Реферат по предмету "Мировая экономика"


Политические аспекты казахстанско турецких отношений на современном этапе

--PAGE_BREAK--Данная инициатива получила поддержку практически во всех азиатских государствах, играющих заметную роль в со­временных международных отношениях. Особо важное значе­ние имела для Казахстана положительная реакция Москвы, Пекина, Дели, Анкары, Исламабада, Улан-Батора, а также со­седей по Центрально-азиатскому региону — Кыргызстана и Тад­жикистана. Активное участие в процессе СВМДА приняли даже такие политические антагонисты, как Иран, Египет и Израиль.
В качестве наблюдателей в сложной, порой вязкой диплома­тической работе участвовали США, Украина. Большое содей­ствие в подготовке соответствующих документов оказали так­же эксперты ООН. В поддержку СВМДА выступила Организа­ция Исламская Конференция. Немалый интерес проявила к этой инициативе ОБСЕ.
Напряженная работа на уровне экспертов в рамках Специ­альной Рабочей Группы завершилась встречей министров ино­странных дел государств-участников СВМДА. Собравшись 14 сентября 1999 года в Алматы, руководители внешнеполити­ческих ведомств 14 стран впервые подписали документ, име­ющий принципиальное значение для создания институтов бе­зопасности в Азии, — «Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА». В этом документе в развернутом виде нашли свое отражение такие важные положения, как суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы си­лой; территориальная целостность государств-членов; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль за вооружениями; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; права человека и основные свободы.[21]
Итоги Алматинского форума вызвали широкий резонанс в мировом сообществе. Политики, дипломаты и исследовате­ли международных отношений сошлись во мнении, что сам факт проведения совещания руководителей внешнеполитичес­ких ведомств государств, многие из которых находятся в не­приязненных отношениях друг с другом, а также подписание всеми странами Декларации — это несомненный успех ка­захстанской дипломатии.
Казахстан принимает активное участие в деятельности таких организаций, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ,  ЮНЕП, ФАО, ЮНИДО, УКНПП ООН, ОИК и другие. В процессе реали­зации находится инициированная Главой казахстанского го­сударства Специальная программа по социально-экономичес­кому развитию стран Центральной Азии (СПЕКА) под эгидой ЭСКАТО и Европейской Экономической Комиссии ООН.
Как весьма продуктивное можно оценить взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Наша страна исходит из необходимости более развернутого диалога с ОБСЕ, включая вопросы безо­пасности, экологии в Центральной Азии. ОБСЕ еще не исчер­пало своих возможностей как универсальный механизм обес­печения безопасности на обширном пространстве Евразии. В этих условиях было бы нецелесообразно ограничивать кон­сультации с постсоветскими государствами рамками обме­на мнениями о выборном процессе и соблюдении прав чело­века, хотя эти вопросы представляют несомненный практи­ческий интерес.
Что касается НАТО, то Казахстан присоединился к про­грамме «Партнерство во имя мира», имея в виду сотрудниче­ство не только в военной сфере, но и регулярные консультации в политической, научно-технической и экологической областях.
Активизируется деятельность Казахстана в рамках Орга­низации экономического сотрудничества. Приоритетное зна­чение для нашей страны имеют такие сферы, как транспорт, коммуникации, торговля, энергетика. В Казахстане уделяется повышенное внимание развитию транспортной инфраструкту­ры. Ставится задача полного и эффективного использования транзитного потенциала нашей страны. В этих целях наша стра­на планирует присоединиться к международным соглашени­ям о транзитных коридорах Юг-Север, Восток-Запад. Изуча­ются также потенциальные возможности транспортного про­екта ТРАСЕКА.
В 1997 году произошла стыковка железных дорог транса­зиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджент. Таким образом, морской порт Ляньюньган на восточном побе­режье Китая соединился железной дорогой с иранским пор­том Бендер-Аббас в Персидском заливе через Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран. Эта магистраль может обеспечить Ка­захстану доступ к открытым морям.[22]
В начале 90-ходов XX века, ставших символом крушения биполярной системы мироустройства, международные отно­шения вступили в принципиально новую фазу своего разви­тия. Создавшиеся условия открыли беспрецедентные возмож­ности для внешнеполитической и внешнеэкономической ак­тивности многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между интересами двух сверхдер­жав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция прояви­лась в странах Азии. Многие из государств азиатского конти­нента, обладая мощным экономическим потенциалом, громад­ными трудовыми и природными ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах, но и оказывать существенное влияние на геополитические процес­сы в мировом масштабе.
Нынешняя обстановка в Азии, особенно в восточной ее части характеризуется высокой динамикой политических и экономических процессов, которые постепенно превращают регион в один из основных полюсов в современных междуна­родных отношениях. В последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран (рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли — 9-11 процентов) заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60 процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой торговле. Согласно экс­пертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с наиболь­шим ВНП пять государств будут азиатскими[23].
Крайне отрицательное влияние на укрепляющиеся пози­ции стран оказал ази­атский финансовый кризис 1997 года. Вместе с тем, кризис, который нередко увязывают с попытками Запада ограничить возрастающую роль Азии, имел в конечном итоге положитель­ный эффект. Государства региона сумели заметно укрепить экономическую жизнеспособность и в настоящее время демонстрируют прежние темпы развития. В значительной мере благодаря азиатскому кризису в современном мире укрепи­лось понимание, что наибольшую опасность стабильности го­сударств стали представлять скорее финансовые и экономи­ческие факторы, нежели военная угроза. Это обусловило зна­чительное усиление экономической составляющей в страте­гии национальной безопасности государств
Изложенные факторы всесторонне учитываются во внеш­ней политике Казахстана — по сути азиатского государства, — который имеет собственные интересы в этом перспективном регионе. Располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии и обладая весомым экономическим потенциалом, Казахстан вправе рассчитывать на достойное место в Азии. Поэтому стратегическая цель казахстанской дипломатии в данном регионе состоит в укреплении взаимовыгодных отно­шений со странами на долгосрочной основе. Сотрудни­чество с азиатскими государствами, безусловно, соответствует национальным интересам Казахстана, объективно усиливает его международные позиции, способствует успешному прове­дению экономических преобразований внутри страны.
Государства Ближнего и Среднего Востока органично вхо­дят в ареол важных интересов Казахстана в силу их географи­ческой близости, экономического потенциала, а также тесно связанных исторических и культурных корней с народами этих стран. Значимость Ближнего и Среднего Востока подкрепля­ются его уникальным геополитическим преимуществом, име­ющимися в этом регионе огромными людскими и природны­ми ресурсами. Указанные факторы определяют устойчивое стремление многих государств современного мира к наращи­ванию широкомасштабного сотрудничества с этим регионом.
Приоритетная задача казахстанской дипломатии на Сред­нем Востоке состоит в планомерном расширении взаимовы­годных экономических связей и политического сотрудничества с соответствующими странами. Развитие продуктивных отно­шений нашей страны с государствами Среднего Востока тре­бует сохранения сложного баланса политических и экономи­ческих интересов всех участников этого процесса, поиска вза­имоприемлемых компромиссов, жесткого отстаивания своих национальных интересов.
Одним из наиболее влиятельных игроков в этой части света является Турецкая Республика — давний и стабильный парт­нер Казахстана.

Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе 2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана Казахстанско-турецкое сотрудничество характеризуется повышенной динамикой развития с первых дней установления дипломатических отношений (2 марта 1992 г.)[24]. Не прерывают­ся плодотворные контакты на высшем уровне, в том числе в рамках саммитов тюркоязычных государств. Стороны подпи­сали пакет важных межгосударственных соглашений, кото­рые заложили фундамент долгосрочного сотрудничества.
За последнее десятилетие эта страна доби­лась значительных успехов в проведении рыночных и демок­ратических преобразований, сумела укрепить свой междуна­родный авторитет. Теоретическую базу турецкой внешней по­литики, равно как экономики и доктрины национальной безопасности, составляют принципы, сформулированные Кемалем Ататюрком: обеспечение безопасности, эффективное исполь­зование ресурсов развития и центральная роль в регионе.
Катализатором этого процесса, особенно на первоначаль­ном этапе, стал такой фактор, как историческая и культурная общность наших народов. Несмотря на устремления Анкары играть консолидирующую роль в так называемом «тюркском мире», официальные визиты Президента Т.Озала в Казахстан (1993 г.) и Президента Н.Назарбаева в Турцию (1994 г.) про­демонстрировали прагматичный подход сторон к перспекти­вам взаимного сотрудничества. Стало очевидным, что Казах­стан готов всемерно развивать двусторонние связи в полити­ческой, экономической и гуманитарной сферах, но не в ущерб интересам на российском или иных направлениях своей дип­ломатии. Н.Назарбаев в одной из бесед с Т.Озалом сказал, что Казахстан навсегда распрощался со стереотипом «стар­шего брата». Это заявление было правильно воспринято в Ан­каре. Турция же недвусмысленно демонстрировала, что ее внешнеполитические предпочтения в первую очередь связаны с США и Европой.[25]
Тем не менее, наличие у обеих стран общих интересов в сфере международной политики и безопасности позволяет значительно расширить спектр взаимного сотрудничества. Одно из возможных направлений такого взаимодействия обозначил на очередном саммите Глав тюркоязычных государств в Стам­буле (апрель 2001 г.) Н.Назарбаев. Он предложил принять специальную Хартию, направленную на борьбу с междуна­родным терроризмом. Предметом плодотворных контактов яв­ляется казахстанская инициатива о созыве СВМДА. Анкара демонстрирует понимание и поддержку усилиям Казахстана по созданию на евразийском пространстве структуры, обес­печивающей прочную безопасность.
Можно констатировать, что, несмотря на отсутствие серьезных проблем в двусторонних отношениях, а также совпаде­ние взглядов по многим международным проблемам, турец­кий вектор стал весьма важным, но все же не доминирующим во внешней политике Казахстана (также как и других Цент­рально-азиатских стран). Это подтвердили и итоговые доку­менты встреч Глав тюркоязычных государств в Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане (1998 г.), которые не содержали положений, указывающих на особые отношения указанных стран в какой-либо иной сфере, кроме образования и культуры.
Тем не менее, в Казахстане воздают должное турецкому руководству и народу этого государства за неизменно дру­жественное отношение к нашей стране. Турция была первым государством в мире, признавшим независимость Казахстана. Неоценимый вклад в становление и развитие плодотворного сотрудничества между нашими странами внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.
Двусторонние торгово-экономические отношения разви­ваются в целом поступательно и имеют устойчивую тенден­цию к расширению. По объему внешнеторгового оборота Тур­ции со странами СНГ Казахстан входит в первую тройку пос­ле России и Украины. Общий объем турецких инвестиций, при­влеченных в казахстанскую экономику, превысил 500 млн. дол­ларов. Вместе с тем, отрицательное воздействие на развитие взаимной торговли оказали азиатский и российский финан­совые кризисы. Если в 1998 году общий товарооборот соста­вил почти 300 млн. долларов, то в 1999 году этот показатель снизился вдвое. Такой откат во взаимной торговле удается постепенно компенсировать, о чем свидетельствует достигну­тый в 2000 году объем товарооборота на уровне 206 млн. дол­ларов.
Заметную активность проявляют турецкие деловые круги в Казахстане. К началу 2000 года более 200 турецких фирм вели разработку или приступили к реализации десятков про­ектов на общую сумму 2 млрд. долларов. Однако, несмотря на многочисленность турецких компаний, работающих в Ка­захстане, направление их деятельности ограничивается в ос­новном строительством и торговлей. Они пока не представлены в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия, переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля. В свою очередь, казах­станские компании, за исключением «Эйр Казахстан», не пред­ставлены в Турции.
На 1 января 2002г. в Республике Казахстан действовало 3995 совместных и иностранных предприятий (на 1 января 2001г. — 2366), созданных с участием партнеров из 107 стран (98), с уставным капиталом в размере 183293,3 млн. тенге. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями расположено на территории г. Алматы — 2461. В г. Астане и в Атырауской области действует — по 270 предприятий, Карагандинской — 191, Восточно-Казахстанской — 129.
Наибольшее число действующих предприятий из числа стран Содружества создано с фирмами Российской Федерации — 834, Кыргызстана — 74, Узбекистана и Украины — по 53.
С участием стран из азиатского региона на 1 января 2002г. действовало 1452 совместных и иностранных предприятия из 26 стран Азии. К наиболее активным относятся: Турция — 513 предприятий, Китай — 336, Иран — 122 и Республика Корея — 119.[26]
В качестве фактора, способного заметно оживить двусто­роннее сотрудничество, дипломаты двух стран и зарубежные эксперты по праву называют перспективы транспортировки казахстанской нефти через территорию Турции. В 1998 году была подписана Анкарская Декларация, в которой лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана и Министр энергетики США отметили важность строительства транскаспийских и транскавказских экспортных трубопрово­дов. Понятно, что особая роль в этом контексте принадлежит проблеме юридического статуса Каспия. Позиция Турции зак­лючается в поддержке усилий Казахстана добиться раздела Каспия на национальные сектора. Однако уникальность и нео­днозначное восприятие международным сообществом ситуа­ции вокруг Каспия не позволяют Анкаре акцентировано выра­жать свою позицию по этому вопросу.
В ноябре 1999 года в рамках юбилейного саммита ОБСЕ с участием Президента Н.Назарбаева была подписана Стам­бульская Декларация по проекту нефтепровода «Баку-Джейхан». Анкара придает большое значение этому проекту, отво­дя ему роль основного экспортного маршрута по доставке кас­пийской нефти на мировые рынки. Казахстан же исходит из многовариантности экспортных маршрутов и экономической целесообразности каждого проекта.
Подписание упомянутых документов — это, скорее всего, лишь начальный этап перед более сложной фазой — обсужде­ния технических и коммерческих условий проекта. Здесь не­обходимо выделить один существенный момент: по мнению большинства специалистов, «Баку-Джейхан» вряд ли будет рентабельным и жизнеспособным без казахстанской нефти. Этим обстоятельством можно объяснить активные дипломати­ческие усилия Анкары, Баку, Тбилиси и Вашингтона по скло­нению Казахстана к участию в проекте. Только в 2000 году подобную цель преследовали миссии в Астану высокопос­тавленных представителей Турции, Азербайджана и Грузии, а также специального советника Президента США по энергети­ческим ресурсам Каспийского региона.
      Нурсултан Назарбаев подтвердил позицию Казахстана в отношении проекта Баку-Джейхан. Он информировал турецкого коллегу о том, что в следующем году завершается строительство КТК, что позволит увеличить экспорт нефти через территорию России.[27]
     Открытие новых месторождений нефти на казахстанском шельфе Каспия добавляет уверенность в конечной реализации проекта Баку-Джейхан и транспортировке казахстанской нефти по данному маршруту, поскольку объемы добычи в 2010-2015 годах возрастут до 150 миллионов тонн. В этой связи он не исключил возможность появления и других маршрутов транспортировки в восточном и южном направлениях, а также новых вариантов в российском направлении, в частности, ведущих к Балтийскому морю.
    продолжение
--PAGE_BREAK--     С турецкой стороны было высказано предложение о присоединении Казахстана к Межправительственному соглашению по транспортировке нефти между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Нурсултан Назарбаев ответил, что в таком случае трубопроводный проект должен называться Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. И в этой связи необходимо решать множество вопросов, начиная с размеров тарифных ставок за транзит и завершая техническими аспектами транспортировки нефти. Для решения этих вопросов необходимы не только конкретные действия специалистов, но и обстановка реального и тесного сотрудничества.
Расширяется военно-техническое сотрудничество Турции и Казахстана. Министр обороны Турции поддержал казахстанскую армию почти триллионом турецких лир. Переговоры двух военных ведомств вокруг военно-технического сотрудничества Турции и Казахстана оказались на редкость плодотворными: в который уже раз за последние 4 года нам удалось уговорить партнеров на очередную материально-техническую помощь. Она составила 831 миллиард турецких лир (1000 лир = 0,1 тенге)[28].
Скоро в Казахстан прибудут первые из 30 обещанных автомобилей повышенной проходимости и уже второй бесплатный патрульный катер, также турки подготовят и оснастят военные спецподразделения.
Выступление министра обороны Турции Сабахаттина Чакмакоглу здорово напоминало спич удачливого бизнесмена: у наших стран — особое место на карте, в турецких компаниях в Казахстане работают местные жители, а потому «наплыв турецких фирм в Казахстан будет продолжаться». Взамен же Сабахаттин пообещал «и дальше помогать Вооруженным силам Казахстана встать в кратчайшие сроки на ноги и выполнить свои функции».
В отличие от казахстанского министра обороны, который сделал вид, что не расслышал вопроса по поводу развития событий в Центральной Азии и упреждающих мер, принимаемых республикой в связи с терактами в США, г-н Чакмакоглу сказал, что военной базой Инджирлик сегодня уже активно пользуются и турецкие, и натовские ВВС. Пока самолеты США и НАТО вылетают отсюда для проведения воздушной разведки над Северным Ираком. Министр обороны явно поскромничал и не рассказал прессе о том, что для Ирака «разведка» уже обернулась бомбардировкой его баз ПВО. Однако заявил во всеуслышание, что, если блок НАТО запросит любую помощь против международного терроризма у Турции, он сразу же ее получит.
2.2. Казахстанско-турецкое со­трудничество в культурно-гуманитарной области. Успешное развитие получило казахстанско-турецкое со­трудничество в культурно-гуманитарной области. Наиболее продвинутым проектом в сфере образования стал Междуна­родный казахско-турецкий Университет имени Х.А.Яссави в Г.Туркестане.[29] На его развитие Правительством Турции было выделено в общей сложности 60 млн. долларов. Сегодня МКТУ — современное высшее учебное заведение с солидной методи­ческой и экспериментальной базой, где обучаются 15 тыс. студентов. Продолжается обучение на безвозмездной основе студентов и аспирантов Казахстана в высших учебных заве­дениях самой Турции. В свою очередь, в Казахстане на по­жертвования турецких бизнесменов функционируют 26 казахс­ко-турецких лицеев, где обучаются 5 тыс. человек, а также открытый в 1998 году частный университет имени С.Демиреля. Порядка 700 турецких граждан обучаются в настоящее время в Казахстане, работают десятки преподавателей из Турции. Многие казахстанские ученые и специалисты преподают раз­личные технические и гуманитарные дисциплины в турецких университетах.
Богатыми по содержанию являются двусторонние связи в области культуры. Традиционным стало проведение на вза­имной основе гастролей творческих коллективов и отдельных исполнителей; переподготовка на телевидении Турции спе­циалистов областных и республиканских телекомпаний Казах­стана; организация выставок изобразительного и декоратив­но-прикладного искусства; совместная работа по линии ТЮРКСОЙ; реставрационные работы в мавзолее Х.А.Яссави в Тур­кестане; различные юбилейные мероприятия.
Заслуживает упоминания инициатива Фонда исследова­ния тюркского мира по созданию отделений турецкого языка и литературы в вузах Алматы, Кызылорды и Талдыкоргана, содействию в подготовке преподавательского состава по тюр­кологическим специальностям. Активную роль в упрочении научных контактов играет Высшее общество культуры, языка и истории им. Ататюрка. Данное общество, являющееся по существу национальной академией наук гуманитарного про­филя, изъявило готовность участвовать в подготовке издания Казахской энциклопедии, журнала «Музыка тюркского мира», а также в совместных проектах по изучению наследия Коркута и археологических памятников.
В настоящее время между Казахстаном и Турцией, по инициативе Казахстана, вводится визовый режим. Соглашение подписали министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции Чинар Алдемир[30]. Такая мера предпринята в связи с усилившейся угрозой терроризма, для защиты национальной безопасности и предупреждения нелегальной миграции. Кроме того, визовый режим послужит и защите внутреннего рынка труда. При этом соглашение о введении визового режима вступит в силу лишь через три–четыре месяца после прохождения всех необходимых внутригосударственных процедур. До этого времени безвизовый режим, введенный еще в 1992 году [31], будет еще действителен. Как заверили в МИДе, предпринятая мера ни в коей мере не должна отразиться на торгово-экономическом сотрудничестве, предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан. Предусмотрено облегчение визового режима для людей бизнеса, инвесторов, шоп-туристов, по линии научно–культурного обмена делегаций. Для владельцев дипломатических и служебных паспортов безвизовый режим продлится до трех месяцев.  Выдача виз будет осуществляться через консульства. Шоп–туристам, возможно, визы будут выдавать непосредственно в аэропортах Алматы и Астаны без консульских сборов.
В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о введении карточек миграционного контроля на границах с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Срок их действия (предварительно) 5 дней. С введением этих карточек каждый прибывающий в Казахстан гражданин из этих республик должен будет декларировать цель своего приезда в нашу страну.

Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе 3.1. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов Мировое сообщество с удовлетворением отмечает, что Казахстан и Турция, являясь крупными Евразийскими государствами, последовательно выступают за ускорение и углубление процесса разносторонней интеграции между странами континента[32]. Как Турция, связанная союзом со странами ЕС, так и Казахстан, имеющий авторитет и играющий ключевую роль в СНГ, оказывают содействие поиску путей и развитию сотрудничества между двумя крупными политико-экономическими образованиями на континенте. Казахстан также развивает прямые контакты с ЕС. Изложенное подтверждает тот факт, что наши отношения строятся не только в двусторонней плоскости, но и в пространстве многостороннего сотрудничества, в рамках таких авторитетных между- народных и региональных структур, как ООН, Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация экономического сотрудничества и Организация Исламская Конференция (ОИК), ЕС. Этот процесс рассматривается именно в контексте усиления интеграции. Причем экономический аспект этого процесса имеет большой удельный вес.
Стратегически важным не только для двустороннего сотрудничества является вопрос транспортировки каспийской нефти через территорию Турции (на экспортный терминал в Джейхане) к Средиземному морю. В соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным сторонами в ходе визита премьер-министра Турции Т.Чиллер была создана двусторонняя Рабочая группа по созданию Акционерной Трубопроводной Компании, проработки технических вопросов и подготовки документации по проекту прокладки экспортного трубопровода. Период активной работы группы закончился к лету 1998 года, когда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые рабочие документы, содержащие цели, задачи и программа работ группы. В дальнейшем на ее работу оказывал влияние политический фактор, связанный с выбором окончательного варианта. Однако, итоги высоких контактов последнего периода дают возможность предположить положительную перспективность этого маршрута транспортировки, а, следовательно, и перспективность сотрудничества в этой сфере не только с Турцией, но и с другими заинтересованными в этом вопросе странами.
Необходимым условием успешно и планомерно развивающихся как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, как юридического фундамента, без которого нельзя построить многопрофильное «сооружение», называемое успешным сотрудничеством. На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних документов составляет более 60, причем более 10 являются многосторонними. Декларации, договора, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения, – таков неполный перечень областей сотрудничества двух стран. Такой широкий спектр и количество документов, заключенных Казахстаном с Турцией можно сравнить лишь с США, КНР, Россией – крупными супердержавами.
3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) Организация экономического сотрудничества (ОЭС)была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития (Иран, Пакистан и Турция). В первоначальный период сотруд­ничество в рамках этой организации носило преимуществен­но двусторонний характер. После вступления в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых государств — Казахстана, Афга­нистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркме­нистана и Узбекистана — деятельность данного объединения значительно активизировалась.
Основной задачей ОЭС является создание условий для не­прерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик госу­дарств региона в мировую систему хозяйственных связей, а также налаживание активного сотрудничества в культурной, технической и научной сферах.
ОЭС осуществляет свою деятельность, базируясь на таких основополагающих документах, как Кветгинский план действий, Стамбульская, Исламабадская, Ашгабадская декларации, Алматинский основной План развития транспортного сектора региона и обновленный Устав — Измирский Договор. Во всех этих документах странами-членами ОЭС четко определены цели и задачи Организации, обозначена стратегия и приори­тетные области сотрудничества — транспорт и коммуникации, энергетика и торговля. Для принятия важных решений в рам­ках ОЭС и рассмотрения хода выполнения обязательств про­водятся совещания Совета министров и встречи Глав госу­дарств-членов.
На Саммите ОЭС, прошедшем 5-7 июля 1993 года в Стам­буле, были одобрены Кветгинский план действий и Стамбуль­ская Декларация долгосрочных перспектив Организации. Так­же было принято решение об учреждении 4-х крупных инсти­тутов ОЭС: Банка торговли и развития, Авиа- и Судоходной компаний, Страховой компании.
На третьей встрече Глав государств-членов ОЭС, состояв­шейся в марте 1995 года в Исламабаде, были рассмотрены вопросы дальнейшей экономической интеграции государств региона. Рядом стран, в том числе Казахстаном, были утвер­ждены основополагающие документы по созданию региональ­ных учреждений: Банка торговли и развития, Страховой ком­пании, Соглашение и Устав Судоходной компании, Соглашение о транзитной торговле[33], Соглашение об упрощенном по­рядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС, Уставы Научного фонда и Института культуры, принята Исла­мабадская Декларация.
Четвертая встреча, прошедшая в мае 1996 года в Ашгабаде, стала для региона ОЭС событием первостепенной важнос­ти. Главы государств одобрили пересмотренные и обновлен­ные основополагающие документы Организации, которые были подготовлены с учетом экономических и политических изме­нений на международной арене, оказывающих влияние на ре­гион. По итогам встречи приняты Ашгабадская Декларация, Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС.
Обновленный Устав Организации — Измирский Договор — был подписан на внеочередной сессии Совета министров 14 сентября 1996 года в Измире (Турция). ОЭС постоянно укреп­ляет свой международный имидж и положение посредством налаживания связей с различными региональными и между­народными организациями, как в системе ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и др.), так и вне ее. ОЭС получила статус наблюдателя в ООН и в Организации Исламская Конферен­ция. На своей 50-й сессии в 1995 года Генеральная Ассамб­лея ООН единогласно приняла резолюцию о сотрудничестве с ОЭС. Организация также стремится к установлению плодо­творных взаимоотношений с другими крупными региональ­ными структурами: ЭСКАТО, АСЕАН и ЕС.
Сотрудничество Казахстана со странами-членами ОЭС обрело практическую направленность. Нашей страной при­оритет отдается таким областям, как транспорт и коммуника­ции, торговля и энергетика. Немаловажное значение имеют взаимоотношения в области сельского хозяйства, науки и куль­туры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
С усилением интеграционных процессов на Евразийском континенте вопросы развития транспорта, средств связи и коммуникаций, приближение транспортно-коммуникационных услуг по качеству к мировым стандартам будут служить осно­вой для развития других сфер экономики.
В 1993 года в Алматы состоялось совещание министров транспорта стран-членов ОЭС, на котором был принят Алматинский основной План развития современной транспортной инфраструктуры, состоящий из специфичных проектов и ра­бот. Уже в марте 1995 года было завершено строительство железной дороги, которая соединила южные иранские порты на побережье Персидского залива единой железнодорожной сетью с северной частью страны. В мае 1996 года произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на учас­тке Мешхед-Серахс-Теджен, который соединяется с 700-ки­лометровой железной дорогой Бафа — Бендер-Аббас. В ре­зультате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бен­дер-Аббас в Персидском заливе. Дорога проходит через го­рода Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран, тем самым обеспе­чивая Казахстану доступ к открытым морям с одной стороны, и через Стамбул в Европу — с другой. При этом сроки транс­портировки грузов сокращаются на 25-30 процентов.
Для повышения эффективности использования трансази­атской железной дороги странам-членам необходимо рассмот­реть вопросы принятия единой тарифной политики в области транзита товаров. Помимо этого, намечены мероприятия по совершенствованию уже существующей автотранспортной ин­фраструктуры региона и организации согласно международ­ным правилам и заключенным двусторонним межправитель­ственным соглашениям о международном автомобильном со­общении грузовых автоперевозок с Ираном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Турцией и Пакистаном. Пре­дусматривается транзит в рамках четырехсторонних соглаше­ний с КНР, Пакистаном и Кыргызстаном, а также обеспече­ние мультимодальных перевозок и рассмотрение возможнос­ти создания совместной акционерной компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию в регионе.
В рамках программы развития воздушного сообщения от­крыты прямые авиарейсы между столицами и крупными го­родами стран-членов ОЭС.
Как было отмечено выше, Казахстаном, подписано Согла­шение о создании Судоходной компании ОЭС и ее Устав. В настоящее время Судоходная компания является действую­щей организацией и в нашей стране проводится работа по выполнению достигнутых договоренностей по сотрудничеству в этой области. Рассматриваются возможности создания совместных предприятий по реконструкции порта Актау[34].
Казахстан, обладая значительными топливно-энергетичес­кими ресурсами, предусматривает рост добычи нефти и газа за счет интенсивной разработки действующих и освоения но­вых месторождений. Однако, в связи с ограниченными воз­можностями по транспортировке нефти и газа проблематич­ным является вопрос увеличения их добычи. Поэтому Казах­стан заинтересован в сотрудничестве со странами ОЭС в об­ласти энергетики путем подготовки плана не только по раз­витию нефтегазовой сети региона, но и по соединению энер­гетических систем стран-членов ОЭС.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :