Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономика Основные понятия

Конкурентная Борьба. Формы, методы, стратегия. Конкурентное поведение предприятия. Конкурентная борьба — соперничество субъектов рыночной эк-ки по поводу лучших условий пр-ва и реализации товаров. Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы: все субъекты обособлены друг от друга на основе определ. форме собственности; зависимость субъектов рын. эк-ки от рын. конъюнктуры (спрос, предложение и динамика цен); несогласованность интересов покупателей и продавцов. Конкурентная борьба является внутренним источником развития рын. эк-ки, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего эк. равновесия и эк. спроса. Эк. равновесие — такое состояние, когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре. Эк. рост — увеличение объема пр-ва во времени. “+”:- стимулирует повышение качества продукции, снижение затрат и постоянство продукции; — приводит к повышению концентрации пр-ва. “-“:- предполагает потерю труда, затраченного на пр-во отдельных товаров; — создает нестабильность среди субъектов рын. эк-ки (увеличение риска и нестабильность); — приводит к отклонению цен от стоимости по причинам, независящих от предпринимателя. Формы конкурентной борьбы: Внутриотраслевая и межотраслевая: а) Внутриотраслевая охватывает все отрасли, занятые одним видом товаров. Выявляются общественно-необходимые затраты на пр-во данного товара. Это затраты, связанные с обществ. условиями пр-ва. => формируется рыночная цена. б) Межотраслевая — к.б. между отраслями за наиболее выгодное применение капитала. Общественно-необходимые затраты не одинаковы. Норма прибыли также неодинакова. Из тех отраслей, где норма прибыли ниже, капитал уходит, т.к. невыгодно вкладывать капитал. Происходит перелив капитала из тех отраслей, где норма ниже в те отрасли, где выше до тех пор, пока норма прибыли не сравняется (равная прибыль на равный капитал). Меж. к.б. приводит к образованию средней (общей) норме прибыли => образуется цена пр-ва (издержки пр-ва (затраты на покупку рабочей силы и затраты на средства пр-ва) + средняя прибыль на капитал). К.б. между монополиями, крупными корпорациями. а) конкуренция между монополиями; б) к.б. между монополиями и немонополиями; в) к.б. внутри монополий (борьба за источник сырья, за рынки сбыта продукции, за квоту между участниками монополиями). Совершенная и несовершенная к. а) совершенная к.б. Признак: -многочисленность предприятий при пр-ве товара; -масштабы предприятий таковы, что ни одно предприятие не может влиять на цену на рынке; -одинаковое технич. совершенствование средств пр-ва; -идентичное качество; -развитие транспорта, который связывает все рынки данной страны; -такое кол-во покупателей, что весь товар реализуется; -мгновенное получение информации о конъюнктуре рынка; -мгновенная реакция на эту инф.; нет ограничений на конкуренцию. б) несоверш. — такая к., когда отдельные предприятия могут оказывать влияние на результаты к., цены, сбыт и сущ. ограничения: свободная к. отличается от сов. тем, что: -нет инф. одинаковой для всех; -невозможна мгновенная реакция на изменение конъ. рынка; -развитие транспорта не обеспечивает мгновенный перевоз товара; -участники не имеют преимуществ и находятся в равных условиях; монополия алигополия (господство немногих) Методы к.б.: а) ценовая к. — воздействие на рынок осущ. через изменение цены. Направлена на ликвидацию прибыли; б) неценовая к. связана с достижением научно-тех. прогресса, повышение качества, применение модификаций данного товара, усиление рекламы (8-15% затрат от товарооборота), послепродажный сервис; (Монополии) в) лишение конкурента рабочей силы путем договора с профсоюзом; г) использование демпинговых цен с целью разорения конкурента; д) ограничение технич. достижения путем коммерческой тайны. Конкурентная стратегия — концепция и способы ее реализации направлены на реализацию той цели, которую выбирает данная фирма: а) монополизация рынка; б) многоцелевое направление к. стратегии (сохранение и расширение сектора рынка, обновление товара и т.д.) К. поведение предприятия: Тип предприятия приспосабливающийся. Приспосабливается к условиям рынка, следит за нововведением, старается опередить противника по введению новшеств на рынке; Креативный. Предприятие старается само разрабатывать нововведения и их использование. Обеспечивающий (гарантированный). Используются возможности приспособления и криативности. Рулевая роль предприятия: -лидеры (40% продукции на рынке); -претендент на лидерство (30%); -ведомые (до 20%); -новички (до 10%). Механизм рыночного регулирования пр-ва как важная часть хозяйственного механизма об-ва. Хоз. механизм об-ва — способы и методы организации и управления пр-ва: -способы планирования; -материальное стимулирование; -финансирование; -управление. Хоз. механизм — механизм рыночного регулирования пр-ва; -гос. регулирование; -внутрифирменное планирование. Процесс пр-ва содержит: -стихийные элементы (спрос, предложение); -планомерные элементы. Рыночный механизм — это стихийный механизм регулирования пр-ва с помощью рынка. Планирование и гос. регулирование, планомерные элементы. Соотношение стихийности и планомерности пр-ва в процессе развития рын. экономики. 19 век: свободная конкуренция колебание цен вокруг цены равновесия под действием D и Sперелив ресурсов неограниченгибкое приспособление фирм к рын. конъюнктуречеткая организация пр-ва внутри фирм 20 век: зависимость предприятий мелкого и среднего бизнеса от рын. конъюнктуры колебание цен вокруг цены равновесия под действием D и Sперелив ресурсов между немонополистическими отраслямивлияние крупных корпораций на рын. цены и прибыль сознательное укрепление корпораций своими филиалами на основе контрактных соглашений и портфеля заказовгос. программа эк. развития. Воздействие гос-ва на рынокинтернациональные процессы между гос-вами ЕЭС и др.взаимосоглашение между ведущими странами и коррекции эк. политикиТеоретические основы цены и ценообразования в условиях рынка. Цена зависит всегда в условиях рын. эк-ки от соотношения спроса и предложения. Цена — денежное выражение стоимости товара. Стоимость товара явл. той объективной основой, вокруг которой происходит колебание цен. Концепции. 1.Концепции классической школы Объективной основой цены явл. стоимость товара. Стоимость — абстрактный общ. труд, затраченный на пр-во и воспр-во товара. Обмен между товарами явл. эквивалентным товаром => стоимости товаров равны. Цена не всегда совпадает со стоимостью по величине => зависит от спроса и предложения. Цена должна возместить производителю все затраты общественного труда. Цена может не возместить какую-то часть, если у нее индивидуальные затраты труда выше общественно необходимого => товаропроизводитель стремится, чтобы индивидуальные затраты были ниже, чем общ. 2.Концепция маржинолистов (Бембаверг, Менгер). Основой цены и основой обмена явл. предельная полезность продукта, субъективно оцениваемая продавцом и покупателем. Предельная полезность зависит от: -кол-ва реализуемого товара; -интенсивности потребности. Предельной называется полезность последнего реализуемого блага в оценке предельного покупателя и пред. продавца. Менгер: “Никакого эквивалентного обмена сущ. не может”. Обмен происходит тогда, когда для продавца предельная полезность меньше, чем на товар, на который он меняет. Бембаверг: Факторы, влияющие на цену: потребность покупателя в данном товаре оценка полезности покупателем оценка денег покупателем оценка полезности товара продавцом оценка денег продавцом кол-во товара для продажи Маршалл: “В основе цены лежит не только полезность, но и издержки пр-ва”. Цена образуется от полезности (предложение) и от издержек пр-ва (спрос). Цена явл. результатом взаимодействия спроса и предложения. 3.Концепция факторов (Кларк, Цей). Объективной основой цены явл. взаимодействие всех факторов (капитал, земля и т.д.). Эта теория строится на положении А.Смита. Стоимость товара опред. трудом при простом товар. пр-ве. В условиях рын. эк-ки стоимость исчисляется из доходов (зарплата, рента, прибыль). Методы ценообразования. метод полных (или средних) издержек пр-ва + прибыль; на предельных издержках пр-ва (издержки на добавочную ед. продукции). Виды цен: оптовая цена розничная трансфертная — цена внутри фирмы (покрывает затраты без наценки прибыли) равновесия конкурентная рыночная Ценовая стратегия предприятия — ценовое поведение предприятия на рынке, обеспечивающее конкурентную стратегию и обеспечивающее маневрирование ценой при реализации как отдельного товара, так и всей партии. Виды ценовой стратегии: Стратегия высоких цен (стратегия снятия сливок) при начальной продаже товара; Стратегия низких цен (стратегия проникновения на рынок). Постепенное снижение цен после того как основные затраты будут возмещены. Стратегия дифференцированных цен (система скидок, наценок с цены). Стратегия льготных цен. Стратегия гибких цен. Рыночное регулирование экономики. Основано на действии эк. законов: стоимости и предложения Закон стоимости: Все товары производятся и обмениваются в соответствии с затратами общ.-необх. труда (действуют через механизм цен) Спрос и предложение: Спрос растет при понижении цены; S с повышением цены. Если S=D, то цена равновесия. Если D>S, то цена растет от стоимости, не все затраты общ. труда реализуются => S надо увеличивать, расширение пр-ва. Если D необходимо сократить пр-во Т. Таким образом через механизм действия эк. законов товаропр-во ставится в условие либо повышения, либо понижения пр-ва Т. Перелив капитала в процессе межотраслевой конкуренции. Капитал уходит туда, где прибыль больше, из отрасли где прибыль меньше. Отсюда происходит перераспределение прибыли между отраслями пр-ва. Если D=const, то цены растут выше стоимости => прибыль на ед. капитала возрастает => перелив К в процессе межотраслевой конкуренции регулирует пропорции пр-ва так чтобы обеспечивать общее эк. равновесие. Маркетинговый подход к управлению Создание маркетинговых служб для изучения рын. конъюнктуры. Исследование учитывают при пр-ве Т. Т производят с учетом реализации. Если общее эк-е равновесие устойчивое => рост пр-ва, при отклонении пропорций от потребностей рынка эк-ка возвращается в состояние равновесия. Неустойчивое равновесие — отклонение сфер отраслей пр-ва со временем не изменяется, а возрастает. Эк-ка не возвращается в равновесное состояние. Государственное регулирование пр-ва: участие гос-ва в организации процесса воспр-ва в целях наиб. эффективности ресурсов и удовлетворения потребностей членов общества регулирование структуры пр-ва через использование гос. инвестиций НТ исследование гос-во разрабатывает эк. программы или индикативные планы развития эк-ки (рекомендации) Для крупных корпораций, но не для среднего и мелкого бизнеса и не охватывает иностранный капитал. Использование гос. регулирования смягчает эк. кризисы. В процессе развития эк-ки нарастают элементы планомерности и понижается стихийность. Ценовая политика. Цель ценовой политики: максимизация прибыли на микро уровне, на макро уровне — стабильность. Возможности ценовой политики зависят не только от предприятия, они ограничены тем, что понижение цен может вызвать у покупателей недоверие к продукции (высокая цена = высокое качество). Ограниченность ценовой политики вызвано поведением конкурентов. Высокая цена — агрессивность конкурентов. Резкие колебания цен — недоверие к фирме. Фирма должна учитывать факторы ценообразования: влияющие на стоимость (произ-ть, интенсивность, условия, время реализации) связанные с рынком: -спрос, предложение; -полезный потребительский эффект; связанные с устойчивостью денежного обращения. Из-ки пр-ва: -(кл.) часть стоимости товара, возмещающее затраты предпринимателя; -(неокл.) выплаты предпринимателя поставщикам ресурсов, которые обеспечивают предпочтение данной фирме альтернативному использованию ресурсов. Из-ки обращения — затраты на реализацию товара, хранение, транспорт, упаковка, продажа. Трансакционные из-ки — издержки, связанные с процессом контакта продавца и покупателя, на послепродажное обслуживание, на адвоката, поиски покупателя, поставщика и т.д. Издержки пр-ва: нормативные — затраты на товар, выпускаемые фирмой, производимые при наилучших и организационных условиях пр-ва; фактические — затраты данной фирмы. постоянные — не связаны с объемом пр-ва (аренда, амортизация, зарплата обслуж. персонала, освещение, отопление); переменные — зависят от объема пр-ва (сырье, материалы, топливо, зарплата работникам). В стоимости ед. продукции удельный вес переменных издержек неизменен, а постоянные из-ки изменяются. общие — сумма постоянных и переменных издержек; средние — затраты на ед. продукции в каждом выпуске; предельные — затраты на каждую дополнительную ед. продукции, выпускаемую сверх; Издержки обращения: чистые — связанные с продажей товара (оплата труда, содержание магазина); дополнительные — связанные с доставкой товара от производителя к покупателю. Ценовая политика: 1 этап: -изучение спроса на товар на рынке; -изучение объема спроса; -изучение эластичности спроса; — изучение денежных доходов покупателя. 2 этап: -определение расчетной цены, с которой фирма хочет выйти на рынок; -проверяются различные варианты цены: P1Q1 и P2Q2 => P2Q1) или P2>P1 (Q2D, то D'=D+d движение капитала в процессе движения капитал меняет свои формы: деньги -> средства пр-ва ->....-> деньги 1. Само обращение увеличение стоимости дать не может, т.к. в обращении происходит эквивалентный обмен; 2. При неэквивалентном обмене продавцы получают избыток стоимости (цена выше стоимости). Продавец теряет свой избыток стоимости, когда он выступает в роли покупателя и возрастание стоимости не происходит. Удачливый предприниматель: покупает товар за цену ниже стоимости, а продает по цене выше стоимости. Получает избыток за счет других предпринимателей и покупателей. Следовательно, обращение не является той сферой, которая порождает избыток. Капитал не возникает из обращения. Но капитал не может возникнуть и без обращения. Это является противоречием всеобщей формулы капитала: D-T-D'. D-T, D'-T', T'>T. Существует, если сущ. товар, который сам увеличивает свою стоимость. Рассматривается процесс пр-ва. Процесс пр-ва не возможен без специфического товара — рабочей силы (этот товар явл. источником стоимости). Рабочая сила — совокупность физических и духовных способностей человека, т.е. его способность к труду, которую он использует при создании матер. благ. Условия: наемный работник — лично свободен наемный работник лишен средств пр-ва наемный работник продает свою силу на время На рынке 2 свободных предпринимателей: Собственник пр-ва — заинтересован, чтобы бизнес был квалифицирован, производил качественный товар Собственник раб. силы — вынужден экономически продавать раб. силу, заинтересован в продаже раб. силы. На рынке их отношения как равных товаропроизводителей. Перестают быть такими в процессе пр-ва. Рабочая сила как любой товар имеет: потребительская стоимость — состоит в том, что способна создавать новую стоимость большую чем на самом деле; стоимость — измеряется общ. трудом, затраченным на пр-во средств рабочего, семьи и на подготовку квалифицированного рабочего. Маршалл: “В эту формулу входят потребности, которые позволяют работать и жить (“-“ кофе, алкоголь, табак ...) Стоимость раб. силы содержит физич. элемент и моральный элемент. Стоимость раб. силы величина объективная. Для каждой страны с учетом периода времени величина стоимости раб. силы — определенная. Как правило зарплата ниже стоимости раб. силы. Мы считаем, что раб сила оплачивается полностью. Факторы, влияющие на стоимость раб силы: в сторону увеличения: НТР повышает требование к качеству, квалификации раб силы возрастание интенсивности труда з-н возвышения потребностей в процессе развития произв. сил в сторону понижения: повышение пр-ти общ. труда в отраслях, которые создают средства работника или производят средства пр-ва для создания средств. Понижение стоимости происходит сразу у всех предпринимателей страны. использование в пр-ве детского и женского труда Стоимость раб силы имеет разные тенденции в разные периоды. Как раб сила в процессе пр-ва создает избыток стоимости. процесс пр-ва при рынке имеет двойственный характер: как процесс труда, где происходит взаимодействие факторов пр-ва и создается товар. Процесс труда характеризуется тем, что собственность на средства пр-ва и товар находится в условиях предпринимателя => условие труда определяет собственника; как процесс возраст. стоимости — происходит в процессе стоимости. Предприниматель затрачивает: D(12)-T(с. пр-ва(12) и р. сила (3))… пр-во… Т'-D'(20) Средства пр-ва: пряжа: хлопок (10), станок (2) Т' — пряжа, стоимость Т' — старая стоимость (12), которая была воплощена в процессе пр-ва. Рабочий трудом переносит стоимость ср-в пр-ва на пряжу + абстрактный труд = новая стоимость (ее создает рабочий и присоединяет к стоимости ср-в пр-ва) за 1 час труда — 1 ден. ед. стоимости Столько нервов, мускулов тратится сколько необх. для создания ден. единицы. Зависит от рабочего времени, интенсивности 8 ч — 8 ед. стоимости Стоимость товара 12+8=20 ден. единиц => продавая товар при эквивалентном обмене получим 20 ден. ед. => новая стоимость распадается на 2 части: эквивалент стоимости раб силы (3) прибавочная стоимость (5) Увеличение капитала происходит за счет прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость — источник дохода на все виды капитала. Прибавочная стоимость — часть новой стоимости, созданной наемным работником сверх стоимости его раб силы и безвоздмездно присваемая предпринимателем. Увеличение прибавочной стоимости: пр-во абсолютной пр. ст-ти. Увеличение пр. ст-ти происходит за счет увеличения раб дня. Весь раб день условно делится на 2 части: необходимое время (в течении которого создается эквивалент ст-ти раб силы (3), зависит от величины ст-ти раб силы, от величины новой ст-ти создаваемой работником за 1 ед. времени) и прибавочное время. связан с ростом пр-ти труда в отраслях производящих ср-во рабочего или создают для них средства пр-ва. При увеличении роста производ-ти понижается стоимость роб силы у всех работников. При понижении ст-ти раб силы уменьшается необх. время, увеличивается прибавочное время. Прибавочная ст-ть, которая образуется за счет уменьшения необх. времени и увеличения приб. времени при const раб дня называется прибавочная приб. стоимость. Экономическая теория. Избыт. приб. ст-ть — не на всех предприятиях, лишь где хорошая техника -> затраты на ед. продукции снижается. Продавая товар по рын. стоимости получают прибыль и избыток прибыли (стимул, заставляющий снижать затраты на пр-во внедряя новую технику). Изб. при. ст-ть ограничивает рост пр. сил т.к. действует до момента пока новая техника не станет известно остальным (коммерческая тайна). Двойственное влияние на НТП: стимулирует и ограничивает. 2 характеристики приб. ст-ти (m): Новая ст-ть=экв. ст-ти раб. силы (рабочему) + приб. ст-ти (предпр.)=V+m Норма выражает пропорцию, в которой вновь созданная ст-ть делится между рабочим и предпринимателем (вся принадлежит предпринимателю). Показывает какая величина приб. ст-ти создается на ед. затрат пред-м на раб силу. Любой предприниматель стремится к увеличению М. он старается использовать новую технику и квал. раб силу. Различные части капитала неодинаково участвуют в процессе пр-ва приб ст-ти. Кав=С+V Кав — авансированный С — на ср-ва пр-ва — постоянный капитал В процессе пр-ва их ст-ть не повышается. Переносится на товар трудом рабочего и после продажи возвращается в том же размере. V — на покупку раб силы — переменный капитал На ст-ть товара не переносятся. Работник абстрактным трудом создает новую ст-ть v+m>v. Затраты, увелич. в процессе пр-ва, обеспечивают возр. ст-ти. Источником приб. ст-ти является только переменный капитал Но без постоянного К тоже не может быть создана приб. ст-ть => в результате пр-ва K=C+(V+m) К>Kав на величину m Создаваемая приб. ст-ть может быть использована: на удовлетворение личных потребностей частично на расширение пр-ва: а) получить прибыль, удержаться при конкуренции, расширить пр-во и увелич. М получаемой ст-ти б) купить добавочные ср-ва пр-ва и увеличить раб силу, т.е. дополнит капитал Обратное превращение приб. ст-ти в К — накопленный капитал Накопленный капитал характерно для расшир-го воспроизводства m, увеличиваясь при расшир пр-ве приб ст-ть распадается на: m1 — накопляемая ст-ть m2 — потребляемая приб. ст-ть Пр-во m и ее безвозмездное присвоение связано с отношениями эксплуатации. Сущность отношений зкспл.: предприниматель присваивает часть ст-ти создаваемой раб сверх ст-ти раб силы Маркс сегодня: степень эксплуатации с помощью m1 часть ст-ти возвр. раб в форме компенсации (пенсионный фонд, страховой, распред. прибыли по акциям) Часть приб. ст-ти идет на налоги и т.д. Это и выше нельзя рассматривать как безвозмездное присвоение. Кругооборот Капитала Каждая стадия кругооборота — процесс превращения капитала из одной формы в другую. Функциональные формы: денежная форма (функция: подготовка процесса пр-ва) произв. форма (функция: создание товара, его ст-ти и приб. ст-ти) товарная форма (функция: реализация ст-ти и получение прибыли) Процесс кругооборота капитала — идет постоянно. Возобновление и повторение кругооборота К — оборот К По характеру оборота К: Основной К: Часть К которая участвует в нескольких процессах кругооборота сохраняет при этом протреб. ст-ть и переносит ст-ть на Т по частям (средства труда, здания, машины)Перенос ст-ти основного капитала на Т — амортизация Та часть ст-ти которая переносится на Т в процессе одного оборота — амортизационные отчисления. Отношение к переменной части ст-ти к полной ст-ти основного К — норма амортизации. Она определяет степень восстановления ст-ти К осн. Сейчас практикуют ускоренные нормы А: а) в течении 3-5 лет ст-ть средств труда переносится на товар б) состоит в том что первые 2-3 года переносится на Т удвоенная норма А, затем по обычной норме. А входит в издержки пр-ва Т создаваемого на этом основном К. После продажи Т эта часть возвращается предпр-лю с тем чтобы он мог использовать ее на ремонт или на покупку оборудование после износа. Износ: а) физический: постоянная утрата потреб. ст-ти в результате функционирования или под воздействием сил природы б) моральный: основной К теряет часть ст-ти в результате 2 причин: создана более совершенная техника аналогичный вид основного К стал дешевле оборотный К: Часть капитала участвующая в одном обороте теряющая при этом погреб. ст-ть его переносится на Т сразу полностью (сырье, материалы, топливо...) Скорост оборота бывает различной: Ск.об.=1/n, n- число оборотов Скорость об. зависит от числа оборотов за период, чем больше скорость тем больше годовая масса и годовая норма приб. ст-ти. В течении каждого оборота получают приб. ст-ть 10.2 Формы К и доходы К Формы К сложились не сразу. Первоначально -торговый и -ростовщический, при рыночной эк-ке — промышленный. Затем разъединение К. С конца первой трети 20 века — интеграция К в единый. Промышленный К — функционирующий в сфере мат. пр-ва и создающий прибавоч ст-ть. От других видов К отличается тем что создает прибавочную ст-ть, а другие — ее только присваивают. Сейчас в создании приб. ст-ти участвуют монопол, акцион. (действ) К вложенные в сферу мат пр-ва: создает приб. ст-ть в процессе пр-ва товаров Кав=С(затраты предприн на ср-ва пр-ва) + V (раб сила) С=Сосн(здания, оборуд)+Соборот(сырье, матер) Разные школы по разному понимают прибыль: меркантелисты: прибыль порождается торговым обращением физиократы: от сельского хоз-ва сейчас: результат взаимодействия всех факторов пр-ва, вознаграждение за риск и вознаграждение за предпр. деятельность классическая: А.Смит: прибыль — вычет из труда рабочего Рикардо: доход на К вложенного в разные сферы пр-ва по средней норме прибыли Маркс: превращенная форма приб ст-ти. Превращенная — внешне как порождение всего К, а на самом деле приб ст-ть создает переменный К Величина прибыли не всегда совпадает с величиной приб. ст-ти созданной на предприятии. Она совпадает если товар продают по цене равновесия. Если D>S мы получим прибыль p > чем приб. ст-ть m Каждый предпр-ль хочет максимизировать прибыль для этого нужно знать конъюнктуру рынка и спрос Максимизация зависит от: а) технического совершенства (сокращаются издержки пр-ва) б) увеличения масштабов пр-ва (сокращаются издержки пр-ва, конкуренция) в) ускорения оборота К, т.к. это повышает годовую p и m. Приб. ст-ти => увелич. год прибыль В результате межотраслевой конкуренции норма прибыли выравнивается. В разные отрасли эк-ки вложен равный К, но структура К неодинакова C/V огранич. строение К Кав C/V m'=m/V 1. 100 9:1 90С+10V 100% 2. 100 4:1 80C+20V 100% 3. 100 7:3 70C+30V 100% Предположим что весь К сразу переносится на Т: Т=C+m+V Стоимость 1. 90С+10V+10m =110 2. 80С+20V+20m =120 3. 70С+30V+30m =130 Стоимость разная => если будем продавать по цене равновесия выручка 110, 120, 130 (D=S) Издержки пр-ва (возмещаемые): 1. 90С+10V 2. 80С+20V 3. 70С+30V Прибыль: 1. 10 2. 20 3. 30 В результате приб ст-ти среди отраслей пр-ва в процессе конкуренции рын цена колеблется вокруг цены пр-ва. Цена пр-ва = издержки пр-ва (C+V) + ср. прибыль (рср) Ср. прибыль — равная прибыль на равный К положенный в разные отрасли пр-ва или прибыль полученная на К по средней или общей норме прибыли: рср=р'ср•К Вывод: Откуда избыток? В результате межотраслевой конкуренции приб. ст-ть перераспределяется между отраслями чтобы везде предприниматель получал прибыль по средней норме прибыли. В итоге: сумма прибыли равна сумме приб. ст-ти (Sp=Sm) Так функционирует механизм образования средней прибыли. Средняя прибыль устанавливается по отраслям. Но некоторые получают добавочную прибыль за счет эк. сокращения издержек пр-ва и наоборот. Торговый К. Торговый К — К, используемый для реализации товара в сфере обращения. Чтобы реализовать Т: доставка от производителя к покупателю организация процесса изучения рынка и продажа Т. На это нужен К, его выделяет сам пред-ль или торговый капиталист. Торговый К возник как самостоят форма К (натур хоз-во) В условиях рынка торг. К выступает как обособивщаяся часть пром. К и используется для реализации произведенного Т. Торговый К сам приб. ст-ти не создает, но ни один капиталист не будет заниматься торговлей, если не получит прибыль на К и прибыль = рср (общей) Торговая прибыль — часть приб. ст-ти, которую пром капиталист уступает торговому за реализацию Т. И тот и другой получают равную прибыль на равный К. Механизм. Торговая прибыль по величине не должна быть меньше средней, может быть больше за счет экономии на издержках обращения, удачной конъюнктуры обновления товара и др. факторов. Промышленный предприниматель уступает торговому часть приб. ст-ти сверх торговой прибыли для возмещения чистых и транссакционных издержек обращения (они делятся на дополнительные, чистые и транссакционные). Как издержки возмещаются? Дополнительные издержки обращения связаны с продолжением процесса пр-ва в сфере обращения. Труд работчиков занятых хранением, упаковкой, транспортировкой создает стоимость (в том числе новую) за счет нее издержки возмещаются. Чистые издержки не связаны с пр-вом. Труд работников занятых продажей товара рекламой, учетом, управлением не создает ст-ти -> эти издержки обращения возмещаются за счет приб. ст-ти создаваемой в сфере мат. пр-ва. По этой же причине за счет приб. ст-ти возмещаются транссакционные издержки. Особенности функционирования промышленного капитала в с/х и земельная рента. Функционирование пром. капитала в с/х имеет целый ряд особенностей: Ведение с/х связано с землей как основным ресурсом (земля — ограничена, различное плодородие, расположена на разном расстоянии от центра потребления), т.е. одинаковые затраты труда на разных участках создают разное кол-во с/х продукции. С/х работы связаны с сезонностью (весна и осень, зима и лето — меньше напряжения). В связи с сезонностью неравномерное использование техники. Великий простой. Специфика с/х: во многих странах участие в процессе распр-я приб продукта земельных собственностей. Собственность в некоторых странах часная, иногда гос-ая. Причем собственник сам в процессе создания продукции не участвует. Сдает землю в аренду. (Арендатор или сам обрабатывает землю (мелкие фермеры), или используют наемный труд (чаще, т.к. эффективными являются крупные предприятия). В странах Зап. Европы оптимальный размер с/х предприятия — больше 100 га земли, в США средний размер крупных ферм — больше 200 га. К 2000 г фермы, имеющие 800 га занимают 60% всей пашни. Всего в США 2 млн. ферм, но всего 50 ферм (крупнейших) создают 50% всей с/х продукции. Специфика с/х: зависит от климата, природных условий -> с/х пр-во неустойчиво. Участие в распределении зем. собственников порождает условия для возникновения земельной ренты. Земельная рента представляет собой часть приб. ст-ти созданной в сх сверх прибыли, которую предприниматель уступает земельному собственнику за право пользования его земли. Это часть арендной платы. Помимо зем. ренты аренда включает процент на ранее вложенный в землю капитал (ирригационные системы...). Зем. рента выражает пр-венные отношения между арендатором, присвающим среднюю прибыль, и между зем. собственником, который присваивает зем. ренту (не прибыль). Зем. собственник присваивает ренту как собственник земли => рента — эк. форма реализации собственности на землю. Почему в с/х создается сверх приб. ст-ть (избыток)? Откуда берется? Условия возникновения и источник ренты. Причина существования с/х ренты — то, что хоз-во на земле ведет не сам собственник, а арендатор. Причина возникновения ренты — монополия на землю как на объект хоз-ва (кол-во земли ограничено и тот кто взял в аренду лучший участок обладает монополией на землю, как на объект хоз-ва). Монополия частной собственности на землю. Собственник, сдавая землю в аренду мешает другим предпринимателям вкладывать капитал в землю. Поэтому вся созданная при. ст-ть остается в с/х, не участвует в оборудовании средней нормы прибыли. Условия обр-я ренты: разное плодородие; различие в органическом строении К в с/х и промышленности. Виды зем. ренты: Абсолютная. Создается на всех участках земли независимо от плодородия участков. Она связана с монополией часной собств-ти на землю. Приб. ст-ть, создаваемая в с/х в результате более низкого орг. строения К больше, чем в пром-ти на ед. К. Средняя прибыль и в пром-ти, и в с/х определяется по единой общей или средней норме прибыли. Избыток приб. ст-ти, созданной в с/х сверх средней прибыли и есть абсолют. Средняя прибыль определяется условиями промышленности. 2. Дифференциальная. Создается только на лучших или средних по плодородию участках земли. Разностная рента, в ее основе разница между затратами на ед. продукции на худших участках, лучших и средних. Потому что лучшие и средние дают больше продукции. В силу монополии на землю как на объект хоз-ва цена на с/х продукцию определяется затратами на худшем участке земли => на участках, где затраты ниже арендатор получает избыточный доход который и составляет дифф. рента. связан с различиями в естественном местоположением и плодородием, не зависит от предпринимателя; связан с доп. затратами К, который делает предприниматель для повышения плодородия земли. Это снижает затраты на ед. продукции и дает избыточный доход. До момента пока не кончится срок аренды этот избыточный доход — прибыль предпринимателя. При заключении договора на новый срок собственник повышает на эту величину арендную плату и избыточный превращается в дифф. ренту с доп. затратами К. Величина зем. ренты влияет на цену земли. Собственник может продать землю за сумму, которая будучи положенной в банк при существующей норме % дает ему такой же доход, который давала зем. рента. Цена земли прямо пропорциональна величине зем. ренты обратно проп. норме банк — %. Аналогично зем. ренте сущ. рента в добывающих отраслях, сущ. моноп. рента на пр-во редких Т. Ссудный капитал, ссудный процент и предпринимательский доход. Ссудный капитал — это обособленная часть промышленного капитала в виде денег, которую собственник предоставляет функционирующему предпринимателю на время за плату. Движение ссудного капитала: D-D' d=D'-D (прирост) Ссудный капитал называют наиболее фетишистским капиталом, т.е. деньги сами растут. При движении ссудного капитала происходит раздвоение капитала — капитал собственность и капитал функция. Собственность на капитал всегда остается в руках денежного предпринимателя. Процент представляет собой часть прибавочной ст-ти, которую функционир. предприниматель уступает денеж. предпринимателю за использование его капитала. Предпр. доход — часть прибавочной ст-ти, которая остается у функц. предпринимателя при использовании ссудного капитала. Процент и предпр. доход меньше рср, но функц. предпринимателю выгодно получать прибыль, как прибавка к рср, денеж. предприниматель получает процент ничего не делая. Каким образом определяется пропорция между % и предпр. доходом? Пропорция зависит от D и S на ссудный капитал. Если D>S, то норма % растет, а величина пред. дохода падает. Если Dрср Источник мон. прибыли (рм): прибавочная ст-ть, создаваемая на предприятиях, входящих в монополию, которые включают в себе избыточную приб. ст-ть за счет лучших технич. условий пр-в; монопольная сверхприбыль, которая получается за счет мон. цены; прибавочный продукт, создаваемый в “освободившихся” странах, используя “ножницы” цен. Финансовый капитал. Фин. капитал — объединенный монополистич. промышленный капитал и монопол. банковский капитал. Происходит сращивание с торговым капиталом, различных институц. фондов, земельной собственности. Фин. капитал представлен элитой предпринимателей, представляющих собой финансовую олигархию. Рынок капитала. Рынок капитала — совокупность рынков, на которых предприниматель находит возможность использовать свой капитал и приобрести все ресурсы, необходимые для предпринимательской деятельности. Включает в себя несколько взаимообязанных рынков: Рынок производственных ресурсов (вещественных). Закономерности его функция. Рынок инвестиций. Принципы инвестирования. Методы определения эффективности инвестирования. Рынок денежного капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли… + рынок труда, рынок предпринимательства. Производственная деятельность предпринимателя начинается с приобретения произв. ресурсов. Производственные ресурсы реализуются на конкурентном рынке по рыночным ценам. Виды спроса на производ. ресурсы: индивидуальный — спрос на произв. ресурсы одного предприятия; отраслевой — спрос на произв. ресурсы всех предприятий данной отрасли; рыночный — совокупный спрос на данный ресурс всех отраслей пр-ва. Рынок произв. ресурсов складывается из Р отдельных ресурсов. Спрос на ресурс прежде всего определяется спросом на тот товар, который из него производятся. => спрос на пр. ресурсы вторичный. Факторы, влияющие на величину спроса на ресурсы: Объем пр-ва предприятий перераб. этот ресурс. Для определения выгодности предприятие сопоставляет предельные издержки на увеличение единиц ресурса и предельный доход, полученный от реализации доп. ед. прод. Предельный доход получен от реализации предельного продукта. Доп. продукт, полученный при использовании доп. ресурса — предельный продукт. Предельный продукт * рыночную цену за ед. предельного продукта. Увеличение объема пр-ва будет целесообразно пока пред. затраты на ресурс MRC будут меньше или равны предельному доходу MRD. До этого момента спрос на ресурс может возрастать. Объем взаимозаменяемых ресурсов, которые предлагаются взамен этого и цены на них. Если их цена меньше, чем на ресурс, то спрос на наш ресурс падает и наоборот. Рынок ценных бумаг. Связан с функционированием акционерного капитала с выпуском предпринимателями облигаций с выпуском ценных бумаг гос-вом. Ценная бумага дает право на доход. Акция — дивиденд; облигация — купон; другие ц.б. — на преимущ. покупку акций по заранее договоренной цене (варрант) Наиболее устойчивая ц.б.: Гос. облигация -> облигации кр. корпораций -> акций крупных корпораций. Для любой ц.б. необходим цикл: изготовление; размещение; продажа. Ц.б. обращаются между субъектами рынка ц.б. (предприниматели, гос-во) банки, брокер, дома, фин. институты) Рынок ц.б.: Первичный: размещение после изготовления (участвуют: банки, предприниматели (кто выпустил) и покупатели) Вторичный: дальнейшая продажа; рынок, где происходит свободная продажа: биржа и внеьирж. рынок. Рынок ц.б. дает возможность движения фиксированного К, служит источником дополнит. ден. средств путем продажи ц.б. Купля и продажа ц.б. — источник обогащения путем спекуляции. На бирже: играют на повышение — быки (покупают в расчете на то, что курс поднимется); играют на понижение — медведи (заключают споры). Рынок земли. Земля по существу не товар. Выступает как предмет труда и средств труда, т.е. с ее помощью создается товар) Если земля находится в собственности, то З. служит средством залога при получении ипотечного кредита, кредит на опред. время (просрочка >200%), если не возвращает, то — ипотечная задолженность. Если кредит не возвращен, то земля переходит в собственность банка. Возникает возможность ее продать. З. дает опред. земельную ренту, если собственник сдает ее в аренду. З. рента — формирование дохода собственника, который сам в процессе пр-ва не участвует, и она отвлекает часть приб. продукта с/х. З. рента — основа формирования цены на землю. Особенность рынка земли: Кол-во З. ограничено, большинство пригодных — чья-то собственность => цена на З. растет. Спрос на З. растет, а предложение остается прежним или падает. Спрос растет: идет строительство; развивается жилищное строительство; расширяется занятость в с/х. Цена на З. колеблется в зависимости от D и S, и от соотношения величины ренты и %. Рента по мере развития пр-ва растет. Арендаторы проводят мероприятия по улучшению земли -> рост дифференциальной ренты. Земельный кадастр — оценка земли в у.е., в зависимости от различных критерий: хим. состав земли; плодородие; близость (удаленность) от источников орошения; природные условия; местоположение. При продаже земли, часто З. выбывает из с/х. Это приводит к сокращению З. занятой с/х. Рост населения требует увеличения земли для с/х, часто оговаривается, чтобы земля использовалась для с/х, а не на другие цели. Проблема часной собственности на З. и ее продажа обсуждается и у нас: Не обеспечивает: недостаточная тех. оснащенность; низкая произ-ть труда; значительная часть З. в неблагоприятных условиях (урожайность ниже -> импорт с/х. При наших условиях продажа земли нецелесообразна, т.к. часть З. уйдет из с/х и фермерские хоз-ва менее эффективны, чем колхозы (100 га — оптимум для фер. хоз-ва, нет кооперирования с поставщиками техники, удобрений и с кооперативом по оптовой продаже). Рынок труда и доходы наемных работников. Рынок труда — производственные отношения между предпринимателями и наемными работниками по поводу купли-продажи товара — раб. силы. Субъекты — собственники средств пр-ва, работники наемного труда. Соц. субъекты — союзы, предпринимат. ассоциации, профсоюзы, биржи труда, организации. рынок труда: внешний — на макроуровне, движение раб силы между различ предпринимателями, отраслями внутренний — на микроуровне, между различ звеньями предприятий. Эти рынки связаны между собой и движение их переплетаютя. Спрос на раб силу на внешнем рынке опред факторами: каждое предприятие стремится к макс. прибыли, хочет преобрести такое кол-во раб, чтобы макс-ть прибыль Соотношение реальной зарплаты и предель. дохода (но предельная производ. работника снижается т.е. снижается и предельный продукт (Маржинолисты)) => предприятие может увелич. спрос на раб силу до того момента, пока доход от продаж предельн. прод-та (пред. доход) будет выше реальной зарплаты. Предельным спросом на раб силу явл. равенство предельного дохода и реальной зарплаты. Предложение раб силы определ.: числом трудовых ресурсов данной страны (кол-вом трудоспособного населения) реальной зарплатой. В странах рын эк-ки предлож. раб силы больше, чем спрос => зарплата устанавливл., равной ст-ти раб силы. Три этапа формирования рынка труда: С возникновением товарного пр-ва до машинного пр-ва возникли предпрениматели и наемные работники, причем S>D, => резкое ограничение зарплаты. Велика текучесть раб силы, однородность работников, дифференциация зарплаты небольшая. Машинный период. Резко увелич. спрос на раб силу, строгая регламентация условий работы. Разница в зарплате небольшая (т.к. квалификация почти одинакова). Здесь создаются союзы предпринимателей, профсоюзы, коллективные договора, гос-во вмешивается в отношения наем. раб и предпринимателя. Оно ограничивает зарплату, но и огранич. деятельн. союзов предпринимателей и гос-во оказывает предпринимателям поддержку в переподготовке, платеж. пособия безработным Вторая половина 20 века. Резко возрастает требование к качеству раб силы, т.к. мощность техники возраст. => заинтересованность предприн. только в своих работниках, возникают рынки труда. Растет дифференцирование зарплаты 1:3, при этом большое значение повышению квалификации работников. Снижается роль профсоюзов. У нас 1 этап. Р.Т. — характер. своей гибкостью приспособление РТ к: изменениям условий воспроизводства, меняетс яраб время, примен. частичная занятость, надомничество изменение форм организации пр-ва, переход к индивидуальной организации пр-ва (небольшие коллективы) функциональная гибкость, усложняется деят-ть работника (многопрофильность, передвижение) раб-ков. Главная причинавзаимозаменяемость раб-ков, исключ стремление к выходу из фирмы. Занятость — степень участия в пр-ее воспроизводства трудоспособного населения — трудовых ресурсов. 2 ф-ра включения в трудоспособное население: возраст (16-54, 16-59) состояние здоровья. Трудовые рессурсы хар-ся: кол-во соотношение пола и возраста распределение по секторам эк-ки качество ресурсов (образование, квалификация), размещение по территории. Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, => обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних рабочих по предприятиям на 3 млн свободных мест). Предприятия строились там, где не было недостатка в раб силе. За рубежом полная занятость — занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд $ => каждая страна старается сократить число незанятого населения. Для этого используются пути: создаются дополнит раб места на госпредприят гос-во стимулирует создание раб мест на частных предприят (льгот кредит) выделяются средства на переподготовку незанятого населения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.