--PAGE_BREAK--Выявление проблем
Основной задачей предприятий является повышение эффективности их функционирования. Цели предприятия должны представлять собой гармоническое сочетание — систему четырех категорий целей: целей его работников, целей его собственников, целей потребителей его продукции и целей общества в целом.
Среди всех целей фирмы необходимо выделить стержневую, базовую цель, которая будет ведущим стимулом деятельности фирмы; она должна играть не только организующую и интегрирующую роль, но выполнять и вдохновляющую, пропагандистскую функцию. Такая цель представляет собой миссию фирмы, ее предназначение для потребителей. Она, естественно, публично объявляется, рекламируется, а, главное, доводится до сознания каждого работника предприятия, побуждая его к активному служению на благо потребителя.
Источником появления проблем, как правило, является некоторая ситуация, внешний или внутренний сигнал о ненормальностях в работе предприятия. Первый вопрос, который должен возникать у руководства предприятия имеет двойственный характер:
а) есть ли проблема;
б) кто должен ее решать.
При формулировании проблемы важно отдавать себе отчет в том, как можно ее решить. Решения проблемы могут находиться в области изменения функций, структуры или параметров функционирования системы.
Функциональная проблема (проблема носит функциональный характер) решается посредством выпуска новых товаров; изменением рыночного сектора; изменением положения и характера взаимоотношений с поставщиками, с конкурентами; изменением системы распределения. В целом это наиболее сложный тип проблемы, самый ресурсоемкий, требующий перестройки всей системы в целом. При изменении функций должны изменяться и структура, и значения параметров.
Структурная проблема может быть решена при изменении структуры системы или не требует изменения функций, но уже не может быть решена при изменении числовых значений параметров. Как правило структурные проблемы возникают при изменении маркетинговой стратегии, например, формировании продуктовой структуры.
Параметрическая проблема (проблема носит параметрический характер) решается изменением только количественных значений параметров системы.
На моем предприятии выявлена основная проблема – снижение объемов продаж, т.е. главная цель моего предприятия – увеличение объема продаж.
Цель описывает желаемый конечный результат функционирования системы, она выделяет ядро, главные характеристики проблемной ситуации и описывает новое, устойчивое состояние системы. Основным элементом структуризации проблемы является построение «дерева целей». При этом в понятие целей на разных уровнях вкладываются различное содержание: от объективных макроэкономических потребностей и желаемых направлений развития — на верхнем уровне дерева, до решения задач и осуществления отдельных мероприятий — на нижних уровнях.При построении «дерева целей» должны быть выполнены два формальных требования — полнота и непротиворечивость. Непротиворечивость «дерева целей» означает, что достижение одной из пары целей предполагает достижение другой цели. Выполнение этого требования означает отсутствие циклов на «дереве целей».
Существуют два принципиально различных способа построения «дерева целей» отраслей и эквивалентных экономических систем, связанные с двумя различными стилями мышления и методами планово-экономической работы:
с ориентацией на продукт;
с ориентацией на функцию.
Каждый из этих подходов используется для решения определенных задач и на основе различной исходной информации. Так, например, если рассматриваются проблемы химической промышленности страны, то «дерево целей» развития химического производства, ориентированное на продукт, будет отражать всевозможные способы диверсификации исходя из сведений о наличных производственных мощностях, научно-технической информации о возможностях производства различного вида химической продукции и предполагаемого объема инвестиций в развитие химической промышленности. При этом можно получить (определить) объемы выпуска различных конкретных видов химической продукции для других отраслей экономики, а также программу развития химической промышленности исходя из интересов самой химической промышленности как отрасли народного хозяйства в соответствии с определенными заданными ей экономическими и иными критериями.
«Дерево целей» развития химической промышленности, ориентированное на функцию используется исходя из перспективной потребности страны, предприятий других отраслей в продукции химической промышленности. Исследуются и структурируются функции, осуществляемые химической продукцией в экономике страны в целом и в разных отраслях: создание принципиально новых конструкционных материалов для промышленности и строительства; замещение дефицитных видов сырья; создание принципиально новых видов потребительских товаров; создание средств, повышающих эффективность земледелия. Оценивается первоочередность и настоятельность этих требований. Программа химического производства и развития отрасли на перспективу составляется на основе сравнения потребностей в конкретных видах химической продукции и возможностей их удовлетворения, обеспечиваемых развитием химического производства и состоянием химической науки. В целом продуктовый способ анализа и планирования проявляет свое преимущество, основанное на более точной информации, при его использовании на предприятиях.
Как бы ни было построено «дерево целей» — по функциональному или продуктовому принципу — оно имеет вполне определенное назначение: выбрать направление развития (предприятия, отрасли и т.п.), систематизировать и привести в сравнительную форму различные варианты подбора средств и мероприятий по их использованию, оценить эти средства и мероприятия, и отобрать такие их комплексы, которые в рамках ограничений по ресурсам приводят к максимальному результату.
Для увеличения объема продаж можно предположить следующие подцели:
1. Выпустить новый вид товара
2. Улучшить качество выпускаемых товаров
3. Увеличить объем выпускаемой продукции
Для данных подцелей необходимо:
1.1. Провести маркетинговые исследования
1.2. Провести НИОКР
1.3. Не допустить снижения объема ранее выпускаемых товаров
2.1. Провести маркетинговые исследования
2.2. Провести НИОКР
2.3. Оценка пределов повышения цены на сырьё с требуемыми характеристиками качества
2.4. Определить стратегию выпуска товара
3.1. Улучшение использования труда
3.2. Улучшение использования средств труда (оборудования)
3.3. Улучшение использования предметов труда (сырья)
1.1.1. Исследование продукта
1.1.2. Исследование рынка
1.1.3. Исследования рекламы
1.2.1. Проведение исследований, связанных с разработкой новых материалов, продуктовых и системных технологий
1.2.2. Источники финансирования исследований
1.2.3. Поиск ответов на проблемные вопросы
1.3.1. Продолжение производственной политики предприятия
1.3.2. Снижение себестоимости
2.1.1. Исследование продукта
2.1.2. Исследование рынка
2.1.3. Исследования рекламы
2.2.1. Проведение исследований, связанных с разработкой новых материалов, продуктовых и системных технологий
2.2.2. Финансирование исследований
2.2.3. Поиск ответов на проблемные вопросы
2.3.1. Изучить конкурентные цены
2.3.2. Повышение себестоимости за счет увеличения качественных характеристик
2.4.1. Проведение стратегических совещаний
2.4.2. Исследование тенденций на рынке
3.1.1. Создание дополнительных рабочих мест
3.1.2. Ликвидация потерь рабочего времени
3.1.3. Повышение производительности труда
3.1.4. Улучшение структуры кадров рост квалификации
3.2.1. Укомплектование новых рабочих мест оборудованием
3.2.2. Ликвидация потерь рабочего времени оборудования
3.2.3. Повышение производительности оборудования
3.2.4. Улучшение структуры основных фондов
3.3.1. Снижение расхода материалов
3.3.2. Внедрение прогрессивных видов сырья и материалов
продолжение
--PAGE_BREAK--