БольшойСтроченовский пер., 24, стр. 2, метро «Серпуховская», далее пешком поСтремянному переулку до пересечения с Большим Строченовским переулком и направо
Музейпередан в дар городу Москве племянницей поэта Светланой Петровной Есениной,художником-дизайнером Аветом Александровичем Тавризовым и филологом СветланойНиколаевной Шетраковой. Открыт в 1995 году к 100-летию со дня рождения С. А.Есенина. Директором музея стала Светлана Николаевна Шетракова, главнымхранителем — Светлана Петровна Есенина. В мае 1996 года музей получил статусгосударственного. Материалы для музея собраны из разных архивов страны и из-зарубежа. Небольшой по площади музей отражает весь творческий путь поэта. ергейАлександрович Есенин родился 21 сентября (3 октября — по новому стилю) 1895года в селе Константиново Рязанской губернии в семье Александра НикитичаЕсенина (1873-1931 гг.) и Татьяны Фёдоровны Есениной (урождённой Титовой)(1875-1955 гг.). В музее представлены: фотографии отца и матери 1905 и 1910гг., фото родителей на фоне дома в Константинове в 1914-1916 гг.; письма поэтародителям; автограф стихотворения «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливаямать» и др.
Сергейбыл первым сыном в семье, позже родились его сёстры — Екатерина и Александра.
Напротивдома находилась церковь Казанской иконы Божией Матери, где крестили поэта.
Вмузее можно увидеть фото этой церкви начала XX века, какой она была при жизниЕсенина.
ДетствоСергей провёл среди природы среднерусской полосы, к этому периоду относятся егопервые литературные опыты. «Стихи начал слагать рано, лет девяти ещё вКонстантиново… но сознательное творчество отношу к 16-17 годам», — писал он в«Автобиографии».
Константиновскоеземское четырёхгодичное училище Есенин закончил с похвальным листом «За весьмахорошие успехи и отличное поведение». Этот Похвальный лист можно увидеть настенде в выставочной комнате музея.
С1909 по 1912 гг. Есенин продолжил обучение в учительской школе в Спас-Клепиках,после окончания которой уехал в Москву на постоянное место жительства.
Вмузее представлены фотографии учителей Есенина в Константиновском земскомучилище — Лидии Ивановны и Ивана Матвеевича Власовых и учителейСпас-Клепиковской школы — Виктора Алексеевича и Александры Петровны Гусевых.
Атакже свидетельство об окончании Есениным второклассной учительскойСпас-Клепиковской школы.
В1912 году юный Сергей Есенин приехал из родных рязанских мест в Москву к отцу,который проживал по адресу: Большой Строченовский пер., 24. Именно этот домстал его единственным официальным адресом в Москве, где поэт жил и был прописанс 1912 по 1918 годы. Отец Сергея Есенина долгие годы жил в квартире №6. Дом, напервом этаже которого расположен музей, построен в 1891 году по проектуархитектора М. В. Медведева.
Онбыл одним из четырёх домов принадлежавших в начале XIX века хозяину торговыхлавок, купцу Крылову, и использовавшихся для проживания его работников.
Оноколо 30 лет работал старшим приказчиком в мясной лавке у купца Н. В. Крылова инадеялся, что сын продолжит его дело. Около года Есенин работал приказчиком вмясной лавке. Но эта работа была не по душе поэту, а отец не понимал егостремлений. Через год он покинул эту квартиру, хотя она считается официальнымместом проживания С. Есенина до 1918 года. При входе в дом, посетителейвстречает обилие цветов и зелени рязанского разнотравья и шероховатый заборЗамоскворечья, как будто юный поэт только что приехал к отцу, и мы вот-вотпознакомимся с ним.
Астроки в золотой раме приглашают нас окунуться в неразгаданную тайнубессмертного поэтического творчества:
Несказанное,синее, нежное...
Тихмой край после бурь, после гроз.
Идуша моя — поле безбрежное — Дышит запахом мёда и роз.
Центроммемориальной части экспозиции является мемориальная комната, в которой жилпоэт.
Черезстеклянную стену, как бы сквозь витрину, посетитель видит часть общежития дляприказчиков — комнату №6. Перед нами обстановка комнаты: кровать, стол, комод,сундук, букетик полевых цветов, как бы привезённый из рязанской области, книгипоэта, его гармонь.
Обстановкакомнаты условна, так как воспоминаний очевидцев почти не сохранилось.
Новсе предметы здесь начала XX века: лоскутное покрывало на жёсткой кровати,этажерка с книгами, гипсовый бюст Пушкина, обои с подлинным рисунком началавека.
Настенах комнаты в коллажах помещён материал, рассказывающий о детстве поэта.
Коллажпод старинными деревянными часами: фотографии родителей — Татьяны Фёдоровны иАлександра Никитича Есениных, деда по матери Фёдора Андреевича Титова, в домекоторого проходило детство поэта, фотографии Есенина среди односельчан, ссёстрами Катей и Шурой, фото священника константиновской церкви ИванаЯковлевича Смирнова, духовного наставника поэта.
Проотца Ивана Смирнова мать Есенина вспоминала: «Был у нас в селе праведныйчеловек, отец Иван. Он мне и говорит: «Татьяна, твой сын отмечен Богом». Коллажнад этажеркой: фото отца, Сергей Есенин с отцом и дядей, фото учителясловесности Спас-Клепиковской школы Евгения Михайловича Хитрова, которому поэтподарил свой первый сборник стихов с благодарственной надписью, фото отца сматерью и сестрами, Сергей Есенин среди учеников Спас-Клепиковскойвтороклассной учительской школы (1911 г.), фото школьного товарища ГришиПанфилова, фото М. П. Бальзамовой и А. А. Сардановская. На столе у окна —рукопись письма школьному товарищу Грише Панфилову. В красной углу мемориальнойкомнаты — Казанская икона Божией Матери. Это подлинная родовая икона семьиЕсениных из Спас-Клепиково.
… Божницастарая, Лампады кроткий свет.
Какхорошо, Что я сберёг те Все ощущенья детских лет.
Забытовыми вещами мы чувствуем, что здесь рождалась Поэзия, которая уходила изэтого небольшого пространства и становилась достоянием Вечности.
Настенде, посвящённом первым годам жизни поэта в Москве, представлена перепискапоэта этого периода.
Вчастности его письма Марие Бальзамовой.
Этадевушка была подругой Анны Сардановской, сестры друга поэта. В своей перепискеЕсенин называет её «милой Маней». Именно Мария Бальзамова (1896-1950 гг.) сталаисточником поэтического образа стихотворения «Не бродить, не мять в кустахбагряных...», написанного в 1916 году.
Вмарте 1913 года С. А. Есенин по рекомендации друзей поступает на службу втипографию «Товарищества И. Д. Сытина» подчитчиком корректора. В типографии онпознакомился с корректором Анной Романовной Изрядновой (1891-1946 гг.), котораявпоследствии стала гражданской женой поэта, и в декабре 1914 года у них родилсясын Юрий. В журнале «Мирок», издаваемом Сытиным в январе 1914 года опубликованостихотворение «Берёза» — первая ныне известная публикация поэта. На стендесправа в мемориальной комнате: фотография Есенина среди работников типографииСытина 1914 г. (на переднем плане — А. Р. Изряднова); материалы об участииЕсенина в литературно-музыкальном Суриковском кружке. Рядом материалы,рассказывающие о том, что в сентябре 1813 года Есенин поступаетвольнослушателем на вечернее историко-философское отделение в Московскийгородской народный университет имени Шанявского. Надо отметить, что с точкизрения музейного дизайна экспозиция необычна.
Заглавныйстенд в экспозиционной комнате оформлен как складная икона-триптих.
Онговорит о значимости всего того, что связано с верой в жизни и творчествепоэта.
Вцентре её — портрет Есенина, написанный в 1915 году художником ВладимиромЮнгером.
Сверху— первый сборник поэта «Радуница».
Вокругпортрета черновики Есенина, автографы стихотворений, из которых многие набиблейскую тематику:
«Сыплетчерёмуха снегом», «Гой ты Русь моя родная», «Я плакал на заре, когда померклидали», «Ночь», «Звёзды», «Солнца луч золотой бросил искру свою», «Песня особаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных».
Влевой части складня — первые положительные отклики на сборник «Радуница».
Справа— первые публикации Есенина в Москве в детских журналах «Мирок», «Проталинка».
Слеваи справа витрину обрамляют четыре подлинные иконы: Рождество Христово и АпостолСимон (слева), Сошествие святого Духа и Апостол Иаков (справа). Между стендамив коридоре — икона Илья Пророк, чудом сохранившаяся в годы варварскогоотношения к религии, как бы напоминание о роли поэта-пророка.
Деревяннаяконструкция на потолке напоминает деревенские стропила сеновала, где поэтоставался наедине с собой и где к нему приходили первые поэтические строки.
Такжееё форма символизирует крест, который был дан поэту. Восходящее над крестомсолнце не закатится, как не закатится память о Есенине.
Напротивмемориальной комнаты — зеркальная стена, которая не только расширяетпространство комнаты, но и говорит о том, что пространство поэзии Есенинабезгранично.
Иззазеркалья с последней фотографии на нас смотрит поэт и как бы присутствуетсреди нас.
Стенду двери в коридоре посвящён петербургскому периоду жизни и творчества поэта.
9марта 1915 года Есенин приезжает в Петроград, который был в то время столицейкультурной жизни страны.
Прямос вокзала Есенин едет к Александру Блоку, не застав Блока дома, он оставляетзаписку.
Этузаписку можно увидеть на Петроградском стенде:
«АлександрАлександрович.
Хотелбы поговорить с Вами.
Делодля меня очень важное.
Выменя не знаете, и может быть где-то и встречали по журналам мою фамилию.
Хотелбы зайти часа в 4.
Спочтением. С. Есенин».
Несмотря на то, что жаждущих встретиться с Блоком было не мало и Блок избегалтаких встреч, на просьбу Есенина Блок откликнулся и в тот же день слушал стихив исполнении автора. После этой встречи на записке Блок оставил свойкомментарий: «Крестьянин. Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые,голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года». Блок высокооценил стихи Есенина, он же направил его к известным поэтам Городецкому и Н. А.Клюеву, а также к издателям. В 1915 году Есенин издаёт свой первый поэтическийсборник «Радуница». Стихи поэта публикуются во многих петербургских журналах.На стенде — рукопись и публикация стихотворения «Русь» («… Я люблю тебя, родинакроткая»), которое было написано поэтом в Москве, а впервые опубликовано вПетербурге. В 1917 году в одной из редакций Есенин знакомится с ЗинаидойНиколаевной Райх (1894-1939 гг.), которая в 1917 году стала его официальнойженой, и от этого брака у них было двое детей: Татьяна (1918-1992 гг.) иКонстантин (1920-1986 гг.).
Бракбыл непродолжительным.
Опротиворечиях между поэтом и его возлюбленной можно прочитать в стихотворенииЕсенина «Письмо к женщине»:
Выпомните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, приблизившись к стене,Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне.
ЗинаидаНиколаевна Райх, несмотря на то, что их брак через три года был расторгнут, аона стала женой В. Э. Мейерхольда, любила и всегда помнила Есенина.
Напохоронах поэта в Москве в декабре 1925 года она от горя не могла сдержатьсвоих чувств.
З.Н. Райх трагически погибла в 1939 году — она была зверски убита 20 июня 1939года в своей московской квартире в Брюсовом переулке.
Похороненана Ваганьковском кладбище.
В1916 году Сергей Есенин был призван на военную службу и служил санитаром приЦарскосельском санитарном поезде №143. В одном лазарете с ним сёстрамимилосердия работали императрица Александра Фёдоровна и царские дочери.
СергейЕсенин и Николай Клюев выступали перед ними в фольклорных нарядах, а после былиприглашены в Москву к сестре императрицы великой княгине Елизавете Фёдоровне.
Вянваре 1916 года Есенин выступал с Клюевым в Марфо-Мариинской обители влазарете и в доме великой княгини Елизаветы Фёдоровны, основательницы обители.
Настеклянной витрине — экспозиция, посвящённая революции 1917 года в жизни поэта,которая застала Есенина в Москве.
Вцентре публикации поэта того периода: газета «Знамя труда» (№174 от 7 апреля1918 года), журнал «Октябрь» (№7-10 за 1917 год) и др. Весной 1918 года Есенинчитал стихи рабочим Пресни на выставке работ скульптора С. Т. Коненкова.
В1921 году скульптор создал из дерева бюст Есенина (фото сверху справа).
Рядомавтограф стихотворения «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать!»
Подним — заявление в Профессиональный союз писателей, поданное Есениным в 1918году.
ВПрофессиональный союз писателей (размещался по адресу Крестовоздвиженскийпереулок, 2, квартира 18) С. А. Есенин был принят 17 декабря 1918 года исостоял там до конца жизни. Сверху слева — кадр запечатлевший поэта сединственной киносъёмки на открытии памятника поэту А. В. Кольцову 3 ноября1918 года. Памятник находился на Площади Революции, возле стены Китай-города.На открытии памятника после речи председателя Моссовета Л. Б. Каменева Есенинпрочёл стихотворение «О Русь, взмахни крылами...», написанное в 1917 году.
Следующийстенд посвящён периоду сотрудничества поэта с имажинистами и написанию цикла«Москва кабацкая», связанному с Москвой. С 1919 года С. А. Есенин возглавляетлитературное направление «Имажинизм».
Декларацияимажинистов была опубликована в апреле 1918 года во втором номере воронежскогожурнала «Сирена», который можно увидеть в экспозиции.
Настенде — обложки сборников имажинистов: «Звёздный бык», «Плавильня слов»,«Имажинисты», — в которых вместе с Есениным печатались Анатолий Мариенгоф,Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев; автограф стихотворения «Я последний поэтдеревни» с посвящением А. Мариенгофу.
«Ассоциациявольнодумцев», основанная Есениным и имажинистами открыла в конце 1919 годаклуб-кафе «Стойло Пегаса» (Тверская ул., 37). Здесь собирались почитателитворчества поэта, многие из них становились его друзьями.
Здесьв ноябре 1920 года Сергей Есенин познакомился с Галиной Бениславской.
ГалинаАртуровна Бениславская (1897-1926 гг.) — одна из поклонниц поэта, став егоблизким другом, взяла на себя обязанности личного секретаря, заботилась осёстрах поэта, о его благополучии. В 1923 году вступила в гражданский брак сЕсениным. Бениславская пронесла любовь к поэту до конца жизнии и не пережилаего трагической гибели.
3декабря 1926 года в годовщину смерти Есенина она покончила жизнь самоубийствомна его могиле, оставив предсмертную записку со словами: «В этой могиле осталосьдля меня самое дорогое», в которой просила её похоронить рядом с поэтом, что ибыло выполнено. В экспозиции — фотография Г. А. Бениславской и письма Есенина кней. Следующая витрина посвящена пребыванию Есенина за границей. В центре —рисунок с портрета Есенина художника Бориса Григорьева на фоне русскогосельского пейзажа.
Надпортретом автограф стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу». Слева обращаетна себя внимание обилие снимков Есенина с Айседорой Дункан.
Американскаятанцовщица Айседора Дункан впервые посетила Россию в 1921 году.
А.Дункан родилась 26 мая 1877 года в Сан-Франциско. Любовь к танцам и музыкепроявилась у Айседоры с раннего детства. Искусство танца принесло ей всемирнуюславу. Она создала новый стиль в танце, возрождая прекрасное искусствоантичного мира.
Цельютанца Дункан было создание гармонии духа и тела, способность через движениевыразить чувства, присущие каждому человеку. В разных странах мира онасоздавала школы-студии, в которых обучала девочек искусству своего танца.
ВМоскве Дункан открыла школу-студию танца в бывшем особняке русской балерины А.Балашовой (Пречистенка ул., 20). В студии московского художника ГеоргияБогдановича Якулова (Большая Садовая ул, 10, квартира 38) 3 октября 1921 годаДункан познакомилась с Есениным.
2мая 1922 года Сергей и Айседора зарегистрировали брак в ЗАГСЕ Хамовническогорайона Москвы (Малый Успенский переулок, 3), после чего они отправились вмировое турне по Европе и Америке. За границей поэт продолжает создаватьпоэтические шедевры, которые будут опубликованы в России после возвращенияЕсенина на Родину. В витрине — заграничный паспорт поэта с сургучной печатью,книги, вышедшие в период пребывания его за границей, письма из Венеции иПарижа, которые поэт посылал близким на родину. В августе 1923 года СергейЕсенин вернулся из зарубежной поездки в Россию.
Самымярким впечатлением для Есенина стала встреча с Августой ЛеонидовнойМиклашевской (1891-1977 гг.).
Сергейсразу попал под очарование этой женщины, и вскоре поэт создаёт цикл «Любовьхулигана», посвящённый А. Л. Миклашевской. Это единственная женщина, которойЕсенин посвящает сразу 7 стихотворений, полных истинного преклонения иискреннего чувства. Во время экскурсии мы слышим голос Сергея Есенина,читающего отрывок из «Исповеди хулигана».
Настенде представлен автограф стихотворения «Пускай ты выпита другим» из цикла«Любовь хулигана».
В1924 году Есенин вновь покидает Россию.
Теперьего привлекает Восток.
Есенинмечтал посетить восточные страны, но эта поездка так и не состоялась.
ИллюзиюПерсии он ощутил на старой ханской даче в посёлке Маркаяны, гда начал работунад циклом стихотворений «Персидские мотивы». Эти стихи наполнены атмосферойвоображаемого Востока через реальные встречи с Кавказом и прекрасными людьмиего населяющими. Образ прекрасной персиянки Шагане проходящий через циклстихотворений, помогает поэту выразить свои чувства и думы о самом сокровенном.Последний стенд у окна посвящён последним годам жизни поэта (1923-1925 гг), егопоследнему творческому взлёту. В центре витрины триптиха помещён рисунок ЮрияАнненкова 1923 года. Слева и справа фотографии Есенина 1925 года (одни изпоследних фотографий поэта).
Подпортретом — С. А. Есенин с матерью за самоваром в квартире Г. А. Бениславской.Фото 1925 года.
Впоследние годы жизни Есенин был полон сил и желания работать. Он пишетмножество стихотворений и поэт, которые считаются шедеврами лирики поэта.
Вэто время Есенин уже поэт, признанный всеми, его стихи постоянно публикуются вразных изданиях.
Ввитрине — автографы стихотворений:
«Отговорилароща золотая», «Письмо матери», «Цветы мне говорят прощай», «К Пушкину»,рукописи и первые публикации поэмы «Анна Снегина», а также фотографии поэта свиднейшими писателями того времени — Клюевым, Ивановым и др. Творческиевыступления поэта проходили во многих городах страны. В эти годы Сергей Есенинпродолжает много путешествовать. Поэт приезжает на Кавказ вместе с СофьейАндреевной Толстой (1900-1957 гг.) — внучкой Льва Николаевича Толстого, последнейженой Есенина.
НаКавказе поэт, находясь на высоком творческом подъёме, начал писатьлиро-эпическую поэму «Анна Снегина».
Нафотографии 1925 года: Сергей Есенин с женой С. А. Толстой-Есениной, сёстрыЕсенина, В. Ф. Наседкин, А. М. Сахаров. В сентябре 1925 года С. А. Есенинвозвращается в Москву, много общается с друзьями, посещает Надежду ДавыдовнуВольпин, мать его последнего сына Александра Сергеевича Вольпина-Есенина(родился в 1924 году).
Виюне 1925 года он поселился вместе с сёстрами на квартире С. А. Толстой(Троицкий пер., 3, квартира 8).
Этопоследняя квартира Есенина в Москве.
Отсюда23 декабря он выехал в Ленинград, где трагически скончался в ночь с 27 на 28декабря 1925 года в гостинице «Англетер». Перед смертью 27 декабря он написалсвоё последнее стихотворение:
Досвиданья, друг мой, до свиданья.
Милыймой, ты у меня в груди.
Предназначенноерасставанье Обещает встречу впереди.
Досвиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этойжизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.
31декабря 1925 года состоялись похороны С. А. Есенина. На ограде «Дома Печати»,где проходило прощание, висел огромный транспарант:
«Теловеликого русского национального поэта покоится здесь». Траурный кортеж от «ДомаПечати» двинулся к памятнику А. С. Пушкина. Гроб поэта трижды обнесли вокругпамятника. Потом процессия направилась на Ваганьковское кладбище. Пройдя вовторую комнату музея посетитель невольно останавливается перед стендом,посвящённом гибели поэта.
Здесьпредставлены фотографии этих трагических дней: гостиница «Англетер», комната №5до трагедии; посмертные фото С. А. Есенина 18 декабря 1925 года; прощание споэтом в Доме Печати 31 декабря 1925 года; вынос гроба после прощания из ДомаПечати (кадры из кинохроники); траурный митинг у памятника Пушкину;
ТатьянаФёдоровна Есенина у могилы сына (начало 1950-х гг.) и др. Второй зал музеяЕсенина оформлен в бело-сине-красных тонах. В одном из зеркал зала — буква «Р»в терновом венце, символизирующая Россию, которую поэт бесконечно любил ивоспевал:
Есликрикнет рать святая:
«Киньты Русь, живи в раю!»
Яскажу: «Не надо рая, Дайте родину мою»
Ана противоположной стороне — «Е» (Есенин) — в лавровом венце. Это символ того,что поэт проходит «через тернии к звёздам», что духовность вечна, что словопоэта бессмертно. В этом зале можно посмотреть редкие кадры кинохроники,запечатлевшие выступление Сергея Есенина на открытии памятника Кольцову. Здесьпроходят вечера, посвящённые творчеству поэта, выступают музыканты, актёры.
Проектэкстерьерной экспозиции «Есенинский домик» — макет того, каким предстанет переднами музей Есенина в скором будущем. Тематическая экскурсионная программа музеяС. А. Есенина рассчитана на разные категории посетителей, включая экскурсии наиностранных языках. В настоящее время в одном из экспозиционных залов музея вБольшом Строченовском пер., 24, стр. 2 можно познакомиться с материаламипередвижных выставок:
«Тотобраз во мне не угас...» (Женщина-Муза в творчестве Есенина), «До свиданья,друг мой, до свиданья...» (Бессмертие творчества Поэта). Экскурсии по музеюсопровождаются аудио и видеопрограммами с демонстрацией редкой кинохроникиначала XX века и кинокадров, запечатлевших поэта.
Приподготовке статьи использовались материалы, любезно предоставленные музеем:карта «Москва Сергея Есенина. 1911-1925 гг.» В. С. Баранов. 1997 г.; буклет «Московский государственный музей С. А. Есенина» (автор С. Н. Шетракова); а также —фрагменты аудиоэкскурсии по музею С. А. Есенина. Московский государственныймузей С. А. Есенина Где находится (адрес) 115054, Москва, Большой Строченовскийпер., 24, стр. 2 Ближайшие станции метро метро «Серпуховская», метро«Павелецкая»
Какпроехать или пройти от ближайших станций метро От метро «Серпуховская» путь домузея более короткий и простой — выйти из метро, далее пешком по Стремянномупереулку до пересечения с Большим Строченовским переулком, повернуть направо, ичерез метров 50 увидим проходную на территорию музея. Дни и часы работы музея(Часы работы экспозиции музея) В «зимний период» (с 1 октября по 30 марта)музей работает: вторник-пятница — с 11.00 до 18.00, суббота — с 13.00 до 20.00.
Выходныедни: воскресенье, понедельник.
В«летний период» (с 1 апреля по 30 сентября) музей ждёт Вас: вторник, четверг,пятница, суббота — с 11.00 до 18.00, среда — с 14.00 до 21.00.
Выходныедни: воскресенье, понедельник.
Кассапрекращает работу за 1 час до закрытия музея. Последний вторник каждого месяца— санитарный день.
Льготы,скидки Для многодетных семей и лиц, не достигших 18 лет — бесплатное посещениев первую пятницу каждого месяца.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.openmoscow.ru/