--PAGE_BREAK--
По состоянию на 1 июля 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 38,9 тыс. безработных (93,3 процента к уровню 2009 года).
Количество вакансий в сравнении с январем текущего года увеличилось и составило на 1 июля 2010 г. − 54,4 тыс. (119,6 процента к уровню 2009 года). Напряженность на рынке труда в сравнении со вторым кварталом 2009 года снизилась и составила в целом по республике 1 безработный на одно рабочее место.
Таблица 2. Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь
Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах — на 1 июля 2010 г. он составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы — 1,2-1,5 процента).
В Брестской области уровень безработицы составил 1,0 процента при прогнозе 1,6;
в Витебской — 1,1 при прогнозе 1,6;
в Гомельской – 1,0 при прогнозе 1,4;
в Гродненской – 1,0 при прогнозе 1,4;
в Минской – 0,8 при прогнозе 1,2;
в Могилевской – 1,0 при прогнозе 1,5;
в г. Минске – 0,4 процента при прогнозе 0,6 процента.
Из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 77 регионах республики уровень безработицы 1 процент и ниже, в 46 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5 процента, в 7 регионах — от 1,6 до 2,0 процентов.
Рисунок 3. Динамика уровня безработицы в 2009 – 2010 гг.
5. Меры поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках
Как показывает мировой опыт, в условиях финансово-экономического кризиса одним из направлений противодействия безработице является сокращение режимов рабочего времени, использование практики административных отпусков при усилении мер социальной поддержки вынужденно незанятых работников. Такая политика проводится и Правительством Республики Беларусь с целью сохранения трудового потенциала и предотвращения массовой безработицы в стране. Вынужденная неполная занятость выступает как инструмент поддержания занятости населения, позволяет нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы. В этих целях принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения».
Наиболее реальной и действенной формой материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, является предоставление им возможности участия в оплачиваемых общественных работах с соответствующей оплатой труда.
В каждом регионе республики создана база вакансий, которая ежедневно обновляется. Она размещается на информационных табло и стендах в управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите. В ней также содержатся сведения о видах работ для работников, находящихся в вынужденных отпусках. Дополнительно здесь указаны способы доставки работников к месту работы. С помощью поисковой системы в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» (раздел «Дополнительные критерии») на сайте Министерства труда и социальной защиты можно найти временную, оплачиваемую общественную или сезонную работу. Этой информацией могут воспользоваться как наниматели, отправляющие своих работников в такие отпуска, так и сами работники.
В связи с предстоящей ликвидацией (или реструктуризацией) производства, сокращением численности или штата работников, прекращением деятельности предпринимателя, органы по труду, занятости и социальной защите могут компенсировать затраты нанимателям на опережающее обучение высвобождаемых работников, а также на обучение лиц, принятых на работу из числа высвобожденных другим нанимателем или никогда не работавших ранее. Условия и порядок компенсации таких затрат нанимателям регулируются Инструкцией о порядке и условиях компенсации органами государственной службы занятости населения затрат нанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь на профессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006г. № 155.
6. Государственная социальная поддержка семьи
Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Республике Беларусь являются: установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей; обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей; создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; развитие инфраструктуры системы социального обслуживания семей; обеспечение материальной и социальной поддержки семей.
Семьи, воспитывающие детей, имеют право на следующие виды государственной помощи:
гарантированные денежные выплаты на детей в связи с их рождением и воспитанием (система государственных пособий семьям, воспитывающим детей);
обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет жизни в малообеспеченных семьях в соответствии с возрастными физиологическими нормами;
оказание адресной социальной помощи в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации;
трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям;
льготы в сфере пенсионного обеспечения;
социальное обслуживание семьи.
Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ. Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется в целях усиления социальной защиты семей с детьми.
С 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличен до 100 процентов бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ). В целях стимулирования рождения второго ребенка размер единовременного пособия в связи с рождением ребенка дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье: на первого ребенка — 5 БПМ в среднем на душу населения, на второго и последующих — 7 БПМ.
Всего системой пособий в 2009 году охвачено свыше 440,0 тыс. детей, что составляет 25 процентов от их общего количества, в том числе по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — 99 процентов. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет – с учетом совокупного дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.
Существенной формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Право на данный вид помощи имеют семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Количество получателей данного вида социальной поддержки в 2009 году составило более 56,0 тыс. человек (26,7 % от общего количества детей данного возраста).
Семьям при рождении тройни и более детей бесплатное питание для детей первых двух лет жизни предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего возраста.
При рождении двоих и более детей оказывается государственная социальная поддержка в виде единовременной выплаты на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого ребенка.
Таблица 3. Данные о размерах ежемесячных государственных пособий семьям, воспитывающим детей
Достигнуты успехи в решении жилищных проблем многодетных, а также молодых семей путем предоставления финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.
В целях снижения налоговой нагрузки при воспитании детей многодетным родителям, имеющим троих и более детей в возрасте до восемнадцати лет или родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 150,0 тыс. рублей на каждого ребенка в месяц (Налоговый кодекс Республики Беларусь).
Трудовое законодательство совершенствуется с учетом безусловного сохранения общественной значимости репродуктивной функции женщины, а также необходимости выравнивания возможностей работающих по полу и семейному положению.
Трудовым кодексом Республики Беларусь регулируются следующие отношения, касающиеся трудовых прав женщин:
работы, на которых запрещается применение труда женщин;
запрещение и ограничение ночных, сверхурочных работ, работ в государственные праздники, праздничные и выходные дни и направления в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
привлечение к ночным сверхурочным работам, к работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни и направления в командировку женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет), только с их согласия;
перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
предоставление отпуска по беременности и родам с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию;
предоставление отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с выплатой за этот период государственного пособия;
перерывы для кормления ребенка.
Трудовым кодексом также предусмотрены нормы, направленные на предоставление возможности участия в воспитании детей отцу наравне с матерью. В частности, право матери, воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка статьей 265 Трудового кодекса распространено на отца, опекуна, попечителя, а также предусмотрена возможность разделения данных дней между родителями.
Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию семьи вместо матери предоставляется отцу либо другому родственнику, осуществляющему уход за ребенком.
Работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене.
В целях усиления социальной защищенности матерей, работающих по контрактной форме, установлено, что с матерью, приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласия наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.
Об эффективности социально-экономических мер в отношении белорусских семей свидетельствует тенденция увеличения рождаемости, которая наблюдается в республике с 2004 года. А в 2007 году — впервые после 1995 года — Беларусь перешагнула 100-тысячный рубеж (на свет появилось 103 тыс. 626 детей).
В 2009 году тенденция увеличения рождаемости сохраняется. Так, число родившихся в январе-декабре 2009 года по данным текущей статистики составило 109813 человека, что на 1903 человека или 1,8 процента больше, чем в аналогичном периоде 2008 года.
В январе-декабре 2009 года как в целом по республике, так и в областях наблюдался рост общего коэффициента рождаемости. Так, в целом по республике общий коэффициент рождаемости составил 11,6 (в аналогичном периоде 2008 года – 11,1). Самый высокий коэффициент рождаемости отмечен в Брестской области (12,3 на 1000 населения), самый низкий – в Витебской (10,3 на 1000 населения).
Общая задача социальной политики в отношении семьи – способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается эта задача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания профессиональных и семейных функций для лиц с семейными обязанностями.
7. Демографическая ситуация в Республике Беларусь
По состоянию на 1 июля 2010 года численность населения Республики Беларусь составила 9469,2 тыс. человек, что на 14,5 тыс. меньше, чем на 1 июля 2009 года. Естественная убыль населения за январь-июнь 2010 года составила 3,3 на 1000 населения, за аналогичный период 2009 года – 3,4 на 1000 населения.
Число родившихся в январе-июне 2010 года по данным текущей статистики составило 52901 человек, что на 678 человек или 1,3 процента меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года. В целом по республике отмечено снижение числа родившихся как среди городского (99,9 процента), так и сельского (95,2 процента) населения. В первом полугодии 2010 года в целом по республике общий коэффициент рождаемости составил 11,3 на 1000 населения (в аналогичном периоде 2009 года – 11,3 на 1000 населения).
В январе-июне 2010 года число заключенных браков по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшилось на 6,4 процента, число разводов осталось на прежнем уровне. В целом по республике коэффициент брачности составил 6,1 на 1000 населения, коэффициент разводимости – 3,6 (в аналогичном периоде 2009 года соответственно 6,5 и 3,6).
В январе-июне 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года число умерших в Республике Беларусь уменьшилось на 0,8 процента и составило 68647 человек. Снижение смертности отмечено в сельской местности (98,1 процента), в городских поселениях число умерших сохранилось на уровне аналогичного периода прошлого года.
Общий коэффициент смертности в январе-июне 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшился с 14,7 до 14,6 на 1000 населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--