Реферат по предмету "Банковское дело"


Инвестиционная стратегия на примере Новосибирской области

Cодержание


Введение ………………………………………………… ……………… …… ………4


Глава 1. Инвестиционная стратегия. Сущность и основные цели. …… …………. ..5


1.2 Классификация инвестиционной стратегии ………………… ………… ...9


Глава 2. Инвестиционная стратегия региона ………………………… ……… … . 12


2.1. Этапы формирования инвестиционной стратегии региона … ……….. ..17


2.2. Инвестиционная привлекательность регионов …………… ……….……19


Глава 3. Инвестиционная стратегия Новосибирской области ……… ………..……21


3.1. Характеристика региона. Цели, задачи и сценарии долгосрочного развития Новосибирской области .. . ………………………………….……………...21


3.2. Сценарии долгосрочного развития Новосибирской области. Приоритетные инвестиционные проекты долгосрочного развития … ..……..……26


Заключение ………………… ………………………………………………………….35


Библиографический список …………………… ………………………………..……36


Введение.


Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора субъекта, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий, способы формирования и распределения ресурсов.


Определение инвестиционных возможностей является отправной точкой для деятельности, связанной с инвестированием. В конечном счете, это может стать началом мобилизации инвестиционных средств.


Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ разработки инвестиционной стратегии региона, а также практических аспектов инвестиционной стратегии на примере Новосибирской области.


В соответствии с поставленной целью, в данной курсовой работе необходимо поставить следующие задачи:


- раскрыть понятие инвестиционной стратегии и определить ее роль в развитии региона;


- определить и раскрыть основные принципы разработки инвестиционной стратегии;


- проанализировать основные этапы разработки инвестиционной стратегии;


- дать общую характеристику Новосибирской области;


- проанализировать основные направления и перспективы инвестиционной стратегии Новосибирской области.


В качестве предмета в данной курсовой работе выступает разработка и реализация инвестиционной стратегии. В качестве объекта данного исследования выступает Новосибирская область.


В качестве источников для написания данной курсовой работы послужили работы ученых: Бланка И.А., Бочарова В.В., Игошина Н.В., Лахметкиной Н.И., Мищенко В.В., Мыльника В.В., Трояновского В.С., Фомина А.А., Якушенко И.Т., а также сайт Министерства экономического развития Новосибирской области.


Глава 1. Инвестиционная стратегия. Сущность и основные цели.


Инвестиционная стратегия – это база, основа, фундамент общей стратегии развития субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития. Каждая частная стратегия и ее проект должны пройти процедуру инвестиционного анализа и сопоставления с альтернативными проектами, должны инвестироваться. Понятие стратегия глубоко и многозначно. В широком смысле стратегия-процесс, отражающий философию развития региона. Более конкретно - стратегия-это долгосрочный план развития субъекта (страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации) основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития.


Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется на макро- и микроуровнях (на уровне государства, региона, отрасли, муниципального образования, на уровне предприятий и организаций).


Различают следующие виды инвестиционных стратегий:


· Государственная;


· Региональная;


· Инвестиционная стратегия на местном уровне;


· Корпоративная;


· Отраслевая


· Общая инвестиционная стратегия развития субъекта;


· Частная инвестиционная стратегия развития субъекта, входящая в общую стратегию его развития.


Инвестиционные стратегии тесно связаны со всеми другими стратегиями развития, поскольку все прочие стратегии базируются на долгосрочном инвестиционном процессе и формализованном инвестиционном анализе и отборе проектов. Частные инвестиционные стратегии могут носить иные названия, например, информационная или инновационная стратегия развития и в то же время частные стратегии подразумевают инвестирование, то, есть вложения финансовых ресурсов в конкретные программы и проекты.


Основные направления инвестиционной стратегии:


· приоритеты направлений инвестиционной деятельности;


· формы инвестиционной деятельности;


· характер формирования инвестиционных ресурсов;


· последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей;


· границы возможной инвестиционной активности по направлениям и формам его инвестиционной деятельности;


· систему формализованных критериев, по которым можно моделировать, осуществлять и оценивать свою инвестиционную деятельность.


Инвестиционная стратегия предусматривает достижение следующих целей:


· обеспечение достаточной инвестиционной поддержки высоких темпов развития деятельности;


· обеспечение максимальной доходности инвестиций;


· обеспечение минимизации инвестиционного риска;


· обеспечение оптимальной ликвидности инвестиций и возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления инвестиционной деятельности;


· обеспечение формирования достаточного объема инвестиционных ресурсов в соответствии с прогнозируемыми объемами инвестиционной деятельности.


· поиск путей ускорения реализации действующей инвестиционной программы.


· обеспечение финансового равновесия предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности.


Факторы, влияющие на выбор инвестиционной стратегии:


1. Общая стратегия развития.


2. Финансовое состояние.


3. Уровень технического и организационного потенциала.





Принципы разработки инвестиционной стратегии:


1. Инвайронментализм: субъекта – определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней инвестиционной среды.


2. Соответствие: инвестиционная стратегия должна соответствоватьобщей стратегии развития.


3. Инвестиционная предприимчивость и коммуникабельность: активный поиск эффективных инвестиционных связей по всем направлениям и формам инвестиционной деятельности.


4. Инвестиционная гибкость и альтернативность предусматривает адаптивность к изменениям факторов внешней инвестиционной среды.


5. Инновационный принцип: инвестиционная деятельность является главным механизмом внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции организации на рынке.


6. Минимизация инвестиционного риска.


7. Компетентность: реализация стратегии должны обеспечивать подготовленные специалисты – финансовые менеджеры.


Стратегическое управление инвестиционной деятельностью носит целевой характер, т. е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, стратегические инвестиционные цели становятся мощным средством повышения эффективности инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе, ее координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях инвестиционного процесса.


Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности организации требует предварительной их классификации по определенным признакам. С позиций финансового менеджмента эта классификация стратегических целей строится по следующим основным признакам (рис. 1).



Рис. 1 – Классификация стратегических целей инвестиционной деятельности организации


Оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии осуществляется на основе ряда критериев. К ним относятся:


· согласованность с общей стратегией развития предприятия по целям, этапам и срокам ее реализации;


· внутренняя сбалансированность целей, направлений и последовательности осуществления инвестиционной политики;


· согласованность с внешней средой (развитием экономики страны, региона, инвестиционным климатом);


· реализуемость с учетом имеющихся ресурсов (финансовых, сырьевых, технологических, кадровых);


· приемлемость уровня инвестиционных рисков;


· финансовая, производственная и социальная результативность. Результаты оценки разработанной инвестиционной стратегии являются основой для пересмотра и корректировки стратегии.


1.2 Классификация инвестиционной стратегии.


В настоящее время используется следующая классификация:


1. По степени расширения сферы влияния и участия в управлении субъекта:


а) стратегия эффективного собственника
: доступ к определенным видам продукции и обеспечение контроля за финансовыми потоками, повышение научно-технического и производственно-сбытового потенциала, финансовое оздоровлении предприятия-эмитента;


б) стратегия спекулятивного слияния
: доступа к имущественным и неимущественным правам с помощью контрольного пакета акций.


2. По типу управления:


а) пассивная (консервативная)
– защита вложений от инфляции и получение гарантированного дохода при минимальном риске и низких затратах на управление (большую долю портфеля составляют облигации надежных эмитентов (рис. 3));



Рис. 2. Структура портфеля при консервативной стратегии


б) активная
– стремление получить большую доходность за счет тщательного мониторинга рынка, оперативного приобретения финансовых инструментов, а также быстрого изменения структуры портфеля (структура такого портфеля состоит в основном или только из акций);


в) сбалансированная: компромисс между защитой средств от инфляции и приростом капитала. Такой портфель на половину состоит из акций (рис. 4).



Рис. 3 Структура портфеля при сбалансированной стратегии


3. В зависимости от нацеленности на определенный сегмент рынка:


а) аукционная:
применяются при приобретении акций в момент их первичной продажи на чековых, денежных, залоговых аукционах, проводимых в процессе приватизации;


б) стратегия спекулятивного конкурсанта
: используется на инвестиционных конкурсах и закрытых денежных аукционах, проводимых в процессе приватизации;


в) арбитражная: используется тот факт, что один и тот же актив может иметь разную цену на двух различных, в том числе географически удаленных, рынках;


г) стратегия «пылесоса»
: применяется наиболее крупными инвестиционными компаниями, которые по заказу инвесторов (осуществляют массовую скупку акций в регионах.


4. По методу формирования портфеля:


а) оптимизационные
: выбор наилучшей структуры портфеля осуществляется путем варьирования критериев оптимизации и проведения многовариантных имитационных расчетов;


б) рейтинговая:
формирование и обновление портфеля ценных бумаг осуществляется на основе результата построения рейтинговой таблицы;


в) стратегия гибкого реагирования
: профессиональный участник, получая рыночные сигналы, свидетельствующие об интересе крупных иностранных или отечественных инвесторов к акциям того или иного эмитента, использует свои возможности для того, чтобы опередить конкурентов и заблаговременно начать массированную скупку у мелких инвесторов;


г) стратегия рыночного опережения
: инвестор самостоятельно осуществляет прогноз состояния рынка и использует его для извлечения прибыли.


5. В зависимости от сроков возврата вложенного капитала:


а) краткосрочн
ые инвестиции (до 3-6 месяцев): исходит из того, что курсы акций подвержены частым колебаниям;


б) среднесрочны
е инвестиции (6-12 месяцев);


в) долгосрочные инвестици
и (более года);


г) общая.


6. В зависимости от субъектов инвестиционной стратегии:


а) государственная;


б) региональная;


в) отраслевая;


г) муниципальная;


д) инвестиционная стратегия предприятия;


е) общая;


ж) частная.


Таким образом, под инвестиционной стратегией понимается определение в стратегическом плане основных инвестиционных целей и задач, а также утверждение курса действия и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих стратегических целей.


Следующая часть курсовой работы будет посвящена основам инвестиционной стратегии региона.


Глава 2. Инвестиционная стратегия региона.


Переход России к устойчивому развитию невозможен без обеспечения
устойчивого развития всех ее регионов. Мероприятия на уровне страны в
целом не обеспечивают конкретики осуществления инвестиций на уровне
регионов. Поэтому очень важно внедрять систему управления инвестициями
на уровне каждого региона, учитывающую его специфику, направление и
уровень развития рыночных отношений.


Инвестиционная стратегия региона - прежде всего составляющая общей стратегии развития региона. Инвестиционная стратегия должна быть направлена на увеличение совокупного инвестиционного потенциала региона и его составляющих и на снижение совокупного инвестиционного риска и его составляющих, т. е., в целом, на повышение привлекательности инвестиционного климата региона.


Инвестиционная стратегия разрабатывается и реализуется администрацией (региональными органами власти и органами местного самоуправления) в пределах их компетенции.


Субъекты Федерации на сегодняшний день имеют различный уровень экономического развития, поэтому их стратегии отличаются друг от друга.


Выделяют следующие группы регионов:


1. Столичные – максимальная инвестиционная деятельность.


2. Регионы экспортеры сырья – донорами для федерального бюджета;


3. Прибрежные (приграничные) – 12 % совокупного объема инвестиций;


4. Примышленные регионы – 25 % совокупного объема инвестиций;


5. Дотационные регионы – 7 % совокупного объема инвестиций.


Сложность и особенность системы управления инвестициями на уровне
региона заключается в учете ее двух основных составляющих - региональной
и инвестиционной, каждой из которых, присуща высокая степень
неопределенности.


Несмотря на многочисленные исследования, задача создания
эффективной системы управления инвестициями в настоящее время в полной
мере не реализована ни в России в целом, ни, тем более, в ее регионах.
Как правило, во многих регионах России существует ряд преград на пути привлечения инвестиций:


- низкая эффективность использования имеющегося экономического потенциала региона и государственной собственности;


- высокие административные барьеры;


- высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;


- трудности на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;


- отсутствие механизма привлечения инвестиций.


Следовательно, основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов.


Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления) факторами, обуславливающими решение комплекса задач по стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению привлекательности корпоративных инвестиций. Причем в каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.


Инвестиционная стратегия региона должна содержать следующие составляющие ее научно-методического обеспечения:


· Стратегию развития региона на перспективу, в основе которой закладывается система приоритетов развития и структурной политики;


· Основные направления инвестиционной политики региона, выступающие в качестве условий, обеспечивающих реализацию концепции. На их основе разрабатываются конкретные предложения по активизации инвестиционной деятельности в регионе (создание благоприятного инвестиционного климата, формирование механизмов для роста объемов финансирования, подготовка экономики региона к эффективному использованию инвестиций, направление инвестиций на реализацию концепции развития экономики региона).


Инвестиционная стратегия региона должна включать:


· рост уровня и качества человеческого капитала в части его рыночных составляющих, в том числе качества труда (рост трудового потенциала области);


· рост доходов населения и, соответственно, рост потребительского спроса (потребительского потенциала);


· рост промышленного производства (рост производственного потенциала), причем, в основном за счет его реструктуризации и повышения доли и эффективности производств с высокой добавленной стоимостью;


· развитие инновационного и венчурного бизнеса (рост инновационного потенциала);


· развитие институтов рыночной экономики (рост институционального потенциала);


· развитие инфраструктуры региона (рост инфраструктурного потенциала);


· рост налоговой базы и прибыльности предприятий региона (рост финансового потенциала);


· снижение экономического риска за счет последовательного развития рыночных отношений и гарантий неприкосновенности частной собственности и частных инвестиций;


· снижение финансового риска путем повышения степени сбалансированности регионального бюджета и муниципальных бюджетов, а также снижения числа кризисных предприятий в области;


· снижение политического и законодательного рисков путем совершенствования законодательной базы, повышения авторитетности местных властей всех уровней, идеологической поддержки федеральной и региональной политики;


· снижение социального риска (уровня социальной напряженности) за счет повышения качества жизни населения;


· снижение экологического риска (снижение уровня загрязнения окружающей среды);


· снижение криминального риска за счет декриминализации экономики области, профилактических мер и снижения уровня преступности в регионе.


Все регионы РФ с целью повышения прозрачности регулирования инвестиционного процесса и соответствия его федеральному законодательству приняли законы о поддержке инвестиционной деятельности и повышении инвестиционной привлекательности. Поддержка инвестиционного процесса осуществляется регионами, как правило, в формах:


· создания и развития рыночной инфраструктуры;


· разработки и принятия законодательной базы, направленной на повышение инвестиционной привлекательности региона;


· развития транспортной инфраструктуры региона;


· обеспечения безопасности бизнеса;


· определения приоритетов развития и методов и механизмов их поддержки;


· снижения бюрократических препонов на пути развития бизнеса;


· установления для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;


· предоставления инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;


· предоставления на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;


· реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;


· обеспечения информационного сопровождения инвестиционной деятельности;


· участия в разработке инвестиционных проектов;


· участия в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;


· предоставления на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда;


· предоставления бюджетных субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программ экономического и социального развития;


· предоставления бюджетных кредитов и займов в соответствии с действующим законодательством.


Наиболее применяемым инструментом финансовой поддержки инвестиционных проектов в регионах является субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам. В этом случае администрация региона берет на себя сравнительно небольшую долю рисков по конкретному проекту и, с другой стороны, может оказывать поддержку множеству проектов, особо значимых для развития региона.


2.1 Этапы формирования инвестиционной стратегии региона.


Развитие любого региона России можно представить как процесс
изменения во времени сложной многоуровневой организации.
Инвестиционная стратегия является одним из ключевых элементов
формирования инвестиционной политики региона (рис.4).


На первом этапе, необходимо провести выбор
базовой стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики, которым будет соответствовать определенная инвестиционная политика в регионе.


В основу типизации региона по признаку отнесения его к той или иной
стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики могут
быть положены различные группы совокупных характеристик и факторов,
отражающих важнейшие стороны развития хозяйственного комплекса
региона в целом.


На втором этапе формирования инвестиционной политики определяются ключевые задачи, составляющие сущность и технологические принципы ее построения. Они заключаются в том, чтобы:


1. Разработать концепцию развития хозяйства региона, на основе которой станет возможным выявить и обосновать круг приоритетных объектов для инвестирования в регионе. Это позволит реализовать стратегию структурной перестройки хозяйственного комплекса и решить другие актуальные проблемы развития рыночного реформирования региона.


2. Сформировать основные направления инвестиционной политики, имеющей целью активизацию инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, в частности, поиск, формирование и концентрацию средств, включая полученные из различных источников финансирования.










Направление анализа



Рис. 4 Формирование инвестиционной политики в регионе.


2.2.Инвестиционная привлекательность регионов.


Инвестиционная привлекательность страны или региона - это совокупность факторов, определяющих приток инвестиций или отток капитала.


Инвестиционная привлекательность (климат) страны или региона определяется инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.


Инвестиционный потенциал региона - это потенциальные возможности региона к развитию экономики.


Инвестиционный потенциал учитывает готовность региона к приему инвестиций с соответствующими гарантиями сохранности капитала и получения прибыли инвесторами. Он включает следующие составляющие - частные потенциалы:


· ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);


· трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);


· производственный (валовой региональный продукт);


· инновационный (уровень развития фундаментальной, вузовской и прикладной науки с упором на внедрение ее результатов в регионе);


· институциональный (степень развития институтов рыночной экономики);


· инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);


· финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);


· потребительский (совокупная покупательная способность населения региона).


Таким образом, региональная инвестиционная стратегия представляет собой эффективный и современный инструмент управления инвестиционными процессами, который учитывает региональные особенности развития и позволяет скоординировать действия органов федеральной и региональной власти, инвесторов и представителей деловых кругов.


Использование инвестиционной стратегии в региональном управлении обеспечивает сбалансированное экономическое развитие региона, рост инвестиционного потенциала территории, повышение конкурентоспособности региона.


Следующая часть курсовой работы посвящена инвестиционной стратегии Новосибирской области.


Глава 3. Инвестиционная стратегия Новосибирской области.


3.1. Характеристика региона. Цели, задачи и сценарии долгосрочного развития Новосибирской области.


Новосибирская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр — город Новосибирск. Новосибирская область образована 28 сентября1937 года путём разделения Западно-Сибирского края на собственно Новосибирскую область и Алтайский край. В последствии, в 1943 году, из состава области была выделена Кемеровская, а в 1944 году — Томская области.


Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Площадь территории области 178,2 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. На севере граничит с Томской областью, на юго-западе — с Казахстаном, на западе — с Омской областью, на юге — с Алтайским краем, на востоке — с Кемеровской областью. Основные реки области — Обь и Омь. Плотиной Новосибирской ГЭС образовано Новосибирское водохранилище (т. н. «Обское море»). Также в области расположено около 3 тыс. пресноводных, солёных и горько-солёных озёр (Чаны, Убинское, Сартлан и др). Север и северо-запад области занимает южная часть крупнейшего в мире Васюганского болота.


На 1 января2009 года по данным Федеральной службы государственной статистики в Новосибирской области проживает 2 639 857 человек. Из них 1 992 048 человек составляет городское население и 647 809 человек — сельское.


Численность населения Новосибирской области по Всероссийской переписи населения 2002 года была 2 692 251 человек, по численности населения она занимает 3-е место в СФО, 16-е место в России. Плотность населения — 14,9 чел. на 1 км² (2005) (средний показатель по СФО — 4,0; по России — 8,4). По плотности населения область находится на 3-ем месте в СФО.


В целом по основным показателям уровня жизни, область находится лишь в середине списка субъектов Российской Федерации. Значительная часть производственного аппарата региона устарела как физически, так и морально. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал, приходящихся на одного жителя НСО, был вдвое меньше, чем в среднем по стране.


Перед областью стоит задача переломить эти тенденции, усилить и укрепить позитивную динамику экономического роста, добиться качественных преобразований во всех сферах жизни.


Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года разработана с учетом «Требований технического стандарта к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» Министерства регионального развития. Головной разработчик - коллектив Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской Академии наук, который привлекал к работе ряд других организаций.


Представляемая стратегия является «ядром» всей системы стратегического планирования Новосибирской области, которая включает, кроме того, среднесрочную программу социально-экономического развития, планы социально-экономического развития области, схему территориального планирования Новосибирской области, стратегический план устойчивого развития г. Новосибирска на период до 2020 года; генеральный план г. Новосибирска.


Установки и предложения документа увязаны со Стратегий социально-экономического развития Сибири, которая была разработана и совершенствуется совместно с аппаратом полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе.


Ниже приведена блок-схема разработки Стратегии. С помощью методики SWOT-анализа проводилось детальное изучение конкурентных особенностей Новосибирской области, выявлялись основные проблемы и угрозы. Сформулированы миссия, цели и задачи Стратегии. Эти разделы послужили основой для разработки содержательных сценариев развития области, параметры которых рассчитывались с применением комплекса экономико-математических моделей. При этом особый акцент сделан на расчет и обоснование различных балансов материальных, трудовых и топливно-энергетических ресурсов. Проведен отбор инвестиционных проектов, сводные характеристики которых учтены в модельных расчетах. Параллельно осуществлен прогноз социально-экономической структуры населения области и основных показателей уровня жизни. Для решения основных проблем социальной сферы предложено использовать идею приоритетных национальных проектов как главных направлений решения наиболее острых социальных проблем, стоящих перед российским обществом.



Рис.5 Разработка стратегии
.


Важнейшая составная часть разработки Стратегии долгосрочного развития Новосибирской области - оценка конкурентных позиций и специфических особенностей региона, выделяющих его из остальных субъектов Федерации.


Новосибирская область, по большому счету, обладает тремя основными конкурентными преимуществами:


· уникальным даже по мировым масштабам научно-образовательным потенциалом в виде концентрации научных институтов Российской Академии Наук, Российской Академии Сельскохозяйственных Наук и Российской Академии Медицинских Наук, отраслевой и вузовской науки, сети высших учебных заведений, высоким уровнем образования населения;


· выгодным экономико-географическим положением Новосибирской области: расположение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, «столичный статус» города Новосибирска и особая роль региона в федеративной системе России;


· диверсифицированной структурой реального сектора экономики, в котором вгармоничной пропорции сочетаются промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт.


Перечисленные конкурентные преимущества области дополняются заметной ролью предприятий малого и среднего бизнеса. По числу малых предприятий Новосибирская область занимает шестое место в Российской Федерации. По показателю насыщенности банковской системой Новосибирск входит в десятку ведущих регионов по России и лидирует в Сибирском федеральном округе. Новосибирской области принадлежит явное лидерство в Сибири по развитию IТ-компаний: третье место на рынке российских информационных и коммуникационных технологий по итогам 2004-2005 гг.


Конечно, эти конкурентные преимущества Новосибирской области могут быть реализованы в нелегкой цивилизованной конкурентной «борьбе» с соседними регионами. Успех в этой борьбе в существенной степени зависит от правильных управленческих решений. В то же время, очевидно, что основу будущего развития Сибири будет составлять не столько региональная конкуренция, сколько межрегиональные взаимодействия и сотрудничество.


В долгосрочной перспективе принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек роста Новосибирской области. В комплексе такими преимуществами не обладает ни один другой промышленный центр на востоке страны. Именно взаимосвязь и дополняемость всех потенциальных источников роста существенно повышают общую конкурентоспособность Новосибирской области, дают ей шанс на качественный рост в новом тысячелетии.
Цель предстоящего периода развития состоит в мобилизации и максимальном использовании этих ресурсов. При поддержке федерального центра на это должны быть направлены консолидированные усилия власти, бизнес-сообщества и населения региона.


Миссия Новосибирской области - превращение в главный инновационный центр на востоке России, отвечающий вызовам XXI века и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регионов страны.
Генеральной целью разработки Стратегии является формирование научно-обоснованной политики повышения уровня и качества жизни населения и устойчивого демографического роста за счет придания экономике Новосибирской области инновационного качества развития, повышения ее конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.


Достижение генеральной цели увязывается со следующими конкретными целями Стратегии, реализация которых может быть количественно определена индикаторами развития:


  • обеспечение значительного роста валового регионального продукта и приближение к лучшим по стране показателям эффективности экономического роста;

  • устойчивый рост благосостояния и качества жизни населения;

  • создание и использование экономики знаний для становления Новосибирской области как одного из наиболее инвестиционно и социально привлекательных регионов Российской Федерации;

  • развитие конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров;

  • создание на территории области одного из главных транспортно-логистических центров востока России;

  • оптимизация пространственного развития Новосибирской области на основе гармоничного сочетания развития новосибирского мегаполиса, малых городов и сельских районов;

  • формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения г. Новосибирском «столичных» и межрегиональных функций для Центрально-Сибирского макрорегиона;


совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и для обеспечения безопасности экономических агентов.


3.2.Сценарии долгосрочного развития Новосибирской области. Приоритетные инвестиционные проекты долгосрочного развития.


Проведенный стратегический анализ послужил основой для разработки содержательных сценариев развития области, параметры которых рассчитаны с применением комплекса экономико-математических моделей. Рассматривались три сценария развития: инерционный, мобилизационный и максимальный. Опуская методические особенности сопоставления сценариев, остановимся на одном, выбранном в качестве основного – на мобилизационном сценарии развития. Этот сценарий отвечает задаче высокого и устойчивого роста экономики Новосибирской области. Только такие темпы роста могут обеспечить амбициозные и, вместе с тем, реальные планы укрепления позиций и усиления роли региона в системе народного хозяйства России.



Рис. 6. Параметры мобилизационного сценария.


Основным условием построения мобилизационного сценария развития Новосибирской области является масштабный рост инвестиций в основной капитал, меняющих технологическую основу экономики региона. Благодаря такому масштабному росту инвестиций будут обеспечены устойчивый рост ВРП Новосибирской области среднегодовым темпом порядка 8% и увеличение к 2025 г. доли затрат на инвестиции в основной капитал до 21,2% от произведенного ВРП (увеличение по сравнению с 2005 г. на 58%).
Масштабная модернизация экономики Новосибирской области будет основана на мощном притоке инвестиций в основной капитал. Именно модернизация экономики, основанная на масштабных инвестициях, позволит нормализовать основные производственные пропорции (уровень рентабельности и доля фонда накопления), снизить материалоемкость общественного производства, и сблизить к концу периода темпы роста заработной платы и производительности труда (рост последней отставал в первой половине прогнозного периода).
В этих условиях прогнозируется рост душевого ВРП в 2025 г. по сравнению с 2005 г. в 4,7 раза. Численность населения Новосибирской области по данной траектории развития возрастет к 2025 году до 2780 тыс. чел. (в минимальном варианте она сокращается). Достигается более чем двукратный рост реальной заработной платы (рассчитанной по индексу-дефлятору ВРП) в каждый десятилетний период (рост по периодам в 2,3- 2,1 раза).




Рис. 7 Сравнительные оценки сценариев.


Основное направление развития промышленности области - активизация инновационной и инвестиционной политики, создание всевозможных научно-технологических и производственных кластеров, технопарков, механизмов поддержки и стимулирования инновационных процессов. Новейшие технологии и продукция становятся решающими факторами преодоления технологической отсталости промышленности.


Сценарии развития подкреплены проработкой перспектив развития электроэнергетики и перспективных балансов производства топлива и энергии. Прогнозирование осуществлялось на основе «Модели перспективного развития ТЭК Новосибирской области» и «Прогнозного топливно-энергетического баланса Новосибирской области». В целом в рассматриваемой перспективе регион может обеспечить себе достаточно прогрессивный баланс производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, как за счет собственного производства, так и ввоза энергоносителей.


Прогнозные расчеты показали, что Новосибирская область во все годы рассматриваемого периода будет оставаться топливодефицитным регионом. В минимальном сценарии развития потребность в электроэнергии в НСО покрывается за счет собственной выработки без ввода новых станций (прогнозируется положительное сальдо по поставкам электроэнергии). Если будут вводиться новые станции, а уровень потребления электроэнергии остается минимальным, то Новосибирская область становится крупным экспортером электроэнергии.


В базовом сценарии обеспечение энергопотребления без строительства новых ТЭС возможно только при существенном росте величины импорта электроэнергии уже к 2015 году в размере до 2,5 млрд. кВтч, а к 2025 г. объем получаемой электроэнергии со стороны должен возрасти до 10 млрд. кВтч.


Целесообразность строительства новых генерирующих энергомощностей будет определяться масштабами экономического роста в регионе. Реализация мобилизационного сценария должна быть подкреплена вводом новых ТЭС. В целом в рассматриваемой перспективе регион может обеспечить себе достаточно прогрессивный баланс производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, как за счет собственного производства, так и ввоза энергоносителей.


Особое значение при формировании Стратегии было уделено выявлению и отбору важнейших инвестиционных проектов. При разработке Стратегии анализировались крупные инвестиционные проекты, прошедшие рассмотрение и получившие одобрение в администрации Новосибирской области, а также вновь предлагаемые проекты.



Рис. 8 Инвестиционные проекты первого уровня.


Всего рассмотрено 77 проектов, из них 24 относится к сфере производства, а 42 проекта - к сфере обслуживания. Из требуемых для реализации проектов 443 млрд. рублей инвестиций более 45 % приходится на сферу производства. Этим структура инвестиций Новосибирской области значительно отличается от других регионов Сибирского федерального округа, где приоритеты отдаются развитию главным образом сырьевого сектора.


Анализ инвестиционных предложений свидетельствует о том, что пока крупные отечественные и зарубежные инвесторы не рассматривают Новосибирскую область в качестве приоритетной территории для реализации крупных инвестиционных программ.


Основной целью региональной социальной политикив перспективе в рамках предлагаемой Стратегии должно стать преодоление хронического отставания Новосибирской области от среднероссийских стандартов жизни, повышение ее конкурентоспособности и социальной привлекательности, а также формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации. Для реализации этой цели в Стратегии были выделены приоритетные направления социальной политики: повышение реальных доходов населения, адекватное реальной стоимости жизни в регионе; существенное сокращение масштабов бедности и социально-экономического неравенства; создание условий для формирования среднего класса; улучшение здоровья населения, увеличение трудоспособного периода жизни.


В качестве основных индикаторов эффективности проводимой социальной политики рассматриваются: динамика численности населения региона; индекс развития человеческого потенциала, характеризующий долголетие, образованность и уровень доходов населения; оптимизация социально-экономической структуры населения, аккумулирующая эффект как от изменений институциональной среды, так и условий жизни населения и выступающая предпосылкой развития региона.
Мобилизационный сценарий обеспечивает сокращение масштабов бедности в четыре раза (до 6% численности населения). Доля низко обеспеченных слоев сократится с половины до одной трети, модальной группой станут относительно обеспеченные слои, которые в совокупности со средним и верхним слоем составляют средний класс.


Мобилизационный сценарий развития позволит Новосибирской области уже к 2010 году войти в число регионов с высоким уровнем развития человеческого потенциала (индекс ИРЧП в 2005 г. составлял 0,777) при его дальнейшем росте в 2010 г. – до 0,811, в 2015 г. - до 0,846, а в 2025 г. – до 0,910. Наибольший вклад в рост индекса человеческого развития внесут экономический рост и образованность населения, в то время как продолжительность жизни, как компонент этого индекса даже к 2025 году не достигнет уровня развитых стран.


Важнейшим направлением решения социальных проблем в Новосибирской области остается реализация приоритетных национальных проектов. Эти проекты рассматриваются как генеральное направление социально-экономической политики в достижении качественно новых стандартов уровня жизни и благосостояния населения Новосибирской области.


Опыт стратегических разработок по всем регионам России показывает, что ключевое значение имеет решение проблемы наличия, формирования и использования квалифицированных кадров. Этой проблеме уделено первоочередное внимание и ее решение связывается в первую очередь с развитием «новой» экономики, созданием достаточного количества эффективных рабочих мест, реализацией имеющихся приоритетных национальных проектов по жилью, образованию и здоровью населения, а также новых региональных инициатив по реализации проектов по развитию культуры, спорта и индустрии отдыха и туризма.


Закрепить кадры в регионе и привлечь талантливую молодежь возможно лишь в том случае, если будет существовать возможность получить отвечающее современным требованиям профессиональное образование, иметь доступное жилье и качественное медицинское обслуживание, пользоваться всеми благами современной цивилизации. Большое значение имеет также создание в Новосибирской области новой индустрии отдыха, спорта и досуга, отвечающей современным требованиям.


С реализацией имеющихся приоритетных национальных проектов по жилью, образованию и здоровью населения, а также новых региональных инициатив по развитию культуры, спорта, индустрии отдыха и туризма связывается решение проблемы формирования и привлечения квалифицированных кадров. При этом, акцент должен быть сделан на закреплении и усиление существующих сегодня позиций региона в сфере образовательных и медицинских услуг.


Наличие развитого научно-образовательного комплекса на территории области дало основу формулирования важнейшего стратегического направления развития области – инновационного развития.


Целью инновационного развития Новосибирской области является достижение долгосрочной конкурентоспособности региона (на внутренних и внешних рынках) в формирующейся экономике знаний за счет превращения Новосибирской области в главный инновационный центр востока страны.


Стратегическая цель достигается на основе создания эффективной региональной инновационной системы, включающей систему научного и технического образования, систему генерации знаний; систему генерации технологий; систему санкций и стимулов для технологического перевооружения предприятий; инновационную инфраструктуру, систему государственной поддержки инновационного бизнеса (венчурные фонды), условия создания системы НИиОКР. Их создание позволит ликвидировать существующий ныне разрыв в научно-техническом потенциале региона и практическим использованием инноваций в экономике Новосибирской области.


Предусматривается создание ряда технико-внедренческих зон, сервисных центров по оказанию услуг высокой компетенции, ускоренное развитие системы переподготовки кадров для работы в сфере услуг и наукоемких кластерах.


Особое внимание уделено развитию инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, Технопарка «Академгородок», специализированных технопарков, дальнейшее развитие наукограда Кольцово, свободной экономической зоны технико-внедренческого типа.
Сооружение в 2007-2012 гг. технопарка «Академгородок», который рассматривается в качестве наиболее важного и приоритетного инвестиционного проекта региона, станет ядром инновационной инфраструктуры области, консолидирующим деятельность различных участников инновационного процесса: науки, образования, производства и бизнеса.



Рис. 9 Направления инновационной политики.


В целом в Стратегии предусмотрен напряженный, но, тем не менее, реальный план создания одного из ведущих в России инновационных центров кластерного типа, отвечающего вызовам 21 века.
Доля вновь созданной стоимости от продажи товаров и услуг региональной инновационной системы в ВРП экономики региона вырастет с 9 % в 2005 г. до 35% в 2025 году и составит в абсолютном выражении 400 млрд. рублей. Доля вновь созданной стоимости региональной инновационной системы в приросте общего ВРП вырастет с 21 % в 2005 г. до 100 % в 2025 г.


Решающее значение при реализации программных документов регионального развития имеет отработка институциональных условий и механизмов их реализации.


Основные механизмы реализации Стратегии заключаются в следующем:


1. Разработка и реализация целевых программ:


- инновационного развития Новосибирской области;


- социального развития Новосибирской области;


- сельского развития Новосибирской области;


- формирования транспортно-логистического кластера;


- формирования кластера электротехнического и энергетического машиностроения.


2. Совершенствование механизмов инициирования, отбора, реализации и контроля за инвестиционными проектами.


3. Совершенствование нормативно-правовой базы.


4. Формирование новых институтов и организационных структур, связанных с реализацией стратегии.


5. Формирование региональной системы мониторинга социально-экономической ситуации в Новосибирской области.


6. Мониторинг за ходом реализации стратегии.


Реализация Стратегии требует совершенствования имущественно-земельных отношений, системы общественных финансов, банковской системы и финансово-бюджетной политики, инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности региона. Разработаны целевые установки и количественные индикаторы институциональных преобразований, которые должны быть достигнуты в конце рассматриваемого периода.


Принципиальное значение имеет комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности региона, снижению инвестиционных рисков и росту его инвестиционного потенциала. К 2025 г. прогнозируется повышение инвестиционного рейтинга региона до категории 1А - высокий потенциал, минимальный инвестиционный риск (в настоящее время Новосибирской области присвоена категория 2B - средний потенциал, умеренный риск).


Разработка и будущая реализация Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области актуальна не только для самого региона и его жителей. Этот документ доказывает, что будущее Сибири – не только за крупномасштабной добычей и переработкой природных ресурсов. Будущее Сибири – это и наукоемкая экономика нового типа, основанная на новейших достижениях научно-технического прогресса, и комфортные условия для проживания и жизнедеятельности сибиряков.


Новосибирская область в результате реализации Стратегии должна прочно занять свое место в числе «регионов-локомотивов» России и быть ее достойным представителем в мировом экономическом и культурном сообществе.


Заключение.


Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время – время укрупнения субъектов рыночных отношений и передела собственности.


Все составляющие механизма управления региональной инвестиционной стратегией являются многоуровневыми, то есть содержат федеральный, региональный, муниципальный уровни. Поэтому эффективность применения любого структурного элемента механизма напрямую зависит от согласованности действий всех уровней власти. Таким образом, сущностью механизма управления региональной инвестиционной стратегией является целенаправленное воздействие структур управления федерального, регионального и муниципального уровней на всех субъектов региональной инвестиционной системы в интересах достижения намеченных целей инвестиционного развития региона.



Относительно Новосибирской области, можно сделать вывод, что в последние годы в области не только изменилась система регионального управления, но и была существенно откорректирована инвестиционная политика. Для этого были созданы правовые предпосылки: в одном из первых регионов Россииздесь принят закон о поддержке инновационной деятельности. Постоянно совершенствуются механизмы государственной поддержки реального сектора экономики. Ставка делается на крупные инвестиционные проекты.


Реализация намеченных целей предполагает эффективное управление вышеперечисленными процессами на основе согласованных совместных действий органов власти, населения и хозяйствующих субъектов, а также организацию постоянного мониторинга, контроля хода решений поставленных задач социально-экономического развития, а также инвестиционной стратегии развития области и доведение их результатов до сведения населения края.


Библиографический список


1. Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. — М.: Экзамен, 2000.


2. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. — СПб: Питер, 2002.


3. Вахрин П. И. Инвестиции: Учебник. — М.: «Дашков и К о », 2002.


4. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.


5. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов. — СПб: Питер, 2000.


6. Корчагин Ю.А. Инвестиционный анализ и инвестиционная стратегия: Учебное пособие для студентов экономических специальностей.– Воронеж: ЦИРЭ, 2005.


7. Журнал "Финансовый эксперт", № 6 2008 год.


8. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2002, № 9.


9. Сайт министерства экономического развития Новосибирской области-www. adm.nso.ru


10.Cайт министерства экономического развития РФ -www.economy.gov.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.