--PAGE_BREAK--– на макроуровне – общегосударственном;
– на микроуровне – предприятий;
– на глобальном и региональном уровнях путем участия в специализированных и многоцелевых экономических международных организациях.
2. Энергетическое самообеспечение является одним из главных условий независимости. Достичь его Украина может, если возьмет курс на модернизацию наличных и сооружение новых экологически чистых угольных и газотурбинных электростанций, на развитие собственного энергетического машино- и котлостроения, эффективное использования энергоресурсов, применение энергосберегающих технологий, воспользовавшись отечественными научными и производственными достижениями развитых стран.
3. Так как Украина имеет как природные, исторические, так и технико-экономические ресурсы, она является носителем огромного экономического потенциала. Но территория Украины слабо изучена в геологическом и гидрогеологическом аспектах. Дальнейшее исследование поможет более продуктивно использовать данные ресурсные возможности.
4. Уровень развития производительных сил является одним из тех технико-экономических факторов, которые в наибольшей мере способствуют интеграции Украины. Развивая мощность производительных сил, Украина может быть достойным партнером в мировых экономических связях.
5. Одними из важнейших критериев реализации экономических интересов страны являются обеспечение более высокой экономической эффективности отраслей ее национальной экономики, минимизация затрат общественного труда.
Успех интеграции Украины в мировое хозяйство зависит от чёткой, взвешенной внешнеэкономической политики, которая подразумевает под собой весь комплекс проблем, связанных с внешней торговлей, инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством, обеспечением экономической безопасности. [14] Главная цель государственной внешнеэкономической политики заключается в создании таких условий как:
Национальное экономическое процветание, которое основывается на высоком уровне производительности труда;
В отраслях конкурируют фирмы, а не страны;
Динамичное обновление ведёт к устойчивым конкурентным преимуществам, а не к краткосрочному выигрышу на уровне снижения затрат;
Конкурентные преимущества в отраслях промышленности создаются на протяжении десятилетий или более продолжительного срока;
Страны добиваются преимуществ благодаря своим расхождениям, а несходству.
Важным стратегическим шагом касательно создания механизма внешнеэкономических связей Украины является заключение договоров и соглашений как с молодыми независимыми государствами, которые образовались на территории бывшего СССР, так и с многими странами Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки.
Также для активного включения в интеграционные процессы Украине необходимо развивать региональное сотрудничество, которое базируется не только на прибрежной и приграничной торговле, совместном предпринимательстве, но и на налаживании производственно-кооперационных и научно-технических связей.
Таким образом, интеграционная деятельность в Украине находится только на начальном этапе своего развития. Этому процессу способствовало принятие независимости Украины, выхода ее из состава СССР, где ее внешнеэкономические связи были блокированы границами Советского Союза.
В дальнейшем интеграция Украины в мировую экономику требует радикальных рыночных преобразований во всей внутренней хозяйственной системе, которые способствовали бы реализации основных направлений эффективной интеграционной деятельности нашей страны.
Интеграция Украины должна проходить по наиболее эффективным направлениям, которые давали бы возможность стране обеспечить достаточный уровень стабильности экономики и благополучия населения. По мнению различных ученных, существуют следующие пути эффективной интеграции Украины в мировое хозяйство:
1. Определение специфических сфер сотрудничества со странами других континентов. Данное сотрудничество должно осуществляться на отраслевой основе, а особенно в научно-технической, энергетической, продовольственной и экологической сферах. Чрезвычайно важным шагом навстречу Европе должны стать такие акции, как присоединение Украины к соответствующим научно-техническим (например, аэрокосмической, конструирования новых материалов), информационным и другим программам.
2. Участие в общеевропейском экономическом пространстве, которое начинает формироваться. При этом необходим переход к рынку и определение отраслей производства, которые будут составлять профиль международной специализации экономики Украины. Стимулирование этих отраслей и производства методами рыночной экономики покажут приоритеты изменения в народном хозяйстве. Решение указанных задач в подобном контексте возможно на принципе общности интересов европейских стран в обеспечении политической стабильности, создании условий для эффективного функционирования общеевропейского экономического пространства, а также решении стоящих перед всеми государствами континента экологических проблем. [19]
3. Максимально тесное взаимодействие с организацией ЕС, ее отдельными специализированными образованиями, которая все больше и больше будет стимулировать процесс включения экономики Украины в континентальные хозяйственные структуры и взаимосвязи. Нельзя не отметить и тот факт, что за последние годы именно со странами ЕС Украина установила наиболее тесные контакты по международному кооперированию производства на уровне основного хозяйственного звена в виде совместных предприятий, других форм экономического взаимодействия.
4. Либерализация внешней торговли, которая способствовала формированию основных инструментов рыночного механизма, установлению связей между внутренними и внешними ценами, включению отечественных товаропроизводителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства.
5. Выработка четкой позиции участия в Международном валютном фонде, Мировом банке реконструкции и развитии, Генеральном соглашении по торговле и тарифах, Международной организации труда, Всемирной организации торговли, так как данные организации являются ключевыми в международной финансовой, торговой и социальной регуляции.
6. Привлечение иностранного капитала в уже функционирующие хозяйственные объекты и создание иностранными инвесторами фирм и предприятий на территории нашей страны. Подобные формы экономических отношений содействовали бы вводу в производство современных технологий, предоставили бы импульс прогрессивным сдвигом в хозяйственной структуре Украины, обеспечили бы выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.
7. Качественное углубление сотрудничества в Черноморском регионе. Для этого необходимо установление режима свободного передвижения товаров, капиталов и рабочей силы, создание транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Украина располагает благоприятными геоэкономическим положением: занимает обширную территорию на востоке Европы, имеет выход к Азовскому и Черному морям, находится на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, имеет сухопутную и морскую границу с большинством стран, заинтересованных в развитии зоны причерноморской интеграции.
Следовательно, вопрос о том, как и с кем будет интегрировать Украина остаются открытым. Эта тема обсуждалась во время круглого стола «Международная интеграция Украины и проект единого экономического пространства». Владимир Дубровский, заместитель директора Центра CASE-UKRAIN, предложил: «открыть рынок для европейских товаров и поставить отечественные компании в условия жесткой конкуренции». Именно это, по его мнению, лучше всего поможет стать конкурентоспособными тем компаниям, которые сегодня таковыми не являются. Для того чтобы этот удар не оказался смертельным, Ярослав Жалило, заведующий отделом Национального института стратегических исследований, предложил: «считать рынки стран СНГ тем полигоном, где можно отточить методики и технологии конкуренции, с которыми мы можем выйти на мировой рынок».
Таким образом, выбор направления интеграции Украины будет в основном зависеть от стратегических целей, которые будет преследовать на пути присоединения к мировому экономическому пространству. Но независимо от того, какое из предложенных направлений займет лидирующее место в интеграционной политике Украины, открытым остается вопрос преодоления основных проблем, которые могут в значительной мере негативно повлиять на эффективную интеграцию страны в мировое хозяйство.
Государство только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит, прежде всего, возможность дальнейшего экономического и социального развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое пространство для Украины будут характерны следующие основные проблемы:
Украина ещё не определилась в полной мере с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики с учётом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностей и направлений интегрирования в неё Украины;
Очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с позиции активного конкурентного противостояния на мировом рынке;
Существуют некоторые противоречия регионального характера, устранение которых возможно только на долгосрочных договорных началах;
Попытки активного общения и диалога с международными экономическими и финансовыми институтами – как гарантами вхождения Украины в мировой рынок и обновления экономики – пока ведут за собой неадекватную реакцию широких кругов украинской общественности.
Для преодоления основных проблем на пути интеграции Украины необходимо:
Выработать четкую социальную и экономическую политику прихода к рынку, которая основывалась бы на целях и перспективах развития государства;
Создать в Украине структуры, которые бы обеспечивали и координировали функционирование внешнеэкономического комплекса, а также всей инфраструктуры внешнеэкономических связей (страхового и информационного обслуживания, судебных и арбитражных органов);
Активно включаться в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их сбалансированности с другими, существующими в мировом экономическом пространстве;
Следует чётко определить ориентиры нашего государства в развитии его внутренней экономики, и в поисках его будущего места в мировом хозяйстве.
Таким образом, для решения основных проблем на пути интеграции Украины в мировое хозяйство требуются глубокие рыночные изменения во всей внутренней экономической и социальной системе страны.
2.Место Украины в мировом торговом пространстве
Все программы подъема экономики, выхода из кризиса, осуществления рыночных реформ изначально были обречены, ибо в них игнорировались проблемы непосредственного производителя продукции. Поэтому новая программа делает ставку на отечественного производителя, на его государственную поддержку, определяет отраслевые приоритеты: машиностроение, металлургия, химическая и легкая промышленность, сельское хозяйство.
Ориентация на поддержку отечественного товаро-производителя позволяет более эффективно решать вопросы использования внешнеэкономического потенциала. Внешняя торговля должна быть одним из важнейших источников роста производства НД и ВВП. А пока же отечественный производитель на внешних рынках чувствует себя неуютно, сковано, в постоянном страхе за падение производства, снижение качества товаров, пассивное сальдо торговли.
В 1995 году торгово-экономические связи осуществлялись со 156 странами в разных регионах земного шара, с неодинаковыми масштабами и эффективностью.
В 1995 году как и в предыдущем году, балансирование внешней торговли осуществлялось за счет товарооборота со странами Азии, Африки и Америки. Торговля со странами СНГ и Европы принесла убытки. В значительной степени торговля с этими странами осуществлялась на бартерной основе.
При увеличении экспорта на 11,9% размер пассивного сальдо Украины уменьшился на 30,6%. Однако несбалансированность торговли осталась значимой. Из всей суммы пассивного сальдо в $2950 млн. на обмен с Россией приходилось $2713 млн., или почти 92%. До последнего времени не найдено путей коренного улучшения структуры торговли с Россией, увеличения экспорта товаров в противовес импорту энергоносителей.
Украина как независимая страна находится в геополитическом торговом пространстве 10 приграничных государств: России, Польши, Белоруссии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Турции, Грузии. Это огромный потенциальный рынок сбыта украинской продукции. С этими странами Украина имеет общую границу, а с Турцией и Грузией – морскую в акватории Черного моря.
В 1995 году 83% украинского товарооборота приходилось на все остальные 9 стран, в том числе по экспорту 78,5% и 21,5%, а по импорту – 74,5% и 25,5%. Между тем в 9 странах проживает 167,2 млн. человек населения, что на 11,5% больше, чем в России. Украина явно недооценила потенциальные возможности этих стран в расширении торгово-экономических отношений, в укреплении своей экономики. Восстановление ранее существовавших в рамках СЭВ экономических связей и их значительное расширение стран является для Украины объективной необходимостью. Через пространство этого рынка Украина может продвигать свои товары на другие рынки.
Продвижение товаров Украины на рынки ЕС и ЕАСТ проходит с большим трудом в связи с наличием тарифных барьеров, экспортных ограничений, антидемпингового регулирования. В 1995 году по сравнению с 1994 годом Украина увеличила свой экспорт в страны ЕС на 41,1%, а импорт – на 96,6%, что явилось главной причиной роста пассивного сальдо в 5,2 раза. В торговле с этими странами выявилась полная бесперспективность ориентации на экспорт сырья и изделий первичной степени переработки. Структура экспорта Украины будет зависеть от реализации новой экономической программы правительства, ориентированной на развитие современного машиностроения, металлургической, химической промышлен-ности. На рынке ЕС следует взять курс на максимально быстрое адаптирование отечественного производства к экономическим реалиям современного рынка. На вооружение следует взять опыт Японии, Южной Кореи, Тайваня по энергосбережению и умению производить продукцию с минимальными затратами, конкурентно способную на этом региональном рынке. Без этого Украина не сможет успешно интегрироваться в ЕС и мировую хозяйственную систему.
В торговле Украины со странами ЕС видна ее несбалансированность. Если в 1994 году пассивное сальдо по экспортно – импортным операциям наблюдалось только с 4 странами (ФРГ, Франция, Нидерланды, Дания), то в 1995 году к этим странам присоединилось еще 4 государства: Великобритания, Люксембург, Ирландия, Греция, или 2/3 состава стран ЕС. За два года (1994–1995) торговли со странами ЕС Украина потеряла в виде пассивного сальдо $483,4 млн.
В 1995 г. по сравнению с 1994 г. показатели торговли Украины со странами ЕАСТ ухудшились: объем товарооборота сократился на 20,4%, а импорт увеличился на 14,5%, что привило к пассивному сальдо в $40,6 млн. Как известно, страны ЕАСТ с 1 января 1993 года получили от ЕС режим наибольшего благоприятствования в торговле, что создало условия для свободного передвижения между ЕС и ЕАСТ капиталов, товаров, услуг, рабочей силы.
Украина должна учитывать интеграционные процессы в странах Азии, АТР. Там набирает силу такое объединение государств в общий рынок, как АРЕС (Аsia and Pasifics Economics Corporation) в составе 15 государств, созданное в 1989 году. В эту группировку входят страны АСЕАН, НИС и такие развитые страны как Япония, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия, а также Китай. Этот региональный рынок самый крупный, с огромными природными богатствами, где проживает около 40% населения земного шара, производится более 50% ВНП мира. Украина на этом рынке делает только первые шаги. В 1995 году товарооборот Украины со странами этого рынка составил $21543,8 млн., в том числе со странами АСЕАН – $318,8 млн., с Китаем – $428,4 млн., с НИС – $210,5 млн. и развитыми индустриальными странами – $1136,8 млн. Импорт Украины составил $580,7 млн. при положительном внешнеторговом сальдо в $993,1 млн.
Чтобы утвердится на этом рынке, Украина должна постоянно стимулировать торговлю со странами АТР. На этом рынке находит сбыт продукция химической промышленности и прежде всего, удобрения, прокат черных металлов, электрооборудование, сварочные аппараты, газовые турбины, транспортные средства, определенные виды продукции АПК. Перспективными товарами на рынке АРЕС могут быть высококачественная продукция машиностроения, судостроения, электроника.
продолжение
--PAGE_BREAK--Украина осуществляла торговлю и со странами такого большого рынка как НАФТА, куда входят США, Канада, Мексика. Это рынок высоких технологий. Общий товарооборот Украины со странами НАФТА в 1994–1995 гг. составил $1441,8 млн., в том числе 86,1% приходится на США, 13,6% – на Канаду и только 0,3% на Мексику. Торгово – экономические отношения Украины со странами НАФТА резко отличаются, а с Мексикой находятся в зачаточном состоянии. Украина способна производить товары, которые могли бы находить сбыт в Мексике. Мексика имеет спрос на энергетическое оборудование, продукцию химической промышленности, машиностроения, судостроения.
Сотрудничество со странами среднеазиатского региона является перспективным для Украины и обещает принести большую выгоду. Сегодня Украина реинтегрирует свою экономику с южными республиками бывшего СССР. Это даст ей новые промышленные и строительные контракты, новые рынки сбыта, альтернативные источники сырья и энергоресурсов.
Азербайджан является одним из самых важных торговых партнёров Украины, что в значительной мере связано с разработками этой страной больших залежей нефти в шельфе Каспийского моря. Согласно достигнутым договоренностям с этой страной, а также в соответствии с интересами обеих стран закупка нефти может быть «погашена» Украиной обратным потоком продукции отечественных промышленности и сельского хозяйства. [13]
В течение первого десятилетия торговли Украины и Азербайджана как независимых государств основу отечественного экспорта составляло продовольствие – сахар, а также, несколько в меньшей мере, этиловый спирт, крупы и другие товары. Неплохие перспективы открываются и для поставок труб и других видов проката. Из химических товаров традиционное место занимают лекарственные средства, фармацевтика, а также шины. В значительных объёмах поставляются гидротурбины, узлы для локомотивов.
Кроме энергоносителей и нефтепродуктов, из Азербайджана импортируются краны, другая машиностроительная продукция, изделия лёгкой промышленности (льняное волокно, пряжа), а также пластмассы и пластмассовые изделия, табачное сырьё. [1]
Торговля Украины с Казахстаном в значительной мере определяется статусом обеих стран по энергообеспеченности. Казахстан, в отличие от Украины, является экспортёром энергоносителей, причем именно торговля ими составляет основную часть торговли и обеспечивает Казахстану общее положительное сальдо в торговле с Украиной.
Украина экспортирует в Казахстан ядерные реакторы, электрические машины, железнодорожные локомотивы и другие виды продукции машиностроения, ферросплавы, трубы, прокат, продукцию из чёрных металлов, лекарственные средства, искусственный графит, шины и др.
Безусловным главным видом импорта из Казахстана является сырая нефть. Украина покупает также некоторые нефтепродукты, товары химической промышленности.
Сотрудничество между Украиной и Туркменистаномсоответствует традиционным представлениям о торговле между индустриальной, а точнее – индустриально-аграрным государством и страной с моноэкспортной специализацией. В первое десятилетие независимости Украина импортировала продовольственные товары, прежде всего муку, сахар и говядину. Вместе с тем всё большее значение приобретает экспорт продукции машиностроения – жидкостные насосы, механические устройства, электрические машины и промышленное оборудование. Традиционный сегмент украинского экспорта – продукция металлургии – представлена, в основном, трубами разного диаметра. Увеличиваются объёмы экспорта продукции химической промышленности, лекарственных средств, шин и др.
Туркменистан является вторым по величине поставщиком нефти в Украину, после России, а по поставкам газа в 1997 году даже опередил Россию. Объем поставок газа составил 14 млрд. куб. м. Особенно важно то, что цена туркменского газа на границе Украины составляет $74 за 1000 куб. м., что на $6 ниже российского. В 1997 году предприятия Украины получили возможность сами заключать договора с туркменскими компаниями на поставку газа. В результате этого сумма таких контрактов в 1997 году превысила $187 млн. Предприятия Украины также заключили с Туркменскими предприятиями ряд договоров в области нефтегазового и энергетического строительства, а также в других отраслях.
Итак, основной вид импорта из Туркменистана – природный газ. Его перспективная диверсификация частично связана с развитием национальной промышленности Туркменистана при использовании отечественных средств производства, со строительством на территории этой среднеазиатской страны украинскими хозяйственными структурами и при участии наших специалистов и объектов промышленности. [18]
Узбекистанв течение последнего десятилетия стал играть для Украины важную роль альтернативного газпромовского вектора энергопоставок, прежде всего газа. Обратный поток из Украины в Узбекистан является, как правило, не меньшим, что в значительной мере обуславливается наличием тех средств, которые эта среднеазиатская страна зарабатывает при вывозе природного газа. Украина имеет большие перспективы на узбекском рынке.
Предметами отечественного экспорта в Узбекистан является продукция металлургической промышленности, прежде всего изделия из чёрных металлов, трубы. Поставляется из Украины и продукция машиностроения, прежде всего электрические машины и ядерные реакторы, продукция химической промышленности – каучук и изделия из него, пластмассы, фармацевтика, лекарственные средства, а также продовольствие, прежде всего сахар, масло растительное, мука и крупы.
С Узбекистаном подписаны следующие документы: протокол об изъятиях из режима свободной торговли к двустороннему Соглашению от 29.12.94 г.; соглашение об организации расчетов между правительством Украины, НБУ и правительством Узбекистана, узбекским Центробанком; соглашение об импорте газа на 1997–1998 годы, об обеспечении транзита туркменского газа в Украину через Узбекистан и о подготовке долгосрочного 10-летнего соглашения о ежегодных поставках 10 млрд. куб. м. газа; о сотрудничестве в области ремонта военной техники и ряд других соглашений.
Среди прочего, достигнута договоренность об увеличении объема услуг ПО «Дарницкий ремонтный завод» по ремонту узбекских танков украинского производства. Пока в Таджикистане идет военное противостояние, и, находясь в непосредственной близости от зоны боевых действий, Узбекистан уделяет большое внимание защите своих границ, поэтому в ближайшее время возможны и контракты на поставку украинских танков. Однако речь идёт только о ремонте узбекской техники (сумма контракта – $15 млн.). В то время как танкоремонтный контракт продвигался в основном узбекской стороной, Украина добилась контракта в другой отрасли – ремонт самолетов управлений дальней и транспортной авиации украинских ВВС в Узбекистане на ТАПО им. Чкалова. Был также подписан протокол о сотрудничестве Украины и Узбекистана в производстве военно-транспортного самолета АН‑70. Кроме того, создана совместная украинско-узбекская комиссия, которая будет заниматься созданием группы совместных предприятий в нефтегазовой отрасли. Так, АО «Укрнефть» будет привлечена к доразведке и реабилитации ряда узбекских нефтегазовых месторождений. Особо перспективным проектом обещает стать создание совместного предприятия Бекабадского трубопрокатного завода и ПКФ «Трубтранс» для производства труб.
Импорт из Узбекистана – это энергоносители (75 – 80% общего импорта), прежде всего газ, продукция металлургической и легкой промышленности и продовольствие.
С Киргизстаном– маленькой среднеазиатской страной Украина имеет минимальные торговые контакты. Украина продаёт Киргизстану в основном этиловый спирт в небольших объёмах, лекарственные, фармацевтические препараты, механическое оборудование, а покупает табачное сырьё, некоторые продовольственные товары, льняное волокно. Киргизстан входит в некоторые блоковые объединения России, и перспективы улучшения торговых отношений с Украиной связаны с состоянием проблемы общей оптимизации условий экспортно-импортной деятельности в СНГ, тенденциями развития Таможенного союза.
С Киргизстаном Украина подписала ряд соглашений: о сотрудничестве в области телерадиовещания; о сотрудничестве в области энергетики (речь идет о участии Украины в освоении гигантского потенциала гидроэнергетики Кыргызстана); о сотрудничестве в инженерно-технической области. Перспективы развития этого соглашения подразумевают кооперацию ряда предприятий ВПК двух стран; о сотрудничестве в области создания ПФГ. Соглашение ориентированно на создание украинской ПФГ «Укрредмет» (в которую вошли АО «Донецкий химико-металлургический завод и «Запорожский титаномагниевый комбинат») и включение в ее состав крупнейшего в СНГ месторождения редкоземельных металлов Кыргызского ГОКа. Создание ПФГ, по мнению специалистов, позволит взять под контроль 10% мирового рынка поликристаллического кремния и возобновить производство ряда других более дорогих металлов.
Также, существует договоренность о участии предприятий «Укргеология» и АО «Укрзолото» в реабилитации и доразведке некоторых горнорудных месторождений, в частности:
крупнейших на континенте производителей ртутного концентрата – Чаувайского и Хайдаркентского ГОКов (украинское АО Никитовский ртутный комбинат является вторым в СНГ производителем этого сырья для электротехнической и полупроводниковой промышленности); Кадамжайского сурьмяного комбината; Сохской группы оловянных месторождений.
Основной потребитель олова – Россия отказалась от закупок и поэтому помощь Украины при освоении некоторых месторождений позволит Кыргызстану предложить свое дешевое сырье не только на мировом рынке, но и предприятиям Украины. Так, рассмотрен вопрос расширения производства сплавов олова украинским концерном «АЗОМ» (Артемовск), имеющим мощность производства в год более 100 тыс. т.
Незначительные объёмы торговли Украины с Таджикистаномобъясняются не только географической отдалённостью и слабым уровнем развития этой страны, но и военными действиями, межэтническими конфликтами на её территории. Основу экспорта Украины в Таджикистан составляет продукция химической промышленности, прежде всего корунд. Экспортируется также продовольствие (сахар, этиловый спирт), продукция машиностроения, в меньшей мере энергоносители (кокс) и черные металлы.
Импорт из Таджикистана – это некоторые виды местной металлургической, лёгкой промышленности, продовольствия.
Когда в самые черные времена так называемого военного положения в Польшу прибывали делегации из Швеции для реализации на Висле своих экологических проектов, польские хозяева были этим несколько смущены. Дескать, какой смысл платить за очищение рек «вражеского» государства? Только через несколько лет поляки поняли, что скандинавские соседи не бросают деньги на ветер. Ведь экологическая катастрофа, углублявшаяся в коммунистической Польше в 80-е годы прошлого века, привела к появлению первых признаков «вымирания» Балтики. Причем проявления экологического бедствия можно было видеть уже и возле шведских берегов. А скандинавы уже тогда лидировали в рейтингах как самые экологически развитые народы мира. Поэтому не могли не реагировать на то, что огромные объемы загрязнений попадали в Балтийское море с водами Вислы, Даугавы и Невы, распространяясь в район Ботнического залива и вызывая необратимые изменения в окружающих экосистемах.
Так что скандинавское финансирование экологических программ в коммунистической Польше не было преждевременным, хотя коммунисты далеко не все средства использовали по назначению. И когда в 1989 году страна над Вислой стала демократической, по обе стороны Балтики уже был создан фундамент для системного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. [2] Шведы увеличили финансирование до очень серьезных объемов, но вместе с тем стали и больше требовать. Таким образом, сами поляки научились дисциплинированно и системно подходить к охране природной среды. Программы правительств Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии принесли Польше и республикам Балтии много пользы еще до того, как появилось системное финансирование из Брюсселя в рамках подготовки к членству в Европейском Союзе. Причем эти усилия ничего бы не дали, если бы названные страны не создали правовую базу для подобного сотрудничества. Речь идет прежде всего о Хельсинкской конвенции относительно Балтики и других международных соглашениях, регулирующих вопросы сотрудничества стран Балтийского региона.
Когда в 1991 году Польша, Литва, Латвия и Эстония имели уже отлаженные системы сотрудничества с фондами правительств Скандинавских стран, во Львове предпринимались лишь первые попытки наладить такое сотрудничество. И они завершились успехом, хотя эту тему и не освещали в СМИ. С первых лет независимости в Украине активно действует программа Балтийского университета, учрежденная деканом факультета международных отношений Университета им. Ивана Франко профессором Маркияном Мальским. Шведский центр Балтийского университета в городе Упсала приветствовал обретение Украиной и Беларусью независимости и еще тогда рассматривал эти два государства как интегральные элементы большого Балтийского региона. Их весомость заключается в том, что по территориям Украины и Беларуси проходит граница Балтийской Европы с несколькими другими геополитическими регионами, очень важными для Балтии. Как считают ученые упсальского центра Балтийского университета, невозможно обеспечить стабильность, экологическую безопасность и полезное сотрудничество Балтии со странами Черноморья без балтийской интеграции и постоянного развития Украины и Беларуси.
«Львов уже сегодня является городом Балтийского региона, так же, как Краков или Вильнюс», – утверждают руководители программы Балтийского университета при ЛНУ им. Ивана Франко. Для этого есть все основания: экологические (принадлежность к бассейну Балтики), географические (до побережья Балтийского моря вдвое ближе, чем до побережья Черного), а также исторические, культурные, экономические. Львовщина и Волынь всегда находились под влиянием стран Балтии (вспомните период существования Великого Княжества Литовского или Речи Посполитой) и поставляли свои товары по Висле на Балтику, в то же время имея немного общего с черноморской Турцией или Грузией.
Другое дело – Центральная Украина. И хотя реки этого региона впадают в Черное море, это не мешает шведам активно следить за состоянием природной среды Киевщины или Полтавщины. Нельзя забывать и о том, что в результате аварии на Чернобыльской АЭС радионуклидами были загрязнены отдаленные уголки Скандинавии и даже Арктики. Это лишний раз подтверждает правильность подхода скандинавов, который заключается в большой важности интегрирования всей Украины в политико-экономическое и научное пространство Балтийского региона, с его прогрессивным системным подходом к управлению экологическим качеством производства и экологической безопасностью.
Так что инициатива создания в Эльблонге «Балтийского порта для Украины», а также связанные с этим действия участников кампании «Балтийская Украина», – это совсем не революционная идея. Это лишь одно из конкретных последствий тенденций, уже имевших место в прошлом, и нынешней последовательной деятельности малоизвестных в Украине сторонников балтийской интеграции Украины. Причем это только начало. «Сейчас очень благоприятный момент, чтобы начать кампанию балтийской интеграции, поскольку этому способствует ситуация, сложившаяся в Швеции, странах ЕС, Польше и самой Украине. В последние месяцы правительства Швеции и Польши демонстрируют большое желание наладить более тесное сотрудничество с Украиной. Очевидно, это одно из последствий помаранчевой революции. Также наконец появляется продолжительный и видимый эффект этой серьезной работы, которую мы вместе с украинскими партнерами провели в течение последних нескольких лет», – отмечает Мария Винклер, сотрудница секретариата Балтийского университета из Упсалы. «С другой стороны, именно сейчас ЕС стал больше внимания уделять морскому сотрудничеству, а Балтику Брюссель воспринимает как ключевой морской узел, выделяя ему больше средств, чем даже Средиземноморью», – добавляет г-жа Винклер.
И это еще не все признаки благоприятной геополитической ситуации, сложившейся сегодня. Развитие ситуации на Балтике и соответствующие тенденции на десяток лет опережают черноморские. Так что, если Украина действительно хочет стать черноморским лидером, налаживание полезного обмена опытом с Балтией не будет лишним.
Такую возможность, собственно, и дает балтийская интеграция, в частности, создание в Эльблонге украинского портово-коммерческо-научного комплекса, участие в роботе Хельсинкского комитета (в случае принятия Хельсинкской конвенции), Еврорегиона «Балтика» и других формах балтийского сотрудничества. Недаром к инициативе «Балтийская Украина» недавно присоединились Управление морского порта Рени (обмен опытом с Эльблонгом) и ведущий англоязычный журнал балтийского транспорта Baltic Transport Journal, который интересуется как черноморскими делами, так и вопросами балто-черноморского сотрудничества и конкуренции.
продолжение
--PAGE_BREAK--