Реферат по предмету "Мировая экономика"


Финансовая деятельность предприятия на примере ООО Астера

--PAGE_BREAK--1.2 Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции


Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Анализ этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

— объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

— исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

— обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

— содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

— выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Снижение себестоимости продукции — важнейший фактор развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими организациями.

Значение анализа себестоимости продукции обусловлено взаимосвязью затрат, объема производства и прибыли. Как экономическая категория себестоимость:

— служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;

— является базой для формирования оптовой цены на продукцию организации и определения на этой основе прибыли и рентабельности;

— представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений организации;

— отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.

При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

1. цеховую себестоимость, которая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;

2. производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;

3. полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

— оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

— установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

— определение факторов, влияющих на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

— анализ себестоимости отдельных видов продукции;

— выявление резервов снижения себестоимости продукции;

— оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.

Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:

1) определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;

2)проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно с этим выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес в себестоимости, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения. Анализ по этим статьям производится отдельно. Отличительная особенность этого раздела анализа состоит в том, что статьи затрат в этом случае выступают и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные компоненты, формирующие его структуру.

3) определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты.

Анализ себестоимости производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия.

Изучение динамики себестоимости и контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.

Для установления планового задания по снижению себестоимости единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года.
±С = Сб-Спл,


где Сб — себестоимость базисная;

Спл — себестоимость плановая.

Индекс планового задания по снижению себестоимости (ic) определяется следующим образом:
Iс. пл = Спл / Сб, (2)
Для проверки выполнения плана по себестоимости необходимо фактическую себестоимость единицы продукции сопоставить с плановой. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле:
ic= С1 / Спл, (3)
где С1 — фактическая себестоимость единицы продукции.

Для измерения динамики фактического снижения себестоимости единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года (базисного года):
i= С1 / Сб, (4)
Снижение себестоимости — уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.

При многономенклатурном производстве исчисляются общие индексы себестоимости продукции по агрегатной форме.

Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах.
З1ртп = ∑qc/∑qz,          (5)
где З1ртп — затраты на один рубль товарной продукции;

q— количество, объем выпуска в натуральном выражении;

с — себестоимость;

z— цена.

Для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:

— изменения отпускных цен на реализованную продукцию;

— изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);

— изменения в структуре реализации продукции;

— экономия от снижения себестоимости продукции;

— изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;

— изменение цен на материалы и тарифов на услуги;

— изменение цен на 1 руб. продукции.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно-пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле:
П=N-CPП,  (6)
где N — выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.;

Срп — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.

Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆ПС) имеет вид:


∆ПС = С2,1 – С2,  (7)
где C2,1 — себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода, руб.;

С1 — фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.

Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (∆Поб.пр), т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости:
∆Поб.пр = Пб — К1 – Пб = Пб — (К1 – 1), (8)
где Пб — прибыль базисного периода;

К1 — коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению С2,1/С2

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Пс.сд):
∆Пс.сд = С1 — К2 – С2,1, (9)
где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам [37, с. 176].

Факторный анализ влияния снижения себестоимости на изменение прибыли можно оценить с помощью следующих формул.

Общее изменение прибыли равно:
∆П = П1 – П0 = В1 — (1 – S1) – В0 — (1 – S0), (10)
Изменение прибыли в результате роста объема реализации:


∆Пв = ∆- (1 – S0), (11)
Изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимости на единицу продукции:
∆Пв = В1 — (S0 – S1), 12)
где индексы «0» и «1» означают соответственно базовый и отчетный периоды; П — прибыль от реализации продукции
,  (13)
В — объем реализации;

И — издержки на производство продукции;

S— себестоимость на один руб. продукции.

Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы, а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по данным бухгалтерского учета себестоимости продукции. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п. Общее изменение затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов.

На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам.

2.Анализ себестоимости продукции на примере общества с ограниченной ответственностью «Астера»
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1 Общая характеристика и основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Астера»


ООО «Астера» — стабильно работающая фирма, одна из ведущих в городе. Высокое качество, культура производства и управления обеспечивают неизменный успех продукции предприятия, как в городе Сальска, так и др. городах. Основной целью ООО «Астера» является максимальное удовлетворение покупателей качественной продукцией.

Программа развития ООО «Астера» строится на основе политики в области качества и маркетинговой стратегии предприятия. Процесс наращивания производительности оборудования согласуется с политикой в области продаж и освоения новых видов товаров и услуг, дизайнерских разработок новых товаров и стайлинга традиционно привычных для покупателя средств с целью удержания широкого ассортимента предлагаемых потребителю товаров.

Во всех направлениях Программы развития ООО «Астера» предусматривается использование энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Управление компанией «Астера» осуществляется в соответствии с его Уставом и Учредительным договором. Предприятие является юридическим лицом с момента его регистрации в установленном порядке, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью по законодательству Российской Федерации. Общество имеет самостоятельный баланс, печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание его место нахождения, штампы и бланки, а также расчетный счет в банке.

Целью деятельности ООО «Астера» является удовлетворение предприятий и граждан в оказываемых обществу услугах, выполняемых работах, выпускаемых товаров, а также получении собственной прибыли, при наименьших затратах.

Для достижения этих целей ООО «Астера» осуществляет следующие виды деятельности:

— коммерческое посредничество

— производство промышленных и продовольственных товаров

— оказание транспортных услуг и осуществление перевозок

— производство строительных и монтажных работ

Предприятие производит следующие виды промышленных товаров: кровельные материалы, жестяные стоки, стайлинги и прочие строительные материалы.

Управление предприятием строится на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно (представлена на рис. 1).

При разработке организационной структуры управление обеспеченно эффективное распределение функций управления по подразделениям.

В основу структуры управления положена определенная система – линейно-функциональная, она представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные специфические вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т.д.

Управление предприятием осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника на использование своего имущества. Аппарат управления компанией построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия можно представить в виде табл. 1.
Таблица 1 — Размеры предприятия ООО «Астера» за 2004–2005 гг., их динамика



Данные табл. свидетельствуют о положительных изменениях в динамике технико-экономических показателей данного предприятия. Среднегодовая стоимость основных средств предприятия возросла на 1040 тыс.руб., что составило 48,3 % от стоимости 2004 года. Увеличение объема реализации на 13165 тыс.руб. свидетельствует об эффективной работе предприятия, и как следствие отразилось на увеличение прибыли предприятия на 602 тыс.руб. Анализ численности работников показал, что их количество увеличилось на 5 чел, данные изменения произошли в связи с расширением производства предприятия.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Анализ себестоимости выпускаемой продукции ООО «Астера»


Изучение структуры затрат на производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции является следующим этапом углубленного анализа себестоимости и с той же целью — изыскание путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.

Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей суммезатрати ихизменения за отчетный период (за год, реже за квартал).

Структура себестоимости продукции представлена в виде табл. 2.
Таблица 2 — Структура и динамика прямых производственных затрат



В 2005 году снизились затраты на топливо и энергию на 4%, на амортизацию – 1%, на прочие расходы – 1%. Но увеличились расходы на сырье и материалы на 6% по отношению к 2004 году.

Наглядно структуру себестоимости продукции можно представить в виде рис. 2 и 3.

Из рис. видно, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают сырье и материалы в 2005 году – 73%, в 2004 году – 67%. Заработная плата занимает 11% от общего объема затрат. Остальные виды затрат занимают незначительное положение в общем объеме. Как видно из рис. структура себестоимости за 2004 – 2005 гг. существенно не изменилась.

При анализе затрат на производство и реализацию продукции целесообразно провести анализ прямых (связанные с производством определенных видов продукции) и косвенных (связанны с производством нескольких видов производства и относятся на объекты калькуляции путем распределения их пропорционально соответствующей базе) затрат. Данные расчетов представим в виде табл. 3.
Таблица 3 — Анализ затрат на производство продукции



При анализе затрат на производство и реализацию продукции можно сделать следующий вывод: в 2005 году увеличение себестоимости продукции составило 11873 тыс. руб. При этом на увеличение себестоимости реализованной продукции оказало влияние увеличение прямых расходов на 6304 тыс.руб. В общем объеме себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают прямые затраты и составляют 66,16%.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль товарной продукции. Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Анализ затрат на производство продукции можно представить в виде табл. 4.
Таблица 4 – Анализ затрат на рубль товарной продукции



Расчеты показывают, что в 2005 году произошло увеличение затрат на рубль товарной продукции на 0,01 коп, данный факт свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов предприятия и необходимости выявлять резервы снижения себестоимости продукции.

Стоимость товарной продукции зависит от многих факторов: объема выпуска, его структуры и цен на продукцию. Цена — это количество денежных средств (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единицы товара (услуги).

Анализ изменения цен на готовую продукцию необходим для факторного анализа динамики прибыли.

В общем виде, изменение цен на готовую продукцию за 2005 год представлена в виде табл. 5.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.