Реферат по предмету "Мировая экономика"


Торгово экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

--PAGE_BREAK--В целом можно говорить о том, что после обретения странами Балтии независимости ЕС превратился в один из ведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств. На страны Европейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней торговли Эстонии, Латвии и Литвы.
Обращает на себя внимание тот факт, что «ускорение» темпов сближения Европейского союза и стран Балтии — придание им статуса «ассоциированных партнеров» ЗЕС, заключение договоров о свободной торговле, начало выработки «европейских соглашений» — пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с Россией (проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о гражданстве в Латвии).
Глава 2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне вступления в Европейский Союз 2.1. Агенты балтийской экономической политики ЕС Наиболее активными агентами балтийской экономической политики ЕС в рассматриваемый период стали выступать североевропейские страны — Дания, а после вступления в Европейский союз в 1994 г. — Швеция и Финляндия. Североевропейские государства оказывали активную поддержку Эстонии, Латвии и Литве еще в период их борьбы за независимость в 1990-1991 гг. Развитие этого сотрудничества после восстановления независимости имело глубокие основания.
Североевропейские государства были заинтересованы в стабильности в регионе, непосредственно примыкающем к их границам. Отсюда — и содействие экономическим реформам в Балтийских странах. Кроме этого, сотрудничество с государствами Балтии в определенной мере способствовало поиску новой идентичности североевропейских стран в меняющейся Европе, позволяло уверенней чувствовать себя в ЕС. Определенный интерес представлял для них и рынок сравнительно дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы в Эстонии, Латвии и Литве. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и давние исторические, культурные и даже этнические (Финляндия-Эстония) связи.
Еще в конце 1991 г. странами Северной Европы была разработана специальная «Балтийская инвестиционная программа» экономического содействия государствам Балтии, которая предусматривала создание 5 инвестиционных фондов для поощрения частного мелкого и среднего бизнеса на общую сумму около 75 млн. долл. Эта программа дополнялась и двусторонними усилиями. Финляндия, например, истратила на экономическую поддержку Эстонии, а также региона Кольского полуострова и Карелии в 1990-1993 гг. около 818 млн. финских марок, Швеция выделила Балтийским государствам и странам Восточной Европы — около 1 млрд. шведских крон.
Объемы инвестиций североевропейских государств в Эстонии, например, составляли, по некоторым оценкам, 214,4 млн. долл. (из них на долю Финляндии приходится около 75 млн., Швеции — около 70 млн., Дании — около 60 млн., втроем — около 60% всех иностранных инвестиций в республике), в Латвии — 59,1 млн. долл., в Литве — 11 млн. долл.[9]
В 1992 г. Западноевропейский союз (ЗЕС) создает Форум консультаций, куда наряду с Польшей, Словакией, Болгарией и Румынией входят страны Балтии, отнесенные не к странам бывшего СССР, а к группе государств Центральной и Восточной Европы.
Ежегодные встречи глав правительств североевропейских и Балтийских стран по формуле «5+3» (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Эстония, Латвия и Литва) стали традиционными.
Среди государств-членов ЕС особое место в отношениях с Балтийскими государствами занимает также Германия.
Германия имеет давние исторические и культурные связи с регионом, — вплоть до 80-х гг. XIX в. немецкие остзейские бароны были подлинными хозяевами Прибалтики.
Германия активно способствовала сближению ЕС и Балтийских государств. Во время визита президентов стран Балтии в США в июне 1996 г. Б.Клинтон назвал Германию возможным главным «покровителем» Эстонии, Латвии и Литвы в переговорах о вступлении в Европейский союз. Важно отметить, что именно во время председательствования Германии в Европейском союзе был подписан договор о свободной торговле ЕС с Балтийскими странами и начаты переговоры о заключении с ними «европейских соглашений».
2.2. Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС В ходе рыночного реформирования и реструктуризации экономики в странах Балтии преимущественное развитие получили конкурентоспособные на ставшем главным для них рынке — рынке ЕС отрасли. Для всех трех стран это — производство текстильных изделий, продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов и металлопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основе повышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам и объемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупных поставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980 г.
В то же время, производство более технологически сложной продукции — машин и оборудования, транспортных средств, электронного и оптического оборудования, современной химической продукции и пластиков из стран Балтии оказалось в целом неконкурентно на рынке ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для стран Балтии, так же, как и агропродовольственными товарами. Так, по данным Министерства экономики Литвы, за 1998-2001 гг. в структуре промышленности страны доля отраслей с технологиями высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%, средневысокого уровня — с 12,8 до 10%, а с технологиями низкого уровня — напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%. За 1995 -1999 гг. конкурентоспособность Эстонии на рынке ЕС снизилась по компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам, генераторам и трансформаторам.[10]
Определенные успехи в развитии и экспорте инфо — и биотехнологий не стали прорывом и основой формирования в экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых кластеров типа финского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует концерн Nokia).
Во многом по этой причине стран Балтии не было среди 24 стран — лидеров по уровню технологических инноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран — ведущих технологических инноваторов.
Накануне вступления в ЕС происходила явная переориентация внешней торговли стран Балтии на государства ЕС. Одновременно сокращалось значение России как торгового партнера этих государств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличалась Эстония (51,1% экспорта и 64,8% импорта в 1996 г.). Для Латвии значение ЕС также велико — соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС примерно такое же, как и рынков СНГ, — соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и 36,0%. В то же время среди отдельных стран Россия еще остается главным торговым партнером стран Балтии.[11]
Наряду с этим, экономика всех Балтийских государств демонстрировала до вступления в ЕС положительные макроэкономические показатели.
Так, ВВП Латвии увеличился в 2000 г. до 4,333 млрд. лат в текущих ценах по сравнению с 3,897 млрд. лат в 1999 г., или на 6,6% в постоянных ценах. Оборот внешней торговли составил чуть более 3 млрд. лат по сравнению с 2,7 млрд. лат в предыдущем году при отрицательном сальдо в 800 млн. лат. При этом экспорт в страны ЕС вырос за указанный период с 604 млн. лат до 731 млн. лат. Импорт из стран ЕС и СНГ увеличился соответственно с 940 млн. лат до 1014 млн. лат и с 258 млн. лат до 327 млн. лат. Уровень безработицы в стране, достигший пиковых значений в 120 тыс. человек в первой половине 1999 г. вследствие российского кризиса, к концу 2000 г. опустился до 93 тыс. человек, хотя в начале 2001 г. вновь несколько вырос. Успешно развивался транзитный сектор латвийской экономики. Объем грузов, перевезенных по железной дороге, вырос в 1999-2000 гг. с 33,2 млн. т до 36,4 млн. т, грузооборот — с 12,2 млрд. до 13,3 млрд. т/км. Порты страны в 2000 г. перевалили почти 52 млн. т грузов по сравнению с 49 млн. т в 1999-м. Рост всех этих показателей продолжился в первом квартале 2001 г.[12]
Литовский ВВП в текущих ценах вырос за 2000 г. с 42,7 млрд. литов до почти 45 млрд., что в постоянных ценах 1995 г. составило 3,3% роста. Литовский экспорт вырос с 12 млрд. до 15,2 млрд. литов, импорт — с 19,3 млрд. до 21,8 млрд. литов, что позволило несколько сократить отрицательный внешнеторговый баланс страны (до 6,6 млрд. литов, или 1,7 млрд. долл.). ЕС в 2000 г. остался основным партнером Литвы по экспорту (7,3 млрд. литов по сравнению с 6 млрд. литов в 1999 г.), однако доля Союза сократилась с 50,1 до 47,9%. Импорт из стран ЕС вырос незначительно — примерно с 9 млрд. литов до 9,5 млрд. литов (доля сократилась с 46,5 до 43,3%), а из стран СНГ, наоборот, скакнул с 4,7 млрд. литов до 6,9 млрд. литов (с 24,4 до 31,7%), что прежде всего связано с ростом цен на российские энергоносители. Общий объем перевезенных грузов составил 109 млн. т (20,5 млрд.) по сравнению со 101 млн. в 1999 г. (18,2 млрд.).[13]
Рост ВВП Эстонии в третьем квартале 2000 г. составил 7% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г., а в четвертом оценивался в 5,9%. Эстонский экспорт вырос в 2000 г. с 35,4 млрд. крон до 53,9 млрд. крон, импорт — примерно с 51 млрд. крон до 73 млрд. крон. Транспортная статистика Эстонии за 2000 г. оказалась недоступной. В 1999 г. рост перевозки грузов по железной дороге составил 5,3 млн. т (58,3 млн. т по сравнению с 53 млн. т в 1998 г.), грузооборот портов — 34,4 млн. т по сравнению с 27,4 млн. т в 1998. В 2000 г. Таллиннский порт увеличил свои обороты с 26,5 млн. т до 29,3 млн. т.[14]
Таким образом, с одной стороны, ориентация на сходные экспортно-конкурентные товарные группы привело к определенному сближению структуры производства стран Балтии, а следовательно, к усилению их взаимной конкуренции, а с другой, — сдерживало постиндустриальное перепрофилирование их экономик, консервируя традиционный индустриальный, а значит технологически периферийный характер их производства, что в перспективе чревато снижением конкурентоспособности их экономик в рамках расширяющегося ЕС и на мировом рынке в целом.

Глава 3. Особенности российско-балтийских торгово-экономических
связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз 3.1. Приоритеты торгово-экономического сотрудничества
 России со странами Балтии Распад СССР стал рубежом, который ознаменовал переход российско-балтийских политических и экономических отношений в новое качество.
24 августа 1991 г. Б.Н.Ельцин подписал Указы о признании независимости Латвии и Эстонии, дав «зеленый свет» аналогичному процессу со стороны стран Западной Европы и США. В сентябре все эти страны заявили об установлении дипломатических отношений с тремя балтийскими республиками.
Поспешность и непрофессионализм, с которым МИД России в пику ослабленному руководству СССР оформил «развод» с государствами Балтии привел к тому, что после декабря 1991 г. возникли острейшие проблемы форсированного вывода войск из Прибалтики, статуса русского населения, демаркации границ, разрыва экономических связей и многие другие.
Только в феврале 1997 г. МИД РФ обнародовал «Долговременную линию России в отношении стран Балтии». В этом документе впервые была сформулирована позиция, заключающаяся в том, что в отношении Латвии, Литвы и Эстонии реализуется дифференцированный подход. Россия не рассматривает эти страны как единое целое, а строит свои отношения с учетом интеграции русских и русскоговорящих в этих государствах. С положением дел в этой области увязывалось решение вопросов развития экономических отношений и заключение договоров о границе (Эстония и Латвия).
В свою очередь высшие политические круги прибалтийских республик неоднократно заявляли о полной экономической независимости от России или, по крайней мере, о стремлении к таковой, хотя реальность не соответствовала действительности. Так, в Латвии доля транзитных услуг в ВВП выросла с 7% в 1991 г. до 25% в 1998 г.[15], а по некоторым данным даже до 30%[16]. Причем 85 — 90% этого транзита приходится на российские грузы.
По некоторым оценкам Россия оставляла странам Балтии в качестве платы за транзит свыше 1 млрд долл.[17], а российские организации провозили транзитом через прибалтийские республики свыше 50 млн т. грузов[18].
Россия на протяжении 90-х годов формировала от трети до половины ВВП стран Балтии. Это и неудивительно, с учетом того, что за долгие годы сложилась разветвленная система хозяйственных связей, обмена и ее невозможно быстро изменить «волевыми» политическими решениями.
В Приложении 2 представлена динамика грузооборота балтийских портов России и стран Балтии в период 2001-2002 гг.
В таблице 1 представлены данные по взаимной торговле за 1995-2001 гг., которые формировались в условиях функционирования наших стран как самостоятельных национально-государственных образований. Эти данные свидетельствуют, что торгово-экономические связи с Россией являлись важным фактором экономического развития стран Балтии перед вступлением в ЕС.
Таблица 1
Россия: торговля со странами Балтии (объем в долл. США и доля в общем экспорте и импорте в %)[19]
1995
1997
1998
1999
2000
2001
$ млн.
%
$ млн.
%
$ млн.
%
$ млн.
%
$ млн.
%
$ млн.
%
Эстония
Экспорт
408
0.0
553
0.0
511
0.0
696
0.0
1235
1.0
1237
1.0
Импорт
275
0.0
252
0.0
151
0.0
76
0.0
97
0.0
102
0.0
Сальдо
+133
+301
+360
+620
+1138
+1135
Латвия
Экспорт
788
1.0
1223
1.0
673
0.0
955
1.0
1626
1.0
889
1.0
Импорт
381
0.0
305
0.0
204
0.0
97
0.0
91
0.0
117
0.0
Сальдо
+407
+918
+469
+858
+1535
+772
Литва
Экспорт
1024
1.0
1323
1.0
1050
1.0
1161
1.0
2065
2.0
1610
1.0
Импорт
387
0.0
457
0.0
321
0.0
126
0.0
149
0.0
207
0.0
Сальдо
+367
+866
+729
+1035
+1916
+1403
Страны Балтии, всего
Экспорт
2220
2.0
3099
3.0
2234
3.0
2812
3.0
4926
4.0
3736
4.0
Импорт
1043
2.0
1014
1.0
676
1.0
299
0.0
337
0.0
426
1.0
Сальдо
+1177
+2085
+1558
+2513
+4589
+3310
Некоторые прибалтийские страны довольно успешно налаживали торгово-экономические контакты с отдельными регионами России и прежде всего с Москвой и Санкт-Петербургом. Так, развиваются связи между Москвой и Ригой. 13 декабря 2001 года в Москве было подписано Соглашение между Правительством Москвы и Рижской думой о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях, а 22 февраля 2002 года в Риге — Протокол о сотрудничестве и взаимодействии между Московской городской думой и Рижской думой. В ноябре 2002 года состоялся визит в Ригу делегации Правительства Москвы во главе с мэром Ю.М.Лужковым. Расширяются контакты между Санкт-Петербургом, Ригой и Даугавпилсом, Псковом и Валмиерой, Казанью и Юрмалой, а также рядом других городов России и Латвии.
К началу XXI века наметился ряд новых элементов в развитии балтийского сотрудничества. Стержнем «перестройки» балтийского единства являлся отход от его сугубо антироссийской направленности периода борьбы за независимость и согласованный переход к созданию инструментов для организации единой зоны расширения ЕС. В силу этого наблюдавшийся ранее «кризис балтийского сотрудничества» можно охарактеризовать как болезнь роста, единственный этап выхода сотрудничества на новый качественный уровень. Литва, Латвия и Эстония при наличии своих собственных внешнеполитических и экономических задач сконцентрировали усилия на достижении общей цели — сокращении переходного периода сближения с ЕС.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. Новые возможности и направления
торгово-экономического сотрудничества Анализ динамики развития торгово-экономических отношений России со странами Балтии показывает, что они испытывали и испытывают на себе воздействие как минимум трех факторов:
— во-первых, Россия являются для государств Балтии важнейшим источником топлива и других энергоносителей и полезных ископаемых. За счет ввоза из России удовлетворяется, например, 93% потребностей Латвии в топливе, 50% — в электроэнергии, 90% — в цветных металлах, 80% — в сырье для химической промышленности. В отраслях, связанных с поставками российского сырья, сосредоточены и российские инвестиции в Балтийских государствах, участие российского капитала в акционировании балтийских предприятий, имеющие важное значение для последних;
— во-вторых, обслуживание транзита из России является важной статьей доходов Балтийских государств;
— в-третьих, сбыт в Россию продукции сельского хозяйства.
Несмотря на существенный вклад указанных факторов в процесс развития торгово-экономического сотрудничества России и стран Балтии, переход нашей страны к масштабному сотрудничеству с Балтийскими государствами пока по-прежнему невозможен. Вместе с тем перспективы активного сотрудничества имеются. Кратко их можно сформулировать как сотрудничество на базе экономических интересов.
Экономические аспекты отношений России со странами Балтии являются мощнейшим фактором сближения. Необходимо стимулировать обоюдный экономический интерес, который выступает гарантией реализации значительной зависимости балтийских соседей от российского транзита и торговли.
Важнейшим направлением политики российского бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынки Балтийских государств, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшем могли бы обеспечить беспрепятственный доступ к рынкам ЕС.
Не менее перспективным направлением является стимулирование движения в страны Балтии российского капитала и одновременный приток западного капитала. Равнозначное присутствие этих экономических факторов на рынках Балтии с учетом интересов национального капитала послужили бы мощнейшим стабилизирующим фактором в российско-балтийских отношениях.
Постепенно, по мере возникновения экономических возможностей, происходит диверсификация транспортных путей российского экспорта, идущего в Европу. Строятся и вводятся в эксплуатацию новые порты (Приморск, Усть-Луга, Батарейная, Высоцк, Ломоносов, Выборг) и нефтяные терминалы, что повышает конкурентоспособность России и снижает ее зависимость от транзитной и тарифной политики Балтийских государств. Эти шаги также достаточно красноречиво показывают, что на Северо-Западе Россия выбрала путь диверсификации транспортных потоков и снижения зависимости от транзитных посредников (Вентспилс, Рига, Лиепая, Таллинн, Клайпеда). В тех же случаях, когда у транзита нет альтернативы (Калининград — Литва), Россия в лице частного российского капитала берет порты под свой контроль (ЮКОС — Бутинге) и на таких условиях обеспечивает их загрузку.
Следует учитывать и то обстоятельство, что Балтия является транзитным коридором для России в Европу, так же как и Россия является для них транзитным маршрутом в Азию и на восток в целом. На II Европейской конференции по транспорту на острове Крит в 1994 г. были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли по территории РФ: № 1 (Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава с ответвлением Рига-Калининград-Гданьск), №2 (Берлин-Варшава-Минск-Москва) и № 9 (Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва). Полностью сформировать панъевропейскую транспортную систему планируется к 2010 г. Разработаны имеющие обязательную юридическую силу международные соглашения и конвенции, подготовленные в рамках ООН и одобренные Европейской конференцией министров транспорта.
Узким местом наших отношений продолжают оставаться связи и контакты между общественными, научными и деловыми кругами двух стран с привлечением к совместной деятельности всех государств, выходящих на Балтийское море, с организационным центром в Санкт-Петербурге.
Нерешенные проблемы в гуманитарной сфере оказывают существенное воздействие на экономические отношения. Гуманитарные проблемы относятся в первую очередь к вопросам определения в странах Балтии статуса русскоязычного населения, русского языка и культуры. Эти проблемы являются эпицентром напряженности между Россией и странами Балтии. Так, в Докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» в 2002 году, в частности, отмечалось: «Закон о государственном языке Латвии, принятый в окончательном виде в декабре 1999 года, исключает использование других, кроме латышского, языков практически во всех сферах жизни государства и общества. Закон регламентирует употребление госязыка даже в сфере частного предпринимательства, что порождает дискриминацию нацменьшинств в сфере бизнеса. Полностью ликвидировано обучение на русском языке в государственных вузах стран Балтии.»[20]
Таким образом, сегодня российско-латвийские отношения представляют собой сложный симбиоз, в котором тесно взаимоувязаны проблемы и интересы политического, экономического, общественного, правового, исторического, общечеловеческого свойства. В нашем понимании, для того, чтобы взять и удерживать продуктивное направление действий надо достичь согласия по ряду принципиальных моментов. Прежде всего, необходимо реалистическое осознание тесной взаимосвязи внешней и внутренней политики, а также политики и экономики.

Заключение Изучение эволюции развития торгово-экономических связей стран Балтии с ЕС показал, что на фоне слабой государственности, экономической перестройки ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства политика «возвращения в Европу» Балтийских государств встречала полное понимание и поддержку Запада и в целом соответствовала его геополитическим интересам.
Россия в этом процессе оказалась на периферии стратегических интересов как стран Балтии, так и ЕС, за исключением топливно-энергетического и транспортного комплексов.
В перспективе, развивая экономическое сотрудничество со странами Балтии, Россия должна внимательно отслеживать, как в этом процессе обеспечиваются не только ее экономические, но общегосударственные интересы.
В условиях присоединения стран Балтии к ЕС и перехода взаимодействия России с этой организацией на новый уровень, в рамках реализации договоренностей по созданию в будущем их общего экономического пространства, формирование единого хозяйственного субрегиона, реально объединяющего три государства Балтии, становится сценарием, от которого нельзя отказаться. Создание на базе этих стран своего рода прибалтийского Бенилюкса позволит им выдержать жесткую конкуренцию в рамках расширенного ЕС. Позволит не превратиться во второй ряд скандинавской периферии Евросоюза, а стать центром динамичной субрегиональной интеграции, выступая в этом процессе, как равный, а не младший партнер Швеции, Финляндии и Дании. Роль инициатора и катализатора этого процесса могла бы сыграть Эстония, как страна с наиболее развитыми отраслями высокой технологии (инфо — и биотехнологии), развитым банковско-финансовым сектором, транспортно-логистическими ноу-хау. Эстония имеет все возможности стать своего рода Голландией Северной Европы.
Формирующийся балтийский субрегион может реально выполнять функции сближения экономики России и ЕС в рамках общего европейского экономического пространства. Такой подход определяет возможные направления секторального и регионального сотрудничества России со странами Балтии в топливно-энергетическом, транспортном секторах, в отраслях высоких технологий, в сфере туристических, кредитно-финасовых, страховых, и других деловых услуг, а также в традиционных отраслях промышленности и сельском хозяйстве.
В свою очередь для стран Балтии предпочтительной является более тесная кооперация в рамках более однородного в социально-экономическом и культурно-цивилизационном планах региона Севера Европы. Отдельное региональное направление в интеграционной политике ЕС в отношении стран Балтии и Северо-запада России — Северное измерение (Northern Dimension) — было заявлено еще в 1997 г.
Помимо экономической целесообразности, такая модель имеет глубокую балтийскую подоплеку — развитие региона как пространства стабильности и безопасности, как в традиционном, так и широком ее понимании. Поэтому большое внимание и средства североевропейскими странами уделяется экологическим программам и проектам, укрепляющим внутриполитическую стабильность.

Список использованной литературы 1.     Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи. //Внешняя торговля. — 1993. — № 11.
2.     Бронштейн М.Е. Проблемы нефтяного транзита на Балтике. // Транзит. — 1998. — № 9-11.
3.     Бюллетень иностранной коммерческой информации №№ 1992-2002 гг.
4.     Внешняя торговля. 1999. — № 2.
5.     Воронов К. Балтийская политика России: поиск стратегии. // Мировая экономика и международные отношения. — 1998.- № 12.
6.     Доклад «Россия и Балтия: 2010». Таллинн. Апрель, 2003 г. //Некоммерческая организация Фонд Перспективных исследований и инициатив (Foundation for Prospective Studies and Initiatives) //[http://www.psifoundation.ru/publications/index.html]
7.     Доклад Комитета Россия в объединенной Европе; Россия и Прибалтика-II, СВОП, 1999. // [http://www.svop.ru/yuka/1045.shtml]
8.     Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» //www.mid.ru. (Сайт Министерства иностранных дел РФ).
9.     Документы Европейского союза. В 3-х т. — М.: Право, 1994.
10.                       Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М., 2000.
11.                       Европейская интеграция и экономические отношения России, Балтии и Беларуси //[http://www.svop.ru/live/materials.asp?m_id=6884&r_id=6922]
12.                       Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским Союзом: Автореферат дисс… на соиск. ученой степ. канд. эконом. наук – М., 1998.
13.                       Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). Проект, М., Минэкономразвития РФ, 2003.
14.                       «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (1994 г.) // [http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=rae_partnership_cooperation_full]
15.                       Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC, 2002.
16.                       Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997.
17.                       Hartelius D. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to Move Ahead; IEWS Policy Briefs. No. 1, August 1998.
18.                       Kempe I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation Publishers, 1998.
19.                       Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States. Working Paper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper divsented at the seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002.
20.                       Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic Sea Region. BSBS 2000.
21.                       The Baltic and the European Union. Richard Latter. June 2000.
22.                       Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton Park Conference 602: 25-28 May 2000.
23.                       World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003;
24.                       www.delfi.lv.
25.                       www.delfi.
 

Приложение 1 Экономические позиции стран Балтии при сопоставлении основных показателей их социально-экономического развития с российскими аналогичными показателями (1995-2002 гг.)[21]
1995
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
2003*
ВВП, прирост к предыдущему году в %
Эстония
4,3
10.4
5.0
-0.7
6.9
5.4
5.6
4.8
Латвия
-0.8
8.6
3.9
1.1
6.8
7.6
4.5
5.5
Литва
3.3
7.3
5.1
-4.1
3.8
5.9
5.9
5.3
Россия
-4.1
0.9
-4.9
5.4
9.0
5.0
4.3
4.5
Личное потребление, прирост к предыдущему году в %
Эстония
...
8.9
5.4
-0.8
8.0
3.4
5.0
5.5
Латвия
...
5.0
8.2
5.1
5.6
6.8
4.5
5.0
Литва
...
9.1
4.1
2.0
3.8
4.0
3.3
3.5
Россия
-2.7
...
-4.9
5.4
9.0
5.0
...
...
1995
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
2003*
Инвестиции, прирост к предыдущему году в %
Эстония
4,0
17.5
11.3
-14.6
2.0
17.2
10.0
8.0
Латвия
8.7
20.7
44.0
-4.0
10.8
8.0
4.5
4.5
Литва
...
25.2
6.2
-1.5
-9.3
20.0
10.0
120.
Россия
-10.1
-5.0
-12.0
5.3
17.4
8.7
2.6
7.0
Экспорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в %
Эстония
40.3
41.2
10.7
-6.9
26.9
4.8
4.0
10.5
Латвия
29.7
17.3
8.5
-4.8
8.3
7.2
12.0
14.0
Литва
33.4
17.7
-3.8
-19.0
26.8
20.3
15.0
18.0
Россия
22.1
-1.7
-15.9
1.1
39.5
-2.4
4.4
10.0
1995
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
2003*
Импорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в %
Эстония
4,3
10.4
5.0
-0.7
6.9
5.4
5.6
4.8
Латвия
-0.8
8.6
3.9
1.1
6.8
7.6
4.5
5.5
Литва
3.3
7.3
5.1
-4.1
3.8
5.9
5.9
5.3
Россия
-4.1
0.9
-4.9
5.4
9.0
5.0
4.3
4.5
Экспортно-импортное сальдо, млн. долл. США
Эстония
53,0
38.2
7.9
-14.1
23.0
3.5
3.5
9.6
Латвия
32.6
17.7
17.3
-7.6
8.1
10.1
7.0
14.0
Литва
55.0
28.1
2.7
-16.5
12.1
16.4
15.5
18.0
Россия
24.1
5.7
-19.4
-31.9
13.5
19.0
12.1
7.8-11.1
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.