--PAGE_BREAK--1.4. Государственное регулирование экономического роста Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога.
Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, — капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
2. Особенности экономического роста в России 2.1. Факторы экономического роста, используемые в современной России Экономический рост в России длится вот уже несколько лет. Рассматривая короткие временные участки можно заметить не только замедление, но и спады в развитии. Но в целом, за все годы реформ это самый длительный цикл экономического подъема.
Итак, рост начался осенью 1998 года, практически сразу после знаменитого кризиса и делится на н6есколько разных периодов.
Когда в экономике начинается сильный спад, то со временем возникает реакция против этого падения. Рост наблюдался во всех странах СНГ после 1998 года, независимо от прочих условий. Он особенно заметен в последние два года после кризисного пика – в 1999 – 2000 гг.
Самый важный фактор для России – девальвация рубля, позитивное влияние на темпы экономического роста после дефолта 1998 года.
Другими словами – это переориентация спроса с импортных товаров на отечественные из – за сильного обесценивания рубля.
Как только доллар подорожал в 4 раза, импортные цены мгновенно выросли. Неизбежно в 1998 – 1999 гг. импорт сократился почти в 2 раза, а потребительских товаров – в 3 раза. Высвободились огромные ниши. Импортные товары, ранее вытеснявшие отечественные, перестали покупаться. Эти ниши заняли наши товары, тем более что в результате кризиса производственные мощности не были загружены и легко могли включиться в производство таких товаров.
Кроме того, начиная со второй половины 1999 года, наблюдался значительный рост цен на нефть (рис.2)
Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры цен на сырьевых рынках повлекло за собой и оживление процесса инвестирования в оборотный капитал производственного сектора. Вследствие чего возросли и темпы промышленного производства.
Начиная же с 2002 года и по настоящее время, возобновляется рост ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Капитальные вложения в 2003 году увеличились практически в 4 раза по сравнению с 2002 годом. Оживление инвестиционной деятельности способствует и росту промышленности.
Увеличивается активность иностранных инвесторов в России. Прямые иностранные инвестиции, по данным Госкомстата России, по сравнению с 2002 годом возросли на 62% (6,5млрд. долл. США). В совокупном объеме инвестиций в промышленность возросла до 7,8% доля машиностроения. Из общего объема производственных инвестиций наибольшая доля – 36,8% была направлена на развитие ТЭК
За пять лет, когда действовали нерукотворные факторы экономического развития, правительством начато формирование рынка капиталов, что позволит увеличить инвестиции, обновить со временем фонды. А именно правительство создало «длинные деньги» в виде накопительных пенсий – 5 млрд. дол., значительная часть которых может быть использована в длительных инвестициях. Принят ряд решений по улучшению фондового рынка, специальные решения об инвестиционных компаниях, в результате которых вырос объем паевых фондов. Отмеченная положительная динамика инвестиционного спроса российской экономики в последние годы складывается под влиянием как внешних, так и внутренних факторов экономического роста.
Влияние внешних факторов определяется изменениями конъюнктуры мировых цен сырья, а также повышением кредитных и инвестиционных рейтингов российской экономики со стороны международных финансовых институтов.
Среди внутренних факторов следует отметить следующие:
Рост промышленного производства;
Снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ (21 июня 2003 года снижена с 18 до 16%, а с 15 января 2004 года – до 14%) и как следствие удешевление кредитных ресурсов;
Снижение налоговой нагрузки на предприятия и экономику в целом (в частности, с 1 января 2004 года снижена ставка НДС с 20 до 18%, отменен пятый налог с продаж, начиная с 2005 года снижена эффективная ставка ЕСН);
Улучшение финансового состояния предприятий (удельный вес убыточных организаций за 2003 год снизился на 0,6%).
Довольно далеко продвинулось развитие ипотеки, пакет законов уже принят, а другие на выходе и, видимо, за 2 – 3 года ипотека будет раскручена, это очень большой рост инвестиций. Растут потребительские кредиты, в том числе на покупку машин. Уже 10% наших машин покупается в кредит (за рубежом 90%). Главный фактор экономического роста – инвестиции. У нас очень низкая амортизация – 18%. Она не позволяет устойчиво развиваться и в массовом масштабе начать обновление фондов.
Другой фактор – сокращение доли государства в валовом внутреннем продукте. Если доля государства сократится, то увеличится доля частного бизнеса, и полученные дополнительные средства частный бизнес в значительной мере используют на развитие. В то время как государство свои деньги использует главным образом не на развитие, а на текущие выплаты. А доля государства уменьшается, потому что проводится налоговая реформа. Перечисленные выше налоговые реформы приведут к тому что предприятия и организации получат внушительную сумму. На 2003 год эта сумма – 600 млрд. руб. или 20 млрд. дол. Значительная часть этих средств идет на инвестиции.
В основном у предприятий (ориентированных на внутренний рынок) пока нет средств ни на замену оборудования для повышения производительности труда, ни даже просто на расширение. Но сейчас, когда конкуренция со стороны импорта ощущается все острее, компаниям приходится задумываться не о количественном росте, а о качественном шаге в своем развитии. Китайский или малазийский путь развития экономики не приемлем для России. Никогда природные ресурсы, а особенно рабочая сила не будут у нас дешевле, чем в Китае. Поэтому отечественным предприятиям ставку нужно делать на выпуск высокотехнологичной, пусть даже и дорогой продукции. Только скачек через ступень в технологичном развитии способен приблизить нас к промышленно развитым странам.
2.2. Ключевые факторы экономического роста в России Существует множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала — физического или человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых, изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и т.д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса.
Экономисты много лет спорят об относительной значимости накопления капитала и роста ОФП. С одной стороны, хорошо известно, что недостаток производственного капитала в слаборазвитых странах сдерживает их развитие. Инвестиции не идут в эти страны, несмотря на потенциально очень высокую отдачу, что больше всего препятствует их интеграции с мировой экономикой. С другой стороны, как показывает регрессионный анализ, межстрановая вариация темпов роста в большей мере объясняется различиями в ОФП, а не в темпах накопления капитала. Существует точка зрения, высказанная, к примеру, Эрнандо де Сото, что если капитальное имущество, имеющееся в бедных странах правильно оценить, то его величина оказывается намного выше стандартных оценок по системе национальных счетов.
Еще один аргумент в пользу доминирующей роли ОФП как фактора роста является тот факт, что долговременные нормы сбережений в развитых и развивающихся странах варьируют слишком слабо, чтобы объяснить вариации доходов на душу населения. Например, в развитых странах и беднейших странах Африки они примерно одинаковы и составляют в среднем примерно 20% ВВП.
Что касается накопления человеческого капитала как фактора роста, то основной вопрос в том, как этот капитал измерять. Говоря о роли данного фактора в экономическом развитии, теория роста имеет в виду знания и практический опыт, необходимые в производстве и продвижении на рынок продукции. Данные навыки являются в значительной мере следствием обучения на практике и лишь косвенным образом зависят от уровня образования. Однако большая часть эмпирических исследований роста основываются на измерениях именно уровня образования, который на самом деле взаимосвязан с уровнем развития страны.
Конечно, образовательный уровень позитивно влияет на эффективность производства и процессов обучения, повышая восприимчивость работников к новым технологиям, ноу-хау и т.д. Но сам по себе он не гарантирует высоких темпов роста, особенно если в экономике отсутствуют механизмы его генерации.
2.3. Перспективы экономического роста в России Суть задачи, которую предстоит решать России, — догоняющая (точнее, опережающая) постиндустриализация.
Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира — пионеры постиндустриализации — не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.), осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т.е. решали иные задачи.
Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов — резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени.
Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь — адаптивность. Причем «неформальная» адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.
В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных.
«Промышленная (или структурная) политика» ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение победителей», ни даже на их «выбор». Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.
Акцент на секторе услуг не означает забвения других секторов, по которым у страны есть определенные перспективы развития (например, автомобиле — и самолетостроение). Однако надо отдавать себе отчет, что при всей важности развития этих секторов (политической, технологической и социальной) они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему.
Современная экономика в основном не индустриальная, на долю промышленности, сельского хозяйства в развитых странах приходится меньше четверти валового внутреннего продукта, у нас гораздо больше, и, к сожалению, именно промышленные предприятия определяют приоритеты экономической политики.
Таким образом, становится очевидно, что, хотя экономический рост противоречив, он является неотъемлемым для развития экономики страны.
1. Раздел по организации здравоохранения Введение Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально – экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни.
У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению. Система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена. Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в зависимости от объёмных показателей (количества коек, врачебного персонала и т.д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения. Проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально — экономическими преобразованиями в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения.
Экономика здравоохранения является дисциплиной, которая должна помочь сделать правильный выбор в использовании ограниченных ресурсов, направляемых на здравоохранение. Это означает, что при принятии решений на уровнях от парламента до руководителей медицинских учреждений и лечащих врачей следует принимать в расчет получение максимальной выгоды при данных ограниченных ресурсах. Но в здравоохранении, в отличие от других отраслей, понятие “выгода” гораздо сложнее.
Что такое “выгода” или “польза” в здравоохранении и как ее измерить?
Применимы ли рыночные отношения в здравоохранении?
Что такое справедливость и равенство в здравоохранении?
Как заинтересовать врачей в сохранении здоровья пациентов?
Что влияет на поведение врачей?
Какие выбрать программы помощи пожилым или профилактики заболеваний детей?
Как их сравнить?
На эти и многие другие вопросы призвана ответить экономика здравоохранения, изучающая природу “здоровья”, работу рынка медицинских услуг, выявляющая его достоинства и недостатки, исследующая понятие “справедливости” в здравоохранении, существующие системы финансирования здравоохранения с точки зрения различных критериев, а также занимающаяся анализом способов оплаты производителей медицинских услуг и формирования тарифов на медицинские услуги. Кроме того, в рамках данной науки происходит измерение влияния использования тех или иных медицинских технологий на общественное здоровье, помогаю сделать правильный выбор при принятии решения об использовании ограниченных ресурсов здравоохранения.
продолжение
--PAGE_BREAK--