--PAGE_BREAK--К основным потребителям электроэнергии относятся: промышленность (включая агропроизводство) 35%, сельское хозяйство 22%, население 21%, социальная сфера 15%, прочие потребители 7%.
Главными производителями электроэнергии в республике являются тепловые электростанции. Все, за исключением Камыш-Бурунской, использующей уголь, работают на газе, в режиме производства электроэнергии и тепла, т. е. являются теплоэлектроцентралями (ТЭЦ). Например суммарная мощность всех электростанций Крыма составляет 374,5 МВт. Мощность Симферопольской ТЭЦ составляет 278 МВт, Севастопольской 54,5 МВт, Камыш-Бурунской — 30 МВт и Сакской — 12 МВт. На каждого жителя республики приходится около 3 тыс. кВт.час электроэнергии в год. Для сравнения: в бывшем СССР в среднем 6 тыс., в США 11 тыс., в Норвегии 15 тыс. кВт час в год на человека. Добиться прироста производства электроэнергии на действующих ТЭЦ в объеме, обеспечивающем полное снятие дефицита, невозможно. Периодическое увеличение затрат на приобретение ТЭР при переходе к рыночным отношениям ставит в очень тяжелое экономическое положение как отдельные энергоемкие промышленные предприятия, так и основные отрасли экономики Украины в целом. В то же время, эффективность использования ТЭР на промышленных предприятиях Украины очень низка. При общем спаде производства, энергетические затраты на единицу национального валового продукта увеличились на 25-40 %, что в 2-3 раза выше показателей, в экономически развитых странах Западной Европы. При этом стоимость энергоресурсов на многих промышленных отечественных предприятиях уже достигает 50-70% от стоимости всех затрат, заложенных в себестоимость выпускаемой продукции. Это приводит к ее неконкурентноспособности и снижению реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
1.2. Производство теплоэлектроэнергии.
Динамика производства электроэнергии в Украине отражена в табл. 4. Из неё видно, что производство электроэнергии увеличилась на 3,7%. Цифра не велика, но в сравнении с масштабным спадом производства в отраслях промышленности она говорит об относительном благополучии энергетики.
Если произвести структуризацию объема производимой энергии по типу генерирующего источника, то ситуация будет следующей. Производство электроэнергии тепловыми станциями постоянно возрастает и по итогам 2006 года составила 42,4%. Доля ГЭС осталась неизменной. А АЭС возросла незначительно.
Таблица 2. Производство электроэнергии в Украине
Наименование
12 месяцев 2006 г.
12 месяцев 2005 г.
Изменения +/-
Млн.квт. час
% производства
Млн.квт. час
% производства
Млн.квт. час
%
Произведено всего энергии
192129,7
100,0
185186,9
100,0
6942,8
3,7
1. Электростанциями:
184573,8
96,1
176599,8
95,4
7974,0
4,5
ТЭС
81488,6
42,4
75514,9
40,8
5973,7
7,9
ГЭС
12854,4
6,7
12320,6
6,7
533,8
4,3
АЭС
90225,1
47,0
88756,1
47,9
1469,0
1,7
2. Блок станциями и коммуникациями ТЭЦ
7555,9
3,9
8587,1
4,6
-1031,2
-12,0
Как сообщил ранее Госкомстат, украинские тепловые электростанции в январе-мае 2007 года сократили производство электроэнергии до 37,0 миллиарда киловатт-часов, что на 3,1% меньше объема производства за аналогичный период 2006 года.
Таблица 3. Выработка тепловой энергии
Наименование
Всего тыс.Гкал
+/- тыс гКал
%
За декабрь 2006 г.
3563,8
-781,2
-18,0
За 12 месяцев 2006 г.
28998,2
-572,9
-1,94
Из таблицы 3 видно, что происходит падение спроса на тепловую энергию.
Одна из причин неуклонного падения — снижение потребностей в электроэнергии всех секторов экономики за исключением социально-бытового ввиду продолжающегося экономического кризиса (табл. 4).
Но увеличение потребления энергии населением нельзя объяснить только повышением мощности, используемой в быту (установка электрических обогревателей ввиду плохого теплоснабжения жилья). Большая часть прироста обусловлена улучшением контроля за потреблением электроэнергии, поскольку значительная часть энергии разворовывается населением, особенно в сельской местности.
Таблица 4. Потребление электрической энергии
Потребители
2003
2004
2004 к 2003, %
2005
2005 к 2004, %
2006
2006 к 2005, %
Промышленность, строительство, транспорт
122,4
100,9
-17,6
92,7
-8,1
84,8
-8,5
Сельское хозяйство
18,4
16,7
-9,2
13,6
-18,6
11,9
-12,5
Коммунально-бытовое хозяйство
20,2
19,1
-5,4
18
-5,8
17,7
-1,7
Население
26,9
16,4
-39,0
17,8
+8,5
25,4
+42,7
Всего (нетто)
187,9
163,5
-13,0
151,3
-7,5
139,8
-7,6
Сырьевая база
Кроме того потенциал отрасли остается нереализованным по причине плохого обеспечения электростанций топливом. Украина импортозависима от поставок первичных энергоносителей.
Потребности народно-хозяйственного комплекса за счет собственных ресурсов нефти и газа удовлетворяются на 10-20%, угля — до 80%. В 2006 г. на оплату первичных энергоносителей было затрачено $15.98 млрд. Для стабильного функционирования электроэнергетики требуется около 35% всех топливных расходов страны. Потребление топлива в натуральном выражении приведено в табл. 6.
Таблица 5. Структура энергетических ресурсов, используемых в производстве электроэнергии и тепла тепловыми электростанциями Украины
2006 г.
2005 г.
Всего
За сутки
Всего
За сутки
Поступило угля на ТЭС
3179,3
102,6
2481,8
80,1
От предприятий угольной промышленности
3179,3
102,6
2481,8
80,1
Затраты
3464,8
111,8
3194,2
103
2006 г.
2005 г.
Обеспечение топливным мазутом, тыс.т
Поставлено
Израсходовано
Поставлено
Израсходовано
15,3
6,8
12,4
8,3
2006 г.
2005 г.
Получено газа, млн.куб.м
Всего
За сутки
Всего
За сутки
793,8
25,6
896,1
28,9
В т.ч. ГК
210,7
6,8
243,7
7,9
Таблица 6. Динамика поступлений за год
наименование
12 месяцев 2006 г.
12 месяцев 2005 г
+/- к факт
Поступило угля на ТЭС
33193,6
28055,2
5138,4
израсходовано
33422,0
27458,3
5963,7
Остаток на 01.01.2007 г.
2268,6
2497
-228,4
12 месяцев 2006 г.
12 месяцев 2005 г
Топочный мазут, тыс. т
Поступило
израсходовано
запасы
137,6
123,7
168,4
12 месяцев 2006 г.
12 месяцев 2005 г
+/- к факт.
Получено газа
6660,8
8758,2
-2097,4
В т. ч. ГК
1756,6
3090,1
-1333,5
Из таблицы 6 видно, что поступление угля и топочного мазута на тепловые станции возросло. А вот поступление газа — уменьшилось. Это связано, прежде всего, с тем, что цена на газ возрастает.
На тепловые электростанции Украины с начала года отгружено 14,4 млн тонн угля. Это на 9,0%, или на 1,43 млн тонн меньше, чем в январе-октябре 2006 года. В октябре 2007 года угледобывающие предприятия Минуглепрома отгрузили на ТЭС НАК «Энергетическая компания Украины» около 1,52 млн тонн энергетического угля, что на 7,88%, или на 0,13 млн тонн меньше, чем в октябре прошлого года. Средняя калорийность этого угля составляла 5 459 ккал/кг при базовом показателе, предусмотренном «Прогнозным балансом электрической энергии, топлива и расходов генерирующих компаний (ТЭС)» 4 998 ккал/кг. Это дало возможность генерирующим компаниям обеспечить текущий баланс электроэнергии при уменьшении расходов на перевозку угля.
1.4. Тепловые электростанции
Потенциал теплоэнергетики Украины составляют 44 электростанции из которых 14 крупных. В таблице 7 приведено количество блоков различных типов, установленных на этих станциях.
Таблица 7.
Количество больших энергетических блоков, установленных на ТЭС Украины
Мощность блока, МВт
Количество блоков
720-800
8
282-300
42
250 (с теплофикационной турбиной)
5
175-210
43
150
6
Всего
104
С началом развития атомной энергетики инвестиции в теплоэнергетику уменьшились практически до нуля. Последняя ТЭС была введена в эксплуатацию в 1969 г. и с тех пор существенных государственных капиталовложений в теплоэнергетику не осуществлялось. Все последние крупные проекты реконструкции теплоэлектростанций осуществлялись при финансовой поддержке международных организаций. К 2000 г., когда была выведена из эксплуатации Чернобыльская АЭС, нужно было изыскать средства для замещения выбывающих мощностей. Замещение было осуществлено путем реконструкции существующих и строительства новых ТЭС.
1.5.Тепловые сети
В Украине развито централизованное теплоснабжение ряда крупных городов. На балансе энергетических систем Минэнерго 2.8 тыс. км тепловых сетей. Это, в основном, сети, соединяющие теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали с городскими теплосетями. Городские тепловые сети принадлежат местным органам управления.
Вероятно, дальнейшее развитие централизованного теплоснабжения будет прекращено в силу больших потерь тепла при транспортировке. В условиях практически полной зависимости энергетики от импортного газа рациональным является переход к небольшим местным котельным, несмотря на их отрицательное влияние, на экологическую ситуацию в городах.
Выводы по 1 разделу
Энергосистема и ключевые отрасли экономики Украины зависят от импорта дорожающего российского и среднеазиатского газа и других энергоносителей. Власти хотят сократить потребление зарубежного топлива в пользу более эффективного использования добываемого на территории страны угля.
Украина планирует масштабную реконструкцию электростанций, построенных еще во времена Советского Союза, ввод в эксплуатацию новых мощностей с внедрением новых технологий.
На первом этапе в 2007-2010 годах – энергетики планируют плановые капитальные ремонты оборудования станций; в 2011-2016 годах проводить поузловую реконструкцию с целью продления сроков эксплуатации энергоблоков, повышения мощности блоков на 10-15 мегаватт.
На третьем этапе, в 2017-2030 годах, планируется строительство новых энергоблоков и вывод из эксплуатации старых.
Правительство создало Энергетическую компанию в 2004 году с целью объединения в этой структуре всех находящихся в госсобственности энергоактивов страны.
Государство владеет пакетами акций в 21 областной энергораспределяющей компании, а также в его руках находятся контрольные пакеты акций в пяти энергогенерирующих компаниях, ряд тепловых электростанций и другие активы (всего более сорока компаний).
Основу тепловой энергетики Украины составляют 11 электростанций с 79 энергоблоками мощностью от 150 до 800 мегаватт, работающими на органическом топливе. Большая часть этих блоков была введена в эксплуатацию в 1960-70 годах, и все они требуют модернизации и постепенной замены. Общая мощность энергоблоков ТЭС составляет 23.090 мегаватт, что составляет 44,4% от всех установленных мощностей на украинских электростанциях.
Благодаря принятым правительством и коллегией Минуглепрома мерам, в угольной отрасли наметились положительные тенденции. В частности, благодаря этим мерам до конца 2007 года будут отгружены на тепловые электростанции Украины запланированные в прогнозном балансе 19,5 млн тонн энергетического угля (за 10 месяцев 2007 года отгружено 14,5 млн тонн энергетического угля). Сегодня отставание от плановых показателей составляет 1,5%.
По словам Министра, запасы угля в Украине оцениваются в пределах 117 млрд тонн, из которых энергетический составляет 70 млрд тонн. Сегодня ежесуточно в Украине в среднем добывается 121,6 тыс. тонн угля, для сравнения — в октябре его добывали 114 тонн, в сентябре — на 7,2 тыс. тонн на сутки меньше, чем в октябре.
С. Тулуб сообщил, что стоимость товарной угольной продукции в октябре 2007 г. составила 758,8 млн грн, что на 135,2 млн грн больше этого показателя за сентябрь. В этом году будет добыто угля на 15% больше, чем в прошлом году. Среди факторов, влияющих на рост показателей, — с начала 2007 года проведено 227 км вскрышных и подготовительных горных выработок, что на 14,6 км больше, чем за соответствующий период прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года 78 шахт (почти 60%) увеличили объемы проведения горных выработок. Активизация этих работ и улучшение финансирования обеспечили введение с начала года в работу 112 новых лав, что на 23 очистительных забоя больше, чем в 2006 году. С 14-ти до 6-ти сократилось количество шахт, не имевших ни одной лавы. До конца года предусматривается ввести 32 новые лавы. Благодаря чему будут созданы новые рабочие места.
2. Алгоритм реструктуризационных изменений рынка тепловой энергии Украины.
2.1. Разные формы собственности генерирующих мощностей.
Стоит обратить внимание на те значительные структурные изменения, связанные с формированием конкурентных энергорынков, которые имели место в странах Центрально-Восточной и Южной Европы, получивших полноправное или ассоциированное членство в Евросоюзе в 2004 и 2007 гг. Реформы в энергетическом секторе постсоциалистических стран осуществлялись в контексте реализации мероприятий по обеспечению его функционирования в соответствии с общеевропейскими требованиями в этой сфере, в частности, изложенными в Директивах ЕС по внутреннему рынку электроэнергии (96/92/ЕС), а также новых Директивах ЕС по электроэнергии (54/2003/ЕС) и газу (54/2003/ЕС). Эти и другие нормативно-регуляторные акты предусматривают для стран — членов ЕС поэтапный переход от монополизированных национальных рынков электроэнергии и газа к либерализирован-ным и полностью открытым (с июля 2007 г.), что позволит говорить о единых энергетических рынках ЕС, соответственно, электроэнергии и газа.
Опыт реструктуризационных реформ электроэнергетического сектора стран ЦВЕ (в основном они реализованы на протяжении 90-х годов XX в.) доказывает, что большинство из них шли по пути дезинтеграции электроэнергетических холдингов и приватизации (поэтапной и достаточно продолжительной) генерирующих и дистрибуционных компаний. В частности, во время присоединения к ЕС в Чехиибыли частично приватизированы 8 энергоснабжающих компаний и главная генерирующая компания «CEZ» (доля государственной собственности в ее активах сократилась до 68%). В Венгриина тот период ведущая генерирующая компания «MVM» на 99% находилась под государственным контролем (сегодня в ее собственности — атомные электростанции), а в частную собственность (преимущественно немецким и французским компаниям) перешли 6 региональных энергоснабжающих компаний, а также 6 из 8 наиболее крупных ТЭС [5].
В Польшев ходе евроинтеграционных реформ по либерализации энергетических рынков в частную собственность было передано 4 из 10 государственных энергогенерирующих компаний (ныне приватизируются еще 4); 9 из 21 государственного объекта когенерации (еще 6 находятся в процессе разгосударствления); 2 из 11 укрупненных дистрибуционных энергетических компаний [6].
Масштабная приватизация сегодня развернута в электроэнергетике Румынии. В этом году правительство планирует передать негосударственным инвесторам те из 8 региональных энергоснабжающих компаний, которые до сих пор не приватизированы (4 из них были куплены энергетическими концернами Италии, Германии и Чехии в 2004-2005 гг.) [7].
продолжение
--PAGE_BREAK--Мировой опыт убедительно доказывает, что разделение энергетических монополий по видам деятельности и их взвешенное, поэтапное разгосударствление (исключительно в сферах, где они целесообразны) — это предпосылка создания энергорынков, ориентированных на конкуренцию. Сфера тепловой генерации — не исключение, во многих экономически развитых странах она эффективно функционирует благодаря масштабному привлечению частного капитала (наиболее экономически мотивированного, инвестиционно способного и ориентированного на укрепление собственных рыночных позиций).
Так, в Великобритании после масштабной либерализации рынка генерирующих мощностей в 90-х годах XX в. абсолютно все теплогенерирующие компании находятся в частной собственности. Поскольку рыночная доля каждой из них не превышает 7-10% (национальная Служба по регулированию электроэнергетики целенаправленно противодействует процессам монополистической концентрации на этом рынке), то это ограждает данный сегмент энергорынка даже от проявлений олигополизации (достаточно характерной модели для многих других стран), не говоря уже о монополизации. Более того, эта страна успешно приватизировала важные объекты атомной генерации, которая во всем мире объективно считается сферой исключительно государственной собственности. В октябре 2006 г. британское правительство объявило о своем окончательном решении в отношении приватизации в последующие годы остальной части активов в сфере ядерной энергетики, прежде всего компании «British Nuclear Group» (покупателям будут предлагаться многолетние контракты на управление ядерными объектами и выполнение работ на них, в частности по дезактивации и др.), вследствие чего государственной останется только научно-исследовательская компания по ядерным исследованиям.
Давние традиции пребывания энергогенерации в частной собственности имеют США — частные компании, специализирующиеся на генерации электроэнергии (независимые производители), там активно начали создаваться еще в конце 70-х годов XX в. Этот процесс дал значительный воспроизводственный эффект для американской экономики, поскольку с помощью таких структур вводились в эксплуатацию новые энергогенериру-ющие мощности, и уже до конца 90-х годов доля частных производителей электроэнергии в общей установленной мощности генерации возросла до
30%. Сегодня в США 34% суммарной выработки электроэнергии приходится на некоммунальные (исключительно частные) энергокомпании; а среди тех, которые находятся в коммунальной собственности (это частные, кооперативные, муниципальные, государственные субъекты электроэнергетики с большим спектром услуг), частные компании владеют 75% установленной мощности энергогенерации.
Значительная часть энергогенерирующих активов, в первую очередь ТЭС, принадлежит негосударственным собственникам и во многих других индустриальных, а также в странах с переходной экономикой, которые имеют или активно формируют энергорынки, ориентированные на конкуренцию. Сегодня можно аргументированно утверждать, что по этому пути будет идти и Украина, поскольку существует ряд основательных, вполне объективных причин, обусловливающих необходимость поэтапной приватизации отечественной тепловой энергетики на основе дифференцированного подхода.
2.2. Проблемы тепловой энергетики Украины
В электроэнергетическом секторе Украины за трансформационный период проведен ряд важных рыночных реформ, и хотя не все они обеспечили ожидаемый эффект и не все имели необходимое продолжение, в конечном итоге был получен такой системно значимый результат, как хозяйственное и юридическое отделение разных видов деятельности (генерация, распределение, передача электроэнергии и снабжение ею) из 8 государственных энергетических компаний с традиционным для плановой экономики вертикально интегрированным строением. По логике реформативных преобразований механизмы рыночной конкуренции должны были быть импле-ментированы в таких сегментах украинской электроэнергетики, как производство и дистрибуция электроэнергии. В то же время государственная монополия объективно должна быть сохранена в сфере диспетчеризации и управления магистральными электросетями ОЭС Украины. Одним из инстру-ментов создания конкурентных рынков в указанных сегментах отечественной электроэнергетики стала приватизация — вначале в планах разгосударствления этого сектора предполагалось передать в частную собственность 27 дистрибуционных и 4 генерирующие теплоэнергетические компании Украины.
Однако частичный переход к конкуренции разных форм собственности на электроэнергетические активы произошел только в сфере снабжения электроэнергией: в 1998 и 2001 гг. частный капитал появился в уставных фондах 13 из 27 областных энергоснабжаюших компаний страны (уставный фонд 7 облэнерго был сформирован за счет источников частной собственности на 75%, а 6 — на 100%). В сфере производства электроэнергии в Украине структурные преобразования, связанные с реформированием собственности на генерирующие активы, до сих пор практически не реализованы (выкуп частной структурой Луганской, Кураховской и Зуевской ТЭС на аукционе по продаже имущества за долги компании ОАО «Донбассэнерго» ни по содержанию, ни по форме нельзя считать приватизацией). Хотя мировой опыт убедительно доказывает, что разделение энергетических монополий по видам деятельности и их взвешенное, поэтапное разгосударствление (исключительно в сферах, где они целесообразны) — это предпосылка создания энергорынков, ориентированных на конкуренцию. Сфера тепловой генерации — не исключение, во многих экономически развитых странах она эффективно функционирует благодаря масштабному привлечению частного капитала (наиболее экономически мотивированного, инвестиционно способного и ориентированного на укрепление собственных рыночных позиций).
Во-первых, насущная потребность в технико-технологической реконструкции, обновлении и ремонте производственных мощностей и инфраструктурыукраинской теплоэнергетики.Половина из 14 украинских ТЭС были спроектированы свыше полстолетия тому назад и введены в эксплуатацию еще в 60-е годы XX в., а еще 6 ТЭС — в 70-е годы. Устаревшие низкоэффективные технологии, несколько десятилетий эксплуатации, продолжительная работа теплоэнергетического оборудования в маневровых режимах и на топливе, которые не отвечают проектным параметрам, хроническое невыполнение ремонтов в необходимых объемах — все это вплотную приблизило основные производственные фонды отечественной тепловой генерации к критической грани физического и морального износа. По официальным данным Министерства топлива и энергетики Украины, сегодня расчетный ресурс работы (100 тыс. час.) отработали 92% энергоблоков отечественных ТЭС, а границы предельного ресурса (170 тыс. час.) и физического износа (200 тыс. час.) превысили 64% их общего количества. В силу того, что ныне активное участие в энергогенерации принимают лишь 22-28% установленных мощностей украинских ТЭС, определенную их часть (в первую очередь — изношенную) следует законсервировать и подготовить к демонтажу. Очевидно, что и реабилитация мощностей теплоэлектростанций Украины, и потенциальная консервация и демонтаж их определенной части требуют значительных капитальных вложений, по объему не сопоставимых с величиной бюджетного финансирования отрасли, а это актуализирует вопрос привлечения частного капитала для ее развития.
Во-вторых, потенциальная потребность в расширении парка генерирующих мощностей электроэнергетики Украины.Растущий в контексте достаточноинтенсивного экономического развития нашего государства спрос на электрическую и тепловую энергию будет требовать адекватного наращивания производственных мощностей отечественной энергогенерации. В Энергетической стратегии Украины предусматривается введение до 2030 г. 12 млн. кВт новых мощностей ТЭС (а это, в свою очередь, будет требовать возведения новых объектов энергетической инфраструктуры), что также определяет необходимость получения масштабных инвестиционных ресурсов.
В третьих, объективная потребность в совершенствовании организационного, производственного, финансового, энергетического менеджмента энер-гогенерирующих компаний Украины, вытекающая из низкой технолого-эко-номической эффективности работы отечественных теплоэлектростанций по сравнению с аналогичными показателями стран ЕС. Агрегированная оценка эффективности функционирования ТЭС Украины и отдельных стран Евросоюза по таким критериям, как степень загрузки мощностей, коэффициент их полезного действия (КПД), энергоемкость и экологичность производства, демонстрирует абсолютную неконкурентоспособность отечественной тепловой генерации (см. таблицу 8).
Таблица 8. Индикаторы эффективности развития тепловой энергетики стран ЕС и Украины
Страны
Коэффициент использования установленной мощности (%) (2005 г.)
КПД угольных блоков ТЭС (%)
КПД газовых блоков ТЭС (%)
Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии выработанной ТЭС (г у. т/кВт.ч)(2004 г.)
Удельная экологичность произвдства ТЭС (кг СО2/МВт.ч)(2005 г.)
Австрия
37
39
47
214
140
Германия
53
37
45
246
430
Франция
56
х
53
247
80
Польша
54
33(средний)
252
580
Венгрия
47
32
38
267
370
Чехия
64
31(средний)
282
430
Украина
28
30*
33*
379 (2005 г.)
716 (2003 г.)**
* По данным теплотехнических испытаний ОРГРЭС.
*• Рассчитано на основе оценки Всемирного банка в отношении карбоновых выбросов когенерации в Украине (Источник: European Energy and Transport. Trends to 2030 — update 2005. European Commission, Directorate-General for Energy and Transport. European Communities, 2006, 146 pp.; Energy Policies of IEA Countries — Hungary, 2006 Review, International Energy Agency, 2007,156 pp.), на основе: Energy: Yearly Statistics. Data 2004. European Communities, Eurostat, 2006,436pp., атакже поданным Минтопливэнерго Украины.
По всем указанным критериям предприятия тепловой энергетики Украины имеют худшие показатели, чем ТЭС развитых и переходных стран Европы, а по такому определяющему критерию, как величина удельных расходов топлива на отпуск произведенной электроэнергии, отставание в среднем составляет 1,5 раза.
В-четвертых, очевидная необходимость внедрения качественно новых для отечественных ТЭС производственных технологий (энерго- и экологосберега-ющих)обусловлена низкой конкурентоспособностью и значительным эко-деструктивным влиянием деятельности тепловой генерации Украины на текущем этапе. Достойным наследования представляется опыт Евросоюза, который, стремясь укрепить собственную конкурентную позицию на меж-дународной экономической арене путем сокращения энергоемкости производства, активно разрабатывает Европейский План по стратегическим энер-ютехнологиям (European Strategic Energy Technology Plan (SET-Plan)) [9].При подготовке данного Плана предлагается ориентироваться на наиболее пер-спективные для теплоэнергетики «низкокарбоновые» технологии, связанные с эксплуатацией газовых турбин комбинированного цикла; парогазовых турбин комбинированного цикла на основе использования очищенного угля с улавливателями и накопителями СО2; улучшенного оборудования на основе ископаемого топлива (паровая установка комбинированного цикла интегрированной газификации) с улавливателями и накопителями углеродных выбросов.
Этих ориентиров должна придерживаться и Украина, разрабатывая государственную политику по технологическому развитию собственной тепловой энергетики. Частичная техническая реконструкция морально устаревших и физически изношенных пылеугольных и газомазутных блоков украинских ТЭС (а лишь на это финансово способно государстве) ни при каких условиях не приблизит их развитие к параметрам (энергетическим, экономическим, экологическим) конкурентоспособности европейской теплоэнергетики. Для этого необходима существенная технологическая модернизация отечественной тепловой генерации, которую в пределах инвестиционных обязательств и в контексте государственной энергетической политики постепенно могли бы реализовать частные стратегические инвесторы.
2.3. Приватизация и приток инвестиций в тепловую энергетику Украины.
На основании вышеизложенного следует отметить, что для приватизации украинской теплоэнергетики существуют два весомых основания:
— потребность в более эффективном менеджментеотечественных объектов тепловой генерации для повышения конкурентоспособности и приближения параметров работы украинских ТЭС, по крайней мере, к среднеевропейскому уровню. Как показывает мировая экономическая практика, преимущественно именно частный собственник (и в энергетической сфере) обеспечивает реализацию наиболее эффективных организационно-управленческих моделей хозяйствования;
— потребность в масштабных капиталовложениях в целях модернизации, технической реконструкции, введения новых мощностей, внедрения новых энерго- и экологоэффективных технологий в сфере тепловой энергетики. Так, согласно ориентирам Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года, в развитие отечественной тепловой генерации на 2006—2010 гг. необходимо инвестировать 16,7 млрд. грн. [10], а, по мнению международных экспертов, лишь замена и обновление мощностей украинских ТЭСв ближайшие годы потребуют около 2,5 млрд. дол. (свыше 100 млн. дол. на 1 энергоблок).
Особенно важна реализация масштабного привлечения инвестиций в модернизацию и развитие производственных мощностей украинской тепловой генерации. В макроэкономической плоскости привлечение надежного источника таких инвестиций будет способствовать укреплению конкурентной позиции Украины на мировых рынках, ведь инвестиции в традиционную и высокотехнологическую инфраструктуру являются третьим в перечне десяти «Золотых правил конкурентоспособности», рекомендованных странам швейцарским Институтом развития менеджмента (IMD) — ведущей международной институцией по исследованию проблем национальной конкурентоспособности [11].
Привлечение негосударственного источника капиталовложений в отечественную тепловую генерацию имеет непосредственное значение также
и в разрезе отраслевого ценообразования. Ведь, в соответствии с Правилами ОРЭ Украины, в оптовую цену электроэнергии, кроме стоимости ее закупки у всех производителей — участников рынка и других составляющих, включается так называемая целевая надбавка, которая идет на финансирование инвестиционных проектов в энергетике (в том числе по модернизации и реконструкции), а также развитие альтернативных источников энергии и т. д. В частности, в 2005 г. в структуре оптовой цены на электроэнергию в Украине (электроэнергия закуплена у генерирующих компаний ТЭС) ее стоимость составила 42%, а целевая надбавка — почти 9% [12]. Фактически за счет этой инвестиционной составляющей искусственно завышается оптовая рыночная цена на электроэнергию — таким образом, государство частично покрывает нехватку капитальных денежных средств для развития отечественной электроэнергетики в целом и повышает прибыльность работы теплоэлектростанций в частности (по отчетным данным Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Украины, в 2005 г. рентабельность генерирующих компаний ТЭС с учетом целевой надбавки составила 11,9%, тогда как без нее — лишь 7,1%). Еще один осложняющий момент связан с отсутствием результативных и всесторонне обоснованных методик для определения уровня и эффективности применения «инвестиционной» надбавки к цене электроэнергии, что является источником, инициирующим постоянные и достаточно значительные риски нецелевого использования такой составляющей. И поэтому в данном контексте важен такой вывод: в будущем приватизированные объекты генерации не будут нуждаться в целевой надбавке, что, при прочих равных условиях, позволит отказаться от вынужденного завышения цены на электроэнергию на ОРЭ.
Кроме того, приток частного капитала в теплоэнергетику позволит в определенной степени облегчить нагрузку на государственный бюджет (за счет прекращения или же существенного уменьшения субсидирования этой отрасли). На сегодняшний день государство вынуждено субсидировать энер-гогенерирующие компании, поскольку самостоятельно они финансово неспособны обеспечивать необходимые капиталовложения, потребность в которых динамически возрастает под действием уже указанных факторов. В последние годы правительство субсидирует энергетические предприятия, выделяя из бюджета денежные средства для частичной компенсации процентной ставки по привлеченным кредитам на финансирование главным образом капитальных инвестиций. Так, финансирование по статье «Удешевление кредитов на строительство энергоблоков атомных, гидроаккумули-рующих и других электростанций; магистральных, горных и сельских линий электропередачи, а также на создание запасов твердого топлива для теплоэлектростанций» из государственного бюджета Украины в 2005 г. составило 506 млн. грн., в 2006 г. — 652 млн., а на 2007 г. должно составить, соответственно, 352 млн. грн. Понятно, что дальнейшее пребывание тепловой генерации в государственной собственности будет означать сохранение практики ее бюджетного субсидирования.
продолжение
--PAGE_BREAK--