпревзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялосьпраздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» — олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотойкраской. Праздник удался. Мальчик же после шествия был забыт. Всю ночь онпровел в холодном замке и сильно замерз. Золотая краска, покрывавшая тело,вызвала резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла,температура его тела резко понизилась, мальчик заболел и вскоре умер.
Долгое время не могли объяснитьпричину гибели ребенка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделениеи дыхание кожи. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумямужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина еще и в нарушениитеплорегуляции организма.
4. Первые попытки сохранитьживые кусочки человеческой кожи вне организма были предприняты еще в XIX в. Взяву доноров-добровольцев, их содержали в питательной жидкости, состоящей изсолей, плазмы крови и глюкозы. В такой среде кожные кусочки оставались некотороевремя жизнеспособными и приживались после пересадки на прежнее место. Но длязакрытия больших раневых поверхностей такой способ не годился.
Успехи современной биологиипозволяют культивировать (выращивать) вне организма различные типы клеток живыхорганизмов. Но проблема в том, что сложно найти именно те клетки, из которыхобразуется кожа. Этот покровный орган состоит из нескольких слоев клеток. Образнокожу можно сравнить с домом, подвалы которого образуют глубокую часть кожи — дерму. Там, среди переплетения различных коммуникаций (кровеносных сосудов инервных окончаний), обитают клетки — фибробласты. Они выделяют белок коллажи,который образует коллагеновые волокна, похожие на морские канаты. По своемустроению это сооружение напоминает железобетон. В нем жесткий металлическийкаркас (коллагенновые волокна) залит цементом (белками и полисахаридами,которые соединяют волокна). Все вместе они образуют соединительную ткань — прочную основу, на которой возводятся клеточные стены верхних слоев кожи — эпидермиса,Только в нем старые клетки лежат наверху, а новые образуются внизу на границедермы и эпидермиса. Здесь находятся стволовые клетки кератин сшиты, которыепостоянно делятся. Они постепенно оттесняются к поверхности кожи. Потерявконтакт с дермой, эти клетки утрачивают способность к делению и вместо этогоначинают производить кератин — основной белок волос, перьев, рогов и копыт.
Клетки эпидермиса постепенноменяют свою форму, становясь более плоскими. Затем они превращаются вороговевшие мертвые чешуйки. Оказавшись на поверхности, они отделяются от тела,уступая место другим клеткам.
Из сказанного ясно, что длявыращивания кожи вне тела человека нужны особые клети — фибробласты икератиноциты.
Для культивирования беретсявсего 1 см кожи донора, из него выделяют все кератиноциты. Через несколько днейкультивирования (выращивания вне организма) эти клетки будут занимать площадьоколо 1 м2. Затем можно расфасовать подрощенные кератиноциты впластиковые пробирки, заморозить в жидком азоте и создать банк клеток кожи. Возможнов скором времени удастся замораживать не только клетки, но и кусочки кожи,выращенные вне организма (in vitro, как говорят ученые). Такой замороженныйэпителий не трудно доставить самолетом в любую точку страны за несколько часов.Можно пойти и другим путем — создать при институтах скорой помощи, крупныхклиниках и ожоговых центрах небольшие лаборатории, постоянно занимающиесявыращиванием кожного материала для пересадок. К сожалению, потребность в нембудет всегда. По данным Всемирной организации здравоохранения, среди всех видовтравм ожоги занимают 3 место. Итак, начинается новая эра в лечении травм — эратканевой инженерии. Возможно, недалеко то время, когда в специальных банкахбудут храниться на всякий случай образцы клеток кожи человека, взятых у негоеще при рождении.
II. Беседа о строении и функцияхкожи.
Вначале учащиеся вспоминаютматериал о покровных тканях, о значении и свойствах кожи, отвечая на следующиевопросы: Какими тканями образована кожа? Какой частью организма являетсякожа? Каково значение кожи? Какие функции выполняет кожа?
После этого переходят к изучениюсвязи функций кожи с ее структурой. Рассуждения могут быть следующие: «Впроцессе эволюции у животных и человека образовались покровные ткани — кожа.Она непосредственно граничит с изменяющейся окружающей средой, поэтому ифункции её разнообразны».
Возникают проблемные вопросы: какуюроль выполняет кожа при осуществлении связи организма с окружающей средой икакова зависимость её структуры от функции?
Чтобы ответить на эти вопросы,необходимо познакомиться с разнообразными функциями кожи: защитной,терморегуляторной, выделительной, рецепторной и частично дыхательной.
Затем следует ответить на вопрос:с какими структурными образованиями вязаны те или иные функции! Дляэтого учащиеся должны изучить микроструктуру кожи, ее кровоснабжение, получитьпредставление о рецепторах, расположенных в ней, их роли в осуществленииединства организма с окружающей средой.
Тест-задание по теме «Кожа»
Рядом с вопросами (обозначены прописнымибуквами от А до Ж) расположены варианты ответов (от 1 до 12). Выбранный ответученик обозначает крестиком или галочкой в соответствующей графе карточкиответов. Вопросы Варианты ответов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
Какие функции выполняет кожа?
Как называется самый глубокий слой кожи?
Назовите средний слой кожи.
Как называется наружный слой кожи?
Как называется уравовешивание процессов образования и отдачи тепла в организме?
Что происходит с кровеносными сосудами при повышении температуры воздуха?
Какой слой кожи препятствует теплоотдаче?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Защитная
Кровеносные сосуды
Мышцы
Терморегуляция
Выделительная
Кожа
Подкожная клетчатка
Суживаются
Эпидермис
Теплоотдача
Расширяются
Дерма /> /> /> />
Карточка ответов по теме “Кожа”/> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 А /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Б /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> В /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Г /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Д /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Е /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Ж /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
III. Лабораторная работа.
Учащиеся рассматривают с помощьюлупы кожу кисти руки. Ромбики и треугольники, видимые под лупой, блестят. Невольновозникает вопрос — почему?
При необходимости на этот вопросотвечает учитель: «Сальные железы выделяют секрет в волосяную сумку. Черезпоры он попадает на поверхность и смазывает кожу, делая ее эластичной.
На ладонной стороне кисти многопотовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек.
Далее учащиеся рассматривают спомощью микроскопа особенности внутреннего строения кожи. Изучаются слои кожи; приспособленияк регуляции теплоотдачи; лотовые железы, кровеносные сосуды; рецепторы (болевые,осязательные, холодовые и тепловые), механизм воздействия на них адекватныхфакторов окружающей среды.
Опыт: наблюдение затемпературной адаптацией рецепторов кожи.
Адаптацией называетсяспособность органов чувств снижать свою возбудимость при длительном действиираздражителя. О наличии адаптации можно убедиться на примере ощущения холода итепла. В результате адаптации к теплу резче ощущается холод, и наоборот
Для демонстрации температурнойадаптации в три сосуда наливают воду с температурой +10°С, +25°С, +40°С. Впервый сосуд помещают правую руку, а в третий — левую. Затем переносят обе рукив средний сосуд с температурой 25°С. В правой руке при действии среднейтемпературы возникает ощущение тепла, левая же будет ощущать холод.
Объяснить результаты, сделатьвывод.
IV. Возрастные особенностистроения и функции кожи.
Одной из основных особенностейкожи детей н подростков является то, что поверхность кожи у них относительнобольше, чем у взрослых (так, на 1 кг массы тела у ребенка 1 года приходится 528см2, у школьников 10 лет — 428 см2, у подростка 15 лет — 378 см2 и у взрослого — 221 см2). Следовательно, организмребенка имеет большую теплоотдачу. А регуляция температуры кожи по взросломутипу устанавливается только к 9 годам.
Подкожная клетчатка с 3 до 8 летпочти не увеличивается, а затем с 9 лет начинает интенсивно нарастать,максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.
Количество потовых желез наединицу поверхности тела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Их развитие восновном завершается к 7 годам. С 13-14 лет начинается функционированиеапокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляетособые требования к гигиене кожи у подростков.
Изменяется с возрастом исекреторная деятельность сальных желез. Их активность достигает высокого уровняперед рождением ребенка. Они создают „смазку“, облегчающуюпрохождение ребенка по родовым путям. После рождения ребенка секреция сальныхжелез затухает и её усиление вновь происходит в период полового созревания,Появляются юношеские утри. Повышение секреции сальных желез часто приводит кюношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.
V. Закаливание организма.
Рассматривается закаливание какпланомерное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающейсреды. При этом совершенствуются сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции.Так, при охлаждении тела сужаются кровеносные сосуды, кровь отливает квнутренним органам, кожа бледнеет. При этом учащаются и усиливаются сокращениясердца, повышается артериальное давление, появляется озноб (непроизвольноесокращение мышц). Все это ведет к усилению теплопродукции. Температура тела приэтом повышается. Затем кожа краснеет и возникает ощущение тепла во всем теле,так как теплопродукция превышает потерю тепла организмом.
Далее поясняются принципызакаливания: постепенность, систематичность, непрерывность (вегетативныесосудистые рефлексы быстро угасают, и после перерыва приходится начинать всесначала), индивидуальность и комплексность.
VI. Гигиена кожи.
1. Учитель просит учащихсяобъяснить следующие гигиенические требования:
а) кожу необходимо содержать вчистоте;
б) обеззараживать кожу йодомследует около раны;
в) с кожи необходимо удалятьизлишки пота;
г) менять белье следует каждуюнеделю, а в случае необходимости — чаще;
д) при покупке обуви следуетобращать внимание на её соответствие требованиям гигиены;
е) необходимо правильноухаживать за волосами и ногтями;
ж) всегда ли мода следуетгигиеническим требованиям?
2. Экспериментально доказано,что на чистой коже человека за 10 мин. гибнет 85% болезнетворных бактерий, а нагрязной — только 5%.
Объясните:
а) в чем причина гибели бактерий?
б) какой гигиенический выводвытекает из этого факта?
Объяснение гигиеническихтребований
1-а): Нормально выполнять своифункции может лишь здоровая чистая кожа. Правильный уход за кожей предотвращаетее заболевания н преждевременное старение (снижение эластичности, образованиеморщин и складок, ухудшение цвета). Умываться следует водой комнатойтемпературы, так как горячая вода снижает эластичность, делает ее дряблой, ахолодная нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способствуетзакупорке их выводных протоков и образованию угрей.
1-б); При нарушении целостностикожи в рану попадают бактерии. Но обеззараживать рану йодом не следует, так какживые клетки кожи — кератиноциты очень чувствительны к йоду. Поэтомурекомендуется обрабатывать йодом только края раны.
1-в): В подростковом и юношескомвозрасте усиливается потоотделение. Нередко пот за какое-то время приобретаемнеприятный запах. Поэтому необходимо регулярно мыть с мылом подмышечныевпадины, не откладывая эту процедуру до еженедельного купания.
Нерегулярное мытье ног, редкаясмена чулок и носков способствуют потению ног и появлению резкого неприятногозапаха. При постоянном увлажнении и раздражении потом разрыхляется и можетповреждаться эпидермис, возникают потертости и трещины, через которые в дермупроникают болезнетворные микроорганизмы.
1-г): Нательное белье должнообеспечивать легкую смену воздуха под одеждой. Прилегающий к телу воздухсодержит углекислый газ, испарение продуктов жизнедеятельности сальных ипотовых желез. Хорошая воздухопроницаемость и гигроскопичность нижнего белья содействуетгазообмену, удалению избытка вредных паров, поддерживанию постояннойтемпературы тела. Регулярная смена белья из хлопчатобумажной ткани способствуеткожному дыханию и хорошему состоянию кожного покрова.
1-д): Обувь всегда должна бытьсухой, чистой и не тесной. Зимняя обувь должна быть теплой, так как охлаждениеног способствует возникновению простудных заболеваний. Тесная обувь сдавливаетногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотделению. Если обувьна резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную прокладку и следить,чтобы она не была влажной.
1-е): Внешность человека номногом зависит от качества волос. Здоровые волосы мягкие и пластичные, имеютблеск. Основной способ ухода за волосами — их регулярное мытье. Сухие волосы моютчерез 10 дней, а жирные — раз в неделю, при необходимости можно чаще. Но частоемытье головы не рекомендуют, при этом волосы становятся сухими и ломкими. Наросте волос неблагоприятно отражается переохлаждение кожи головы: при хождениис непокрытой головой в холодную погоду происходит сужение поверхностныхкровеносных сосудов. А это нарушает питание волос.
При нерегулярном обрезанииногтей под ними скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов.Поэтому ногти необходимо аккуратно обрезать, соблюдая правила гигиены. Ногтипальцев рук следует стричь полукругом, а ногти пальцев ног — прямо, незакругляя углы. Иначе ногти могут врезаться краями в ногтевое ложе и ихпридется удалять.
1-ж): Мода и обычаи нередкодиктуют такие фасоны одежды и обуви, которые совершенно не отвечают требованиямгигиены. Хотя они дают возможность как-то выделиться из среды других, обратитьна себя внимание. Так, для девушек вредна обувь на высоком каблуке, так какнеправильное положение стопы с опорой на пальцы ведет к ее деформации,уменьшает площадь опоры и устойчивость тела. В такой обуви легко подвернутьногу, растянуть связки.
2-а): Бактерицидные свойствагрязной кожи резко снижаются, они оказываются почти а 17 раз ниже, чем у чистойкожи. Только чистая кожа способна выделять особое вещество — »антибиотик"(лизоцим).
2-б): Следует ежедневно утром ивечером мыть руки, лицо, шею и ноги с мылом, A в течение дня — перед едой ипосле посещения туалета, а также после общения с животными. Каждый раз послемытья руки должны вытираться досуха, иначе на коже появляются трещины. В нихпопадают микробы и трещины краснеют — образуются так называемые «цыпки».
VII. Решение поисковой задачи. Факты Причины
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар.
Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные.
В. Специальными упражнениями можно «добиться» большей выразительности лица.
Г. При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас «волосы встают дыбом».
Д. Рассмотрите подушечки пальцев и капиллярные линии на них. Здесь расположена большая часть рецепторов кисти руки.
Е. После бани «легче дышится».
Ж. Приусиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки.
1. Мимические мышцы придают лицу живость и выразительность, Сокращаясь, они образуют складки кожи, определяющие выражение лица.
2. Кожа участвует в газообмене. Дыхание кожи составляет примерно 2% всего ГВДООбмсна. Воздух проникает в полость трубки потовой железы.
3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован.
4. У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это рудимент тех мышц, которые «топорщат» мех испуганного или переохлажденного животного. Человек в таких случаях покрывается гусиной кожей.
5. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента — меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается.
6. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения.
7. На подушечках пальцев рецепторов больше, чем на ладонях. Они находятся в углублениях бороздок, образованных капиллярными линиями. Предметы обычно ощупываем подушечками пальцев, их узоры индивидуальны для каждого человека и поэтому используются в судебной медицине.
Правильные ответы: А — 5; Б — 6;В — 1; Г — 4; Д — 7; Е — 2; Ж — 3.
VIII. Для закрепления материалапредлагается следующая программированная работа.
Вопрос 1. Каковы функциикожи?
Ответ: а) защитная,поддержания постоянства состава внутренней среды организма; б) защитная,выделительная, дыхания, терморегуляции, рецепторная; в) защитная, рецепторная,секреторная, покровная; г) защитная, рецепторная, терморегуляции.
Вопрос 2. Каково строениекожи?
Ответ: а) надкожица,собственно кожа, рецепторы, сальные и потовые железы, волосы, ногти; б) надкожица,собственно кожа (рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные сумки),подкожная жировая клетчатка, волосы, ногти; г) надкожица, подкожная жироваяклетчатка, волосы, ногти.
Вопрос 3. Какие признакикожи свидетельствуют о том, что нашими предками были млекопитающие животные?
Ответ: а) наличие волос,ногтей, рецепторов, б) потовых и сальных желёз; в) рецепторов в коже; г) волоси ногтей.
Вопрос 4. Какая тканьобразует собственно кожу и какая подкожную жировую клетчатку?
Ответ: а) эпителиальная; б)соединительная; в) соединительная и нервная; г) соединительная и эпителиальная.
Вопрос 5. Какая тканьобразует надкожицу?
Ответ: а) эпителиальная; б)соединительная; в) эпителиальная и нервная; г) нервная.
Вопрос 6. Почему начистой коже микроорганизмы погибают?
Ответ: а) губительнодействует вещество, выделяемое кожей; б) губительно действуют ультрафиолетовыелучи солнца и кислород воздуха; в) отсутствует питательная среда длямикроорганизмов; г) на чистой коже не может быть микроорганизмов.
Ответы к работе: 1б; 2в; 3г;4б; 5а; 6а.
При закреплении материмаможно предложить и проблемные вопросы:
1. Почему, несмотря нанепрерывное слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается?
2. Объясните, почему человек наморозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает,хотя первоначально ощущает тепло?
3. Человек лежит под одеялом идрожит от озноба: «Холодно, накройте ещё чем-нибудь!» Его накрываютещё одним одеялом, но он не может согреться. Человек заболел. Измеряюттемпературу его тела — 39,8°. Как же так? У больного высокая температура, унего жар, а ему холодно. Как объяснить это противоречие?Глава 2. Функции кожи. кожные заболевания и их профилактика
Функциикожи. Клетки нашего организма живут в жидкой среде. Через кровь, лимфу итканевую жидкость они получают питательные вещества и кислород, выделяют в нихпродукты распада. Целостный организм находится в газообразной среде, егоокружает воздух. Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю средуот внешней, надежно охраняя ее постоянство.
Снаружи кожа покрытатонким слоем покровной ткани — эпидермисом. Он состоит из нескольких слоевдовольно мелких клеток. За эпидермисом следует собственно кожа — дерма. Онапредставляет собой в основном соединительную ткань. Пучки коллагенновых волоконпридают коже прочность, а эластические волокна делают кожу упругой. Благодаря им кожамолодых людей эластична и упруга. У людей пожилого возраста эластическиеволокна истончаются и кожа становится дряблой. Дерму пронизывает густая сетькровеносных сосудов и нервов. В собственно коже имеются мышцы, способныеприподнимать волосы. Поскольку секреты сальных желез через их протоки попадаютв волосяные мешочки, при всяком движении волоса сало выдавливается наповерхность.
/>
Подкожная клетчаткасоединяет дерму с глубже лежащими мышцами и костями. Она богата жировымиклетками. Жировая ткань является резервным хранилищем питательных веществ и воды и предохраняет телоот охлаждения. Вода запасается в многочисленных лимфатических сосудах икапиллярах, а также в тканевой жидкости. В самих жировых клетках воды немного.
Первая функция кожи — механическая.Кожа предохраняет глубже лежащие ткани от повреждений, высыхания, физических,химических и биологических воздействий. Напомним, что кожа выполняет барьерную функцию, отделяя внутреннюю среду от непрерывно меняющейсявнешней среды. Но в таком случае, как жеживутклетки, непосредственно граничащие с воздухом? Клетки самого поверхностногослоя эпидермиса мертвы. Живы лишь внутренние клетки эпидермиса. Они интенсивноразмножаются, вблизи дермы, те же слои, которые оттесняются ближе кповерхности, роговеют, постепенно отмирают и, наконец, слущиваются. Такнепрерывно, слой за слоем, обновляются клетки эпидермиса.
Этот процесс происходитс момента рождения человека до его последнего часа и продолжается некотороевремя даже после смерти.
Сало и пот, выделяемыесальными и потовыми железами, создают среду, неблагоприятную длямикроорганизмов, вредных для человека, препятствуют проникновению внутрьхимических веществ и воды. Однако любое приспособление относительно. Некоторыевещества, в том числе и вредные, как соли ртути, способны проникать в организмчерез кожу. Животные и растительные жиры также могут всасываться в кожу черезотверстия сальных протоков. На этом основано применение различных лекарственныхмазей и косметических средств.
Вторая функция кожисвязана с теплорегуляцией. Кожа имеет потовые железы. Выделяясь на поверхностькожи, пот испаряется и ее охлаждает. Охлаждение кожи достигается и путемрасширения кожных кровеносных сосудов. Проходящая поним кровь отдает часть своего тепла во внешнюю среду. Сужение сосудов иуменьшение потоотделения содействуют сохранению тепла.
Третья функция кожи — рецепторная.В дерме и подкожной клетчатке находится много рецепторов — окончанийчувствительных нервных волокон и специализированных образований, воспринимающихприкосновение, давление, холод, тепло, боль. Многие рецепторы участвуют врефлексах, защищающих наш организм от травм, через них мы получаем информацию опредметах, с которыми нам приходится контактировать. Особенно чувствительны косязанию подушечки пальцев рук. На них заметны борозды и углубления, образующиерисунок, индивидуальный для каждого человека. Под эпидермисом на дне этихуглублений расположены многочисленные рецепторы, выполняющие осязательныефункции. Благодаря им человек способен тонко воспринимать рельеф поверхности, скоторой соприкасаются пальцы. Эта способность руки возникла в связи с трудовойдеятельностью.
Четвертая функция кожи- выделительная. Вместе с потом из организма удаляется много жидких и газообразныхвеществ, вредных для организма: минеральные соли, некоторые продукты обмена.
Наконец, кожесвойственна и дыхательная функция. Через потовые железы удаляется углекислыйгаз, а кислород воздуха, растворяясь в потовой жидкости, проникает в трубочки потовыхжелез и здесь захватывается эритроцитами крови, протекающей в пристеночныхсосудах. Этот газообмен называют кожным дыханием. Для организма значение егоневелико, но для состояния самой кожи кожное дыхание полезно.
Причины нарушенийкожных покровов и повреждений кожи. Обычно различаютвнутренние и внешние причины, нарушающие нормальное состояние кожных покровов. Средивнутренних причин могут быть погрешности в диете, контакты с веществами,вызывающими аллергию, нарушение гормональной регуляции, недостаток витаминов.
Так, слишком обильноепитание приводит к тому, что кожа краснеет, приобретает сальный вид. Потреблениеалкогольных напитков изменяет цвет лица, ведет к отечности и другимкосметическим дефектам из-за нарушения функционирования кожных сосудов иизменения кровообращения.
Контакт с аллергенамичасто вызывает крапивницу и зуд. Аллергические реакции могут быть вызваныупотреблением в пищу некоторых продуктов — яиц, земляники, апельсинов,вдыханием пыльцы растений или запахом свежего сена.
Нарушение кожныхпокровов в значительной степени определяется состоянием гормональной системы. Так,пигментация кожи зависит от гормонов гипофиза, их отсутствие может привести кполному обесцвечиванию кожи. Недостаток гормонов щитовидной железы делает кожуотечной, а избыток — красной, горячей и влажной. Кожа людей, страдающихдиабетом, липкая, на лице видны прожилки кровеносных сосудов, часты гнойныеинфекции, зуд.
/>
Диабет развивается призаболевании поджелудочной железы, которая не обеспечивает выработку гормонаинсулина в достаточном количестве. Это ведет к нарушению постоянства состававнутренней среды: избыток глюкозы в крови обезвоживает ткани, нарушает работупечени. При этом страдает и жировой обмен.
Сильное воздействие насостояние кожных покровов оказывают витамины. Так, витамин А влияет на ростногтей и волос, а также на работу сальных и потовых желез. При недостатке витаминаА кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяетсясостав секрета сальных желез. Недостаток витаминов группы В может привести катрофии сальных желез, к трещинам в углах рта и ломке ногтей, к экземам. Недостаточноеколичество в пище витамина С приводит к подкожным кровоизлияниям, шероховатостии бледности кожи, снижению устойчивости организма к простудным заболеваниям.
Внешние причиныповреждений кожи еще более многообразны. Среди них могут быть травмы,инфекционные бактериальные, вирусные, грибковые заболевания, наконец, заражениекожными паразитами, например чесоточным клешем.Глава 3. Методические разработки по теме «Строение кожи»
Урок №1. Закаливание организма. Гигиенакожи, одежды, обуви.
Цели:
1. Образовательная:
а) Раскрыть сущность и рользакаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы.
б) Изучить гигиеническиетребования к коже, одежде, обуви.
2. Развивающая:
а) Показать связь с процессами,происходящими во всем организме;
б) Рассмотреть болезни кожи: грибковые,паразитарные.
3. Воспитательная:
а) Влияние закаливания наздоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви.
Методы: рассказ, беседа,сообщения учащихся, защита проектных работ, анкетирование, тестирование.
Оборудование: тесты, вопросыблиц-анкеты, модель поезда, фонограмма “Звуки леса", названия станций — “Зона отдыха”, “Кожная", “Клуб закаливания", “Гигиеническая”,“Мойдодыр”, “Неболейка", “Вредные привычки", плакаты “Кожа — зеркалодуши", “Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья” и т.д.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний — тестирование.
1) Назвать слои кожи.
2) Какая самая важная функциякожи? 3) Назвать производные кожи.
4) В каком слое кожи находятсясальные и потовые железы?
III. Изучение нового материала.
Объявляется тема и цель урока.
Вводное слово учителя.
Дорогие ребята!
Сегодня мы отправимся с вами впутешествие на поезде “Здоровье”. Следующая станция называется “Зона отдыха” (фонограмма- “Звуки леса”).
Релаксация:
Сели прямо, руки опустили вдольтела, закрыли глаза и расслабились. Представьте себе, что мы находимся сейчас влесу, на лесной поляне. Нас ласкают теплые лучи солнца, нежно обдувает свежийветерок. Мы чувствуем приятный аромат цветов. Трепетно шелестят листья, звонкощебечут птички. Слышно журчание ручейка. Нам хорошо, нам очень хорошо! Мыслушаем, чувствуем и наслаждаемся!
Открыли глаза. Я желаю, чтобыприятные чувства, которые возникли у вас, сохранятся в течение всего дня.
Станция, на которой мы находимсясейчас, называется “Кожная".
Знаете ли Вы, что…
1. Масса кожи составляетприблизительно 15% массы среднего человека 12 лет.
2. На каждые 6,45 кв. см. кожиприходится в среднем:
94 сальные железы;
65 волосяных мешочков;
650 потовых желез.
3. Если кожу взрослого человекасреднего роста разложить на земле, она займет приблизительно 10кв. м.
4. Кожа имеет большой диапазонцветов, благодаря разному содержанию в ней меланина, однако функции ее остаютсянеизменными независимо от цвета.
5. Не имеют волос покровы губы,ладони, пятки. Наш поезд отправляется на станцию “Клуб закаливания".
В разные времена существовалиразличные оздоровительные системы, школы:
1. Состязания юношей первобытныхплемен.
2. Афинская воспитательнаясистема.
3. Спартанская системавоспитания “Суровость или жестокость".
4. Китайская гимнастика “Цигун — метод уничтожения болезней и удлинения жизни”.
5. Йога-путь совершенствования.
6. Рыцарские турнирыСредневековья.
7. Олимпийские игрысовременности.
Вопрос: Кто такой ПорфирийИванов? Что вы знаете о его последователях?
Заслушивается сообщение оПорфирии Иванове.
Вопрос: Кто такие моржи? Можноли без подготовки купаться зимой в проруби?
Выступление ученика,занимающегося зимним плаванием в клубе “Морж".
Проведем блиц — опрос.
1. Как часто в этом году у васбыла простуда:
0) ни разу;
1) от 1 до 4 раз;
2) более 4 раз.
2. Есть ли у вас хроническиезаболевания органов дыхания?
0) нет;
1) 1 заболевание;
2) комплекс заболеваний.
3) Бывают ли у вас дни общегонедомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли)?
Подведем итоги блиц-опроса.
0 — 1 балл — здоровье в порядке;
2 — 4 балла — вы в группе риска;
5 — 6 баллов — ваш организмослаблен.
Чтобы человек не простужался,ему необходима тренировка к холодным воздействиям. Наше тело — общежитие длямикробов. Защитные силы организма сдерживают размножение и “подрывнуюдеятельность". Но при неблагоприятных условиях защитные силы ослабевают ичеловек заболевает.
Подводя итоги опроса, мыувидели, что среди вас есть, имеющие ослабленное здоровье и подверженные простудами болезням.
Вопрос: Как помочь себе?
Ответ один — закаливание.
Вопрос: Что такое закаливание?
Вопрос: Назовите способызакаливания.
Способы закаливания:
Умывание холодной водой лица.
Умывание холодной водой до пояса.
Обливание холодной водой всего тела.
Холодные ванны для ног.
Контрастный душ.
Купание в водоеме.
Обтирание снегом до пояса.
Обтирание водой до пояса.
Но, начиная закаливаться, нужнопомнить, что…
Сначала нужно избавиться от“микробного гнезда” в организме, в виде больных зубов, воспаленных миндалин и т.д.
Закаливание должно бытьпостепенным.
Закаливаться нужносистематически, не пропуская ни одного дня.
Нужно учитывать индивидуальныеособенности организма.
Нужно использовать любуювозможность для закаливания и иметь хороший эмоциональный настрой.
Вопрос: Назовите средствазакаливания.
Заслушаем сообщения учащихся:
а) Закаливание водой.
б) Закаливание воздухом.
в) Закаливание солнцем.
А теперь выполним тестовоезадание.
Выбрать правильный ответ:
1. Вы решили закаливать свойорганизм. С чего вы начнете?
а) Посоветуетесь с врачом,родителями;
б) Начнете обливание холоднойводой всего тела;
в) Будете купаться в реке, покане замерзнете.
2. В какое время года лучшеначинать закаливание?
а) зимой;
б) летом;
в) в любое время года.
3. Расставьте последовательностьзакаливания в виде ряда цифр:
1 — умывание холодной водой лица2 — купание в водоеме 3 — растирание холодной водой до пояса 4 — контрастныйдуш 5 — обливание тела водой
(Ответ — 1,3,4,5,2)
Итоги тестов (взаимопроверка).
Правила закаливания:
Закаливающие процедурыпроводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развитияшкольника, условий учебы и внеурочной деятельности.
Систематичность использованиязакаливающих процедур.
Постепенность увеличения силыраздражающего воздействия.
Последовательность в проведениизакаливающих процедур.
Все знать невозможно, нонекоторые сведения об уходе за кожей знать необходимо всем.
Кожа — зеркало здоровья!!!
А теперь мы отправляемся наследующую станцию “Гигиеническую”.
Сообщения учащихся:
Гигиена кожи.
Гигиена волос.
Гигиена ног.
Гигиена обуви.
Гигиена одежды.
Выступления учащихся попроектной работе “Профессия-косметолог".
Следующая станция “ Мойдодыр".
В: Ягоды этого растенияотбеливают кожу лица, делая ее упругой. (земляника).
В: Настоем из листьев этогорастения моют голову (чистотел)
В: Отвар этого растения придаетволосам золотистый оттенок, а кожа становится нежной, бархатистой (цветыромашки).
Поезд дальше следует на станцию“Неболейка”.
В: Признаки какой болезни: покраснение,зуд рук, желание постоянно чесаться (чесотка).
В: Как избежать солнечного удара?(головной убор, тень).
В: Как избежать заболеванияпедикулезом? (мыть голову, не пользоваться чужой расческой, чужой постелью).
Поезд следует на станцию“Вредные привычки”.
В: Подружка просит вас дать ейрасческу.
Ваши действия:
а) предложите расческу;
б) дадите, но послеиспользования помоете;
в) вежливо откажете.
В: Почему нельзя менятьсяодеждой, обувью?
(Можно заразиться вшами,инфекционными и грибковыми заболеваниями).
Наш поезд возвращается настанцию “Кожная".
Стихи.
Задание: Я излагаю факты, мненияоб уходе за кожей. Определите, что “правда", а что “ложь”:
Наше настроение не влияет насостояние кожи и волос (ложь — стресс — нарушение обмена веществ
Общение с животными не влияет насостояние кожи человека (ложь — грибковые болезни, лишаи)
Стал ходить в бассейн длязакаливания, а ногти стали ломкими, с белым налетом (правда — ходить босиком — грибковые заболевания).
Наркотические вещества делаюткожу румяной и здоровой (ложь — резкое покраснение сморщивание, человек резкохудеет).
Употребление поливитаминов зимойулучшает состояние кожи (правда)
Летом нужно ходить всинтетической одежде, это красиво и не жарко (ложь — не пропускает воздух, телопотеет — тепловой удар).
У многих портится кожа прицветении тополя, лебеды (правда — аллергия — сыпь, покраснение слизистойоболочки).
Заключительное слово учителя:
Мы с вами очень интереснопровели время, многое узнали. Вы растете, изменяетесь, поэтому для вас нужнывсегда гигиенические правила и процедуры, а выбор средств для ухода за кожей,лекарств для лечения кожных болезней вам подскажут косметологи и дерматологи,журналы “Здоровье", “Лиза" и т.д.
Домашнее задание: стр.174 — 181,вопросы, РТ.
Литература
1.  Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. — 368с., ил.
2.  Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. — М.:Химия, 1993. — 400 с., ил.
3.  Валеология: Учебные программы / Автор-сост. Н.М. Полетаева. — СПб.: ТипографияАО “ВНИИГим. Веденеева”. — 1998. = 33 с.
4.  Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд. / Авт. Сост.В. В. Семенова,В.В. Топорков. — СПб.: Химия, 1995. — 304 с., ил.
5.  Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: Образовательныепрограммы по валеологии. — СПб.: ГУПМ, — 1994. — 78 с.
6.  Лищук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. — М.: ВосточнаяКнижная Компания, 1997. — 320 с., ил. — (Серия: “Помоги себе сам”)
7.  Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. — Волгоград: Изд-во “Учитель", 2001. — 153 с.
8.  Колычева З.И. Биохимические основы здорового образа жизни. Тобольск,ТГПИ им.Д.И. Менделеева, 2000.
9.  Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах,рисунках и схемах. М.: Издат-Школа, 1998.
10.     Семенышева А.В., Колпакова О.А. Здоровье и проблемы безопасного питания.Я иду на урок. Человек и его здоровье. М.: Первое сентября. 2000, с.73 — 101


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :