Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономическая сущность прибыли

--PAGE_BREAK--Пр=В-С — управленческие расходы — расходы на реализацию
где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг) без косвенных налогов;
С — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия.
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов рассчитывается как прибыль (убыток) от операций с имуществом плюс (минус) прибыль (убыток) от финансовых операций плюс (минус) прибыль (убыток) от прочих операций.
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов равна доходам от внереализационных операций за минусом расходов от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль – это та прибыль, которая является налогооблагаемой базой для исчисления налога на прибыль. Она равна бухгалтерской прибыли минус (плюс) сумма корректировок по каждому элементу бухгалтерской прибыли за вычетом налога на недвижимость, (он рассчитывается от остаточной стоимости основных фондов по ставке 1.3% по г. Гомелю) минус сумма прибыли облагаемой по ставкам налога на доходы минус льготируемая прибыль минус прибыль, полученная от игорного бизнеса минус прибыль от лотерейной деятельности (8%).
Льготируемая прибыль – это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль. К льготируемой прибыли может быть отнесена: прибыль организаций от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства. Прибыль, полученная от производства продуктов детского питания, прибыль организаций от изготовления протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации и обслуживания инвалидов организации исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, прибыль организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 процентов от списочной численности в среднем за период, прибыль, полученная от производства продуктов детского питания и т.д.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия показывает какая часть бухгалтерской прибыли остается в распоряжении предприятия. Она определятся путем вычитания из бухгалтерской прибыли налогов и сборов, платежей и расходов из прибыли.
Чистая прибыль — это та прибыль, которая остается у предприятия после уплаты местных налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Чистую прибыль (Пч) можно определить по формуле:
Пч = Пр. п-Нм-Эс-Об. ф,
где Нм — местные налоги, уплачиваемые в бюджет;
Пр. п прибыль остающаяся в распоряжении предприятия;
Эс — экономические санкции;
Об. ф — отчисления в благотворительные фонды.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре бухгалтерской прибыли предприятия. Она формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Наиболее значимым из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно влияет на рост прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Уменьшение затрат в масштабе экономики страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.
При прочих равных условиях увеличение объема реализации продукции ведет к росту прибыли. Увеличение объема производства продукции, пользующейся спросом, можно достичь с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоения новых технологий, расширения производства. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.
Главным образом, прибыль предприятий растет высокими темпами за счет роста цен. Среднемесячные темпы ее прироста, превышая темпы роста цен, свидетельствуют об инфляционном характере формирования полученной прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен.
Рост цены сам по себе не является негативным фактором. Он вполне обоснован, если связан с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.
В связи с тем, что прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре бухгалтерской прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет большое значение для выявления резервов роста всей бухгалтерской прибыли.
1.2. Порядок формирования, распределения и использования прибыли субъектами хозяйствования в современных условиях
Главный источник денежных доходов связан с основной деятельностью предприятия и представляет собой выручку от реализации продукции (работ, услуг). Порядок ее распределения и использования обусловлен соответствующими законами о налогах и Законом “О предприятии”. В соответствии с ним поступающие на счета предприятий средства за реализованную (отгруженную) продукцию в первоочередном порядке направляется на уплату налогов и отчислений в государственный бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Затем предприятия покрывают затраты на производство продукции и формируют собственную прибыль.
На формирование прибыли как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирование затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой прибыли). Следовательно, но формирование абсолютной величины прибыли предприятия оказывают результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов
Порядок формирования финансового результата хозяйственной деятельности можно изобразить схематически (рис.1)

Рисунок 1 – Формирование финансового результата хозяйственной деятельности на предприятии.
Рассмотрим схему формирования налогооблагаемой прибыли на предприятии (рис.2)

Рисунок 2 – Формирования налогооблагаемой прибыли на предприятии.
Порядок формирования чистой прибыли предприятия можно изобразить схематически (рис.3).

Рисунок 3 – Формирование чистой прибыли.
Общая прибыль предприятия синтезирует в себе все многообразные результаты его хозяйственно-финансовой деятельности. При ее распределении и использовании должны быть учтены множественные нормативные акты, основанные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии, Законе об акционерном обществе и др.
Распределение прибыли законодательно регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
В экономической литературе предлагаются следующие принципы распределения прибыли:
прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
размер прибыли предприятия, оставшийся в его распоряжении после уплаты налогов, не должен снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.
В принципе, полученная предприятием прибыль делится на две части: направляемую в государственный бюджет и остающуюся в распоряжении предприятия.
Получив прибыль, предприятие в первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет предусмотренные Законом налоговые платежи, в состав которых входят:
• налог на недвижимость;
• налог на прибыль;
• местные налоги и сборы.
Следует учитывать, что в составе общей прибыли может находиться прибыль, полученная предприятием в виде операционных доходов, с которых у источника их получения уже удержан налог на доход.
Та часть прибыли, которая остается после уплаты налога на недвижимость и налога на прибыль, по белорусскому законодательству называется “прибылью, остающейся в распоряжении предприятия”. Однако это название не вполне соответствует действительности, так как полученная сумма подлежит дальнейшему налогообложению местными налогами и сборами в размере 3%, из них 2% транспортный сбор и 1% на инфраструктуру города.
В налоговом учете, кроме того, предусмотрено, что за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачивается в государственный бюджет экологический налог, начисленный за превышение установленных норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и (или) за сверхлимитную добычу природных ресурсов; покрывается сверхнормативное расходование средств на оплату энергоресурсов на производство продукции (работ, услуг), командировочных, консультационных и аудиторских услуг; рекламы и др.
Распределение прибыли между государством и предприятием находит свое выражение в системе налогообложения. Если больше 1/3 прибыли изымается у предприятия государством в виде налогов, то оно теряет стимул к дальнейшему развитию производства [31, с.133. ].
Таким образом, чистая прибыль предприятия — это та ее часть, которая остается после уплаты перечисленных платежей и отчислений. В январе – августе 2005 г. организациями республики было получено 6.3 трлн. руб. прибыли, что в 1.5. раза больше, чем в январе – августе 2004 г. Чистая прибыль составила 4 трлн. руб., и это в 1.5. раза больше чем в январе – августе 2004 г. [17, с.15. ].
Распределение и использование прибыли регулируется Уставом предприятия, решением собрания акционеров и другими документами внутреннего пользования. Руководствуясь уставом и решением распорядительных органов, чистая прибыль, направляется на создание фондов накопления, потребления, резервного фонда, а также распределяется между собственниками (акционерами, учредителями).
Если на предприятии не создаются фонды накопления, потребления, благотворительные фонды, то для обеспечения планируемых затрат составляются сметы расходов на производственное, социальное развитие, материальное поощрение, благотворительные цели.
Прибыль, направляемая на развитие производства идет на следующие цели: проведение научных, опытных, конструкторских работ, финансирование новых технологий, новой продукции, природоохранные мероприятия, расширение производства, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию производства. Прибыль, используемая на развитие производства, может также направляться в уставные фонды других предприятий, на погашение долгосрочных кредитов и выплаты процентов по ним, на краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения.
Прибыль, используемая на социальные цели, направляется на эксплуатацию жилищных и бытовых объектов, строительство непроизводственных фондов, физкультурные и оздоровительные мероприятия, компенсацию питания в столовых и т.д.
Прибыль, используемая на материальное поощрение, идет на выплату премий по результатам труда, материальную помощь, единовременное вознаграждение работникам.
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.
В случае нарушения предприятием действующего законодательства прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит источником финансирования различных штрафов и санкций. Например, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. Кроме того, в случаях сокрытия прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
В условиях рыночной экономики возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Вследствие этого при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв, т.е. резервный фонд. Величина этого резерва должна составлять не менее 15% уставного капитала. Резервный фонд ежегодно пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Следует отметить, что кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды.
В принципе, чистая прибыль предприятия подразделяется на две части: используемую на увеличение имущества (накопление) и выплачиваемую работникам и собственникам (потребление).
Для государственных предприятий соотношение между этими двумя частями устанавливается ведомственными актами в пропорции 60: 40. По негосударственным предприятиям пропорции не регламентируются, но их соблюдение важно для обеспечения стабильного развития бизнеса.
Прибыль, направляемая на увеличение имущества, не уходит из хозяйственного оборота, а, наоборот, приумножает богатство предприятия. Она может быть использована:
• на капитальные вложения в расширение, обновление, модернизацию основных фондов;
• погашение долгосрочных банковских кредитов и уплату процентов по ним;
• увеличение оборотных средств предприятия;
• инвестиции в ценные бумаги, совместную деятельность;
• приобретение новых технологий и другие инновации. Потребляемая прибыль полностью уходит из хозяйственного оборота, но может также приносить финансовую выгоду при обоснованном и рациональном использовании. Она направляется:
• на выплату работникам вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, материальной помощи;
• выплату дивидендов акционерам предприятия.
Промышленность Республики Беларусь находится в переходном периоде к рыночным условиям хозяйствования и в связи с этим испытывает существенные экономические трудности. Прибыль и рентабельность предприятий невысока, а значительные налоговые платежи и необходимость за счет прибыли поддерживать уровень оплаты труда, пополнять оборотные средства не оставляет больших возможностей для инвестиций. Отсутствие инвестиций, в свою очередь, не позволяет наращивать прибыль.
По данным статистики, промышленные предприятия Беларуси перечисляют в бюджет более 40% полученной прибыли, в том числе около 2% в виде экономических санкций. Экономические санкции появляются не столько из-за умышленных нарушений налогового законодательства, сколько по причине отсутствия денег на счетах налогоплательщиков к сроку уплаты налогов. Значительные суммы пени забирают иногда всю заработанную прибыль, а при ее недостаточности вторгаются даже в оборотные средства недоимщиков [31, с.134. ].
С 2004 г. общая доля изъятий прибыли предприятий в государственный бюджет еще более увеличивается из-за отмены ряда льгот по налогу на прибыль и повышения его ставки для малых предприятий с 15% до 24%, а также за счет уменьшения чистого убытка предприятия. Сумма чистого убытка по всем отраслям экономики за январь – август 2007 г. составила 481 млрд. руб. против 549 млрд. руб. за январь – август 2006 г [17, с. 19. ].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Приведенные данные показывают, что проблема роста прибыли на предприятиях тесно связана с порядком ее распределения и требует государственного подхода.
1.3. Особенности распределения и использования прибыли отдельных субъектов хозяйствования
Механизм воздействия финансов на предприятие, на его экономическую эффективность проявляется не в сфере производства, а в сфере распределительных отношений. Эффективность распределительных отношений зависит от форм, методов их организации, от заинтересованности государства, предприятий, отдельных работников. Нарушение системы распределительных отношений ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.
Указом Президента Республики Беларусь от 28.12. 2005 г. № 637 “О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития” (далее — Указ № 637) установлен новый порядок исчисления части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет.
В соответствии с п. п.1.1. Указа № 637 плательщиками части прибыли (дохода) являются:
республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения (далее — унитарные предприятия);
хозяйственные общества, в отношении которых РБ либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (далее — хозяйственные общества).
Ранее действовавший порядок уплаты части прибыли, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2001 г. № 129 “О получении государством части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения” (далее — постановление № 129), был определен только для унитарных предприятий.
Начиная с 2005 г. хозяйственные общества (как нефинансовые, так и финансовые) исчисляют часть дохода в бюджет по тем же правилам, что и унитарные предприятия. В 2005 г. — по итогам года, позднее (с 2006 г) — в соответствии с уставами или решениями собраний акционеров (за квартал, полугодие, год).
Под понятием “хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами” в рамках Указа № 637 понимаются: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью (в соответствии со ст.63 ГК РБ), в уставных фондах которых имеется доля Республики Беларусь и/или административно-территориальных единиц. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.12. 1992 г. № 2020-ХИ “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью” таким обществом признается юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими лицами и (или) гражданами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что в ст.1 Закона от 10.01. 2006 г. № 100-3 “О хозяйственных обществах” приведено новое определение: хозяйственным обществом признается коммерческая организация, учрежденная двумя или более лицами с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Однако этот Закон вступит в силу лишь через 6 месяцев после опубликования.
Согласно ст.90 и 103 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст.18 Закона Республики Беларусь “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью” высшим органом управления в хозяйственном обществе является общее собрание его участников (акционеров).
К исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества относится распределение прибыли (дохода) общества, в том числе выплаты ее части участникам (акционерам).
Указом № 637 также установлено, что хозяйственными обществами, в отношении которых РБ либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, исчисляется и перечисляется в бюджет часть прибыли (дохода) в зависимости от уровня рентабельности.
РБ либо административно-территориальная единица, являясь участниками (акционерами) хозяйственного общества, в соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью” могут определять решения по распределению прибыли (дохода), принимаемые общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества, при наличии их доли в уставном фонде общества, составляющей более 50% (контрольный пакет голосующих акций 50% плюс одна акция), а также в случае введения особого права (золотой акции) государства на участие в управлении хозяйственным обществом согласно Указу Президента Республики Беларусь от 01.03. 2004 г. № 125 “Об особом праве (золотой акции) государства на участие в управлении хозяйственными обществами”.
Таким образом, во всех случаях распределение прибыли (дохода) хозяйственных обществ осуществляется по решению общих собраний их участников (акционеров). Часть прибыли (дохода), начисляемая в соответствии с Указом № 637, является обязательной минимальной частью дивидендов на долю государства. Хозяйственным обществом может быть принято решение о перечислении дивидендов в большем размере, чем предусмотрено Указом № 637. Порядок внесения в бюджет соответствующей части прибыли в виде дивидендов, начисленных на долю акций государства в уставных фондах этих обществ, сохраняется. При исчислении дивидендов на акции, принадлежащие как государству, так и всем остальным участникам акционерного общества, в соответствии со стандартом бухгалтерской отчетности “Прибыль на акцию”, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12. 2004 г. № 198, расчет базовой прибыли (убытка) производится на одну акцию одновременно независимо от ее принадлежности.
В целях повышения заинтересованности унитарных предприятий и хозяйственных обществ в увеличении рентабельности производимых товаров, продукции, работ, услуг, их реализации изменена шкала нормативов отчисления части прибыли (дохода) указанных предприятий и хозяйственных обществ по сравнению со шкалой, установленной постановлением № 129. Так, ранее действовавшая шкала предусматривала 5 групп предприятий по уровню рентабельности, а нормативы отчислений от группы к группе увеличивались по мере роста рентабельности на 5 процентных пунктов. Максимальный норматив отчислений был установлен на уровне 30%.

Таблица 1 — Шкала отчислений части прибыли, установленная постановлением № 129
Уровень рентабельности за отчетный месяц,%
Размер отчисления части прибыли
До 20 включительно
5
Свыше 20 до 25 включительно
10
Свыше 25 до 30 включительно
15
Свыше 30 до 50 включительно
20
Свыше 50
30
Таблица 2 — Шкала отчислений части прибыли, установленная постановлением № 637
Уровень рентабельности за отчетный месяц,%
Размер отчисления части прибыли
До 20 включительно
5
Свыше 20 до 22 включительно
10
Свыше 22 до 25 включительно
15
Свыше 25 до 27 включительно
17
Свыше 27 до 30 включительно
20
Свыше 30
25
Утвержденная указом № 637 шкала устанавливает нормативы отчислений части прибыли (дохода) в размере от 5 до 25% для 6 групп унитарных предприятий и хозяйственных обществ, сгруппированных в зависимости от фактического уровня рентабельности реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Увеличение количества групп предприятий по уровню рентабельности, а также снижение межгрупповых разлив нормативов отчисления части прибыли (дохода), позволяют более гибко учитывать снижение или увеличение рентабельности и устанавливать более справедливые размеры части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет.
При отсутствии прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет, не рассчитывается.
Установленная шкала позволяет обеспечить одинаковый для республиканских унитарных предприятий и хозяйственных обществ размер отчислений в бюджет (в зависимости от уровня рентабельности) с каждого рубля прибыли (дохода), полученной от принадлежащего государству имущества.
Следует обратить внимание: Указом № 637 определено, что унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, основными видами, деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет, исчисляется в размере 5% независимо от уровня их рентабельности.
По Указу № 637 база для расчета отчислений части прибыли (дохода) рассчитывается по данным бухгалтерского учета.
Указом № 637 установлено, что при исчислении перечисляемой в бюджет части прибыли (дохода) унитарные предприятия и хозяйственные общества за основу принимают прибыль, полученную от реализации товаров, продукции, работ, услуг (п.1 Расчета № 2), от операционных доходов, за вычетом операционных расходов (п.4 Расчета № 2) и от внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов (п.5 Расчета №1).
Действующим законодательством все расходы предприятия поделены на три группы в зависимости от источников финансирования. В первую группу входят расходы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) и покрываемые выручкой предприятия от их реализации, в сопоставлении с которой они формируют финансовый результат от реализации (прибыль/убыток от реализации). Ко второй группе относят операционные, внереализационные расходы, которые в сочетании с операционными, внереализационными доходами формируют финансовый результат от операционной деятельности и внереализационных операций. Третью группу составляют расходы, источником покрытия которых выступает бухгалтерская прибыль предприятия.
Рассмотрим табл.3 в которой представлена классификация расходов организации по их участию в формировании финансовых результатов и использовании прибыли.

Таблица 3 – Классификация расходов организации по их участию в формировании финансовых результатов и использовании прибыли
Расходы, включаемые в себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг
Внереали-зационные
операци-
оные
расходы
Расходы и отчисления, осуществляемые из прибыли организации
В порядке текущего использования прибыли в течении года на первоочередные платежи
В порядке использования нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении организации
Связанные с расходованием средств организации
Связанные с накоплением средств (имущества) организации за счет оставшейся прибыли
Производственные
Управленческие
Коммерческие
Операционные
Внереализационне
 Платежи по налогу на прибыль
Платежи по другим налогам, начисляемые за счет прибыли
Штрафы, пени за несоблюдение правил налогообложения и другие аналогичные платежи из прибыли
Текущие расходы организации за счет прибыли
Отчисления в фонд потребления или производимые непосредственно за счет прибыли аналогичные расходы
 Начисление дивидендов
Отчисления в резервные фонды (добровольные и обязательные)
Отчисления в фонд накопления или производимые непосредственно за счет прибыли аналогичные расходы
Отчисления в фонд социальной сферы или производимые аналогичные расходы за счет прибыли
Остаток нераспределенной прибыли, используемый в обороте организации
В том числе не учитываемые при налогообложении прибыли
Из бухгалтерской прибыли в первоочередном порядке предприятие производит уплату:
— текущих платежей по налогу на прибыль;
— текущих платежей по налогам и сборам в местные бюджеты;
— штрафов, пеней за несоблюдение правил налогообложения и нарушение порядка расчетов с бюджетными фондами;
— штрафных санкций, предъявленных таможенными органами;
— других платежей, покрываемых за счет прибыли в соответствии с законодательством.
Сумма бухгалтерской прибыли, полученная после вычета перечисленных текущих расходов, представляет собой чистую прибыль, поступающую в распоряжение учредителей предприятия для ее использования после утверждения итогов финансово-хозяйственной деятельности за истекший отчетный год.
Часть прибыли может быть направлена на пополнение резервного фонда, оставшуюся часть после отчислений в резервный капитал можно направить на формирование фондов накопления, если это предусмотрено уставом. Также прибыль можно использовать на покрытие убытков прошлых лет. Если же фонды не формируются, и убытков нет, то прибыль распределяется между собственниками. В обществах с ограниченной ответственностью она делится между участниками пропорционально их долям, а в акционерных обществах за счет нее выплачиваются дивиденды по акциям.
Кроме того, часть прибыли собственники могут выделить сотрудникам в качестве премий по итогам работы за год.
Нераспределенная чистая прибыль истекшего отчетного года после погашения расходов, произведенных за ее счет, а также после отчислений на формирование резервных фондов и создание фондов может быть направлена при выполнении определенных условий на выплату дивидендов учредителям. Такими учредителями являются полная оплата уставного фонда его участниками и соответствие установленному законодательством соотношению между чистыми активами и резервом уставного фонда.
Рассмотрим распределения прибыли в холдинговых компаниях. Понятие холдинг и холдинговая компания белорусским законодательством не раскрываются. В Гражданском Кодексе Республики Беларусь такие институты отсутствуют. В современной экономической энциклопедии под редакцией Вечканова Г.С. и Вечкановой Г. Р. дано следующие определение холдинга. Холдинг – компания, владеющая контрольным пакетом акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.
Такие белорусские ученые как Заяц Н.Е. и Василевская Т.И. дают следующее определение холдинга: “Холдинг – специфическое объединение предприятий, являющихся звеньями технологической или более высокой бизнес-вертикали, объективно возникающей при отсутствии предпринимательской деятельности”.
В Республики Беларусь отсутствует правовое регулирование деятельности холдингов. Существование крупных объединений оказывает существенное влияние на информационную систему принятия управленческих решений, в качестве одного из важных элементов которой выступает порядок распределения и использования прибыли.
Особенности распределения прибыли холдинговых компаний белорусскими экономистами не рассматриваются. Поэтому по данным вопросам были изучены литературные источники российских авторов и международные нормативно-правовые документы, что позволяет разработать рекомендации по распределению прибыли холдинговых компаний в Республики Беларусь.
Порядок распределения чистой прибыли холдинговых компаний зависит от метода приобретения головной компанией контрольного пакета акций. Международными стандартами финансовой отчетности приняты два метода приобретения контрольного пакета акций:
путем покупки контрольного пакета акций дочерней компании головной компанией;
путем объединения капиталов компаний, входящих в холдинг.
При использовании метода покупки акций дочерней компании головной компанией предполагается исключительный полный или гарантированный контроль над зависимым предприятием, то есть означает возможность управлять финансовой и операционной политикой с целью получения выгод от этой деятельности. Это предполагает, что материнская компания получает дивиденды, выплачиваемые из прибыли дочерних компаний. Однако долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, определяет материнская компания. Нераспределенная прибыль дочерних обществ, полученная ими до момента создания холдинга, также подлежит распределению, то есть часть этой прибыли должна быть выплачена в виде дивидендов головой компании.
    продолжение
--PAGE_BREAK--При использовании метода объединения капиталов компаний, входящих в холдинг, предполагается, что материнская и дочерняя компании самостоятельно формируют свои доходы, прибыль и определяют направления их использования. Нераспределенная прибыль дочерних компаний, полученная ей до момента создания холдинга, не подлежит распределению. При этом одним из направлений использования чистой прибыли холдинга является направление ее части для финансового обеспечения решения стратегических и тактических задач холдинга.
Так как холдинги создаются преимущественно в форме акционерных обществ, то прибыль дочерних предприятий и головных компаний направляется на выплату дивидендов своим акционерам, в фонд накопления, фонд потребления и на другие цели.
Рассмотрим особенности распределения прибыли предприятий-резидентов СЭЗ.
Резидент СЭЗ — зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. [9, с.2. ]
В соответствии с данными статистической отчетности, на начало 2005 года на территории Республики Беларусь зарегистрировано 6 свободных экономических зон,4 из которых являются действующими,2 – находятся в стадии становления. Количество зарегистрированных предприятий-резидентов СЭЗ на эту дату достигло 284. [12, с.129]
Получив прибыль, предприятия — резидентов СЭЗ в первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет предусмотренные Законом налоговые платежи, в состав которых входят налог на недвижимость, налог на прибыль, местные налоги и сборы.
Для резидентов СЭЗ действует специальный правовой режим. Под специальным правовым режимом для целей налогообложения понимается совокупность правовых норм, устанавливающих правовой порядок и условия исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, включая налоговые льготы. По деятельности, на которую не распространяется специальный правовой режим, резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлин), иные обязательные платежей в бюджет в общем порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Налог на недвижимость исчисляется и уплачивается резидентами СЭЗ в общем порядке, установленном налоговым законодательством Республики Беларусь, по основным средствам и объектам незавершенного строительства (далее — основные средства). Резидент СЭЗ не освобождается от налога на недвижимость по основным средствам, расположенным за пределами территории СЭЗ, резидентом которой он является, в том числе, если эти основные средства используются в деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим.
Резиденты СЭЗ обязаны обеспечить раздельный учет стоимости основных средств, уплата налога на недвижимость по которым производится и не производится. Льгота применяется при условии наличия раздельного учета.
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую распространяется специальный правовой режим, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. Прибыль (сумма доходов, уменьшенная на сумму расходов) от реализации иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и от внереализационных операций, признаваемые таковыми налоговым законодательством для целей исчисления налога на прибыль, в том числе от сдачи имущества в аренду (лизинг) вне зависимости от отнесения вида деятельности к основному или не основному (вспомогательному), не учитывается в составе прибыли от реализации товаров (работ, услуг) и облагается налогом на прибыль в общем порядке, установленном налоговым законодательством Республики Беларусь.
После истечения пятилетнего периода, прибыль резидентов СЭЗ от реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяется специальный правовой режим, облагается по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной налоговым законодательством.
Резиденты СЭЗ, применяющие данную льготу, обязаны обеспечить раздельные бухгалтерский и налоговый учет выручки, налогов и сборов, уплачиваемых из нее, и относящихся к ней затрат по деятельности, на которую распространяются льготы, а также прибыли (убытков) по реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяется специальный правовой режим. Льготы применяются при условии наличия раздельного учета.
При заполнении налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль отрицательное значение величины прибыли к налогообложению не отражается, а общая сумма льготируемой прибыли указывается с учетом того, чтобы размер прибыли к налогообложению не был меньше 0 (нуля).
Особенности распределения прибыли предприятия зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налоги на недвижимость, налог на прибыль и местные налоги и сборы. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

2. Изучение формирования, распределения и использования прибыли в ОДО “Октава”
2.1. Технико–экономическая характеристика предприятия
Общество с дополнительной ответственностью “Октава” было образованно 18 февраля 2002 года и зарегистрировано решением Гомельского облисполкома от 20.03. 2002г. № 193 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №490177142.
Целью создания ОДО является предпринимательская деятельность, получение прибыли с перспективой последующего распределения ее части между учредителями пропорционально их вкладу.
Основные принципы создания и функционирования ОДО регламентируется законом Республики Беларусь “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью”. Названный закон гласит, что хозяйственные общества такого типа являются собственниками всего имущества, произведенной продукции и полученных доходов.
Основными регистрационными документами общества являются учредительный договор и устав общества.
Участники ОДО отвечают по обязательствам общества в приделах своей доли, однако при недостаточности имущества у отдельных из них, для обеспечения причитающейся доли, дополнительную ответственность берут на себя остальные участники общества, распределяя ее между собой пропорционально своим долям.
Организация функционирует на основе Устава, в котором определены цели и виды деятельности организации, права и обязанности, управление организации, имущество, прибыль и оплата труда работникам, учет, отчетность и контроль, ответственность организации, реорганизация и прекращение деятельности организации.
Общество является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, обладает обособленным имуществом, вправе от своего имени заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, круглую печать, угловой и прямоугольный штампы со своим наименованием, а также другую необходимую для деятельности Общества атрибутику юридического лица.
Производственные и трудовые отношения в ОДО “Октава”, вопросы охраны труда, социального развития коллектива и здоровья его членов регулируются коллективным договором.
ОДО “Октава” основано на частной форме собственности.
Целью создания общества с дополнительной ответственностью является удовлетворение потребителей в оптовой торговле, услугах ремонтно-строительных работ.
Предметом деятельности ОДО “Октава” является:
ремонтно-строительные работы;
установка систем кондиционирования и отопления;
оборудование холодильных и морозильных камер различного объема;
оснащение магазинов “под ключ”: все виды холодильного оборудования, торговая мебель, торговый инвентарь;
поставка технологического оборудования для ресторанов, баров, кафе;
оптовая торговля.
Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности организации является прибыль.
ОДО “Октава” самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на оказываемые услуги, работы, услуги и необходимости в обеспечении производственного и социального развития организации, повышения личных доходов его работников. Организация может выступать в качестве генерального подрядчика или субподрядчика.
Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг и поставщиками материально-технических ресурсов.
ОДО “Октава” свободно в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Организация реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, — по государственным ценам и тарифам.
Продукцией ОДО “Октава” являются законченные строительством и введенные в эксплуатацию объекты: здания, сооружения, инженерные системы, на строительство (расширение, реконструкцию, ремонт) которых разрабатывается проектно-сметная документация.
Источником формирования финансовых ресурсов организации являются прибыль, амортизационные отчисления, а также другие поступления.
За годы рыночных преобразований организация приобрела новые деловые связи, много положительных отзывов о качестве проделанной работы.
Организационную структуру ОДО можно рассмотреть с помощью схемы, составленной на основе штатного расписания ОДО “Октава”.
Руководители:
1. Директор ОДО “Октава”
2. Заместитель директора по организационным вопросам
3. Главный бухгалтер
4. Начальник ПТО
5. Начальник отдела продаж
6. Начальник ОМТС
Линейные руководители:
1. Прораб
Специалисты:
1. Инженер ПТО
2. Инженер по ОТ и ТБ
3. Бухгалтер
4. Кассир
5. Инспектор ОК
6. Менеджер
7. Агент по снабжению
8. Секретарь
Рабочие:
1. Маляр-штукатур
2. Плотник
3. Плотник-бетонщик
4. каменщик
5. Кровельщик
6. Столяр-плотник
7. Столяр
8. Слесарь-сантехник
9. Отделочник
10. Электрогазосварщик
11. Электросварщик
12. Электромонтёр
13. Плиточник-облицовщик
14. Машинист-экскаватора
15. Тракторист
16. Дорожный рабочий
17. Рабочий
18. Сторож
19. Уборщица
В ходе своей деятельности организация получает прибыль, о чем свидетельствует данные отчетности, эффективно ее используют; сотрудничают с отечественными предприятиями и индивидуальными предпринимателями.
ОДО “Октава” располагает постоянно действующим складом комплектующих к холодильному оборудованию таких известных производителей холодильной техники как DANFOSS (Дания), ELECTROLUX (Испания), ITE (Бельгия), (Россия), Alco Controls и COPELFND (Германия), TLIWEL, ASPERA (Италия).
Эффективность деятельности ОДО “Октава” можно показать, проанализировав основные показатели деятельности организации за два смежных года, представленных в табл.1, исходными данными для которых явились приложения Б, В, Г.
Таблица 4 – Основные показатели деятельности ОДО “Октава” за 2007 – 2008 гг., млн. руб.
Показатели
Предыдущий 2007 год
Отчетный 2008 год
Откло-нение (+, -)
Темп
изме-нения,%
А
1
2
3
4
1. Стоимость СМР,. млн. руб.
1.1. в действующих ценах
1.2. в сопоставимых ценах
193,0
0,214853
716,5
0,752183
+525,5
+0,53733
371,2
350,1
2. Выручка от реализации продукции, работ, услуг млн. руб.
362,5
716,5
+354
197,7
3. Прибыль от реализации, млн. руб.
5,4
7,5
+2,1
138,9
4. Прибыль отчетного года, млн. руб.
5,5
7,7
+2,2
140,0
 5. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
260.4
709.0
+448,6
272,3
6. Среднесписочная численность работников, чел.
В том числе:
— промышленно-производственный персонал
из него:
рабочие
45
18
65
44
+20
+26
13.3
244.4
7. Фонд заработной платы всего, млн. руб.
15,5
200.5
+185
1293,5
8. Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн. руб.
2,5
5,0
+2,5
200,0
9. Производительность труда, млн. руб. стр1.1/стр6
4.3
11,0
+6.7
255.8
10. Материалоотдача. стр2/стр5 руб.
1,4
1,0
-0,4
71.4
11. Фондоотдача, стр1.1/стр8 руб.
77.2
65.1
-12.1
84.5
12. Среднемесячная заработная плата, руб.
рабочих
— служащих
100000
200000
200000
300000
+100000
+100000
200,0
150,0
13. Рентабельность продаж,% стр3/стр2*100
1,5
1,1
-0,4
73,3

Из данных табл.4 видно, что в 2008 году в ОДО “Октава” улучшились показатели производственной деятельности. Объем выполненных работ за 2007-2008 гг. вырос как в действующих, так и в сопоставимых ценах. При этом темп роста объема выполненных работ в действующих ценах был выше, чем в сопоставимых, что связанно с инфляцией. Увеличился в 2008 году по сравнению с 2007 годом объем выручки от реализации продукции в действующих ценах на 354 млн. руб. или 97,7%. Рост объема реализации продукции является положительным результатом работы ОДО.
Прибыль от реализации в ОДО “Октава” увеличилась по сравнению с показателем 2007 года в сумме на 2,1 млн. руб. или на 38,9% и составила 7,5 млн. руб.
В 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась себестоимость работ, услуг на 448,6 млн. руб. или на 272,3%. Это связанно с ростом индекса цен на строительные материалы с декабря 2007 г. по сентябрь 2008 г. на 121.6% (с 1616.675 до 1960.397) [11, с. 20. ].
Из данных табл.4 видно, что в ОДО “Октава” наблюдается положительная динамика прибыли отчетного периода, при этом сумма ее выше, чем прибыль от реализации. Это свидетельствует о прибыльности внереализационной деятельности предприятия. В 2008 году по сравнению с 2007 годом сумма прибыли отчетного периода на ОДО “Октава” увеличилась на 2,2 млн. руб. или на 40,0% и составляет 7,7 млн. руб.
Данных табл.4 свидетельствует, что среднесписочная численность работников в ОДО “Октава” увеличилась на 20 человек по сравнению с 2007 годом. При этом производительность труда возросла на 37,5%.
В 2008 году уменьшилась материалоотдача на 0,4 руб. Фондоотдача основных производственных средств в ОДО “Октава” в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 12.1. руб. Выросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом фактическая среднемесячная заработная плата работников на 100 тыс. руб. и составила 200 тыс. руб. Темп роста заработной платы составил 200%. Основной причиной повышения заработной платы работников является выполнение задачи достижения среднего уровня оплаты труда по республике не менее 250 долларов. Сравним темп роста заработной платы и темп роста производительности труда:
200
Из соотношения видно, что темп роста производительности труда опережал темп роста заработной платы, что свидетельствует о достаточной экономической обоснованности роста заработной платы. Опережающий темп роста производительности труда по сравнению с темпом роста заработной платы свидетельствует о положительных тенденциях в деятельности ОДО “Октава” за анализируемый период.
Основными направлениями совершенствования деятельности в ОДО “Октава” являются:
пересмотр и совершенствование политики в области ценообразования;
поиск и освоение новых рынков;
обеспечение квалифицированными работниками;
повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту
продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению оборачиваемости оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от подрядчика к заказчику;
обновления парка устаревшей техники;
использование новых технологий;
    продолжение
--PAGE_BREAK--организация системы стимулирования труда.
2.2. Анализ формирования прибыли
Основным источником формирования денежных доходов ОДО “Октава” является выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с учетной политикой ОДО “Октава” (приложение А) выручка отражается по мере оплаты продукции, выполнения работ, оказания услуг. Выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления.
Под моментом определения выручки от реализации и признания полученной прибыли принимается календарный месяц, в котором на основании соответствующих документов выручка от реализации и прибыль должны быть отражены в бухгалтерском учете.
Одним из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности строительной организации ОДО “Октава” является прибыль от реализации объемов строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами. В настоящее время прибыль от реализации строительно-монтажных работ определяется как разница между выручкой (нетто) и себестоимостью строительно-монтажных работ. Основным источником для изучения прибыли предприятия является Ф№2 “отчет о прибылях и убытках”. Все показатели в ней сгруппированы в отдельные разделы, согласно требованиям, введенным с 1.01. 2004, и подразделяются на:
Доходы и расходы по видам деятельности
Операционные доходы и расходы
Внереализационные доходы и расходы
В процессе анализа прибыли отчетного периода изучается общее её изменение по сравнению с планом и предыдущим периодом, а также по отдельным составляющим. В процессе анализа в соответствии с приложением 6, инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, рекомендуется использовать показатели, сформированные в соответствии с подпунктом 2 инструкции “О порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности”.
В процессе анализа следует учитывать, что на величину прибыли отчетного периода влияют как внешние факторы, так и внутренние, важную роль играет учетная политика:
— использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств, что приводит к росту себестоимости и уменьшение прибыли;
— выбор методов оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство, что также влияет на себестоимость;
— выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов;
— изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;
— выбор метода определения выручки от реализации продукции
— определение состава косвенных расходов и метода их распределения.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.
Процесс формирования прибыли включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в денежную массу. Реально ОДО “Октава” получает прибыль в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, но так, как новая стоимость создается только в сфере производства, то по прибыли, созданной здесь, можно судить об эффективности оказанных работ, выполненных услуг и резервах роста прибыли.
За счет выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг предприятие возмещает производственную себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, управленческие и коммерческие расходы. Таким образом, формируется финансовый результат от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг). Кроме того, ОДО “Октава” получает доходы от внереализационной деятельности, которые увеличивают общий финансовый результат деятельности предприятия. Расходы по внереализационной деятельности вычитаются из суммы доходов от этой операции. Общий финансовый результат представляет собой прибыль отчетного периода (до налогообложения).
Рост прибыли способствует укреплению финансового положения строительной организации, позволяет развивать производственно-техническую базу строительной организации, привлекать дополнительные инвестиции и увеличивать доходы работников строительной организации.
Механизм формирования прибыль в ОДО “Октава” может быть представлен следующим образом:
Выручка от реализации работ в действующих ценах без косвенных налогов – полная себестоимость работ с учетом управленческих и коммерческих расходов – прибыль (убыток) от реализации работ ± прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов ± прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов = прибыль (убыток) отчетного периода предприятия.
При проведении анализа финансовых результатов определяются факторы изменения прибыли от реализации объемов строительно-монтажных работ и выявляются резервы роста прибыли.
В процессе аналитической работы необходимо учесть влияние всех основных факторов на изменение прибыли.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:
Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный анализ” показателей финансовых результатов за отчётный период).
Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный анализ” показателей).
Исследование влияние факторов на прибыль (“факторный анализ”).
Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть “трендовый анализ” показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем табл.5 используя данные отчётности предприятия из формы №2 (Приложение Б, В).
Таблица 5 — Формирование бухгалтерской прибыли в ОДО “Октава” за 2007-2008 гг. млн. руб.
Наименование показателя
Код
Стр.
2007 г.
2008 г.
Отклоне-
ние
(+ / -)
Темп роста
%
  1
2
3
4
5
6
1. Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
362.5
716.5
+354
197,7
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
020
260.4
709.0
+448,6
272,3
3. Расходы на реализацию
030
96,6

 - 96,6

4. Управленческие расходы
040




5. Прибыль (убыток) от реализации (стр.010-020-030-040)
050
5,4
7,5
+2,1
138,9
6. Внереализационные доходы
120
0,05
0,2
+0,2
400
7. Внереализационные расходы
130




8. Прибыль (убыток) отчётного периода (стр.050+060-070+080+090-100+110-120)
140
5,5
7,7
+2,2
140,0
9. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли
150
0.8
2,2
+1,4
 
275,0
10. Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода (стр.130-140-150)
170
4,7
5,5
+0,8
117,0
Из данных табл.5 видно, что балансовая прибыль в 2008 году существенно увеличилась по сравнению с 2007 годом на 2.2. млн. руб. или на 40%. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.
Увеличению балансовой прибыли способствовало:
Увеличение прибыли от реализации на 2,1 млн. руб. или на 38,9%.
На это увеличение повлияло: превышение абсолютного изменения внереализационных доходов над абсолютным изменением внереализационных расходов на 0,2 млн. руб.
Отрицательное влияние на величину балансовой прибыли оказало увеличение себестоимости работ, услуг
В связи с тем, что прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре бухгалтерской прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет большое значение для выявления резервов роста всей бухгалтерской прибыли.
2.3. Анализ распределения и использования прибыли
Признание того факта, что в настоящее время у большинства белорусских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.
В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий. Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.
Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. В процессе анализа распределения прибыли изучают формирование налогооблагаемой прибыли, уровень и динамику платежей из прибыли в бюджет. При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия.
Рассмотрим структуру полученной прибыли на ОДО “Октава” за 2007-2008 гг.
Представим состав полученной прибыли (убытка) в ОДО “Октава” на рисунке (рис.5).
\s
Рисунок 5 — Прибыли отчетного периода в ОДО “Октава” за 2007-2008 гг.
В 2008 году прибыль отчетного периода, полученная ОДО “Октава” увеличилась на 2,2 млн. руб. по сравнению с 2007 годом и составила 7,7 млн. руб. В этом же году наблюдается увеличение прибыли от внереализационных операций на 0,2 млн. руб.
Объектом распределения прибыли является бухгалтерская прибыль предприятия. Распределение прибыли отчетного периода в ОДО “Октава” осуществлялось в 2003-2004г. в соответствии с “Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль” утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.03. 2002 г. № 30. С изменениями и дополнениями от 7 февраля 2003 г. № 7 (зарегистрировано в Национальном реестре № 8/9144 от 20.02.03 г). В настоящее время действует “Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль” утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13.01. 2006 г. №16.
ОДО “Октава” должно обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банками, заказчиками и потребителями; социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств. Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей. ОДО “Октава” уплачивает в бюджет из прибыли следующие виды налогов: налог на недвижимость, налог на прибыль, налог на развитие инфраструктуры города. По данным приложения Б, В в ОДО “Октава” за декабрь 2008 было уплачено в бюджет 23,056 тыс. руб. налога на недвижимость, 121,463 тыс. руб. налога на прибыль и 216,933 тыс. руб. налога на развитие инфраструктуры города. Всего из прибыли за декабрь 2008 года было уплачено в бюджет 361,452 тыс. руб.
Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, находится в компетенции предприятия. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия (Приложение А).
Эффективное использование прибыли, возможно, лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товара на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.
Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит, ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.
Проведем анализ структуры прибыли организации, и ее использования на ОДО “Октава” за 2007-2008 гг.

Таблица 6 — Структура прибыли и ее использование в ОДО “Октава” за 2007-2008 гг. млн. руб. (Приложение Б, В)
Наименование показателя
2007 год
2008 год
Отклонение
(+, -)
Темп роста,
%
А
1
2
3
4
Прибыль (убыток) отчетного периода (ф.2, стр.161)
5,5
7,7
+2,2
140,0
Прибыль (убыток) от реализации (ф.2, стр.051)
5,4
7,5
+2,1
138,9
Прибыль (убыток) от операционных доходов
и расходов (ф.2, стр.121)




Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (ф.2, стр.151)
0,05
0,2
+0,15
400,0
Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли (ф.2, стр.171)
0,8
2,2
+1,4
 275,0
Нераспределенная прибыль (ф.2, стр.181)
4,7
5,5
+0,8
117,0
Для более полного анализа рассмотрим структуру использованной прибыли в ОДО “Октава” (рис.5).
Представим использование прибыли отчетного периода в ОДО “Октава” за 2007-2008 гг. (рис.5).
\s
Рисунок 5 — Использование прибыли отчетного периода в ОДО “Октава” за 2007-2008 гг.
Данные табл.6 свидетельствуют о том, что в 2008 году увеличились налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли по сравнению с 2007 годом на 1,4 млн. руб. или на 275,0%. Нераспределенная прибыль в ОДО “Октава” за 2008 год составила 5,5 млн. руб., что на 0,8 млн. руб. больше чем в 2007 году или на 17,0%.
Также из табл.10 видно, что в ОДО “Октава” не создаются фонды накопления, потребления, а также резервные фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Согласно учредительному договору, чистая прибыль Общества, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, распределяется между участниками пропорционально их долям в Уставном фонде Общества.

3. Разработка предложений по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия
3.1. Совершенствование управления прибылью в рыночной экономике
Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия.
Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать, прежде всего, ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны).
    продолжение
--PAGE_BREAK--На наш взгляд для совершенствования управления прибылью в рыночной экономике прибыль необходимо эффективно использовать, а не делить ее на фонды. Заработанной прибылью собственник вправе распорядиться по своему усмотрению в зависимости от экономических условий хозяйствования и других обстоятельств. Иными словами, если у организации есть экономическая целесообразность, например, построить производственное здание, жилой дом, приобрести современное оборудование, выдать своим работникам займ или оказать им материальную помощь, то организация при наличии прибыли и денежных средств на счетах в банке, а также соответствующего решения собрания учредителей должна иметь возможность оплатить такие расходы, не ограничивая себя необходимостью создания каких-либо фондов специального назначения.
Общеизвестна природа появления в уставах организаций негосударственной формы собственности записи о создании как минимум двух фондов за счет чистой прибыли: фонда накопления и фонда потребления. Несколько лет тому назад регистрирующие органы, пользуясь юридической некомпетентностью учредителей, возвращали уставы организаций «на доработку», если в них не было предусмотрено создание вышеуказанных фондов, ссылаясь на действующее законодательство. Но такого законодательства, обязывающего учредителей формировать эти фонды, не было и нет. Эти вопросы находятся в исключительной компетенции учредителей. В действующем же законодательстве имеются лишь следующие документы:
постановление Совета Министров РБ от 28.04. 2000 № 605 «Об утверждении Положения о резервном фонде заработной платы», которым предусмотрено (в соответствии с требованиями ст.76 Трудового кодекса РБ) создание за счет чистой прибыли резервного фонда для обеспечения выплаты заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации;
постановление Совета Министров РБ от 26.03. 1993 № 179 «О пополнении собственных оборотных средств и укреплении финансового положения предприятий и организаций», предусматривающее направление на увеличение собственных оборотных средств не менее 30% прибыли", остающейся в распоряжении предприятий и организаций, подведомственных министерствам и ведомствам;
постановление Совета Министров РБ от 04.07. 2001№ 989 «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность», согласно которому организации торговли, занимающиеся розничной (кроме комиссионной) и (или) оптовой торговлей и (или) торгово-производственной деятельностью, направляют на пополнение собственных оборотных средств 6% валового дохода, полученного от реализации товаров и услуг.
Помимо фондов, создание которых предусмотрено законодательством, организациям государственной формы собственности министерства доводят нормативы (в виде процентов), в соответствии, с которыми должна распределяться чистая прибыль с направлением ее в определенные ведомственными документами фонды специального назначения. То есть на практике распределение чистой прибыли таких организаций осуществляется централизованно в соответствии с установленными нормативами. Перераспределение прибыли между уже сформированными фондами, а также их нецелевое использование возможно только с разрешения министерств. Указанная процедура снижает эффективность использования чистой прибыли. Такой порядок очень похож на изъятие прибыли. Например, у организации есть неиспользованная прибыль в виде фонда накопления, сформированного в соответствии с имеющимися ведомственными предписаниями. Но приобретение организацией оборудования в ближайшее время не планируется. Зато срочно потребовалось выдать займ работнику на строительство квартиры. Однако работнику отказывают, ссылаясь на то, что прибыль, отложенная в виде фонда строительства жилья, уже использована (либо отсутствует). На самом же деле у организации имеется свободная прибыль, но она числится в другом, временно неиспользуемом фонде.
Приказом министра промышленности РБ от 30.01. 2004 № 52 утвержден состав и порядок заполнения годового бухгалтерского отчета за 2003 год организациями, подчиненными Минпрому. В соответствии с этим приказом названные организации обязаны отчитаться о распределении и использовании чистой прибыли по 9 видам фондов: 1) резервным фондам, созданным в соответствии с законодательством; 2) резервам, образованным согласно учредительным документам; 3) фонду накопления; 4) фонду развития производства; 5) фонду строительства жилья; 6) фонду развития социальной сферы; 7) фонду потребления; 8) фонду пополнения собственных оборотных средств; 9) отчислениям в размере 6% валового дохода для предприятий, занимающихся торговлей (кроме комиссионной).
Ни в одной зарубежной стране нет такого количества фондов в отчетности субъектов хозяйствования. Безусловно, часть прибыли необходимо резервировать, и создание резервного капитала за счет наработанной прибыли предусматривается в балансах Германии, Великобритании, Швеции, Финляндии, Украины, других стран. Вместе с тем в балансах фирм и компаний этих стран инвесторы найдут отдельной статьей сумму нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года. Такая статья есть и в балансах белорусских организаций (счет 87 «старого» плана счетов и счет 84 «нового» плана счетов). Однако согласно Правилам перехода на Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 16.12. 2003 № 174* (см. подп.5.41), внутри счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” предполагается учитывать фонды специального назначения, сформированные за счет нераспределенной прибыли. Возникает вопрос: какая же это нераспределенная прибыль, если она (внутри счета) распределена на фонды? Получается, что наименование счета 84 не соответствует его экономическому содержанию.
По нашему мнению, распределение чистой прибыли по фондам лишь усложняет учет и запутывает зарубежных инвесторов, которым приходится решать, например, такие вопросы: может ли быть достоверным бухгалтерский баланс, в котором размер собственного капитала в стоимостном выражении велик, а нераспределенная прибыль (в прямом понимании), которой можно распорядиться по своему усмотрению, незначительна из-за того, что основная ее часть „заморожена“ в виде различных фондов и с течением времени обесценивается? почему часть чистой прибыли организации, зарезервированная в виде фонда потребления, отражается в балансе в составе краткосрочных обязательств, а не в составе собственного капитала?
С позиции экономической логики целесообразно не „замораживать“ прибыль в виде различных фондов, а любые фактические расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли, по мере их появления отражать в течение года по дебету счета 84 „Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, фиксируя в аналитическом учете лишь направления использования чистой прибыли (открывая по дебету счета 84 отдельные субсчета). В балансе же следует показывать только сумму оставшейся неиспользованной прибыли (сальдо по счету 84). Это способствовало бы большей прозрачности (понятности) бухгалтерской отчетности белорусских организаций для зарубежных инвесторов.
Частные организации от влияния государства на порядок распределения их чистой прибыли избавлены. Но, учитывая факты принудительного появления в их учредительных документах записей о создании фондов накопления, потребления и других, необходимо гарантировать учредителям этих организаций неприменение к ним экономических санкций за не создание указанных фондов (кроме предусмотренных законодательством). Это способствовало бы росту деловой активности и улучшению инвестиционного климата в стране.
В заключение обращаем внимание, что согласно ст.62 Закона РБ “О предприятиях» «прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено. Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли должно осуществляться через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции». Хотелось бы, чтобы органы государственного управления процитированное положение Закона не только потому, что предприятия и организации распорядятся своей чистой прибылью более эффективно, но и потому, что закон есть закон.
3.2. Пути увеличения прибыли предприятия
Прибыль предприятия — это собственный капитал его учредителей и трудового коллектива [8, с.2. ].
Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.
Учитывая наличие проблем управления прибылью и рентабельностью производства, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В первую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия.
От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая — наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая — уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Рассмотрим предприятия Минстройархитектуры по величине рентабельности в разрезе областей за 9 месяцев 2008 года на примере табл.7.

Таблица 7 – Рентабельность строительных предприятий за 9 месяцев 2008 г.
Области
коли —
чество
пред-приятий
средняя рентабель-ность
В том числе рентабельность,%
убыточ-ные
 до 5
5-10
более 10
всего
мон-таж-ные
стро-итель-ные
Брестская
5
3,0
2
2

1
1

Витебская
6
3,5
3
2

1
1

Гомельская
12
2,9
3
4
3
2
2

Гродненская
4
7,6
1

3



Минская
6
9,5
3
2

1

1
Могилевская
10
3,9
4
3

3
3

г. Минск
15
11,6
1
6
4
7
7

ИТОГО
61
17
 19
10
15
14
1
%
100
27,9
 31,1
16,4
24,6
Однако тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.
При неизменных экономических условиях легче было планировать и прорабатывать программу. Все функции по реализации программы перекладывались на предприятия. Однако многое меняется, и предприятие находится в динамических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, необходимо создавать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.
В настоящее время необходимо, чтобы руководство предприятием стремилось не столько на получение максимальной прибыли, сколько на получение максимального дохода.
Как уже упоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.
Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:
1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.
2. Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.
3. Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выпускать хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации послепродажного обслуживания, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.
4. Резко изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.
Особой проблемой в ОДО “Октава” является и повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению оборачиваемости оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от подрядчика к заказчику. Естественно, что такой подход требует совершенно иного в управлении качеством продукции и организации поставок.
Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных изделиях, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов продаж и доходов. Необходимо уметь управлять доходами, а, следовательно, и прибылью.
При рассмотрении прибыли в ОДО “Октава” сталкиваются интересы различных сторон: государства, которое рассчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в казну; трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли; банков, которых беспокоит платежеспособность фирмы, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых; руководства предприятия, стремящегося как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве ресурса, резерва, позволяющего укреплять основы самофинансирования, а также получение дивидендов.
Руководителю приходится так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия.
На деятельность предприятий должно большое внимание оказывать гибкое государственное регулирование с использованием экономических рычагов. В странах Запада государство воздействует на них через систему стимулирующих мер. Ускоренная амортизация обеспечивается за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. Этим методом государство регулирует рентабельность в различных секторах экономики. Наиболее быстрая амортизация предусмотрена в передовых отраслях индустрии. Помимо прочего, такая политика подталкивает предприятия к ускоренному обновлению основного капитала, оборудования, выпускаемой продукции.
Оборот производственных фондов есть непрерывный, периодически повторяющийся процесс, в результате которого авансированная стоимость полностью возвращается к своей исходной форме. В результате обеспечивается процесс воспроизводства. Скорость оборота измеряется числом его оборотов, совершаемых в течение года. Его ускорение означает сокращение времени производства или времени обращения и свидетельствует о повышении эффективности используемого капитала. Кроме того, ускорение влияет на: прибыль в сторону ее повышения, на снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства.
Таким образом, к основным факторам, влияющими на прибыль в ОДО “Октава” относятся:
1. Конкурентоспособность оказываемых работ, предоставляемых услуг, в силу того, что организация должна существовать для потребителя и только клиенты, потребности которых удовлетворяются, дают ей возможность выжить на рынке и получить доход.
2. Высокая мобильность на рынке, свобода экономического маневра, делающая объективно необходимыми учет рыночной конъюнктуры, гибкое маневрирование всеми имеющимися ресурсами для достижения эффекта.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Становление абсолютной монархии в России
Реферат 1. Модель устойчивого развития Республики Беларусь
Реферат Основные этапы эволюции предмета психологии
Реферат Аправленности здравоохранения, улучшению организации оказания медицинской помощи женщинам и детям и повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи
Реферат Влияние РоАЭС на водные ресурсы
Реферат История болезни теленка с индивидуальным № 437 ( диагноз: бронхопневмания )
Реферат Эффективность применения регуляторов роста при размножении смородины черной одревесневшими черенками
Реферат Об одной программе развития многоуровневого высшего образования в рамках интенсивных технологий обучения
Реферат Трудности правописания сложных слов
Реферат Демократизм педагогической деятельности М.В. Ломоносова
Реферат Резонансы интерпретации и время субъекта в технике психоанализа
Реферат Теория устойчивости систем
Реферат Особенности субъективной оценки собственной успешности как фактора когнитивного развития младших школьников
Реферат Оцінюючи ж чинники що негативно вплинули на зоконодавчу діяльність Централноі Ради слід звичайно
Реферат Greek Gods Essay Research Paper Greek GodsWelcome