--PAGE_BREAK--СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.
Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетворения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости.
Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как товар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.
Индивидуальный и совокупный рыночный спрос на товар
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 $ за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 $ — 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (Рис. 3.1).
Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F(P), где QD — величина спроса (demand), Р — цена (price). Однако спрос — величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема опросов, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (Рис. 3.1). Изменение же спроса выражается в «движении» кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (Рис. 3.2). Представленная функция носит название функции спроса — функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Выше мы определили влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:
=> величина и динамика изменения дохода потребителя;
=> изменение вкусов и предпочтений;
=> размер рынка;
=> ценовые и дефицитные ожидания;
=> наличие товаров — субститутов и др.
Рис. 3.1 Кривая спроса
Спрос является функцией всех этих факторов: QD=F(f1,f2,...,fn).
Рис. 3.2 Движение кривой спроса
Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение D’ (в случае их увеличения) и в положение D” (в случае их снижения).
Эластичность спроса
Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их стоимости. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А. Маршалл, развивавший эту тему, писал в своих «Принципах экономической науки», что «эластичность (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен, и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен».
Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.
где EDP — эластичность спроса по цене; ΔQ — изменение объема спроса, %; ΔР— изменение цены, %.
Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.
Если, например, повышению цены на 1 % соответствует снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1 % соответствует понижение спроса на 1 %, то спрос нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой понижение спроса менее чем на 1 %, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1).
Существуют различные варианты проявления эластичности (рис. 3.3).
Знак эластичности будет отрицательным, т.к. цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.
Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.
Перекрестная эластичность выражается в двух товарах — А и В.
где ΔQB — изменение объема спроса на благо В; QB— объем спроса блага В; ΔPA— изменение иены блага А; РA — цена блага А.
Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае,
если цена на первый из них сильно меняется. Если EDP>0, то блага взаимозаменяемые, если EDP
Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.
Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как «объем продаж — цена», «объем продаж — себестоимость», «емкость рынка — цена», с целью принятия окончательного решения.
Ep=∞ Полностью -∞
эластичный спрос Эластичный спрос Спрос равен единице
-1
продолжение
--PAGE_BREAK--Жесткий спрос Неэластичный спрос
Рис. 3.3 Графики Эластичности спроса
В современной экономической науке используется также показатель эластичности
спроса относительно дохода (incomeclasticutyofdemand).
где ΔQ — изменение объема спроса; Q — объем спроса; ΔI— изменение величины дохода; I— величина дохода.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако, все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.
Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 S производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 S — 4 единицы, а при цене 50 $ — 7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения (см. рис. 3.4). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривей предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между пеной товара и количеством этого товара, которое отрасль плова продать на рынке в целом. В общем виде Qs=F(P), где Qs — величина предложения (supply), Р — цена.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную (Qs) — по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:
=> цены факторов производства;
=> технология;
=> количество производителей-продавцов;
=> ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
=> размер налогов и т.д.
Предложение является функцией всех этих факторов — Qs=F(f1,f2,...,fn).
Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.
Рис. 3.4 Кривая предложения
Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, Используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.
Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий.
=> издержки производства известны, если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше — по текущим ценам;
=> цены на товары-заменители установлены;
=> предполагается, что изменение цены — единственно возможный путь.
Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение — вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.
Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.
Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.
где Esp — эластичность предложения по цене; ΔQ — изменение объема предложения, %; ΔР — изменение цены, %.
Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.
Es =∞ 1
Полностью эластичное Относительно элас- Эластичность
предложение тичного предложение равна единице
0
Относительно неэластич- Жесткое предложение
ное предложение
Рис. 3.5 Графики эластичности предложения
Различают пять вариантов эластичности предложения (см. Рис. 3.5). Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:
ð кратчайший (все факторы постоянны);
ð краткосрочный (отдельные факторы переменны);
ð долгосрочный (все факторы переменны).
Эта периодизация была предложена А. Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.
На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и др. факторов. Оно может приобретать три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателей. Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.
Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.
Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения с другой, равновесием спроса и предложения.
продолжение
--PAGE_BREAK--РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.
Рассмотренные нами, в предыдущих параграфах функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (см. Рис. 3.6).
Однако, равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.
Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место, неустойчивое равновесие.
Рис. 3.6. График рыночного равновесия
Рассмотрим сначала устойчивое равновесие. Существуют два основных подхода к анализу поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса-Хикса и гипотеза А. Маршалла.
Гипотеза Вальраса-Хикса
В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.
а) б) в)
Рис. 3.7 Перемещение кривой спроса
На графике (рис. 3.7) кривая спроса перемещается от DD’ к положению D1D1’. При цене P1спрос будет избыточным — P1M. P2станет новой ценой, ведущей к равновесию. Процесс адаптации на рынке вызовет одновременно рост цен и увеличение количества товара. Это положение устойчивого равновесия. Как видно на рисунке, кривая предложения имеет позитивный наклон. Однако у кривой предложения возможны варианты негативного наклона.
На Рис. 6.7, б кривая спроса перемещается из положения DD’ к положению D1D1’. Количество запрашиваемого товара по старой цене P1равно OQ2, в то время как предлагаемое количество равно OQ1. Избыток спроса составляет Q1Q2.
Новая цена (равновесная), будет равна Р2, что ниже, чем P1. Как видно из рисунка, избыток спроса не ликвидируется. Линии, отражающие состояние цен и объемы товара, перемещаются в сторону от этой точки. Возникает положение неустойчивого равновесия.
На Рис 3.7, в кривая спроса перемещается из положения DD’ к положению D1D1’. В этом случае при пене P1 сохраняется избыток спроса Q1Q2. В соответствие с гипотезой Вальраса-Хикса цена начнет повышаться. Новой точкой пересечения кривых спроса и предложения будет P2. Эта цена станет ценой стабильного равновесия.
Гипотеза Амфреда Маршалла
В том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить за данное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами.
Рассмотрим изменение наклона кривой спроса и кривой предложения.
Перемещение кривой спроса вправо (от DD’ к D1D1) вызовет увеличение выпуска продукции, если наклон кривой предложения будет позитивным (Рис. 3.7, а). При избыточной цене спроса P1Nрост производства выразится в перемещении от OQ1 к OQ2. В данном случае на лицо устойчивое равновесие.
Динамичный анализ стабильности учитывает развитие процесса адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие будет стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена будет приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса-Хикса) или количество товара будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза А. Маршалла).
Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величины спроса и предложения. Рассмотрим ситуацию, с точки зрения временных характеристик. Таким примером является паутинообразная модель (Рис. 3.8).
Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.
Возможно несколько вариантов:
1. Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.
а) б) в)
продолжение
--PAGE_BREAK--Рис. 3.8 Графики паутинообразной модели
На Рис. 3.8, а — DD’ показывает цены, по которым реализовывались в течение периода t1 различные количества товаров. ОО’ показывает количество товара, имевшееся в периоде t1 и продававшееся по различным ценам в течение периода t1. DD’ — кривая, показывающая движение цен. ОО’ — кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции.
В периоде t1 предлагалось количество товара OQ1 по сравнительно низкой цене P1.
Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравнительно небольшого количества товара, которому впоследствии соответствует цена Р2, более высокая, чем P1
Годы Годы Годы
а) Равномерные колебания б) Расширяющиеся коле- в) Затухающие колебания
цен бания цен цен
Рис. 3.9 Графики колебания цен относительно цены равновесия
Цена P2побуждает производить больше товаров О3, которым соответствует уже более низкая цена Р3. Данный процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят через стадии О2Р2О3Р3. Такая ситуация характеризует случай — равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен относительно цены равновесия (Рис 3.9, а).
2. Наклон кривой предложения круче кривой спроса.
Рис. 3.8, б показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет.
Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (Рис 3.9, б).
3. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.
В этом случае, как показано на Рис. 3.8, в, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен (Рис 3.9, в).
Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменение спроса потребителей и т.д.). Однако, она обладает достоинством, так как показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.
3. РЫНОК ТРУДА
Рынок труда — это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами (предприниматели и трудоспособное население) через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.
Использование рабочей силы осуществлялось за то или иное вознаграждение, плату в натуральнойили денежной форме. Совокупность товарно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы, ее найм, (распределение работников по видам деятельности) и обмен на жизненные средства представляет собой рынок рабочей силы. Вознаграждается не потенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупность способностей, а только первичные, профессиональные востребованные способности к труду. Это и есть рынок функционирующей рабочей силы.
Рынка труда определяется разными признаками. Рассмотрим его исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.
По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:
1) субъекты рынка труда;
2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
5) рыночная инфраструктура.
Первый компонент -субъекты рынка труда — это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы — абсолютное большинство занятых (около 90%).
Рабочие— наибольшая часть наемных работников. Они составляют более 60% численности всех наемных работников. Мужчин в этой группы больше, чем женщин. Второе место по численности занимают специалисты. Среди специалистов большой удельный вес занимают женщины. Более стабильна третья группа — наемные руководители. Среди мужчин доля руководителей выше, чем среди женщин. И незначительной является четвертая группа — другие служащие.
Работодатель— это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:
— социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
— законодательные, связанные разработкой основных юридических норм и правил;
— регулирования рынка труда косвенными методами;
— защиты прав всех субъектов рынка труда;
— ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).
Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения РоссийскойФедерации», других законах. Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.
Четвертый компонент современного рынка труда — безработица и социальные выплаты, связанные с ней. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.
Пятый компонент — рыночная инфраструктура — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.
В конечном счете, взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.
В 2001 г. по данным Госкомстата РФ по указанному признаку безработные распределялись следующим образом (в %).
Безработные — всего 100
в том числе имеют опыт работы 86,5
из них оставили прежнее место работы:
в связи с высвобождением, ликвидацией пред- 34,4
приятия или собственного дела
по собственному желанию 30,4
ранее не имели работы 13,5
В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:
· регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);
· обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;
· установление равновесной (доминирующей) цены;
· содействие полной, но экономически эффективной занятости.
Одной из главных особенностей рынка труда является заработная плата. Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены.
Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда.
В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Различают номинальную и реальную заработную плату.
Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата — эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной — от уровня цен на предметы потребления и платные услуги. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.
Если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы. Таким образом, тенденция к снижению заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса на труд. В том же случае, когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой труд. Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.
Размер заработной платы зависит от качества труда, квалификации и профессиональной подготовки; например, наиболее высокие заработки у таких специалистов, как врачи, преподаватели, гористы: их труд требует больших затрат на обучение, и заработная плата должна компенсировать эти затраты. Различные виды работ могут быть более или, например, менее привлекательными для человека — значит заработная плата должна стимулировать выполнение менее приятных (грязных, тяжелых), но необходимых для общества работ.
Дифференциация в размерах заработной платы — явление объективное, поскольку расширяется профессиональный состав работников и миграция между группами лиц разных профессий не может быть абсолютно беспрепятственной.
Наличие устойчивой безработицы может свидетельствовать лишь об одном — о том, что на рынке труда присутствуют внеконкурентные факторы, которые способствуют устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного значения, при этом часть трудящихся оказывается в положении безработных.
Внеконкурентные факторы – это: прежде всего, государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, индексацию доходов; тормозящее влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие направления социальной политики государства; профсоюзы, содействующие длительному и устойчивому отклонению рынка труда от состояния полной занятости.
продолжение
--PAGE_BREAK--