--PAGE_BREAK--Глава 11.1 Сущность и функции цены
Роль цены в предпринимательской деятельности.
В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается многими причинами.
От уровня цены зависят:
· величина прибыли коммерческой организации;
· конкурентоспособность организации и её продукции;
· финансовая устойчивость предприятия.
Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
1) Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.
2) Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товаров. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных — валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественных — рентабельность, производительность труда, фондоотдача.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
3) Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.
Функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
4) Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
5) Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономике. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
6) Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
7) Цена выполняет очень важнуюсоциальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
В рыночной экономике цены на товар постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.
Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.
1.2 Место и роль цен в управлении предприятием
Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, — это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования. Ценовые решения на предприятии рождаются как результат применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов ценообразования.
Для успешного определения ценовой политики и принятия отдельных решений о величине цены необходимы эффективная организация всего этого процесса и распределение ответственности и полномочий между сотрудниками предприятия. Уточнение организационной структуры и границ ответственности важно потому, что недостаточно слаженно работающая оргструктура имеет склонность принимать жесткие рутинные решения, а не решения, быстро реагирующие на изменения реальной обстановки.
Процесс ценообразования должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или надает совсем прибыли.
На крупных предприятиях и на предприятиях, производящих и реализующих широкую номенклатуру продукции, организация процесса принятия решений в области ценообразования является очень сложной задачей.
Здесь необходимо решить, кто будет принимать решения о ценах, и на каком уровне организационной структуры они будут приниматься. Ценовую политику нецелесообразно отдавать на откуп какой-либо отдельной службе или отдельному специалисту, в ее определении должны участвовать представители производственного и проектно-конструкторского отдела, специалисты по учету, финансам, сбыту и информации.
После того, как определена общая ценовая политика, задача формирования цен на отдельные виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной структуры.
Между представителями различных служб предприятия по вопросам ценообразования могут возникнуть расхождения мнений. Так руководитель службы сбыта наверняка захочет установить низкую цену на товар для увеличения объема реализации. Специалисты, отвечающие за финансы, через цены с удовольствием бы быстро покрыли затраты на разработку и маркетинг.
Цена имеет большое значение для содержания рекламы и выбора способа рекламирования. Интерес к величине цены будет проявлять и производственная служба, потому что цена влияет на объем реализации и через это на степень загрузки производственных мощностей.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Система цен и их дифференциация по основным критериям
Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные группы.
Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменение в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т.д.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.
1) По характеру обслуживаемого оборота выделяют
а) оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
б) Закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют её фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
в) Цены не строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
г) Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
д) Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
е) Тарифы на платные услуги населению;
ж) Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементом цены и их уровне.
Основу цены продукции составляет её себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремиться к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия, уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям), но и развитие предприятия.
Важное место в структуре цен занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.
Налог на добавленную имеет очень широкую базу обложения. Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции то производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.
2) В зависимости от сферы регулирования различают:
а) Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
б) Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.
в) Цены, в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
г) Регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенные регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулировании цен.
3) В зависимости от территории действия различают:
а) Единые или поясные цены
б) Региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.
Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:
газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
продукция ядерно-топливного цикла;
электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
продукция оборонного производства;
драгоценные металлы и сплавы;
перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).
В компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:
газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
оплата населением жилья и коммунальных услуг.
4) В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
а) Цену «франко-склад поставщика»;
б) цену «франко-станция отправления»;
в) цену «франко-склад потребителя».
Система франкирования показывает, до какого пункта по пути движения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
5) По времени действия цены подразделяются на:
а) твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
б) текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
в) сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
г) скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
6) Цены, используемые в статистике
а) текущие;
б) средние;
в) сопоставимые;
г) неизменные.
Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4 Ценовая политика предприятия
Её сущность и значение. Цели и этапы.
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик.
Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику установления исходной цены на свою продукцию. Отсутствие четко определенной ценовой политики вызывает неопределенность в принятии решений в этой области различными службами предприятия, может привести к несогласованности этих решений. В результате позиции предприятия на рынке становятся слабыми, предприятие несет потери в выручке и прибыли.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
I. Постановка целей ценообразования:
1) Долгосрочные цели
а) обеспечение сбыта (выживаемости) продукции;
б) максимизация прибыли;
в) удержание рынка.
2) Краткосрочные цели
а) удержание рыночной ситуации;
б) уменьшение влияния изменения цен на спрос;
в) сохранение существующего лидерства в ценах;
г) Ограничение потенциальной конкуренции;
д) повышение имиджа предприятия или продукции;
е) стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке.
II. Определение спроса.
Закономерности спроса анализируют с помощью кривых спроса и предложения, а также коэффициента эластичности по цене.
Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара.
III. Оценка издержек
Для осуществления обдуманной ценовой политики необходимо проанализировать уровень и структуру издержек.
IV. Анализ цен и товаров конкурентов
Проводиться путем проведения социологических и маркетинговых исследований (опрос покупателей, изучение ценовых каталогов, прессы (специализированных журналов «Монитор», «Снабженец»), обзор Интернет).
Предприятие объективно оценивает свои позиции и корректирует цену.
V. Выработка ценовой стратегии. (Все 13 видов ценовой стратегии описаны в пункте 2.1.4.2 «Стратегии ценообразования»).
VI. Выбор метода ценообразования. Методы ценообразования описаны в пункте 2.1.4.1 «Методы ценообразования».
VII. Установление окончательной цены. Выбрав из перечисленных методик наиболее подходящий вариант, фирма может приступить к расчету окончательных цен.
Глава 22.1 Визитная карточка исследуемого предприятия
ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» г. Калуга специализируется на выпуске мучных кондитерских и макаронных специализируется изделий с начала XX века.
В настоящее время на предприятии можно купить широкий ассортимент короткорезанных макаронных изделий, более 25 видов пряничных изделий, 36 видов печенья, вафельные торты, вафли, бисквитные рулеты.
Макаронные изделия вырабатываются на лучшем итальянском оборудовании, и их качество дважды отмечалось дипломами «100 лучших товаров России».
Так же дипломами «100 лучших товаров России» отмечено качество печенья сахарного, вафельной продукции.
Пряник «Сувенир» является лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» 2000г.
Высокое качество выпускаемой продукции подтверждается высокими оценками дегустационного конкурса V-го Всероссийского научно-промышленного форума «Россия единая», где из семи видов представленной продукции четыре получили золотые медали и три серебряные.
ПродукциюОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» г. Калуга знают в Москве, Магадане, Чите, Иркутске, Набережных Челнах, Туле и др. регионах. Генеральный директор ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» — Шиков В.Н., 1953 года рождения, образование высшее, владелец 35622 обыкновенных акций предприятия.
2.2 Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» г. Калуга
Ниже приведены показатели, которые наиболее точно дают характеристику ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» г. Калуга. Таблицы разработаны таким образом, что показатели 2005 года ставятся в сравнение с показателями 2004 года (таблица 1), а показатели 2006 года ставятся в сравнение с показателями 2005 года (таблица 2), такой способ наиболее точно отражает эффективность работы данного предприятия и указывает на потенциал роста.
Таблица 1
Исходя из данных приведенных в таблице 1, можно сказать, что в 2005 году производство кондитерских изделий снизилось с 4305 тонн до 4228 тонн, или на 77 тонн, или на 1,8%, производство макаронных изделий снизилось с 3988 тонн до 3585, или на 403 тонны, или на 10%. В суммовом выражении объем производства продукции снизился с 148817 тыс. руб. до 137226 тыс. руб. на 11591 тыс. руб.
В целом, в 2005 году, финансовое состояние предприятия не улучшилось. Реализация продукции в стоимостном выражении составила 136870 тыс. руб., снизившись к уровню прошлого года на 10674 тыс. руб.
Себестоимость продукции уменьшилась с 139224 тыс. руб. до 127209 тыс. руб. или на 12015 тыс. руб., что связано с уменьшением объемов производства.
Фонд оплаты труда увеличился с 19625 тыс. руб. до 21856 тыс. руб. или на 2231 тыс. руб., что связано с увеличением средней заработной платы по фабрике, которая составила в 2005 году 8794 руб. против 7605 руб.
Не смотря на сокращение объемов производства и реализации, прибыль от реализации в 2005 году возросла на 1332 тыс. руб.
Производительность труда уменьшилась на 34 тыс. руб. чел./год, что связано с сокращением численности работников и уменьшению объемов производства.2-3 года назад предприятие ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» находилось среди лидеров по производительности труда в Калужском регионе. Чтобы вернуть эти позиции, ведь без решения этой задачи нельзя увеличить заработную плату работникам, надо внедрять более производительное оборудование.
Увеличилась рентабельность, в 2005 году она составляет 7,6%, вместо 6,0% в 2004 году. Это связано с увеличением прибыли от реализации при уменьшении объема выпуска продукции. В целом вся производимая продукция рентабельна, но наиболее рентабельной продукцией является производство печенья и вафель. Поэтому наиболее предпочтительным является развитие этих направлений.
Списочная численность работников составила в 2005 году 232 человека, вместо 237 в 2004 году.
Вывод: в 2005 году наблюдался спад производства. Но, не смотря на сокращение объемов производства и реализации продукции в 2005 году, ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» остается одним из крупнейших производителей кондитерско-макаронных изделий в Калужской области.
Таблица 2
Исходя из данных приведенных в таблице 1, можно сказать, что производство кондитерских изделий снизилось с 4228 тонн до 3556 тонн, или на 672 тонны, или на 16%, производство макаронных изделий снизилась с 3585 тонн до 3192 тонны, или на 393 тонны. В суммовом выражении объем производства продукции снизился с 137226 тыс. руб. до 125269 тыс. руб. на 11957 тыс. руб.
В целом, в 2006 году, финансовое состояние предприятия ухудшилось. Реализация продукции в стоимостном выражении составила 123469 тыс. руб., снизившись к уровню прошлого года на 13401 тыс. руб.
Себестоимость продукции уменьшилась с 127209 тыс. руб. до 121102 тыс. руб. или на 6107 тыс. руб., что связано с продолжающимся уменьшением объемов производства.
Фонд оплаты труда увеличился с 21856 тыс. руб. до 22811 тыс. руб. или на 965 тыс. руб., что меньше, чем в 2005 году и связано с увеличением средней заработной платы по фабрике, которая составила в 2006 году 9244 руб. против 8794 руб.
Прибыль от реализации в 2006 году снизилась с 9661 тыс. руб. до 2367 тыс. руб., или на 7294 тыс. руб.
Производительность труда уменьшилась на 46 тыс. руб. чел./год, что связано с сокращением численности работников и уменьшению объемов производства.
Уменьшилась рентабельность, в 2006 году она составляет 2,0%, вместо 7,6% в 2005 году.
Списочная численность работников составила в 2006 году 230 человека, вместо 232 в 2005 году.
Вывод: изучение показателей работы фабрики в 2006 году показывает убыточность производства макаронных изделий. На это повлияло то, что фабрика не смогла продолжить начатое в 1998 году обновление макаронного цеха из-за ограниченности площади предприятия и территориального расположения в центре города Калуга. Корме того, по отзывам покупателей, продукция ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» не всегда соответствует их требованиям по цвету, развариваемости и т.д. Генеральным директором поставлена задача по тщательному подбору сырья для производства и проведения технологического процесса. В случае если это не удастся осуществить, предприятие будет вынуждено прекратить производство макаронных изделий.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Классификация цен на продукцию ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» г. Калуга
Ниже представлены цены на макаронные и кондитерские изделия, пользующиеся особым спросом у покупателей с февраля 2006 года (табл.3).
Таблица 3
продолжение
--PAGE_BREAK--