Реферат по предмету "Москвоведение"


Когда москвичам праздновать День города?

Священник Николай Киселев
Храм иконы Божией Матери «Знамение» вмосковском районе Захарьина возведен в XVII веке, но одно важное обстоятельствотаинственным образом связывает его с особой датой в истории Российскогогосударства — 4 апреля 1147 года, то есть с датой первого летописногоупоминания о Москве. Дело в том, что в XIX веке в Знаменском храме был устроенпридел с престолом в честь византийского подвижника и исповедника IX столетияпреподобного Иосифа Песнописца — творца многих церковных канонов и служб,память которого приходится именно на 4 (по новому стилю — 17) апреля. Вцерковном православном календаре и в XII веке и ныне 4 апреля есть день преподобногоИосифа Песнописца, когда он своею сугубою молитвою у престола Всевышнегоосеняет богоугодные дела и намерения живущих на земле христиан. Должно намверить, что дух святого Иосифа осенял и приснопамятную княжескую встречу внебольшом поселении, находившемся во владениях некоего Степана Ивановича Кучкои по его имени называвшемся Кучковом, где собрались по призыву ЮрияВладимировича Долгорукого князья Владимир Святославич Рязанский и СвятославОлъгович Северский с сыном. И. Е. Забелин описывает это следующим образом:
«Святослав приехал в малой дружине с дитятемсвоим малолеткою Олегом, который послан был вперед, и когда явился Юрию, то нарадостях приезда получил в дар пардус, вероятно, пестрый красивый мех барса,употреблявшийся в походах в виде полости или ковра… Князья… любезноцеловались и были веселы „тако возвеселишася вкупе“. Наутро Юрийвелел устроить „обед силен“ и сотворил честь великому дорогому гостю,одарил их всех, и князей, и дружину многими дарами».
Естественно, что подобные встречи христолюбивыхкнязей, помышлявших об искоренении нередких тогда междоусобиц, предварялисьцерковной службой. 4 апреля в тот год приходилось на пятницу пятой седмицыВеликого поста и предшествовало субботе Похвалы Пресвятой Богородицы. В будниВеликого поста молебны, согласно Уставу Церковному, отменяются, нопредписывается рядовая служба по Триоде и Минее со службою святому дня — тоесть в данном случае преподобному Иосифу Песнописцу,
Пятый сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий посложившемуся на Руси принципу наследования престола от старшего брата кмладшему имел очень мало шансов на власть в Киеве. Прозвище Долгая рука, илиДолгорукий, он получил не от современников, а от историософов московских XVстолетия, справедливо усматривавших в личности князя Юрия одну из ключевыхфигур в становлении самодержавия на Руси.
Юрий Долгорукий был сильным и единовластным правителемсвоей огромной Суздальской державы. Он укреплял границы княжества на востоке вуспешной борьбе с Волжской Булгарией и заложил целый ряд городов на спорных сВеликим Новгородом и Смоленском землях — среди них Москва, Звенигород, Тверь,Шоша, Ке-нятин, Дмитров, Переславль-Залесский, Дубна, Углич, Молога. До нашихдней дошли величественные белокаменные храмы в Суздале и Переславле-Залесском, построенныена личные средства князя. Но главное создание Юрия Долгорукого — Москва,ставшая сердцем России.
Встретившихся 4 апреля в Москве уже престарелых князейЮрия Владимировича и Святослава Олъговича, несмотря на вражду между семействамиМономаховичей и Олъ-говичей, связывала многолетняя дружба. Они были,по-видимому, почти сверстниками. Женившись в 1108 году на сестрах — дочеряхполовецкого хана Аепы, стали свояками и в дальнейшем во всех междоусобицахвыступали союзниками.
А междоусобные брани на Руси к 1147 году достигликульминации. Годом ранее восставшие киевляне сначала отрешают от власти, азатем убивают Игоря Олъговича, старшего брата Святослава.
Сам Святослав, дочиста ограбленный, с семьей и малойдружиной по зимним речным путям прибежал к Суздальскому князю просить защиты иприюта. Уходивший в ту пору в очередной поход на новгородские земли князь Юрийдоверил ему тысячное белозерское войско и приказал, поднявшись в верховья рекиПрот-вы, привести к покорности остатки балтоязычного народа голядов, которыеиздревле держали в своих руках волоки, соединявшие верховья рек Москвы, Протвы,Нары и Пахры.
Эта кампания для Юрия оказалась весьма удачной. Онприсоединил к своим владениям Волок Ламский, служивший тогда связующим звеноммежду Москвой-рекой и верхней Волгой, а через реки Тверцу и Мету — с Новгородоми реками, текущими в Балтийское море. Князь Святослав, отбив у голядов волокМожайский, расчистил для Юрия Долгорукого путь на Чернигов и Киев. В итоге всеверховье Москвы-реки оказалось в руках Суздальского князя.
Военные успехи способствовали тому, что на княжескийпир 4-5 апреля 1147 года Юрий Долгорукий прибыл в хорошем настроении. Староемосковское предание XVII века «О начале царствующего града Москвы, какоизперва зачатся» сообщает, что Великий князь «изыде на гору и обозревс нее очима своима семо и овамо на обе стороны Москвы-реки и за Неглинною ивозлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян городи прозва его званием реки тоя Москва град по имени реки, текущая под ним».
Но вернемся в связи с этим к преподобному ИосифуПеснописцу. Быть может, вопрос, празднование какого святого приходится на датувыдающегося исторического события, и не имеет первенствующего значения дляученых, но для духовной истории народа — имеет значение первостепенное.
Верующий человек, по слову святителя Иоанна Златоуста,во всем происходящем видит Божий Промысел, не допуская и мысли о«случайностях». Думается, не будет излишней вольностью считать, чтопреподобный Иосиф своими молитвами в апреле 1147 года вдохновил князя Юрия наустроение города именно там, где и надлежало быть столице грядущего государстваРоссийского. Как сопричастный к основанию Москвы, он может и должен, наряду спрочими небесными покровителями первопрестольной, считаться в числе московскихсвятых угодников, молящихся о благополучии града сего.
Русская Церковь неоднократно своими установлениямиположительно решала вопросы подобного рода. Например, уже в XV веке какнесомненную духовную реальность она приняла факт сопричастности к основаниюМосквы святого великомученика Георгия, благословив его изображение в московскомгербе на том основании, что он являлся небесным покровителем князя ЮрияДолгорукого. В XVIII веке Церковь признает за малоизвестным преподобнымИсаакием Далматским благодать покровительства Санкт-Петербургу, ибо в день егопамяти, 30 мая, «град Петров» был основан. В честь этого святого былвозведен один из крупнейших в Европе соборов. Можно привести и иные примеры.
Представляется далеко не случайным, что в связи сприсоединением Захарьинских земель к Москве в 1987 году Знаменская церковь сприделом преподобного Иосифа становится московским храмом. Вполне историческиобоснованными выглядят звучащие в Правительстве Москвы в последние годыпредложения о перенесении Дня города на 17 апреля. На наш взгляд, имеются всепредпосылки к признанию дня памяти преподобного Иосифа Песнописца днемоснования Москвы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.testan.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.