МИНИСТРЕСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГОУ СПО «Бийскийпедагогический колледж»
Специальность050705 Специальное дошкольное образование
РАЗВИТИЕБЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
(выпускнаяквалификационная работа)
Бийск – 2010
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития быстроты
1.1 Влияние развития двигательныхумений и навыков на воспитание физических качеств
1.2 Особенности развития физическихкачеств у детей дошкольного возраста
1.3 Методика развития быстротыдвижения
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. Воспитание физических качеств
2.1 Выявление уровня развитиябыстроты у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Развитие быстроты у детейстаршего дошкольного возраста посредством физкультурных занятий
2.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Развитие физическихкачеств эта одна из важных сторон физического воспитания дошкольников.
Уровень общей физическойподготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества:сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость.
Ученые считают принедостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениямзатруднено, а в некоторых случаях совсем невозможно.
С педагогической позициивзаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается, какдиалектическое единство формы и содержания через определенные умениядвигательные навыки реально существуют при наличии определенных физическихкачеств.
Такая тесная взаимосвязьдвигательных навыков и физических качеств объясняется общностьюусловно-рефлекторного механизма этих двух процессов.
Поэтому в целяхгармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельногоразвития.
Среди физических качествособое место занимает быстрота.
Быстрота характеризуется,как способность человека осуществлять движение с определенной скоростью илиспособность человека осуществлять двигательные действия в минимальный дляданных условий отрезок времени.
Для развития скоростныхспособностей дошкольников целесообразно использовать упражнения в быстром имедленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции спереходом на более спокойный темп. Развитию быстроты способствуют подвижныеигры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенкаизменить скорость движения.
Проблема физическогоразвития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательныхкачеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены
Цель исследования: изучениеособенностей развития быстроты у дошкольников.
Объект исследования: образовательныйпроцесс по физической культуре.
Предмет исследования: процессразвития быстроты.
Гипотеза исследования: еслиактивно использовать упражнения в быстром и медленном беге, подвижные игры сбегом, то будет способствовать развитию быстроты движения.
Задачи исследования:
1. Изучитьлитературу по данной теме;
2. Датьхарактеристику физическим качествам;
3. Раскрытьметодику развития быстроты у дошкольников;
4. Апробироватьметодику развития быстроты у дошкольников.
Методы исследования:Анализ психолого-педагогической литературы.
Эксперимент,математическая обработка данных.
Структура выпускнойквалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы,заключение, список литературы, приложение.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемыразвития быстроты
1.1 Влияние развитиядвигательных умений и навыков на воспитание физических качеств
Физическаяподготовленность – это уровень развития двигательных умений и навыковфизических качеств. Она является важным показателем не только физического, но иобщего развития ребенка.
В педагогическихматериалах еще в 30-е годы был поднят вопрос о так называемом «моторномпаспорте» ребенка. Поэтому в работах многих физиологов и педагоговподчеркивается, что точное движение является свидетельством интеллектуальнойработы мозга.
Умение ребенка правильновыполнять движения – косвенный показатель его умственного развития. Ученыеразработали нормативные показатели по всем основным видам физических упражненийи требований к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработкепрограмм физического воспитания для дошкольных учреждений.
Развитие двигательныхкачеств происходит под влиянием постоянных упражнений, что улучшает вероятностьпроявления у детей ошибок в технике движений.
Работа над их развитиемрасширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует ихкоординационные способности. Орбели Л.А. считает, что важно с первых летразвитие использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральныеобразования для того, чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формамдвижения, которые создаются в комнатной обстановки нашей культурной жизни, аиметь возможность тренировать все естественные способности которые заложенныеприродой.
Низкий уровень развитиядвигательных способностей может повлечь за собой формирование нерациональныхспособов действий (например; при недостаточно быстром разбеге затрудняетсяусвоение технически правильного и энергичного отталкивания при прыжках в длину,в высоты, с разбега и т.п.). В тоже время для развития двигательныхспособностей большое значение имеет освоение детьми все более широкого кругадвигательных действий и формирование у них не только устойчивых, но идостаточно гибких двигательных навыков: чем богаче запас движений детей, темвыше возможности проявления их двигательной активности в различных видахдеятельности.
1.2 Особенности развитияфизических качеств у детей дошкольного возраста
Физические качества ребенка включают в себя такиепонятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
В настоящее время среди специалистов в областифизического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физическихкачества ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализспециальной литературы свидетельствует, что проблема физического развитияребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств вразные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.
В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетическойи социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, егодвигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости и т. д. Это темамногих исследований, поэтому довольно распространенной является точка зрения овзаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей.Согласно такому утверждению, психофизические качества представляют собойпроявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от еговрожденных анатомофизиологических, психологических особенностей. Но при этомнельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического,целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять наразвитие этих качества.
Развитие основных физических качеств происходит втесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные наразвитие психологических качеств, применяются в строгой последовательности,включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе всамостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
Двигательная деятельность детей связана с развитием основных физическихкачеств. К ним относятся – сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.Практически невозможно представить себе изолированное развитие какого-либо одногокачества. Воспитание различных физических качеств представляет собой разныестороны единого процесса всестороннего физического развития ребенка, так как врезультате происходит общий подъем функциональных возможностей организма! Однимиз физических качеств является сила.
Сила — этофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления илипротиводействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не толькопреодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела иразличным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).
От развитиясилы зависит в значительной степени развитие других физических качеств –быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Проявлениефизической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервныхпроцессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Привоспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности егоорганизма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей,слабость мышц.
Именнопоэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы ипозвоночник, направлены на постепенное развитие силы.
При отбореупражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовыенапряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной инаклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностейопорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены напреимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакциисердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовыенагрузки.
Для развитиясилы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е.проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м),метание на дальность. Е.Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания снебольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание навозвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки наместе и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногахчерез линии из лент скакалок или палки. Она рекомендует при выполнении прыжковбольше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокомуприземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению.
Развитиюмышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуютупражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх,вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мячавперед от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетомвозраста детей включаются в общеразвивающие упражнения.
Следует заметить при этом, что одним из факторовукрепления воли называют различные движения (особенно циклического типа),выполняемые с небольшой мощностью в течение продолжительного времени. В.М.Зациорский подтверждает: природа утомления и ее влияние на развитиевыносливости может быть различной в зависимости от объема мышечных групп,непосредственно задействованных в данных физических упражнениях. Выделяетсялокальное утомление, наступающее вследствие участия в работе небольшой группымышц (менее 1/3 общего объема), и глобальное утомление — при задействовании в процессемышечной нагрузки свыше 2/3 мышц тела.
В исследованиях Е.Н. Вавиловой по развитию выносливости у детей подчеркивается необходимостьболее широкого использования ходьбы, бега, лазания, катания на велосипеде ит.д. – именно тех движений, которые требуют участия большого числа мышечныхгрупп, способствуя всестороннему физическому развитию и воспитанию.Достоинствами применяемых движений являются их динамизм, простота, возможностьиспользования в различных играх.
Большое значение имеет подбор вариантов и усложненияподвижных игр с включением в них различных атрибутов, что оказываетэмоциональное воздействие на детей, способствует развитию у них физическихкачеств, вегетативных функций, воли, воспитывает самостоятельность, активность,чувство коллективизма, стремление к творчеству, другие нравственно-волевыекачества. При индивидуальном подходе особенно важным представляется дозированиемышечных нагрузок с учетом особенностей каждого ребенка: его возраста,состояния здоровья, физической подготовки и т.д. Изменяя продолжительность иинтенсивность выполнения движений, можно легко регулировать уровень задаваемойнагрузки.
Одной из особенностей развития физических качеств, втом числе выносливости, у дошкольников является гетерохронность(разновременность) их становления в разные возрастные периоды. В исследованияхВ.Г. Фролова определена возрастно-половая динамика выносливости, показано, чтоона значительно возрастает на протяжении всего дошкольного возраста прицеленаправленном воздействии со стороны взрослых. У мальчиков сдвиги за периодот трех до семи лет определены в 3,45 раза (в начале эксперимента детипробегали 256 м, в конце – 884 м), у девочек – в 2,96 раза (увеличение с 241 мдо 715 м).
Таким образом, по данным В.Г. Фролова, у мальчиковдошкольного возраста наибольшие сдвиги в развитии выносливости наблюдаютсячерез два года (в 4 и 7 лет), а у девочек – через один (в 4 и 6 лет). В 5-6 лету мальчиков наблюдается период относительной стабилизации в развитиивыносливости, а у девочек – ее значительное повышение, что необходимоучитывать, осуществляядифференцированный подход корганизации всей работы по физическому воспитанию с детьми данного возраста.
В связи свыявлением особенностей развития выносливости у старших дошкольников важнопроследить специфику реагирования детей на физическую нагрузку. Это необходимодля определения закономерностей приспосабливания организма к предстоящейработе, протекания восстановительного периода по окончании физической нагрузкии т.д.
Воспитаниевыносливости тесно связано с повышением уровня работоспособности детей, которыйобусловлен их физическим развитием, степенью функциональных возможностей,физической подготовкой. Только правильно оценив все взаимосвязанные факторы,можно, постепенно увеличивая различного рода мышечные нагрузки, способствоватьправильному, всестороннему и своевременному физическому развитию каждогоребенка. Необходимо с самого начала учитывать наличный уровень физическойработоспособности детей, что имеет важное значение для дальнейшего развития уних выносливости.
Функциональныевозможности детей старшего дошкольного возраста в значительной мере определяютих физическую работоспособность. При этом важно учитывать, «что они несохраняются на одном уровне в течение дня. Следует учитывать естественные колебания,связанные со многими причинами: биоритмами, постепенно нарастающим общимутомлением в период активной деятельности, рядом других причин. Целесообразнотакже принимать во внимание и колебания функциональных возможностей детей вразные периоды года. С. М. Громбах, Г.П. Юрко установили ухудшение реакциисердечно-сосудистой и кровеносной систем на физическую нагрузку в весеннийпериод. Это объясняется недостаточным пребыванием детей на воздухе в зимнийпериод, дефицитом ультрафиолетовых лучей и т.д.
В постепенномповышении уровня работоспособности старших дошкольников, в развитии у нихвыносливости большое значение имеет повышение интереса к двигательнойдеятельности. Известно, что в процессе выполнения интересного дела, в котороместь соревновательный момент, значительно повышается эмоциональный тонус, чтоприводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе. Захваченные игрой детилегче преодолевают возникающие трудности, учатся доводить начатое дело I до конца. Это способствует и развитию волевой сферы.Исследования, проведенные Г.П. Юрко, подтверждают существенное влияниеразличных форм работы с детьми на повышение их физической работоспособности.«Если нагрузка предлагается в игровой форме или сам двигательный акт знакомребенку и он им владеет, мышечная деятельность представляет для него интерес,вызывает положительные эмоции и не требует чрезмерного нервного напряжения –физическая работоспособность будет значительно выше, чем при выполнениискучной, однообразной мышечной деятельности».
Этот вывод содержится и в других работах Г.П. Юрко,С.М. Громбаха, где подчеркивается, что функциональные сдвиги в организмезависят не только от объема и интенсивности мышечной деятельности, но и оттого, в какой форме задается данная нагрузка.
Например, сам по себе бег в среднем и медленномтемпе, выполняемый продолжительное время, ведет к развитию у детейвыносливости, но является скучной, монотонной деятельностью и в результате –малоэффективен. Он быстро утомляет и надоедает им. Учитывая особенностидошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра,многие авторы (О.И. Косарева, Л.М. Коровина, Э.Я. Степаненкова и др.)настоятельно рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания,эстафеты для развития всех физических качеств. Существенная роль в этом должнапринадлежать играм с включением в них длительных циклических движений небольшойинтенсивности. Представленные в игре мотивы позволяют детям проявить мышечные иволевые усилия, способствующие развитию выносливости. Однако важно постояннопомнить о реакции детского организма на продолжительную мышечную нагрузку.
Приспосабливаясь к ней, детский организмустанавливает оптимальные режимы работы всех физиологических систем,обеспечивающих мышечную деятельность. Подтверждение тому имеется в работах В.И.Добрейцер, где указывается, что к 5 – 6 годам система самостоятельной регуляциифизической нагрузки, механизмы психической регуляции у ребенка достигаютдовольно высокого развития.
Другойособенностью реагирования детского организма на физическую нагрузку являетсяслабая переносимость двигательной гипоксамии (кислородного голодания). Вотпочему при работе с детьми следует помнить, что мощность физической нагрузки,задаваемой ребенку, необходимо увеличивать очень осторожно и постепенно. С.М. Громбахи Г.П. Юрко констатируют доступность, благоприятное воздействие на детскийорганизм субмаксимальных нагрузок. Оптимальной, по их мнению, является мощностьфизической нагрузки, соответствующая верхней границе возрастных возможностейдетей.
Восстановительныйпериод в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые выражаются вменьшей (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) скорости протеканиявосстановительных процессов, требующих достаточного отдыха. Исследованиями показано,что это верно лишь по отношению к значительным физическим нагрузкам. А прималой и средней интенсивности работы восстановительные процессы протекают дажегораздо быстрее, чем у взрослых, по-видимому, за счет большей мобильностивегетативных систем.
Восстановительныйпериод неодинаков у всех детей и связан с рядом индивидуальных особенностей,уровнем их физической подготовки. С.М. Громбах, Г.П. Юрко считают, что встаршем дошкольном возрасте восстановление пульса (ЧСС) происходит в течение2-4 минут, показателей внешнего дыхания и газообмена — на 3-5-й минутах.Существенное влияние на скорость их восстановления у детей оказываютсистематические занятия физическими упражнениями.
Экспериментальныеисследования В.И. Добрейцер показали, что уже в первые 30 секунд послеокончания работы частота сердечных сокращений и частота дыхания старшихдошкольников (5-6 лет) может снижаться вдвое относительно «рабочих» показателейЧСС и ЧД. К концу первой минуты отдыха возможно полное восстановление пульса кисходным «дорабочим» параметрам. А на протяжении второй минуты возвращается кнорме и частота дыхания.
Такимобразом, развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет рядособенностей и закономерностей, которые определяются морфологической,функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования нафизическую нагрузку.Учет этот фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средстви методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок,обеспечивает планомерное повышение одного из важных физических качеств.
В дошкольном возрасте необходимо развивать и такое физическое качествокак гибкость.
Гибкость – морфофункциональноесвойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности егозвеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующихамплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкостьпредставляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляетсяв величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движений.Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений,оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах).
Гибкость — это способность выполнятьдвижение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, котороенаряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяетсяморфофункциональными биологическими особенностями человека.
Часто гибкостью называют подвижностьв суставах (Б.А. Ашмарин).
«Важность и значимость гибкости неподлежат сомнению. Прежде всего гибкость наделяет человека важным умениемсовершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянномконтакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Этоумение чрезвычайно ценилось, и к его достижению стремились еще древние люди».
Гибкость дает легкость, свободудействий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение какконцентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.
Гибкий человек красив с эстетическойточки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность,выразительность движениям.
Гибкий человек никогда нерастрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, его движения предельноточны и рациональны. Это в значительном степени облегчает, ускоряет любуюдеятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы.
У гибкого человека двигательнаяоснова любой деятельности разумна и логически обоснована. Люди, не обладающиегибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц крастягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационнымнарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздобольшее количество энергии, а значит у него быстрее наступает утомление.
Травмы зачастую являются результатомнедостаточного развития гибкости. Часто мы говорим о гибкости как опервостепенном по значимости качестве, влияющем на характер и результатопределенной деятельности. Во многих видах деятельности гибкость выступаетзалогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникойвыполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физическиекачества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.
Особое значение гибкость приобретаетпри занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах,велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерногонапряжения, растяжки и других повреждений.
Гибкость определяется анатомическимивозможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихсяповерхностей друг другу.
Чтобы быть гибким и иметь хорошуюподвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектрупражнений.
Следует отметить, что, развиваясь,сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенныхфизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественнонаправляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость.
Более того, гибкость являетсясоставной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость,благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями.
В.С. Фарфель доказал, что проявлениегибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических,психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок; психическогосостояния (при эмоциональном подъеме гибкость увеличивается); степенивозбудимости растягиваемых мышц (которая снижается при большой возбудимости);изменения ритма движений; изменения исходного положения; от массажа(предварительный массаж «увеличивает гибкость на 15%); разминки; внешнейтемпературы; возраста; уровня развития силы (физически сильные люди – менеегибки).
Различают активную и пассивнуюгибкость.
Активная гибкость характеризуетсявеличиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражненийблагодаря мышечным усилиям.
Пассивная – отличается максимальнойвеличиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов,усилий партнера).
В пассивных упражнениях на гибкостьдостигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницамежду показателями активной и пассивной гибкости называется «резервнойрастяжимостью», или «запасом гибкости».
Различают также общую и специальнуюгибкость.
Общая гибкость характеризуетсяподвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движенияс большой амплитудой.
Специальная гибкость – это предельнаяподвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной илипрофессионально-прикладной деятельности.
Развивают гибкость с помощьюупражнений на растягивание мышц и связок. В методической литературе можноувидеть два пути тренировки гибкости:
1) накопление разнообразныхдвигательных навыков и умении;
2) совершенствованиеспособности перестраивать двигательную деятельность соответствии с требованиямименяющейся обстановки.
Развитие гибкости тесно связано сразвитием мышечной силы. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания впроцессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости,с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитиефизических качеств.
Во-первых, следует обеспечитьразвитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений сполной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционированияопорно-двигательного аппарата.
Во-вторых, нужно предотвращать,насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости,минимизировать ее возрастной регресс.
Реализуя эти задачи, недопустимо,особенно у детей дошкольного возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости,приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимымдеформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействииупражнений, направленных на развитие гибкости.
Степень развития гибкости считаетсядостаточной, если она позволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовыхупражнений, отличающихся максимальным размахом при нормальной подвижности всуставах (особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных).
Методическими приемами, рекомендуемымидля развития гибкости, являются следующие:
– упражнения на растягиваниенеобходимо выполнять ежедневно;
– чередовать упражнения на силу игибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.
При развитии у детей грациозности, пластичности,красоты движений следует помнить, что все имеющиеся у них движенияприобретаются как результат научения.
Для того чтобы дети моглианализировать структуру и характер выполняемых упражнении, правильно пониматьпричины возникновения ошибок, необходимо воспитывать у них способность ксамоанализу разнообразных физических упражнений, с тем чтобы гарантироватьдостаточно полную амплитуду движений во всех направлениях, допускаемыхстроением опорно-двигательного аппарата. Хотя многие двигательные действия нетребуют максимально возможной амплитуды движений, резерв гибкости имеет немалоезначение – он служит одной из предпосылок экономичности движений, способствуетосвоению новых широкоамплитудных движений, помогает избегать травм.
Наиболее успешно гибкость формируетсяв физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относитьсясознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.
Физические упражнения учат ребенкаощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красотудвижений и свое здоровье.
Ловкостьюназывается способностьбыстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться),быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиямивнезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев,)
Говоря о ловкости, И.А.Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движениясуть неодно и то же,между ними существуют явные различия. «Двигательная ловкость– это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядомэта простейшая форма находчивости постепенно перестает в умственнуюнаходчивость».
Само слово «ловкость» удачно и ясноотражает основную сущность понятия. «Там, где двигательная задача осложнена ирешить, ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говориммы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, – помогаетуловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себеболее или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчилисьтак, во всех случаях, где требуется эта двигательная инициатива, илиизворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений квозникающей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словомловкость». Ловкость есть способность выйти из любой возникшей двигательнойзадачей:
1. правильно (т.е. адекватно иточно);
2. быстро (т.е. скоро);
3. рационально (т.е. целесообразно иэкономично);
4. находчиво (т.е. изворотливо иинициативно);
Формирование правильности движенийдолжно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Вначале что допускает некоторые снижения скорости и силы выполнения движения,однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Это отмечаетсовершено закономерную взаимосвязь между повышением точности в различныхнавыках.
Говоря о ловкости, многие ученыеуделяют большое внимание быстроте.
1.3 Методика развития быстротыдвижения
Как физическое качество быстрота – это способностьсовершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезоквремени. Предполагая, что выполнение двигательной задачи кратковременно и невызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только сперемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формыпроявления быстроты:
1) Латентное время двигательной реакции;
2) Скорость отдельного движения;
3) Частота движений.
Эти формы проявления быстроты относительнонезависимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но бытьмедлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных формопределяет все случаи проявления быстроты.
Быстрота развивается в процессе обучения ребенкаосновным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предполагаетиспользовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальномтемпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнениеупражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладыватьразличное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.
В игровой деятельности на занятиях используется бегиз усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя накорточках ит.д.)
Развитию быстроты способствует подвижные игры, вкоторых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждает ребенкаизменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательнаяреакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния ивремени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервныхпроцессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок,позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.
Для детей характерно стремление к быстрым движениям,что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы(повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения иторможения). Наблюдения за играющими детьми показывают, что они часто и охотновыполняют быстрые движения. Малыши догоняют бабочку, взлетевшего голубя,катящийся мяч или обруч, бегают с машинами, вертушками. Дети постарше соревнуютсядруг с другом в скорости перебегании через площадку, играют в«догонялки», «ловушки», бадминтон, с увлечением катаются навелосипеде, ходят на лыжах.При этом ребенок многократно позволяет понравившееся движение, использует его вразных ситуациях, стараясь выполнить быстрее, чередуя его с моментами отдыха –догоняет мяч и, подняв его, останавливается или, добежав до скамейки,усаживается на нее. Естественное стремление детей к непродолжительнымскоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения впроявлении быстроты, интересные игровые задания и игры. Отмечено, что в играх,увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем, простовыполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможностьвыявить резерв скоростных способностей детей.
С особенностями проявления быстроты выделяются двезадачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение. Однаиз задач — это упражнение в быстром начале движения, умении мгновеннореагировать действием на сигнал (словесный, звуковой). Это качество необходимово многих подвижных и спортивных играх (настольном теннисе, баскетболе и др.),на старте в беге, плавании, любых эстафетах. Другая задача — учить поддерживатьвысокий темп движения, например, в беге наперегонки, за партнером, при катаниимяча, обруча.
Подбор игр и упражнений для развития быстротыопределяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту,подготовленности ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность).Необходимо
при этом учитывать и некоторые специфические для данного качества требования, ккоторым относятся следующие:
во-первых, движение должно быть в основныхчертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будутнаправлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение. Так, малыш,неуверенно ловящий мяч и допускающий ряд ошибок (прижимает мяч к груди, широкорасставляет руки), не сможет быстро его поймать и тут же перебросить обратно.Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно;
во-вторых, продолжительность упражнений набыстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражненияскорость не снижалась и не наступало утомление. Длина дистанции для бега вбыстром темпе должна быть не более 10-30 м, число повторений прыжков 10-12 раз,продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх у детей 2-3 лет-10 сек,6-7 лет – до 15-20 сек. Кроме того, должны быть интервалы отдыха;
в-третьих, упражнения для развития быстроты недолжны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, сразной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований,облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, такназываемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудомпреодолевается;
в-четвертых, важным условием для успешноговыполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервнойсистемы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующейдеятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту,целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.
Для развития быстроты целесообразноиспользовать различные упражнения в размахивании, кружении, взмахе, ударах,бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальновозможной частотой.
Таким образом быстрота развивается впроцессе обучения ребенка основными движениями. Для развития скоростных качествЕ.Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге;чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом наболее спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствуетразвитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии сзаданным темпом.
Вывод по I главе
Важная задача физического воспитанияэто развитие быстроты движения.
Быстротой называется способностьчеловека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Способность к быстроте необходима дляформирования и совершенствования бега, различных видов прыжков и метаний вподвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивныхупражнений.
Для детей характерно стремление кбыстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностяминервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессоввозбуждения и торможения).
Проявление быстроты относительнонезависимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но бытьмедлительным в движении и наоборот.
Быстрота развивается в процессеобучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств предлагаютиспользовать упражнения в быстром и медленном беге. Выполнение упражнений вразном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечноеусилие в соответствии с заданным темпом.
Таким образом мы пришли к выводу,что: воспитание физических качеств является важной задачей в физическомвоспитании дошкольников.
Глава 2. Воспитаниефизических качеств
2.1 Выявление уровняразвития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
Практическая работапроводилась в детском саду «Солнышко» 5-6 лет старшая группа.
Цель: изучение уровняразвития быстроты.
Задачи:
1. Выбрать диагностику.
2. Провести диагностику удетей старшей группы.
3. Проанализироватьрезультаты исследования.
Исследования проводилисьпо методике Ноткиной Н.А.
Тест
Бег 30 метров со старта.
Методика обследования:
Инструктор проводитнесколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища, иног.
Задание проводится набеговой дорожке (длина не менее 40 метров, ширина 3 метра).
На дорожке отмечаютсялинии старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых, один находится сфлажком на линии старта, второй (с секундомером) на линии финиша. За линиейфиниша на расстоянии 5-7 м. ставится яркий ориентир. По команде воспитателя«Внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу.
Затем следует команда«Марш» взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка) в это времявоспитатель, стоящий на линии финиша включает секундомер.
Во время короткого отдыха(3-5 минут) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.Предлагаются две попытки, фиксируется наилучший результат (во время бега неследует торопить ребенка, корректировать его бег).
Количественныйпоказатель: время бега (в мин.)
5-6 лет 8,4-9,2
6-7 лет 7,6-8,0
Старший возраст
1. Небольшойнаклон туловища, голова прямо;
2. Рукиполусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед–внутрь;
3. Быстрыйвынос бедра, маховой ноги (под углом примерно 60-70 градусов).
Качественный показатель:
Высокий уровень –соответствие всем показателям.
Средний уровень –соответствие трем показателям.
Низкий уровень — соответствие двум показателям.
Результаты физическойподготовленности занесены в протокол № 2 (см. приложение 1, 2)
/>
Рис. 1 Показатели уровняразвития быстроты
Анализ: Результатывысокого уровня не показал не один ребенок
Средний уровень – дети вданной группе справляется с большей частью элементов техники это составляет 50%
Низкий уровень – ребенокдопускает значительные ошибки 50% детей. На основе этого была спланированаработа по развитию быстроты у детей старшего возраста.
2.2 Развитие быстроты удетей старшего дошкольного возраста посредством физкультурных занятий
Цель: Разработать сериюзанятий по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Составитьконспекты физкультурных занятий;
2. Провестиих с детьми старшего дошкольного возраста;
Практическая работапроводилась с сентября по ноябрь.
Тематический план.Задачи физкультурных занятий Количество занятий Материалы оборудования 1. Упражнять в беге, упражнять в ходьбе на носках и беге по доске, учить лазить по наклонной лестнице чередующимся шагом, развивать быстроту. 1 4 доски положить по сторонам площадки. 2-3 лестницы поставить наклонно у гимнастической стенки. 2. Упражнять в беге, учить бросать мяч вверх и мягко ловить двумя руками, упражнять в ходьбе на носках и беге по доске, развивать быстроту. 1 Мячи на всех детей, 4 доски по сторонам площадки. 3. Упражнять в беге, учить подпрыгивать с разбега, стараясь коснуться подвешенного предмета, упражнять в мягкой ловле мяча после бросков о землю и вверх, развивать быстроту. 1 Мячи на всех детей, 2-3 мяча на разных сторонах площадки, на высоте 160-170 см. 4. Упражнять в беге, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с различным положением рук, в ползании на животе, развивать быстроту. 1 3 мяча. 3 скамейки поставить параллельно друг другу 5. Упражнять в беге, учить передавать мяч в колоннах вперед и назад прямыми руками, упражнять в ходьбе и беге по гимнастической скамейке, развивать быстроту. 1 3-4 гимнастические скамейки, 3-4 мяча. 6. Упражнять в бег, учить ходить и бегать по наклонной доске, упражнять в лазанье по наклонной доске на четвереньках, развивать быстроту. 1 3 доски, гимнастическая стенка, шнур. 7. Упражнять в беге, учить бросать и мягко ловить мяч в парах, упражнять в беге по наклонной доске прямо и боком, развивать быстроту. 1 мячи на подгруппы детей, 3 доски, разметить дорожки длиной 10-15 м линиями через 1 м (или положить гимнастические палки). 8. Упражнять в беге, учить ходить, прямо и боком по скамейке с мешочком на голове, упражнять в пролезании в обруч, не задевая его, развивать быстроту. 1 мешочки и обручи на всех детей, 6 флажков, 4 скамейки по сторонам площадки. 9. Упражнять в беге, упражнять в умении входить и сходить по наклонной доске боком, в пролезании между рейками гимнастической стенки без задержки, развивать быстроту. 1 3 шнура, 2 гимнастические скамейки, 3 доски. 10. Упражнять в точном попадании в горизонтальную цель, в умении вбегать и сбегать но наклонной доске на носках, развивать быстроту. 1 3 корзины, 10 мешочков, шнура, 2 доски у гимнастической стенки.
Занятие 1,2,3.
На данном физкультурномзанятии предлагались детям разные виды бега (медленный бег и бег со среднейскоростью). При беге у Нины С., Вики К. в технике бега встречаются ошибки детиделают слабый вынос бедра маховой ноги, не смотрят прямо, смотрят под ноги.
Занятие 4,5,6.
На этих занятиях привыполнении бега меняли ведущих. У детей Сони Б., Кирилла М. не энергичноеотталкивание ногами, Никиты Т встречаются ошибки в технике бега Никиты Т. рукине согнуты в локтях, Ай-Саны М. плохой вынос бедра, Нины С. не смотрит прямоперед собой, смотрит под ноги.
Занятие 7,8,9,10.
На этих занятияхпродолжали отрабатывать технику бега, для этого использовали медленный бег, втечении одной минуты в чередовании с ходьбой. А также бег со средней скоростьюкоторую проводили вводной части или основной части.
При проведении бегауделяем большое внимание смене темпа движения – быстрого и медленного. Это даетвозможность проявить активность не только подвижным детям, но и более вялым.
2.3 Анализ полученныхрезультатов
Цель изучение уровняразвития быстроты.
Задачи:
1. Провести диагностику встаршей группе;
2. Дать анализрезультатам исследования;
3. Исследованияпроводились по методике Ноткиной Н.А.
Результаты исследованияпредставлены в рисунке 2 и приложении 3
/>
Рис. 2. Показатели уровняразвития быстроты
Анализ: После проведеннойработы результаты изменились.
20% детей показали болеевысокий результат, а дети в низким уровнем развития быстроты по показателямперешли на средний уровень.
Таким образом послепрактической работы результаты изменились. Они представлены в рис. 2 и вприложении 3.
Заключение
Важной задачейфизического воспитания это развитие быстроты движения. Быстрота – это способностьчеловека совершать двигательные действия в минимальный для данных условийотрезок времени.
Способность к быстротенеобходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков иметаний, в подвижных играх, а так же для успешного овладения многими видамиспортивных упражнений.
Для детей характерностремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма,особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая сменапроцессов возбуждения и торможения).
Проявление быстротыотносительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, нобыть медлительным в движении и наоборот. Быстрота развивается в процессеобучения ребенка основным движениям.
Для развития скоростныхкачеств предлагают использовать упражнения в быстром и медленном беге.Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей уменияприкладывать различное мышечное усилие с заданным темпом.
Начинать задания наоткрытом воздухе лучше в теплое время года тогда вместе с постепенным снижениемтемпературы воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы,предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимсяусловиям внешних факторов, т.е. повышается закаленность детского организма.Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это вполной мере относится и к физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятиянадо регулярно, а не от случая к случаю и стремится, чтобы все дети ихпосещали.
Основная задача котораярешалась на занятиях – это упражнения в быстром в начале движения, уменияреагировать действием на сигнал (звуковой или словесный).
При повторении занятияучитывались такие требования. Сначала бег осваивали в медленном темпе, чтобыосвоить технику движения. Продолжительность упражнения на быстроту должна бытьнебольшой, чтобы не наступало утомление. Для этого бег чередовали с ходьбой.Упражнения для развития быстроты не должны иметь однообразный характер. Поэтомудля совершенствования бега использовали подвижные игры «Догоните меня»,«Догони», «Ловишки», «Самолеты», «Бабочки и стрекозы» и др. и игры-эстафеты;после проведенной работы изменились результаты бега. Высокий 40%, средний 60%
Таким образом мы пришли квыводу, что: способность к быстроте необходимо развивать с помощью упражнения вбыстром и медленном беге, подвижных игр для того чтобы дети в дальнейшемовладели, разными видами спортивных упражнений и спортивных игр.
Список использованнойлитературы
1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры иупражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. — М.:Просвещение, 1992. — 157с.
2. АлямовскаяВ.Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурныхмероприятий. М: Чистые пруды, 2005. -32с
3. БуцинскаяП.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. –М.: 1981
4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровьедетей: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1986. — 125с.
5. Воспитание детей в сезонныхдошкольных учреждениях / Под ред. А.Ф. Говорковой, Н.И. Кузиной. — М., 1988г.
6. Гломидова С.Е.Физкультура. Игровая деятельность старшая группа. Корефей, Волгоград. -112 с.
7. Залетаев И.П.,Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения. – М.: 2002
8. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.,Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении. –М.: Академия, 2003. – 320 с.
9. Кузина И. Степ-аэробика / Журнал«Обруч», 2005 № 1
10. Кузьмина Е.Ю. «Папа» — мяч и «Мама» — мяч // Журнал «Обруч», 2004 № 1
11. Лайзане С.Я. Физическая культура длямалышей. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1978. — 158с.
12. Наш «взрослый» детский сад: Книга длявоспитателя детского сада: Из опыта работы / К.П. Изергина, Л.С. Преснякова идр. — М.: Просвещение, 1991.-95с.
13. Обухова Л.А., Горькова Л.Г. Занятияфизической культуры в ДОУ по программе «Остров здоровья» Е.Ю. Александрова.2006
14. Оздоровительная направленностьфизкультурных мероприятий // Дошкольное образование, 2004. — № 20.- С. 8-18
15. Организация работы сельского детскогосада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности /Л.В. Поздняк, А.К.Бондаренко; Сост. Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова. — М.: Просвещение, 1988. — 240с.
16. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятияс детьми 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение,1986. — 111с.
17. Рунова М.А.Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2000. –256 с.
18. Смирнова Л.А.Общеразвивающие упражнения для дошкольников. – М.: Владос, 2003
19. Степаненкова Э.Я. Теория и методикафизического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2006. — 368 с.
20. Степаненкова Э.Я.Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. –М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 96 с.
21. Физическая культура в дошкольномдетстве Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.
22. Физическая подготовка детей 5-6 лет кзанятиям в школе / Э.И. Адашкявичене, Л.В. Карманова и др.; Под ред. А.В.Кенеман и др. — М.: Просвещение, 1980. — 144с.
23. Физическое воспитание детейдошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы /В.А. Андерсон, Л.А. Вике. — М.: Просвещение, 1991. — 63с.
24. Физическое воспитание детей раннего идошкольного возраста. Под ред. Юрко ГЛ., Спирина В.П. Изд. 2-е. М, «Медицина»,1978, 248с.
25. Фролов В.Г. Физкультурные занятия,игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. — М.: Просвещение,1986. — 159с.
26. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурныезанятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателядетского сада. — М.: Просвещение, 1983. — 192с.
27. Хухлаева Д.В. Методика физическоговоспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. училищ. — 3-еизд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 208с.
28. Шебеко В.Н. Занятия пофизической культуре в детском саду. Минск.:, 2001. – 88 с.
29. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.Физическое воспитание дошкольников. — Москва, 1998
30. Шишкина В.А. Какая физкультура нужнадошкольнику. – М.: Просвещение, 2000