Реферат по предмету "Педагогика"


Состояние информационно-образовательных сред российских образовательных учреждений

--PAGE_BREAK--Административная подсистема — создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, взаимосвязь всех основных модулей;

Подсистема учета (электронный отдел кадров)— создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;

Библиотечная подсистема (электронная библиотека) — накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным заведением;

Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат)— формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т.д.;

Подсистема контроля знаний (тестовая подсистема);

Подсистема статистики— сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП, протоколирование работы;

Подсистема документирования— выпуск на бумажном носителе различных документов.

Основными структурными блоками ВП, относящимися к учебному процессу, в данной схеме являются электронная библиотека и электронный деканат.

Функции электронной библиотеки— это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:

·                   текстовых материалов;

·                   аудио- и видеоматериалов;

·                   гипертекстовых пособий;

·                   графических иллюстраций;

·                   учебных компьютерных программ;

·                   моделирующих систем;

·                   автоматизированных лабораторных практикумов;

·                   тестовых заданий нескольких типов и т.д. (6)

В учебном процессе учащиеся обеспечиваются обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине.(4)

Функции электронного деканата— формирование соответствующих учебных групп, что позволяет организовать учебную деятельность учащихся и преподавателей, обеспечить четкую работу ВП в целом. Для учебных групп составляется расписание, размещаемое на доске объявлений ВП в закрытой его части. Здесь же может размещаться информация о составах учебных групп, информация администрации ВП, деканата или отдела кадров ВП.(6)

В зависимости от методики обучения для каждой учебной группы могут создаваться (открываться) электронные аудитории или форумы как средств коллективной работы учащихся. При этом ВП учебного заведения само формирует необходимые для ведения учебного процесса учебные и административные ресурсы, так называемые производственные модули, применяемые в процессе обучения по той или иной дисциплине и создаваемые по мере необходимости. К числу таких модулей можно отнести:

·                   ЧАТ учебной группы по отдельным дисциплинам (on-line аудитории — семинары и консультации);

·                   Телеконференции (форумы) по дисциплинам (off-line аудитории — семинары и консультации);

·                   Доски объявлений;

·                   Листы рассылки;

·                   Система индивидуальных (тарифицируемых) консультаций. (17)

Следует отметить, что число таких модулей в ВП учебного заведения определяются потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.

Таким образом, информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль преподавателя, на которого возлагаются следующие функции:

·                   координирование познавательного процесса;

·                   корректировка преподаваемой дисциплины;

·                   консультирование при составлении индивидуального учебного плана;

·                   руководство учебными планами, учебными проектами. (11)

Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.(12)

Учебное заведение реализует через свое ВП обучение по отдельным курсам (дисциплинам) по одной или более специальностям. При этом программное обеспечение ВП обеспечивает возможность выбора учащимся преподавателя, у которого он желает проходить обучение. Учащийся может ознакомиться с данными, характеризующими опыт работы каждого преподавателя (анкетные данные, научный и педагогический стаж, основные научные труды и достижения и иные данные, которые сам преподаватель считает необходимым разместить в своем файле). Выбор преподавателя происходит, как правило, до осуществления выбора учебно-методического обеспечения по дисциплине.(17)

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о важности в современном образовании такого компонента, как виртуальное представительство. В нашем колледже существуют не все возможные компоненты виртуального представительства, такие, как например – телеконференция или электронная библиотека, но время не стоит на месте, поэтому ВП также развивается и меняется с течением времени.

2 Электронная кафедра.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть еще один блок, который непосредственно относится к учебному процессу и не представлен в приведенной схеме, — это электронная кафедра. Вопрос об идеологии построения электронной кафедры находится в стадии разработки и становления (2).

В нашем колледже распределенная кафедра играет важнейшую роль в обучении. Конечно, являясь пока еще не совершенной она не до конца отражает все ее возможности, но является одним из главных помощников для студентов. Также скорое создание дистанционного обучения не сможет обойтись без электронной кафедры.

Распределенная кафедра как Интернет-кафедра не ограничена административными и национальными границами. Она может осуществлять свою деятельность во всех субъектах Российской Федерации, а также за рубежом. При этом кафедра организует обучение студентов, аспирантов, докторантов и слушателей по всем формам и технологиям обучения. (15)

Итак,Распределенная кафедра осуществляет все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы:

·                   лекции, в том числе в поточной аудитории;

·                   лекции в сетевых классах;

·                   лекции в режиме теле- и видеоконференций;

·                   лекции-презентации;

·                   практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах;

·                   организация самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в том числе выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;

·                   организация конференций учебной группы с использованием электронной почты и иных телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;

·                   консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы);

·                   контрольные мероприятия — проведение экзаменов и зачетов в очной форме, в режимах off-line и on-line, в режиме теле-видеоконференций;

·                   организация и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;

·                   участие в организации итоговой государственной аттестации выпускников;

·                   участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами. (2)

Основной функцией распределенной кафедры является, конечно, учебно-методическая поддержка учебного процесса. В первую очередь, это — разработка учебных курсов. По каждому предполагаемому курсу готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий (вопросы текущей аттестации, тематика курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса в сети Интернет).

Учебно-методическая поддержка учебного процесса выражается в подготовке всего комплекса учебно-методического обеспечения образовательной деятельности:

·                   учебники;

·                   учебные пособия;

·                   авторские курсы лекций;

·                   сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (case-study);

·                   сборники тестов;

·                   лабораторные и иные практикумы;

·                   интегрированные пособия для занятий в учебно-тренировочных классах;

·                   руководство по изучению курса (study-guide);

·                   компьютерные программы, а также другие материалы для организации самостоятельной работы.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности располагается на различных носителях информации (бумажные носители, CD-ROM, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение face-to-face, сетевое обучение, мультимедийное обучение).(2)

Другим направлением деятельности виртуальной кафедры является ее научно-исследовательская работа по следующим направлениям:

·                   научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания учебных курсов;

·                   научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания всего учебно-методического обеспечения образовательной деятельности;

·                   научно-методическое обоснование направлений совершенствования форм и видов обучения, образовательных технологий;

·                   мониторинг образовательной и методической деятельности других кафедр и образовательных структур в Российской Федерации и за рубежом;

·                   организация исследований по актуальным научным проблемам в рамках научно-педагогической школы (школ);

·                   организация научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов;

·                   организация научно-консалтинговой деятельности;

·                   подготовка научных публикаций (на бумажных носителях и в сети Интернет) по результатам научных исследований.

Распределенная кафедра осуществляет образовательную, научную и иную деятельность в единой информационно-технологической среде базового учебного заведения, что позволяет обеспечивать оперативное взаимодействие с другими кафедрами, структурными и функциональными подразделениями учебного заведения, сторонними организациями, региональными центрами, студентами, аспирантами, слушателями, обучающимися на расстоянии, а также доступ в мировое образовательное пространство.(8)

Вывод: Таким образом, информационно-образовательная среда — это, прежде всего, педагогическая система с ее обеспечением в финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой, управленческой и маркетинговой подсистемах.

3 Кабинет педагогического сопровождения.

Одним из важнейших требований современного образовательного процесса является увеличение доли самостоятельности в обучении субъектов образовательного процесса и возрастает доля самостоятельной работы студентов.

Для того чтобы помочь студентам организовать свою самостоятельную учебную деятельность в колледже, ПЦК педагогики, начиная с 2007 г., организовала деятельность кабинета педагогического сопровождения, который является ещё одним из компонентов информационно-образовательной среды. Существование кабинета педагогического сопровождения при ПЦК педагогики обуславливается несколькими причинами.

Во-первых, с каждым годом возрастает количество студентов, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту (в первую очередь это работающие студенты).

Во-вторых, всегда находятся студенты, пропустившие учебные занятия по тем или иным причинам и, соответственно, не выполнившие задания урока, но желающие исправить ситуацию.

В-третьих, некоторая часть студентов, имеющих задолженности по предметам педагогического цикла, нуждаются в коррекционных мероприятиях.

В-четвертых, есть студенты, желающие в условиях колледжа подготовиться к педагогической практике, ознакомиться с педагогической периодикой, выполнить дополнительные задания, посоветоваться с преподавателем.

В рамках консультационных часов преподавателей не всегда возможно удовлетворить запросы студентов. В этом как раз может помочь кабинет педагогического сопровождения.

Задачи, которые решают преподаватели педагогики через деятельность кабинета педагогического сопровождения:

·                   Повышение эффективности работы с неуспевающими студентами;

·                   Активное использование имеющихся материальных ресурсов для самостоятельной деятельности студентов;

·                   Создание электронного сопровождения процесса обучения по педагогическим дисциплинам.

Перечень «услуг» кабинета педагогического сопровождения:

1.                 Консультация преподавателя – дежурного по кабинету.

2.                 Возможность переписать (написать заново) диагностическую контрольную работу (ДКР), тест по любому учебному предмету педагогического цикла.

3.                 Возможность выполнить обязательные задания по педагогическим дисциплинам, опираясь на требования к выполнению задания и теоретический материал, литературу.

4.                 Возможность изучить в электронном виде методические рекомендации для студентов (например, по написанию курсовой работы, по практике пробных уроков).

5.                 Возможность получить в электронном и (или) печатном виде материалы к учебным занятиям, тексты лекций, учебные пакеты.

6.                 Возможность получить технологические карты по педагогическим дисциплинам в печатном и электронном виде.

7.                 Возможность просмотреть конспекты по практике внеучебной работы и по организации досуга школьников и на их основе составить свой вариант конспекта.

8.                 Работа с литературой (газеты, журналы, учебники) по педагогическим дисциплинам, используя электронный перечень литературных источников.

9.                 Использование наглядности, имеющейся в кабинете, на практике.

Структура учебных и методических материалов кабинета педагогического сопровождения.

А.Ресурсы кабинета педагогического сопровождения.

В кабинетах ПЦК педагогики существует определенная учебно-методическая база, материалы которой были систематизированы и структурированы в соответствии с задачами работы кабинета.

Далее представлена структура ресурсов кабинета педагогического сопровождения.

1.                 Учебная литература по следующим педагогическим дисциплинам:

·                   Общая педагогика

·                   Теория воспитания

·                   Теория обучения

·                   Педагогическое мастерство

·                   ДМО

·                   Педагогика досуга и организация летнего отдыха

1.                 Методическая литература:

·                   Для студентов

·                   Для преподавателей

2.                 Периодические издания

3.                 Примеры конспектов по практике внеучебно-воспитательной работы (отдельная папка у каждого преподавателя)

4.                 Материалы для практики (игры, задания, скороговорки, загадки)

5.                 Наглядность:

·                   Портреты известных людей

·                   Плакаты по разным темам

·                   Иллюстрации по разным темам

B. Ресурсы кабинета педагогического сопровождения (электронный вариант).

В результате очень важной и трудоемкой работы появился перечень основных учебно-методических материалов, а также    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.