Гогуа Майя Валерьевна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Краснодар 2007
Диссертационная работа выполнена на кафедре экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета Общая характеристика работы
Актуальность темы диссертационного исследования состоит в научном обобщении проблем развития финансовых отношений в социально-экономической сфере, обусловленных усилением мобилизующей и распределительной функции финансов, закреплением рыночных организационно-управленческих отношений, приобретающих характер сложившейся саморегулирующейся системы. В этих условиях центр тяжести в решении многих социальных проблем все более смещается на уровень регионов и городов, где сосредоточена значительная часть важнейших функций жизнеобеспечения населения, реализуемых отраслями инфраструктурного комплекса.
Специфика функционирования и развития социально-экономической инфраструктуры требует научно обоснованного и дифференцированного подхода к решению вопросов управления отраслями, составляющими инфраструктурный комплекс. В настоящее время объективно требуется научное осмысление и практическое освоение проблем финансирования развития экономической инфраструктуры рекреационных звеньев курортно-туристического комплекса региона.
В последнее время неудовлетворительное состояние финансово-экономической инфраструктуры оказывает очевидное негативное влияние на динамику всех качественных показателей развития курортно-рекреационного комплекса, приведшее к снижению его финансовой устойчивости, сокращению ценовой и сервисной конкурентоспособности, несоответствию существующей материально-технической базы требованиям платёжеспособного спроса. Обращает на себя внимание недостаточность бюджетного финансирования реконструкции существующих и строительства новых инженерных сетей, модернизации городских коммуникаций (прежде всего очистных сооружений, водоводов, сети тепло- и энергоснабжения), развития транспортной системы, пляжного хозяйства, объектов развлечений. Отсюда необходим поиск новых инструментов финансирования инвестиций, преимущественно, с привлечением частных инвесторов, способных обеспечить финансовыми ресурсами не только реабилитацию, модернизацию и развитие инфраструктурного хозяйства городов-курортов, но и эффективное управление, учитывая интересы различных категорий собственников.
Инвестиции в инфраструктуру стали играть всё более возрастающую роль в решении текущих и перспективных социально-экономических проблем, формируя условия качественного отдыха и оздоровления рекреантов, создавая эффективную основу для роста экономического потенциала курортных городов.
В этой связи исследование проблемы финансирования инвестиций в инфраструктуру рекреационного комплекса, объективно необходимо для разработки способов успешного решения задач региональной финансовой и социальной политики. Данное обстоятельство предопределило выбор направления и темы настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Научные взгляды на роль финансов в воспроизводственных процессах в обществе претерпевают серьезные изменения. Происходит преодоление сложившихся точек зрения на роль инфраструктуры и её финансового обеспечения как условий развития и функционирования только материального производства. Новая концепция развития инфраструктурного комплекса рассматривается с точки зрения возрастания роли финансового фактора в эффективном решении важных социальных задач развития общества. В научной литературе эти взгляды нашли отражения в трудах Л.И. Абалкина, Г.Г. Григоряна, С.А. Дебабова, В.П. Красовского, С.М. Лушина, К. Маркса, А.С. Маршаловой, К. Мэрфилса, Н.Н. Некрасова, А.С. Новосёлова, В.М. Романовского, Ю.И., Ф.Ф. Рыбакова, О.С. Пчелинцева, Ю.И.Соколова, и др., которые способствовали разработке авторской позиции об активном влиянии финансовой системы на процессы воспроизводства.
Для достижения целей диссертационного исследования потребовалось обобщение научных взглядов на функциональную роль категорий «финансы» и «инвестиции» в организации движения финансовых потоков мезоуровнего плана. Для этого изучены точки зрения на качественные изменения процессов финансирования инвестиционной деятельности под влиянием внутренних и внешних факторов таких авторов, как С.Л. Брю, А.В. Воронцовский, Г.И. Иванов, В.В. Ковалёв, В.Н. Лившиц, И.И. Ройзман, М.В. Ромаш, И.А. Тараканова В.М. Желтоносов, У.Ф. Шарп и др., что позволило концептуально обосновать системную взаимосвязь между инвестиционной сферой и источниками её финансирования, показать определяющую роль мобилизующей функции финансов в обеспечении финансовыми ресурсами инвестиционных процессов.
Взгляды Е.С. Богомоловой, Л.М. Григорьева, Е.Т. Гурвич, О.В. Иншакова, Дж.М. Кейнса, Б.Н. Кузыка, С.Л. Саватюгина, В.А. Шевчука, Ю.В. Яковца позволили определить институциональные возможности обеспечения финансирования инвестиционных процессов, становления их организационно-управленческих форм.
Для обоснования формализованных аналитических инструментов оценки инвестиционной привлекательности элементов инфраструктуры использовались труды А.В. Бураченко, А.Ю. Глинкина, Е.Б. Гомола, М.И. Лещенко, В.Н. Мягкова, А. К. Родионова, А.В Слепова и др.
Моделированию организации источников финансирования инвестиций в рекреационном комплексе способствовали труды О.О. Волобуева, И.В. Ефремова, И.В. Костикова, И. А. Мещерякова, И.В. Милова, С.О. Никифорова, Е.А. Фоминой и др.
Высоко оценивая вклад отечественных и зарубежных учёных, а также полученные ими научные, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что к настоящему времени в России состояние и степень научной разработанности проблем финансово-инфраструктурного обеспечения развития социально-экономической сферы, не в полной мере соответствуют требованиям современного уровня развития экономической науки и практики в системе финансово- инвестиционных отношений, что выражается главным образом в недостаточной системности и комплексности рассмотрения российскими экономистами наиболее актуальных, в том числе финансовых аспектов экономической инфраструктуры.
Дискуссионность и неразработанность многих теоретико-методологических положений обозначенной научной проблемы при их высокой практической значимости и актуальности предопределили выбор объекта, предмета, а также целей и задач исследования.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке направлений реформирования механизма финансирования инвестиций в инфраструктуру рекреационного комплекса (ИРК) для повышения привлекательности и конкурентоспособности рекреационного услуг на примере городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края.
Реализация поставленной в исследовании цели, потребовала решения следующих задач:
– теоретически обоснована необходимость нового концептуального подхода к определению современных способов организации инвестиций в инфраструктуру, их влияние на воспроизводственные возможности рекреационного комплекса;
– определены объективные экономические предпосылки развития инфраструктуры рекреационного комплекса и его современного финансового обеспечения;
– в результате апробации разработанного методического инструментария дана оценка инвестиционной привлекательности субъекта локальной естественной монополии, как необходимого элемента системы жизнеобеспечения города-курорта;
– выявлены объективные и институциональные возможности муниципально-частного финансирования инвестиций в инфраструктурное хозяйство курортно-рекреационной сферы на основе создания концессионных соглашений;
– предложен механизм использования рынка кредитных ресурсов для финансирования проектов реструктуризации и развития муниципального хозяйства городов-курортов в условиях возрастающей самостоятельности управления региональными финансами социальной сферы;
– разработана финансовая стратегия инфраструктурного сегмента рекреационной зоны Черноморского побережья Краснодарского края (на примере предприятий водоканала).
Предметом исследования выступают финансовые отношения по поводу мобилизации и аккумулирования финансовых ресурсов для нужд совершенствования экономической инфраструктуры рекреационного комплекса региона.
Объектом исследования является система управления финансированием инвестиционного развития ИРК на региональном уровне.
Методологические и теоретические основы исследования базируются на фундаментальных научных концепциях, обоснованных в трудах отечественных и зарубежных ученых, общенаучных методах познания (диалектики движения и форм проявления процессов, категорий, системного анализа, принципах логики, методах экономического анализа и синтеза, статистической обработки данных, логико-гносеологическом подходе к обоснованию понятийных связей категориального аппарата и т.д.). При систематизации полученных данных, построении схем и таблиц использовались методы экономико- статистических группировок, сравнительных оценок, экспертной оценки.
Информационно-эмпирическая и нормативная база исследования сформирована на основе данных официальных изданий федеральных и региональных статистических организаций, администрации Краснодарского края, отчетных данных аналитических органов, размещенных в сети Internet, первичной информации ряда предприятий и организаций, монографических трудов отечественных и зарубежных ученых, периодических изданий.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Превращение финансов инфраструктуры как финансовой подсистемы в пассивный элемент общественного воспроизводства вновь поставило перед экономикой проблему исследования сущностных сторон финансовых отношений в инфраструктурном секторе экономики, обусловленных институциональной деформацией и стремлением органов управления подогнать эту сферу под унифицированный стандарт рыночных отраслей. В результате, чего финансовые ресурсы перешли в сферу автономного функционирования в частных интересах достаточно ограниченных групп хозяйствующих субъектов. В этой сфере произошёл в 90-е годы ХХ века отрыв финансовых ресурсов от материально-вещественных потоков и превращение их в постоянно действующий механизм перераспределения доходов, что подвигло к исследованию состояния взаимосвязей между и способами финансирования инвестиций и методами организации этого процесса.
2. Выделение экономической инфраструктуры в составе ИРК позволяет не только идентифицировать её как стратегически важный объект инвестиций, но и оценить их реальное воздействие на развитие рекреационного комплекса региональной экономики. С этой позиции ИРК рассматривается как открытая система, в рамках которой осуществляется интенсивный обмен финансовыми потоками и информацией, необходимой для подготовки нового воспроизводственного цикла. В результате финансово-информационного взаимодействия между инфраструктурным и рекреационным секторами формируется наиболее конкурентоспособный ассортимент услуг, и определяются источники их финансового обеспечения, что позволяет субъектам инфраструктуры вырабатывать инвестиционную стратегию своего дальнейшего развития, направленную на улучшение качества потребления рекреационной услуги, расширение доступности к ней широких слоёв населения.
3. Основные пропорции финансирования инвестиций в ИРК определяются соответствием уровня развития жизнеобеспечивающих отраслей инфраструктуры потребностям населения и рекреантов, антропогенной нагрузкой в рекреационных «узлах» с возможностями регенерации собственных источников финансирования, развитием муниципальной инфраструктуры на уровне, соответствующем её бюджетной самодостаточности, согласованием пропорций развития рекреационного комплекса со спросом на определённый круг услуг.
4. Рациональный выбор организационно-управленческих форм финансирования инвестиций в ИРК, способных адаптироваться к нынешнему его состоянию предопределяет дальнейшее состояние финансов инвестиционных процессов, создает условия для рационального взаимодействия управляющей и управляемой подсистем комплекса, что смоделировано на примере создания специализированных финансовых учреждений муниципального кредитования (СФУ), внедрение которых позволяет увязать спрос на ресурсы со стороны местных органов власти с рынком капитала, обеспечить городам-курортам доступ к приемлемым по цене заемным средствам, переводить заимствования в виде кредитов в публичный долг, наращивать финансовый потенциал реализации экономических интересов всех субъектов хозяйствования.
5. В нынешних условиях необходима долгосрочная финансовая стратегия развития инфраструктуры в тесной связи с исторической эволюцией формирования рекреационных узлов, соединяющая крупные отраслевые и межотраслевые проекты в этой сфере с федеральными и региональными программами, стратегическими планами развития городов-курортов, «несущей конструкцией» которой становится долгосрочный план финансирования, объединяющий бюджетные и внебюджетные источники в единый фонд, позволяющий преодолевать отсутствие у государства каких-либо действенных рычагов воздействия на эту, безусловно, важную сферу, реализуемый на основе долевого участия коммерческих предприятий всех форм собственности в финансировании строительства и эксплуатации объектов экономической инфраструктуры рекреационного комплекса.
Научная новизна исследования в целом состоит в обосновании возрастания активной роли финансов в ресурсном обеспечении инвестиционных процессов в ИРК, в разработке финансовой стратегии, направленной на создание современных отраслей инфраструктуры, приводящей к устойчивому развитию бюджетных и других финансовых отношений в регионе.
Наиболее существенные элементы приращения научного знания состоят в следующем:
– уточнены взаимосвязи категорий «финансы» и «инвестиции» как основы осуществления финансово- инвестиционного процесса, представляющего собой реализацию экономических отношений, возникающих между субъектами мобилизации и инвестирования ресурсов, изменившихся под влиянием современных форм финансового капитала, ставшего активным элементом общественного воспроизводства, создавшего условия для многоканальной мобилизации финансовых ресурсов для целей экономического развития ;
– обосновано создание на региональном уровне специализированной финансовой организации, которая обеспечит стимулы для экономического развития городов-курортов при помощи привлечения долгосрочных кредитов на модернизацию и строительство объектов инфраструктуры, что позволит, в конечном счёте, снизить расходы городских бюджетов на эти цели и обслуживание объективно возникающего государственного долга;
– выявлены причины недофинансирования развития инфраструктуры и несоответствия ее задачам по созданию условий для повышения конкурентоспособности регионального рекреационного комплекса, выраженные в неадекватно низком уровне инвестиционной составляющей в тарифах, необходимости возмещения затрат по восстановлению объектов инфраструктуры в результате форс-мажорных ситуаций, преодоление которых возможно при помощи создания интегрированных финансовых структур, функционирующих на принципах многоканального финансирования по источникам ресурсов и способам их использования;
— определены направления трансформации отраслевой инфраструктуры хозяйственного комплекса под влиянием инвестиций, позволяющие повысить конкурентоспособность услуг рекреационного комплекса, обеспечить экологическую безопасность и воспроизводство самих рекреационных ресурсов в соответствии со стратегией развития данного комплекса, как главного условия достижения финансовой устойчивости рекреационной сферы;
определены пути повышения уровня финансовой обеспеченности развития ИРК при помощи моделирования концессионных механизмов муниципально-частного финансирования, что позволило выявить дополнительные источники финансовых ресурсов для активизации инвестиционных процессов в хозяйственном комплексе региона;
– предложена методика, позволяющая разрабатывать среднесрочные программы финансирования текущих и капитальных затрат сектора ИРК, а также сравнивать выявленные потребности в финансировании с прогнозируемыми объёмом и источниками их покрытия, принимать первоочередные меры по преодолению дефицита в финансовых ресурсах.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сделанные выводы могут быть использованы в качестве научно-практической базы при разработке и реализации на региональном уровне программ финансирования инвестиций в ИРК с участием муниципальных органов управления и субъектов финансового рынка, в том числе и в части совершенствования их финансово-кредитных отношений. Рекомендации по формированию организационно-управленческих форм финансирования инвестиций носят универсальный характер и могут быть использованы региональными органами власти как теоретическое обоснование для подготовки институциональной среды, необходимой для облегчения и активизации инвестиционных процессов в ИРК. --PAGE_BREAK--
Практические разработки автора применимы в деятельности органов управления при разработке региональных программ развития курортной зоны Черноморского побережья Краснодарского края, при подготовке методических материалов к учебным дисциплинам «Финансы предприятий (организаций)», «Финансовый менеджмент», «Инвестиции» и другим теоретическим и специальным курсам, которые читаются на экономическом факультете Кубанского государственного университета.
Апробация основных положений диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на международных, всероссийских и региональных конференциях:
«Альтернативы экономического роста в России (Сочи, 2003), «Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации» (Сочи,2004), «Юг России в перекрестье напряжений – 2» (Сочи, 2005). «Актуальные проблемы социально-экономического развития России» (Сочи, 2007).
Ряд предложений и методических разработок по привлечению дополнительных ресурсов для финансирования инвестиций внедрены на МУП «Геленджик-Водоканал».
По теме диссертации опубликованы 4 работы общим объемом 8,7 п.л. (в том числе авторских – 6,8 п.л.).
Структура и объём диссертации. Диссертация общим объёмом 188 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит 19 таблиц, 22 рисунка, 8 приложений в виде таблиц. Содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; формулируются цели и задачи; определяются объект и предмет исследования; описываются методологическая, нормативная, теоретическая и эмпирическая базы исследования; раскрываются научная новизна и основные положения, выносимые на защиту; приводятся сведения о теоретической и практической значимости, а также данные об апробации результатов диссертационного исследования.
В первой главе «Инфраструктурные императивы финансового обеспечения инвестиционных процессов в рекреационном комплексе» исследуются теоретические положения, связанные с возрастанием роли финансового фактора в обеспечении взаимосвязей инвестиционного оборота между элементами экономической инфраструктуры и предприятиями рекреационного комплекса. Методология раскрытия обозначенной проблемы направлена на выявление как сущностных сторон самой инфраструктуры, так и обобщение различных точек зрения на классификацию её отраслей, что позволило сформулировать авторский подход к функциональной роли инфраструктуры в системе общественного воспроизводства.
Возрастание роли инфраструктуры как составной части воспроизводственного процесса обусловлено потребностями стремительного развития не только наукоёмких отраслей экономики, но и отдельных секторов социальной сферы, к которым следует отнести курортно-туристический комплекс. Аргументированность данного положения подтверждается ростом инвестиционных потоков в рекреационную сферу, усилением финансовой нагрузки на обслуживающие её отрасли инфраструктуры, призванные создавать материальные и духовные условия для нормальной жизнедеятельности населения и рекреантов (рис.1).
Усиление инфраструктурной составляющей в развитии рекреационного комплекса, необходимость её соответствующего финансового обеспечения в условиях специфичного характера обращения услуг (предоставление услуг инфраструктурой и потребление её производством, населением или рекреантами чаще всего носит одновременный характер), предопределили поиск новых подходов к классификации её отраслей и объектов для закрепления соответствующих источников финансирования.
Рисунок 1 – Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие отраслей экономики, связанных с отдыхом и туризмом в Краснодарском крае
Выяснено, что отраслевая классификация инфраструктуры строившаяся, ранее на бюджетном финансировании и ведомственном подходе к планированию развития и управления экономикой региона (города), на практике изживает себя. Кроме того, в условиях реформирования экономики развивается процесс коммерциализации в сфере обслуживания, меняются экономические отношения между предприятиями по поводу производства товаров и услуг, активно развивается рыночная и управленческая инфраструктура.
В этой связи автором обоснована целесообразность выделения в системе инфраструктурного комплекса специфического типа инфраструктуры — экономической инфраструктуры, хотя, безусловно, определённую экономическую нагрузку несут и производственная, и социальная составляющие инфраструктурного комплекса (рис. 2). Всё это позволило автору уточнить определение экономической инфраструктуры, под которой понимается комплекс отраслей и предприятий, имеющих межотраслевой характер и обслуживающих как производство, так и обеспечивающих жизнедеятельность населения на основе товарно-денежных отношений.
?????????????
инфраструктура Услуги
Рисунок 2 – Экономические связи и взаимоотношения в системе экономической инфраструктуры курортно-рекреационного комплекса
Проведённое в работе исследование сущностных свойств категорий финансов и инвестиций позволило выявить их взаимосвязь и значимость для инвестиционного процесса в целом и ИРК, в частности. Для этого была проведена сравнительная характеристика категории «финансы» с наиболее близкой и сопряжённой с нею категорией «инвестиции».
Проведённый сравнительный анализ показал тесную взаимосвязь указанных экономических категорий по целому ряду присущих им черт. При этом наиболее значимым (ключевым) моментом в анализе выступает то, что в основе осуществления любого инвестиционного процесса первоначально заложен процесс образования инвестиционных ресурсов, главным образом из финансовых источников – путём аккумулирования (накопления) временно-свободных средств денежных фондов с их последующей трансформацией в инвестиционные ресурсы. Отсюда взаимосвязь категорий «финансы» и «инвестиции» выступает в качестве основы формирования ресурсной базы инвестиционного процесса в целом.
При этом сформирован авторский концептуальный подход к функциональной роли финансов в организации обеспечения ресурсами инвестиционных процессов. Сделан акцент на возрастающей роли мобилизующей функции финансов как реакции на потребности инфраструктуры услуг, выраженные в создании механизмов поступательного накопления финансовых ресурсов с непрерывной их трансформацией в инвестиционное состояние. Аргументированность данного положения подтверждается критическим рассмотрением различных точек зрения на связь финансов с организацией и развитием инвестиционных процессов в ИРК.
Проведённая сравнительная характеристика позволила уточнить базовые признаки и само определение инвестиции, под которыми понимается обусловленную существованием и стремлением к воспроизводству общества систему экономических отношений по поводу целевого вложения на определённый срок временно-свободного капитала во всех его формах в различные объекты (инструменты) с целью создания более совершенной структуры капитала, получения на этой основе планируемых финансово-экономических эффектов.
Перегруппировка потоков финансовых ресурсов в ИРК выполняет двойную нагрузку в финансово-инвестиционных процессах: реализует инвестиции, обеспечивая тем самым прирост мощностей в экономике (основных фондов), и непосредственно участвует в производстве национального дохода. Исходя из наличия в системе финансов двух подсистем – управляемой и управляющей, автор предлагает выход из возникшей финансово-инвестиционной разобщённости инфраструктурных и рекреационных предприятий через формирование единого хозяйственно-инфраструктурного комплекса в рекреационной сфере, в рамках которого происходит тесное взаимодействие предприятий различных отраслей экономической инфраструктуры и туристско-рекреационных организаций, скреплённое долгосрочными соглашениями о поставках товаров и услуг, финансировании строительства новых объектов.
На этой основе предлагается за счёт бюджетных средств обеспечить развитие комплексных предприятий в области муниципальной и экологической инфраструктуры городов-курортов, объединяющих деятельность в области теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, сбора и переработки твёрдых отходов.
Исследование субъектно-объектной сути различных групп финансовых отношений в ИРК позволило выделить его управляемую подсистему, представленная движением финансовых ресурсов во взаимодействии с инвестиционным рынком, и управляющую систему, представленную муниципальными органами управления и различными частными и государственными структурами, мобилизующими финансовые ресурсы для осуществления инвестиционного процесса.
Исследование взаимодействия двух подсистем привело к научному выводу об обособлении материально-вещественных потоков от финансовой управляющей подсистемы, следствием чего явилось создание существующей ныне системы самофинансирования предприятий ИРК. Преодоление такого положения видится в создании интегрированных структур в ИРК, способных преодолевать финансово-экономическую разобщенность его субъектов.
Во второй главе «Финансовое обеспечение инфраструктурных изменений в рекреационном комплексе» исследовано финансирование инфраструктурных сдвигов в рекреационном комплексе региона как необходимое условие перехода их в новое качественное состояние. Для чего проанализировано в территориально-отраслевом разрезе состояние финансирования инвестиционных процессов. Критическое осмысление определения инвестиционных процессов позволило сделать вывод о том, что для их осуществления необходимо наличие подсистемы их финансового обеспечения. При этом показаны метаморфозы финансовых ресурсов в инвестиционных процессах как следствие перехода отмобилизованных средств из одних отраслей ИРК для окончательного потребления финансовых ресурсов в другие, обозначена авторская точка зрения на наличие единства метаморфоз финансового капитала со структурными превращениями, происходящими в инвестиционном процессе. Именно в нем происходит связывание отмобилизованных финансовых средств и придания им инвестиционной содержательности.
Такая теоретическая посылка позволила рассмотреть структурные сдвиги в разрезе источников финансирования инвестиций, что исполнено с использованием российского и регионального статистического материала, при этом анализ выполнен в разрезе отраслей и территориальных звеньев рекреационного комплекса. Все это позволило вскрыть структурные несоответствия в темпах роста финансирования инвестиций в основной капитал, прироста ВРП и степени износа основных фондов отраслей инфраструктуры. Такая разнонаправленность названных процессов, очевидно, обусловлена потерей управляемости над инвестиционными процессами в экономической системе как на мезо-, так и на микроуровне.
Исследование состояния ИРК на уровне края позволило сделать вывод о том, что потеря управляемости названными процессами вызвана усложнением неформальных нехозяйственных связей в экономике, закреплению финансово-экономической обособленности предприятий, дефицитности институциональных источников финансирования как развития ИРК, так и экономики в целом. По-прежнему определяющим мотивом инвестиционной деятельности остается финансирование поддержки действующих мощностей.
В ходе обобщения материалов по обозначенной научной проблеме выявлено, что недостаточно исследованы проблемы повышения инвестиционной привлекательности объектов рекреационной инфраструктуры. Инвесторы, не имея в своем арсенале формализованных аналитических инструментов оценки инвестиционной привлекательности локальных инфраструктурных монополий, зачастую принимают решение на основе субъективного представления о них.
Отсутствие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятий ИРК затрудняет формирование новых, адекватных происходящим социально-экономическим изменениям, механизмов и форм управления инвестициями на уровне самих предприятий и государства, позволяющих учесть перераспределение полномочий между региональными и муниципальными органами государственной власти путем переноса части регулирующих функций на уровень администраций городов-курортов.
В силу особого характера функционирования локальных монополий, заключающегося в значительной степени подверженности многоуровневому воздействию государственных регулятивных органов, которые накладывают ограничения на рыночный характер оказания наиболее важных услуг по жизнеобеспечению предприятий-потребителей и населения автором предложен методический подход для комплексной оценки инвестиционной привлекательности субъектов локальных монополий, позволяющей учесть интересы самой монополии, муниципальных органов государственной власти и прочих внешних инвесторов.
В основу предложенного методологического подхода заложено определение влияния на величину финансирования инвестиций в субъекты локальных монополий, обеспечивающих деятельность рекреационных предприятий города-курорта двух групп факторов: инвестиционной привлекательности рекреационной экономики города-курорта и локальной монополии как элемента рекреационной инфраструктуры города- курорта (рис.4).
Рисунок.4 – Распределение городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края по интегральным показателям инвестиционной привлекательности
На взгляд автора, основные достоинства приведенной системы показателей состоят в универсальности и стандартизации, доступности и достоверности, комплексности и компактности. Локальная монополия при рассматривается как крупный хозяйствующий субъект, влияющий на развитие инфраструктуры города-курорта, определяющий конкурентоспособность рекреационной экономики и несущий в себе ряд социальных функций
В третьей главе «Организационно-управленческие формы реализации механизма финансирования инвестиций в экономическую инфраструктуру рекреационной сферы» обосновано то, что главной концептуальной основой развития инфраструктуры должны стать те или иные формы частно-государственного финансирования при условии сохранения за государством права собственности на объекты инфраструктуры и передачи прав по владению и пользованию частным компаниям. Анализ инвестиционной привлекательности концессий в инфраструктурном секторе показал их преимущества по сравнению с другими формами использования частного капитала. При этом сделан вывод о том, что в условиях острой необходимости повышения экономической эффективности при непременном сохранении социальной направленности инфраструктурных предприятий, относящихся к государственной (муниципальной) и общественным формам собственности, локальные естественные монополии могут стать определяющим объектом концессионных отношений. Так анализ состояния отрасли коммунального хозяйства городов-курортов показал, что определяющее значение для инфраструктурных концессий, выступают источники финансирования инвестиций на концессионной основе: — собственные средства концессионера, займы коммерческих банков и международных финансовых институтов, целевые средства государства на покрытие затрат на строительство, приобретение земель для полосы отвода, покрытие стоимости готовых работ и т.п.
В результате разработана модель взаимоотношений управляющей компании с муниципалитетами городов-курортов наиболее близкая к понятию концессии, которая обеспечит создание эффективной схемы развития коммунальной инфраструктуры рекреационного комплекса при переходе на принципы проектного управления долгосрочными инвестиционными программами (рис.5).1
Далее исследованы возможности использования рынка муниципальных займов для привлечения дополнительных ресурсов за счёт сбережений и накоплений коммерческих банков, нефинансовых структур, населения в форме инвестиций на модернизацию реконструкцию инфраструктурных объектов городов-курортов.
При этом выявлено два определяющих фактора, сдерживающих развитие рынка муниципальных облигационных заимствований для финансирования хозяйственной инфраструктуры курортно-рекреационного комплекса: низкая доходность муниципальных бюджетов и их малые объемы; недостаточный уровень профессиональной управляемости муниципальных администраций.
Рисунок 5 — Частное управление муниципальной коммунальной инфраструктурой города-курорта на основе концессий
Возможный путь решения этих проблем — создание специализированного финансового учреждения (СФУ) муниципального кредитования. Учреждение может стать связующим звеном между спросом со стороны местных органов власти и рынком капитала, способным обеспечить городам-курортам доступ к недорогим заемным средствам и перевести долг в форме кредитов в публичный долг (рис.6).
Результаты анализа состояния инженерной инфраструктуры городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края, позволили разрабо-тать модель финансовой стратегии развития одного из секторов инфраструкту-ры – водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Согласно данной модели рассчитанная потребность в финансировании затрат до 2010 гг. оценивается на уровне 6,3 млрд. рублей.
В целом в моделируемом периоде ожидается существенное превышение требуемых затрат над доходами на 1,4 млрд. руб. (т.е. более 100% суммарных 20 доходов за период). При столь большом дефиците недофинансированными осттанутся в первую очередь капремонт, плановое обновление и реконструкция изношенных основных фондов. С этой целью для сокращения дефицита финансирования целесообразно предпринять следующие меры:
1) изменить уровень тарифов для отдельных категорий потребителей в силу того, что в среднем по городам-курортам он составляет всего 1,8% от среднедушевого дохода, тогда как предельный приемлемый уровень платы составляет не менее 2,5-3%;
2) повысить уровень собираемости начисленных платежей за услуги ВКХ с 87% до 95%;
3) снизить издержки за счёт за счет мер по сокращению потерь воды в сетях и более рациональному водопотреблению, внедрению нового энергосберегающего оборудования, что позволит снизить расход электроэнергии на 25-30%;
4) увеличить бюджетное финансирования сектора с 1,42% до 1,71% расходной части консолидированного бюджета края.
В результате реализации всего пакета мер текущий дефицит финансиро- 21
вания ВКХ городов-курортов сократится и к 2007 году будет достигнут баланс потребности в финансировании с фактически имеющимся финансированием, а в последующем сектор ВКХ городов-курортов будет иметь свободные ресурсы для развития (рис.7).
Реализация намеченных целей позволит привлечь дополнительно 2,1 млрд. руб. за период 2005-2010 годов. При этом, за счет роста тарифов для населения будет получено примерно 81% этой суммы, улучшение собираемости начисленных платежей от всех категорий потребителей даст еще 13%, а остальные меры (рост тарифов для промышленных и коммерческих потребителей и бюджетных организаций, а также увеличение бюджетного финансирования) принесет оставшиеся 6%. Из этой суммы бюджет даст дополнительно всего 17 млн. руб., в том числе 8 млн. руб. косвенно, через рост тарифов на услуги ВКХ для бюджетных организаций.
Составлен автором
Рисунок 7 – Сокращение текущего дефицита финансирования сектора ВКХ городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края при
реализации предложенного пакета мер
С момента ликвидации текущего дефицита финансирования (т.е. примерно с 2007 года) реальны возможности реализации модернизации и развития ВКХ преимущественно за счет внутренних источников финансирования, и следовательно, начнётся осуществление программы массированных капвложений.
На основе изложенного материала следует сделать следующие выводы и предложения:
Учитывая возрастающую роль финансовой системы в мобилизации ресурсов для инвестиционных процессов, при разработке программ финансирования инвестиций в ИРК, необходимо активизировать частные корпоративные источники финансирования ИРК;
2) Одной из причин, препятствующих привлечению негосударственных инвестиций в ИРК является несовершенство методических подходов к комплексной оценке инвестиционной привлекательности объектов ИРК. С этой целью предложена методика, позволяющая не только количественно оценить влияние группы факторов на величину инвестиций, но и учесть интересы участников инвестиционного процесса.
3) Для сбалансированного развития предприятий экономической инфраструктуры и рекреационного комплекса необходимо создание финансово-
инвестиционного механизма, способного аккумулировать (накапливать) временно свободные денежные фонды и в последующем трансформировать их в инвестиционные ресурсы;
4) Решение обозначенной научно-практической проблемы находится в плоскости создания единого инфраструктурно-рекреационного комплекса с многоуровневой системой финансово-инвестиционных отношений, способных выступить в качестве основы формирования ресурсной базы инвестиционного процесса;
5) Учитывая острую необходимость в повышении эффективности муниципально-частного взаимодействия при финансировании объектов ИРК, использование концессионных соглашений выступает действенной формой социально-экономического управления в процессе реализации инвестиционных проектов;
6) Исследование применения организационно-управленческих форм финансирования инвестиций в ИРК побудило предложить создание СФУ, призванного обеспечивать покрытие дефицита бюджетных средств за счет рынка ссудного капитала с элементами секьюритизации;
7) Разработанная модель финансовой стратегии развития ВКХ городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края даёт возможность:
— сократить текущий дефицит финансирования, сбалансировать потребности в финансовых ресурсах с фактически имеющимися, а в перспективе накапливать свободные ресурсы для развития;
— рассматривать результаты проведённых расчётов как основание для по-лучения финансирования из других источников – бюджетов различных уровней, международных финансовых организаций (МФО) или доноров;
— обосновывать возможность и целесообразность увеличения уровня тарифов и повышения в них инвестиционной составляющей для обеспечения воспроизводственных процессов.
Заключение диссертационной работы содержит теоретические и практические выводы, полученные в результате проведённого исследования.
Основные положения диссертации опубликованы в работах:
1. Белухин В.В., Гогуа М.В. Инвестиции в инфраструктуру рекреацион- ного комплекса.- М.: Издательский дом МУМ, 2005 – 8,0 п.л. (авт.6,1)
2. Гогуа М.В. Инвестиционная привлекательность локальных монополий как фактор развития рекреационного комплекса. // Матер. меж. науч. конф.- «Экономическая политика государства на Юге современной России». -Сочи, 2005. – 0,6 п.л.
3. Гогуа М.В. Финансирование развития экономической инфраструктуры санаторно-курортного комплекса г. Геленджика. // Экономическая теория и практика. – 2004. — №8.- 0,1 п.л.
4. Гогуа М.В. Финансовая стратегия развития ВКХ городов-курортов Черноморского побережья Краснодарского края. // Вестник СКНЦ высшей школы. Общественные науки. Приложение. –2006.- №12. –0,6 п.л.
5. Гогуа М.В. Финансирование инфраструктурных сдвигов в рекреационном комплексе региона. // Матер. меж. науч.-практич. конф. – «Актуальные проблемы социально-экономического развития России». – Сочи, 2007. – 0,1 п.л.