Введение
Развитые страны занимают господствующее положение в мировом хозяйстве. Их отличают единый в социально-экономическом плане воспроизводственный процесс в рамках национальных хозяйств, интенсивный тип развития экономики, высокий уровень развития производительных сил. В развитых странах сосредоточена большая часть экономического и научно-технического потенциала мира. Хозяйственное развитие стран Запада, их внутриэкономическая и внешнеэкономическая политика предопределяют основные направления научно-технических сдвигов и структурной перестройки в мировом хозяйстве, состояние мирового рынка.
Актуальность темы курсовой работы, в частности рассмотрение внешнеэкономической деятельности США в качестве примера участия развитых стран в международных экономических отношениях, заключается в том, что мировой финансовый кризис 2007-2009гг. как никогда объединил развитые страны для выхода из сложившейся кризисной ситуации на мировых рынках. США играет немаловажную роль в решении возникших проблем, поскольку, во-первых, предпосылкой мирового финансового кризиса стал ипотечный кризис непосредственно в США, а, во-вторых, США является членом таких международных организаций как ВТО, ОЭСР, МВФ и другие.
Объектом курсовой работы является деятельность промышленно развитых стран в системе международных экономических отношений на примере экономики США. Предметом изучения являются социально-экономические модели развитых стран, признаки и характерные черты внешнеэкономической деятельности развитых стран.
Целью исследования является анализ экономики США в целом и взаимоотношений России и США в части международных экономических отношений, проблемы и перспективы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть социально-экономические модели развитых стран;
— выделить основные признаки развитых стран, а также направления и характерные черты внешнеэкономической деятельности развитых стран;
— рассмотреть структуру экономики США в целом, в частности проанализировать динамику валового внутреннего продукта и его составляющие;
— отметить участие США в международных организациях, которое отражает внешнеэкономическую деятельность США и формирует внешние связи;
— проанализировать экономические отношения России и США на современном этапе, выделить проблемы сотрудничества и выявить перспективы дальнейшего взаимодействия двух стран.
В первой главе, которая является теоретической, в которой рассматриваются сущность социально-экономических моделей развитых стран в целом и в современных условиях; трехуровневый хозяйственный механизм, характерных для этих систем; признаки развитых стран, направления и характерные черты внешнеэкономической деятельности развитых стран, которые выделяются в первую очередь высоким развитием экономики.
Во второй аналитической главе рассматривается структура экономики развитых стран на примере экономики США, внешнеэкономическая деятельность данной страны, объемы экспорта и импорта товаров и услуг, динамика таких важных показателей как валовой внутренний продукт (ВВП). В этой же главе дается характеристика взаимоотношений экономик двух стран – России и США.
В третьей главе на основе проведенного анализа делаются выводы и рассматриваются перспективы дальнейшего экономического взаимодействия двух стран.
Глава 1. Развитые страны в международных экономических отношениях
Социально-экономические модели развитых стран
Всплеск научного и практического интереса к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование стратегии и механизма экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора наиболее достижимого и привлекательного образца для подражания.
Само понятие «модель» имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики применимы лишь два. В первой модели, по данным источника [11] – это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Характеристика второй модели как образца, служащего эталоном для воспроизведения относится к высказываниям профессора Ломакина В.К. [5].
Сущность современных социально-экономических систем развитых стран (РС), по мнению профессора Булатова А.С., может определять следующая дефиниция: рыночно-государственно регулируемый капитализм и социально ориентированный капитализм (современный капитализм).
Для всех развитых стран характерен трехуровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сформировались не одновременно. Уровень спонтанно-рыночного регулированияначал формироваться еще в XVI—XVII вв., т.е. в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (раньше всего в Нидерландах и Великобритании), и вполне сложился там и в США к 50—60-м гг. XIX в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого уровня развития достигло общественное разделение труда [3, с.421]. Это вызвало к жизни развитую систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса и предложения на него.
Уровень корпоративного регулированиясформировался в последние 20—25 лет перед Первой мировой войной. Сложившиеся к этому времени мощные корпорации, сосредоточивая в своих руках значительную или даже преобладающую долю производства или иного товара, получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от этого для мелких фирм цена выступает как внешний регулятор производства и сбыта, на который они не могут влиять и к которому они должны приспосабливаться.
Уровень государственного регулированиясложился после самого глубокого в истории капитализма «великого» кризиса 1929— 1933 гг. и особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время «двухслойный» хозяйственный механизм не способен обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а, следовательно, и общества в целом.
Объединяя все вышеперечисленное, следует сделать вывод о том, что различия социально-экономических моделей скорее количественные, чем качественные. Они касаются относительной роли каждого из указанных трех «слоев» в хозяйственной жизни и степени социальной ориентации («социальности») государства и общества. При этом на первом и втором уровнях хозяйственного механизма различия между отдельными РС прослеживаются в наименьшей степени. Это вполне закономерно, поскольку именно на этих уровнях наиболее полно находит выражение сущность капитализма как социально-экономической системы, движимой мотивом частной прибыли и рыночной конкуренцией. Различия отчетливее проявляются на третьем уровне, в экономической и социальной политике государства [3, с.422]. Таким образом, следует рассмотреть особенности и основные признаки развитых стран, которые и формируют перечисленные выше различия между странами.
Основные признаки развитых стран
Промышленно развитые страны Запада имеют много общего в своем историческом развитии. Рассмотрим их особенности, используя данные учебных изданий профессора Ломакина В.К.[5].
1. В общественно-экономическом плане развитие их хозяйства базируется на капиталистическом способе производства, т.е. на определенном единстве и взаимодействии производительных сил (факторов производства) и производственных отношений, определяемых собственностью на средства производства. В данном случае в основе выделения подсистемы лежат отношения собственности и связанные с ними формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления. При этом внутри данной подсистемы уживаются, соседствуют различные образования, отличающиеся по структуре, временному фактору и характеру преобразований [5, с.342].
Развитие капиталистических отношений связано с товарным производством, когда товары и услуги производятся для обмена. Товарные отношения распространяются и на рабочую силу. Отношения между рабочей силой и капиталистами формально выступают как отношения между равноправными товаровладельцами — покупателями и продавцами.
Для докапиталистических отношений было типично непосредственное, внеэкономическое принуждение к труду. Раб, крепостной были лишены личной свободы и принадлежали своему хозяину-рабовладельцу, феодалу.
Личное и экономическое подчинение работников, крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, но лишенных права свободно владеть и распоряжаться результатами своего труда, своим наделом, сковывало развитие производительных сил. Под внеэкономическим принуждением они вынуждены были отдавать не только прибавочный, но и часть необходимого продукта в виде феодальной ренты — отработочной, продуктовой, денежной. Правда, в отличие от раба феодально-зависимый крестьянин, обладающий орудиями труда и домашним хозяйством, отчасти был заинтересован в интенсификации своего производства в рамках собственного потребления.
Границы общего производства определялись потреблением феодала. Поэтому феодализм в основном характеризовался натуральным производством, которое жестко замыкало все экономические процессы в рамках локальных единиц. Оно соответствовало такому уровню развития производительных сил и производственных отношений, которые предопределяли ограниченную цель производства.
Капиталистический способ производства отрицает внеэкономическое принуждение и утверждает формально равноправные товарно-денежные отношения. Не владеющая средствами производства рабочая сила продает свою способность к труду собственнику средств производства, обеспечивая ему в процессе ее использования (труда) прибавочную стоимость. Получение прибыли является основной целью производства, что создает возможности для его расширения. Отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами на основе получения прибыли, носят конкурентный характер, характер экономической борьбы за наиболее выгодные условия использования капитала и рабочей силы [5, с.343].
2. Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем мирового хозяйства высоким уровнем экономического развития. По производству ВВП на душу населения, подсчитанного на основе валютных курсов, они в 5,4 раза превышают среднемировой уровень (при подсчете по паритету покупательской способности (ППС) — 3,8 раза). За последние десятилетия разрыв в этих показателях не сократился, а увеличился (1962 г. — в 3,6 раза). Данные различия в уровнях экономического развития не являются выражением только особых условий второй половины XX в. Это результат длительного социально-экономического и исторического развития.
Определяющая роль производства — получение прибыли побуждает повышать производительность труда, вводить новую технику. Машинное производство вело к удешевлению продукции. Так, в Британии в середине XIX в. один рабочий в крупной механизированной прядильне вырабатывал столько же пряжи, сколько 180 прядильщиков 100 лет назад. Резкое удешевление продукции расширяло рынки сбыта, дешевые товары легко вытесняли более дорогие изделия других стран. В конкурентной борьбе побеждали те, на чьих предприятиях производилось большее количество товаров с меньшей индивидуальной стоимостью, а это вело к расширению производства.
Помимо социально-экономических преимуществ западные страны, как отмечалось, укрепляли свое экономическое положение в мире за счет войн, колониальных захватов, широкого использования работорговли, пиратства.
3. Буржуазные революции преобразовали все сферы жизни западных стран. Беспрецедентные изменения произошли в социальной структуре общества. Классовые отношения стали профилировать социальную структуру общества, хотя непрерывно меняющееся экономическое и социальное положение многих групп и прослоек населения смазывает четкую картину классового деления.
Раньше господствовали социально-иерархические принципы фиксации социальной позиции человека. Личный статус задавался в момент его рождения. Жесткое членение закреплялось государственными установлениями и освещалось религиозными нормами. Сословно-иерархический принцип приобретения статуса по принадлежности вступал в противоречие с потребностями рыночной экономики и был упразднен в ходе буржуазных революций. Класс всегда оставляет свободным переход отдельных личностей из одного социального состояния в другое [5, с.344].
В отличие от всех других социальных общностей класс представляет собой не социально-политическую и социально-психологическую, а социально-экономическую общность людей. Исходным моментом классового деления является отношение людей к собственности на средства производства, так как распределение средств производства предшествует всякому производству и образует его предпосылку. Классы отличаются по роли в общественной организации труда и, следовательно, по способам получения и распределения той доли общественного богатства, которым они располагают. Доход выступает как один из признаков класса, когда накопление трудовых и нетрудовых доходов открывает доступ к контролю над средствами производства.
Кроме классов в обществе имеется много других общественных групп и слоев. Группы и прослойки населения, наделенные признаками двух смежных классов, не могут быть отнесены ни к одному классу с полной определенностью. Промежуточные слои разнородны. Значительную группу среди них составляют интеллигенция, занимающаяся интеллектуально профессиональной деятельностью высокого уровня, и крестьянство.
Рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия, расположенные между ними промежуточные слои — таковы основные элементы классовой структуры развитых стран. При определении классовой принадлежности тех или иных групп населения обычно отмечаются многочисленные отклонения. Выделяют к средний класс, в который включают главным образом профессиональных и технических специалистов.
4. В ходе общественно-исторического развития в XVI—XVIII вв. в западных странах сложилось гражданское общество как совокупность форм социальной организации, распространяющихся на все общество и на его крупные составные части. Оно представляет собой совокупность самодеятельных организаций, связывающих все общество по горизонтали. Эти организации независимых государств нередко противостоят ему. Они обеспечивают гражданам возможность самореализации и защиты своих прав [5, с.345].
Гражданское общество возникло в результате преодоления общинного типа взаимоотношений (родство, соседство, обычаи, традиции), когда на смену ему пришел вещный тип отношений людей. Связанность людей с социальной группой, без которой они не могли бы выжить, обычаями, обязательными для всех нормами, которые предписывали каждому человеку одну из ролей, принадлежащих к весьма ограниченному набору, разрушилась. При этом происходило обособление индивида в обществе. Начиная с XVIII в. «различные формы общественной связи выступают по отношению к отдельной личности как всего лишь средство для ее частных целей, как внешняя необходимость» (К. Маркс). Человек при таком стереотипе стал выступать сам по себе, а не как ячейка общества.
На уровне индивида происходило облегчение условий социального продвижения, расширение социальной мобильности. В политической области формировались организации, построенные на демократической базе и ведущие борьбу на основе осознанных классовых, профессиональных и других интересов.
Таким образом, в итоге отметим, что развитые капиталистические страны характеризуются трехслойной общественной структурой, в основе которой находится всеохватывающая товарно-капиталистическая экономика. Политическую надстройку составляют государственные институты представительной демократии, а между ними существует структура самодеятельной организации добровольного членства. Они связаны с государством прежде всего через политические партии. Государство в буржуазном обществе реализует политическое господство ведущего класса, а институты гражданского общества — его идейное и нравственное руководство.
Развитые капиталистические страны как подсистема мирового хозяйства являются самоорганизующимися образованиями, находящимися в состоянии развития и взаимодействия с внешней средой [5, с.346].
Направления и характерные черты внешнеэкономической деятельности развитых стран
Одна из главных характеристик современных национальных хозяйств развитых стран (РС) — их «открытость» в мировое хозяйство, открытость внешнему миру, прежде всего друг другу. Все развитые страны ведут интенсивную внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), активно используя преимущества международного разделения труда. Господство РС в мировом производстве непрерывно воссоздает условия для их доминирования и в системе международных экономических отношений. Это же обстоятельство, как и высокая эффективность национальных хозяйств РС, позволяет им проводить либеральную внешнеэкономическую политику.
Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Их экспортная квота (отношение объема экспорта к ВВП) после Второй мировой войны достигала впечатляющих показателей: у крупных стран (Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) она составляла около 25%, у малых развитых стран Западной Европы — близка к 40—50%. Экспортная квота США формально составляла около 10%. Крупнейшими в мире экспортерами и импортерами в последние три десятилетия неизменно выступают США, Германия (до объединения — ее западные земли) и Япония.
Среди различных видов услуг в наибольшей степени традиционно вовлечены в мирохозяйственный оборот транспортные и туристические услуги, а в последние два десятилетия — в растущей мере новые виды услуг, связанные с современным этапом научно-технической революции: информационные, консалтинговые, инжиниринговые.
Внешнеторговый режим РС характеризуется наивысшей степенью либерализации, что является закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности их национальных экономик [3, с.437].
Развитые страны доминируют и в области миграции (экспорта и импорта) капитала. При этом первостепенную роль играет их превалирующее положение в сфере прямых инвестиций (в отличие от портфельных инвестиций они обеспечивают не только дивиденд, но и управленческий контроль над инвестиционным объектом за рубежом), которые непосредственно содействуют росту и совершенствованию производства, продвижению научно-технического прогресса, поскольку они сопряжены с передачей соответствующих технологий и ноу-хау.
Развитые страны являются не только главными экспортерами капитала в форме прямых инвестиций в мире, но и их импортерами 438с… Главным субъектом экспорта и импорта капитала выступают транснациональные корпорации (ТНК), имеющие местом своего происхождения и основного базирования прежде всего РС. На основе экспансии ТНК в форме прямых инвестиций РС создали за рубежом мощные «вторые экономики».
В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона для большей части иностранных («гостевых») рабочих (значительное число таких наемных работников приходится и на богатые нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, особенно на Саудовскую Аравию) [3, с.440].
Из рассмотренных выше процессов закономерно вытекает и доминирующая роль РС в сфере международных валютно-расчетных отношений, в том числе в соответствующих международных организациях, прежде всего в МВФ и Всемирном банке [4, с.280].
Для всех развитых стран характерна либеральная валютная политика: какие-либо валютные ограничения, к которым вновь и вновь вынуждены прибегать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, в РС в настоящее время применяются крайне редко или не используются вообще. Воздействие на курс национальной валюты осуществляется прежде всего средствами денежно-кредитной политики (особенно дисконтной) и валютными интервенциями центральных банков, предлагающих дополнительно или скупающих свои валюты [3, с.442].
Таким образом, объединяя все вышеперечисленное, можно сделать следующие выводы:
1.Хозяйственные механизмы всех развитых стран характеризуются наличием трехуровневой («трехслойной») структуры, включающей три уровня регулирования хозяйственной жизни — спонтанно-рыночного, корпоративного и государственного регулирования.
2.Различия социально-экономических моделей развитых стран скорее количественные, чем качественные, модели различаются по относительной роли каждого из указанных трех слоев в хозяйственной жизни и по степени социальной ориентации («социальности») государства.
3. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству (прежде всего друг другу) и либеральным режимом организации.
6. Господство развитых стран в мировом производстве определяет их доминирующую роль на всех направлениях международных экономических отношений: мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитых стран выступают как принимающая сторона.
Глава 2. Особенности функционирования экономики США в системе МЭО
2.1. Структура экономики США
Экономика США — крупнейшая экономика мира по объёму валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС) [ 12]. Экономика США является одной из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики. Основная роль в принятии экономических решений принадлежит публичным корпорациям и частным компаниям.
По данным Министерства торговли США рост экономики в III квартале 2010 г. составил 2,5%, что на 0,8% выше, чем показатель II квартала того же года, зафиксированный на уровне 1,7%. В то же время в I квартале 2010 г. рост был на уровне 3,7%. Потребительские расходы, составляющие основу американской экономики, внесли почти 2 процентных пункта в показатель роста ВВП за III квартал, а изменение уровня товарно-материальных запасов – 1,3 процентных пункта. Конечные продажи в экономике, то есть ВВП за вычетом фактора деловых запасов, выросли на 1,2% — по сравнению с 0,9% во II квартале 2010 года[18] .
В США объем потребительских доходов в октябре 2010 года вырос на 0,5%, а объем потребительских расходов вырос на 0,3%, сообщается в докладе Министерства торговли [34] США. Аналитики ожидали сокращения доходов на 0,1% и роста расходов на 0,2%. По пересмотренным данным, в сентябре 2010 года объем потребительских доходов не изменился, а расходов вырос на 0,2%.
Динамика валового внутреннего продукта США по данным источников [13,14] (Приложение 1) выглядит следующим образом (рис.1, табл.1).
/>
Рисунок 1 – Внутренний валовой продукт США
Таблица 1 – Динамика ВВП США по кварталам с 2007-2010 гг. (млрд.долл.)
Период
Значение
Абсолютное изменение ВВП (млрд.долл.)
Темп прироста (%)
III квартал 10
13277,4
82,5
0,6
II квартал 10
13194,9
56,1
0,4
I квартал 10
13138,8
119,8
0,9
IV квартал 09
13019
158,2
1,2
III квартал 09
12860,8
50,8
0,4
II квартал 09
12810
-22,6
-0,2
Период
Значение
Абсолютное изменение ВВП (млрд.долл.)
Темп прироста (%)
I квартал 09
12832,6
-161,1
-1,2
IV квартал 08
12993,7
-229,8
-1,7
III квартал 08
13223,5
-135,5
-1,01
II квартал 08
13359
19,8
0,1
I квартал 08
13339,2
-24,3
-0,2
IV квартал 07
13363,5
95
0,7
III квартал 07
13268,5
74,4
0,6
II квартал 07
13194,1
104,8
0,8
I квартал 07
13089,3
—
-
По данным таблицы наблюдается неустойчивая динамика показателя ВВП США в период с 2007 года по 3 квартал 2009 года. Так, например, ВВП за 4 квартала 2007 года характеризовался положительной динамикой, только темпы роста отличались. Начиная с 1 квартала 2008 года наблюдается то снижение показателя ВВП, то увеличение в абсолютном выражении. Темпы роста составляют то увеличение на 1,2% (4 квартал 2009 года по отношению к 3 кварталу 2009), то снижение также на 1,7% (4 квартал 2008 года по сравнению с 3 кварталом 2008). Данная динамика наблюдается вследствие влияния глобального мирового кризиса, вызванного ипотечным кризисом, имеющим свое начало непосредственно в Соединенных штатах Америки.
Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,2% по данным за 2008 год) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остается 20,8 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 1,2 % ВВП, а промышленность даёт 19,6 % ВВП [Приложение 2]. Среди развитых стран мира США практически не имеют конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %.
Таким образом, США в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством.
Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения научно-технических революций (НТР). США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТР и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТР в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники [12].
2.2. Внешние связи и внешнеэкономическая деятельность США
Внешнеэкономическая деятельность США прослеживается в участии данной страны в международных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный валютный фонд (МВФ) и также следует отметить членство США в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) [3, с.314,356,358] и другие организации. Таким образом, для того чтобы выявить внешние связи и место США в международных экономических отношениях, рассмотрим подробно деятельность перечисленных выше организаций, которая определяет сущность внешнеэкономической деятельности США.
США входит в ВТО, основная цель которой – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем:
— ликвидации таможенных ограничений;
— устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;
— повышения реальных доходов и спроса;
— более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена [3, с.347].
США также входит в ОЭСР, которая была создана в 1961 году и включала 20 государств учредителей. Главная задача ОЭСР заключается в анализе состояния стран – членов и составлении прогноза их развития, разработке рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, а также координация политики в области финансовой помощи развивающимся государствам [3, с.344].
Далее рассмотрим деятельность США в сфере НАФТА, которая вступила в силу 1 января 1994 года. В состав ассоциации также входили Канада и Мексика. В значительной мере создание североамериканской ассоциации свободной торговли было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций (ТНК). Это было связано с тем, что на тот момент уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить финансовые, научно-технические и предпринимательские потенциалы США и Канады с важным фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. Кроме того, соглашение было необходимо для либерализации внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организации единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы трех государств [3, с.315].
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики [15].
США является центром одной из ведущих международных финансово-кредитных организаций – Международного Валютного Фонда (МВФ). Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. США является страной с наибольшей квотой (фонд МВФ формируется за счет взносов участников), входят в состав исполнительного совета (директорат), который отвечает за текущие дела МВФ. Количество голосов в МВФ распределено следующим образом: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 % [16].
Мировой кризис 2007-2009 года отразился на экономиках практически всех стран, поэтому деятельность МВФ приобрела в эти годы особую значимость – стали выдаваться так называемые антикризисные кредиты (так, например, Украина получила кредит в ноябре 2009 года в размере 3,8 млрд.долл., Сербия – 530 млн.долл.,)[ 17].
Кроме того, в столице США – Вашингтоне находятся центры следующих международных финансовых организаций: МАГИ (международное агентство по гарантированию инвестиций), МБРР (международный банк реконструкции и развития), МАР (международное агентство развития) и другие [3, с.356].
2.3. Экономические отношения России и США
Заметное влияние на позиции Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в мировой экономике оказывает их участие в мирохозяйственных связях, прежде всего в мировой торговле и международных инвестиционных процессах.
Объем внешней торговли США товарами и услугами составил в 2008 г. 4,3 трлн. долл. (1,8 трлн. долл. – экспорт, 2,5 трлн. долл. – импорт), на сентябрь 2010 года по данным источника [13] (Приложение 3) экспорт и импорт составили 154,095 и 198,098 млрд.долл. соответственно. Доля внешнеторгового оборота по отношению к ВВП к концу первого десятилетия ХХI века достигла рекордного уровня за всю историю страны – 31%, причем во многом за счет роста торговли услугами (на них приходится уже более 20% американского экспорта).
Дефицит торгового баланса США достиг в 2008 г. -820 млрд. долл., за сентябрь 2010 года он составил -44,003 млрд.долл. Отрицательное сальдо текущего платежного баланса (с учетом внешнего баланса оплаты труда и баланса инвестиционных доходов) составляло около 570 млрд. долл. Огромный пассив торгового баланса отражает использование американцами преимуществ международного разделения труда в своих интересах. США ввозят товары, произведенные с более низкими издержками в других странах мира, в том числе и в филиалах американских ТНК. С одной стороны, это ограничивает рост инфляции в стране, а с другой – позволяет американским компаниям сосредоточиться на производстве наиболее сложных, наукоемких товаров и услуг. Вместе с тем рост торгового дисбаланса имеет негативную сторону – растет объем внешнего долга США.
В 2008 г. на США приходилось 10% мирового товарного экспорта (3-е место в мире после Германии и Китая) и 16% импорта (1-е место в мире). Роль России в мировой торговле неизмеримо скромнее – всего 2,5% мирового экспорта и 1,4% мирового импорта [20]. Существенные подвижки произошли в 2009 году в первой тройке ведущих торговых держав мира. Так, в условиях всеобщего сокращения товарооборота Китай обогнал Германию по общей стоимости товарного экспорта и вышел на первое место, увеличив отрыв от оставшихся на третьем месте Соединенных Штатов. Актив торгового баланса Китая и дефицит торгового баланса США выражались в 2009 году астрономическими цифрами в 196 и 549 млрд. долл. Такие перекосы не могли не привести к напряженности в торгово-политических отношениях между этими странами [19].
Структура внешней торговли США отражает высокий уровень экономического развития страны, эффективное участие в международном разделении труда. Как в экспорте, так и в импорте доминирует продукция обрабатывающей промышленности, прежде всего высокотехнологичной. Одновременно и в вывозе, и во ввозе снижается доля сырьевых товаров, зато растет доля услуг.
Так, в товарной части американского экспорта доля продукции обрабатывающей промышленности достигает почти 90% (высокотехнологичных товаров – 30%), в импорте соответствующие показатели близки к 85% и 18%. На долю инвестиционных товаров в 2006 г. приходилось 49% экспорта. Если к ним прибавить некоторые высокотехнологичные потребительские товары, например, автомобили, медицинские приборы и лекарства, то доля промышленных товаров машиностроения и фармацевтической промышленности в американском экспорте возрастет до 64%[8]. В совокупности доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте США составила в 2006 г. более 54%, а в импорте – 42%.
Следует особо подчеркнуть конкурентные преимущества США в международной торговле услугами. Имея огромный пассивный торговый баланс товарами, превышающий уже 800 млрд. долл., США имеют устойчивое положительное торговое сальдо в международной торговле услугами, которое составило в 2005 г. почти 80 млрд. долл. (экспорт – 350,5 млрд. долл., импорт – 280,6 млрд. долл.)[9]. Рост торговли услугами растет прежде всего за счет таких статей, как туризм, транспортные услуги, различные бизнес-услуги, и в первую очередь, финансовые, торговля лицензиями и роялти, телекоммуникационные, научно-технические и другие услуги.
Современная специализация России в мировой торговле является преимущественно минерально-сырьевой. Так, в 2007 г. на долю минеральных ресурсов (нефть, газ, прочие полезные ископаемые) пришлось почти 66% стоимостной структуры российского экспорта. Вторую крупнейшую категорию российского экспорта составили металлы (16,4%) – продукт также не очень высокой степени обработки. Доля же машин, оборудования и транспортных средств составила лишь 5,8%, продукции химической промышленности – 5,6%. Конечно, в условиях дефицита энергетического сырья экономическая и политическая значимость России в мире как его поставщика повышается. Однако это не меняет места страны во втором, а то и в третьем эшелоне международного разделения труда, где ведущие позиции занимают государства с высокоразвитыми наукоемкими секторами экономики.
Одновременно с ростом роли и значения в экономике США внешней торговли можно констатировать еще больший рост масштабов движения капитала. США являются как крупнейшим международным инвестором, так и кредитором – при том что ввоз капитала в страну значительно превосходит его вывоз. Стоимость американских активов за рубежом в 2007 г. превышала 17,6 трлн. долл., в том числе прямых инвестиций (ПИИ) – 3,3 трлн. долл. В то же время стоимость иностранных инвестиций в США равнялась 20,1 трлн. долл., в том числе прямых – 2,4 трлн. долл.[21]. Таким образом, общий объем иностранных активов в США в целом превышает стоимость американских активов за рубежом на 2,5 трлн. долл., в то время как объем прямых американских инвестиций за рубежом больше прямых иностранных инвестиций в США на 0,9 трлн. долларов.
Региональная структура прямых американских инвестиций свидетельствует об их ориентации преимущественно на развитые страны. Так, на 25 стран Европейского Союза в 2007 г. приходилось 46% всех прямых инвестиций США за рубежом. Лидерами являются Великобритания (14,2% всех американских ПИИ), Нидерланды (13,3%) и Канада (9,2%). Среди развивающихся странах крупными получателями американских инвестиций выступают Мексика, Бразилия, Сингапур, быстро увеличивается роль КНР (с 2000 по 2007 г. рост с 11,1 до 28,3 млрд. долл.).
Огромную роль в вывозе капитала из США играют транснациональные корпорации – значительная часть американских капиталов инвестируется за границу через зарубежные филиалы ТНК. По официальным данным, опубликованным в 2007 г., в 2004 г. насчитывалось 2369 американских ТНК, имевших 22279 иностранных филиалов. В них было занято 21,4 млн. человек на территории США и 9 млн. работников на зарубежных предприятиях ТНК. Объем добавленной стоимости, произведенной американскими ТНК, составил в 2004 г. более 3 трлн. долл. (30% ВВП) в пропорции 70% – на американских предприятиях ТНК и 30% – в зарубежных филиалах [10].
Немало выгод приносят США и иностранные инвестиции. Хотя они занимают сравнительно скромное место в общем объеме производства в США (5,7%) и занятости (4,7%), на них приходится весьма высокая доля в американском экспорте (19%) и импорте (26%), в инвестициях в новое оборудования (10%) и НИОКР (13%). Средняя заработная плата американского рабочего, занятого в местном филиале зарубежной фирмы, составляла в 2004 г. 63 тыс. долл. в год по сравнению с 48 тыс. долл. в среднем по экономике.
В макроэкономическом плане иностранные инвестиции являются важным средством модернизации американской экономики и финансирования дефицита текущего платежного баланса США.
Россия все еще не играет заметной роли в международных инвестиционных потоках, хотя ее роль постепенно возрастает. Так, в I квартале 2009 г. объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику составил более 226 млрд. долл., в том числе прямых – 95,2 млрд. долларов.
Постепенно нарастает и экспорт (уже не бегство) российского капитала за рубеж. По оценке Центрального банка РФ, объем накопленных прямых российских инвестиций за рубежом превысил в 2007 г. 200 млрд. долларов [27]. По итогам 2009 года Россия занимает по экспорту и импорту товаров 13-е и 17-е места в мире, а по экспорту и импорту услуг – соответственно 23-е и 16-е места. По отдельным группам товаров и услуг Россия занимала в 2009 году в мировом экспорте и импорте следующие места: сельскохозяйственные товары – 10 и 5, топливо всех видов – 1 и 38, готовые изделия – 20 и 10, в том числе автомобили – 20 и 7, телекоммуникационное и офисное оборудование – 22 и 16. По экспорту черных металлов Россия заняла 4-е место в мире, по экспорту транспортных услуг – 9-е и по расходам на зарубежный туризм – 6-е место после ЕС, США, Китая, Японии и Канады [19].
Ведущие российские корпорации (ОАО «Газпром», ООО «ЛУКойл», ОАО «Северсталь» и др.) все более активно транснационализируются. Их потенциал позволяет им успешно конкурировать на внешних рынках. К сожалению, помимо чисто экономического соперничества им приходится сталкиваться с политическим давлением, с фактами недобросовестной конкуренции.
Для России иностранные инвестиции имеет первостепенное значение в качестве средства модернизации экономики. В последнее время наметился позитивный сдвиг в их отраслевой структуре – в 2000-е годы иностранный капитал все чаще приходит в обрабатывающую промышленность, в том числе наукоемкую, а не только в добывающую и пищевую промышленность, а также торговлю и услуги, что было характерно для 90-х годов ХХ века.
Таким образом, объединяя все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что экономическое взаимодействие России с США развивается практически по всем направлениям. Экономические отношения наиболее ярко прослеживаются в последнее время, поскольку в период мирового экономического кризиса многие страны объединяют свои силы по выходу из сложившейся кризисной ситуации и поддержки экономики своих стран. Далее рассмотрим экономические отношения США и России наиболее подробно за последние годы и выявим перспективы дальнейшего экономического сотрудничества.
--PAGE_BREAK--Глава 3. США и Россия: перспективы экономических отношений
Экономические связи Россия – США представляют собой важный элемент двусторонних взаимоотношений. В прошлом десятилетии для них была в основном создана новая организационно-правовая основа: заключен ряд договоров и соглашений о развитии торговли, содействии капиталовложениям, сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных вопросах и т.п.
В 2007 г. товарооборот России и США составил, по данным российской статистики, 7,4 млрд. долл. Наш экспорт составил более 8,0 млрд. долл., а импорт из США – более 9,4 млрд. долл. Таким образом, Россия утратила положительное сальдо внешнеторгового баланса, которое она удерживала много лет. США были одним из основных торговых партнеров России среди промышленно развитых стран, занимая 11-е место по объему российского экспорта и 3-е место по объему российского импорта. При этом на долю США в 2007 г. приходилось 3,9% всего товарооборота России. В свою очередь, доля России во внешнеторговом обороте США составляла 0,8% (26-е место среди торговых партнеров США)[22].
Следует отметить значительные разночтения в оценках масштабов взаимной торговли в российской и американской статистике. Так, по американским данным, в 2005 г. объем двусторонней торговли превысил 20 млрд. долл., в 2006 г. – 23,5 млрд. долл., а в 2007 г. – 26,7 млрд. долл. По американской статистике США имеют пассивное сальдо внешней торговли США с РФ – в 2007 г. оно составило около 12 млрд. долл. При этом экспорт России в США в 2007 г. составил более 19 млрд. долл., импорт из США – 7,4 млрд. долл. Если оценки американского экспорта в Россию достаточно близки (4,5–5 млрд. долл.), то различия в показателях российского экспорта в США очень существенны. Это связано с использованием различных методик таможенного учета движения товаров: в США к российскому экспорту относятся и российские товары, поступившие туда из третьих стран, т.е. учитывается реэкспорт[21].
Более детальное рассмотрение структуры российско-американской торговли свидетельствует о ее явной товарной асимметрии. В экспорте России преобладали черные металлы (28%), продукты неорганической химии (17%), алюминий и изделия из него (16,5%). В 2005–2006 гг. в структуре российского экспорта произошли заметные изменения – на первое место вышло энергетическое сырье, в частности, нефть, минеральное топливо, битумные смолы, озокерит.
В 2008 г. на нефть и нефтепродукты пришлось 51% общего объема экспорта. Вторую по величине товарную группу составили цветные металлы (17%), третью – черные металлы (12%). Прочие товары представлены в российском экспорте менее заметно: на продукты неорганической химии пришлось 6% стоимостного объема экспорта, на драгоценные камни – 4%, на морепродукты – 2%, удобрения – 1%, лесоматериалы – 1%, прочие товары – оставшиеся 6%.
Характерной чертой российского экспорта в США в начале 2000-х годов стал быстрый рост объемов поставок нефти и нефтепродуктов – с 2002 по 2006 г. стоимость поставок этих товаров составила почти 28 млрд. долл. и увеличилась в 8 раз по сравнению с 1992–2001 г. (3,3 млрд. долл.). В 2008 г. Россия находилась на 9-м месте среди поставщиков нефти и нефтепродуктов в США (3% рынка)[30], причем среди стран, не входящих в ОПЕК, Россия заняла 3-е место по поставкам нефти в США, уступая Канаде и Мексике.
Причины столь интенсивного роста масштабов торговли в области нефтяных ресурсов обусловлены взаимными интересами обеих стран. США стремятся диверсифицировать поставки нефти из-за рубежа, уменьшить свою зависимость от основных стран – экспортеров нефти. Для России чрезвычайно важным является техническое содействие США в освоении огромных месторождений углеводородов, модернизация нефтеперерабатывающих мощностей, создание инфраструктуры нефте- и газодобывающих регионов, в том числе создание мощностей для поставок сжиженного газа.
Заметное место в российском экспорте в США занимают черные и цветные металлы. Лидирующее положение здесь занимает алюминий – на его долю в 2006 г. приходилось 58% стоимости всех поставок цветных металлов (около 2 млрд. долл.). На долю меди приходилось 23% стоимости экспорта цветных металлов (742 млн. долл.), никеля – 20% (645 млн. долл.). Объем поставок черных металлов (стали и изделий из нее) также составляет весьма значительную величину – около 1,7 млрд. долларов.
Важной статьей российского экспорта в США является продукция неорганической химии и радиоактивные вещества – 1,2 млрд. долл. в 2007 г. На 75% данная товарная группа состоит из радиоактивных элементов и изотопов; среди прочих товаров предоставлены аммиак, амальгамы, фосфиниты. Доля данной группы в общем объеме российского экспорта сокращается – с 13% в 2002 г. до 6% в 2007 г. – вследствие опережающего роста других статей российского экспорта[31].
В российском импорте из США преобладают машины и оборудование (нефтегазовое оборудование, самолеты, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника) – 63% в 2007 г. Наиболее крупными статьями были машины, станки и реакторы (27%), транспортное оборудование (16%), аэрокосмическое оборудование (9%), электротехническое оборудование (6%), оптическое и медицинское оборудование (5%). Значительное место в импорте занимают также пищевые продукты – мясо и пищевые субпродукты (13%), хотя по сравнению с прошлым десятилетием доля мяса (на 3/4 это курятина и на 1/4 свинина) заметно сократилась (в 1996 г. она составляла 30%)[32].
Таким образом, в российском экспорте в США преобладает сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции, в импорте же – технологии и продовольствие. Иначе говоря, несмотря на положительное сальдо, в торговле с США Россия выступает преимущественно как страна, обладающая экономическим потенциалом более низкого уровня. Тем не менее, на данном историческом этапе такая структура товарооборота с США (для которой характерна высокая доля машинно-технической продукции в нашем импорте) представляется положительным явлением с точки зрения задач модернизации российской экономики.
Потенциал российско-американской торговли лимитируется масштабами экономик обеих стран (российский ВВП составляет 7,7% ВВП США по рыночному курсу и 15–17% по ППС). Различны и позиции обеих стран в мировой торговле – внешнеторговый оборот США в 2006 г. составил 3.6 трлн. долл., России – 470 млрд. долларов [33].
В 2008 г. США занимали 3-е место после ФРГ и Китая в мировом экспорте, Россия – лишь 15-е; доля США в мировом экспорте машин и оборудования – более 17%, России – около 4%. Вместе с тем определенный потенциал для расширения взаимной торговли имеется – прежде всего за счет наращивания традиционных статей российского экспорта в США (металлов, химических товаров, а также топлива) и, в свою очередь, увеличения закупок американских машин и оборудования для обновления технологического парка российской промышленности [32].
Значение торгово-экономических отношений с Соединенными Штатами для России не исчерпывается количественными показателями. Гораздо важнее другое – инвестиционные возможности США, их роль на мировом рынке высоких технологий, а также в международных экономических и финансовых организациях.
Для США значение торгово-экономических связей с Россией гораздо меньше. Тем не менее, в перспективе они могут занять существенное место во внешнеэкономических связях США. Об этом свидетельствует рост импорта из России цветных и черных металлов, нефти, некоторых других товаров. Главный же интерес для США наша страна представляет как огромный потенциальный рынок товаров и капиталов.
В отношении России можно и нужно постепенно повышать степень переработки поставляемых в США товаров. Используя американские инвестиции, Россия с ее относительно дешевой и высококвалифицированной рабочей силой способна активно развивать сборочные производства, выпуск машинно-технической продукции и товаров легкой промышленности для дальнейшей поставки как на внутренний рынок, так и за рубеж, в том числе в США. О том, что такие возможности имеются, свидетельствует опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций.
Инвестиционное взаимодействие
По масштабам накопленных иностранных инвестиций в России США занимают 8-е место. Так, в 2009 г. американские накопленные инвестиции здесь составили 7,7 млрд. долл., в т.ч. прямые – 3,4 млрд. (6-е место). Например, в 2007 г. американские инвестиции в Россию составили 2,8 млрд. долл.[33], что составляет 2,3% от общего годового притока иностранных инвестиций (120,9 млрд. долл.).
В последнее время в ежегодном притоке иностранного капитала в экономику России доля США сокращается. Если в 2000 г. она составляла 14,6% (1-е место), то, начиная с 2001 г., лидирующие позиции в импорте капитала в Россию стали занимать российские же активы, ранее размещенные за границей (прежде всего, в офшорных зонах) и реинвестируемые в экономику страны. Речь идет о таких странах, как Кипр, Люксембург, Виргинские острова. На долю США в 2009 г. приходилось лишь 5,3 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, превысившего 226 млрд. долларов.
Приоритетными сферами американских прямых инвестиций в экономику России являются топливная (57%) и пищевая промышленность (14%). В совокупности они дают около 71% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций (ППИ)[34]. Американский капитал широко представлен в нефтегазовом секторе РФ (ConocoPhilips, ExxonMobil, ChevronTexaco и др.). Так, одним из успешных проектов является участие ConocoPhilips в совместном предприятии «Полярное сияние», занятом разработкой Ардалинского нефтяного месторождения в Республике Коми. Компания ExxonMobil является оператором международного консорциума «Сахалин-1», ее доля в проекте 30%. Chevron принимает участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).
Другой крупной отраслью приложения инвестиций является аэрокосмическая промышленность. В частности, корпорация LockheedMartin финансирует проекты по запуску спутников и космических станций с помощью российских ракетоносителей. Boeing (Боинг) совместно с российскими КБТМ и РКК «Энергия», а также украинскими «КБ Южное» и «Южмаш» и норвежской Kwaerner участвует в проекте «Морской старт» по коммерческому запуску тяжелых спутников из акватории Тихого океана.Boeing создал в России несколько инжиниринговых центров, в которые инвестировал около 1 млрд. долл. и участвует в проекте создания российского регионального самолета Sukhoi RRJ.
Американские компании активно действуют в пищевой промышленности. Компания «Кока-Кола» (Coca-Cola) контролирует 40% российского рынка безалкогольных напитков, имея 11 заводов в различных регионах России. Более 250 млн. долл. инвестировала в российскую экономику корпорация «Макдоналдс» (McDonald’s), к 2007 г. в России функционировало 172 закусочных в 37 городах страны.
Более 20% табачного рынка России контролирует компания «BAT Russia» (Бритиш Американ Тобакко), в отрасли действует также компания Филипп Моррис (PhilipMorris) (3 фабрики в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Краснодаре). В пищевой промышленности функционируют компании Mars (Марс) и Pepsico (Пепси) построившие предприятия в различных регионах страны.
Проект корпорации Ford (Форд) в г. Всеволожске Ленинградской области – пример успешного инвестиционного сотрудничества между США и Россией в автомобильной промышленности. Предприятие произвело в 2007 г. более 50 тыс. автомобилей «Форд Фокус» различных модификаций, открыто около 150 дилерских центров. Чрезвычайно важной в проекте является кооперация с российскими поставщиками – в 2006 г. от них на сборочный конвейер поступало до 40% всех комплектующих.
Другой пример – совместное предприятие General Motors и ОАО «АвтоВАЗ». Общий объем инвестиций в проект, в котором участвует также Европейский банк реконструкции и развития, превысил 330 млн. долл. Предприятие выпускает две модели – внедорожник «Шевроле Нива» и седан «Шевроле Вива». Кроме того, в Калининградской области на производственных мощностях российского предприятия «Автотор» ведется сборка внедорожников «Хаммер» и нескольких моделей других брендов фирмы («Кадиллак» и «Шевроле»). General Motors решила начать строительство собственного предприятия в Ленинградской области, которое должно быть завершено в 2008 г. (инвестиции – более 300 млн. долл., объем производства – 25 тыс. автомобилей в год).
Таким образом, начиная с 2000-х годов растет присутствие американских фирм в обрабатывающей промышленности России. Это отражает осознание и позитивную оценку ими конкурентных преимуществ российского рынка – квалификацию рабочей силы, значительный потенциал для развития наукоемких производств. Имеет значение и то, что благодаря высоким темпам роста экономики в первой половине текущего десятилетия и политической стабильности международные рейтинговые агентства неуклонно повышали инвестиционный рейтинг нашей страны. Так, в индексе инвестиционной привлекательности, рассчитанном компанией A.T. Kearny, в 2007 г. Россия была поставлена на 9-ю позицию среди самых привлекательных в инвестиционном отношении стран после Китая, Индии, США, Великобритании, Гонконга, Бразилии, Сингапура и САЭ[35]. Позже, в силу ухудшения экономических условий и начавшегося мирового финансового кризиса, рейтинг России вновь был понижен.
В целом, несмотря на некоторый рост инвестиций в обрабатывающую промышленность, до сих пор предпочтения американских компаний концентрируются на ресурсодобывающих отраслях, финансовом секторе, общественном питании, пищевой промышленности, т.е. отраслях с быстро окупаемыми капиталовложениями и, как правило, невысокой степенью обработки.
Весьма неравномерной остается региональная структура американских вложений. Американский капитал концентрируется в регионах с развитой финансовой, промышленной и организационной инфраструктурой либо там, где осуществляются крупные проекты по добыче полезных ископаемых. На шесть субъектов Российской Федерации – Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Сахалинскую области и Республику Коми – приходится около 70% накопленных прямых иностранных инвестиций (ППИ).
Одновременно все более заметными становятся российские инвестиции в США. Объем накопленных российских инвестиций составил, по разным оценкам, в начале 2008 г. от 600 млн. до 2 млрд. долл. Российский капитал представлен в США в нефтяном бизнесе, металлургической и химической промышленности. Так, ООО «ЛУКойл» выкупил сеть бензозаправочных станций Getty Petroleum, «Норильский никель» приобрел 56% акций Steelwater Mining, «Северсталь» приобрела сталелитейную компанию Rouge Industries, а «ЕвразГруп» – Oregon Steel Mills, а также 73% акций крупного американского производителя ванадия Старкор (Startcor).
Пока рано говорить о существенной роли российских инвестиций в экономике США. Американские вложения в Россию более чем в несколько раз превышают российские в американскую экономику. Однако сам приход наших корпораций в США – принципиально новое явление в двусторонних экономических отношениях.
Очевидно, что, несмотря на заметные позиции США в области капиталовложений, их объем далек от желаемых и возможных с учетом, с одной стороны, потребностей и возможностей российского рынка, а с другой – американского инвестиционного потенциала. При огромных потребностях в иностранных инвестициях Россия, даже в сравнении с Восточной Европой или Китаем, привлекла инвестиций из-за рубежа во много раз меньше как по общему объему, так и на душу населения.
Однако существуют некоторые проблемы, которые сдерживают более активное освоение российского рынка американскими инвесторами. Прежде всего, это несовершенство, противоречивость и неполнота российского законодательства. При этом речь идет не только и, может быть, не столько о законах, регулирующих условия и механизм иностранных инвестиций. Формально инвестиционное законодательство (1991 г., 1999 г.) гарантирует иностранным инвесторам равные с национальными инвесторами права, т.е. предоставляет им национальный режим. Существующие ограничения на иностранные инвестиции в отдельные секторы экономики носят достаточно либеральный характер и не выходят за рамки общепринятых правил многих других стран. Речь идет о более широком политико-экономическом контексте, а также о реальном воплощении уже принятых законов.
Немало претензий можно предъявить и к США. В 1990-е годы там был отменен ряд законодательных актов дискриминационного характера по отношению к России, в частности, на нее был распространен режим Генеральной системы преференций. Однако режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) по-прежнему предоставляется нашей стране лишь на временной основе, поскольку не отменена пресловутая поправка Джексона – Вэника 1974 г. к закону «О торговле». Кроме того, для России до настоящего времени существуют ограничения на поставки технологий двойного назначения, в частности, компьютеров последних поколений.
До 2002 г. Россия рассматривалась в США как страна с нерыночной экономикой, что позволяло использовать против нее более жесткие антидемпинговые правила. В результате ставки ввозных пошлин на многие российские товары были существенно выше, чем на товары других стран. С целью прекращения антидемпинговых расследований, чреватых запретом импорта из России, российские производители были вынуждены идти на количественные ограничения поставок своей продукции и соглашения по ценам. В 2000 г., например, были заключены соглашения об ограничении поставок металлургической продукции в США. Важно, чтобы предоставленный России статус страны с рыночной экономикой был полноценно реализован на практике [7].
Серьезным фактором расширения возможностей экономического взаимодействия двух стран стало бы вступление России в ВТО. Однако и в этом вопросе, несмотря на согласование практически всех спорных моментов, Конгресс США и в 2007 г. отказывался поддержать принятие России в эту международную организацию, прежде всего по политическим мотивам.
Таким образом, для выхода двусторонних экономических отношений на новый уровень обеим странам необходимо преодолеть целый ряд внутренних проблем, а также бытующих в политических кругах и общественном мнении предубеждений и опасений в отношении друг друга.
Мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. выявил не только серьезность существующих перед мировым сообществом экономических, социальных, финансовых и иных вызовов, но и необходимость совместного их разрешения. Это в полной мере касается России и США. Обнадеживающим для перспектив двустороннего сотрудничества является взаимодействие двух стран в многосторонних усилиях по преодолению кризиса, а также ясно выраженное стремление расширить двусторонние экономические связи. Принято, в частности, решение создать двустороннюю комиссию по развитию экономических отношений между Российской Федерацией и США [6, с.14-23].
Таким образом, рассмотрев все особенности взаимоотношений России и Соединенных Штатов Америки, следует определить перспективы торгово-экономического сотрудничества обеих стран в будущем. Можно выделить несколько принципиальных моментов, способных определить вектор развития в данной области.
Во-первых, это стратегические и тактические интересы обеих сторон как долгосрочного, так и краткосрочного характера. При их реализации необходимо учитывать как национальные интересы стран, так и интересы отдельных групп правящих элит, в том числе и часто разнонаправленные устремления отдельных военно-промышленных, энергетических, финансовых, аграрных и т.д. группировок в каждой из стран.
Во-вторых, это долговременные стратегии и конкретная политика, обеспечивающая эти интересы. Насколько продуманной, учитывающей всю совокупность интересов как своей страны, так и другой, является та или иная политика, будет в немалой степени зависеть эффективность и динамика российско-американских экономических связей.
В-третьих, это реальные и потенциальные возможности экономик обеих стран, их предприятий, иначе говоря, совокупность их конкурентных преимуществ и слабостей. Это касается роли и значения отдельных факторов производства в экономиках обеих стран (капитала, труда, НТП, предпринимательского потенциала, ресурсов); емкости и динамики внутреннего спроса; развития основных и вспомогательных отраслей, производящих товары на экспорт; конкурентных стратегий отдельных предприятий, их способности адаптироваться к глобализирующейся экономике.
В-четвертых, это объективные и субъективные факторы, препятствующие развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей между Россией и США, в том числе несовершенное или дискриминационное законодательство, разного рода ограничения в торговле, политические и экономические препятствия по отношению друг к другу на рынках третьих стран и т.д.
Основные задачи США в торгово-экономическом сотрудничестве с нашей страной состоят в том, что это сугубо прагматические цели, преследующие либо интересы США в целом, либо отдельных финансово-экономических комплексов или компаний. Среди них – задача содействия созданию в России экономики рыночного типа с понятными и ясными Западу правилами и законами. И это вовсе не благотворительность. Только с такой экономикой США могут осуществлять выгодную торговлю, осуществлять инвестиционную деятельность с минимальными рисками. При этом вряд ли Соединенные Штаты хотят значительного усиления российской экономики, возникновения дополнительной конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Тем не менее, рассматривая Россию как потенциально огромный рынок для своих капиталов, товаров и услуг, США объективно заинтересованы в его достаточно высокой степени развития, в высокой покупательной способности российских потребителей.
Можно выделить также ряд более конкретных прагматических задач, которые преследуют США в экономическом сотрудничестве с Россией. Среди них – инвестиции в высокодоходные и перспективные отрасли российской промышленности, получение доступа к российским сырьевым и интеллектуальным ресурсам на выгодных для США условиях. Это подтверждается уже существующими направлениями экспансии американского капитала в Россию, утечкой умов из России в США, использованием для нужд американских компаний российских научно-технических кадров на территории России. В 1990-е годы, например, США содействовали конверсии российских оборонных предприятий, имея в виду ослабление как нашего военного потенциала, так и конкурентоспособности российских производителей военной техники на мировом рынке. В этом же ряду стоит активное противодействие проникновению российских производителей (например, ракетных и ядерных технологий) на рынки третьих стран, а также российских экспортеров сырья, металлов и других видов продукции на американский рынок.
Некоторые из целей США объективно совпадают с интересами России (создание эффективной рыночной экономики, приток инвестиций в нашу экономику, расширение торговли, сотрудничество в области космоса и т.д.). Вместе с тем мы должны противодействовать стремлению американцев получить неконтролируемый доступ к нашим природным богатствам, интеллектуальным и научно-техническим ресурсам. Нужно добиваться устранения ограничений на экспорт из США высокотехнологичного оборудования, на российские поставки в США. Необходимо договориться с США о цивилизованной конкуренции на рынках третьих стран в тех отраслях, где Россия вполне конкурентоспособна (вооружение, ракетные и атомные технологии).
В целом, можно говорить о значительном потенциале экономического сотрудничества между Россией и США даже при нынешних весьма несовершенных условиях. Конкретный ход событий будет определяться стратегическими интересами обеих стран, а также усилиями по преодолению существующих с обеих сторон барьеров и предубеждений.
Заключение
Для всех развитых характерен трехуровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни:
Уровень спонтанно-рыночного регулирования
Уровень корпоративного регулирования
Уровень государственного регулирования
В общественно-экономическом плане развитие хозяйства развитых стран базируется на капиталистическом способе производства, т.е. на определенном единстве и взаимодействии производительных сил (факторов производства) и производственных отношений, определяемых собственностью на средства производства. В данном случае в основе выделения подсистемы лежат отношения собственности и связанные с ними формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления. При этом внутри данной подсистемы уживаются, соседствуют различные образования, отличающиеся по структуре, временному фактору и характеру преобразований.
Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем мирового хозяйства высоким уровнем экономического развития. Данные различия в уровнях экономического развития не являются выражением только особых условий второй половины XX в. Это результат длительного социально-экономического и исторического развития.
Буржуазные революции преобразовали все сферы жизни западных стран. Беспрецедентные изменения произошли в социальной структуре общества. Классовые отношения стали профилировать социальную структуру общества, хотя непрерывно меняющееся экономическое и социальное положение многих групп и прослоек населения смазывает четкую картину классового деления.
Развитые капиталистические страны как подсистема мирового хозяйства являются самоорганизующимися образованиями, находящимися в состоянии развития и взаимодействия с внешней средой.
Одна из главных характеристик современных национальных хозяйств развитых стран (РС) — их «открытость» в мировое хозяйство, открытость внешнему миру, прежде всего друг другу. Все развитые страны ведут интенсивную внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), активно используя преимущества международного разделения труда. Господство РС в мировом производстве непрерывно воссоздает условия для их доминирования и в системе международных экономических отношений. Это же обстоятельство, как и высокая эффективность национальных хозяйств РС, позволяет им проводить либеральную внешнеэкономическую политику.
Экономика США — крупнейшая экономика мира по объёму валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС). Экономика США является одной из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики. Основная роль в принятии экономических решений принадлежит публичным корпорациям и частным компаниям.
Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,2% по данным за 2008 год) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остается 20,8 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 1,2 % ВВП, а промышленность даёт 19,6 %. Среди развитых стран мира США практически не имеют конкурентов по своему индустриальному развитию.
Внешнеэкономическая деятельность США прослеживается в участии данной страны в международных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный валютный фонд (МВФ) и также следует отметить членство США в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и другие организации.
Экономическое взаимодействие России с США развивается практически по всем направлениям. Серьезным фактором расширения возможностей экономического взаимодействия двух стран стало бы вступление России в ВТО. Однако и в этом вопросе, несмотря на согласование практически всех спорных моментов, Конгресс США и в 2007 г. отказывался поддержать принятие России в эту международную организацию, прежде всего по политическим мотивам.
Экономические отношения наиболее ярко прослеживаются в последнее время, поскольку в период мирового экономического кризиса многие страны объединяют свои силы по выходу из сложившейся кризисной ситуации и поддержки экономики своих стран.
Мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. выявил не только серьезность существующих перед мировым сообществом экономических, социальных, финансовых и иных вызовов, но и необходимость совместного их разрешения, что в полной мере касается России и США.
Перспективы торгово-экономического сотрудничества обеих стран в будущем:
стратегические и тактические интересы обеих сторон как
долгосрочного, так и краткосрочного характера;
долговременные стратегии и конкретная политика, обеспечивающая
эти интересы;
реальные и потенциальные возможности экономик обеих стран, их
предприятий, иначе говоря, совокупность их конкурентных преимуществ и слабостей;
объективные и субъективные факторы, препятствующие развитию
взаимовыгодных торгово-экономических связей между Россией и США, в том числе несовершенное или дискриминационное законодательство, разного рода ограничения в торговле, политические и экономические препятствия по отношению друг к другу на рынках третьих стран и т.д.
Можно выделить также ряд более конкретных прагматических задач, которые преследуют США в экономическом сотрудничестве с Россией. Среди них – инвестиции в высокодоходные и перспективные отрасли российской промышленности, получение доступа к российским сырьевым и интеллектуальным ресурсам на выгодных для США условиях.
Некоторые из целей США объективно совпадают с интересами России (создание эффективной рыночной экономики, приток инвестиций в нашу экономику, расширение торговли, сотрудничество в области космоса и т.д.). Вместе с тем мы должны противодействовать стремлению американцев получить неконтролируемый доступ к нашим природным богатствам, интеллектуальным и научно-техническим ресурсам. Нужно добиваться устранения ограничений на экспорт из США высокотехнологичного оборудования, на российские поставки в США. Необходимо договориться с США о цивилизованной конкуренции на рынках третьих стран в тех отраслях, где Россия вполне конкурентоспособна (вооружение, ракетные и атомные технологии).
В целом, можно говорить о значительном потенциале экономического сотрудничества между Россией и США даже при нынешних весьма несовершенных условиях. Конкретный ход событий будет определяться стратегическими интересами обеих стран, а также усилиями по преодолению существующих с обеих сторон барьеров и предубеждений.
Список литературы
Федеральный закон № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Консультант плюс
Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (изменениями 7 мая 2009 года) // Консультант плюс, Гарант
Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник / Под ред.проф.А.С.Булатова.-М.: Экономистъ, 2005. – 734 с.
Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник / под ред.Лаврушин О.И..-2-е изд., перераб.и доп.-М.: Финансы и статистика, 2003.-464с.
Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов.2-е изд. перераб. и доп. М.: Юнити, 2006 – 735 с.
Супян В. США и Россия: межхозяйственные позиции и перспективы экономических отношений. // МЭ и МО: мировая экономика и международные отношения. – 2008 г., №7. – с. 14-23.
продолжение
--PAGE_BREAK--Супян В.Б. Мирохозяйственные позиции и экономические отношения России и США в начале ХХI века// МЭ и МО: мировая экономика и международные отношения. – 2010 г., №2.
Economic Report of the President, Wash., 2007. p. 50.
Economic Report of the President, Wash., 2007. p. 173.
Economic Report of the President, Wash., 2007, p. 182.
www.likt590.ru/project/model1/2.1.html
ru.wikipedia.org/wiki/
quote.rbc.ru/macro/country/24.shtml
supernovum.ru/forum/read.php?2,235161
www.ereport.ru/articles/ecunions/nafta.htm
ru.wikipedia.org/wiki/IMF
lenta.ru/news/2009/07/10/credit/
quote.rbc.ru/macro/country/24.shtml
www.ng.ru/ideas/2010-11-17/5_wto.html
www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/US
www.census.gov/compendia/statab/tables/08
www.gks.ru/free_doc/2008/b07_11/07-07.html
www.ilo.org/global/About_the_ILO/media_and_public_information/press-releases/lang_en/wcms
http://cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/US
http://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/US
http://www.census.gov/compendia/statab/tables/09s1249.pdf
http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=iip_rf.htm
http://www.gks.ru/bgd/free/b 08_11.
census .gov/compendia/statab/tables/09s1266.pdf
www.eia.doe.gov/pub/oil_gas/petroleum/analysis_publications/oil_market_basics/trade_text.html
www.census.gov/foreigntrade/statistics/product/enduse/imports/e4621.html
www.census.gov/foreigntrade/statistics/product/enduse/exports/e4621.html
www.gks.ru
http:/www.unctad.org/en/docs/wir2007p1_en.pdf
http:/www.atkearney.com/res/shard/FDICI_2007.pdf
Приложение 1
Период
Значение
Ед. изм.
Изменение абс.
Изменение, % QoQ
Изменение, % YoY
Дата публ.
III квартал 10
13277.4
млрд долл
82.5
2.5
3.2
23.11.10
II квартал 10
13194.9
млрд долл
56.1
1.7
3
30.09.10
I квартал 10
13138.8
млрд долл
119.8
3.7
2.4
25.06.10
IV квартал 09
13019
млрд долл
158.2
5
0.2
26.03.10
III квартал 09
12860.8
млрд долл
50.8
1.6
-2.7
22.12.09
II квартал 09
12810
млрд долл
-22.6
-0.7
-4.1
30.09.09
I квартал 09
12832.6
млрд долл
-161.1
-4.9
-3.8
25.06.09
IV квартал 08
12993.7
млрд долл
-229.8
-6.8
-2.8
26.03.09
III квартал 08
13223.5
млрд долл
-135.5
-4
-0.3
23.12.08
II квартал 08
13359
млрд долл
19.8
0.6
1.2
26.09.08
I квартал 08
13339.2
млрд долл
-24.3
-0.7
1.9
29.05.08
IV квартал 07
13363.5
млрд долл
95
2.9
2.3
27.03.08
III квартал 07
13268.5
млрд долл
74.4
2.3
2.3
30.01.08
II квартал 07
13194.1
млрд долл
104.8
3.2
1.8
30.09.07
I квартал 07
13089.3
млрд долл
28.6
0.9
1.3
29.06.07
IV квартал 06
13060.7
млрд долл
94.8
3
2.4
30.03.07
III квартал 06
12965.9
млрд долл
3.4
0.1
2.2
29.12.06
II квартал 06
12962.5
млрд долл
46.6
1.4
3
29.09.06
I квартал 06
12915.9
млрд долл
167.2
5.4
3
30.06.06
IV квартал 05
12748.7
млрд долл
65.5
2.1
2.7
31.03.06
продолжение
--PAGE_BREAK--
Приложение 2
/>
Рисунок 2 — Структура валового внутреннего продукта США за 2008 [14]
Приложение 3
Макроэкономическая статистика: США
Показатель
Период
Значение
Ед. изм.
Изм. абс.
Изм., % MoM
Изм., % QoQ
Изм., % YoY
Дата публ.
ВВП
ВВП США
III квартал 10
13277.4
млрд долл
82.5
—
2.5
3.2
23.11.10
Дефлятор ВВП
III квартал 10
111.1
%
0.6
—
2.2
1.2
23.11.10
Индекс лидирующих индикаторов
Октябрь 10
111.3
%
—
0.5
—
6.3
18.11.10
Номинальный ВВП
III квартал 10
14750.2
млрд долл
171.5
—
4.8
4.5
23.11.10
Персональное потребление
III квартал 10
9340.3
млрд долл
64.6
—
2.8
—
23.11.10
Инфляция
Индекс потребительских цен
Октябрь 10
218.9
%
0.5
0.2
—
1.2
17.11.10
Индекс потребительских цен без учета цен на продукты питания и энергоносители
Октябрь 10
221.8
%
0
0
—
0.6
17.11.10
Индекс цен производителей
Октябрь 10
181
%
0.8
0.4
—
4.3
16.11.10
Индекс цен производителей без учета цен на продукты питания и энергию
Октябрь 10
173.7
%
-1
-0.6
—
1.5
16.11.10
Цены на импорт
Октябрь 10
-
%
—
0.9
—
3.6
10.11.10
Цены на экспорт
Октябрь 10
-
%
—
0.8
—
5.8
10.11.10
Показатели рынка труда
Изменение средней почасовой оплаты труда
Октябрь 10
19.17
долл
0.07
0.4
—
2.1
05.11.10
Новые рабочие места без с/х
Октябрь 10
151
тыс.
192
—
—
—
05.11.10
Новые рабочие места в промышленном секторе
Октябрь 10
-7
тыс.
-5
—
—
0.6
05.11.10
Первоначальные обращения безработных
20.11.10
407
тыс.
-34
—
—
—
24.11.10
Повторные обращения безработных
13.11.10
4182
тыс.
-142
—
—
—
24.11.10
Производительность труда в несельскохозяйственном секторе
III квартал 10
110.9
%
0.5
1.9
—
2.5
04.11.10
Средняя продолжительность рабочей недели
Октябрь 10
33.6
час.
0.1
—
—
—
05.11.10
Уровень безработицы
Октябрь 10
9.6
%
—
0
—
—
05.11.10
Монетарные индикаторы
Ежемесячный отчет по федеральному бюджету
Октябрь 10
-140.4
млрд долл
-105.76
—
—
—
10.11.10
Ставка ФРС США
03.11.10
0.25
%
—
0
—
—
03.11.10
Промышленность
Задействованные производственные мощности
Октябрь 10
74.8
%
—
0
—
—
16.11.10
Заказы на товары длительного пользования
Октябрь 10
196.045
млрд долл
-6.79
-3.3
—
9.5
24.11.10
Запасы произведенных товаров на складах в США
Август 10
1386.51
млрд
8.55
0.6
—
4.7
15.10.10
Индекс деловой активности в производственной сфере
Октябрь 10
56.9
пункты
2.5
—
—
—
01.11.10
Индекс менеджеров по закупкам в сфере услуг
Октябрь 10
54.3
пункты
1.1
—
—
—
03.11.10
Индекс менеджеров по закупкам, Чикаго
Октябрь 10
60.6
пункты
0.2
—
—
—
29.10.10
Объем продаж авто внутри страны
Октябрь 10
9.27
млн
0.45
5.1
—
16.8
04.11.10
Объем продаж автомобилей (всего)
Октябрь 10
12.25
млн
0.52
4.4
—
17.4
04.11.10
Объем промышленного производства
Октябрь 10
93.4
%
0
0
—
5.3
16.11.10
Объем промышленных заказов
Сентябрь 10
420.024
млрд долл
8.76
2.1
—
10
03.11.10
Товарные запасы на складах оптовой торговли
Сентябрь 10
416.952
млрд долл
6.22
1.5
—
7.9
09.11.10
Ценовая составляющая индекса ISM
Октябрь 10
71
пункты
0.5
—
—
—
01.11.10
Внешняя торговля
Объем импорта
Сентябрь 10
198.098
млрд долл
-1.97
-1
—
17
10.11.10
Объем экспорта
Сентябрь 10
154.095
млрд долл
0.5
0.3
—
14.8
10.11.10
Торговый баланс
Сентябрь 10
-44.003
млрд долл
2.5
5.4
—
—
10.11.10
Потребительский рынок
Объем розничных продаж
Октябрь 10
373.103
млрд долл
4.53
1.2
—
7.3
15.11.10
Объем розничных продаж без учета продаж автомобилей
Октябрь 10
306.098
млрд долл
1.32
0.4
—
6
15.11.10
Персональные доходы
Октябрь 10
12676.9
млрд долл
57.6
0.5
—
4.1
24.11.10
Персональные расходы
Октябрь 10
10463.7
млрд долл
44
0.4
—
3.6
24.11.10
Потребительский кредит
Сентябрь 10
2411.71
млрд долл
2.1
—
—
-2.9
05.11.10
Рынок недвижимости
Количество незавершенных продаж на рынке недвижимости
Сентябрь 10
80.9
%
—
-1.8
—
-24.9
05.11.10
Количество проданных домов на вторичном рынке жилья
Октябрь 10
4.43
млн
-0.1
-2.2
—
-25.9
23.11.10
Медианная цена нового дома
Октябрь 10
194.9
тыс. долл
-31.4
—
—
-9.4
24.11.10
Медианная цена продаж жилых домов на вторичном рынке
Октябрь 10
170.5
тыс. долл
-1
—
—
-0.9
23.11.10
Объем расходов на строительство
Сентябрь 10
801.748
млрд долл
4.29
0.5
—
-10.4
01.11.10
Объем строительства новых домов
Октябрь 10
519
тыс. единиц
-69
-11.7
—
-1.9
17.11.10
Продажи новых домов
Октябрь 10
283
тыс.
-25
-8.1
—
-28.5
24.11.10
Разрешения на строительство
Октябрь 10
550
тыс. единиц
3
0.5
—
-4.5
17.11.10
Индикаторы настроений
Индекс ФРС Филадельфии по деловым настроениям
Ноябрь 10
22.5
пункты
21.5
—
—
—
18.11.10
Индекс потребительского доверия
Октябрь 10
50.2
пункты
1.6
—
—
—
26.10.10