Реферат по предмету "Право"


Конституционный Суд и организация конституционного контроля в Российской Федерации

Российский Государственный Торгово - Экономический Университет Кафедра конституционного права Курсовая работа по конституционному праву России по теме Конституционный суд и организация конституционного контроля в Российской Федерации Выполнила Студентка 23-й группы ЮФ Германова Е.А. Проверил Научный руководитель Ведерников

Николай Трофимович 2005 Содержание стр. Введение 1. Основная структура Конституционного Суда РФ и особенности работы его судей. 2. Конституционный Суд как механизм прямого практического применения Конституции и ее совершенствования 3. Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля 4.

Проблемные вопросы деятельности Конституционного Суда. Заключение Введение К концу 80-х годов в СССР в целом и в РСФСР в частности произошло кардинальное изменение практически всех социально-политических условий. Демократизация политического режима значительно расширила круг социальных возможностей, предоставляемых личности обществом. Следствием этого явилось существенное усиление роли прав и свобод человека и гражданина

в правовой системе Российской Федерации, провозглашение их на конституционном уровне как высшей ценности, расширение системы их гарантий. Получили новое наполнение традиционные юридические гарантии основных прав и свобод, появились новые конституционные механизмы защиты прав и свобод личности. Воплощение в жизнь идеи правового государства, основанного на принципах верховенства Конституции и законов и разделения властей, способствовало созданию в 1991 году специализированного

судебного органа - Конституционного Суда. Конституционный Суд России является одним из действенных средств защиты основных прав и свобод личности. Статья 3 закона О Конституционном Суде Российской Федерации определяет защиту конституционных прав и свобод личности как одно из главных направлений в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в

Конституции Российской федерации и в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде.1 Российской федерации в системе механизмов обеспечения основных прав и свобод личности обусловлена тем исключительным местом, которое он занимает среди федеральных органов государственной власти Во-первых - он является единственным судебным органом, компетенция которого установлена

в Конституции. Это обстоятельство сближает его с Федеральным Собранием, Президентом, Правительством. Во-вторых - его деятельность связана не столько с применением правовых норм, сколько с обеспечением соответствия их Конституции. Существо данной деятельности составляет толкование положений проверяемых актов и Конституции, которое протекает по иным правилам, нежели рассмотрение дел в судах общей и арбитражной

юрисдикции. Конституционный Суд воздерживается от установления фактических обстоятельств, в том случае, если это входит в компетенцию иных судов. В-третьих - он оказывает непосредственное воздействие на деятельность главы государства, органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, лишая юридической силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции, разрешая споры между данными органами или давая толкование положений

Конституции. 1 Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 1 07.06.2004 N 3-ФКЗ. Конституционный Суд не просто интерпретирует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений

Конституции, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений. Почти все основные, достаточно широкие полномочия, которыми наделен Конституционный Суд, оказались востребованными. В общественном мнении Конституционный Суд России пользуется репутацией важнейшего и авторитетнейшего государственного органа. При возникновении серьезных экономических, социальных и политических конфликтов граждане все чаще апеллируют

именно к этому Суду. 1 Примечание В 1992- 1993 гг. 45 , рассмотренных Судом, было связано с обеспечением конституционных прав и свобод граждан, в 1995-1998 гг. доля подобного рода дел составила около 70 от их общего числа. 2 В составе Конституционного Суда работали и работают крупные ученые-правоведы, что во многом объясняет превращение решений Конституционного Суда в объективный, научно обоснованный фактор развития права.

Действуя в тесном сотрудничестве, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды выполняют важнейшую функцию государства гарантировать конституционную законность и эффективную защиту прав человека и гражданина. 1 Ж. Государство и право 4 от 29.04.2002г. стр. 5-18. 2 В.О. Лучин, О.Н. Доронина. Защита основных прав и свобод граждан

Конституционным Судом Российской Федерации. от 19.01.2003г. 1. Основная структура Конституционного Суда РФ и особенности статуса его судей Согласно статье 20 Федерального конституционного закона Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской

Федерации. Судьей может стать каждый, кто удовлетворяет требованиям, указанным в законе. Надо быть не моложе 40 лет, надо иметь высшее юридическое образование, квалификацию, безупречную репутацию, стаж юридической работы не менее 15 лет. Но это все формальные требования. Кандидатуры подбирает Президент, который представляет их Совету Федерации, а Совет Федерации назначает судью на должность.

Президенту же представляют те кандидатуры, которые выдвигают научные учреждения, судебные учреждения нашей страны. Президент выбирает тех, кто не только отвечает формально требованиям закона, а прежде всего юристов высокой, уже проявленной квалификации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия

Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. Конституционный Суд Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях 1 разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов

Российской Федерации 2 дает толкование Конституции Российской Федерации 3 дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления 4 принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации 5 принимает решение о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Другие вопросы, входящий в компетенцию Конституционного Суда, рассматриваются на заседаниях палат. По регламенту ни ускорить, ни замедлить рассмотрение дел в Конституционном Суде невозможно. Все дела рассматриваются в порядке строгой очередности - никаких приоритетов никому не предоставляется. Основа всей деятельности Конституционного Суда - его независимость, гарантированная статьей 29 независимость от других ветвей

власти, независимость от давления средств массовой информации, независимость как внутренняя свобода правовых убеждений. Согласно статье 10 судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более.

Статья 7 гарантирует Конституционному Суду независимость в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда РФ производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-

технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ, установленных Федеральным конституционным законом, не допускается. Согласно статьям 13-16 независимость судьи Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом

на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным

обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В тоже время судья Конституционного Суда Российской Федерации отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если статья 56 1 судья

ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения 2 объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон. Согласно статье 23, по инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда Российской Федерации, считающих, что Председатель, Заместитель председателя или Судья - секретарь

Конституционного Суда Российской Федерации недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием. Федеральным Законом статья 11 также определены занятия и действия, не

совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом депутатом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой

деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже

если они и не преследуют политических целей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Таким образом Конституционный Суд принципиально остается вне политики. По словам бывшего Председателя Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглая никаких политических дискуссий, политических подходов, соображений целесообразности в работе Суда нет. Только правовые критерии. Но, с другой стороны, право регулирует и политические отношения.

И в этом смысле можно сказать, что политические отношения в известной мере являются составной частью предмета рассмотрения Конституционного Суда, но не непосредственно, не специально1. 1 Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглая 29 января 2003 года в Центре Информационных Технологий МГУ. По мнению М.В.

Баглая Конституционный Суд не подвержен давлению со стороны. Хотя в процессе участвуют полномочный представитель Президента, полномочный представитель Правительства, представители Государственной Думы и Совета Федерации и представители той стороны, которая оспаривает акт. Они имеют право и возможность изложить свою точку зрения на решаемый вопрос в рамках состязательного

процесса. Требования Конституционного Суда РФ о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов о заверении документов и текстов нормативных актов о проведении проверок, исследований, экспертиз об установлении определенных обстоятельств о привлечении специалистов о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы статья 50.

Требования Конституционного Суда РФ должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суд, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном

Правительством РФ. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда РФ, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством Российской Федерации ответственность. 2. Конституционный Суд как механизм прямого практического применения Конституции и ее совершенствования

В соответствии с частью 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Статьи 1 и 3 действующего Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации обязывают Конституционный Суд обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории

Российской Федерации посредством конституционного судопроизводства. Понятие конституционное судопроизводство можно определить следующим образом Конституционное судопроизводство - это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ иных законов и подзаконных актов, по разрешению споров между органами государственной

власти, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории России.1 В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона Конституционнй Суд Российской Федерации наделен следующими полномочиями а разрешение дел о соответствии

Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ конституций уставов республик, краев, областей, иных законов субъектов РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации б разрешение споров о компетенции между разными органамигосударства, находящимися в горизонтальных

и вертикальных отношениях в проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов г толкование Конституции РФ д выдача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или совершении иного тяжкого преступления е законодательная инициатива по вопросам своего ведения.

1 Правоохранительные органы. Учебник для вузов под ред. О.А. Галустьяна. М. ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г. стр. 72-73. Конституционный Суд РФ также осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11

Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Статья 86 устанавливает пределы проверки следующим образом Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции

Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними 1 по содержанию норм 2 по форме нормативного акта или договора 3 по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие 4 с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную 5 с точки зрения установленного Конституцией

Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти 6 с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается

от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Результатом конституционного судопроизводства должно быть принятие и опубликование решений, соответствующих специальным, установленным статьями 71 - 83 Закона О Конституционном Суде Российской Федерации требованиям к форме изложения и содержательной части решения. Конституционным Судом может быть принято три вида решений постановление, определение

и заключение. Постановление является итоговым решением Конституционного Суда РФ по вопросам разрешения дел о соответствии Конституции РФ, разрешения споров о компетенции, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов и толкования Конституции РФ. Оно выносится именем Российской Федерации. Заключение является итоговым решением

Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления. Все иные решения Конституционного Суда РФ именуются Определениями. Решения Конституционного Суда РФ должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный

смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции того органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд РФ при принятии решения не связан основаниями и доводами,

изложенными в обращении. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол. В решении Конституционного Суда РФ, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения наименование решения, дата и место его принятия

персональный состав Конституционного Суда РФ, принявший решение необходимые данные о сторонах формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению нормы Конституции РФ и закона, согласно которым Конституционный Суд РФ вправе рассматривать данный вопрос требования, содержащиеся в обращении фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом РФ нормы Конституции

Российской Федерации и ФКЗ РФ О Конституционном Суде Российской Федерации, которыми руководствовался Конституционный Суд РФ при принятии решения доводы в пользу принятого Конституционным Судом РФ решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон формулировка решения указание на окончательность и обязательность решения порядок вступления решения

в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования. Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим

Федеральным конституционным законом. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей

от общего числа судей. Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию, вместе с решением

Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом РФ вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию

в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются судьям Конституционного Суда РФ сторонам

Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ. Решения Конституционного Суда РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям,

должностным лицам и гражданам. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации, а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой Окончательность постановления Конституционного Суда проявляется в том, оно не может быть отменено или изменено не только самим Судом, но и другими органами государственной власти, в то время, как решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть оспорены в установленных федеральным законом процессуальных формах. Невозможность пересмотра решений Конституционного

Суда является важным условием сохранения стабильности и последовательности правового регулирования, существенной гарантией его независимости. Опыт практического применения и возможности дальнейшего совершенствования Конституции РФ были охарактеризованы бывшим Председателем Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглаем следующим образом - Что касается пробелов, то пробелы в Конституции неизбежны.

Наша Конституция довольно пространна - 137 статей. Есть в мире конституции и поменьше. А для того, чтобы преодолеть пробелы, существует возможность толкования Конституции это как раз то, чем занимается Конституционный Суд. Существуют Федеральные Конституционные законы, они конечно, не есть часть Конституции, но примыкают к ней. И таким образом, исправляют очень многие вопросы, которые не нашли

прямого освещения в Конституции. Но и собственно все конституционно-правовое законодательство развивает Конституцию, развивает ее многие положения. И таким образом, я полагаю, что в основном вот эту пробельность регулирования конституционно-правовых отношений нам удается каким-то образом восполнить1. Далее Баглай подчеркнул, что Конституционный Суд не подменяет собой законодателя, не вторгается в нормотворческую сферу исполнительной власти и вообще не руководствуется целесообразностью.

Но такие не разделяемые ни с кем полномочия, как общеобязательное толкование Конституции Российской Федерации, объявление утратившими силу неконституционных правовых норм, выявление конституционно-правового смысла законов и соответствующие рекомендации законодателю принять законы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, не могут не приводить к появлению нового права. Надо сказать, что такая деятельность Суда никогда не выпадает из общих закономерностей и направлений

развития российского права ни с точки зрения его демократической сущности, ни по соответствию его общей структуре. Здесь второй момент истины, раскрывающий уникальный феномен конституционной юстиции через конституционное правосудие, на базе позитивного права и юридической науки 1 Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглая 29 января 2003 года в

Центре Информационных Технологий МГУ. рождаются новые правовые принципы, независимость которых от политической конъюнктуры обеспечивает высшие и прочнейшие гарантии прав и свобод граждан от возможных посягательств со стороны публичной власти. Бескомпромиссно и последовательно защищая конституционные права и свободы граждан, твердо следуя при этом принципам и нормам международного права. Конституционный Суд в то же время преодолевает формализм в их толковании, если это нарушает общие интересы.1

Ряд российских крупных законоведов отмечает, что своей деятельностью Конституционный Суд способствует развитию российских общих представлений о праве, в том числе об источниках права. Деятельность Конституционного Суда, как никакая другая судебная деятельность, говорит, прежде всего, о том, что прежнее деление континентального и общего права по тому принципу, что в общем праве прецедент является источником права, а в континентальном праве он исключен и, более того, на него даже

наложено табу это прежнее деление уходит в прошлое, потому что так или иначе решения Конституционного Суда все больше и больше являются той судебной практикой, которая питает теории источников права и позволяет судить о развитии перечня источников права. Весьма важной и показательной является позиция Конституционного Суда по вопросам федерализма. Федерализм имеет разные составные части.

Баланс их является каждый раз предметом рассмотрения Конституционного Суда, который не впадает в крайности, ибо в России часто федерализм, с одной стороны, используется иной раз для того, чтобы преобладали местные или местнические интересы, а с другой - чтобы чрезмерная централизация жизни, вычеркнутая из перечня необходимых инструментов, вновь возвращалась, как говорится, на круги своя.

Позиция Конституционного Суда заключается в том, что федерализм есть и должен быть, что федерализм должен быть сбалансирован и что федерализм не преддверие конфедерализма и в то же время федерализм не условие сохранения централизма во что бы то ни стало - эта позиция Конституционного Суда способствует прекращению процесса ослабления российской государственности, ее распада и находит поддержку и у научной, и у широкой общественности

России. Суверенитет сейчас приобретает не только политическое значение. С ним связывается решение экономических проблем, проблемы соотношения таких понятий, как достояние и собственность, понятие единого экономического пространства и понятие разделения собственности в зависимости от того, кому она принадлежит. Конституционный Суд занял твердую позицию, состоящую в том, что суверенитет - это понятие, связанное с единым государством, с федеративным государством, и что части федерации могут

иметь самую широкую компетенцию, но не являются суверенными эта позиция находит понимание и является объективно обусловленной всеми обстоятельствами развития Российской Федерации. 1 Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглая 29 января 2003 года в Центре Информационных Технологий МГУ. 3. Конституционный

Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля Конституцией РФ 1993 г. ч. 1 ст. 1 декларируется курс на построение правового государства в Российской Федерации, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельные ветви власти законодательную, исполнительную и судебную. Паритетное равное сосуществование перечисленных ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный

контроль. Опыт построения правовых государств ФРГ, Австрия и др. показал, что судебный конституционный контроль с наибольшей эффективностью может быть обеспечен специально предназначенным органом судебного конституционного контроля - конституционным судом. Поэтому конституционный контроль одна из главных функций Конституционного Суда Российской Федерации и судебной власти в целом.

По воспоминаниям М.В. Баглая, бывшего Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, когда в 1991г. в России закладывались основы демократического правового государства, не все отчетливо понимали, какое место в этом государстве должен занимать Конституционный Суд. Различные подходы диктовались тем обстоятельством, что в мировой практике не было, как нет и сейчас,

единой модели судебного конституционного контроля. Однако органы российской законодательной, исполнительной и судебной власти были едины в поисках надежных гарантий от возврата к советской системе. Они понимали, что если в государстве отсутствует судебный конституционный контроль, то даже самая демократическая конституция с самым широким набором прав и свобод граждан грозит остаться листком бумаги, а общество рано или поздно неминуемо столкнется со злоупотреблениями

ничем не ограниченной власти - как это имело место с предыдущими Конституциями советского периода. В независимой России идея конституционного правосудия сразу обрела свое полное воплощение. 12 июля 1991 г. был принят первый закон о Конституционном Суде Российской Федерации, который наделял Конституционный Суд полномочиями по проверке конституционности не только правовых актов высших органов

государственной власти, но и действий высших должностных лиц. Не исключалось участие Суда в качестве высшего арбитра возможных политических разногласий. Поэтому, когда в 1993 г. в политическом развитии России возник острый кризис, он сильно затронул и Конституционный Суд.1 После принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации был принят и 23 июля 1994 г. вступил в силу новый

Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации, который в редакциях от 08.02.2001 N 1-ФКЗ и от 15.12.2001 N 4-ФКЗ действует до настоящего времени. 1 Ж Государство и право 4 от 29.04.2002г. стр. 7-10. Этим Законом полномочия Конституционного Суда были существенно расширены, одновременно исключена не

свойственная ему проверка конституционности действий должностных лиц и других полномочий, характерных для судов общей юрисдикции. Статья 1 действующего закона О Конституционном Суде Российской Федерации, определяет, что Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Статья 3 обязывает Конституционный Суд прежде всего защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина. обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Согласно статьям 95 и 96 Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и

свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также Генеральный прокурор Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Примечание - Закрепление данного права именно за этими должностными лицами обусловлено тем, что основным направлением их деятельности является защита конституционных прав и свобод личности.

Конституционный Суд действует на принципах независимости, коллегиальности, гласности, непрерывности судебного заседания, состязательности и равноправия сторон статьи 29, 30, 31, 34, 35. М.В. Баглаем отмечено, что - Конституционный Суд судит не людей, а законы, которые, как известно, распространяются на всю территорию Российской Федерации и на всех ее граждан и всех субъектов Федерации. Так, Суд принял свыше 30 постановлений, которыми утвердил и тем самым расширил многие демократические

гарантии граждан в уголовном процессе, устраняя при этом все скрытые препятствия на пути осуществления важнейшего конституционного права - права на судебную защиту, на правосудие. Суд твердо отстаивал право граждан на частную собственность и свободную предпринимательскую деятельность, видя в этом принципиальные основы развития в стране рыночной экономики. Защищая трудовые и социальные права, Суд исходил из конституционного положения о социальном характере

нашего государства. К конституционному знаменателю были приведены многие избирательные законы и законы о местном самоуправлении. В течение прошедшего десятилетия практика конституционной проверки постепенно охватила практически все отрасли российского права.1 1 Ж. Государство и право 4 от 29.04.2002г. стр. 7-10. Статья 79 Федерального Закона определяет, что решение

Конституционного Суда РФ общеобязательно, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу признанные несоответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры

РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.1 Как вспоминает М.В. Баглай очень важно отметить, что в последующее время Президент России не допускал какого-либо вмешательства в деятельность Конституционного Суда, выполняя все судебные решения - даже те, с которыми он был не согласен.

В этом заключается важный для всех нас момент истины, а именно сложился порядок, при котором все органы власти и все должностные лица, включая главу государства, признают обязательность решений Конституционного Суда.2 Четко высказал свою позицию Конституционный Суд и в вопросах неприкосновенности и несменяемости судей федеральных судов, которые являются одними из важнейших элементов гарантии независимости судов.

Согласно постановлениям Конституционного Суда федеральные судьи не могут быть привлечены к уголовной ответственности, им не может быть предъявлено обвинение и заключение под стражу без согласия органов судейского сообщества, судьи не могут преследоваться за их профессиональную деятельность. Очень важны решения Конституционного Суда, направленные на проверку конституционности действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Именно решения Конституционного Суда на протяжении многих лет служили конституционному содержанию в действующем уголовном судопроизводстве в отсутствие нового Уголовно-процессуального кодекса и вошли в содержание проекта нового Уголовно-процессуального кодекса 1 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации Отв. ред. В.В.Лазарев 2003 г. стр.

77. 2 Ж. Государство и право 4 от 29.04.2002г. стр. 7-10. 4. Проблемные вопросы деятельности Конституционного Суда Исходя из оценки опыта 10-летней деятельности Конституционного Суда РФ, сделанной его руководителями и ведущими российскими политиками Баглаем, Зорькиным, Строевым и др можно выделить следующие проблемные вопросы деятельности

Конституционного Суда на современном этапе 1 1 Исполнение вынесенных решений. Это - проблема не Конституционного Суда только и не закона в целом, это - проблема российского общества, политической и правовой культуры. Субъект правоотношений, который игнорирует и не исполняет решения Конституционного Суда, сам становится юридически и политически ничтожным. Недостаточное уважение к решениям Конституционного

Суда связано с отсутствием в российском законодательстве конкретных мер юридической ответственности за их неисполнение. Существующие административно-правовые и уголовно-правовые санкции, установленные за неисполнение постановлений иных судов в данном случае, как показывает опыт, недостаточно эффективны. 2 Целесообразность уточнить полномочия Суда, в том числе - возвратить суду право самому инициировать процедуру рассмотрения вопроса в Конституционном Суде по строго ограниченной категории дел, связанных

с защитой основ конституционного строя. Такой подход полностью вписывается в проведение судебной реформы, основные контуры которой очерчены Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию. 3 Целесообразность прописать в законе вертикаль конституционного правосудия, которая не может быть властной, но и не может копировать судебную вертикаль судов общей юрисдикции. Она уже востребована теоретиками права и государственного строительства - в связи с постепенным

процессом формирования конституционных и уставных судов субъектов Федерации. 4 Необходимость воссоздать практику направления ежегодных посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию. Эта практика возобновлялась, потом вновь заглохла. 5 Необходимо разрешить, в ближайшее время, вопросы разграничения компетенции между тремя ветвями судебной власти, чтобы суды общей юрисдикции получили обоснованную законодательную базу по нормоконтролю, а нормоконтроль

- это система сбалансированного взаимодействия, которая не позволяет ни одной ветви власти выходить за пределы Конституции страны. 6 Из требований Конституции сегодня вытекает и необходимость создания административных судов. Актуальность дел, вытекающих из административно-правовых отношений, очевидна, и значимость административных судов еще и тем обусловлена сегодня в России, что проходит реформа государственной власти.

Нужна и специальная процедура рассмотрения административных дел, т.е. необходимо принятие Административно-процессуального кодекса. 1 См. ниже Это вытекает прямо из требований Конституции о том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется в том числе и посредством административного судопроизводства. 7 Конституционная защита социальных прав. Это пенсии и их размеры, невыплата заработной платы, жилищные

проблемы, вопросы здравоохранения. Решение всех этих проблем зависит или от экономических возможностей государства или просто от плохой организации дела. Конституцией Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, достойное существование всем его гражданам и общественное согласие в стране.

Стратегическая цель социального государства - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Вместе с тем принципы социального государства в нынешних условиях во многом остаются программой на будущее, провозглашенными целями развития. Именно на сферу социально-экономических прав трудовых, жилищных, права на социальное обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование приходится значительное число нарушений прав человека. Наиболее распространенными являются нарушения по вопросам оплаты труда возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве трудового договора контракта, приема

и увольнения рабочего времени и времени отдыха труда женщин трудовой дисциплины труда молодежи коллективных договоров. Распространенный характер приобрели подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, необоснованное расширение различных форм натуральной оплаты труда, принудительный перевод работников на неполное рабочее время и другие. 8 Проблемным вопросом также является то, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды обращаются в Конституционный Суд только в том случае, если имеется сомнение в вопросе о соответствии

или несоответствии закона, подлежащего применению при разрешении ими дела, Конституции Российской Федерации. В том случае, если у судей в процессе рассмотрения дела сложилась твердая уверенность в том, что закон, который должен быть применен, противоречит федеральной Конституции, они не применяют его и руководствуются при вынесении решения исключительно Основным Законом. Эта позиция отражена в Постановлении

Пленума Верховного Суда Российской Федерации 8 от 31 октября 1995 года О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия подп. б и в п. 2. Однако, вопрос о соответствии или несоответствии закона Конституции Российской Федерации подведомственен только

Конституционному Суду, который в свою очередь не проверяет законность и обоснованность решений общих судов. Это утверждение прямо закреплено в Конституции Российской Федерации ч. 1 ст. 125 и неоднократно подтверждалось в постановлениях самого Суда. Отказ от применения в конкретном деле закона, неконституционного с точки зрения суда, без обращения в связи с этим в федеральный орган конституционного контроля противоречит конституционным положениям

о единообразном действии законов на всей территории Российской Федерации, поскольку вероятно противоречивое толкование различными судами конституционных норм. 9 В конституционном судопроизводстве бремя доказывания лежит не только на сторонах процесса, значительную часть работы в этой сфере проводит сам Суд, что определяется спецификой спора. Зачастую заявитель не обладает теми познаниями в области права, которые необходимы для оценки конституционности

оспоренных им положений закона. Это обусловливает роль его представителей при рассмотрении дела в судебном заседании и особые требования, предъявляемые Федеральным Законом о Конституционном Суде РФ к их квалификации. Однако иногда даже профессиональные адвокаты не обладают квалификацией, необходимой для оказания правовой помощи гражданину при защите нарушенных прав в Конституционном

Суде. Поэтому необходима специализация адвокатов в области конституционного права, консолидация наиболее подготовленных из них вокруг Конституционного Суда и тесное взаимодействие с ним. 11 Процесс формирования системы права неизбежно влечет появление законов и иных нормативных актов, по-разному регулирующих одноименные общественные отношения. Конституционный Суд РФ, разрешая возникающие противоречия между нормативными актами, фактически во

многих случаях создает новые нормы права, то есть занимается правотворчеством. С формальной точки зрения это недопустимо, ибо правотворческим органом в России является лишь Федеральное Собрание РФ ст. 94 Конституции РФ. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ является, сегодня единственным органом государства, способным сгладить неизбежные противоречия в законодательстве и таким образом сохранить паритет в отношении

трех ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной. Поэтому необходимо решение этой проблемы на законодательном уровне. 1 1 Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглая 29 января 2003 года в Центре Информационных Технологий МГУ. Примечание -

На это обстоятельство также указал и бывший Председатель Конституционного Суда РФ Туманов В.А. см. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992 1996 Сост. и отв. ред. Т.Г. Морщакова М. Новый Юрист, 1997 с. 5. Заключение 1 ноября 2001 г. в Кремле состоялось торжественное заседание, посвященное 10-летию

начала работы Конституционного Суда Российской Федерации. В приветственном обращении к Конституционному Суду России, его судьям Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что участие в торжественном заседании представителей практически всех конституционных судов мира, а также Европейского Суда по защите прав человека корректное согласование с решениями которого

весьма важно для европейской правовой интеграции является признанием международного авторитета Конституционного Суда России, признанием того, что наша страна развивается как демократическое и правовое государство. В своем обращении В.В. Путин сказал, что прошедшие годы показали, насколько правильным и обоснованным было решение об учреждении в России Конституционного Суда как абсолютно нового для страны правового института.

Его деятельность способствовала укреплению демократии и законности, положила начало отечественной конституционной юстиции. С его появлением был создан не только действенный механизм защиты Конституции. По сути дела впервые в нашей стране появился государственный орган, способный на основе закона ограничивать и законодательную, и исполнительную власть, а подчас и твердо усмирять политиков, апеллирующих к политической целесообразности, а не к нормам права.

Второе обстоятельство, которое подчеркнул В.В. Путин, касается независимости Конституционного Суда. Как записано в Законе, Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. Сюда обращаются для разрешения многих конфликтов, в том числе между органами власти, а значит, конфликтов политического характера по своей природе, но решаются они только правовыми средствами и в правовой форме. Конституционный

Суд на деле доказал возможность независимого, основанного только на законе судопроизводства и тем самым не просто поднял планку судейской работы, но во многом помог профессиональному становлению и других судов России. Сегодня в лице Конституционного Суда мы имеем инструмент, действенно защищающий установленный нашей Конституцией демократический и государственный строй, федеративное государственное устройство, единое экономическое пространство и свободу предпринимательства в

России и, что самое главное, права и свободы гражданина и человека. И в этой связи не могу не отметить, что в лице Конституционного Суда мы сегодня имеем достаточно эффективный инструмент, защищающий саму Конституцию. 1 Далее Президент отметил что Конституционный Суд России был безоговорочно принят в Конференцию европейских конституционных судов, так как он работает

на высоте стандартов этой авторитетной международной организации и 1 Ж. Государство и право 4 от 29.04.2002г. стр. 5-6. что из самых главных функций Конституционного Суда - это рассмотрение жалоб граждан, так как за защитой своих прав в высший конституционный орган страны могут обращаться все граждане Российской Федерации. Сегодня очевидно, что все основные полномочия, которыми наделен

Конституционный Суд, оказались востребованными. Он охраняет Конституцию и защищает права и свободы людей, а также активно участвует в создании и укреплении правового фундамента государства. Позиции, которые отстаивает Суд при обосновании своих решений, во многом влияют на общее развитие права в стране, способствуют повышению правовой культуры во всем нашем обществе. Если обобщить оценки деятельности

Конституционного Суда до настоящего времени в наиболее авторитетных российских средствах массовой информации, то следует признать, что приведенная выше оценка Президентом Российской Федерации механизма и результатов деятельности Конституционного Суда РФ является вполне объективной. Список использованных литературы и публикаций 1. Конституция

Российской Федерации. Словарь-справочник. Авт. коллектив В.А. Туманов и др. СПб. 1997г. 2. Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ 3. Комментарий к Конституции

Российской Федерации. Под общей ред. В.Д. Карповича. М. Юрайт-М Новая Правовая культура, 2002г. 4. Правоохранительные органы. Учебник для вузов под ред. О.А. Галустьяна. М. ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г. 5. Е.И. Козлова. О.Е. Кутафин. Конституционное право. Учебник. 2-е издание. М. Юристъ.

1999г. 6. Журнал Государство и право 4 от 29.04.2002г. 7. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Отв. ред. В.В.Лазарев. Интернет-сайт. 2003 г 8. В.О. Лучин, О.Н. Доронина. Защита основных прав и свобод граждан Конституционным Судом Российской Федерации. Интернет-сайт www.notariusy.rupublisherc33.htm от 19.01.2003г.

9. Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглая 29 января 2003 года в Центре Информационных Технологий МГУ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.