Реферат по предмету "Мировая экономика"


Фирма как объект хозяйственной деятельности. Организационно-экономические формы предприятий

--PAGE_BREAK--1.2 Цели создания фирмы


Ответ на вопрос «Зачем создаются фирмы?» зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист.

С точки зренияпокупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставить на рынок пользующиеся спросом блага, т. е фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды. Но добиться успеха на рынке фирм не всем предпринимателем удается. Большинство предпринимательских начинаний (около 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только становятся богаче, но и теряют почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

Какие товары или услуги производить;

В каком объеме производить;

Какую технологию использовать для производства;

Какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;

Как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;

Как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;

Как продвигать свои товары на рынок;

По какой цене предлагать товары к продаже

И так далее.

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточно не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцам прибыли.

Такова логика деятельности фирмы в рыночной экономике (независимо от того, являются ли они частными или государственными). В командной системе нет фирм, принадлежащих частным лицам: здесь существует только государственные предприятия, все аспекты, деятельности которых предопределяются заданиями Госплана или министерств. Выполнение этих заданий становится главной целью предприятия (именно за это поощряются и руководство предприятия, и его персонал), а прибыль превращается в нечто сугубо второстепенное.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, соединяя факторы производства, решают задачи производства более рационально, чем отдельный человек.

Кроме того производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.


1.3 Концепции теории фирмы


Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы.


1.3.1 Технологическая концепция
технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт (А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, Дж. Хикс, Джоан Робинсон, Э. Чемберлин, Йозеф Шумпетер)

Согласно классикам английской политической экономии А. Смиту и Д. Рикардо фирма рассматривается как определенный шаг на пути технического прогресса человечества, обеспечивающего рост производительности труда. Хорошо известен пример А. Смита с «булавочной мануфактурой». До тех пор, пока булавки производились одним человеком с начала и до конца (индивидуальное производство), производительность труда была невысокой. С возникновением разделения труда, на котором базируется организация мануфактурного производства, «сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций… », и производительность мануфактуры составила более двенадцати фунтов булавок в день.

Исследование природы фирмы в классической традиции продолжил А. Маршалл. Прежде всего, он ввел понятие «организация производства» как особый фактор, обеспечивающий рост производительности труда в обществе. Развивая концепцию Смита о роли разделения труда и специализации как основы фирмы, Маршалл приводит новые аргументы в пользу значимости машинного производства как стимула бурного развития фирмы — организации, занимающейся крупномасштабным производством. Маршалл продолжает развивать технологическую концепцию фирмы. Размер организации он объясняет экономией на масштабе. Развивая представление о фирме как об организации, способной обеспечить экономию на масштабах производства, Маршалл детально описывает способы достижения подобной экономии и их результат — образование крупных организационных форм в экономике как путем внутреннего роста (т.е. расширения объемов производства), так и через слияния, поглощения.

Анализируя различные формы организации производства, Маршалл ставит своей целью показать управленческую структуру разных форм бизнеса. Таким образом, он отходит от сугубо теоретического анализа фирмы в сторону науки об управлении. Такой управленческий подход позволяет Маршаллу выделить специфическую черту фирмы, а именно: предпринимательские способности как ресурс производства. Под предпринимательскими способностями Маршалл понимает склонность человека к поиску новых вариантов производства и организации производства, к определенному риску в осуществлении неизвестных.

Продолжение и развитие классической теории фирмы наблюдается у Дж. Хикса. У Хикса проявляется наиболее отчетливо представление о том, что теория фирмы — это теория капитала, его формирования и распределения.

Следует особо отметить вклад в неоклассическую теорию фирмы Джоан Робинсон. Робинсон анализирует главным образом фирму, действующую в условиях несовершенной конкуренции, что расширяет возможности анализа по сравнению со случаем чисто конкурентного рынка и позволяет выявить новые характеристики фирмы как экономического агента. Робинсон признает многообразие поведенческой активности фирм. Это не только конкуренция и монополия, как считалось до этого, но и разные другие варианты рыночной власти — конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация. С тех пор утверждается представление о том, что конкуренция может существовать и при наличии у фирм рыночной власти, что собственно и означает термин «несовершенная конкуренция».

Продолжает традицию Робинсон в исследовании разнообразия типов поведения фирмы Э. Чемберлин (монополистическая конкуренция).

К сторонникам неоклассической теории фирмы можно отнести Йозефа Шумпетера.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3.2 Менеджеристская концепция
Менеджеристская концепция, которая изучает разделение интересов внутри фирмы и взаимодействие собственником, менеджеров и работников предприятия (Вильям Баумоль, Робин Маррис)

Вильям Баумоль рассматривал менеджеральную теорию фирмы. Эта концепция исходит из предпосылок, что:

оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;

цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

Более высокие темпы роста, как показывает Робин Маррис достигаются фирмой, управляемой менеджерами, за счет и в ущерб совокупной прибыли.

В классическом и неоклассическом направлениях фирма трактовалась как неотъемлемая часть рынка, как элемент его структуры. Таким образом, технологическая концепция не делала выбора между фирмой и рынком, и то и другое — это равноправные стороны действительности.


1.3.3 Институциональная теория фирмы
институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек, общих и специфических ресурсов (Рональд Коуз, Фрэнк Найт, Оливер Вильямсон, Харт, Гроссман, Мур)

Согласно институциональной концепции, фирма противопоставляется рынку как внутреннее производство внешнему. В институциональной теории фирма рассматривается как совокупность долгосрочных контрактов в отличие от рынка — взаимоотношений, связанных с относительно краткосрочными контрактами.

Согласно Р. Коузу, основная причина, по которой в экономике существуют фирмы, — это наличие и величина трансакционных издержек, так что фирма существует для минимизации трансакционных издержек — издержек по осуществлению деловых операций.

Вильямсон выдвигает концепцию «иерархической фирмы» — консервативной организации, закрепившейся на каком-либо участке товарного рынка (отрасли) и продолжающую эксплуатировать старые преимущества путем инвестиций в минимизацию издержек.

1.3.4 Эволюционная концепция фирмы
Эволюционная концепция фирмы делает акцент на множественности вариантов выбора и широкий спектр критериев оптимальности принимаемых решений, на влияние внешней среды (традиций, обычаев, рутины) на поведение фирмы (Р. Нельсон, С. Уинтер).


1.3.5 Теория игр
теория игр предлагает математический аппарат для разработки стратегии в условиях неопределенности, принятия стратегических решений с учетом возможных действий конкурентов.

Теория игр принимает наличие фирм как некую данность, с которой приходится иметь дело, и исходит из того, что в эпоху всеобщей зависимости фирмы ведут себя стратегически. Это новое положение, отличающее теорию игр и от технологической, и от институциональной парадигмы.

Стратегическое поведение означает, что каждая фирма, принимая то или иное решение, знает, что ее действия могут отразиться на том, какой вариант выберет конкурент и партнер. Поэтому и действует соответствующим образом, проигрывая вначале разные результаты развития ситуации.


1.4 Система ценностей на фирме


Чтобы избежать убытков и упадка фирмы необходимо создать систему ценностей на фирме, которые будут, является функциями фирмы.

Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности, такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции. При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности.

Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.

Основной инструмент фирмы в создании системы ценностей — это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использование конкурентного преимущества предприятия.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, прежде всего за счет максимализации прибыли. Цель максимализации денежной прибыли является, безусловно, определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует, достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимализация валовой выручки:

обеспечение удовлетворительного объема чистой выручки;

максимализация темпов роста валовой выручки;

выход на новый рынок;

сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденции развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Глава 2. Организационные формы фирм

2.1 Организационно-правовая форма


Фирма является, самостоятельным субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Но любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды.

Внутренняя среда фирмы — это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.

Внешняя среда фирмы — это экономическая, правовая и социальная среда, в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы может быть схематически представлена следующим образом:
Рынки                             Государственное                 Рынки

ресурсов                           регулирование                   продукции






ФИРМА





Макроэкономическая ситуация
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков.

В числе организационно-правовой формы различают следующие виды предприятий:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);

Индивидуальный предприниматель или ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица).


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1.1 Хозяйственные товарищества и общества
Рассмотрим прежде всего хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм).

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества — возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно — правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Участники товарищества подразделяются на две группы:

полные товарищи(товарищество с неограниченной ответственностью)

коммандитные товарищи(товарищество с ограниченной ответственностью)

Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ним и договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, то есть всем своим имуществом, включая личное.

Коммандитным товариществом, признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, часть — ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

В отличие от акционерных обществ прибыль общества с ограниченной ответственностью может делиться между участниками общества не только пропорционально их долям в уставном капитале общества, но и иным образом в соответствии с Уставом, общества (если иной порядок предусмотрен Уставом).

Так же, отличие от участников акционерного общества (акционеров) участник общества с ограниченной ответственностью может не только продать (или иным образом уступить) свою долю в уставном капитале общества, но и выйти из общества, потребовав выплаты стоимости части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества. Участники общества с ограниченной ответственностью, а также само общество могут иметь преимущественное право покупки доли одного из участников, в случае его намерения продать свою долю третьим лицам. Также Уставом общества может быть предусмотрен запрет на отчуждение доли участников третьим лицам.

Законодательство Российской Федерации предъявляет гораздо меньшие процедурные требования к деятельности общества с ограниченной ответственностью (в том числе в том, что касается созыва общих собраний, раскрытия информации и др.), чем к деятельности акционерного общества. Это связано с тем, что количество участников ООО не может быть слишком велико (не более пятидесяти человек в соответствии с Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», в противном случае оно обязано преобразоваться в открытое акционерное общество), и с тем, что ООО не размещает своих акций на публичном рынке капиталов.

Некоторые особенности общества с ограниченной ответственностью:

ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Число участников ООО не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников ООО превысит указанный предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников.

Уставный капитал ООО определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Вкладом в уставный капитал ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Учредительным документом ООО является Устав общества.

Участник ООО вправе в любое время выйти из ООО независимо от согласия других его участников. Если иной порядок выхода не предусмотрен Уставом Общества.

ООО обязано выплатить участнику ООО, подавшему заявление о выходе из ООО, действительную стоимость его доли или выдать ему имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом ООО.

Наиболее распространенным являются акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им представлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Учредительным документом акционерного общества является устав. Вид акционерного общества отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.

Преимуществами акционерной формы организаций фирмы являются:

возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;

возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;

право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;

ограниченная ответственность акционеров;

разделение функций владения и управления.

Акционерное общество может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО).

Акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым (ОАО). Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Оно вправе провести и закрытую подписку, но за исключением случаев, когда такая возможность ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации.

Общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми. Для открытого общества не допустимо установление преимущественного права самого общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества. Число акционеров открытого общества не ограничено.

Пример: "Газпром" ОАО является самой крупной газодобывающей компанией в мире. На ее долю приходится около 20% мировой добычи газа. «Газпром» контролирует почти 60% российских запасов газа и обеспечивает около 90% его добычи в России. Общий объем производства компании составляет 8% ВВП России. «Газпром» обеспечивает около 20% поступлений в федеральный бюджет, поставляет газ для выработки около 50% электроэнергии России. «Газпром» является 100-процентным учредителем 58 дочерних обществ (по состоянию на 1.09.02), а также участвует в уставном капитале почти 100 российских и зарубежных компаний. В «Газпроме» и его дочерних обществах работает около 300 тысяч человек. Основные направления деятельности компании — геологоразведка, добыча, транспортировка, переработка и реализация газа.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым (ЗАО).

Закрытым обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или другого, заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо другим образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

В закрытом обществе не может быть более 50 акционеров. В противном случае, закон дает обществу год на то чтобы преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не будет уменьшено до установленного предела, то обществу грозит ликвидация в судебном порядке.

Основные различия между акционерными обществами открытого и закрытого типа представлены в Приложении 1.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1.2 Производственные кооперативы
Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ — устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не в праве выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.


2.1.3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарным предприятиемназывается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является неделимым, то есть не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, то есть управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.


2.1.4 Некоммерческие организации
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.

Потребительским кооперативомпризнается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.

Общественные и религиозные организации— это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединявшихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям. Участники указанных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Фондомпризнается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственность фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного им фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.


2.1.5 Индивидуальный предприниматель или ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица)
Хотя индивидуального предпринимателя называют по разному: ИП, ПБОЮЛ, ЧП, ИЧП, официальное название одно — индивидуальный предприниматель.

Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Раньше ещё существовало индивидуальное частное предприятие (ИЧП или просто ЧП), но эта форма деятельности упразднена.

Индивидуальный предприниматель не имеющий наемных работников, как правило по законодательству работает по патенту, где сам определяет свой доход и платит определенную сумму по налогам ежемесячно.

Если индивидуальный предприниматель имеет одного или несколько наемных работников, то на основании законодательства он уже работает по упрощенной декларации, либо по общеустановленным порядкам.

Индивидуальные предприниматели имеют следующее преимущество: простота в организации, полная самостоятельность, свобода, оперативность действия, максимум побудительных мотивов, конфиденциальность деятельности, низкие организационные издержки, гибкость.

К их недостаткам следует отнести трудности привлечения больших капиталов, неопределенность сроков деятельности, неограниченную ответственность за долги, недостаток специализированного менеджмента, функциональные недостатки.

Особенности ведения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:

Предпринимательской деятельностью может заниматься любой дееспособный гражданин, достигший совершеннолетнего возраста, кроме государственных служащих и военнослужащих. Лица с ограниченной дееспособностью (злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет) могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия их законных представителей.

Статус индивидуального предпринимателя возможен не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан, а также — для лиц без гражданства. Для этого необходимо иметь место жительства на территории РФ. Иностранные граждане и жители без гражданства, имеющие регистрацию по месту пребывания или миграционные карты, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не подлежат.

Предпринимательская деятельность входит в общий трудовой стаж (труд на правах собственника будет равнозначен с работой по найму).

Индивидуальный предприниматель может использовать труд других граждан.

Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Для предпринимательской деятельности характерен упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.

Предусматривается возможность упрощенного налогообложения.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Организационно-экономическая форма


Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.


2.2.1 Классификация по формам собственности
По формам собственности фирмы подразделяются на:

частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).

государственные, под которыми понимаются чисто государственные, в которых капитал и управление принадлежат государству.

К основным организационно — экономическим формам предпринимательства можно отнестиконцерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово — промышленные группы.

Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации — это мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят одно специализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно — технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Консорциум — представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно — технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель — означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме производства и др.

Финансово промышленные группы являются новой организационно — экономической формой предпринимательства. Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

Так как в условиях рыночной экономики мы не перестаем оглядываться на зарубежные страны, хочется отметить основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринимательская фирма, партнерство и корпорация.

Частнопредпринимательская фирма - это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем её обязательствам.

Собственник фирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контракты. Преимущество частнопредпринимательской фирмы — в простоте её организации, управления, свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой фирмы — ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

Партнерство — это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).

В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности предприятия, фирмы. Здесь в большей мере, чем в частнопредпринимательской фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток партнерства — разделение функций, вследствие чего возможна несогласованность действий, и даже несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела одного или нескольких партнеров возникает угроза потенциального распада партнерства.

Под корпорацией понимается предприятие, фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Это общество, основано на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом, привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от её владельцев-акционеров, что позволяет ей функционировать относительно стабильно.

К недостаткам корпорации надо отнести в первую очередь наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений. Мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.

Финансовая группа объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей хозяйства — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и др. Во главе финансовой группы стоит один или несколько банков.

Государственные фирмы. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный.

В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-либо министерства или держательской компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью. Государственные промышленные фирмы занимают довольно прочное положение в производстве развитых стран.

Государственные торговые фирмы, осуществляющие только экспортно-импортные операции, имеют большое значение в международной торговле.

Кооперативные фирмы (союзы) в развитых странах представляют собой паевые объединения потребителей, фермеров или мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности, преследующей коммерческие цели. Одной из основных задач кооперативных союзов является устранение посреднических звеньев на внутреннем и внешнем рынках. Сейчас они имеют не только потребительскую, но и производственную направленность. Крупнейшим кооперативным союзом, выступающим на мировом рынке, является английское Кооперативное оптовое общество. Оно владеет не только большим числом промышленных предприятий, но и банками, страховыми обществами, гостиницами, кинотеатрами, товарными складами, судами, железнодорожными станциями, сетью автобаз.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инновационная политика маркетинга. Основные этапы и принципы
Реферат Услуги туристического бизнеса как объект стандартизации и сертификации
Реферат Вопросы по курсу public relations и ответы
Реферат Истина и ее критерии. Знание и вера
Реферат ППЗ автотранспортного горіння легкових автомобілів
Реферат Инфекционный ларинготрахеит птиц
Реферат Анализ бухгалтерского баланса ЗАО "ВяткаТорф"
Реферат Алгоритм определения динамических характеристик гидроупругих систем для управления гидросооружениями
Реферат Сигнали цифрового лінійного тракту
Реферат Навыки и умения
Реферат Эффективная годовая процентная ставка, ее значение в принятии финансовых решений
Реферат Intellectual, cultural and social life
Реферат Фактор группы Cмежные классы
Реферат Активізація пізнавальної діяльності учнів на уроках англійської мови у старшій школі
Реферат Налогообложение в сфере малого бизнеса, УСНО