--PAGE_BREAK--
2.3. Сертификация ввозимой продукции
Сертификация товаров в РФ введена в соответствии с законами:
1. О защите прав потребителей.
2. О сертификации продукции.
3. О стандартизации.
Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Разработка стандартов, контроль за их соблюдением, выдача сертификатов возложены на Комитет РФ по стандартизации, метрологии сертификации (Госстандарт РФ).
Сертификация бывает обязательной и добровольной. Обязательная сертификация охватывает товары, от качества которых зависит жизнь и здоровье человека, состояние окружающей среды. В перечень этих товаров входят: продукты питания, бытовая техника, одежда, ряд машин и оборудования и др. Безопасность этих товаров должна быть подтверждена при их ввозе. Остальная продукция проходит добровольную сертификацию на основе требований, установленных по соглашению продавца и покупателя.
Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, являются сертификаты, выданные по правилам сертификации ГОСТ Р и оформленные на русском языке. Указанный сертификат может являться также свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории РФ.
Таким образом, подтверждение соответствия товаров установленным требованиям может осуществляться двумя способами:
1) на основе сертификации импортной продукции по правилам российской системы сертификации;
2) на основе сертификата, представляемого экспортером, который он получил за рубежом и который признается в РФ в соответствии с международными, региональными и двусторонними соглашениями.
Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию.
К большинству товаров растительного и животного происхождения предъявляются повышенные требования безопасности. Их сертификация производится не только в рамках системы ГОСТ Р, но и с точки зрения соблюдения гигиенических, ветеринарных и фитосанитарных требований. Сертификаты качества на муку, хлеб и макаронные изделия оформляются федеральными госучреждениями здравоохранения – центрами гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и заверяются подписью главного врача и печатью Центра. Сертификаты соответствия на пищевую продукцию, лекарственные средства выдаются на основании заключения Департамента санитарии и эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ, Департамента ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства.
Таким образом, сертификат соответствия подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым поставщиком. Сертификат предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении товаров[2].
Раздел
III
. Тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
3.1 Аргументы против тарифов
Основные аргументы против использования таможенных пошлин, как импортных, так и экспортных, были изложены выше, при рассмотрении основ теории тарифов; здесь же мы только обобщим их.
3.1.1. Влияние тарифа на мировой объем производства.
Любое государство, осуществляющее выпуск товара, по которому оно имеет сравнительное преимущество перед другими странами, способствует увеличению мирового объема выпуска этого товара. При этом максимизация мирового выпуска конкретного товара имеет место тогда, когда альтернативные издержки его производства (предельные нормы замещения) примерно одинаковы во всех странах. Следовательно, именно в результате свободной торговли достигается максимальный объем производства в мире. Любое ее ограничение ведет к снижению мировых объемов выпуска продукции, препятствуя, таким образом, получению потенциальной выгоды от торговли.
3.1.2. Тарифы и потребление
При введении пошлины становится невозможным не только достижение максимального объема мирового производства, но и оптимальное распределение готовой продукции между потребителями (странами).
Определенный набор товаров будет оптимально распределен между двумя покупателями (или странами), когда при дальнейшем распределении уже невозможно сделать одного из потребителей (или одну из стран) богаче без уменьшения уровня благосостояния другого (другой) при данном наборе благ. (Это оптимизация по принципу Парето). Оптимум же в этом случае достигается тогда, когда предельные нормы замещения в потреблении двух покупателей (или стран) будут одинаковы (равны). И если свободная торговля способствует, как мы знаем, выравниванию альтернативных издержек (предельных норм замещения) в разных странах, то тарифы этому препятствуют, поскольку при введении тарифа образуется разница между внутренними и внешними относительными ценами. Таким образом, введение пошлины не допускает оптимального распределения товаров между странами.
3.1.3. Тариф и налоговое бремя на потребителей
Тариф, как мы могли в этом убедиться выше, приводит к росту внутренних цен по сравнению с условиями свободной торговли. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственный бюджет, и их располагаемый доход сокращается. Уровень жизни в стране снижается со всеми вытекающими отсюда последствиями — экономическими и политическими.
3.1.4. Тариф на импорт (экспорт) и экспорт (импорт) страны.
Торговля, в том числе и международная, является, образно говоря, дорогой с двусторонним движением. Вводя, например, налог на импорт и, следовательно, снижая его, страна сокращает экспортные доходы другой страны, что приводит к уменьшению ее возможности импортировать товары из первой страны. Таким образом, первая страна, введя таможенные пошлины, собственными руками наносит удар по своим экспортопроизводящим отраслям. Кроме того, зачастую экспортные товары страны включают импортные комплектующие, рост цен на которые (в результате введения импортной пошлины) приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировом рынке. Экспортные пошлины, вводимые страной, ведут к сокращению объема экспорта, а следовательно, и валютных поступлений, что, в свою очередь, сокращает возможности страны импортировать необходимую продукцию, в том числе и комплектующие для своих экспортных товаров.
3.1.5. Тариф и уровень занятости в стране
Вводя импортный тариф, правительство страны преследует, как правило, цель защиты рабочих мест на отечественных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом. Достижение этой цели сопряжено, очевидно, с сокращением уровня занятости в экспор-топроизводящих отраслях. При этом снижение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортопроизводящих отраслях. Более того, работники, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения заработной платы. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные отрасли тоже поднимут уровень заработной платы, что скажется на росте издержек и снизит конкурентоспособность производимых в стране товаров и, следовательно, экспорт в целом. Ну, и наконец, введение тарифов, особенно в одностороннем порядке, подрывает стабильность международной торговли и международной экономики в целом, поскольку партнеры, пострадавшие от введения тарифа, прибегают, как правило, к ответным санкциям (репрессалиям). Эти процессы в отдельных случаях становятся неуправляемыми и приводят к «торговым войнам».
3.2 Аргументы в защиту тарифов
Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как основной способ международной торговой политики. Набор аргументов в защиту таможенных импортных пошлин весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Рассмотрим основные из приводимых чаще всего аргументов в защиту тарифа.
3.2.1. Тариф как средство защиты молодых отраслей.
Аргумент о необходимости защиты молодых отраслей пользуется наибольшей популярностью как среди ученых, выступающих с позиций протекционизма, так и среди политиков, воплощающих их идеи в жизнь. Этот аргумент, который всегда имел огромную привлекательность для молодых и развивающихся стран, был сформулирован в 1791 г. Александром Гамильтоном — секретарем (министром) казначейства при Джордже Вашингтоне.
Он заключается в том, что в менее развитых странах временное введение тарифа является оправданным, поскольку сдерживает импорт современной промышленной продукции в течение того времени, пока нарождающаяся собственная индустрия набирается опыта и издержки отечественного производства снижаются до уровня, позволяющего противостоять конкуренции импортной продукции без тарифных подпорок. При этом утверждается, что сдерживание конкуренции импорта из более развитых стран со временем приведет к снижению национальных издержек производства, что окажется выгодным и всему мировому хозяйству в целом. Кроме того, в его защиту высказывается и то соображение, что тариф в этом случае носит лишь временный характер.
Такая поддержка национального автомобилестроения весьма успешно осуществлялась, например, в послевоенной Японии, что позволило ей достаточно быстро достичь высокого уровня конкурентоспособности и упразднить затем тарифы за ненадобностью. Другие примеры: развитие машиностроения и строительной отрасли в Южной Корее, машиностроения в Бразилии и др. Кстати, довод в пользу необходимости защиты молодых отраслей останется актуальным и впредь, поскольку такие отрасли будут в различных странах возникать всегда. Увеличение в мировом объеме производства доли новых продуктов, изготовляемых при помощи новых технологий, является имманентным свойством экономического развития, и поэтому постоянно будет существовать проблема защиты новых отраслей отечественного производства,
временно уступающих по конкурентным позициям другим странам. Однако, по мнению некоторых экономистов, более эффективным способом защиты молодых отраслей нежели тарифная защита является их субсидирование, но для того, чтобы им воспользоваться, государство должно располагать весьма существенными объемами необходимых для этого средств.
3.2.2. Тариф как средство получения дохода.
Этот аргумент в пользу введения таможенных пошлин активно используется прежде всего развивающимися странами, а также государствами с переходной экономикой, включая и Россию. Основной проблемой в этих странах является неспособность правительств обеспечить необходимый уровень общественных потребностей населения. Поэтому таможенные пошлины становятся важнейшим источником пополнения государственного бюджета, обеспечивая до половины и более поступлений средств в госбюджет. Для иллюстрации вышесказанного, в табл. 3.1 приводится статистическая информация (на 2000г.) о формировании доходов госбюджетов некоторых стран мира за счет тарифных сборов.
Таблица 3.1. Тарифные поступления в бюджеты стран.
Итак, как следует из табл. 3.1, большинство слаборазвитых стран
используют тариф в качестве основного или одного из основных источников
пополнения государственного бюджета. Объясняется это тем, что правительства этих стран считают гораздо более простым способом пополнения бюджета взимание повышенных таможенных пошлин в нескольких портах страны (задействовав при этом незначительное количество должностных лиц таможни), чем внедрение сложных систем налогообложения, свойственных развитым странам.
Отметим, что в России структура государственных доходов от таможенных пошлин существенно отличается от большинства стран мира - примерно 3/4 доходов приходится на экспортные пошлины и лишь 1/4 — на импортные.
Основным источником формирования доходов государственного бюджета в развитых странах мира является подоходный налог.
3.2.3. Тариф и дешевая иностранная рабочая сила.
Аргумент в пользу введения тарифов под названием «дешевый иностранный труд» достаточно популярен в развитых индустриальных странах. Например, заработная плата текстильных рабочих в Китае или Индии намного ниже нежели, скажем, в Англии. Свободный импорт текстиля из Индии, по мнению английских сторонников этого аргумента, может нанести серьезный ущерб текстильщикам Англии. Можно ли поставить под угрозу их благополучие ради того, чтобы остальная часть населения Англии смогла покупать более дешевый текстиль или следует ввести таможенные пошлины? На эти вопросы правительства разных стран дают свои ответы, диктуемые конкретными обстоятельствами. Если же данный аргумент в защиту тарифов рассматривать абстрактно, то ухудшение положения английских текстильщиков не должно использоваться как оправдание для введения тарифов. Напомним, что свободная торговля по своим результатам аналогична научно-техническому прогрессу, и она порождает проблемы, которые точно так же сложны, как и проблемы, созданные научно-техническим прогрессом. Но ведь никто еще ни в одной стране не заявлял, что правительство этой страны должно издать закон, запрещающий все нововведения. А что же в этой ситуации все-таки делать? Часть прибыли от свободной торговли, которую получила остальная часть общества, должна быть использована для того, чтобы помочь уволенным рабочим-текстильщикам приобрести новые профессиональные навыки, чтобы они могли быть трудоустроены в отраслях, производящих продукцию, по которой страна имеет сравнительные преимущества. Таким образом, в условиях свободной торговли каждый должен иметь возможность улучшить качество своей жизни, включая и рабочих-текстильщиков Англии.
К сожалению, в Англии, как и в других странах, система установления такого равновесия работает плохо, что вынуждает их, несмотря на декларации о приверженности принципам свободной торговли, нарушать эти принципы и идти
на введение импортных тарифов.
3.2.4. Тариф как средство борьбы с демпингом и его последствиями.
Демпинг - бросовый экспорт - продажа товаров по ценам ниже издержек (себестоимости).
В тех нередких случаях международной торговли, когда материальной основой демпинга являются экспортные субсидии, цены могут не отражать реального соотношения сравнительных издержек. Отсюда вполне возможна ситуация, при которой страна будет экспортировать товар, на производство которого она в действительности затрачивает слишком много ресурсов. В этом случае теоретически всем будет выгоднее, если, например, на основе введения повышенных импортных пошлин эффект субсидирования будет нейтрализован. Кроме того, конкуренция с зарубежными фирмами, проводящими демпинговую политику, может привести к разорению отечественных производителей (предприятий). Завоевав монопольное положение на рынке, иностранная фирма в целях максимизации прибыли пойдет на установление монопольных цен на свою продукцию. В результате - естественное снижение эффективности производства по сравнению с более конкурентным рынком, существовавшим ранее. И в этом случае проведение государством активной протекционистской политики будет достаточно обоснованным. Отметим, однако, что антидемпинговую политику необходимо проводить очень взвешенно, просчитывая все возможные последствия от введения антидемпинговой пошлины. Проиллюстрируем это при помощи графической модели (рис. 3.1).
Как следует из данной графической модели, антидемпиговая пошлина «опускает» кривую спроса на импортный товар (D1 → D2), оказывая соответствующее влияние и на кривую предельного дохода (MR1 → MR2). В этих условиях прибыль импортера продукции на национальный рынок будет определяться параметрами М2 и Р. Покупатели же будут платить за каждую единицу этого товара с учетом антидемпингового тарифа цену Р2 Объем продаж по сравнению с ситуацией в отсутствии пошлины снизился на величину (М1 — M2), цена возросла на (Р2 — Р1).
Таким образом, антидемпинговая пошлина принесла не только выигрыш, но и убытки. Убытки заключаются в вынужденном снижении объема потребления (импорта) товара, в результате чего излишек потребителя в размере, соответствующем площади треугольника СВЕ, будет потерян без всякой компенсации.
Рис. 3.1. Антидемпинговая пошлина
Часть потребительского излишка, соответствующая площади заштрихованного прямоугольника Р1Р2ВС, в результате введения антидемпингового тарифа перераспределяется в пользу государства. Чистый же выигрыш государства, соответствующий площади прямоугольника PP1CD, — это результат скидки с цены товара, продолжающего поступать в страну по импорту, облагаемому антидемпинговой пошлиной. В рассматриваемом примере выигрыш страны превышает объем ее убытков.
Однако в целом для мирового хозяйства антидемпинговые пошлины являются чистыми потерями, поскольку прямоугольник PP1CD - это лишь результат перераспределения доходов между зарубежными и отечественными фирмами (здесь в пользу отечественных), а не чистый выигрыш всего мирового хозяйства.
3.2.5. Тариф как средство ослабления зависимости страны от экспорта «неперспективных» товаров.
Структура экспорта многих развивающихся стран (к сожалению, в этом отношении экономика современной России в еще большей степени, чем экономика Советского Союза, подходит под стандарт развивающихся государств) традиционно характеризуется безусловным преобладанием сырья и (в ряде случаев) продовольственных товаров. Спрос на продовольствие и на сырье на мировом рынке отличается относительно низкой эластичностью по доходу. В этих условиях свобoдная
торговля не может выступать в качестве эффективного стимула развития таких стран. Вместо этого она приводит к закреплению однобокой экспортной ориентации развивающихся стран, препятствуя развитию в них отраслей обрабатывающей промышленности, производящих продукцию, спрос на которую характеризуется большей, чем на сырье, эластичностью по доходу. Проведение протекционистской политики в этих условиях, напротив, может стимулировать развитие данной группы отраслей народного хозяйства страны.
3.2.6. Тарифы и узконациональные интересы государств.
В пользу протекционизма могут быть приведены и аргументы, основывающиеся на принципе так называемой «игры с нулевой суммой», когда та или другая страна может в результате проведения протекционистской политики получить выгоды для себя за счет ухудшения положения своих торговых партнеров. Важно при этом учитывать, что, поскольку суверенные государства как субъекты внешнеэкономических отношений имеют обыкновение заботиться о своих национальных интересах и обращать, мягко говоря, относительно мало внимания на интересы других стран, то на практике именно аргументы данного рода могут иметь решающее значение.
Важнейший из относящихся к этой группе аргументов заключается в возможности улучшения условий торговли на основе использования выгодного монопольного положения страны на мировом рынке. Рассмотрим условный пример страны, занимающей монопольное положение продавца на мировом рынке некоторой продукции. Предположим при этом, что в стране функционирует большое количество индивидуальных производителей, каждый из которых в отдельности не в состоянии повлиять на уровень цен и объем экспортных поставок. Обратимся к рис. 3.2, который представляет модель, иллюстрирующую последствия использования тарифа в этих условиях. Каждая из фирм-производителей, по сути являющаяся совершенным конкурентом, руководствуется в своей деятельности общим правилом максимизации прибыли. Следовательно, все вместе они будут стремиться обеспечить такой объем производства (Q1), который на рис. 3.2 соответствует точке А, в которой выполняется условие равенства цен (предельного дохода в условиях совершенной конкуренции) и предельных издержек: Р — МС. При этом равновесная цена будет устанавливаться на уровне Р1. Однако суммарная максимальная прибыль для всех производителей, в совокупности являющихся монополистом, будет соответствовать точке В (с равновесным объемом производства Q2 и равновесной ценой Р2), где выполняется равенство предельных издержек и предельного дохода, т. е. MR = МС.
Рис. 3.2. Тариф в условиях монополии
Чтобы обеспечить именно такой объем производства, необходимо ограничить экспорт, например, при помощи введения экспортной пошлины, равной в рассматриваемом случае величине (P2 — P3). При этом рыночная цена для потребителей будет устанавливаться на уровне P2, а производители будут фактически реализовывать свою продукцию по цене P3 Та же логика может быть использована и при рассмотрении условного примера страны, находящейся в режиме монопсонии. Проиллюстрируем это с помощью графической модели, представленной на рис. 3.3. При отсутствии государственного вмешательства равновесное состояние будет соответствовать точке пересечения кривых спроса и предложения, т. е. точке А. При этом равновесная цена установится на уровне Р1 а общий объем импорта в страну составит величину Q1.
Однако, как это следует из рассматриваемой графической модели, кривая предельных издержек импорта МС проходит выше соответствующей ей кривой предложения. Это объясняется тем, что в силу существующей монопсонии страны-импортера приобретение каждой дополнительной единицы импортной продукции ведет к повышению ее цены. Следовательно, рассматриваемая страна будет максимизировать свой выигрыш, приносимый ей внешней торговлей, в точке С — точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек МС, импортируя при этом товары в объеме Q2.
Рис. 3.3. Тариф в условиях монопсонии
Для того чтобы сократить объем потребления (импорта) до уровня Q2, правительство страны может ввести импортную пошлину, равную по величине разности (Р3 — Р2). Импортер, таким образом, будет реализовывать свой товар по цене Р2, потребители будут покупать его по цене Р3 величина (Р3 — Р2) с каждой единицы продукции будет поступать в доход государства.
3.2.7. Тариф и таможенные союзы.
До сих пор мы рассматривали «общие» торговые барьеры, когда обложению налогом или ограничению импорта подвергались все товары вне зависимости от страны, в которой они производились. Однако некоторые импортные барьеры могут носить дискриминационный характер, поскольку облагают налогом товары из одних стран в большей степени, чем из других. Такая ситуация имеет место, например, внутри любого таможенного союза. При организации таможенных союзов возникает необходимость ответа на следующий вопрос: если исходной является ситуация, при которой весь импорт
независимо от его происхождения облагается одинаковой ставкой тарифа, то каким будет выигрыш или потеря от снятия торговых барьеров только между некоторыми странами? Иными словами, что происходит при образовании таможенного союза? Оказывается, что создание таможенного союза может как улучшить, так и ухудшить
положение дискриминирующей страны и всего мирового хозяйства. Влияние упразднения торговых барьеров между партнерами представлено на рис. 3.4, который является графической моделью последствий присоединения Великобритании к Европейскому экономическому сообществу, представляющему собой таможенный союз стран Западной Европы.
Рис. 3.4. Последствия вступления страны в таможенный союз:
а — до образования таможенного союза; б — после образования таможенного союза.
В целях упрощения анализа предположим, что все кривые предложения абсолютно эластичны. При отсутствии тарифов самыми дешевыми для Великобритании оказались бы, естественно, японские автомобили по цене P1 = 3000 фунтов стерлингов. Следом за ними, по цене Р2 = 3400 фунтов стерлингов, расположились бы германские машины. В условиях свободной торговли Великобритания стала бы импортировать автомобили только из Японии. Точка С определяла бы в этом случае условия (параметры) равновесия объема спроса и объема предложения. Однако до присоединения Великобритании к таможенному союзу в рамках Европейского экономического сообщества (левая модель рис. 5.4) в ней действовали торговые ограничения в отношении импорта автомобилей. Предположим, что тариф был специфическим и единым для всех иностранных поставщиков — 1000 фунтов стерлингов, что повышало внутреннюю цену импортных японских автомобилей с 3000 до 4000 фунтов стерлингов. Никто при этом в Великобритании не стал бы покупать германские автомобили, поскольку они обошлись бы в 4400 фунтов стерлингов. Таким образом, отправным пунктом наших рассуждений становится точка А, в которой Великобритания получает в качестве тарифных сборов доход в размере, соответствующем площади прямоугольника P1P3AF. Излишек потребителей, оставшийся в их распоряжении, будет соответствовать площади треугольника P3GA.
Общий выигрыш Великобритании (в лице государства и собственно потребителей) будет соответствовать площади фигуры P1GAF. Теперь предположим, что Великобритания вступает в Европейское экономическое сообщество, упраздняя все тарифы на ввоз автомобилей из стран-партнеров, в то же время оставляя их на прежнем уровне в отношении импорта из третьих стран (правая модель рис. 5.4). Германские автомобили будут теперь стоить в Великобритании 3400 фунтов стерлингов, т. е. на 1000 фунтов стерлингов дешевле, чем до вступления Великобритании в таможенный союз. Таким образом, они станут самыми доступными по цене из всех импортных автомобилей. Британские потребители, видя, что цены на автомобили упали с 4000 до 3400 фунтов стерлингов, увеличат объем спроса (покупок) теперь уже германских автомобилей до уровня, соответствующего точке В, т. е. до М1. Потребительский выигрыш после вступления Великобритании в таможенный союз составит, таким образом, величину, эквивалентную площади треугольника P2GB. Однако британское правительство в этом случае никаких поступлений в госбюджет не получит. Если сопоставить обе рассмотренные модели, то легко убедиться в том, что после вступления Великобритании в таможенный союз доход ее увеличился (по сравнению с соответствующим доходом до вступления в союз) на величину ЕАВ (+) и уменьшился на величину Р1P3ЕF (-). Исследуя рассмотренные выше модели, можно определить условия, при которых общий выигрыш от таможенного союза превышает убытки. Выигрыш оказывается тем выше, чем:
· эластичнее кривая импортного спроса;
· больше разница между издержками отечественного производства и издержками страны-партнера (то есть между их кривыми предложения);
· меньше разница между издержками производства страны-партнера и издержками производства третьей страны.
Таким образом, наилучшие условия для увеличения объема торговли возникают при высокоэластичном спросе на импорт и наличии в одной из стран — партнеров по таможенному союзу издержек производства, приближающихся к мировому уровню. И наоборот, наименее эффективным будет присоединение к таможенному союзу в случае неэластичного спроса и высоких издержек производства во всех странах-партнерах.
3.2.8. Неэкономические доводы в пользу тарифа.
Следующая группа аргументов в пользу тарифного протекционизма связана со стремлением государства к достижению «неэкономических» целей (политических, культурных, социологических и др.). Здесь приходится иметь дело с вопросами, обычно остающимися за пределами традиционного экономического анализа.
Среди них чаще всего выделяют следующие три немеркантильные цели:
· национальный престиж;
· перераспределение доходов;
· национальную оборону (защиту).
Целые нации, как и отдельные личности, нуждаются порой в своего рода символике и осознании того, что некоторая продукция производится в данной стране. И если достижение этой цели невозможно без ограничений во внешней торговле, государство может установить на ввоз ее в страну из-за рубежа соответствующие таможенные пошлины. Следующей неэкономической целью торговой политики можно считать
перераспределение доходов внутри страны. В частности, необходимость тарифа может быть обоснована тем, что он обеспечивает большую степень защиты какой-либо обделенной группы населения пусть даже за счет уменьшения общего размера «пирога», подлежащего дележу. Сильнейшим доводом сторонников протекционизма является тезис о необходимости обеспечения достаточного уровня национальной безопасности страны в случае возникновения острых осложнений между государствами, от которых, как показывает всемирная история, никто не застрахован. Если игнорировать этот аргумент, то в мирное время в мировом хозяйстве может сформироваться такая структура международной специализации, в соответствии с которой некоторым странам будет экономически невыгодно производить стратегическую продукцию. К стратегической, в частности, относят продукцию, которая может быть использована (или имеет очень большое значение) в условию: военного времени. Если такие страны будут вовлечены в военный конфликт, тем более со странами, производящими стратегическую продукцию, их национальной безопасности может быть нанесен очень большой ущерб.
Кстати, даже А.Смит - первый идеолог свободной торговли - отказался от своих обычно беспощадных нападок на торговые барьеры и сам лично санкционировал запретительные законы в отношении кораблестроения и прочих стратегических производств. В этом случае, считал А.Смит, национальная оборона имеет большее значение, чем национальное богатство. Очень весомым аргументом в пользу сохранения протекционистской защиты производства, связанного с обороноспособностью, выступает необходимость поддержания определенного объема производства и сохранения квалификационных навыков, знаний и опыта для выпуска конкурентных товаров (которые в противном случае могут быть просто потеряны, а воссоздание их обошлось бы стране слишком дорого). Противостоять этому могут только разработка и реализация отраслевой стратегии развития, ориентированной на создание независимого от мировой экономики многопрофильного (диверсифицированного) национального хозяйства. Рассмотренный выше перечень как экономических, так и неэкономических аргументов, используемых для обоснования протекционистской политики, можно было бы продолжить. Сюда можно отнести, например, доводы в пользу сохранения стабильности национальной валюты, обеспечения баланса между объемами экспорта и импорта и т.д. При принятии конкретного решения о необходимости введения той или иной протекционистской меры всегда необходимо обосновать: представляет ли она наиболее эффективное средство для достижения данной цели, нет ли других альтернативных методов ее реализации, имея в виду, что общее благосостояние страны оказывается более высоким не за счет введения внешнеторговых ограничений, а в условиях свободной торговли. В то же время еще раз подчеркнем, что в реальной действительности идея свободной торговли поддерживается лишь в уставах международных организаций и в учебниках по международной экономике. Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения собственных национальных интересов, в том числе и за счет протекционистских мер. Практически любая страна мира применяет в настоящее время те или иные торговые ограничения. Публикуемый ежегодно Международным валютным фондом перечень таких ограничений занимает десятки страниц[3].
Раздел
IV
. Всемирная торговая организация и мировая экономика
Начало ХХI столетия несет в себе как новые тенденции, направления и формы развития современной мировой экономики, связанные, прежде всего, с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет качественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями общемирового, глобального масштаба. Существенную, во многом определяющую роль в процессе глобализации мировой экономики играет ВТО.
С учетом принятия в ноябре 2001 г. на конференции ВТО в Дохе (Катар) в состав этой организации КНР и Тайваня доля стран — участниц ВТО в мировой торговле товарами увеличивается почти до 95%.
Можно сказать, что на протяжении этих пяти десятилетий в значительной мере была преодолена тенденция к усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами, а частично и после второй мировой войны. Результатом явился динамичный рост международной торговли — с 1948 по 2000 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 млрд. долл. до 6 346 млрд. долл., то есть более чем в 18 раз. Его среднегодовой темп (около 7%) более чем в 1,5 раза опережал темп роста мирового производства (около 4%)[4].
Однако к началу ХХI столетия ВТО не удалось разрешить всех противоречий и проблем международной торговли. Напротив, появились новые проблемы, связанные, в частности, с глобализацией мировой экономики, которая помимо позитивных несет в себе и негативные черты. Свидетельством подобных негативных аспектов явился финансовый кризис 1997-1998 гг., потрясший ранее, казалось бы, наиболее благополучный регион развивающихся государств — новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем перекинувшийся на другие регионы мира.
Не случаен в связи с этим и тот факт, что именно ВТО оказывается одним из основных объектов критики со стороны антиглобалистов.
Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в настоящее время существует целое направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих против либерализации международной торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению «глобального мирового дохода» в пользу стран «золотого миллиарда», открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира.
Несмотря на определенную маргинальность подобной позиции, она вместе с тем не лишена оснований и опирается на вполне реальные процессы, протекающие в рамках глобализирующейся мировой экономики. Действительно, в своей реальности современная мировая экономика не оставляет иллюзий по поводу свободной конкуренции, равных экономических условий для всех субъектов мирового хозяйства. Одним из наиболее крупномасштабных противоречий современного мира фактически становится противоречие между группой ведущих индустриально развитых стран, которые стремятся формировать «новый мировой порядок», и всеми остальными странами, которые «не вписываются» в ядро мировой экономики и составляют ее периферию.
Пример Китая, вступившего в ВТО в конце 2001 г., свидетельствует об имеющихся в данной области проблемах. Китай был принят в ВТО с 2001 года существенными оговорками. В частности, КНР должна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, а значит, не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в т.н. Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНР при его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности[5].
Для многих еще ВТО является неизвестной величиной. Это не удивительно, ведь в отличие от таких организаций, как Международный валютный фонд, деятельность ВТО не наглядна: ВТО не предоставляет многомиллиардных кредитов, не участвует в формировании текущей экономической политики государств. Но ее роль в мировой экономике велика, и с этим согласны как противники, так и сторонники ВТО. В нее сейчас входят почти 150 стран, на долю которых приходится 95% оборота мировой торговли. И именно через ВТО они устанавливают правила игры на мировом рынке.
Нынешний политический курс на вступление России в ВТО разделил активную часть отечественной бизнес-элиты на противников и сторонников этого шага. Первые утверждают, что Россия совершенно не готова к открытию своего рынка для экспансии западных конкурентов. Производительность труда в России — 12% от уровня США, 18% — от уровня Германии, 23% — от уровня Великобритании. Производительность же труда лежит в основе конкурентоспособности. То есть то, что, к примеру, в США производят за час, мы делаем за семь часов. Ясно, говорят противники вступления в ВТО, что открытие российского рынка приведет к массовому банкротству отечественных предприятий и толпы безработных просто сметут правительство, которое это допустило. Им возражают: экономика современной России может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Снижение российских тарифов, переход на международные правовые нормы, отмена многочисленных торговых ограничений и участие России в механизме разрешения споров приведут к улучшению имиджа страны на мировой арене, снижению уровня бюрократизации, росту иностранных инвестиций, повышению вследствие конкуренции качества российских товаров и в перспективе к росту экспорта наукоемких товаров и услуг. Но как бы ни шла эта дискуссия, политическое решение уже принято — Россия стремится в ВТО[6].
Эта полемика, развернувшаяся сейчас в России, довольно четко представляет как положительную, так и отрицательную роль ВТО на мировой арене.
Тем не менее, вопрос о вступление в ВТО решается отдельно для каждого государства, которое, в случае положительного решения о приятии его во ВТО, становится еще одним звеном мировой торговли.
ВТО, как и все другие организации, имеет свои недостатки. Но главные возражения не могут быть адресованы самой ВТО. Задача ВТО состоит в том, чтобы установить основные правила международной торговли, она не предназначена для достижения других социальных целей. Поэтому проблема на самом деле заключается не в ВТО, а в отсутствии таких же влиятельных и эффективных организаций, всецело предназначенных для достижения этих самых социальных целей. На самом деле, самая главная проблема нынешнего мирового порядка заключается в том, что производство товаров личного потребления возобладало над социальным развитием, то есть перед обеспечением общественных благ.
4.1. Преимущества торговой системы ВТО.
Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.
продолжение
--PAGE_BREAK--4.1.1.Выгоды ВТО для потребителей. Понижение стоимости жизни
Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Благодаря существованию организации (60 лет) торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.
В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.
Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов[7].
Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершилась в 2005 году, включала в себя устранение ограничений на объем импорта.
Более широкий выбор товаров и услуг.
Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.
Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.
Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
4.1.2.Выгоды ВТО для экономики страны в целом
4.1.2.1. Экономические выгоды:
Повышение доходов
Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.
Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.
Повышение занятости.
Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.
Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт[8].
Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.
Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности
Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Не дискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.
В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
4.1.2.2. Политические выгоды:
Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.
Защита от лоббирования
У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.
Борьба с коррупцией.
Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами — т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.
продолжение
--PAGE_BREAK--