--PAGE_BREAK--• Не следует делать несущественных или неопределенных утверждений. Например, утверждения типа «продажи удвоятся в следующем году» или «будет введена продуктовая линия» следует исключить и представить подробные пояснения. Утверждения должны быть определенными и подкреплены маркетинговой информацией и другими данными.
• План должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей.
Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров.
Многие менеджеры некорректно оценивают продолжительность времени, в течение которого разрабатывается план. Но, включившись в этот процесс, менеджер понимает, что хотя трудность его разработки чрезвычайно велика, но этот процесс трудно переоценить с точки зрения нормального функционирования компании.
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2.1 Современное состояние малого бизнеса в Республике Беларусь Классификация малых предприятий в Республике Беларусь, согласно Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996 года выглядит следующим образом (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Классификация малых предприятий в РБ
Сфера деятельности
Численность работников
1
2
Промышленность и транспорт
до 100 человек
Сельское хозяйство и научно-техническая сфера
до 60 человек
Строительство и оптовая торговля
до 50 человек
Другие отрасли производственной сферы, общественного питания, бытовое обслуживание
до 30 человек
Розничная торговля
до 30 человек
Другие отрасли непроизводственной сферы
до 25 человек
В силу статьи 1 Закона, создание малых предприятий допустимо на основе любых форм собственности.
Республика Беларусь имеет довольно развитое законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, в том числе специальное законодательство о малом бизнесе. Это законы «О предпринимательской деятельности», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства», постановления Совета Министров Республики Беларусь «О развитии предпринимательства и образовании Белорусского фонда поддержки предпринимателей», «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь», «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь" и др., указы Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства». При этом специалисты утверждают, что зачастую наши законодательные акты признаются образцом для других государств СНГ.
В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 ноября 1996 г. предусмотрены следующие меры по поддержке малого предпринимательства:
· формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
· льготные условия для получения информационных, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий.
В данном Законе определены главные приоритеты государства в системе поддержки малого бизнеса. При этом поддержка осуществления малыми предприятиями внешнеэкономической деятельности выделяется как отдельное направление. Из этого можно судить о важности поощрения выхода малых предприятий на внешние рынки для экономики страны. Тем не менее, в данном направлении имеется очень широкий спектр совершенствования, так как не все намеченные мероприятия выполняются.
В Национальной программе развития экспорта на 2007-2010 годы один из разделов посвящен развитию экспортного потенциала малого и среднего бизнеса. Согласно данной программе, значительный вклад в развитие экспорта призван обеспечить малый и средний бизнес. При этом утверждается, что политика стимулирования развития малых и средних предприятий должна быть нацелена на экспортные производства. Нужно использовать главное достоинство малого бизнеса – быструю адаптацию к новым потребностям рынка, к заполнению ими рыночного пространства.
Регулирование внешнеэкономической деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь осуществляется в рамках общего законодательства в сфере ВЭД. Сюда можно отнести Таможенный кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 №7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» с изменениями и дополнениями 2003 года, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.1999 № 1000 «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями 2000 и 2004 года, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
Таким образом, политика стимулирования интернационализации малого бизнеса в Республике Беларусь является составной частью общей политики развития малого предпринимательства. Повышение экспортного потенциала малого бизнеса в Республике Беларусь должно начинаться с общего укрепления его позиций в экономике. Мероприятия, направленные на развитие малого бизнеса должны одновременно способствовать повышению конкурентоспособности его продукции, а так же непосредственно стимулировать выход малых предприятий на внешние рынки.
Прежде всего, о развитии сектора малого предпринимательства в Республике Беларусь следует судить по его численности (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь по данным Министерства статистики и анализа
Таким образом, количество предприятий малого бизнеса на конец 2008 года составило 33 900. Количество малых предприятий на протяжении последних лет менялось, но незначительно. Роста количества малых предприятий в результате многочисленных перерегистраций практически не наблюдается.
Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно (рис. 2.1). Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 50% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (12%), Гомельская область (8%), Витебская область (7%), Брестская область (8%), Могилёвская область (7%), Гродненская область (8%). Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. По формам собственности малые предприятия распределены следующим образом (рис. 2.2).Предполагается, что до конца 2009 года число юридических лиц – субъектов малого бизнеса негосударственной формы собственности увеличится до 34 000, его доля в выручке от реализации товаров (работ и услуг) возрастёт до 30%, а количество занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, — до 14,5% от экономически активного населения.
\s
Рис. 2.1 Распределение малых предприятий в разрезе регионов Республики Беларусь
\s
Рис. 2.2 Распределение малых предприятий по формам собственности по данным на конец 2008 года
Если говорить об эффективности функционирования малого бизнеса в Республике, то следует рассмотреть следующие показатели (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Анализ основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007-2008 года
Наименование показателя
2007 год
2008 год
темп роста на МП,%
темп роста по экономике респ., %
прогнозный показа-ель по
респ.,%
уд.вес МП в соответ.
показателе по респ.,%
темп роста на МП,%
темп роста по экономике респ., %
прогнозный показа-тель по
респ.,%
уд.вес МП в соответ
показа-теле по респ.,%
1
2
3
4
5
6
7
8
производство промышленной продукции
113,8
108,0
102-103
9,5
112,1
104,1
104,5-105,5
7,8
производство потребительских товаров
118,0
102,5
103-104
11,4
107,5
102,8
103,5-104,5
9,0
инвестиции в основной капитал
118,3
96,6
102-103
6,7
113,8
96,8
103,5-104,5
4,3
объем розничного товарооборота
113,8
108,5
102,5-103,5
5,0
131,3
116,8
104,5-105
5,6
Таким образом, фактические показатели экономического роста по малым предприятиям не только превышают средние по Республике, но и прогнозные (табл. 2.4).
Таблица 2.4 Анализ распределения субъектов малого предпринимательства по отраслям народного хозяйства Республики Беларусь за 1999-2008 года
Подобная пропорция распределения предприятий малого бизнеса по отраслям экономики сохраняется в течение последних лет. Оно в целом соответствует общемировой тенденции.
Важным является и тот факт, что на фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2008 г.).
Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2007 г. и 14,4% в 2008 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению – с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2008 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.
2.2 Формирование инфраструктуры развития малого бизнеса в Республике Беларусь В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в соответствии с приоритетами Программы социально-экономического развития, в настоящий момент на 2007-2010 годы. В качестве задач программы указывается:
— комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
— сокращение административного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства;
— создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам, новым технологиям;
— повышение эффективности функционирования и дальнейшего развития инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;
— развитие взаимодействия малых производственных предприятий с крупными;
— обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций (объединений) по оказанию поддержки малого предпринимательства.
При этом ресурсное и финансовое обеспечение в рамках Программы осуществляется посредством:
— займа на льготной основе;
— частичной компенсации по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционного проекта (по ставке не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка);
— частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование заемными средствами на приобретение объекта лизинга;
— частичного финансирования расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Решения принимаются экспертным советом по малому предпринимательству при Минэкономики.
Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.
Таким образом, финансирование развития малого бизнеса с каждым годом снижается более чем на 50% (табл. 2.5). При этом меняется и целевое использование средств.
Таблица 2.5 Распределение средств по разделам Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 и 1 квартал 2007 года
№ п/п
Раздел программы
2008
1 квартал 2007
1
2
3
4
Объем финансирования, млн. руб
Удельный вес в объеме финансирования,%
Объем финансирования, млн. руб
Удельный вес в объеме финансирования,%
1
Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства
0
0
0
0
2
Ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства
228,4
160%
52,5
30%
3
Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
7,7
30%
0,3
10%
4
Информационное обеспечение малого предпринимательства
4,0
100%
14,2
197%
5
Учебное и методологическое обеспечение малого предпринимательства
0
0%
0
0%
всего
240,1
67,0
При этом важен и тот факт, что в структуре финансирования практически вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Более гибкие и эффективные источники финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.
В результате, коммерческие банки, как правило, выдают краткосрочные кредиты (на 2-3 месяца) под залог имущества либо оборотных средств, при этом зачастую сумма залога превышает сам размер выдаваемого кредита. Государство пока не в состоянии обеспечить гарантии банкам по возврату кредитов малыми предприятиями, как это практикуется в западных странах. Таким образом, чрезмерные требования банков в отношении гарантий и залогового обеспечения препятствуют получению финансирования.
В рамках Программы поддержки предпринимательства у нас в стране постепенно создается инфраструктура всесторонней поддержки малого предпринимательства, в частности создаются инкубаторы малого предпринимательства. В форме инкубаторов в Республике могут создаваться так же Инновационные центры, в которых размещаются и используются новые технологии на договорной основе.
продолжение
--PAGE_BREAK--