Реферат по предмету "Мировая экономика"


Характеристика и анализ основных технико экономических показателей ПРУП Борисовский хрустальный завод

--PAGE_BREAK--Сравнивая основные показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2007 и 2008 годы можно отметить, что объем производства в сопоставимых оптовых ценах уменьшился на 2,89 %, а в фактических оптовых ценах увеличился на 35,2%.Остатки готовой продукции растут (с 213% до 269%) это связано с тем, что объемы реализации меньше объемов производства. Заработная плата в 2008 году увеличилась на 46,8% по сравнению с 2007 годом, что объясняется увеличением объёмов выпуска и реализации продукции, техническим совершенствованием производства и ростом производительности труда, ростом объёма реализации продукции на экспорт, совершенствованием организации труда и заработной платы. Рентабельность производства растет, рентабельность реализованной продукции также увеличивается, но и кредиторская задолженность растет, это связано с тем, что предприятие ежемесячно берет кредиты на выплату заработной платы.
5.1 Анализ объема реализации продукции
От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.
На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы, которые представлены на рисунке 1.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рисунок 1 — Факторы, влияющие на объемы продаж

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции, который представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель
Сумма в фактических ценах, млн.р.
2006
2007
2008
+, —
1 Остаток готовой продукции
2013,0
3252,0
4587,0
+
Продолжение таблицы 2
2 Выпуск продукции
17668,0
23985,0
32429,0
+
3 Остаток готовой продукции на конец года
3252,0
4587,0
7274,0
+
4 Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.3)
16429,0
2265,0
28105,0
+
5 Остаток товаров, отгруженных покупателям:
5.1 на начало года
1842,0
4223,0
3194,0
+, —
5.2 на конец года
6 Реализация продукции (п.4+п.5.1-п5.2)
14587,0
18727,0
24911,0
+
Из таблицы видно, что план производства и реализации продукции выполнен за счет роста выпуска готовой продукции. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складе предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на начало года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия.
Как было установлено в процессе анализа, причина образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями тривиальна – низкая платёжеспособность потребителей. Вместе с тем, как следует из представленных данных предприятием, проводится определённая работа по улучшению платёжной дисциплины. В частности, отгрузка стала производиться только в день оплаты. Рост остатков готовой продукции на складах предприятия связаны с тем, что предприятие не может реализовать запасы выпущенных ранее изделий.
5.2 Анализ себестоимости продукции предприятия
С целью изучения финансовых результатов деятельности предприятия «Борисовский хрустальный завод» рассмотрим состав и структуру себестоимости по статьям затрат за 2006-2008 годы, изучив приведенные в таблице 3 сведения:
Таблица 3 — Состав и структура себестоимости товарной продукции ПРУП «Борисовский хрустальный завод» по статьям затрат
Статьи затрат
2006 год
2007 год
2008 год
Сумма, млн. р.
Затраты на 1 руб., коп.
Уд. вес, %
Сумма, млн. р.
Затраты на 1 руб., коп.
Уд. вес, %
Сумма, млн. р.
Затраты на 1 руб., коп.
Уд. вес, %
1 Сырьё
3 130,0
17,7
20,5
3 527,0
14,7
16,9
6 135,0
18,9
24,6
2 Вспомогательные материалы
464,0
2,6
3,0
490,0
2,0
2,3
698,0
2,2
2,8
3 Топливо, энергия
289,0
1,6
1,9
107,0
0,4
0,5
185,0
0,6
0,7
4 Работы и услуги сторонних организаций
678,0
3,8
4,4
793,0
3,3
3,8
1 087,0
3,4
4,4
5 Прочие материальные затраты
530,0
3,0
3,5
1 374,0
5,7
6,6
232,0
0,7
0,9
6 Расходы на оплату труда
4 348,0
24,6
28,5
6 705,0
28,0
32,1
7 991,0
24,6
32,1
7 Отчисления на социальные нужды
1 631,7
9,2
10,7
2 354,0
9,8
11,3
2 611,0
8,1
10,5
8 Общепроизводственные расходы
1 714,6
9,7
11,2
2 169,6
9,0
10,4
2 879,1
8,9
11,6
9 Общехозяйственные расходы
1 900,2
10,8
12,4
2 712,1
11,3
13,0
2 323,6
7,2
9,3
10 Потери от брака
3,0
0,02
0,02
4,0
0,02
0,02
4,0
0,01
0,02
11 Производ-
ственная себестоимость
14 688,5
83,1
96,1
20 235,7
84,4
97,0
24 145,7
74,5
97,0
12 Коммер-
ческие расходы
589,1
3,3
3,9
625,9
2,6
3,0
746,8
2,3
3,0
13 Полная себестоимость
15 277,6
86,5
100,0
20 861,6
87,0
100,0
24 892,5
76,8
100,0
Исходя из приведенных данных в таблице 2.3 можно сделать ряд выводов:
— Затраты на производство продукции (производственная себестоимость произведенной продукции) в 2006 году составили 14 688,5 млн. р. и увеличились почти на 37,8 % в 2007 году (составив 20 235,7 млн. р.). В 2008 году производственная себестоимость продукции выросла на 19,3 % по сравнению с величиной в 2007 году и составила 24 145,7 млн. р…
— Основными статьями себестоимости произведенной продукции в 2006-2008 году являлись расходы на оплату труда и расходы на сырье. В 2006 году удельный вес данных статей затрат составил 28,% и 20,5 % соответственно. В 2007 году произошло увеличение удельного веса расходов на оплату труда до 32,1 % и сокращение доли расходов на сырье – до 16,9 %. В 2008 году уровень затрат на оплату труда в себестоимости готовой продукции остался на прежнем уровне, но при этом произошло существенное увеличение доли расходов на сырье до 24,6 %.
— Полная себестоимость товарной продукции составила 15 277,6 млн. р. в 2006 году, увеличившись в 2007 году до 20 861,6 млн. р. (или на 36,6 %). В 2008 году данный показатель вырос в относительном выражении (к уровню прошлого года) на 19,3 %, составив 24 892,5 млн. р…
— Удельный вес производственной себестоимости в структуре общей себестоимости продукции предприятия вырос с 96,1 % в 2006 году до 97 % в 2007 году и в 2008 году остался на том же уровне.
— Затраты на 1 руб. товарной продукции в 2008 году снизились на 10,2 коп. по сравнению с 2007 годом. Однако при этом было также установлено увеличение себестоимости на рубль товарной продукции на 0,5 коп. по сравнению с 2006 годом.
Таким образом, уже на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение себестоимости готовой продукции, эффективность деятельности предприятия выросла в 2008 году по сравнению с ситуацией в 2006 году.
Однако на этом же этапе анализа необходимо и определить факторы, которые обеспечили увеличение себестоимости готовой продукции, так как именно сокращение затрат позволяет в большинстве случаев достичь максимального увеличения прибыли от реализации предприятия.
Увеличение затрат на производство продукции было связано как с ростом общего количества реализуемой продукции, так и удельных переменных затрат на единицу продукции, а также с ростом постоянных расходов (накладных расходов). Информация о затратах, сгруппированная по основным видам расходов (переменным и постоянным) в разрезе основных статей затрат приведена в таблице 4:

Таблица 4 — Группировка статей затрат на постоянные и переменные расходы, необходимая для проведения факторного анализ себестоимости продукции
Показатель
2006
2007
2008
1 Количество выпущенной продукции, единиц
7 335,0
7 809,0
7 464,6
2 Переменные затраты, всего, млн. рублей, в том числе:
11 073,7
15 354,0
18 943,0
2.1 Сырьё
3 130,0
3 527,0
6 135,0
2.2 Вспомогательные материалы
464,0
490,0
698,0
2.3 Топливо, энергия
289,0
107,0
185,0
2.4 Работы и услуги сторонних организаций
678,0
793,0
1 087,0
2.5 Прочие материальные затраты
530,0
1 374,0
232,0
2.6 Расходы на оплату труда
4 348,0
6 705,0
7 991,0
2.7 Налоги, отчисления и на социальные нужды
1 631,7
2 354,0
2 611,0
2.8 Потери от брака
3,0
4,0
4,0
2 а) удельные переменные расходы, млн. рублей на 1 ед. продукции (стр.2 / стр.1)
1,5
2,0
2,5
3. Постоянные затраты (накладные расходы)
3 614,8
4 881,7
5 202,7
3.1 Общепроизводственные расходы
1 714,6
2 169,6
2 879,1
3.2 Общехозяйственные расходы
1 900,2
2 712,1
2 323,6
4 Всего затраты на производство (производственная себестоимость)
14 688,5
20 235,7
24 145,7
5 Коммерческие расходы
589,1
625,9
746,8
6 Полная себестоимость
15 277,6
20 861,6
24 892,5
Для проведения анализа показателя производственной себестоимости используем следующую факторную модель:
 , (1)
где ПС – производственная себестоимость товарной продукции;
 – количество выпущенной продукции (в единицах);
 – удельные переменные расходы на единицу выпущенной продукции (в млн. р.);
А – постоянные расходы на весь выпуск продукции (в млн. р.).
Влияние факторов на изменение производственной себестоимости будет определено следующим образом:
В 2007 году себестоимость продукции увеличилась на 5 547,2 млн. р. (5 547,2 млн. р. = 20 235,7 млн. р. – 14 688,5 млн. р. = ПС2007 – ПС2006), в том числе под влиянием следующих факторов, представленных в таблице 2.5:
Таблица 5 — Факторный анализ изменения производственной себестоимости продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом
Фактор
2006
2007
Расчет влияния
Значение влияния
1 Увеличение количества выпущенной продукции
7 335,0
7 809,0

(7 809 – 7 335) * 1,510
715,6
2 Рост удельных переменных расходов в млн. рублей на 1 ед. продукции
1,510
1,966

7 809 * (1,966 – 1,510)
3 564,7
3 Увеличение постоянных затрат на выпуск продукции
3 614,8
4 881,7

4 881,7 – 3 614,8
1 266,9
4 Всего изменение затрат на производство (изменение производственной себестоимости)
14 688,5
20 235,7
= 20 235,7 – 14 688,5 =
= 715,6 + 3 564,7 + 1 266,9
5 547,2
Таким образом, производственная себестоимость товарной продукции в 2007 году увеличилась на 5 547,2 млн. р., в том числе на 715,6 млн. р. за счет роста физического объема произведенной продукции, на 3 564,7 млн. р. под влиянием увеличения переменных расходов на рубль товарной продукции и на 1 266,9 млн. р. вследствие роста постоянных расходов.
Полная себестоимость товарной продукции состоит из производственной себестоимости товарной продукции и коммерческих расходов. Потому для проведения анализа полной себестоимости можно использовать следующую факторную модель:
, (2)

где ПС – производственная себестоимость товарной продукции;
КР – коммерческие расходы;
СС – полная себестоимость выпуска продукции.
Рассмотрим влияние факторов на изменение полной себестоимости товарной продукции. С этой целью изучим сведения, приведенные в таблице 6:
Таблица 6 — Факторный анализ изменения полной себестоимости продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом
Фактор
2006
2007
Расчет влияния
Значение влияния
1 Производственная себестоимость выпущенной продукции
14 688,5
20 235,7
= 20 235,7 – 14 688,5
5 547,2
2 Коммерческие расходы
589,1
625,9

= 625,9 – 589,1
36,8
Всего изменение полной себестоимости выпущенной продукции
15 277,6
20 861,6

= 20 861,6 – 15 277,6
5 584,0
В 2008 году также произошло увеличение себестоимости продукции предприятия – как полной, так и производственной. При этом увеличению полной себестоимости продукции в общем размере на 5 584 млн. р. способствовало увеличение коммерческих расходов – на 36,8 млн. р., а также рост производственной себестоимости готовой продукции на 5 547,2 млн. р.
Влияние факторов на изменение производственной себестоимости в 2008 году по сравнению с предыдущим годом будет определено следующим образом:
В 2008 году себестоимость продукции увеличилась на 3 910,0 млн. р. (3 910,0 млн. р. = 24 145,7 млн. р. – 20 235,7 млн. р. = ПС2008 – ПС2007), в том числе под влиянием следующих факторов:
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 7 — Факторный анализ изменения производственной себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом
Фактор
2007
2008
Расчет влияния
Значение влияния
1 Увеличение количества выпущенной продукции
7 809,0
7 464,6

(7 464,6 – 7 809) * *1,966
-677,2
2 Рост удельных переменных расходов в млн. рублей на 1 ед. продукции
1,966
2,538

7 464,6 * (2,538 – 1,966)
4 266,2
3 Увеличение постоянных затрат на выпуск продукции
4 881,7
5 202,7
321,0
4 Всего изменение затрат на производство (изменение производственной себестоимости)
20 235,7
24 145,7
= 24 145,7 – 20 235,7 =
= (-677,2) + 4 266,2 + +321,0
3 910,0
В результате проведенных расчетов было установлено — основной прирост производственной себестоимости произошел из-за увеличения удельных переменных расходов – на 4 266,2 млн. р… Кроме того, увеличению производственной себестоимости способствовало также и увеличение постоянных расходов, что обеспечило увеличение производственной себестоимости продукции на 321 млн. рублей. Однако сокращение выпуска продукции с 7 809 тыс. единиц до 7 464,6 тыс. единиц привело к уменьшению производственной себестоимости на 677,2 млн. р…
Таким образом, в 2007-2008 гг. основное увеличение производственной себестоимости было связано с увеличением прямых переменных расходов.
Оценка факторов изменения полной себестоимости товарной продукции в 2008 году по сравнению с предыдущим годом приведена в следующей таблице:

Таблица 8 — Факторный анализ изменения полной себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с 2007 г
Фактор
2007
2008
Расчет влияния
Значение влияния
1. Производственная себестоимость выпущенной продукции
20 235,7
24 145,7

= 24 145,7 – 20 235,7
3 910,0
2. Коммерческие расходы
625,9
746,8

= 746,8 – 625,9
120,9
Всего изменение полной себестоимости выпущенной продукции
20 861,6
24 892,5

= 24 892,5 – 20 861,6
4 030,9
В результате проведения расчетов было выявлено, что увеличение полной себестоимости в общем размере на 4 030,9 млн. р. произошло за счет увеличения производственной себестоимости готовой продукции на 3 910 млн. р., а также вследствие роста коммерческих расходов – на 120,9 млн. р…
Подведение итогов, таким образом, позволило сделать выводы относительно основных факторов, обеспечивших увеличение себестоимости товарной продукции, что отражено в следующей таблице:
Таблица 9 — Результаты факторного анализа изменения полной себестоимости продукции в 2006-2008 году
Показатель
2006
2007
2008
Влияние факторов на изменение себестоимости выпущенной продукции (млн.р.)
2007 к 2006
2008 к 2007
1 Количество выпущенной продукции, единиц
7 335,0
7 809,0
7 464,6
715,6
-677,2
2 Удельные переменные затраты, млн. р., в том числе:
1,510
1,966
2,538
3 564,7
4 266,2
2.1 Удельные переменные затраты на сырьё
0,427
0,452
0,822
194,7
2 763,6
2.2 Удельные переменные затраты на вспомогательные материалы
0,063
0,063
0,094
-4,0
229,6
2.3 Удельные переменные затраты на топливо, энергию
0,039
0,014
0,025
-200,7
82,7
2.4 Удельные переменные затраты по работам и услугам сторонних организаций
0,092
0,102
0,146
71,2
329,0
2.5 Удельные переменные затраты на по прочим материалам
0,072
0,176
0,031
809,8
-1 081,4
2.6 Удельные переменные затраты на оплату труда
0,593
0,859
1,071
2 076,0
1 581,7
2.7 Удельные переменные затраты на социальное страхование
0,222
0,301
0,350
616,9
360,8
2.8 Удельные переменные затраты на исправление брака
0,000
0,001
0,001
0,8
0,2
3 Постоянные затраты (накладные расходы)
3 614,8
4 881,7
5 202,7
1 266,9
321,0
3.1 Общепроизводственные расходы
1 714,6
2 169,6
2 879,1
455,0
709,5
3.2 Общехозяйственные расходы
1 900,2
2 712,1
2 323,6
811,9
-388,5
4 Всего затраты на производство (производственная себестоимость)
14 688,5
20 235,7
24 145,7
5 547,2
3 910,0
5 Коммерческие расходы
589,1
625,9
746,8
36,8
120,9
6 Полная себестоимость
15 277,6
20 861,6
24 892,5
5 584,0
4 030,9
Как показали проведенные расчеты, основное влияние на увеличение себестоимости готовой продукции оказали увеличение удельных переменных затрат на сырье и основные материалы, удельные переменные расходы на оплату труда. Кроме того, достаточно значительное влияние на увеличение себестоимости готовой продукции было оказано увеличением постоянных затрат (в особенности – общепроизводственных расходов).
При этом из всех факторов, оказавших влияние на изменение себестоимости готовой продукции, были выявлены следующие факторы, способствовавшие сокращению полной себестоимости продукции в 2008 году:
— Наиболее существенное влияние на сокращение себестоимости было оказано сокращением удельных прочих переменных материальных затрат, вследствие чего себестоимость готовой продукции уменьшилась на 1 081,4 млн. р…
— Сокращению себестоимости также способствовало сокращение объема производства (на 677,2 млн. р.)
— Кроме того, сокращению полной себестоимости готовой продукции способствовало сокращение общехозяйственных расходов – на 388,5 млн. р…
5.3 Анализ финансового состояния предприятия
Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является её платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния организации, его устойчивости.
Анализ платежеспособности необходим не только для организации с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.
Сущность ликвидности состоит в том, чтобы для покрытия краткосрочных обязательств имелись или могли быть добыты средства, достаточные для предотвращения задержки в платежах [5, с. 111]. Платежеспособность (в узком смысле слова) – это такое состояние организации, когда оно располагает в данный момент средствами, достаточными для уплаты по обязательствам, требующим немедленного погашения [5, с. 112]. Если ликвидность – состояние средств субъектов хозяйствования, при котором могут быть добыты средства для погашения, то есть, допускается погашение обязательств в течение некоторого промежутка времени, то платежеспособность – это способность погасить свои обязательства немедленно, и в этом случае не допускается наличие промежутка времени.
Одно из условий ликвидности организации – ликвидность активов, предполагающая их мобильность и способность при необходимости быть преобразованными в денежную наличность. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.
Для оценки финансового положения предприятия в отечественной практике анализа финансовой положения организации рекомендуется составлять баланс ликвидности.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков [3, с. 187].
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается ликвидным, если имеют место следующие соотношения (формула 3):
А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4
В зависимости от степени ликвидности активы и пассивы организации разделяются на группы в соответствии со специальной методикой. К наиболее ликвидным активам относятся денежные средства и финансовые вложения. Быстрореализуемые активы – это краткосрочная дебиторская задолженность. Медленно реализуемые активы – запасы, налоги по приобретенным активам, долгосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. К труднореализуемым активам относятся внеоборотные активы предприятия. В составе пассивов выделяют наиболее срочные обязательства (краткосрочную кредиторскую задолженность), краткосрочные пассивы (краткосрочные заемные средства и кредиты банков, подлежащие погашению в течение года после отчетной даты и прочие краткосрочные обязательства), долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) и постоянные пассивы (собственный капитал предприятия).
Группировку активов и пассивов ПРУП «Борисовский хрустальный завод» по степени ликвидности за 2008 год по данным бухгалтерского баланса за 2008 год произведём в следующей таблице:
Таблица 10 — Группировка активов по степени ликвидности и пассивов по срокам погашения ПРУП «Борисовский хрустальный завод»
Актив
На начало года, млн. р.
На конец года, млн. р.
Пассив
На начало года, млн. р.
На конец года, млн. р.
Излишек (+) или недостаток (-) активов для погашения обязательств
на начало периода (гр.2-гр.5)
на конец периода (гр.3-гр,6)
Наиболее ликвидные активы
17 994
73
Наиболее срочные обязательства
11 163
12 654
6 831
-12 581
Быстро реализуемые активы
2 276
800
Краткосрочные пассивы
4 129
6 500
-1 853
-5 700
Медленно реализуемые активы
9 158
11 115
Долгосрочные пассивы
0
0
9 158
11 115
Трудно-реализуемые активы
15 803
36 665
Постоянные пассивы
29 939
29 499
-14 136
7 166
Баланс
45 231
48 653
Баланс
45 231
48 653



Заметим, что предприятие является абсолютно платежеспособным, если выполняется каждое из неравенств А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4
Таблица 11 — Оценка степени текущей платежеспособности ПРУП «Борисовский хрустальный завод» на основе сопоставления активов по степени ликвидности и пассивов по степени срочности погашения
Активы
На начало года, млн. р.
На конец года, млн. р.
Пассивы
На начало года, млн. р.
На конец года, млн. р.
Вывод о выполнении неравенств
А1
17 994
73
П1 + П2
15 292
19 154
Неравенство А1 > (П1 + П2) не выполняется на конец периода, платежеспособность – не абсолютная (реальная)
А1 + А2
20 270
873
П1 + П2
15 292
19 154
Неравенство (А1 + А2) > (П1 + П2) не выполняется, платежеспособность – не гарантированная
А1 + А2 + А3
29 428
11 988
П1 + П2
15 292
19 154
Неравенство (А1 + А2 + А3) > (П1 + П2) выполняется на конец периода, платежеспособность – потенциальная, на конец года неравенство не выполняется – у предприятия отсутствует собственный оборотный капитал
Таким образом, на основании данных таблицы 11 можно сделать вывод, что на начало 2008 года предприятие обладало абсолютной (реальной) платежеспособностью. Однако на конец года у него отсутствует собственный оборотный капитал, что подразумевает низкую его платежеспособность.
Для оценки платежеспособности организации следует применять показатели ликвидности, которые отличаются набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Целью их расчета является необходимость оценить соотношение имеющихся активов, предназначенных как для непосредственной реализации, так и для предварительного потребления с целью последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены организацией в предстоящем периоде.
В Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, принятой постановлением Министерства финансов, Министерства экономики. Министерства статистики и анализа от 14.05.2004 г. №81/128/65 (в редакции постановления Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа от 08.05.2008 г. № 79/99/50) коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами определены как основные критерии для определения неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса и платежеспособности организаций.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации.
Коэффициент текущей ликвидности (К1) определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде запасов и затрат, налогов по приобретённым товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчётов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации и рассчитывается по формуле (4) как отношение итога раздела II актива баланса к итогу раздела V пассива баланса за вычетом строки 640 «Резервы предстоящих расходов и платежей» следующим образом:
 , (4)
где  - итог второго раздела актива бухгалтерского баланса (стр.290 баланса);
 - итог пятого раздела пассива бухгалтерского баланса (стр.690 баланса).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) определяется как отношение разности капитала и резервов, включая резервы предстоящих расходов, и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных активов в виде запасов и затрат, налогов по приобретённым товарам, работам, услугам, дебиторской задолженности, расчётов с учредителями, денежных средств, финансовых вложений и прочих оборотных активов рассчитывается по формуле (2.5) как отношение суммы итога раздела III пассива баланса и строки 640 «Резервы предстоящих расходов» за вычетом итога раздела I актива баланса к итогу раздела II актива баланса следующим образом:
 , (5)
где III – итог третьего раздела пассива бухгалтерского баланса (строка 490);
I – итог первого раздела актива бухгалтерского баланса (строка 190);
II – итог второго раздела актива бухгалтерского баланса (строка 290).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Однако, данных показателей недостаточно для комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности организации. В связи с этим считаю целесообразным при оценке платёжеспособности организации помимо выше указанных показателей рассчитывать следующие показатели:
— Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) определяется отношением всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации к общей стоимости имущества (активов) и рассчитывается по формуле (6) как отношение суммы итога разделов IV и V пассива бухгалтерского баланса к сумме валюте бухгалтерского баланса следующим образом:
 , (6)
где  – итог четвертого раздела пассива бухгалтерского баланса (строка 590);
 – итог пятого раздела актива бухгалтерского баланса (строка 690);
 – валюта бухгалтерского баланса (строка 300 или 700).
— Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами рассчитывается как отношение просроченных финансовых обязательств организации (долгосрочных и краткосрочных) к общей стоимости активов.
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (7) как отношение суммы краткосрочной и долгосрочной просроченных задолженностей к валюте баланса:
, (7)
где ПЗ – просроченная задолженность (форма 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»);
ВБ – валюта баланса (строка 300 или 700).
— Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение легко ликвидных активов к текущим обязательствам организации.
Коэффициент абсолютной ликвидности (К5) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (8) как отношение суммы денежных средств (строка 260) и финансовых вложений (строка 270) к краткосрочным обязательствам (строка 690) за вычетом резервов предстоящих расходов (строка 640):
. (8)
Анализ платежеспособности ПРУП «Борисовский хрустальный завод» будет проведен в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности», принятой постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа от 14.05.2004 г. №№81/128/65 (в редакции постановления Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа от 08.05.2008 г. № 79/99/50). Данный анализ проводиться с помощью коэффициентов, рассчитываемых в соответствии с формулами (5-8). Исходные данные для расчета и полученные в результате расчёта показатели представлены в нижеследующей таблице:
Таблица 12 — Коэффициенты, характеризующие платёжеспособность ПРУП «Борисовский хрустальный завод» в 2008г
Показатели
На начало 2008 года
На конец 2008 года
Откло-нение (+,-)
расчёт
сумма
расчёт
сумма
1 Собственный капитал, млн. р.
X
29 939
X
29 499
-440
2 Долгосрочные кредиты и займы, млн. р.
X
0
X
0
0
3 Краткосрочные кредиты и займы, млн. р.
X
4 129
X
6 500
2 371
4 Резервы предстоящих расходов и платежей, млн. р.
X
0
X
0
0
5 Заёмный капитал, млн. р.
X
15 292
X
19 154
3 862
6 Внеоборотные активы, млн. р.
X
15 803
X
36 665
20 862
7 Оборотные активы, млн. р.
X
29 428
X
11 988
-17 440
8 Валюта баланса, млн. р.
X
45 231
X
48 653
3 422
9 Финансовые вложения и денежные средства, млн. р.
X
17 994
X
73
-17 921
10 Просроченная кредиторская задолженность, млн. р.
X
0
X
0
0
11 Коэффициент текущей ликвидности (норматив не ниже 1,7)
29 428 / (15 292- 0)
1,92
11 988 / (19 154- 0)
0,63
-1,30
12 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (норматив не ниже 0,3)
(29 939 – 15 803) / 29 428
0,48
(29 499 – 36 665) / 11 988
-0,60
-1,08
13 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (норматив не выше 0,85)
15 292 / 45 231
0,34
19 154 / 48 653
0,39
0,06
14 Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (норматив не выше 0,5)
0 / 45 231
0,0
0 / 48 653
0,0
0,0
15 Коэффициент абсолютной ликвидности (норматив не менее 0,2)
17 994 / (15 292 – 0)
1,2
73 / (19 154 – 0)
0,0
-1,2

Анализируя данные таблицы 12, можно сделать следующие выводы:
— Значение коэффициента текущей ликвидности за 2008 год следующее: на начало года оно составляет 1,92, а на конец года – 0,63, что значительно ниже нормативного значения на конец периода, несмотря на то, что на начало года норматив был выполнен. Это свидетельствует о невозможности своевременного погашения срочных обязательств оборотными средствами на конец анализируемого периода.
— Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами также на начало 2008 года соответствует нормативному значению – оно составило 0,48. Однако на конец года оно сократилось до минус 0,6. Сокращение данного коэффициента в 2008 году свидетельствует о сокращении собственных оборотных средств исследуемой организации для обеспечения её финансовой устойчивости.
— Значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами в 2008 году соответствуют нормативному, что свидетельствует о достаточном запасе прочности предприятия, позволяющем без серьезных негативных последствий увеличить размеры заемного капитала.
— Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами составил 0,0, что меньше критически высокого уровня, равного 0,5. Значения данного коэффициента соответствуют нормативному значению.
— Коэффициент абсолютной ликвидности на начало 2008 года превысило 1, но оказалось ниже нормативного значения на начало года (равно 0,004). Это говорит о том, что предприятие обладает неликвидным балансом.
На основе проведенного анализа платёжеспособности ПРУП «Борисовский хрустальный завод» были сделаны следующие выводы: не все показатели, характеризующие платежеспособность, соответствуют нормативным значениям, следовательно, финансовое состояние предприятия нельзя считать устойчивым, а предприятие – платёжеспособным.
Понятие финансовой устойчивости организации тесно связано с перспективной платёжеспособностью. Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа (особенно инвесторам) определить финансовые возможности организации на длительную перспективу (более одного года). Поскольку в условиях рыночной экономики осуществление процесса производства, его расширение, удовлетворение социальных и других нужд организации производятся за счёт самофинансирования, т.е. собственных средств, а при их недостаточности – заёмных, то большое значение имеет финансовая независимость от внешних заёмных источников, хотя обойтись без них сложно, практически невозможно. Поэтому изучаются соотношения заёмных и собственных источников различных позиций [2, с. 90].
Савицкая Г.В. предлагает рассчитывать показатели, характеризующие финансовую устойчивость организации [1, c.211].
Степень финансовой независимости предприятия от кредиторов показывает коэффициент автономии (U1), который характеризует долю собственного капитала (СК) в общем объеме пассивов:
. (9)
Теоретически достаточным значением этого коэффициента является 0,3-0,6. Наиболее безопасным для организации является коэффициент автономии (независимости), равный 0,5. Этот коэффициент показывает, какова доля собственных средств в общей стоимости имущества организации. Если доля источников собственных средств составляет 50% и более, то считают, что у предприятия стабильное финансовое состояние, так как, продав половину имущества, организация сможет погасить свои долговые обязательства.
Коэффициент финансовой устойчивости (U2) – отношение собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов к общей валюте баланса – показывает удельный вес источников финансирования, которые могут быть использованы длительное время. Нормативное значение данного показателя должно быть не менее 0,75. Показатель рассчитывается по формуле:
. (10)
Коэффициент финансирования (или коэффициент соотношения собственных и заёмных средств) (U3) показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств и рассчитывается по формуле (2.11):
. (11)
Нормативное значение данного показателя должно быть не менее 1,0.
Коэффициент инвестирования (U4) показывает, в какой степени собственный капитал покрывает произведённые инвестиции, и рассчитывается по формуле (2.12):
 . (12)
Коэффициент финансовой зависимости (U5) – доля заемного капитала в общей валюте баланса. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании организации. Данный коэффициент рассчитывается либо как величина обратная коэффициенту финансовой независимости, либо как разность между единицей и коэффициентом финансовой независимости по формуле (13):
. (13)
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала (коэффициент финансового левериджа) (U6) – показывает долю финансовых обязательств предприятия в величине его собственного капитала. Этот коэффициент показывает размер заемных средств на 1 рубль собственных средств, т.е. какая часть имущества организации финансируется кредиторами, и рассчитывается по следующей формуле (14):
. (14)
Если отношение заемных средств к источникам собственных средств составляет 0,5, это значит, что одна треть активов формируется (финансируется) кредиторами, если отношение составляет 1, то половина активов формируется за счет привлеченного капитала. Если отношение заемного капитала к собственному превышает 1, то финансовая устойчивость организации достигает критического уровня, т.е. значительную часть доходов организация вынуждена отдавать в виде процентов по займам, что ставит под вопрос возможность выдачи кредита банком.
Коэффициент маневренности собственного капитала (U7), который показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств организации. Данный показатель рассчитывается по формуле 15:

. (15)
Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций (U8) показывает, какая доля инвестированного капитала, складывающегося из собственного капитала и долгосрочных обязательств, иммобилизирована в основные средства, и рассчитывается по следующей формуле (16):
. (16)
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (U9) определяется как отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов и затрат по формуле (17):
. (17)
Считается, что данный показатель не должен опускаться ниже 0,6.
Таким образом, финансовая устойчивость организации определяется эффективным использованием ресурсов, способностью полностью и в сроки ответить по своим обязательствам, достаточностью собственных средств для исключения высокого риска, перспективами получения прибыли. Неустойчивость финансового положения выражается в неудовлетворительной платежной готовности, в низкой эффективности использования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммобилизации. Пределом низкой финансовой устойчивости организации является состояние банкротства, т. е. неспособность организации ответить по своим обязательствам.

6. Анализ показателей прибыли предприятия Показатели выручки от реализации и себестоимости определяют прибыль от реализации и рентабельность. Собственно говоря, именно показатели рентабельности и показатели прибыли в рыночной экономике являются основными показателями, характеризующими эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Основным показателем, характеризующим финансовые результаты в группе данных показателей – прибыль от реализации продукции, прибыль отчетного периода и чистая прибыль предприятия, а также все показатели рентабельности, определяемые на основе данных показателей прибыли.
Показатели прибыли анализируемого предприятия представлены в нижеследующей таблице:
Таблица 13 — Динамика показатели прибыли от реализации продукции и прибыли отчетного года в 2006-2008 году
Показатели
2006
2007
2008
Изменение (+, -)
Темп роста, %
2007 к 2006
2008 к 2007
2007 к 2006
2008 к 2007
1 Выручка от реализации продукции
16 228
21 967
27 646
5 739
5 679
135,36
125,85
2 Себестоимость реализованной продукции
16 131
21 414
26 356
5 283
4 942
132,75
123,08
3 Прибыль от основной деятельности
97
553
1 290
456
737
570,10
233,27
4 Прибыль от прочих операций (прибыль от прочей реализации)
-525
-615
-800
-90
-185
117,14
130,08
5 Прибыль /убытки/ от внереализационных операций
0
529
100
529
-429

18,90
Общая прибыль отчетного года (балансовая прибыль)
-428
467
590
895
123
-109,11
126,34

Как видно из представленных данных, наибольший удельный вес в прибыли отчетного года в 2006, 2007, 2008 годах составляет прибыль от основной деятельности предприятия (прибыль от реализации).
В 2006 году, как не трудно убедиться, общая прибыль отчетного периода (балансовая прибыль) составляла отрицательную величину – убыток был равен 428 млн. р… При этом прибыль от реализации составляла 97 млн. рублей, а общий убыток предприятия был обусловлен наличием убытков от операций по прочей реализации (которые составляли 525 млн. р.).
В 2007 году общая прибыль составила 467 млн. рублей. При этом основной вклад в данный показатель был внесен прибылью от реализации, которая составила 553 млн. р… Прирост прибыли от реализации, таким образом, составил 456 млн. р… Кроме того, у предприятия имелась прибыль от внереализационных операций – 529 млн. р., а также убыток по операциям прочей реализации – 615 млн. р… В целом же по итогам 2007 года общая прибыль предприятия увеличилась на 895 млн. р… на 123 млн. р., составив 590 млн. р… При этом данное увеличение произошло преимущественно благодаря увеличению прибыли от реализации, которая выросла с 553 до 1 290 млн. рублей или почти в 2,33 раз.
Таблица 14 — Структура балансовой прибыли
Показатели
2006 год
2007 год
2008 год
млн.руб.
% к общей сумме
прибыли
млн.руб.
% к общей сумме
прибыли
млн.руб.
% к общей сумме
прибыли
Прибыль от основной деятельности
97
-22,66
553
118,42
1 290
218,64
Прибыль от прочих операций
-525
122,66
-615
-131,69
-800
-135,59
Прибыль /убытки/ от внереализационных операций
0
0,00
529
113,28
100
16,95
Общая прибыль отчетного года (балансовая прибыль)
-428
100,0
467
100,0
590
100,0
    продолжение
--PAGE_BREAK--В 2007 году удельный вес прибыли от основной деятельности (прибыль от реализации) составил 118,42 %, что на 141,08 % больше по сравнению с 2006 годом и на 100,22 % меньше по сравнению с 2008 годом. Таким образом, прибыль от реализации продукции постепенно увеличила свою значимость в составе балансовой прибыли в 2006-2008 году.
В целом, проведенный анализ позволил сделать вывод, что основной вклад в формирование предприятием прибыли в 2006-2008 году был внесен прибылью от реализацией. Для проведения факторного анализа изменения прибыли от реализации продукции требуется использовать следующую факторную модель:
, (18)
где  – объем реализации продукции;
 – структура реализованной продукции;
 – себестоимость продукции;
 – цены реализации.
Структурно-логическая модель факторной системы при этом имеет следующий вид:
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рисунок 2 — Структурно-логическая модель прибыли от реализации
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли от реализации. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли от реализации. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль от реализации находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли от реализации находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли от реализации можно определить, используя данные таблицы 15:
Таблица 15 — Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации, млн.р.
Показатель
2006
2006, пересчитанный на фактический объём продаж
2007
Выручка от реализации продукции (В)
16 228,0
18 001,5
21 967,0
Себестоимость продукции (С)
16 131,0
17 893,9
21 414,0
Прибыль
97,0
107,6
553,0
Сам анализ проведём при помощи способа цепной подстановки, последовательно заменяя каждую плановую величину на фактическую:

Таблица 16 — Расчёт условных показателей для определения влияния разных факторов на прибыль от реализации продукции, млн. р.
Показатель
Условия расчёта
Порядок расчёта
Сумма прибыли
VРП
УД
Ц
С
2006
2006
2006
2006
2006
В2006 – С2006 = 16 228 – 16 131
97,0
Усл.1
2007
2006
2006
2006
П2006*КРП = 97 * (7 809 / 7 335)
103,3
Усл.2
2007
2007
2006
2006
Ву – Су = 18 001,5 – 17 893,9
107,6
Усл.3
2007
2007
2007
2006
В2007 – Су = 21 967,0 – 17 893,9
4 073,1
2007
2007
2007
2007
2007
В2007 – С2007 = 21 967,0 – 21 414,0
553,0
В данной таблице размер валовой прибыли, пересчитанной на фактический объем продаж был определен по методике, приведенной в книге «Анализ хозяйственной деятельности» под редакцией Г.В. Савицкой (в таблице обозначена под показателем Усл.2). Размер прибыли определяется путем умножения базовой прибыли на темп роста размера реализованной продукции в натуральном выражении:
 . (19)
После проведения данного расчёта можно определить и размер влияния каждого из ранее названных факторов на величину прибыли:
Таблица 17 — Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции, млн. р.
Показатель
Влияние фактора
Сумма прибыли
VРП
УД
Ц
С
2006
2006
2006
2006
2006
97,0
Усл.1
2007
2006
2006
2006
103,3
Усл.2
2007
2007
2006
2006
107,6
Усл.3
2007
2007
2007
2006
4 073,1
2007
2007
2007
2007
2007
553,0
Расчёт
Усл.1 – 2006
усл.2 – усл.1
усл.3 – усл.2
2007 – усл.3
Значение влияния
6,3
4,3
3 965,5
-3 520,1
456,0

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
— Увеличение объёмов реализованной продукции в 2007 году по сравнению с 2006 г. способствовало увеличению прибыли на 6,3 млн. р…
— Изменение структуры выпускаемой продукции привело к тому, что прибыль предприятия увеличилась на 4,3 млн. р. по сравнению с аналогичным показателем за 2006 г.
— Рост цен реализации продукции способствовал увеличению прибыли от реализации продукции на 3 965,5 млн. р…
— Увеличение себестоимости продукции привело к потере прибыли в сумме 3 520,1 млн. р…
В целом, прибыль от реализации предприятия увеличилась на 456 млн. р. (почти в 5,7 раз) под воздействием всех перечисленных факторов по сравнению с уровнем прибыли в 2006 году.
Расчет влияния основных факторов на сумму прибыли от реализации за 2007-2008 год можно провести, воспользовавшись следующими данными:
Таблица 18 — Исходные данные для факторного анализа изменения прибыли от реализации в 2008г. по сравнению с 2007г., млн.р.
Показатель
2007
2007, пересчитанный на фактический объём продаж
2008
Выручка от реализации продукции (В)
21 967,0
25 921,3
27 646,0
Себестоимость продукции (С)
21 414,0
25 268,7
26 356,0
Прибыль
553,0
652,6
1 290,0
Анализ проведём при помощи способа цепной подстановки, последовательно заменяя каждую плановую величину на фактическую, как это было осуществлено при анализе факторов изменения прибыли от реализации в 2008 году по сравнению с ее уровнем в 2007. Для этого необходимо будет воспользоваться следующей таблицей:

Таблица 19 — Расчёт условных показателей для определения влияния разных факторов на прибыль от реализации продукции, млн. р.
Показатель
Условия расчёта
Порядок расчёта
Сумма прибыли
VРП
УД
Ц
С
2007
2007
2007
2007
2007
В2007 – С2007 = 21 967 – 21 414
553,0
Усл.1
2008
2007
2007
2007
П2007*КРП = 553 * (7 464,6 / 7 809)
528,6
Усл.2
2008
2008
2007
2007
Ву – Су = 25 921,3 – 25 268,7
652,6
Усл.3
2008
2008
2008
2007
В2008 – Су = 27 646 – 25 268,7
2 377,3
2008
2008
2008
2008
2008
В2008 – С2008 = 27 646 – 26 356
1 290,0
После проведения данного расчёта можно определить и размер влияния каждого из ранее названных факторов на величину прибыли:
Таблица 20 — Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции, млн. р.
Показатель
Влияние фактора
Сумма прибыли
VРП
УД
Ц
С
2007
2007
2007
2007
2007
553,0
Усл.1
2008
2007
2007
2007
528,6
Усл.2
2008
2008
2007
2007
652,6
Усл.3
2008
2008
2008
2007
2 377,3
2008
2008
2008
2008
2008
1 290,0
Расчёт
Усл.1 – 2006
усл.2 – усл.1
усл.3 – усл.2
2007 – усл.3
Значение влияния
-24,4
124,0
1 724,7
— 1 087,3
737,0
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
— Сокращение объёмов реализованной продукции в 2008 году по сравнению с 2007 г. способствовало уменьшению прибыли на 24,4 млн. р…
— Изменение структуры выпускаемой продукции привело к тому, что прибыль предприятия увеличилась на 124 млн. р…
— Рост цен реализации продукции способствовал увеличению прибыли от реализации продукции на 1 724,7 млн. р…
— Увеличение себестоимости продукции привело к потере прибыли в сумме 1 087,3 млн. р…
В целом, прибыль от реализации предприятия увеличилась в 2008 году на 737 млн. р. под воздействием всех перечисленных факторов по сравнению с уровнем прибыли в 2007 году.

Рисунок 3 — Обобщение результатов факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2007-2008 году
Таким образом, основное влияние на увеличение прибыли предприятия от реализации в 2007-2008 году оказало увеличение среднереализационных цен на продукцию предприятия.
Полученная предприятием прибыль подлежит распределению. При этом выделяют обязательное распределение – уплату в бюджеты Республики Беларусь различных сборов и налогов, а также распределением прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Для проведения данного анализа рассмотрим следующую таблицу:
Таблица 21 — Распределение прибыли за 2006-2008 годы
Показатель
2007
2008
Отклонение
Темп роста, %
млн. руб.
уд.вес, %
млн. руб.
уд.вес, %
млн. руб.
уд.веса,  п.п.
1 Прибыль общая (балансовая прибыль)
467
100
590
100
123
126,34
2 Платежи из прибыли, из них:
306
65,52
185
31,36
-121
-34,17
60,46
а) налог на недвижимость
55
11,78
59
10
4
-1,78
107,27
б) налог на доходы и прибыль
251
53,75
126
21,36
-125
-32,39
50,20
3 Прибыль, остающаяся в распоряжении (стр.1 — стр.2)
161
34,48
405
68,64
244
34,17
251,55
4 Местные налоги, сборы, платежи
25
5,353
0
0
-25
-5,35
0,00
5 Чистая прибыль (стр.3 — стр.4)
136
29,12
405
68,64
269
39,52
297,79
6 Распределенная прибыль, в т.ч.:
0
0
0
0
0
0,00

6.1 отчисления в резервный фонд
0
0
0
0
0
0,00

6.2 отчисления в фонд накопления
0
0
0
0
0
0,00

6.3 отчисления в фонд потребления
0
0
0
0
0
0,00

6.4 направлено на иные цели
0
0
0
0
0
0,00

7 Нераспределенная прибыль (стр.5 — стр.6)
136
29,12
405
68,64
269
39,52
297,79
Из таблицы видно, что в 2007 году наибольший удельный вес в балансовой прибыли составляли налоги и платежи из прибыли – 65,52 %. Кроме того, из прибыли предприятия уплачивались местные налоги и сборы, так что уровень чистой прибыли в общей прибыли предприятия составил 29,12 %. В результате чистая прибыль составила только 136 млн. р… В 2008 году произошло сокращение налогов, уплачиваемых из прибыли – на 121 млн. р. (или на 39,54 %), а также местных налогов – на 25 млн. р… В результате чистая прибыль предприятия увеличилась не на 123 млн. р. (это прирост общей прибыли за 2008 год), а на 269 млн. р. или на 197,79 %. В результате уровень чистой прибыли в общей прибыли предприятия вырос с 29,12 % в 2007 году до 68,64 % в 2008 году соответственно.
Изучение данных приведенной таблицы также показывает на то обстоятельство, что прибыль предприятия не распределялась ни в фонд потребления, ни в фонд накопления, ни по иным направлениям. В результате величина нераспределенной прибыли возросла со 136 до 405 млн. р. или на 197,79 %.
Таким образом, подведение итогов позволяет сделать вывод, что в 2007 году общая прибыль составила 467 млн. р… При этом основной вклад в данный показатель был внесен прибылью от реализации, которая составила 553 млн. р… В 2008 году общая прибыль увеличилась существенно меньше – только на 123 млн. р., составив 590 млн. р… При этом данное увеличение произошло преимущественно благодаря увеличению прибыли от реализации, которая выросла с 553 до 1 290 млн. р. или почти в 2,33 раз. Исследование факторов, оказавших влияние на изменение прибыли от реализации, позволило сделать вывод, что основным фактором, способствовавшим увеличению прибыли от реализации, явилось увеличение цен на продукцию предприятия – в 2007 году за счет этого фактора прибыль от реализации увеличилась на 3 965,5 млн. р., в 2008 году – на 1 724,7 млн. р… Сокращению прибыли от реализации способствовало увеличение себестоимости реализованной продукции – в 2007 году на 3 520,1 млн. р., в 2008 году – на 1 087,3 млн. р. соответственно. Анализ распределения прибыли при этом показал, что чистая прибыль предприятия после уплаты налогов не распределялась, так что величина нераспределенной прибыли возросла со 136 до 405 млн. р. или на 197,79 %.

7. Анализ показателей рентабельности предприятия
Для того, чтобы определить эффективность работы предприятия в целом, необходимо рассмотреть показатели рентабельности. Эти показатели являются наиболее обобщающими, характеризующими деятельность предприятия, показывая реальные результаты его работы, обеспечивая возможность сравнения работы данного предприятия с функционированием прочих организаций данной отрасли, а также позволяя сравнивать результаты с уровнем средней рентабельности по отрасли в целом.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных видов деятельности, окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Именно показатели рентабельности позволяют сделать вывод относительно эффективности использования средств промышленного предприятия, эффективности его производственно-финансовой деятельности.
Достоинством показателей рентабельности в том, что они могу частично нивелировать влияние ценовых факторов инфляции, позволяя дать более объективную оценку работы предприятия, точнее очертив круг возможных проблем.
Все возможные показатели рентабельности можно объединить в одну из следующих групп [13, с. 257]:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
    продолжение
--PAGE_BREAK--3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли отчетного года, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. В данной работе мы рассчитаем рентабельность продаж и рентабельность издержек на основании валовой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение валовой прибыли (ПРП) или чистой прибыли (ЧП) к. сумме затрат по реализованной продукции (ЗРП):
 или . (20)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) – отношение валовой прибыли или чистой прибыли к сумме полученной выручки:
 или . (21)
Данный показатель показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Анализ рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) мы проведём в целом по всему предприятию. Для этого есть смысл воспользоваться следующей факторной моделью:

. (22)
Основные показатели рентабельности за 2007 год и 2008 год приведены в таблице 22:
Таблица 22 — Показатели рентабельности
Показатель
2006
2007
2008
Изменение  (+,-)
2007 к 2006
2008 к 2007
1 Выручка от реализации продукции
16 228
21 967
27 646
5 739
5 679
2 Себестоимость продукции
16 131
21 414
26 356
5 283
4 942
3 Прибыль от реализации
97
553
1 290
456
737
4 Рентабельность продукции (стр.3 / стр.2)
0,60
2,58
4,89
1,98
2,31
5 Рентабельность реализации (стр.3 / стр.1)
0,60
2,52
4,67
1,92
2,15
Из таблицы видно, что в 2008 году рентабельность производственной деятельности и рентабельность реализованной продукции увеличились.
Рентабельность продукции предприятия составила по итогам 2006 года 0,6 %. В 2007 году она выросла на 1,98 п.п., составив 2,58 %. По итогам 2008 года рентабельность продукции увеличилась на 2,31 п.п., составив 4,89 %.
Рентабельность реализации (рентабельность продаж, в части реализации продукции) составила 0,6 % в 2006 году, и выросла до 2,52 % в 2007 году, и до 4,67 % в 2008. Прирост рентабельности реализации составил, таким образом, 1,92 п.п. в 2007 году и 2,15 п.п. в 2008 году соответственно.
Очевидно, что увеличению рентабельности способствовало увеличение прибыли, факторы которого были установлены ранее. Однако показатели рентабельности зависят также и от прочих показателей. Потому проведем факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности продаж предприятия. Для анализа нам понадобятся исходные данные, которые приведены в таблице 15.
Расчёт показателей рентабельности и некоторых иных промежуточных данных, необходимых для расчёта влияния различных факторов на уровень рентабельности, осуществим в нижеприведённой таблице 23:
Таблица 23 — Расчёт показателей для определения влияния разных факторов на рентабельность затрат
Показатель
Условия расчёта
Порядок расчёта
Значение
VРП
УД
Ц
С
R2007
2007
2007
2007
2007

2,58
RУсл.1
2008
2007
2007
2007

2,58
RУсл.2
2008
2008
2007
2007
=
2,583
RУсл.3
2008
2008
2008
2007

9,41
R2008
2008
2008
2008
2008
=
4,89
Как видно из приведенной таблицы, рентабельность затрат, рассчитанная на основании прибыли от реализации, возросла с 2,58 % до 4,89 % или на 2,31 п.п. Данный прирост был проанализирован в нижеследующей таблице на основании способа абсолютных разниц:
Таблица 24 — Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение величины рентабельности затрат
Показатель
Влияние фактора
Значение
VРП
УД
Ц
С
R2007
2007
2007
2007
2007
2,58
RУсл.1
2008
2007
2007
2007
2,58
RУсл.2
2008
2008
2007
2007
2,583
RУсл.3
2008
2008
2008
2007
9,41
R2008
2008
2008
2008
2008
4,89
Расчёт
RУсл.1 – R2007
RУсл.2 — RУсл.1
RУсл.3 — RУсл.2
R2008 — RУсл.3
Значение влияния
0
0,003
6,827
-4,51
2,31
Полученные результаты необходимо правильно интерпретировать. Как видно из данных таблицы, рентабельность затрат за прошедший период возросла на 2,31 процентных пункта. Это произошло вследствие положительного влияния изменения структуры выпускаемой продукции (оказываемых услуг), что способствовало увеличению рентабельности на 0,003 п.п., а также увеличением отпускных цен на продукцию, которое привело к возрастанию рентабельности на 6,827 п.п. Данное положительное влияние оказалось компенсировано отрицательным воздействием увеличения затрат на производство продукции, что способствовало сокращению рентабельности затрат на 4,51 п.п. В результате совместного воздействия указанных факторов произошло увеличение рентабельности по сравнению с величиной, имевшей место в 2007 году.
После данной части анализа необходимо осуществить рассмотрение и изменение рентабельности продаж, для чего будет использована следующая факторная модель:
. (23)
В качестве источника информации для анализа рентабельности продаж будут использованы данные таблицы 2.15.
Таблица 25 — Расчёт показателей для определения влияния разных факторов на рентабельность затрат
Показатель
Условия расчёта
Порядок расчёта
Значение
VРП
УД
Ц
С
R2007
2007
2007
2007
2007

2,517
RУсл.2
2008
2008
2007
2007
=
2,518
RУсл.3
2008
2008
2008
2007

8,599
R2008
2008
2008
2008
2008

4,666
В результате проведенных расчетов показателей рентабельности продаж ПРУП «Борисовский хрустальный завод» было установлено, что данный показатель вырос с 2,52 % до 4,67 % или на 2,15 процентных пунктов.
Для получения более подробных результатов, лучшим образом характеризующим влияние различных факторов на рентабельность продаж, необходимо провести факторный анализ, рассчитав влияние воздействующих на рассматриваемый показатель факторов, то и будет осуществлено с использованием данных, приведенных в нижеследующей таблице:
Таблица 26 — Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение величины рентабельности затрат
Показатель
Влияние фактора
Размер рентабельности
VРП
УД
Ц
С
R2007
2007
2007
2007
2007
2,517
RУсл.2
2008
2008
2007
2007
2,518
RУсл.3
2008
2008
2008
2007
8,599
R2008
2008
2008
2008
2008
4,666
Расчёт
RУсл.2 – R2007
RУсл.3 — RУсл.2
R2008 — RУсл.3
Значение влияния
0,001
6,081
-3,933
2,15
Примечание — Источник: собственная разработка.
Из приведенных выше сведений можно увидеть, что изменение рентабельности продаж было вызвано активным воздействием всех факторов. На рентабельность продаж в данной связи повлияли изменение размера и структуры реализованной продукции, повышение цен реализации продукции и рост уровня затрат. Изменение состава и структуры реализованной продукции привело к увеличению рентабельности продаж на 0,001 п.п. Второй фактор (увеличение цен реализации готовой продукции) способствовал увеличению рентабельности продаж на 6,081 процентных пунктов. Одновременно с этим увеличение себестоимости реализуемой продукции способствовало уменьшению рентабельности продаж на 3,933 процентных пунктов. Все названные в данном перечне факторы и обеспечили выявленную динамику рентабельности продаж, обеспечив рост данного показателя на 2,15 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2007 года.
Итак, подводя общий итог данной части анализа, необходимо сказать, что рентабельность продаж и рентабельность затрат в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом, что стало следствием роста из-за увеличения объема производства и цен реализации. В то же время данные показатели сократились в результате увеличения себестоимости реализованной продукции.
Рассмотрим также показатели рентабельности производства отдельных видов изделий, составляющих основной ассортимент продукции предприятия, для чего потребуется исходная информация о ценах на продукцию по их видам и их себестоимости:
Таблица 27 — Исходная информация для проведения анализа рентабельности отдельных видов продукции
Вид продукции
Цена (Ц)
Себестоимость (С)
Прибыль
2006
2007
2008
2006
2007
2008
2006
2007
2008
1 Рассеи-ватель
2 124
2 596
2 891
1 403
1 698
1 874
721
898
1 017
2 Ваза для цветов
15 989
18 703
28 143
10 134
13 072
22 656
5 855
5 631
5 487
3 Рюмка
2 655
3 245
4 661
1 590
2 331
3 296
1 065
914
1 365
4 Фужер
1 947
2 596
2 950
1 181
1 811
2 136
766
785
814
Для проведения анализа потребуется использовать следующую факторную модель:

 или , (9)
где  - рентабельность продукции;
 - цена единицы изделия;
 - себестоимость единицы изделия.
Расчет показателей рентабельности продукции осуществим в следующей таблице:
Таблица 28 — Показателей рентабельности отдельных видов продукции
Вид продукции
Себестоимость (С)
Прибыль
Рентабельность
2006
2007
2008
2006
2007
2008
2006
2007
2008
1 Рассеи-ватель
1 403
1 698
1 874
721
898
1 017
51,39
52,89
54,27
2 Ваза для цветов
10 134
13 072
22 656
5 855
5 631
5 487
57,78
43,08
24,22
3 Рюмка
1 590
2 331
3 296
1 065
914
1 365
66,98
39,21
41,41
4 Фужер
1 181
1 811
2 136
766
785
814
64,86
43,35
38,11
Расчет влияния факторов на изменение показателя рентабельности продукции осуществим методом цепных подстановок, для чего потребуется рассчитать показатели условной прибыли и рентабельности:
Таблица 29 — Расчет условных показателей прибыли от реализации
Вид продукции
Цена (Ц)
Себестоимость (С)
Прибыль
2006
2007
2008
2006
2007
2008
2006
2006 в ценах 2007
2007
2007 в ценах 2008
2008
1 Рассеи-ватель
2 124
2 596
2 891
1 403
1 698
1 874
721
1 193
898
1 193
1 017
2 Ваза для цветов
15 989
18 703
28 143
10 134
13 072
22 656
5 855
8 569
5 631
15 071
5 487
3 Рюмка
2 655
3 245
4 661
1 590
2 331
3 296
1 065
1 655
914
2 330
1 365
4 Фужер
1 947
2 596
2 950
1 181
1 811
2 136
766
1 415
785
1 139
814
После определения необходимых показателей прибыли по отдельным видам продукции найдем промежуточные показатели рентабельности, необходимые для расчета влияния факторов на изменение результативного показателя:
Таблица 30 — Расчет промежуточных показателей рентабельности отдельных видов продукции
Вид продукции
Себестоимость (С)
Прибыль
Промежуточные показатели рентабельности
2006
2007
2008
2006
2006 в ценах 2007
2007
2007 в ценах 2008
2008
2006 в ценах 2007
2007 в ценах 2008
1 Рассеи-ватель
1 403
1 698
1 874
721
1 193
898
1 193
1 017
85,03
70,26
2 Ваза для цветов
10 134
13 072
22 656
5 855
8 569
5 631
15 071
5 487
84,56
115,29
3 Рюмка
1 590
2 331
3 296
1 065
1 655
914
2 330
1 365
104,09
99,96
4 Фужер
1 181
1 811
2 136
766
1 415
785
1 139
814
119,81
62,89
Определяем влияние факторов на изменение рентабельности продукции в 2007 году:
Таблица 31 — Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продукции за 2007 год
Вид продукции
Рентабельность
Изменение рентабельности за 2007г
2006
2006 в ценах 2007
2007
за счет цен
за счет себестоимости
всего
1 Рассеиватель
51,39
85,03
52,89
33,64
-32,15
1,50
2 Ваза для цветов
57,78
84,56
43,08
26,78
-41,48
-14,70
3 Рюмка
66,98
104,09
39,21
37,11
-64,88
-27,77
4 Фужер
64,86
119,81
43,35
54,95
-76,47
-21,51
В результате анализа можно сделать следующие выводы:
— Рентабельность производства рассеивателей составила 51,39 % в 2006 году и увеличилась на 1,5 п.п. в 2007 году за счет роста цен (данный фактор привел к увеличению рентабельности на 33,64 п.п.). Однако увеличение себестоимости сократило рентабельность на 32,15 п.п.
— Рентабельность производства ваз сократилась на 14,7 п.п. с 57,78 % до 43,08 % в 2007 году. Это было обусловлено увеличением себестоимости (данный фактор привел к сокращению рентабельности на 41,48 п.п.). Однако увеличение цены на данный продукт увеличило рентабельность на 26,78 п.п.
— Рентабельность производства рюмок сократилась на 27,77 п.п. с 66,98 % до 39,21 % в 2007 году. Это было обусловлено увеличением себестоимости (данный фактор привел к сокращению рентабельности на 64,88 п.п.). Однако увеличение цены на данный продукт увеличило рентабельность на 37,11 п.п.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пирожное бисквитное с белковым кремом. Муссы
Реферат Международные экономические отношения Украины
Реферат Понятие и предмет регулирования, нормы, правоотношение, источники конституционного права РФ как отрасли права
Реферат Сравнительная характеристика традиционной и личностно-ориентированной моделей образования
Реферат Современная субкультура байкеров рокеров
Реферат Альтернативы миграционной стратегии Анатолий Вишневский
Реферат Наш дом Вселенная
Реферат Бронхіальна астма. Хронічний гастрит, гастродуоденіт. Виразкова хвороба шлунка та дванадцятипалої кишки
Реферат Некорректные технологии как основа "чёрного PR" и методы противодействия
Реферат Краткое содержание Мартин Иден Джек Лондон
Реферат Жан Жак Руссо – мысли и афоризмы эпохи просвещения
Реферат Особенности функционирования метафоры в прозе О. Мандельштама
Реферат Зачем нам знать, откуда взялись домашние хомячки?
Реферат Модернизація китайської мови і писемності
Реферат Математическое программирование