--PAGE_BREAK--Индексный метод является основным методом всестороннего статистического исследования цен.
Индекс цен — относительный показатель выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или в пространстве /9, с.554/.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:
(18)
где pi1 – цена на товар в текущем периоде,
pi0– цена на товар в базисном периоде /4, с.272/.
Индивидуальные индексы характеризуют динамику цены конкретного товара /9, с.555/.
Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней.
Базисного периода времени (формула Ласпейреса)
(19)
где qi0– объем продаж в базисном периоде,
qi1 – объем продаж в текущем периоде.
Текущего периода времени (формула Пааше)
. (20)
Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов) /7, с.304/.
Изучение динамики розничных цен (например, для получения дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели отчетного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде. Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.
Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).
Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.
Формула Эджворта — Маршалла:
(21)
Формула улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов /7, с.305/.
Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера.
(22)
Он оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.
Индексы при систематическом расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.
Применение системы переменных весов (по количеству товаров отчетного года) в индексном ряду цен порождает ошибку при переходе от цепных индексов к базисным и обратно, так как позитивна корреляция между текущим изменением цен и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство — сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается /7, с.306/.
Индексный метод широко применяется также для изучения динамики средних величин и выявления факторов, влияющих на динамику средних. С этой целью исчисляется система взаимосвязанных индексов: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
Индекс переменного состава представляет собой соотношение двух взвешенных средних величин с переменными весами, характеризующие изменение индексируемого показателя.
Индекс переменного состава для цены имеет следующий вид /6, с.10/.
(23)
Величина этого индекса характеризует изменение цены за счет двух факторов – уровня цен и структуры продаж /2, с.134/.
Индекс фиксированного (постоянного) состава представляет собой отношение средних с одними и теми же весами. Для цены он может быть записан следующим образом /6, с.10/.
(24)
Индекс постоянного состава учитывает изменение средних цен за счет уровня цен.
Индекс структурных сдвигов характеризует влияние структуры продаж на изменение средней цены и рассчитывается по формуле /2, с.134/.
(25)
Система взаимосвязанных индексов имеет вид /6, с.10/.
(26)
Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных форм, имеющих разный экономический смысл. Отказ от концепции единственного индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет /7, с.310/.
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕН МП ГУКС ИНДЕКСНЫМ
МЕТОДОМ
2.1 Краткая характеристика МП ГУКС
Официальное полное название организации — Муниципальное предприятие «Городское управление капитального строительства» (в дальнейшем – МП ГУКС).
По роду деятельности МП ГУКС является предприятием, оказывающим услуги по выполнению функций заказчика по строительству объектов различного назначения: жилищное строительство, объектов социально-культурного назначения, коммунального хозяйства и др. Управление контролирует и координирует процесс строительства от самого начала, т.е. с момента поступления заказа на строительство того или иного объекта и до самого его завершения – ввода в эксплуатацию.
Отдел капитального строительства Благовещенского горисполкома, правопреемником которого является МП ГУКС, был образован в 1957 году. В связи со значительным увеличением объемов строительства выполняемых за счет средств бюджета города, области и федерации, отдел капитального строительства в 1972 году был преобразован в Управление капитального строительства Благовещенского горисполкома.
За 47 лет деятельности с момента образования управлением построено более 1 миллиона 300 тысяч квадратных метров общей площади жилья или 6 квадратных метров на каждого жителя города.
Введено в эксплуатацию 23 школы на 18 тысяч учащихся, 17 детских садов на 5 тысяч мест. Управлением внесен большой вклад в развитие материальной базы здравоохранения города и области: построено более десяти больниц на 2,5 тысячи коек и поликлиник на 4,5 тысячи посещений, в том числе: комплекс областной клинической больницы, мощностью 1080 коек и 1100 посещений, 1-ая, 2-ая, 3-я и 4-я городские больницы, родильный дом на 130 коек, дом ребенка на 150 мест, здания станции переливания крови и скорой помощи, туберкулезного и кожно-венерологического диспансера, инфекционная больница, 3-я городская и стоматологическая поликлиники, здание предприятия по ремонту медицинской техники.
Управление капитального строительства выступало заказчиком многих Административных зданий города: управления Госстраха, штаба гражданской обороны, областного суда, администрации г. Благовещенска.
Построено большое количество объектов коммунального и гостиничного хозяйства, более 180 километров магистральных коммуникаций канализации, водопровода, теплотрасс, водозаборные сооружения на реках Амур и Зея, городские очистные сооружения, крытый рынок, гостиницы «Амур», «Зея», «Юбилейная», троллейбусное депо, тяговые подстанции и контактные сети электротранспорта, несколько котельных, два здания автоматических телефонных станций, стадион «Амур», плавательный бассейн, дома престарелых и ветеранов и ряд других объектов отраслей народного хозяйства.
Строительство жилья в настоящее время осуществляется в соответствии с договорами долевого строительства, заключенными с отдельными гражданами, предприятиями и организациями.
Целями предприятия являются получение прибыли от производства и реализации продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг и выполнения городских и областных социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей.
В данной работе анализу подлежит многоквартирный жилой дом в квартале 407, который входит в состав микрорайона № 2.
2.2 Анализ средней цены
Для расчета показателей необходимы данные цен одного квадратного метра и количество проданных квадратных метров. Эти данные представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Цена одного квадратного метра жилья в многоквартирном жилом доме в 407 квартале.
В тысячах рублей
Период
Однокомнатные
Двухкомнатные
Трехкомнатные
Первый этаж
Средний
этаж
Последний
этаж
Первый
этаж
Средний
этаж
Последний
этаж
Первый
этаж
Средний
этаж
Последний
этаж
3 кв. 2005
19,70
19,92
19,47
18,66
18,89
18,44
17,63
17,86
17,40
4 кв. 2005
21,65
21,90
21,41
20,52
20,77
20,27
19,38
19,63
19,13
1 кв. 2006
23,61
23,88
23,34
22,37
22,64
22,10
21,13
21,40
20,86
2 кв. 2006
25,57
25,86
25,27
24,23
24,52
23,93
22,88
23,18
22,59
3 кв. 2006
27,53
27,84
27,21
26,08
26,40
25,76
24,64
24,95
24,32
Таблица 2 – Количество проданных квадратных метров в многоквартирном жилом доме в 407 квартале.
В квадратных метрах
Период
Однокомнатные
Двухкомнатные
Трехкомнатные
Первый этаж
Средний
этаж
Последний
этаж
Первый
этаж
Средний
этаж
Последний
этаж
Первый
этаж
Средний
этаж
Последний
этаж
3 кв. 2005
38
190
—
57,6
230,4
—
81,6
244,8
—
4 кв. 2005
38
76
38
57,6
172,8
57,6
81,6
244,8
81,6
1 кв. 2006
—
76
38
115,2
172,8
57,6
81,6
244,8
81,6
2 кв. 2006
38
—
76
115,2
—
172,8
163,2
81,6
81,6
3 кв. 2006
38
38
—
—
—
57,6
81,6
—
81,6
По формуле (2) средней арифметической взвешенной рассчитаем средние цены одного квадратного метра жилья в многоквартирном доме в 407 квартале.
Для однокомнатных квартир:
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в однокомнатной квартире в третьем квартале 2005 года составила 19,88 тысяч рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в однокомнатной квартире в четвертом квартале 2005 года составила 21,72 тысячи рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в однокомнатной квартире в первом квартале 2006 года составила 23,71 тысячи рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в однокомнатной квартире во втором квартале 2006 года составила 25,37 тысяч рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в однокомнатной квартире в третьем квартале 2006 года составила 27,69 тысяч рублей.
Для двухкомнатных квартир:
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в двухкомнатной квартире в третьем квартале 2005 года составила 18,84 тысячи рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в двухкомнатной квартире в четвертом квартале 2005 года составила 20,62 тысячи рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в двухкомнатной квартире в первом квартале 2006 года составила 22,17 тысяч рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в двухкомнатной квартире во втором квартале 2006 года составила 24,05 тысяч рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в двухкомнатной квартире в третьем квартале 2006 года составила 25,76 тысяч рублей.
Для трехкомнатных квартир:
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в трехкомнатной квартире в третьем квартале 2005 года составила 17,80 тысяч рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в трехкомнатной квартире в четвертом квартале 2005 года составила 19,48 тысяч рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в трехкомнатной квартире в первом квартале 2006 года составила 21,24 тысяч рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в трехкомнатной квартире во втором квартале 2006 года составила 22,88 тысяч рублей.
тыс. руб.
Средняя цена одного квадратного метра в трехкомнатной квартире в третьем квартале 2006 года составила 24,48 тысяч рублей.
Результаты расчетов сведены в таблицы 3.
Таблица 3 – Средняя цена одного квадратного метра жилья в многоквартирном жилом доме в 407 квартале.
В тысячах рублей
Период
Однокомнатные
Двухкомнатные
Трехкомнатные
3 кв. 2005
19,88
18,84
17,80
4 кв. 2005
21,72
20,62
19,48
1 кв. 2006
23,71
22,17
21.24
2 кв. 2006
25,37
24,05
22,88
3 кв. 2006
27,69
25,76
24,48
В таблице 4 представлены данные общего количества квадратных метров по периодам для однокомнатных, двухкомнатных и трехкомнатных квартир.
Таблица 4 – Общее количество проданных квадратных метров в многоквартирном жилом доме в 407 квартале по кварталам.
В квадратных метрах
Период
Однокомнатные
Двухкомнатные
Трехкомнатные
3 кв. 2005
228
288
326,4
4 кв. 2005
152
288
408
1 кв. 2006
114
345,6
408
2 кв. 2006
114
288
326,4
3 кв. 2006
76
57,6
163,2
продолжение
--PAGE_BREAK--