--PAGE_BREAK--Данная инициатива получила поддержку практически во всех азиатских государствах, играющих заметную роль в современных международных отношениях. Особо важное значение имела для Казахстана положительная реакция Москвы, Пекина, Дели, Анкары, Исламабада, Улан-Батора, а также соседей по Центрально-азиатскому региону — Кыргызстана и Таджикистана. Активное участие в процессе СВМДА приняли даже такие политические антагонисты, как Иран, Египет и Израиль.
В качестве наблюдателей в сложной, порой вязкой дипломатической работе участвовали США, Украина. Большое содействие в подготовке соответствующих документов оказали также эксперты ООН. В поддержку СВМДА выступила Организация Исламская Конференция. Немалый интерес проявила к этой инициативе ОБСЕ.
Напряженная работа на уровне экспертов в рамках Специальной Рабочей Группы завершилась встречей министров иностранных дел государств-участников СВМДА. Собравшись 14 сентября 1999 года в Алматы, руководители внешнеполитических ведомств 14 стран впервые подписали документ, имеющий принципиальное значение для создания институтов безопасности в Азии, — «Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА». В этом документе в развернутом виде нашли свое отражение такие важные положения, как суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств-членов; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль за вооружениями; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; права человека и основные свободы.[21]
Итоги Алматинского форума вызвали широкий резонанс в мировом сообществе. Политики, дипломаты и исследователи международных отношений сошлись во мнении, что сам факт проведения совещания руководителей внешнеполитических ведомств государств, многие из которых находятся в неприязненных отношениях друг с другом, а также подписание всеми странами Декларации — это несомненный успех казахстанской дипломатии.
Казахстан принимает активное участие в деятельности таких организаций, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНЕП, ФАО, ЮНИДО, УКНПП ООН, ОИК и другие. В процессе реализации находится инициированная Главой казахстанского государства Специальная программа по социально-экономическому развитию стран Центральной Азии (СПЕКА) под эгидой ЭСКАТО и Европейской Экономической Комиссии ООН.
Как весьма продуктивное можно оценить взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Наша страна исходит из необходимости более развернутого диалога с ОБСЕ, включая вопросы безопасности, экологии в Центральной Азии. ОБСЕ еще не исчерпало своих возможностей как универсальный механизм обеспечения безопасности на обширном пространстве Евразии. В этих условиях было бы нецелесообразно ограничивать консультации с постсоветскими государствами рамками обмена мнениями о выборном процессе и соблюдении прав человека, хотя эти вопросы представляют несомненный практический интерес.
Что касается НАТО, то Казахстан присоединился к программе «Партнерство во имя мира», имея в виду сотрудничество не только в военной сфере, но и регулярные консультации в политической, научно-технической и экологической областях.
Активизируется деятельность Казахстана в рамках Организации экономического сотрудничества. Приоритетное значение для нашей страны имеют такие сферы, как транспорт, коммуникации, торговля, энергетика. В Казахстане уделяется повышенное внимание развитию транспортной инфраструктуры. Ставится задача полного и эффективного использования транзитного потенциала нашей страны. В этих целях наша страна планирует присоединиться к международным соглашениям о транзитных коридорах Юг-Север, Восток-Запад. Изучаются также потенциальные возможности транспортного проекта ТРАСЕКА.
В 1997 году произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджент. Таким образом, морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бендер-Аббас в Персидском заливе через Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран. Эта магистраль может обеспечить Казахстану доступ к открытым морям.[22]
В начале 90-ходов XX века, ставших символом крушения биполярной системы мироустройства, международные отношения вступили в принципиально новую фазу своего развития. Создавшиеся условия открыли беспрецедентные возможности для внешнеполитической и внешнеэкономической активности многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между интересами двух сверхдержав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция проявилась в странах Азии. Многие из государств азиатского континента, обладая мощным экономическим потенциалом, громадными трудовыми и природными ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах, но и оказывать существенное влияние на геополитические процессы в мировом масштабе.
Нынешняя обстановка в Азии, особенно в восточной ее части характеризуется высокой динамикой политических и экономических процессов, которые постепенно превращают регион в один из основных полюсов в современных международных отношениях. В последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран (рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли — 9-11 процентов) заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60 процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой торговле. Согласно экспертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с наибольшим ВНП пять государств будут азиатскими[23].
Крайне отрицательное влияние на укрепляющиеся позиции стран оказал азиатский финансовый кризис 1997 года. Вместе с тем, кризис, который нередко увязывают с попытками Запада ограничить возрастающую роль Азии, имел в конечном итоге положительный эффект. Государства региона сумели заметно укрепить экономическую жизнеспособность и в настоящее время демонстрируют прежние темпы развития. В значительной мере благодаря азиатскому кризису в современном мире укрепилось понимание, что наибольшую опасность стабильности государств стали представлять скорее финансовые и экономические факторы, нежели военная угроза. Это обусловило значительное усиление экономической составляющей в стратегии национальной безопасности государств
Изложенные факторы всесторонне учитываются во внешней политике Казахстана — по сути азиатского государства, — который имеет собственные интересы в этом перспективном регионе. Располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии и обладая весомым экономическим потенциалом, Казахстан вправе рассчитывать на достойное место в Азии. Поэтому стратегическая цель казахстанской дипломатии в данном регионе состоит в укреплении взаимовыгодных отношений со странами на долгосрочной основе. Сотрудничество с азиатскими государствами, безусловно, соответствует национальным интересам Казахстана, объективно усиливает его международные позиции, способствует успешному проведению экономических преобразований внутри страны.
Государства Ближнего и Среднего Востока органично входят в ареол важных интересов Казахстана в силу их географической близости, экономического потенциала, а также тесно связанных исторических и культурных корней с народами этих стран. Значимость Ближнего и Среднего Востока подкрепляются его уникальным геополитическим преимуществом, имеющимися в этом регионе огромными людскими и природными ресурсами. Указанные факторы определяют устойчивое стремление многих государств современного мира к наращиванию широкомасштабного сотрудничества с этим регионом.
Приоритетная задача казахстанской дипломатии на Среднем Востоке состоит в планомерном расширении взаимовыгодных экономических связей и политического сотрудничества с соответствующими странами. Развитие продуктивных отношений нашей страны с государствами Среднего Востока требует сохранения сложного баланса политических и экономических интересов всех участников этого процесса, поиска взаимоприемлемых компромиссов, жесткого отстаивания своих национальных интересов.
Одним из наиболее влиятельных игроков в этой части света является Турецкая Республика — давний и стабильный партнер Казахстана.
Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе 2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана Казахстанско-турецкое сотрудничество характеризуется повышенной динамикой развития с первых дней установления дипломатических отношений (2 марта 1992 г.)[24]. Не прерываются плодотворные контакты на высшем уровне, в том числе в рамках саммитов тюркоязычных государств. Стороны подписали пакет важных межгосударственных соглашений, которые заложили фундамент долгосрочного сотрудничества.
За последнее десятилетие эта страна добилась значительных успехов в проведении рыночных и демократических преобразований, сумела укрепить свой международный авторитет. Теоретическую базу турецкой внешней политики, равно как экономики и доктрины национальной безопасности, составляют принципы, сформулированные Кемалем Ататюрком: обеспечение безопасности, эффективное использование ресурсов развития и центральная роль в регионе.
Катализатором этого процесса, особенно на первоначальном этапе, стал такой фактор, как историческая и культурная общность наших народов. Несмотря на устремления Анкары играть консолидирующую роль в так называемом «тюркском мире», официальные визиты Президента Т.Озала в Казахстан (1993 г.) и Президента Н.Назарбаева в Турцию (1994 г.) продемонстрировали прагматичный подход сторон к перспективам взаимного сотрудничества. Стало очевидным, что Казахстан готов всемерно развивать двусторонние связи в политической, экономической и гуманитарной сферах, но не в ущерб интересам на российском или иных направлениях своей дипломатии. Н.Назарбаев в одной из бесед с Т.Озалом сказал, что Казахстан навсегда распрощался со стереотипом «старшего брата». Это заявление было правильно воспринято в Анкаре. Турция же недвусмысленно демонстрировала, что ее внешнеполитические предпочтения в первую очередь связаны с США и Европой.[25]
Тем не менее, наличие у обеих стран общих интересов в сфере международной политики и безопасности позволяет значительно расширить спектр взаимного сотрудничества. Одно из возможных направлений такого взаимодействия обозначил на очередном саммите Глав тюркоязычных государств в Стамбуле (апрель 2001 г.) Н.Назарбаев. Он предложил принять специальную Хартию, направленную на борьбу с международным терроризмом. Предметом плодотворных контактов является казахстанская инициатива о созыве СВМДА. Анкара демонстрирует понимание и поддержку усилиям Казахстана по созданию на евразийском пространстве структуры, обеспечивающей прочную безопасность.
Можно констатировать, что, несмотря на отсутствие серьезных проблем в двусторонних отношениях, а также совпадение взглядов по многим международным проблемам, турецкий вектор стал весьма важным, но все же не доминирующим во внешней политике Казахстана (также как и других Центрально-азиатских стран). Это подтвердили и итоговые документы встреч Глав тюркоязычных государств в Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане (1998 г.), которые не содержали положений, указывающих на особые отношения указанных стран в какой-либо иной сфере, кроме образования и культуры.
Тем не менее, в Казахстане воздают должное турецкому руководству и народу этого государства за неизменно дружественное отношение к нашей стране. Турция была первым государством в мире, признавшим независимость Казахстана. Неоценимый вклад в становление и развитие плодотворного сотрудничества между нашими странами внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.
Двусторонние торгово-экономические отношения развиваются в целом поступательно и имеют устойчивую тенденцию к расширению. По объему внешнеторгового оборота Турции со странами СНГ Казахстан входит в первую тройку после России и Украины. Общий объем турецких инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, превысил 500 млн. долларов. Вместе с тем, отрицательное воздействие на развитие взаимной торговли оказали азиатский и российский финансовые кризисы. Если в 1998 году общий товарооборот составил почти 300 млн. долларов, то в 1999 году этот показатель снизился вдвое. Такой откат во взаимной торговле удается постепенно компенсировать, о чем свидетельствует достигнутый в 2000 году объем товарооборота на уровне 206 млн. долларов.
Заметную активность проявляют турецкие деловые круги в Казахстане. К началу 2000 года более 200 турецких фирм вели разработку или приступили к реализации десятков проектов на общую сумму 2 млрд. долларов. Однако, несмотря на многочисленность турецких компаний, работающих в Казахстане, направление их деятельности ограничивается в основном строительством и торговлей. Они пока не представлены в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия, переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля. В свою очередь, казахстанские компании, за исключением «Эйр Казахстан», не представлены в Турции.
На 1 января 2002г. в Республике Казахстан действовало 3995 совместных и иностранных предприятий (на 1 января 2001г. — 2366), созданных с участием партнеров из 107 стран (98), с уставным капиталом в размере 183293,3 млн. тенге. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями расположено на территории г. Алматы — 2461. В г. Астане и в Атырауской области действует — по 270 предприятий, Карагандинской — 191, Восточно-Казахстанской — 129.
Наибольшее число действующих предприятий из числа стран Содружества создано с фирмами Российской Федерации — 834, Кыргызстана — 74, Узбекистана и Украины — по 53.
С участием стран из азиатского региона на 1 января 2002г. действовало 1452 совместных и иностранных предприятия из 26 стран Азии. К наиболее активным относятся: Турция — 513 предприятий, Китай — 336, Иран — 122 и Республика Корея — 119.[26]
В качестве фактора, способного заметно оживить двустороннее сотрудничество, дипломаты двух стран и зарубежные эксперты по праву называют перспективы транспортировки казахстанской нефти через территорию Турции. В 1998 году была подписана Анкарская Декларация, в которой лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана и Министр энергетики США отметили важность строительства транскаспийских и транскавказских экспортных трубопроводов. Понятно, что особая роль в этом контексте принадлежит проблеме юридического статуса Каспия. Позиция Турции заключается в поддержке усилий Казахстана добиться раздела Каспия на национальные сектора. Однако уникальность и неоднозначное восприятие международным сообществом ситуации вокруг Каспия не позволяют Анкаре акцентировано выражать свою позицию по этому вопросу.
В ноябре 1999 года в рамках юбилейного саммита ОБСЕ с участием Президента Н.Назарбаева была подписана Стамбульская Декларация по проекту нефтепровода «Баку-Джейхан». Анкара придает большое значение этому проекту, отводя ему роль основного экспортного маршрута по доставке каспийской нефти на мировые рынки. Казахстан же исходит из многовариантности экспортных маршрутов и экономической целесообразности каждого проекта.
Подписание упомянутых документов — это, скорее всего, лишь начальный этап перед более сложной фазой — обсуждения технических и коммерческих условий проекта. Здесь необходимо выделить один существенный момент: по мнению большинства специалистов, «Баку-Джейхан» вряд ли будет рентабельным и жизнеспособным без казахстанской нефти. Этим обстоятельством можно объяснить активные дипломатические усилия Анкары, Баку, Тбилиси и Вашингтона по склонению Казахстана к участию в проекте. Только в 2000 году подобную цель преследовали миссии в Астану высокопоставленных представителей Турции, Азербайджана и Грузии, а также специального советника Президента США по энергетическим ресурсам Каспийского региона.
Нурсултан Назарбаев подтвердил позицию Казахстана в отношении проекта Баку-Джейхан. Он информировал турецкого коллегу о том, что в следующем году завершается строительство КТК, что позволит увеличить экспорт нефти через территорию России.[27]
Открытие новых месторождений нефти на казахстанском шельфе Каспия добавляет уверенность в конечной реализации проекта Баку-Джейхан и транспортировке казахстанской нефти по данному маршруту, поскольку объемы добычи в 2010-2015 годах возрастут до 150 миллионов тонн. В этой связи он не исключил возможность появления и других маршрутов транспортировки в восточном и южном направлениях, а также новых вариантов в российском направлении, в частности, ведущих к Балтийскому морю.
продолжение
--PAGE_BREAK-- С турецкой стороны было высказано предложение о присоединении Казахстана к Межправительственному соглашению по транспортировке нефти между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Нурсултан Назарбаев ответил, что в таком случае трубопроводный проект должен называться Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. И в этой связи необходимо решать множество вопросов, начиная с размеров тарифных ставок за транзит и завершая техническими аспектами транспортировки нефти. Для решения этих вопросов необходимы не только конкретные действия специалистов, но и обстановка реального и тесного сотрудничества.
Расширяется военно-техническое сотрудничество Турции и Казахстана. Министр обороны Турции поддержал казахстанскую армию почти триллионом турецких лир. Переговоры двух военных ведомств вокруг военно-технического сотрудничества Турции и Казахстана оказались на редкость плодотворными: в который уже раз за последние 4 года нам удалось уговорить партнеров на очередную материально-техническую помощь. Она составила 831 миллиард турецких лир (1000 лир = 0,1 тенге)[28].
Скоро в Казахстан прибудут первые из 30 обещанных автомобилей повышенной проходимости и уже второй бесплатный патрульный катер, также турки подготовят и оснастят военные спецподразделения.
Выступление министра обороны Турции Сабахаттина Чакмакоглу здорово напоминало спич удачливого бизнесмена: у наших стран — особое место на карте, в турецких компаниях в Казахстане работают местные жители, а потому «наплыв турецких фирм в Казахстан будет продолжаться». Взамен же Сабахаттин пообещал «и дальше помогать Вооруженным силам Казахстана встать в кратчайшие сроки на ноги и выполнить свои функции».
В отличие от казахстанского министра обороны, который сделал вид, что не расслышал вопроса по поводу развития событий в Центральной Азии и упреждающих мер, принимаемых республикой в связи с терактами в США, г-н Чакмакоглу сказал, что военной базой Инджирлик сегодня уже активно пользуются и турецкие, и натовские ВВС. Пока самолеты США и НАТО вылетают отсюда для проведения воздушной разведки над Северным Ираком. Министр обороны явно поскромничал и не рассказал прессе о том, что для Ирака «разведка» уже обернулась бомбардировкой его баз ПВО. Однако заявил во всеуслышание, что, если блок НАТО запросит любую помощь против международного терроризма у Турции, он сразу же ее получит.
2.2. Казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. Успешное развитие получило казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. Наиболее продвинутым проектом в сфере образования стал Международный казахско-турецкий Университет имени Х.А.Яссави в Г.Туркестане.[29] На его развитие Правительством Турции было выделено в общей сложности 60 млн. долларов. Сегодня МКТУ — современное высшее учебное заведение с солидной методической и экспериментальной базой, где обучаются 15 тыс. студентов. Продолжается обучение на безвозмездной основе студентов и аспирантов Казахстана в высших учебных заведениях самой Турции. В свою очередь, в Казахстане на пожертвования турецких бизнесменов функционируют 26 казахско-турецких лицеев, где обучаются 5 тыс. человек, а также открытый в 1998 году частный университет имени С.Демиреля. Порядка 700 турецких граждан обучаются в настоящее время в Казахстане, работают десятки преподавателей из Турции. Многие казахстанские ученые и специалисты преподают различные технические и гуманитарные дисциплины в турецких университетах.
Богатыми по содержанию являются двусторонние связи в области культуры. Традиционным стало проведение на взаимной основе гастролей творческих коллективов и отдельных исполнителей; переподготовка на телевидении Турции специалистов областных и республиканских телекомпаний Казахстана; организация выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства; совместная работа по линии ТЮРКСОЙ; реставрационные работы в мавзолее Х.А.Яссави в Туркестане; различные юбилейные мероприятия.
Заслуживает упоминания инициатива Фонда исследования тюркского мира по созданию отделений турецкого языка и литературы в вузах Алматы, Кызылорды и Талдыкоргана, содействию в подготовке преподавательского состава по тюркологическим специальностям. Активную роль в упрочении научных контактов играет Высшее общество культуры, языка и истории им. Ататюрка. Данное общество, являющееся по существу национальной академией наук гуманитарного профиля, изъявило готовность участвовать в подготовке издания Казахской энциклопедии, журнала «Музыка тюркского мира», а также в совместных проектах по изучению наследия Коркута и археологических памятников.
В настоящее время между Казахстаном и Турцией, по инициативе Казахстана, вводится визовый режим. Соглашение подписали министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции Чинар Алдемир[30]. Такая мера предпринята в связи с усилившейся угрозой терроризма, для защиты национальной безопасности и предупреждения нелегальной миграции. Кроме того, визовый режим послужит и защите внутреннего рынка труда. При этом соглашение о введении визового режима вступит в силу лишь через три–четыре месяца после прохождения всех необходимых внутригосударственных процедур. До этого времени безвизовый режим, введенный еще в 1992 году [31], будет еще действителен. Как заверили в МИДе, предпринятая мера ни в коей мере не должна отразиться на торгово-экономическом сотрудничестве, предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан. Предусмотрено облегчение визового режима для людей бизнеса, инвесторов, шоп-туристов, по линии научно–культурного обмена делегаций. Для владельцев дипломатических и служебных паспортов безвизовый режим продлится до трех месяцев. Выдача виз будет осуществляться через консульства. Шоп–туристам, возможно, визы будут выдавать непосредственно в аэропортах Алматы и Астаны без консульских сборов.
В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о введении карточек миграционного контроля на границах с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Срок их действия (предварительно) 5 дней. С введением этих карточек каждый прибывающий в Казахстан гражданин из этих республик должен будет декларировать цель своего приезда в нашу страну.
Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе 3.1. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов Мировое сообщество с удовлетворением отмечает, что Казахстан и Турция, являясь крупными Евразийскими государствами, последовательно выступают за ускорение и углубление процесса разносторонней интеграции между странами континента[32]. Как Турция, связанная союзом со странами ЕС, так и Казахстан, имеющий авторитет и играющий ключевую роль в СНГ, оказывают содействие поиску путей и развитию сотрудничества между двумя крупными политико-экономическими образованиями на континенте. Казахстан также развивает прямые контакты с ЕС. Изложенное подтверждает тот факт, что наши отношения строятся не только в двусторонней плоскости, но и в пространстве многостороннего сотрудничества, в рамках таких авторитетных между- народных и региональных структур, как ООН, Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация экономического сотрудничества и Организация Исламская Конференция (ОИК), ЕС. Этот процесс рассматривается именно в контексте усиления интеграции. Причем экономический аспект этого процесса имеет большой удельный вес.
Стратегически важным не только для двустороннего сотрудничества является вопрос транспортировки каспийской нефти через территорию Турции (на экспортный терминал в Джейхане) к Средиземному морю. В соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным сторонами в ходе визита премьер-министра Турции Т.Чиллер была создана двусторонняя Рабочая группа по созданию Акционерной Трубопроводной Компании, проработки технических вопросов и подготовки документации по проекту прокладки экспортного трубопровода. Период активной работы группы закончился к лету 1998 года, когда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые рабочие документы, содержащие цели, задачи и программа работ группы. В дальнейшем на ее работу оказывал влияние политический фактор, связанный с выбором окончательного варианта. Однако, итоги высоких контактов последнего периода дают возможность предположить положительную перспективность этого маршрута транспортировки, а, следовательно, и перспективность сотрудничества в этой сфере не только с Турцией, но и с другими заинтересованными в этом вопросе странами.
Необходимым условием успешно и планомерно развивающихся как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, как юридического фундамента, без которого нельзя построить многопрофильное «сооружение», называемое успешным сотрудничеством. На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних документов составляет более 60, причем более 10 являются многосторонними. Декларации, договора, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения, – таков неполный перечень областей сотрудничества двух стран. Такой широкий спектр и количество документов, заключенных Казахстаном с Турцией можно сравнить лишь с США, КНР, Россией – крупными супердержавами.
3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) Организация экономического сотрудничества (ОЭС)была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития (Иран, Пакистан и Турция). В первоначальный период сотрудничество в рамках этой организации носило преимущественно двусторонний характер. После вступления в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых государств — Казахстана, Афганистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана — деятельность данного объединения значительно активизировалась.
Основной задачей ОЭС является создание условий для непрерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик государств региона в мировую систему хозяйственных связей, а также налаживание активного сотрудничества в культурной, технической и научной сферах.
ОЭС осуществляет свою деятельность, базируясь на таких основополагающих документах, как Кветгинский план действий, Стамбульская, Исламабадская, Ашгабадская декларации, Алматинский основной План развития транспортного сектора региона и обновленный Устав — Измирский Договор. Во всех этих документах странами-членами ОЭС четко определены цели и задачи Организации, обозначена стратегия и приоритетные области сотрудничества — транспорт и коммуникации, энергетика и торговля. Для принятия важных решений в рамках ОЭС и рассмотрения хода выполнения обязательств проводятся совещания Совета министров и встречи Глав государств-членов.
На Саммите ОЭС, прошедшем 5-7 июля 1993 года в Стамбуле, были одобрены Кветгинский план действий и Стамбульская Декларация долгосрочных перспектив Организации. Также было принято решение об учреждении 4-х крупных институтов ОЭС: Банка торговли и развития, Авиа- и Судоходной компаний, Страховой компании.
На третьей встрече Глав государств-членов ОЭС, состоявшейся в марте 1995 года в Исламабаде, были рассмотрены вопросы дальнейшей экономической интеграции государств региона. Рядом стран, в том числе Казахстаном, были утверждены основополагающие документы по созданию региональных учреждений: Банка торговли и развития, Страховой компании, Соглашение и Устав Судоходной компании, Соглашение о транзитной торговле[33], Соглашение об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС, Уставы Научного фонда и Института культуры, принята Исламабадская Декларация.
Четвертая встреча, прошедшая в мае 1996 года в Ашгабаде, стала для региона ОЭС событием первостепенной важности. Главы государств одобрили пересмотренные и обновленные основополагающие документы Организации, которые были подготовлены с учетом экономических и политических изменений на международной арене, оказывающих влияние на регион. По итогам встречи приняты Ашгабадская Декларация, Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС.
Обновленный Устав Организации — Измирский Договор — был подписан на внеочередной сессии Совета министров 14 сентября 1996 года в Измире (Турция). ОЭС постоянно укрепляет свой международный имидж и положение посредством налаживания связей с различными региональными и международными организациями, как в системе ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и др.), так и вне ее. ОЭС получила статус наблюдателя в ООН и в Организации Исламская Конференция. На своей 50-й сессии в 1995 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию о сотрудничестве с ОЭС. Организация также стремится к установлению плодотворных взаимоотношений с другими крупными региональными структурами: ЭСКАТО, АСЕАН и ЕС.
Сотрудничество Казахстана со странами-членами ОЭС обрело практическую направленность. Нашей страной приоритет отдается таким областям, как транспорт и коммуникации, торговля и энергетика. Немаловажное значение имеют взаимоотношения в области сельского хозяйства, науки и культуры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
С усилением интеграционных процессов на Евразийском континенте вопросы развития транспорта, средств связи и коммуникаций, приближение транспортно-коммуникационных услуг по качеству к мировым стандартам будут служить основой для развития других сфер экономики.
В 1993 года в Алматы состоялось совещание министров транспорта стран-членов ОЭС, на котором был принят Алматинский основной План развития современной транспортной инфраструктуры, состоящий из специфичных проектов и работ. Уже в марте 1995 года было завершено строительство железной дороги, которая соединила южные иранские порты на побережье Персидского залива единой железнодорожной сетью с северной частью страны. В мае 1996 года произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджен, который соединяется с 700-километровой железной дорогой Бафа — Бендер-Аббас. В результате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бендер-Аббас в Персидском заливе. Дорога проходит через города Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран, тем самым обеспечивая Казахстану доступ к открытым морям с одной стороны, и через Стамбул в Европу — с другой. При этом сроки транспортировки грузов сокращаются на 25-30 процентов.
Для повышения эффективности использования трансазиатской железной дороги странам-членам необходимо рассмотреть вопросы принятия единой тарифной политики в области транзита товаров. Помимо этого, намечены мероприятия по совершенствованию уже существующей автотранспортной инфраструктуры региона и организации согласно международным правилам и заключенным двусторонним межправительственным соглашениям о международном автомобильном сообщении грузовых автоперевозок с Ираном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Турцией и Пакистаном. Предусматривается транзит в рамках четырехсторонних соглашений с КНР, Пакистаном и Кыргызстаном, а также обеспечение мультимодальных перевозок и рассмотрение возможности создания совместной акционерной компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию в регионе.
В рамках программы развития воздушного сообщения открыты прямые авиарейсы между столицами и крупными городами стран-членов ОЭС.
Как было отмечено выше, Казахстаном, подписано Соглашение о создании Судоходной компании ОЭС и ее Устав. В настоящее время Судоходная компания является действующей организацией и в нашей стране проводится работа по выполнению достигнутых договоренностей по сотрудничеству в этой области. Рассматриваются возможности создания совместных предприятий по реконструкции порта Актау[34].
Казахстан, обладая значительными топливно-энергетическими ресурсами, предусматривает рост добычи нефти и газа за счет интенсивной разработки действующих и освоения новых месторождений. Однако, в связи с ограниченными возможностями по транспортировке нефти и газа проблематичным является вопрос увеличения их добычи. Поэтому Казахстан заинтересован в сотрудничестве со странами ОЭС в области энергетики путем подготовки плана не только по развитию нефтегазовой сети региона, но и по соединению энергетических систем стран-членов ОЭС.
продолжение
--PAGE_BREAK--